на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Интервью Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С.Лебедева
радиостанции «Голос России»
 
8 сентября 2009 года

 Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире очередной выпуск программы «Мировая политика». Я - ее ведущий Игорь Панарин. Сегодня мы рассмотрим проблематику СНГ. У нас в гостях известный политик, ученый, человек, который занимался длительное время информационной деятельностью - это Сергей Николаевич Лебедев. Он уже около двух лет исполняет обязанности Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств. Я также напомню, что ваше мнение о нашей программе вы можете обсуждать на интернет-адресе blog.panarin.com

Панарин: Здравствуйте, Сергей Николаевич.

Лебедев: Здравствуйте, Игорь Николаевич.

Панарин: Уважаемые радиослушатели, задаем первый вопрос Сергею Николаевичу. Итак, начнем сразу: в чем все-таки преимущества интеграции на пространстве СНГ? Вы уже около двух лет исполняете обязанности, вникли, видимо, в проблематику. И вот сейчас глобальный кризис, нужна ли нам эта интеграция?

Лебедев: Вне сомнения. Интеграция - это просто жизненная необходимость для государств СНГ. И хотел бы подчеркнуть, что это осознают главы государств Содружества, это осознают все практические работники, которые занимаются и экономическими вопросами, и вопросами обеспечения безопасности стран СНГ, и вопросами гуманитарного взаимодействия. Хотел бы сказать, что начиная с даты создания СНГ интеграционные процессы никогда не останавливались. Они обусловлены взаимодополняемостью экономик стран СНГ, историческим прошлым, сильными кооперационными связями, которые, несмотря ни на что, до сих пор сохраняются. И нельзя не подчеркнуть также общность менталитета граждан стран СНГ, что является тоже важным фактором сотрудничества. Последние события в мировой экономике еще больше побудили государства СНГ к тесному взаимодействию.

Панарин: То есть имеется понимание, что кризис заставляет нас ускорять интеграционные процессы.

Лебедев: Ну, я могу в качестве подтверждения привести тот факт, что на последних саммитах глав государств, глав правительств стран СНГ тема совместных мер по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса была темой номер один. Она заняла достаточно большое место во всех дискуссиях, и самое главное, что результатом этой дискуссии было решение президентов стран СНГ, принятое в прошлом году в Бишкеке, об учреждении постоянного совещания министров финансов стран СНГ. Это совещание провело свою первую встречу в октябре прошлого года, затем состоялось второе совещание 31 марта в Москве. Более того, я хочу отметить, что на второе совещание кроме министров финансов были приглашены еще министры экономики и руководители национальных банков стран СНГ. Участников совещания принял президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, и, что важно, все мнения, которые прозвучали в ходе встречи с президентом России, были учтены российской делегацией в ходе буквально последующей через пару дней встречи «двадцатки» в Лондоне. И можно сказать, что президент России выступал с консолидированной позицией стран СНГ по преодолению негативных последствий финансового кризиса.

Панарин: Сергей Николаевич, вот вы говорите об интеграции, в том числе в условиях кризиса. Вот Грузия, она была той страной, которая, по сути, мешала интеграции в СНГ. И вот вытекает вопрос: после геноцида осетинского народа, после того, что совершил этот режим против мирного населения, почему Грузия не была все-таки исключена из СНГ, а, в общем-то, вышла, скажем так, в принципе по собственной инициативе?

Лебедев: Ну, я бы здесь возразил Вам: Грузия не мешала.

Панарин: Не мешала?

Лебедев: Нет. Она не играла активной роли, это верно. Но сказать, что она мешала, — это будет неправильно. Да, события на Кавказе в августе прошлого года, конечно, негативно отразились на Содружестве Независимых Государств, этого отрицать нельзя. И я как председатель Исполкома СНГ в августе прошлого года высказал в своем заявлении сожаление в связи с решением Грузии выйти из состава Содружества. Ну, вы знаете, что в соответствии с Уставом СНГ процесс выхода Грузии из Содружества длился целый год, де-юре Грузия перестала быть членом СНГ только совсем недавно, 18 августа сего года. Но что примечательно, вслед за нотой Грузии в прошлом году о намерении выйти из состава СНГ через день последовала другая нота — о желании Грузии остаться участником многих соглашений в рамках СНГ.

Панарин: Уже подписанных?

Лебедев: Да. Особенно касающихся сотрудничества в экономической сфере. В связи с этим в рамках СНГ была создана рабочая группа из экспертов всех государств Содружества, которая несколько раз собиралась, рассматривала все договоры и соглашения, в которых Грузия принимала участие, а их где-то около 500, если не больше, больше даже. И честно скажу, что эксперты государств СНГ проявили в целом доброжелательный подход к пожеланиям Грузии остаться участниками экономических соглашений. И сейчас уже в принципе согласована общая линия государств СНГ о том, чтобы позволить Грузии остаться участницей около 70 соглашений. Она остается участницей этих соглашений. Ну, и в практическом плане надо реально смотреть на вещи. Грузия неразрывно связана тысячами нитей со странами СНГ.

Панарин: Ведь народ Грузии не виноват, что вот такие правители, к сожалению, оказались у власти.

Лебедев: Совершенно верно. И об этом, кстати, говорили буквально вслед за августовскими событиями, в октябре. Собрались министры иностранных дел стран СНГ в Бишкеке, я участвовал в этой встрече и слышал, как многие руководители внешнеполитических ведомств стран СНГ, в том числе и министр Российской Федерации Сергей Викторович Лавров, выражали сожаление в связи с этим решением руководства Грузии, и прозвучали заявления о том, что двери для Грузии в СНГ открыты, и если когда-нибудь руководство Грузии решит вернуться в эту организацию, а это в интересах грузинского народа...

Панарин: Безусловно, здесь никакого сомнения.

Лебедев: То Грузия может вернуться.

Панарин: То есть мы проявляем, и не только Россия, но и все страны, в общем-то, добрую волю по отношению к грузинскому народу.

Лебедев: Конечно.

Панарин: Сергей Николаевич, мы уже обсудили, безусловно, проблематику Южной Осетии и Абхазии, они сегодня независимые государства, Россия их признала. В принципе можно ли говорить о возможности их вхождения в состав СНГ в ближайший период времени или пока еще рановато говорить об этом?

Лебедев: Содружество Независимых Государств - это открытая организация. Она открыта для приема новых членов, но решение о приеме новых членов должно приниматься в соответствии с Уставом Советом глав государств, это раз. И во-вторых, естественно, для того чтобы эти государства были приняты в состав СНГ, они должны быть признаны членами СНГ.

Панарин: То есть первый шаг - это, видимо, признание этих государств другими странами - Белоруссией, Арменией и так далее. Но в целом есть перспектива в этом направлении, как вы считаете?

Лебедев: Но давайте не будем гадать.

Панарин: Но я от себя хотел бы надеяться, что все-таки этот процесс не будет длительным и что народы Южной Осетии и Абхазии также смогут активно участвовать в различных программах Содружества нашего и, в общем-то, это на пользу как и странам СНГ, так и народам Южной Осетии и Абхазии. Но вот такой вопрос еще сразу возникает: в связи с кризисом показала ли вот эта ситуация глобального финансового кризиса, что у СНГ есть будущее, будущее в различных плоскостях? Вот вы говорили о встречах лидеров стран, они проходили в достаточно деловой и конструктивной обстановке, о встречах министров иностранных дел, руководителей банков, министров финансов. То есть можно ли сказать, что кризис в определенной степени сплотил страны СНГ и добавил импульса интеграционным процессам?

Лебедев: Однозначно могу сказать, что кризис побудил к более тесной координации наших усилий в финансовой и экономической сфере, это вне сомнений. В целом хочу особо подчеркнуть, что Содружество Независимых Государств - это очень демократическая организация, все решения у нас принимаются консенсусом. И если какое-то государство возражает против того или иного решения, то оно не может быть принято. И вот это правило, эта норма в какой-то степени способствует сохранению Содружества. В то же время хотел бы отметить, что в рамках Содружества, как в свое время (да и сегодня) Евросоюзе, существует разноуровневая и разноскоростная интеграция.

Панарин: Я напоминаю уважаемым радиослушателям, что идет очередной выпуск программы «Мировая политика», и я — ее ведущий Игорь Панарин. Мы обсуждаем проблематику СНГ с исполнительным секретарем этой организации Сергеем Николаевичем Лебедевым. И в первой части нашей программы мы рассмотрели вопрос об углублении интеграции пространства СНГ в условиях экономического кризиса, оценили ситуацию с Грузией, с ее неправомерными действиями против Южной Осетии и Абхазии и одновременно пришли к выводу, что страны СНГ, представители руководства стран СНГ проявляют добрую волю к грузинскому народу и считают, что во имя его процветания двери в СНГ остаются для Грузии открытыми.

Мы продолжаем наш диалог. Итак, Сергей Николаевич, в начале 2010 года должен заработать Таможенный союз трех стран. Мы уже говорили об разноуровневой, скажем так, интеграции в оборонной сфере, в экономической сфере. И вот Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, он дает импульс интеграционным экономическим процессам на пространстве СНГ?

Лебедев: Вне сомнения. Подготовкой всех документов, связанных с учреждением Таможенного союза, занимается ЕврАзЭС. Но это тоже страны СНГ, и поэтому я бы хотел сказать, что успех создания Таможенного союза, конечно, будет важным фактором для дальнейшей интеграции, в том числе возможность присоединения к этому союзу и других государств СНГ. Мне так представляется. Я надеюсь, что эти усилия, которые предпринимают сейчас три государства СНГ, члены ЕврАзЭС -Белоруссия, Казахстан и Россия, они увенчаются успехом и в конце этого года будут подписаны соответствующие документы. Я также знаю о том, что и Киргизстан, и Таджикистан также заявили о своей готовности несколько позже присоединиться к Таможенному союзу.

Панарин: То есть, практически мы можем уже к середине следующего года, скажем так, получить даже не «тройку таможенную», условно говоря, а «пятерку» как минимум, да? Можно ли, так сказать, прогнозировать эту ситуацию в оптимистичном сценарии развития?

Лебедев: Сроки сейчас назвать трудно, но в перспективе, я думаю, так оно и произойдет.

Панарин: Ну, вообще вокруг Таможенного союза много дискуссий. Я хотел обратить внимание радиослушателей, что наш премьер-министр Владимир Владимирович Путин уделяет огромное внимание этой проблематике, но я надеюсь, что, в общем-то, этот проект будет доведен до конца и действительно мы получим усиление экономического пространства СНГ.

Лебедев: Тем более что в следующем году Россия принимает председательство в Содружестве Независимых Государств.

Панарин: А кто сегодня руководит?

Лебедев: Сегодня Молдова. Тоже хотел бы отметить, что до недавних выборов (29 июля были повторные выборы в Молдове, вы знаете, в парламент) Молдова достаточно активно вела это председательство, было проведено много форумов в Кишиневе. Но последние события...

Панарин: Нестабильность, конечно, помешала.

Лебедев: Повлияла.

Панарин: Повлияла, да.

Лебедев: Тем не менее Исполнительный комитет СНГ вместе с соответствующими структурами Молдовы ведет сейчас подготовку очередного заседания совета глав государств в Кишиневе и заседание Совета министров иностранных дел, которые запланированы на октябрь. Кроме того, Молдова подтвердила свое желание провести 24-25 сентября в Кишиневе форум научной и творческой интеллигенции стран СНГ.

Панарин: Ну, это вообще очень сильное, серьезное событие, я думаю, будет.

Лебедев: Так что Молдова остается сейчас активным участником интеграционных процессов в рамках СНГ. И я бы хотел выразить надежду, что, независимо от того, кто будет у руля в Кишиневе в предстоящие месяцы, кто придет к рулю, Молдова останется...

Панарин: Активным членом Содружества. Лебедев: Это и в интересах Молдовы, вне сомнения. Панарин: Да и СНГ, наверное.

Лебедев: Конечно.

Панарин: Сергей Николаевич, такая еще очень интересная проблематика. Все-таки вы восемь лет были руководителем Службы внешней разведки. Вот опыт прежней работы, он помогает вам в становлении уже Содружества Независимых Государств.

Лебедев: Да, помогает. Потому что на прежнем посту в качестве директора СВР я приобрел опыт сотрудничества со спецслужбами стран СНГ, а это сотрудничество достаточно эффективное и активное. Уже в новом качестве сейчас я...

Панарин: А как, кстати, они восприняли вот ваш переход на новую работу, скажем так, коллеги по другим странам СНГ?

Лебедев: Дело в том, что в течение более чем семи лет я несколько раз возглавлял совещания руководителей разведок стран СНГ. Хочу сказать радиослушателям, что между разведками стран СНГ есть соглашение 1992 года, алма-атинское соглашение о сотрудничестве разведок, которое предусматривает взаимодействие в сферах общего интереса: в борьбе с глобальными угрозами, такими, как международный терроризм, наркобизнес, распространение оружия массового уничтожения и т.д. И это сотрудничество осуществлялось и осуществляется и сегодня. И я был во всех странах СНГ, встречался с руководителями спецслужб, с главами государств. Я был человеком известным на пространстве СНГ и, что хотел бы сказать, был известен как активный сторонник укрепления тесного сотрудничества в рамках СНГ. Поэтому, как мне потом рассказывали, предложение моей кандидатуры в Душанбе 5 октября прошлого года нашло общую поддержку глав государств, и все двенадцать президентов подписали решение о моем назначении Исполнительным секретарем СНГ, даже президент Грузии Саакашвили подписал это решение. Потому что знали, что я активно выступаю за укрепление многопланового взаимодействия не только между спецслужбами, но и в других сферах между государствами СНГ. Так что область сотрудничества между государствами СНГ оказалась для меня не новой, уже какой-то опыт я приобрел, и это, конечно, мне помогло.

Панарин: А можно ли сказать, чтов определенной степени разведывательные структуры стран СНГ с пониманием относятся к идее интеграции, они, скажем так, нацелены на интеграцию. В общем-то, это, я думаю, хорошо для усиления интеграционных процессов.

Лебедев: Да, вне сомнения. Ведь даже со спецслужбами дальнего зарубежья – и на Западе, и на Востоке – есть четкое понимание, что нынешним глобальным угрозам противостоять в одиночку невозможно. Существует международный терроризм, существует международный наркобизнес, существует международная организованная преступность. То есть, сам Бог велел спецслужбам объединяться против этих международных картелей преступных. Что касается государств СНГ, так актуальность объединения усилий еще более важна, еще более очевидна. И здесь, как и в других сферах, нас связывают общая история и опыт, и общая подготовка.

Панарин: Ну, и человеческие контакты.

Лебедев: Конечно. Ну, и потом - общность границ. Те угрозы, противостоять которым приходится сегодня, они общие для стран СНГ. И поэтому необходимость объединения усилий - она очевидна. И вот конкретным свежим примером является встреча 2-4 сентября в Москве руководителей разведок стран СНГ. Вы знаете, что их принял президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич. Состоялся очень хороший разговор, где еще раз была подчеркнута необходимость тесного взаимодействия спецслужб стран СНГ в противодействии общим угрозам.

Панарин: И вот переходим к другой проблематике - Европейский союз. Ну, мы знаем, что там уже есть и единая валютная зона - зона евро, рассматривается вопрос, скажем так, фактически единого гражданства, единой Конституции. Вот мы в СНГ планируем, скажем так, сделать рубль единой валютой СНГ, ввести в определенном плане какую-то единую Конституцию, как пытается Европейский союз, создать парламент совместный? Вот эти интеграционные процессы, которые развиваются достаточно длительный этап времени в Европейском союзе, могут ли они быть применены уже к нашей практике?

Лебедев: Опыт Евросоюза, естественно, крайне полезен для нас, Содружества Независимых Государств, и можно перенять много позитивного из того, что сделано в рамках Евросоюза. Мы говорили о разноуровневой, разноскоростной интеграции, и вот конкретным примером, например, является Валютный союз в рамках Евросоюза. Вы знаете, что не все страны...

Панарин: Не все страны, да. Фактически тоже разноскоростная, разноуровневая интеграция.

Лебедев: Кроме того, Шенгенское соглашение - тоже не все. Панарин: Действительно, да.

Лебедев: Но, с другой стороны, вы видите, что государства Евросоюза, намного более отдаленные друг от друга и по истории, и по культуре, нашли возможность объединиться, нашли возможность ввести единую валюту, нашли возможность, по сути, ликвидировать границы между государствами. Ну, взять, например, Португалию и Финляндию, - что их объединяет? Или, допустим, Кипр и Ирландия?

Панарин: Это и этнически разные, и языковые барьеры, да.

Лебедев: Действительно, да. Румыния и Великобритания?

Панарин: А мы, столетиями прожившие в одном государстве и знающие вбольшинстве один язык...

Лебедев: Конечно, нас намного большее объединяет, чем народы Евросоюза. Мы, к сожалению, создали границы, ввели собственные валюты, что крайне осложнило, в частности, экономическое сотрудничество. Поэтому логика подсказывает, что мы, видимо, будем идти по этому пути, не повторяя, конечно, полностью их путь, но беря всё позитивное.

Панарин: Да. Не копируя...

Лебедев: Нет-нет, ни в коем случае. С учетом наших особенностей, с учетом специфики, с учетом мнений государств, что очень важно. Я еще раз хочу подчеркнуть демократичность...

Панарин: Принятия решений, о которой вы говорили, да.

Лебедев: И только с учетом интересов каждого из государств мы будем предпринимать очередной шаг на пути углубления интеграции. Что касается общей Конституции, я думаю, что об этом говорить еще рано. А вот что касается введения единой валюты во взаимных расчетах или, скажем так, выбора какой-то валюты из стран СНГ для произведения взаимных расчетов, об этом речь идет. И есть конкретные предложения и российской стороны, и президента Казахстана Назарбаева Нурсултана Абишевича, который в прошлом году неоднократно выступал за введение единой валюты во взаиморасчетах между государствами СНГ. Это намного облегчило бы, конечно, экономическое сотрудничество. Тема на слуху, тема в дискуссии, эти проблемы обсуждаются. И хочу сказать, что 15 сентября в Москве состоится очередное, уже третье, заседание Постоянного совещания министров финансов стран СНГ. Мы, Исполком СНГ, совместно с Министерством финансов России и другими министерствами финансов сейчас готовим это совещание. Опять же приглашены министры экономик и руководители национальных банков стран СНГ. Подготовка этого совещания находится в завершающей стадии. И вот тема взаиморасчетов тоже будет одной из тем на этом совещании, я думаю, она прозвучит. Но все обсуждения будут происходить опять же под знаком выработки совместных мер по преодолению негативных последствий глобального экономического кризиса.

Панарин: Ну, вот на этой ноте я хотел завершить нашу программу и подвести некие итоги. Итак, мы вели очередной выпуск программы «Мировая политика» с Исполнительным секретарем СНГ Сергеем Николаевичем Лебедевым. Я - ведущий программы Игорь Панарин. И хочется отметить, что во второй части программы мы обсудили проблему создания Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и также возможности учета определенного опыта Европейского союза в интеграционном укреплении СНГ, но одновременно, как подчеркнул Сергей Николаевич, учитывая национальные особенности, уважительно относясь к мнению каждой страны СНГ и принимая все решения именно консенсусно с учетом наших традиций и учетом того, что все-таки мы сотни лет жили в одной большой стране. До свидания, уважаемые радиослушатели.

Лебедев: Всего доброго.

 

Источник: Пресс-служба Исполкома СНГ
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС