на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Ю.М.БЕЛЯЕВ

Наша страна становится на путь инновационного развития. Уже сделано много для этого: принят закон об интеллектуальной собственности, введенный в состав Гражданского Кодекса РФ, разработаны положения о банке развития и венчурном банке, положено начало созданию национального банка развития, на основе указов Президента РФ создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса в стране: снижается число проверок различными контролирующими органами, что в целом, благотворно влияет на снижение коррупционной составляющей в бизнесе, вводится в действие закон о коррупции.

Однако, к сожалению, для обеспечения полноценного инновационного развития экономики страны не хватает системного стратегического подхода и ощущается недостаток стратегических решений по ряду ключевых направлений: правовому, инвестиционному, организационному, социально- экономическому.
                              
 Правовое направление инновационной стратегии
      
     
 
Создание действительно эффективного инновационного менеджмента не возможно без принятия новых законов: «Об инновационной деятельности», «Об инвестициях в инновационные процессы», «О венчурных банках», «О венчурных фондах», «О консультационной деятельности в инновационной сфере» (названия- примерные). Кроме того, необходима корректировка отдельных положений действующего Патентного закона РФ, препятствующих инновационному развитию: надо адаптировать этот закон к реальности ситуации в стране- исключить возможность утечки сведений конфиденциального характера, восстановить справедливость в отношении льгот и вознаграждений новаторов, но, главное, заменить пошлины на отчисления от сумм, полученных в качестве инвестиций на инновационный проект или сумм от продажи патентных лицензий, что, как доказано, полностью компенсирует отмену пошлин с существенной выгодой. Причем выгодно станет не только Роспатенту (ФИПС), разумеется, при условии  активного использования  им программно- целевого подхода в поиске инвестиций для освоения новшеств и превращения их в инновации, но это станет выгодно государству, благодаря резкому возрастанию количества инноваций. И, безусловно, беспошлинный патентный закон будет позитивно воспринят творческой частью населения страны, что отразится в повышении количества изобретений, как минимум, на порядок.

Что касается названного перечня законов, то их необходимость назрела с самого начала реформ.  Варианты закона «Об инновационной деятельности» рассматривались Государственной Думой (в комитетах) не единожды, но так и нет до сих пор решения вопроса. В этом законе должны быть, наконец, прописаны единые определения «новшества», «инновации», «интеллектуального продукта», «инновационного процесса», «инновационной деятельности» и т.п. и введены льготы(налоговые, таможенные, арендные и т.д.) для участников инновационного процесса на период освоения инновации на рынке. К слову сказать, отчасти такие льготы уже действовали с 1992 по 1994 г.г. Совершенно очевидно, что без этих льгот венчурным предприятиям не выжить и, соответственно, нам не видать инноваций.

Закон об инвестиционной деятельности в инновационной сфере должен систематизировать и упорядочить систему денежных потоков в сторону предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Должны быть сформулированы условия для всех участников инновационного процесса: бизнес- ангелов и их союзов (фондов), национального банка развития, венчурных банков и фондов, зарубежных инвесторов, страховых компаний, лизинговых компаний и т.д. Здесь Центральный банк России должен стать гарантом Национального банка развития, который, в свою очередь станет гарантом для сети региональных венчурных банков, которую следует создать незамедлительно, если, действительно, формировать механизмы инновационного развития. Далее венчурные банки должны создаваться практически в каждом крупном городе страны, а в мегаполисах в таких банках  потребность существенно выше.

Закон о деятельности венчурных  банков необходим, так как существующие  акционерные банки в рамках действующих законов не могут стать инвесторами для венчурных предприятий, которым часто нечего положить в залог, кроме собственной интеллектуальной собственности. Такой закон должен обязательно предусматривать при получении кредита  в венчурном банке механизм залогового оборота охранных документов (патентов) на интеллектуальную собственность.  Одно это условие могло бы существенно ускорить освоение инноваций и увеличить масштабы их диверсификации на рынке.

Закон о венчурных фондах позволил бы регламентировать формирование и использование таких фондов в отраслях промышленности, различными союзами предпринимателей, министерствами, другими организациями или частными лицами для инновационной деятельности. Множество таких фондов за рубежом, действующих достаточно длительное время, свидетельствует о высокой постоянной востребованности  такой формы инвестиций.

Эффективная коммерциализация инноваций и объектов интеллектуальной собственности, как и успешное осуществление инновационных процессов требует не только разработки правовой базы- законов, но и решения ряда организационных вопросов. Прежде всего, необходимо создание обязательных консультационных структур: 1)при венчурных банках для оценки залоговой стоимости патентной лицензии (оценка величины выдаваемого на инновационный проект кредита); 2)оценка эффективности инновационных проектов и выбор наилучших; 3)разработка бизнес- планов инновационных проектов; 4)поиск потенциальных инвесторов инновационных проектов, подготовка и проведение форумов для  реализации программно- целевого подхода; 5)осуществление патентно- лицензионной деятельности.   

Часто выпускники- менеджеры жалуются на отсутствие достойных вакансий. Однако создание фирмы с любым из названных направлений работы, постепенно может стать настолько рентабельным, что будет конкурировать по заработкам со многими зарубежными фирмами.

Формирование  только механизма залогового кредитования инновационных проектов с патентом в качестве залога могло бы резко позитивно изменить ситуацию в стране с освоением новшеств на рынке, т.е с созданием инноваций. Для этого достаточно изучить многолетний опыт зарубежных венчурных банков.

Квалифицированная оценка эффективности инновационного проекта обеспечивает снижение потенциальных рисков инвестирования в этот проект. Как и в первом случае консультационных услуг, фирма – оценщик может претендовать на вознаграждение  от 5 до 10% от инвестиционной суммы, что может составить  сотни тысяч и миллионы рублей от каждой сделки.

Разработка бизнес-планов инновационных проектов требует участия многих высококвалифицированных специалистов, с использованием отработанных компьютерных программ для расчета и графического представления текущих финансовых показателей за весь длительный срок исполнения проекта. Со временем, по мере реального развития инновационных программ в стране, этот бизнес может стать также прибыльным.

Осуществление патентно-лицензионной работы в период инновационного развития, естественно, требует существенного усиления. При этом необходимо не только «возрождение» таких служб на промышленных предприятиях (в том числе, для ведения рационализаторской деятельности), но и создание сети частных консультационных фирм. 

Осуществление программно- целевого подхода давно актуально в нашей стране и представляет собой прагматичную альтернативу традиционным сейчас пышным, очень затратным и недостаточно эффективным «экономическим форумам» (имеются в виду форумы, на которые, в основном, съезжаются представители федеральной и региональных администраций и несколько приглашенных потенциальных инвесторов. При этом крайне редко представляются действительные новшества (инновации), а преимущественно, крупные строительные проекты. Все это сопровождается обычно концертными «феериями», банкетами и т.п., а результат составляет единицы процентов заключенных контрактов.  В то же время, программно- целевой подход (ПЦП), известный в мире уже десятки лет, осуществляется проще, дешевле и существенно эффективнее. ПЦП включает этапы: 1) поиск и составление банка инноваторов (изобретателей- патентообладателей) 2)поиск и составление банка потенциальных инвесторов; 3) рассылка инвесторам информации о потенциальных инновациях и приглашений на выставку достижений инноваторов;  4)организация выставки достижений- новшеств (как документации, так и опытных образцов, макетов, стендов); 5)приглашение  на выставку только инноваторов и инвесторов (для чего достаточно скромных помещений, например, актового зала любого университета); 6)организация переговоров потенциальных партнеров по осуществлению инновационных проектов; 7)оформление и регистрация инвестиционных и лицензионных контрактов; 8)содействие в организации совместных работ будущих инновационных партнеров. Поскольку встреча направлена целевым образом, то эффективность такого инновационного форума максимальна и достигает десятков процентов, т.е. на порядок выше, чем у «экономического форума», а затраты при этом могут быть и на два порядка ниже, т.е. рентабельность ПЦП примерно в тысячи раз выше.  Все трудности в подборе потенциальных инвесторов. Однако некоторые наши отечественные Центры научно- технической информации накопили банки информации о зарубежных фирмах в количествах до десятков тысяч- есть из чего выбрать реальных инвесторов в конкретной отрасли. Применение ПЦП возможно на различных уровнях: 1)федеральном, 2)региональном, 3)муниципальном, 3)местном, 4)организационном.

Таким образом, создавая необходимые для коммерциализации ИС консультационные фирмы, можно существенно активизировать инновационную деятельность в стране. Следует отметить, что практически все названные виды консультационной деятельности могут осуществляться в одной фирме.

Без деятельности консультационных фирм такого рода не возможно эффективное введение в хозяйственный оборот как инноваций, так и интеллектуальной собственности. Для организации четкой системы венчурных консультационных фирм, безусловно, необходим специальный закон, регламентирующий их деятельность, поскольку эта деятельность является во многом новой для страны.  Необходимо разработать (возможно, в рамках одного из законов) положение о программно- целевом подходе (ПЦП) освоения объектов интеллектуальной собственности и инноваций, применение которого вместо традиционных «экономических форумов» может принести многократный эффект- и экономический, и научный, и социальный.
                     Инвестиционное направление инновационной стратегии
  
     
 На основе комплекса вновь введенных законов следует создать надежную систему инвестирования инновационной деятельности. Безусловно, в этой системе будут действовать и бизнес- ангелы, и предприятия- эксплеренты, но её базисом все- таки станет организационная структура из национального банка развития и венчурных банков. 

Структура управления венчурными фондами будет другой (формируется по отраслевым и корпоративным отношениям), но принципы инвестирования в них должны быть идентичны таковым в венчурных банках. Главное сформировать и отработать механизм залогового обращения охранных документов интеллектуальной собственности.  В некоторых случаях залогом может стать не только патент на изобретение, но и на товарный знак (или знак обслуживания), так как для крупных, известных фирм стоимость товарного знака может быть эквивалентна сотням миллионов и даже десяткам миллиардов долларов (например, у американской «Филипп  Морис» товарный знак оценивается сегодня в сумму более 30 миллиардов долларов).

Здесь также помогут венчурные консультационные фирмы.  Основой для венчурных фондов могут также стать федеральный и региональный фонды развития.  Необходимо законодательно утвердить условия венчурного инвестирования для иностранцев.  По- видимому, потребуется создание и специальных венчурных страховых компаний и соответствующих законов об их деятельности.
            
                               Организационное направление инновационного развития
   
   
Для обеспечения устойчивого инновационного развития необходимо создать в стране организационные структуры управления, адекватные этому развитию.  Иными словами, надо оптимизировать функции управления (т.е. сформировать систему менеджмента) на всех уровнях администрирования: федеральном, региональном, муниципальном, местном, организационном. Это потребует основательного – в десятки раз- сокращения всех административных структур с целью адаптации их к изменившимся условиям рыночных реформ.  Такие преобразования назрели достаточно давно, однако в условиях формирования инновационных рыночных отношений, фактически при создании экономики нового типа- эволюционной- существующая система администрирования является тормозом. Возможно, при этом потребуются поправки и в Конституцию РФ. Главное, чтобы этот процесс не превратился в очередную «кампанейщину».  Сокращения должны быть обоснованы- на научной основе (использование модели производственной функции, системного подхода и т.п.).  Все нормы и регламент функций каждого уровня управления должны быть строго обоснованы научно и прописаны в законе.

«Освободившиеся» бывшие чиновники при этом существенно усилят средний класс предпринимателей, а «освободившийся» их фонд заработной платы позволит сделать более достойными заработки творческих участников инновационного процесса.

Для организации процесса адаптированного сокращения чиновников необходимо построение новой модели управления на основе принципов менеджмента, в первую очередь, на основе оптимизации всех имеющихся ресурсов для достижения стратегических целей. Реализация этого процесса позволит сократить коррупцию на всех уровнях управления многократно. 
                                        
Социально- экономическое направление
 
    
Это направление, прежде всего, касается формирования новых подходов, масштабов стимулирования и мотивации всех участников инновационного процесса.   Здесь необходимо проанализировать основные факторы, влияющие на эффективность труда научных работников вообще и на участников инновационного процесса, в частности.  Такими факторами являются: 1)заработная плата; 2)налоги; 3)мотивационная система; 4)организация труда.

1)Заработная плата. В нашей стране сложилась «традиционная» диспропорция между уровнем труда и его результативностью, причем для всех бюджетных профессий (разумеется, кроме госслужащих, т.е. чиновников у власти). Наше относительное отставание от западных стран по заработной плате составляет от 2,2 до 3,7 раза  . Причем существенно занижен минимальный прожиточный минимум заработка, необходимый для нормального воспроизводства рабочей силы.  По нормам  Организации Объединенных Наций установлен примерный прожиточный минимум – три доллара в час (т.е. сегодня -около 13,5 тысяч рублей в месяц) ².  В настоящий момент эта величина ближе к средней заработной плате по стране (с учетом заработка всех «олигархов»). 

Наше отставание по заработной плате пытаются объяснить низкой производительностью труда. Но, как справедливо подчеркивает  Д.С.Львов(см. ссылку), «мы плохо работаем, потому что плохо живем»: повышать производительность труда в условиях «уравниловки» и  низких зарплат у бюджетных работников нет никакой мотивации. При этом такая ситуация служит снижению конечного потребительского спроса, усиливая инфляцию. Положение еще обостряется в кризисный период, особенно с ростом цен, которые на многие продукты достигли уже уровня мировых.
 
Участники инновационного процесса, как правило люди интеллектуального труда, продуктом деятельности которых является интеллектуальный продукт. Последнему «повезло» гораздо меньше, чем материальному продукту производства, которому посвящены (начиная с К.Маркса) все рассуждения в отечественной экономике о производительности труда.  Однако, если эффективность труда определять его рентабельностью, т.е. отношением дохода от произведенного продукта к затратам на его создание, то продуктивный интеллектуальный труд будет всегда более эффективным, так как один раз произведенный интеллектуальный продукт, в дальнейшем многократно тиражируется в материальных продуктах, становясь инновацией на рынке. Кроме того, интеллектуальный продукт, получивший на законном основании охрану государства, становится интеллектуальной собственностью, представляющей собой товар особого вида, цена которого в тысячи раз больше цены материального продукта, представляющего инновацию.  Отсюда и очевидный ответ на вопрос: «Почему за рубежом научным работникам платят больше, чем работникам материального труда?»- «Потому что научные работники на 1 единицу (рубль) затрат создают десятки, сотни и тысячи единиц (рублей), а «рабочие»- как правило, чуть более 1 единицы».  Следовательно,  научные сотрудники, создающие интеллектуальную продукцию (в том числе, и фундаментальную, которая затем служит для создания радикальных, базисных инноваций) работают более рентабельно, чем производители материальной продукции, и заслуживают значительно более высокой (как минимум, в среднем- в три раза) заработной платы.  Зарубежная практика свидетельствует об ортодоксальности уровней  заработков ведущих профессоров университетов, которые могут быть выше, чем у главы правительства. И это стало практически нормой в развитых странах.

Таким образом, с целью повышения эффективности труда, заработную плату надо повышать всем категориям бюджетников, сделав её не ниже зарубежного уровня, но особенно значительное повышение должно произойти для научных работников- участников инновационного процесса.  Причем всплеска инфляции не будет, так как, во-первых, у этой части населения  велика доля неудовлетворенного спроса (склонность к потреблению значительно возрастет при увеличении доходов), что будет стимулировать развитие отечественной промышленности, а , во- вторых, рост заработка станет и стимулом, и мотивацией к повышению эффективности труда, в- третьих, повышение творческой активности приведет к рождению новых инноваций и развитию производства, что в целом должно компенсировать увеличение денежной массы у бюджетников. Тем более, что эту массу не надо печатать, а только перенаправить из части  фонда развития.  К тому же, только благодаря новым высокотехнологичным инновационным проектам будет преодолена кризисная ситуация.  Отсюда следует, что повышение заработной платы для «интеллектуальной части» бюджетников достаточно быстро окупится.

2)Налоги.  Как метко сказано у Д.С.Львова( см. ссылку), «действующая налоговая система- классический пример того, как можно заставить людей не работать и экспортировать капитал за границу».  Удивительно, но несмотря на то, что НДС и различные разновидности обложения заработной платы,  способствуют росту темпов инфляции и спаду производства,  увеличивают затраты на производство отечественной продукции,  снижая её конкурентоспособность,  налоговая система существенно не меняется. С такой налоговой системой нельзя вступать в ВТО, так как это будет губительно для отечественного производителя  продукции. Необходим переход от нынешней налоговой системы  к системе рентных платежей (от использования природных ресурсов) ².   Это позволило бы решить множество острых проблем отечественного производства, обеспечив и социально- экономическое развитие.

В инновационном процессе налоговое бремя сказывается особенно сильно в первые годы осуществления проекта, поэтому в этот период (до момента окупаемости инвестиций в проект) следует участников инновационного проекта вообще освободить от всех видов налогообложения. К этим видам надо отнести и всяческого вида «сборы» местных органов власти  (на уборку территории, на милицию, на дороги, на реконструкции и т.д.). Такие сборы часто становятся настоящими «поборами», превышая суммы федеральных налогов.

Для возможности нормальной деятельности венчурное предприятие должно находиться «на налоговых каникулах» 2-3 года (на период окупаемости).

3)Мотивационная система.  Из основ менеджмента известно, что для повышения производительности труда человек должен быть мотивирован на получение удовлетворения от достигнутых результатов. Система мотивации, используя в качестве стимулирующих средств материальные блага (вознаграждения), основными своими механизмами должна быть обусловлена побуждением к творческой активности.  Последнее достигается множеством условий и приемов. Прежде всего, следует учитывать, что в инновационном менеджменте мы имеем, как правило, дело с научными работниками, конструкторами, технологами. Не все эти категории работников в одинаковой степени способны к творчеству, изобретательству. В целом участников инновационного процесса можно разделить на три категории: 1)творцы- инноваторы- создатели новшества; 2)научно- технические работники – участники НИОКР и разработчики технологического процесса; 3)все остальные работники, участвующие в инновационном проекте.

Первая группа –люди, создающие интеллектуальный продукт- их мало: количество их составляет доли процента от всех участников (тем более, населения региона, страны). Эта часть населения страны (мира) по- праву заслуживает называться настоящей элитой, так как именно ей население обязано появлением всего нового, что нас окружает. Сообщество любого масштаба- от организации до страны- должно с особым вниманием относиться к этой  своей части: не только обеспечивать достойной заработной платой, но и предоставлять другие возможности в материальной сфере (жилье, образование, здравоохранение, социальные привилегии и т.д.). За рубежом практически у каждого известного изобретателя есть свой агент, в чью задачу входит наискорейшее «проталкивание» появившегося новшества в производство, на рынок. В нашей стране роль таких агентов должны на себя взять работники(менеджеры) будущих консультационных фирм инновационного менеджмента. В задачу «инновационных агентов» должна входить обязанность освобождения изобретателя от всех видов деятельности, кроме творческой работы.

В идеальном случае такую же вспомогательную функцию должны выполнять и работники 2-й категории: их миссия- воплотить идею, новшество в реальную разработку, документацию, опытный образец, чтобы затем в производстве выпустить инновацию на рынок. Часто по ходу разработки научно- технические работники улучшают первоначальное техническое решение, т.е. вносят свой творческий вклад в будущую инновацию.  Эта категория работников нуждается не менее 1-й в повышении заработка и других материальных благ до уровня, принятого за рубежом для такого рода работ.

Однако обе первые группы участников инновационного процесса в значительной степени нуждаются в усилении мотивационной системы, которая должна при этом включать: 1)целевой подход в определении задания: работнику выдается задание, согласованное с ним (откорректированное в случае завышенных требований) на определенный срок, после чего оценивается достигнутый результат (метод управления по целям П.Дракера);  2) при невозможности первого подхода, выбирают один из следующих вариантов: а)гибкий график работы- время прихода- ухода лимитируется по согласованию с руководителем; б)частичная занятость- работник может выполнять задание не только на рабочем, но  и в другом месте; в)скользящий график- устанавливаются дни или часы присутствия на рабочем месте;  3)систему обогащения работы (ротация для освоения смежных профессий, делегирование полномочий, увеличение степени творчества в работе и др.); 4)деловую оценку и систему продвижения по карьерной лестнице; 5)обучение и повышение квалификации; 6)командный принцип формирования коллектива: в сплоченной, эффективной команде действуют два обязательных условия (принципа)- а)каждый в команде должен быть профессионалом и б)каждый должен быть совместим психологически со всеми.  Подбор и формирование членов команды- достаточно сложный, кропотливый процесс, однако без этого не возможно создать по-настоящему эффективный коллектив. Особенно это важно при формировании матричных структур, где отдельные проектные комплексы- команды могут менять состав при выполнении конкретного проекта. В этом случае такие команды называют временными творческими коллективами (ВТК).  ВТК часто выполняют внешние подрядные работы по НИОКР, являясь «мобильной ударной силой»фирм-  венчуров и эксплерентов. Сформированный, «сработавшийся» ВТК существенно проще мотивировать на результат и достичь максимальной эффективности в работе. Поэтому при смене проектов желательно не менять состав такой команды.

Система продвижения (карьера) и обучение тесно связано. Однако в наших организациях часто забывают один из постулатов менеджмента: чем выше уровень управления в иерархии организации, тем чаще необходимо пополнение знаний, получение информации о новых методах, приемах управления, достижениях в смежных отраслях, об инновациях в различных областях знаний. Деловая оценка работника, особенно если её положительные результаты оглашены публично, имеет существенное значение для укрепления мотивации работника и развития у него чувства причастности к организации. Интересно отметить, что японские менеджеры широко используют забытые нами атрибуты поощрения советских времен: переходящие вымпелы лучшего по профессии, награды лучшего рационализатора (причем обязательно публично) и разного рода другие виды поощрений. Вся эта система поощрений четко направлена на мотивацию работников к дальнейшему повышению производительности и эффективности труда.

4)Организация труда участников инновационного проекта обусловлена созданием  организации, оптимальной структуры, условий труда, обеспечением ресурсами и средствами труда и т.д. Здесь, в первую очередь, надо использовать бизнес- инкубаторы, техно- парки, технополисы и другие структуры, которые будут способствовать организации всех этапов инновационного процесса (цикла). Результатами деятельности бизнес- инкубаторов должны стать сформированные и зарегистрированные венчурные фирмы. Далее такие фирмы сотрудничают с технопарками, используя их технический арсенал для изготовления и испытания макетов, опытных образцов, отработки технологий. Технополисы будут служить базой для осуществления крупных инновационных проектов, а также развития фундаментальных наук.

Необходимо скорейшее решение таких «перезревших» проблем, как процесс регистрации предприятия.   Принцип «регистрация в одном окне за одну неделю»( который за рубежом практикуется повсеместно, в Китае за его нарушение, как минимум, увольняют чиновника и расстреливают за взятки) должен стать единственным при регистрации малых предприятий.
 
В бюджете страны и регионов отдельной строкой должны быть запланированы финансовые средства на создание инфраструктуры, обеспечивающей организацию инновационной деятельности. Необходимо целевое выделение средств на создание при ВУЗах бизнес- инкубаторов и технопарков. Кроме того, по-видимому, целесообразно создавать и такие структуры муниципального соподчинения, а также частные, с частичным  или полным финансированием из внебюджетных фондов.

Необходимо   осуществить продуманную социальную инфраструктуру обеспечения малого инновационного предпринимательства.  Сеть специализированных магазинов, выставок, семинаров, конференций, клубов, союзов (ведь не только для «олигархов»необходимо общение, обмен информацией и просто отдых с «соратниками»).  Такая инфраструктура, безусловно, послужит расширению, укреплению и ускорению инновационного развития.

Подводя итоги, следует отметить достаточно большой объем предстоящих преобразований, реконструкции и реструктуризации, формирования новых механизмов, законов, методов, структур, чтобы вывести «эшелон» инновационного менеджмента  на «рельсы» устойчивого развития.
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС