на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко
 
 17 сентября 2009 года
 

Об итогах рабочего визита Президента России Д.А.Медведева

в Туркменистан

 
В первую очередь хотелось бы отметить, что и российская, и туркменская стороны оценивают визит Д.А.Медведева в Туркменистан позитивно. Президенты двух стран обсудили ряд ключевых направлений российско-туркменского взаимодействия, выразили согласованные мнения по дальнейшему наращиванию потенциала двустороннего взаимодействия.

Особое внимание было уделено урегулированию вопроса возобновления поставок в Россию туркменского газа. Согласованы принципиальные подходы к решению этой проблемы, возникшей под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Хозяйствующим субъектам будут даны поручения продолжить соответствующие переговоры с целью достижения конкретных договоренностей. В рамках визита подписано Соглашение о разделе продукции между российской компанией «ИТЕРА» и Государственным агентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркменистана в отношении 21-го блока туркменского сектора Каспийского моря.

Стороны с удовлетворением отметили рост взаимного товарооборота, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка, высказались за наращивание сотрудничества в ТЭК, торговли продукцией машиностроения.

Президенты двух стран отметили возрастающую роль российско-туркменской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в развитии двустороннего взаимодействия, выразили уверенность в успешном проведении ее 4-го заседания в начале октября с.г. в Москве.

Неформальному и дружественному характеру встречи Д.А.Медведева и Г.М.Бердымухамедова способствовало их участие, вместе с президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым, в мероприятии начала старта заключительного этапа авторалли «Шелковый путь-2009».

 

Об итогах неформального саммита России, Казахстана,
Азербайджана и Туркмении в г.Актау

 

Четырехсторонняя встреча президентов России, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана в Актау, состоявшаяся 11-12 сентября по инициативе Н.А.Назарбаева, носила неформальный характер. Ее цель заключалась не в принятии каких-то «прорывных» политических решений, а в том, чтобы лидеры четырех стран в спокойном режиме, «без галстуков», могли обменяться мнениями по актуальным вопросам двухстороннего и регионального сотрудничества.

Известно, что перед Россией и другими странами «четверки» стоят важнейшие задачи в торгово-экономической, нефтегазовой, транзитной, транспортной, экологической областях, реализуются или готовятся к осуществлению соответствующие проекты. Поэтому встреча в Актау стала весьма своевременной и полезной «сверкой часов».

Накануне встречи многие СМИ обыгрывали тот факт, что в Актау соберутся все прикаспийские государства за исключением Ирана. Некоторые пытались усмотреть в таком формате политический подтекст. И напрасно.

В России убеждены, что любые решения по каспийской проблематике, включая вопрос о правовом статусе акватории, должны решаться в рамках «каспийской пятерки». Эта мысль, кстати, была подчеркнута в выступлении на саммите Президента нашей страны Д.А.Медведева и лидеры Казахстана, Туркменистана и Азербайджана были с ним солидарны. Такой подход чрезвычайно важен с точки зрения подготовки к третьему каспийскому саммиту в Баку в плане сближения позиций сторон и их общего настроя на поиск взаимоприемлемых развязок по широкому спектру вопросов взаимодействия на Каспии.

 

Об итогах 6-го Форума межрегионального сотрудничества
России и Казахстана

 

Позитивно оцениваем итоги 6-го Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств, который проходил 11 сентября в г.Оренбург.

В ходе Форума были обсуждены вопросы развития двустороннего сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, в атомной энергетике, в области высоких технологий, в сферах мирного освоения космоса, транспорта, образования, культурно-гуманитарных связей.

Была положительна оценена динамика торгово-экономического взаимодействия двух стран. Президенты отметили, что кризисные явления в мировой экономике Россия и Казахстан как соседи и союзники преодолевают сообща.

Многие из обсуждавшихся на Форуме вопросов будут предметно рассмотрены на очередном заседании Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в октябре с.г.

В рамках Форума были подписаны три межправительственных документа: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о строительстве и последующей эксплуатации 3-го блока Экибастузской ГРЭС-2; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о разработке и реализации программ совместных работ в области военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Российской Федерации и Республики Казахстан; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области осуществления совместного контроля на российско-казахстанской государственной границе.

Итоги Форума, несомненно, послужат расширению многогранного взаимодействия между двумя странами, укреплению стратегического партнерства и союзничества России и Казахстана.

 

Об итогах заседания Экономического совета СНГ


На заседании Экономического совета государств-участниц СНГ, состоявшемся 11 сентября в Москве, обсужден и одобрен блок вопросов, которые планируется рассмотреть в ходе намеченного на 20 ноября с.г заседания Совета глав правительств СНГ в Ялте.

Среди них такие значимые документы, как проект Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики и проект Плана первоочередных мероприятий по реализации данной Концепции, проект Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, проект Соглашения о сотрудничестве по организации межгосударственного обмена информацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав, проект Программы совместных действий государств - участников СНГ по борьбе с ВИЧ/СПИД.

Главам правительств будут также представлены документы по финансированию в 2010 году Плана мероприятий по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006-2010 годы, и выделению ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ в 2010 году.

Кроме того, одобрены документы, касающиеся финансирования единого бюджета органов СНГ в текущем и следующем годах.

Рассмотрен также ряд других вопросов.

 

Об итогах международной Конференции
«Современное государство и глобальная безопасность»

 

Меня попросили ответить на вопрос, как можно оценить итоги международной Конференции «Современное государство и глобальная безопасность», состоявшейся на этой неделе в Ярославле, и что полезного этот форум дал для преодоления проблем, стоящих перед Россией.

Отвечу. Как представляется, Конференция в Ярославле стала довольно представительной «мозговой атакой» по широкому спектру ключевых проблем современного развития, прежде всего через призму тех требований, которым должно отвечать современное государство. Состоявшиеся обсуждения, в том числе выступления Президента Д.А.Медведева, Председателя правительства Испании Х.Л.Родригеса Сапатеро, премьер-министра Франции Ф.Фийона и целого ряда ведущих экспертов мирового уровня, свидетельствуют о значительном сближении оценок на происходящее в мире.

Наблюдаемая конвергенция на уровне идей создает необходимые предпосылки для сближения подходов на уровне практической политики, что представляется крайне важным для обеспечения управляемости мирового развития на его посткризисном этапе. Уроки глобального кризиса и международных событий последних лет говорят в пользу объективной гармонизации интересов государств, сталкивающихся с общими для всех вызовами и угрозами. Наряду с формированием полицентричной международной системы складывается объединительная повестка дня, которая реализуется в совместных действиях, как это уже имеет место в рамках процесса саммитов «Группы двадцати».

Дискуссии на четырех секциях также выявили растущее понимание того, что качественно новая ситуация в мире существенно сказывается на предмете и методе дипломатии. В частности, отмечались роль многовекторной сетевой дипломатии, позволяющей в многообразных гибких форматах сотрудничать в целях обеспечения совпадающих интересов. Признавалось, что укрепление региональных структур будет продолжаться, содействуя формированию более устойчивой системы глобального управления. При этом ключевое значение имеют отказ от конфронтационных категорий и предрассудков времен «холодной войны», свежий взгляд на вещи, прагматизм, элементарный здравый смысл.

Тезисы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по теме секции 3 «Межгосударственное сотрудничество и эффективность глобальных институтов» размещены на сайте Министерства.

В целом считаем, что Ярославский форум может стать перспективной площадкой для международных дискуссий по актуальным проблемам мирового развития, в рамках которых формировалась бы интеллектуальная основа для широкого международного сотрудничества в соответствии с требованиями времени.

 

О перспективах переговорного процесса по заключению нового базового соглашения между Россией и ЕС


Мне адресован вопрос, как МИД России оценивает перспективы переговорного процесса по заключению нового базового соглашения между Россией и ЕС, и что Россия ожидает от очередного раунда переговоров с ЕС, который состоится в конце сентября.

Новое соглашение призвано заменить во многом устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в 1994 г., и должно стать базовым документом, на котором будут основываться наши отношения с партнерами из Евросоюза на длительную перспективу. Темпы продвижения к его подписанию будут зависеть от целого ряда факторов, в том числе и от перспектив вступления в силу Лиссабонского договора о реформе ЕС.

Но для нас главное - не сроки, а содержательная сторона документа. В переговорах с ЕС нацеливаемся прежде всего на подготовку качественного соглашения, реально продвигающего партнерство России с ЕС во всех ключевых областях сотрудничества и содержащего практические договоренности по наиболее актуальным из них. Речь идет и о политическом диалоге, и о взаимодействии в области внешней безопасности, включая кризисное регулирование. Намерены продвигать сотрудничество в сфере правосудия, в борьбе с терроризмом, с транснациональной преступностью, с незаконным оборотом наркотических средств, оружия и т.д. Безусловно, значительное внимание в соглашении будет уделено всем областям экономического взаимодействия с учетом того, что Евросоюз является нашим крупнейшим экономическим партнером. В соглашении найдут отражение и основные направления гуманитарного сотрудничества (культура, образование, спорт и т.д.). Постараемся продвинуться вперед и по таким проблемам, как введение между Россией и ЕС безвизового режима.

Переговоры идут не без трудностей, это мы признаем, но и мы, и партнеры из ЕС настроены конструктивно.

Промежуточные итоги работы над соглашением можно будет подвести после завершения предстоящего раунда 16 октября.

 

Об инициативе грузинской делегации в ПАСЕ
о пересмотре полномочий Российской Федерации в Страсбурге

 

Ко мне поступила просьба дать оценку инициативе грузинской делегации в ПАСЕ о пересмотре полномочий Российской Федерации в этом парламентском органе, заседающем в Страсбурге.

В настоящее время по итогам работы депутатов ПАСЕ следует признать, что Ассамблея остается единственным органом в СЕ, который в упор не видит качественно новые военно-политические реалии на Южном Кавказе, не признает ответственности официального Тбилиси за развязывание боевых действий, повлекших масштабные разрушения и кровопролитие в Южной Осетии в августе прошлого года. Более того, своей откровенно недальновидной политикой депутаты ПАСЕ оказывают «медвежью услугу» грузинскому народу в условиях информационной блокады, существующей в Грузии, что, в свою очередь, подпитывает иллюзии грузинского руководства относительно того, что режим М.Саакашвили поддерживает весь мир. Как соотносится такая линия с фундаментальными принципами, на которых строится работа Совета Европы, судить вам. Тем не менее, выражаем надежду, что в ходе предстоящей осенней сессии в Ассамблее возобладает здравый смысл не потакать грузинским военным устремлениям.

 

О преследовании грузинскими властями руководителя представительства РИА «Новости» в Тбилиси Бесика Пипии


И еще об одном сюжете, имеющем отношение к тому, как в Тбилиси «разбираются» с теми, кто имеет отношение к работе российских СМИ на территории Грузии. Это, по-моему, полезный материал для рьяных защитников свободы слова.

Речь идет о том, что в Грузии возбуждено уголовное дело в отношении руководителя представительства РИА «Новости» в Тбилиси российского гражданина Бесика Пипии. Он привлечен в качестве подозреваемого в фальсификации документов, за что предусмотрено наказание в виде штрафа или тюремного заключения сроком до трех лет. С журналиста взята подписка о невыезде.

Достаточно ознакомиться с подробностями этого так называемого «дела», чтобы его надуманность стала предельно ясна. Речь идет о том, что грузинские правоохранители «внезапно» обнаружили погрешности в оформлении водительских прав, выданных Б.Пипии 18 лет назад горотделом внутренних дел г.Зугдиди. В комментарии ДИП МИДа России по данному случаю прямо говорится о смехотворности подобных обвинений, не оставляющей сомнений в политической подоплеке происходящего.

Известно, что представительство РИА «Новости» не только объективно информирует о событиях в Грузии, но и энергично содействует поддержанию диалога между российской и грузинской общественностью, особенно важного в условиях, когда по вине тбилисских властей разорваны межгосударственные контакты.

Свое негативное отношение к такому диалогу грузинское руководство красноречиво продемонстрировало недавним отказом впустить в страну главного редактора «Известий» В.Мамонтова и телеведущего М.Шевченко. В том же ряду - срыв телемоста «Тбилиси - Москва» (в здании, откуда должна была идти трансляция, попросту отключили электричество).

Политически мотивированное давление на Б.Пипию преследует цель запугать не только СМИ, но и всех в Грузии, кто считает пагубным курс нынешнего режима на методичное разрушение традиционного российско-грузинского добрососедства во всех его аспектах.


О ситуации с грузинским журналистом Леваном Гудадзе

И последнее на эту тему. 7 сентября с.г. в Посольство Российской Федерации в Республике Южная Осетия обратился гражданин Грузии Леван Гудадзе с ходатайством о предоставлении ему и его семье статуса беженцев в Российской Федерации.
Л.Гудадзе руководил в Тбилиси информационным агентством «ITN EXCLUSIVE». Во время событий на Кавказе в августе 2008 г. это агентство было, пожалуй, единственным из СМИ Грузии, которое сказало правду о нападении грузинских войск на Цхинвал. Из-за этого Л.Гудадзе подвергся неприкрытому давлению со стороны грузинских властей и был обвинен в сотрудничестве с российскими спецслужбами. В адрес журналиста и его близких систематически поступали угрозы. Таким образом, его вынудили бежать из страны.

В данный момент журналист находится во Владикавказе. Его обращение о предоставлении статуса беженца рассматривается.

 

О развитии ситуации вокруг переданного Ираном 9 сентября «пакета» предложений по сотрудничеству


Как ранее сообщалось, 9 сентября мы получили переданный Тегераном представителям стран «шестерки» по иранской ядерной программе, а также Высокому представителю ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Х.Солане, «пакет» предложений по сотрудничеству. Мы продолжаем их детально прорабатывать. Будем готовы к их обсуждению наряду с «пакетными предложениями» «шестерки», представленными Тегерану в июне 2008 г. Убеждены, что в обоих документах найдется достаточно точек соприкосновения, интересующих обе стороны.

Главное - в иранском «пакете» отражена готовность к «всесторонним, всеобъемлющим и конструктивным переговорам» с «шестеркой».

Особо отмечаем, что эти намерения Тегерана уже получили практическое развитие. Как известно, 14 сентября с.г. в ходе телефонного разговора Х.Соланы с Секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана С.Джалили была достигнута договоренность об организации их встречи 1 октября с.г. В этих переговорах также примут участие политдиректора стран «шестерки». Мы удовлетворены таким развитием событий.

В более развернутом виде позиция российского МИДа по данной проблематике размещена на нашем сайте.

 

О ситуации вокруг сухогруза «Арктик Си»


Много сообщений в последние дни распространялось СМИ о ситуации вокруг сухогруза «Арктик Си», в частности, в связи с тем, что в район нахождения судна прибыли корреспонденты ряда телеканалов. Со своей стороны могу отметить, что сухогруз «Арктик Си» по-прежнему находится в открытом море вблизи побережья Канарских островов (Испания). Испанские власти пока не дали разрешения на его заход в порт Лас-Пальмас (соответствующий запрос был направлен Посольством России в Испании в МВД Испании). Продолжаются контакты с представителями Мальты как государства флага и судовладельцем для определения дальнейших действий в отношении судна.

 

Об обнародовании предварительных итогов
президентских и провинциальных выборов в Афганистане

 

В Кабуле объявлены предварительные итоги подсчёта 100 процентов голосов, отданных в ходе состоявшихся 20 августа с.г. в Афганистане выборов президента страны и депутатов провинциальных советов. Окончательные официальные итоги будут подведены после завершения проверки части бюллетеней Комиссией по жалобам.

По данным Центризбиркома Исламской Республики Афганистан, со значительным перевесом лидирует действующий президент Х.Карзай, имеющий высокие шансы на переизбрание на этот пост.

Надеемся на скорейшее завершение всех необходимых процедур, что позволит оперативно сформировать новое афганское правительство, которому предстоит большая работа по нормализации обстановки в стране с опорой на поддержку международного сообщества при центральной координирующей роли ООН.

Сам факт, что выборы успешно завершились, несмотря на попытки экстремистских сил сорвать волеизъявление афганского народа, неопровержимо свидетельствует о том, что граждане ИРА подтвердили свою приверженность становлению сильного, независимого и демократического Афганистана.

Желаем афганскому руководству и народу Афганистана успехов в деле дальнейшей стабилизации обстановки в стране, её социально-экономического восстановления и развития, повышения уровня благосостояния населения. Призываем все патриотические силы Афганистана к сплоченной плодотворной работе во имя будущего процветания их родины.

Россия продолжит вносить свой вклад в эти усилия. Подтверждаем нашу готовность к дальнейшему активному сотрудничеству с правительством Исламской Республики Афганистан в политической, экономической и гуманитарной сферах, в борьбе с терроризмом и наркопреступностью

 

О назначении Ю.Амано на пост Генерального директора МАГАТЭ


Как известно, на пост Генерального директора МАГАТЭ назначен японский дипломат Ю.Амано.У меня поинтересовались, как можно прокомментировать такое назначение в свете дальнейшего развития отношений России с этой авторитетной организацией.

На проходящей в настоящее время в Вене 53-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ (14-18 сентября) состоялось утверждение Постоянного представителя Японии при международных организациях в Вене Ю.Амано на пост Генерального директора Агентства. Мы уже имели возможность поздравить Ю.Амано с избранием на этот пост в июле с.г.

Пользуясь случаем и еще раз поздравляя Ю.Амано с назначением, хотели бы выразить надежду, что под его руководством эффективность работы Агентства будет сохранена и повышена, продолжит укрепляться его экспертный потенциал и авторитет. Это, безусловно, будет способствовать эффективному решению стоящих перед МАГАТЭ задач.

Рассчитываем на продолжение конструктивного взаимодействия с новым Генеральным директором Агентства.

 


О заявлениях Премьер-министра Японии Юкио Хатоямы, сделанных накануне его избрания на этот пост, относительно решения вопроса Южных Курил и заключения мирного договора с Россией


Меня попросили прокомментировать заявления Премьер-министра Японии Юкио Хатоямы, сделанные накануне его избрания на этот пост 16 сентября, о том, что он хотел бы «за предстоящие полгода-год» добиться прогресса на переговорах с Россией о Южных Курилах и заключении мирного договора.

Прежде всего, хотелось бы поздравить господина Ю.Хатояму с избранием на должность Премьер-министра Японии. Мы внимательно следили за его высказываниями после победы возглавляемой им Демократической партии на недавних парламентских выборах и с удовлетворением отмечаем, что он уделил в них заметное внимание российско-японским отношениям. Рассматриваем это как добрый признак, свидетельствующий о том, что новое японское руководство придает развитию связей с Россией важное, приоритетное значение. Принимая во внимание и то обстоятельство, что семья Ю.Хатоямы тесно связана с историей российско-японских отношений (они, как известно, были восстановлены в 1956 г. при активном участии его деда Итиро Хатоямы, возглавлявшего тогда правительство Японии), рассчитываем на дальнейшие конструктивные усилия нынешнего Премьер-министра Японии в деле продвижения сотрудничества между двумя странами.

Что же касается упоминания господином Хатоямой темы мирного договора с Россией и его намерения добиться прогресса в этом вопросе за короткий промежуток времени, то хотели бы отметить следующее.

Мы также за то, чтобы как можно скорее решить все проблемные вопросы в отношениях с Японией, которые мы получили в наследство от эпохи «холодной войны». Наверное, предсказать точно, сколько для этого потребуется времени, сейчас затруднительно.

Важно, однако, чтобы стороны имели общее видение путей движения к решению этой действительно сложной проблемы. Хотели бы в этой связи подчеркнуть, что оптимальным, на наш взгляд, было бы широко и активно развивать российско-японские связи по всем направлениям, укреплять взаимное доверие, наращивать сотрудничество в международных делах, то есть раскрывать богатый потенциал партнерства между Россией и Японией и на таком позитивном фоне искать взаимоприемлемое решение проблемы мирного договора.

В этой связи хотел бы привлечь Ваше внимание к высказываниям Президента России Д.А.Медведева на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 15 сентября с.г. Президент, как известно, указал, что по проблеме мирного договора «позиции сторон четко сформулированы, и сейчас основная задача заключается в том, чтобы эти позиции сближались» и что «только в этом случае можно добиться успеха», действуя «методом «отхода от крайней позиции», что мы всегда нашим японским партнерам предлагали, и я готов это предлагать новому Премьер-министру».

В этих словах, по-моему, заключается и ответ на заданный мне вопрос.

 

О возможном, закрытии в Калифорнии русского поселения
и крепости Форт-Росс

 

Мне задали вопрос, как МИД России может прокомментировать информацию о возможном закрытии в Калифорнии русского поселения и крепости Форт-Росс.

Действительно, в связи с острым бюджетным дефицитом губернатор Калифорнии А.Шварцнеггер намеревается сократить расходы на содержание ряда исторических и природных парков штата, в число которых может войти и Форт-Росс.

В связи с этим МИД России, Посольство Российской Федерации в США и Генеральное консульство нашей страны в Сан-Франциско во взаимодействии с американскими общественными организациями предпринимают активные усилия по сохранению этой исторической достопримечательности. Так, российский Посол в Вашингтоне С.И.Кисляк направил соответствующее письмо губернатору штата А.Шварцнеггеру, лично встретился с руководством штата, сотрудниками Форт-Росса, представителями парковой службы штата. Вопрос о будущем музейного комплекса обсуждался также в ходе бесед руководства загранучреждений с конгрессменами и сенаторами, представляющими Калифорнию в Конгрессе. В свою очередь, многие организации соотечественников, в том числе Конгресс Русских Американцев и Ассоциация Форт-Росса, направили петиции в адрес губернатора Калифорнии с просьбой не допустить закрытия для общественности Форт-Росса.

Как нам известно, в США сейчас рассматриваются различные возможности решения проблемы финансирования Форт-Росса. Большие надежды также возлагаются на проведение общественной кампании по сбору средств с подключением к ней деятелей культуры и искусства.

Со своей стороны МИД России продолжит энергичные усилия по сохранению этого уникального объекта как памятника россиянам, участвовавшим в освоении Америки.

 

О всемирном Координационном совете российских соотечественников


17-19 сентября с.г. в Румынии состоится очередное - уже восьмое заседание Совета, на котором будут рассмотрены вопросы подготовки Всемирного конгресса соотечественников, запланированного на начало декабря с.г., обсуждены возможности более активного подключения молодежи к участию в движении соотечественников, согласованы планы проведения комплексных мероприятий, приуроченных к 65-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Предполагается, что в ходе заседания в Румынии, члены Совета также ознакомятся с опытом работы общины русских липован в Румынии по сохранению этнокультурной самобытности, посетят места компактного проживания общины.

Напомню, что всемирный Координационный совет российских соотечественников создан в соответствии с решением Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, который состоялся в октябре 2006 г. в Санкт-Петербурге.

 

Позиция МИД России по кипрскому вопросу


Мне задали следующий вопрос. Некоторые высказывания российских руководителей в последнее время создавали впечатление того, что Россия признает или может признать оккупированные территории в качестве еще одного государственного образования на Кипре, помимо международно признанной Республики Кипр. Российская позиция действительно меняется или это только видимость? В чем на данном этапе заключается позиция МИДа России по кипрскому вопросу? Какова ваша оценка сложного переговорного процесса на острове?

Отвечу. Позиция Российской Федерации по кипрскому урегулированию остается неизменной: мы за выполнение соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, против попыток навязывания сторонам извне каких-либо «рецептов» и искусственных временных графиков урегулирования.

Руководители Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что окончательное разрешение конфликта возможно лишь путем достижения всеобъемлющей договоренности между кипрскими общинами при поддержке международного сообщества, учета позиций каждой из них, уважения согласованных переговорных и миротворческих механизмов.

Разумеется, речь о признании Россией т.н. «Турецкой республики северного Кипра» никогда не шла и не идет.

Мы внимательно следим за ходом ведущихся прямых межобщинных переговоров на Кипре. В МИД России с удовлетворением отмечают результаты первого раунда диалога по вопросам кипрского урегулирования. Хотя сторонам еще предстоит преодолеть немало разногласий субстантивного характера, важно, что в ходе «первого чтения» всех шести глав переговорного пакета удалось прийти к взаимопониманию по целому ряду сложных вопросов.

Разделяем мнение, высказанное на днях Спецсоветником Генсекретаря ООН А.Даунером, о новых подвижках, наметившихся в ходе первой встречи лидеров двух общин, состоявшейся уже в рамках второго раунда переговоров.

 

О «деле Р.Салонен»


Как известно, 15 сентября с.г. прокуратура Финляндии предъявила проживающей в Финляндии и имеющей российское и финляндское гражданство Римме Салонен обвинение в похищении ребенка, лишении его свободы, а также в мошенничестве. Речь идет о вывозе ею в Россию сына Антона после распада брака с гражданином Финляндии Пааво Салоненом. Напомним, что в мае с.г. П.Салонен с помощью бывшего сотрудника Генконсульства Финляндии в Санкт-Петербурге тайно перевез Антона в Финляндию в багажнике своей машины.

Судебное заседание по этому делу намечено на 29 сентября с.г. Посольство РФ в Финляндии находится в контакте с Р.Салонен и прорабатывает с ней возможности обеспечения дополнительной правовой поддержки. Жесткость наказания, которого требует финляндская прокуратура для Р.Салонен - семь с половиной лет лишения свободы - не может не вызывать удивления. Подобные случаи всегда сложны и требуют весьма деликатного подхода. Рассчитываем, что в Финляндии это хорошо понимают. Продолжаем внимательно отслеживать ситуацию.


Вопросы СМИ:


Вопрос. Как вы можете прокомментировать последнее заявление Барака Обамы о размещении элементов ПРО в Восточной Европе? Можно ли сказать, что отказ от размещения радара в Чехии автоматически означает отказ от размещения радара в Польше?

Ответ. С сегодняшнего утра мы действительно получаем информацию о том, что вчера, я цитирую эти источники: «Состоялся телефонный разговор между президентом США Бараком Обамой и премьер-министром Чехии Яном Фишером, в ходе которого было заявлено об отказе США разместить элементы ПРО в Чехии».

Факт телефонного разговора, насколько мне известно, был подтвержден официальным представителем чешского правительства. В Праге ожидают в эти часы официального уведомления со стороны Соединенных Штатов. Видимо, речь идет о неком документе, который будет содержать развернутую позицию американской администрации на этот счет. В то же время сегодня приходили сообщения, что в первой половине дня по вашингтонскому времени должен выступить с изложением позиции американской администрации по этому вопросу министр обороны США Р.Гейтс. Однако мы пока еще не располагаем данной информацией. Нужно дождаться официального заявления по этому важному для двусторонних отношений вопросу, и тогда можно будет комментировать ситуацию.

Когда мы рассматривали вопросы по ПРО с нашими американскими коллегами, сообщалось, что идет изучение этой проблемы новой администрацией и возможно будут внесены некоторые корректировки. Если это произойдет, наши американские партнеры должны нам об этом сообщить. Оперировать сообщениями СМИ, при всем уважении, я не хотел бы. Я предлагаю дождаться официальных документов со стороны американской администрации.

Что касается параллели с Польшей, то я тоже не хотел бы забегать вперед. Сначала нужно посмотреть, что будет сказано в американских документах.

Вопрос. Имела ли место какая-либо «сделка» между США и Россией в связи с отказом Соединенных Штатов от планов размещения ПРО в Чехии?

Ответ. Действительно, в некоторых СМИ появлялись сообщения о том, что мы якобы договариваемся о некой сделке в отношении ПРО. Могу сказать, что это не соответствует нашей политике, нашему подходу к решению абсолютно любых проблем, в отношениях с любыми странами, несмотря на то, какими бы сложными и чувствительными по своему характеру они не являлись бы. Все это домыслы.

Мы высказали нашим партнерам озабоченность в связи с третьим позиционным районом применительно к Европе, они приняли это к сведению. Повторюсь, новая администрация США сейчас ведет анализ и выработку новых оценок по размещению элементов ПРО в Европе. В этом вопросе наши отношения будут выдерживаться на основе принципа доверия друг к другу.

Вопрос. Недавно российский «Сбербанк» и канадская «Магна» приобрели право на приобретение германского автомобилестроительного концерна «Опель». Некоторые эксперты считают, что этим шагом Россия преследует не экономические, а политические цели, так ли это? И насколько целесообразен вклад ведущего российского банка в условиях кризиса в германский автомобилестроительный концерн?

Ответ. В современной международной жизни политика и экономика -это взаимосвязанные понятия. В этом контексте сделка по компании «Опель» по своей сути преследует для нас, прежде всего, экономические цели. Однако в силу своей масштабности, а также предвыборного контекста в Германии она имеет и политическое измерение.

Приобретение «Опеля» представляет собой взаимовыгодную сделку, которая, как мы надеемся, станет следующим шагом в процессе интеграции российской экономики в европейскую. Это - знаковое событие. Это – правильно обоснованный рыночный выбор, рассчитанный на долгосрочную перспективу, правда, с известной степенью социальной ответственности, поскольку он был сделан на основе расчета выхода из кризиса с учетом возможных социальных последствий для всех участников сделки.

Позитивные моменты сделки по «Опелю» для российской стороны очевидны - она не только позволит нам расширить взаимовыгодное сотрудничество с нашими западными партнерами, но и получить доступ к передовым зарубежным технологиям, а также современным методам управления и организации производства.

В заключении скажу, что попытки искать в сделке некий другой, тем более «тайный» политический смысл является неуместным.

Это хорошо обдуманное взаимное решение, которое вырабатывалось не один день. При этом просчитывались все риски, просчитывались многие факторы, в том числе и финансово-экономический кризис. В итоге эксперты сторон сообщили руководству обеих стран, что сделка будет иметь долгосрочный характер, и важна не только для наших двусторонних отношений, но и для того, чтобы «Опель» развивался и сохранял на высоте свою марку.

Вопрос: Вопрос строительства нефтепровода Бургас-Александруполис вмешался в греческую предвыборную кампанию после того, как лидер оппозиции и наиболее вероятный будущий премьер охарактеризовал межправительственное соглашение как несбалансированное, в котором львиную долю выгоды получает Россия. Он также выразил беспокойство по поводу экологических последствий проекта. При этом он выразил уверенность, что проект состоится. Каково мнение российского МИДа на этот счет? Существует ли возможность пересмотра достигнутых договоренностей? Как МИД России относится к этому новому явлению, когда пришедшая к власти оппозиция ставит под вопрос проекты с российским участием?

Ответ: Для России, ее двустороннего сотрудничества с другими странами, в первую очередь, европейскими странами, для которых Россия является одним из главных поставщиков энергоносителей, энергетическая проблематика является очень важной, и мы, разумеется, следим за всеми теми комментариями, о которых Вы только что сказали, применительно к различным нефтепроводам и газопроводам и т.д. За последние годы сотрудничество в топливно-энергетическом секторе стало одним из ключевых элементов в российско-греческих экономических связях. На этом направлении достигнуты реальные результаты, прежде всего по таким важнейшим совместным проектам как «Южный поток» и Трансбалканский нефтепровод Бургас-Александруполис (ТБН), которые призваны гарантировать продолжение поставок российского природного газа и нефти в Европу на взаимовыгодных условиях.

Что касается ТБН, то работа над этим проектом, по нашим сведениям, продолжается без каких-либо изменений и корректировок. Сейчас главная задача, не снижая темпов, завершить все необходимые для начала практического осуществления проекта процедуры.

В Москве, разумеется, отфиксировали содержание первоначального заявления лидера греческой оппозиционной партии «ПАСОК» Г.Папандреу относительно возможности пересмотра достигнутых договоренностей в случае его прихода к власти по итогам досрочных парламентских выборов. Вместе с тем, в дальнейшем прозвучало намерение довести этот проект, инициированный в период нахождения у власти «ПАСОК», до практического воплощения. Мы рассчитываем, что в Греции по-прежнему осознают политическую и экономическую значимость реализации этого проекта, нацеленного на обеспечение высокой степени энергетической безопасности на европейском континенте и укрепление отношений сотрудничества и взаимопонимания между Россией и Евросоюзом, а также способствующего превращению Греции в важный транспортный узел доставки углеводородов в Европу. Поэтому будем надеяться, что работа, о которой я только что упомянул, будет продолжена, согласно существующим договоренностям.

Вопрос: Вчера в Польше был обнародован текст специальной резолюции польского Сейма относительно событий 17 сентября 1939 года. Эту резолюцию польский Сейм примет на следующей неделе без голосования и в ней впервые действия СССР в отношении Польши 17 сентября 1939 года определяются как геноцид. Вы не могли бы это прокомментировать?

Ответ: Текст резолюции, который планируется поставить на утверждение в польском Сейме на следующей неделе, а именно, 23 сентября, не может, разумеется, не вызывать разочарования с нашей стороны. Трактовка событий 1939 года, содержащаяся в этом документе, расходится с той позицией, которая была официально объявлена польской стороной 1 сентября в Гданьске, где в памятных мероприятиях по случаю Второй мировой войны принял участие глава российского правительства В.В.Путин. Поэтому могу заявить, что этот документ носит политический характер и очевидно, что такая постановка вопроса не способствует развитию российско-польских двусторонних отношений.

Также в этой связи могу сказать, что некоторое время назад нашими странами была создана специальная комиссия, в которую входят специалисты, историки, люди, которые глубоко изучают всю эту проблематику. Я хочу вам процитировать высказывания директора Института всеобщей истории РАН академика А.Чубарьяна, который сказал сегодня, что «использование слова «геноцид» в данном случае – это нонсенс». «Как мне кажется, это совершенно нелепое использование этого международно-правового слова, которое имеет совершенно иной смысл и значение. Геноцид – это уничтожение людей по расовым, национальным или другим признакам. А к тому, что произошло 17 сентября 1939г. это отношения не имеет». Слова известного и уважаемого историка еще раз подтверждают тот факт, что составители данной резолюции руководствовались определенными политическими соображениями. Поэтому в оставшиеся дни до того, как эта резолюция будет рассмотрена в польском Сейме, мы очень надеемся, что польские законодатели пересмотрят свою позицию и сделают этот документ объективным и соответствующим духу и содержанию тех дискуссий, которые состоялись 1 сентября в Гданьске.

Вопрос: Сегодня Департамент информации и печати МИД России разместил на сайте Министерства информацию о том, что граждане Грузии, имеющие российские визы, впредь не смогут пересекать сухопутную границу Азербайджана и России. Прокомментируйте это сообщение.

Ответ: Действительно, у нас на сайте размещена информация о порядке пропуска иностранных граждан через российско-азербайджанскую границу. Как известно, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 года №1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах северокавказского района» был введен порядок, в соответствии с которым через сухопутную государственную границу Российской Федерации с Азербайджанской Республикой осуществляется пропуск граждан и транспортных средств только государств-участников СНГ. (С учетом внесенных впоследствии изменений на сегодня разрешен, кроме того, пропуск граждан и транспортных средств Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, а также железнодорожного подвижного состава прибалтийских государств).

Выход Грузии из СНГ 18 августа 2009 г. автоматически исключил граждан этой страны из числа иностранцев, которым разрешен въезд в Российскую Федерацию и выезд из нее через пункты пропуска на сухопутной российско-азербайджанской границе. Органы пограничного контроля Российской Федерации, руководствуясь действующей нормативно-правовой базой, исходят из этого в практической работе.

Секция интересов России при Посольстве Швейцарии в Тбилиси информирует граждан Грузии, получающих российские визы, о невозможности для них въезда в Российскую Федерацию через сухопутную российско-азербайджанскую границу.

Хочу при этом особо подчеркнуть, что российская сторона не вводила и не вводит никаких специальных ограничений. Речь идет об одном из неизбежных правовых последствий выхода Грузии из СНГ. Искренне сожалеем о возникших в данной связи неудобствах для граждан этой страны.

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС