на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко 
 
1 октября 2009 года 


О визите Д.А.Медведева в Белоруссию


29 сентября с.г. состоялся визит Президента России Д.А.Медведева в Брестскую область (Белоруссия). Президенты двух стран провели переговоры, в ходе которых были обсуждены итоги завершившихся оперативно-стратегических учений «Запад-2009». Главами государств достигнута договоренность о проведении аналогичных учений раз в два года попеременно на территории России и Белоруссии. Д.А.Медведев и А.Лукашенко обсудили также текущую повестку дня российско-белорусских отношений.

 

Основные итоги саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге


Основываясь на договоренностях, достигнутых в ходе прошедших встреч «двадцатки» в Вашингтоне и Лондоне, саммиту в Питтсбурге, состоявшемуся 24-25 сентября с.г., удалось существенно продвинуться в вопросах формирования более совершенной мировой финансовой архитектуры и выйти на решения, отвечающие реальным потребностям глобальной экономики.

Хорошей новостью, пришедшей из Питтсбурга, является то, что участники саммита констатировали позитивные изменения в национальных экономиках и, как следствие, первые признаки оздоровления мировой экономики. В значительной степени этому способствовали беспрецедентные по масштабам согласованные меры финансового и кредитно-денежного стимулирования, предпринятые мировым сообществом в соответствии с рекомендациями «Группы двадцати». С учетом того, что ситуация остается неустойчивой и сохраняются серьезные риски, представляется обоснованным решение продолжить осуществлять необходимые антикризисные меры до тех пор, пока мировая экономика не встанет на путь стабильного восстановления. Вместе с тем признано целесообразным уже на данном этапе готовить стратегии выхода национальных экономик из «реанимационного режима», предусматривающие прекращение непосредственного вмешательства государства в экономические процессы.

Россия в целом удовлетворена партнерским сотрудничеством в рамках «Группы двадцати». Совместными усилиями проведена большая и полезная работа, направленная на достижение практических результатов в стабилизации мировой экономики, перезапуске ее кредитной и инвестиционной инфраструктуры, в том числе с акцентом на потребности наиболее нуждающихся в этом стран. Считаем, что залогом успешного взаимодействия стали политическая воля лидеров стран-участниц к решению острейших международных экономических проблем, их готовность к поиску компромиссных решений и высокая степень ответственности перед своими народами за разработку коллективных мер, направленных на скорейшее преодоление последствий этого тяжелейшего кризиса.

 

Об итогах «министерской недели» ГА ООН


«Министерская неделя» на 64-й сессии Генассамблеи ООН, состоявшаяся с 23 по 30 сентября, была отмечена беспрецедентно высоким уровнем представительства стран-членов Организации: в общеполитической дискуссии на Генассамблее приняло участие свыше 120 глав государств и правительств.

Доминирующими в ходе дискуссии были вопросы преодоления финансово-экономического кризиса, международного и регионального мира и безопасности, изменения климата, разоружения и нераспространения, борьбы с терроризмом, реформирования системы ООН, включая Совет Безопасности.

Позиции государств-членов по столь широкому спектру вопросов различны, имеют «национальное лицо». Однако, как показала дискуссия, в международных отношениях складывается объединительная повестка дня по широкому кругу общих для всех государств глобальных вызовов и угроз, включая поиск выхода из кризиса, проблемы распространения ОМУ и средств их доставки, изменение климата. Налицо повышение роли институтов многополярной дипломатии и, прежде всего, ООН как безальтернативного всемирного форума, обладающего универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью.

Не случайно в своем выступлении 23 сентября на Генассамблее ООН Президент России Д.Медведев особо подчеркнул, что без участия и вне рамок ООН невозможно эффективное решение задач финансово-экономической стабилизации, энергетической безопасности, многостороннего разоружения, урегулирования региональных конфликтов, защиты прав человека.

За день до начала общеполитической дискуссии, 22 сентября, состоялся Саммит высокого уровня по вопросам глобального изменения климата. Участвовавшие в нем главы государств и правительств особо подчеркивали важность достижения соглашения по будущему международному климатическому режиму на период после 2012 года на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая пройдет в Копенгагене в декабре 2009 года.

24 сентября состоялось заседание Совета безопасности ООН по ядерному разоружению и нераспространению. Лидеры государств-членов Совета обсудили всеобъемлющие подходы к решению вопросов в сфере разоружения и нераспространения ядерного оружия. Основной итог - подтверждена необходимость совершенствования и укрепления глобального режима нераспространения и разоружения, опорой которого являются международные механизмы и, прежде всего, Договор о нераспространении ядерного оружия. В принятой по итогам заседания Совета Безопасности резолюции 1887 заложены практические меры по эффективному реагированию на общие угрозы в ядерной сфере.

На «полях» Генассамблеи также состоялся целый ряд международных и двусторонних встреч, в т.ч. министерское заседание "квартета" международных посредников по Ближнему Востоку (Россия, США, ООН, ЕС), встреча политдиректоров "шестерки" по иранской ядерной проблеме (постоянные члены СБ ООН и Германия).

После окончания "министерской недели", с начала октября, начнется работа в главных комитетах Генассамблеи: в повестке дня сессии значится 168 пунктов. В этом году Россия выступила с инициативой включения в повестку дня 64-ой сессии Генассамблеи пункта "Шестьдесят пятая годовщина окончания Второй мировой войны" и подготовила соответствующий проект резолюции. Мы также намерены продвигать свои традиционные проекты резолюций о мерах по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности, о достижениях в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, о недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также новые проекты о сотрудничестве между ООН и ОДКБ и между ООН и ШОС.

 

О текущем развитии российско-американских отношений


Меня попросили прокомментировать текущее развитие российско-американских отношений. В настоящее время в российско-американских отношениях происходят позитивные подвижки. Контакты между президентами, подкрепляемые встречами на различных уровнях, проходят в регулярном режиме. В практическом плане новая тональность отношений уже проявилась в ряде важных договоренностей, достигнутых в ходе июльского визита Президента Б.Обамы в Россию. В их числе - принятие Президентского плана действий, где зафиксированы основные задачи и очерчены ориентиры на будущее. Выполнением президентских поручений призвана заняться Российско-Американская Президентская комиссия, работа в рамках которой уже развернулась.

Среди приоритетов, помимо военно-стратегических вопросов, сотрудничество в сфере мирного атома и энергетической безопасности, борьба и терроризмом, решение актуальных международных проблем, таких, как нераспространение ОМУ, иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и др. Существенное внимание будет уделено экономическому блоку - торговле, инвестициям, сотрудничеству в области космоса, передовых технологий. Важное значение придаем гуманитарному направлению.

В ходе сентябрьских встреч в Нью-Йорке и Питтсбурге главы наших государств «сверили часы» и подтвердили общий вектор дальнейшей работы. Российский президент, частности, приветствовал решение администрации Б.Обамы об отказе от прежних планов размещения объектов американской ПРО в Восточной Европе, акцентировав необходимость налаживания совместной работы по мониторингу ракетных вызовов. Президенты также согласились с необходимостью перевода переговоров над новой договоренностью по СНВ в непрерывное русло, имея в виду завершить ее к 5 декабря с.г.

Таким образом можно констатировать, что в российско-американских отношениях наметилась позитивная динамика. Впереди - трудная и кропотливая работа. Между нами еще сохраняются нерешенные проблемы и расхождения. Тем более необходимо, чтобы, строя планы по улучшению наших отношений с США, мы оставались на реалистических и прагматических позициях. Разумеется, многое будет зависеть от того, насколько четко стороны будут следовать намеченной линии и принципам на практике.

 

О влиянии решения Б.Обамы об отказе от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше на российско-американский противоракетный диалог


Мне задали вопрос, повлияет ли объявленное президентом Б.Обамой решение об отказе от обустройства элементов стратегической ПРО США на территории Польши и Чехии на состояние российско-американского противоракетного диалога?

Пересмотр президентом Б.Обамой инициированных еще прежней администрацией Дж.Буша планов обустройства в Европе на территории Польши и Чехии «третьего позиционного района» (ТПР) стратегической системы ПРО США является внутренним решением американского руководства и оно, безусловно, продиктовано сугубо национальными интересами США.

Мы это решение в целом рассматриваем как шаг в правильном направлении. Оно отчасти отражает и наши соображения по поводу того, каким образом выстраивать систему ПРО в Европе и в мире в целом.

Создаются неплохие условия для дальнейшей практической работы над реализацией Совместного заявления по вопросам ПРО, принятого президентами России и США 6 июля с.г. на встрече в Москве. В этом заявлении, как известно, была подтверждена готовность к активизации поиска оптимальных путей укрепления стратегических отношений на основе взаимного уважения и общих интересов и налаживания на этой основе равноправного и взаимовыгодного противоракетного сотрудничества со всеми заинтересованными странами.

Требуется тщательный экспертный анализ и предметные консультации по прояснению и детальному изучению всех аспектов предлагаемой администрацией США новой архитектуры американского противоракетного присутствия в Европе.

Мы готовы к детальному обсуждению американских предложений и российских инициатив в области противоракетного сотрудничества с выходом на взаимоприемлемые договоренности. Наша цель - совместная работа со всеми заинтересованными странами по оценке ракетных вызовов и разработке эффективных механизмов противодействия. В первую очередь, имеем в виду соответствующие меры политико-дипломатического характера, позволяющие учитывать интересы и озабоченности всех сторон и обеспечивать равную безопасность всех государств на европейском пространстве.

 

О развитии процесса БВУ


Также был задан вопрос о развитии процесса БВУ с учетом мероприятий в рамках 64-й сессии ГА ООН.

Тема ближневосточного урегулирования была в Нью-Йорке одной из центральных. Это, прежде всего, демонстрирует озабоченность всего мирового сообщества положением дел в этом регионе с одной стороны, а с другой - его стремление вплотную заниматься этой проблемой, пытаясь найти пути к ее решению.

Делать какие-то выводы относительно будущего мирного процесса, на наш взгляд, пока преждевременно, тем более, что после мероприятий в Нью-Йорке прошло всего несколько дней. Лучше, наверное, остановиться на тех мероприятиях, которые там состоялись.

Это, прежде всего, заседание на министерском уровне ближневосточного «квартета» международных посредников, участниками которого мы являемся. Вы можете ознакомиться с его заявлением на сайте МИДа. По нашей оценке, сторонам направлен сильный сигнал в пользу возобновления переговорного процесса на известной международно-правовой базе. Выделю то, что «квартет» приветствовал встречу Президента США Б.Обамы с Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху и Главой ПНА М.Аббасом, которая стала плодом усилий американской стороны при энергичной поддержке и координации со стороны остальных участников «четверки». Сам факт контакта сторон на высшем уровне после многомесячного перерыва - уже позитив. Но основная работа, естественно, еще впереди.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров, как известно, провел в Нью-Йорке серию двусторонних встреч, стержнем которых было обсуждение ближневосточной проблематики - с М.Аббасом, вице-премьером, Министром иностранных дел Израиля А.Либерманом, целым рядом министров иностранных дел арабских государств, Генеральным секретарем ЛАГ А.Мусой.

Наши совместные шаги будут продолжены. Сейчас в регионе находится первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков, которого сопровождает специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку А.В.Салтанов. Американский спецпредставитель по Ближнему Востоку Дж .Митчелл также проводит контакты со сторонами, собирается в очередной раз посетить регион. Вопросы ближневосточного урегулирования будут также в центре внимания переговоров С.В.Лаврова с госсекретарем США Х.Клинтон, которая прибудет в Москву в этом месяце.

Подытоживая, хочу сказать, что на 64-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке, а сейчас по столицам в регионе, идет напряженная работа. Ее главная цель - создать условия для переговоров, в ходе которых только и можно найти взаимоприемлемые решения по всем коренным вопросам ближневосточного урегулирования. Видим общую задачу в том, чтобы всемерно этому содействовать. В данном контексте одним из важных элементов такой поддержки призвана стать Московская конференция по Ближнему Востоку, подготовка которой после возобновления переговорных контактов перейдет в ответственную стадию.

 

О ситуации вокруг иранской ядерной программы


И последний имеющийся у меня информационный сюжет, относящийся к «министерской» части 64-й сессии ГА ООН – иранская ядерная проблематика. «На полях» 64-й сессии ГА ООН ситуация вокруг иранской ядерной программы нами подробно обсуждалась в двусторонних и многосторонних форматах, в том числе в ходе встреч министров иностранных дел «шестерки» и «Группы восьми».

Главное, в чем сходятся позиции России и наших партнеров, - сейчас как никогда актуален срочный запуск переговорного процесса, который призван снять все сомнения относительно исключительно мирного характера иранской ядерной программы, что в свою очередь позволит Ирану пользоваться всеми правами неядерного государства - участника ДНЯО. Как подчеркнул в Питтсбурге Президент России, наша страна сохраняет приверженность серьезному диалогу с Ираном с целью выхода на договоренность об эффективных средствах снятия озабоченностей международного сообщества относительно ядерной программы этой страны.

Ситуация вокруг иранской ядерной программы остается сложной. Иран уведомил МАГАТЭ о строительстве нового объекта по обогащению урана. Это идет вразрез с требованиями Агентства и резолюций СБ ООН относительно приостановки Ираном работ по обогащению. Мы хотим, чтобы МАГАТЭ тщательно проанализировало всю соответствующую информацию, и надеемся, что иранская сторона сможет обеспечить надлежащий уровень сотрудничества с Агентством по этому и всем другим остающимся пока еще непроясненными вопросам в отношении своей ядерной программы.

Рассчитываем, что проходящая сегодня в Женеве встреча с иранскими представителями при участии политдиректоров «шестерки» будет должным образом использована Тегераном в интересах всестороннего урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы.

 

О 8-м заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности


1 октября с.г. в Москве состоялось Восьмое заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны двух стран. Министры были приняты Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым.

В центре дискуссий находились вопросы обеспечения стабильности в Европе, в том числе в контексте российской инициативы подписания Договора о европейской безопасности, тематика отношений Россия-ЕС и Россия-НАТО, двустороннего взаимодействия на площадке ОБСЕ. Стороны предметно обсудили ситуацию вокруг ДОВСЕ.

Более подробный комментарий по итогам состоявшегося заседания размещен на сайте МИД России.

 

О визите С.ВЛаврова в Республику Абхазия


2-3 октября с.г. состоится рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Абхазия.

В ходе визита глава российского внешнеполитического ведомства проведет переговоры с Президентом Республики Абхазия С.В.Багапшем и Министром иностранных дел С.М.Шамбой. На встрече с руководством республики планируется провести углубленный обмен мнениями по актуальным международным проблемам. Стороны также обсудят вопросы дальнейшего развития дружественных отношений между нашими странами, налаживания полноформатного межгосударственного взаимодействия, оказания помощи Абхазии в области безопасности, сотрудничества в международных делах, подготовки дипломатических кадров для республики.

Ожидается, что российский министр и руководители Абхазии обсудят итоги последнего раунда Женевских дискуссий по стабильности и безопасности в Закавказье.

В рамках визита запланированы встречи С.В.Лаврова с командным составом Пограничного управления ФСБ России в Абхазии и командованием 7-й российской базы, с представителями организации соотечественников, с преподавателями и студентами отделения международных отношений Абхазского государственного университета.

 

О предстоящей встрече С.В.Лаврова и В.Д.Хандогия с руководителями приграничных областей двух стран


6-7 октября 2009 года в Харькове состоится встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и исполняющего обязанности Министра иностранных дел Украины В.Д.Хандогия с руководителями приграничных областей двух стран. В мероприятии примут также участие представители пограничных, таможенных, транспортных, миграционных и других ведомств России и Украины.

Общение в таком формате стало важным звеном российско-украинского диалога. Предыдущая встреча министров иностранных дел с руководителями приграничных регионов состоялась в октябре 2007 года в Белгороде.

На предстоящей встрече в Харькове ожидается обсуждение причин, вызвавших замедление работы таких перспективных направлений, как функционирование созданного в 2003 году Постоянного совещания глав российских и украинских областей «Содружество регионов», Совета руководителей приграничных регионов России, Украины и Белоруссии.

Одной из центральных тем станет создание надлежащих условий для свободного передвижения наших граждан через границу, упрощения пограничных и таможенных формальностей.

С.В.Лавров и В.Д.Хандогий проведут двустороннюю встречу по всему комплексу вопросов российско-украинских отношений. Ожидается, что предметом переговоров станут проблематика пребывания и функционирования Черноморского флота России на территории Украины, Азово-Керченское урегулирование, пограничные вопросы, реализация крупных гуманитарных проектов, актуальные международные темы, включая предстоящее проведение Совета глав государств и Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств в Кишиневе.

 

Об итогах парламентских выборов в Германии


По итогам состоявшихся в ФРГ 27 сентября с.г. всеобщих парламентских выборов предстоит смена Правительства Германии. Начаты переговоры по формированию будущей правящей коалиции во главе с Канцлером А.Меркель.

Рассчитываем, что новое Правительство Германии продолжит в духе преемственности курс на дальнейшее углубление российско-германских отношений во благо народов наших стран и на основе зарекомендовавших себя принципов добрососедства, равенства, уважения и учета взаимных интересов. Подтверждаем готовность к продолжению интенсивного и насыщенного политического диалога, тесного и доверительного взаимодействия в вопросах глобальной политики и европейских делах.

С удовлетворением отмечаем поступавшие в ходе избирательной кампании в ФРГ сигналы, свидетельствующие в целом о консенсусном восприятии политическим классом и широкой общественностью этой страны стратегической ценности наращивания партнерства с Россией.

 

О провале попытки лишения полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы


Позитивно оцениваем принятое сегодня, 1 октября, Парламентской ассамблей Совета Европы решение подтвердить полномочия делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПАСЕ. Провал попытки лишения полномочий российской делегации показывает, что, несмотря на предвзятый и односторонний подход определенных сил в Ассамблее, добившихся принятия ПАСЕ 29 сентября 2009 года необъективной резолюции о последствиях грузино-югоосетинского конфликта, в целом в Ассамблее возобладали здравый смысл и стремление к диалогу. Надеемся, что в ПАСЕ впредь откажутся от выдвижения ультиматумов в адрес России и сосредоточатся на конструктивной работе.

 

О докладе «Комиссии Тальявини»


В Москве с интересом ожидали появления доклада Комиссии ЕС о причинах и виновниках конфликта в августе 2008 года. Мы рассчитывали, что обилие фактов и свидетельств, имевшихся в распоряжении Комиссии, поможет однозначно указать на тех, кто несет полноту ответственности за произошедшую трагедию и, тем самым, предотвратить повторение подобных преступных действий в будущем.

Подробный комментарий Департамента информации и печати по докладу размещен на сайте МИД России.

 

О систематическом оформлении японскими властями прав наследования граждан страны на недвижимость на южных Курилах


Меня просили прокомментировать информацию о том, что японские власти систематически оформляют права наследования граждан страны на недвижимость, принадлежавшую до 1945 года их родственникам на южных Курилах.

В поле зрения МИД России периодически попадают сообщения СМИ и других источников о неких административных процедурах, которые японская сторона осуществляет в отношении своих граждан, проживавших на южных Курильских островах до 1945 г. Исходим из того, что такие процедуры осуществляются японской стороной произвольно и, конечно же, не могут иметь правовых последствий.

Как уже неоднократно подчеркивалось, южные Курилы являются территорией Российской Федерации на законных основаниях. В полном соответствии с нормами международного права. На островах действует российское законодательство, которое регулирует, в том числе и имущественные правоотношения как российских, так и иностранных граждан.

 

О текущей внутриполитической ситуации в Гондурасе


Меня просили прокомментировать текущую внутриполитическую ситуацию в Гондурасе и перспективы её урегулирования.

Предыстория вопроса хорошо известна. 28 июня с.г. в Республике Гондурас насильственно отстранён от управления страной и выслан за рубеж законно и демократически избранный Президент страны Хосе Мануэль Селайя Росалес, т.е. фактически совершён государственный переворот.

21 сентября с.г. Х.М.Селайя тайно вернулся в Тегусигальпу и по настоящее время находится в Посольстве Бразилии.

После того, как бразильцы приняли Х.М.Селайю, в отношении их диппредставительства правительство де-факто Гондураса ввело фактически осадное положение. Отключены линии связи, в том числе мобильные телефоны сотрудников, прекращена подача воды и электроэнергии. Ограничен доступ к продовольствию. Введены ограничения на передвижение транспортных средств посольства.

Правительство де-факто также выдвинуло ультиматум Бразилии: в течение 10 дней определиться со статусом свергнутого Президента, которому предложено либо сдаться, либо искать политического убежища в любом другом государстве.

Россия, как и другие члены Совета Безопасности ООН, выступает за скорейшее восстановление конституционного порядка в Гондурасе, призывает противоборствующие стороны воздерживаться от насилия и разрешить конфликт путём переговоров, решительно осуждает действия сил безопасности Гондураса по разгону сторонников Х.М.Селайи у бразильского диппредставительства.

Правительству де-факто, которое возглавляет Председатель парламента Р.Мичелетти, следует немедленно прекратить осадное положение Посольства Бразилии и соблюдать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года. Неприкосновенность дипломатического представительства и находящихся в нём лиц, включая Х.М.Селайю, должна быть соблюдена и гарантирована.

Россия также высказывается за приоритетность регионального формата гондурасского урегулирования.

 

О ситуации вокруг «Арктик Си»


К настоящему времени Следственный комитет при прокуратуре России завершил следственные действия непосредственно на борту судна. Эта часть расследования осуществлялась, когда "Арктик Си" стоял на рейде недалеко от порта Лас-Пальмас на Канарских островах. На судне также побывали представители полиции и Морской администрации Мальты.

Могу Вам сообщить, что - к сожалению или к счастью - никаких сенсационных находок на борту судна следователи не сделали. Как об этом и заявлялось, судно перевозило древесину. Надеюсь, что это достоверная информация, полученная вами из официального источника, поможет в дальнейшем освещать данное очень сложное с правовой точки зрения дело в деловом и объективном ключе.

По окончании следственных действий российская сторона не видит необходимости задерживать судно и не имеет таких намерений. Наоборот, мы считаем, что следует вести дело к скорейшему разрешению инцидента с "Арктик Си" и, соответственно, предпринимаем необходимые меры для возвращения сухогруза его судовладельцу и оказанию возможного содействия в завершении коммерческого рейса согласно имеющемуся договору морской перевозки груза. Поскольку в результате пиратских насильственных действий лиц, осуществивших неправомерный захват судна в Балтийском море, сухогрузу нанесен незначительный материальный ущерб - в частности, были выведены из строя некоторые приборы, относящиеся к навигационному оборудованию, необходимо произвести соответствующий ремонт. Эти повреждения никак не сказываются на безопасности буксирования "Арктик Си", но после их устранения требуется соответствующая сертификация со стороны государства флага - Мальты.

Российская сторона находится в контакте по этому вопросу с компанией-судовладельцем, властями государства-флага судна и грузополучателем, другими заинтересованными партнерами.

 

К 40-летию годовщины ОИК


25 сентября с.г. исполнилось 40 лет с момента создания Организации Исламская конференция. В этой связи Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым была направлена поздравительная телеграмма Генеральному секретарю ОИК Экмеледдину Ихсаноглу, в которой дана высокая оценка роли и влиянию организации в международной жизни, подчеркивалась готовность России укреплять контакты с ОИК в целях содействия упрочению мира и безопасности, развитию межцивилизационного диалога, а также политическому урегулированию на международно-правовой основе конфликтных ситуаций и решению других проблем.

ОИК, которая объединяет 57 государств с населением, исповедующим ислам, является самой крупной и авторитетной мусульманской организацией в мире.

С момента вступления России в 2005 г. в ОИК в качестве наблюдателя наши отношения с данной организацией получили дальнейшее развитие. В марте 2008 г. Россия участвовала в этом статусе в работе Дакарского саммита ОИК, который принял взвешенные решения по многим актуальным международным вопросам, утвердил новый Устав Организации, продемонстрировал зрелость и сплоченность исламского сообщества. При штаб-квартире ОИК в Джидде учреждено постоянное представительство России.

Напомню несколько важных событий в отношениях России с ОИК, которые произошли в этом году. В марте с.г. Москву посетил Генсекретарь Э.Ихсаноглу. Он был принят Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, участвовал в Специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС, а также провел ряд встреч с представителями мусульманских организаций России.

23-25 мая с.г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял участие в работе 36-й сессии Конференции министров иностранных дел ОИК, состоявшейся в Дамаске, и вступил с речью, которая была тепло принята участниками мероприятия.

Предпринимаются шаги по взаимодействию с исламским сообществом и на неправительственном уровне. Так, несколько дней назад в Москве была проведена представительная международная конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности». Укрепляются контакты России с исламскими государствами в сфере экономики и финансов, о чем свидетельствует прошедшая в июне 2008 г. в Казани международная инвестиционная конференция под эгидой Исламского банка развития. Развиваются связи в гуманитарной сфере, в том числе и с Исламской организацией по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО).

Сотрудничество России с исламским миром в различных областям служит важным фактором в формировании полицентричной международной системы, основанной на принципах справедливости, равенства всех государств и солидарности перед лицом общих вызовов.

 
Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать развитие ситуации вокруг «дела Р.Салонен»?

Ответ: МИД России следит за развитием ситуации вокруг судебного процесса имеющей российское гражданство Риммы Салонен. Ей оказывается необходимое содействие.

Российская сторона рассчитывает, что судом будут учтены все обстоятельства этого дела и в первую очередь – интересы ребенка, также имеющего российское гражданство. Российская сторона будет прилагать все усилия по обеспечению соблюдения прав и законных интересов российских граждан.

Вопрос: Ожидается, что во время октябрьского визита в Москву X. Клинтон состоится первое заседание Российско-Американской Президентской комиссии, сопредседателем которой от России является С.В.Лавров. Определен ли состав рабочей группы «Гражданское общество», которую возглавляет первый замглавы Администрации Президента России В.Ю.Сурков и спецпомощник Президента США М.Макфол? Кто планирует войти в ее состав с российской стороны?

Ответ: Планируется, что в ходе пребывания Х.Клинтон в Москве в октябре с.г. одним из профилирующих пунктов повестки дня будет обсуждение практической деятельности Российское Американской Президентской комиссии, координаторами которой являются Госсекретарь США и Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

На наш взгляд, группа «Гражданское общество», о которой Вы говорите, занимает важное место в Комиссии. В последнее время в гуманитарной области накопилось немало непростых проблем, которые требуют к себе пристального внимания, а главное - совместно предлагаемых рецептов решения. Среди таких проблем можно назвать правовые аспекты борьбы с терроризмом и пиратством, коррупцией, аспекты, связанные с пенитенциарной системой, защитой прав детей, свободой печати и т.д.

Предполагается, что первое заседание сопредседателей этой группы В.Ю.Суркова и М.Макфола, который будет сопровождать Х.Клинтон в ходе ее предстоящего визита к нам, состоится накануне. Пока рано говорить о модальностях работы группы или о ее составе, однако по итогам встречи Суркова-Макфола к этому вопросу можно вернуться позднее.

Вопрос: Каковы перспективы урегулирования проблемы Судана? Какова роль России в этом процессе в контексте предстоящей Международной научно-практической конференции по суданской проблематике?

Ответ: Конфликт в Дарфуре продолжает дестабилизировать и осложнять ситуацию в Судане и вокруг него. Тяжелыми остаются гуманитарные и социально-экономические последствия кризиса.

Вместе с тем на данный момент появились некоторые предпосылки для восстановления и продвижения дарфурского политпроцесса.

Во-первых, в результате работы международных и региональных посредников есть сдвиги в подходах дарфурской оппозиции к вопросу о перезапуске переговоров с правительством. Рассчитываем, что к концу октября с.г. переговоры в Дохе будут не только возобновлены, но и обретут более охватный и субстантивный характер.

Во-вторых, с удовлетворением отмечаем, что близок к завершению процесс развертывания ЮНАМИД. Миссия уже сейчас оказывает существенное воздействие на нормализацию ситуации в сфере безопасности.

Ход событий в Дарфуре подтверждает наш неизменный подход, заключающийся в том, что по всем аспектам дарфурского урегулирования нужны сбалансированные подходы, необходимо конструктивное взаимодействие ООН, АС, ЛАГ, международных и региональных посредников с Хартумом.

Россия уделяет растущее внимание урегулированию в Судане. Вместе с МИД на суданском направлении активно работает Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М.В.Маргелов, который является специальным представителем Президента России по Судану. 6 - 7 октября по его инициативе в Москве пройдет научно-практическая конференция по суданской проблематике, включая такой ее важнейший компонент как реализация Всеобъемлющего мирного соглашения.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать сообщения о задержании на днях в Москве израильского дипломата?

Ответ: Действительно, 24 сентября с.г. в Москве за противоправные действия был задержан с поличным 1-ый секретарь посольства Израиля в России, сотрудник «НАТИВ» (Бюро по связям с евреями стран СНГ и Балтии) Ш.Полищук. Он уже покинул Россию.

Исходим из того, что этот досадный инцидент не окажет отрицательного влияния на российско-изральские отношения, которые в целом успешно развиваются.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать одобрение Сеймом Литвы в первом чтении поправок к Уголовному кодексу, устанавливающих ответственность за публичную поддержку «агрессии СССР против Литвы» и отрицание «преступлений советского и нацистского режимов»?

Ответ: МИД России уже неоднократно давал оценку попыткам отдельных фальсификаторов истории поставить на одну доску нацистскую оккупацию и события послевоенного периода в Центральной и Восточной Европе.

Наша позиция неизменна - речь идет о целенаправленной и кощунственной кампании, продиктованной исключительно стремлением возродить в Европе идеологическое противостояние, превратить историю в инструмент практической политики. Убеждены, что именно эти цели преследуют инициаторы законопроекта об уголовной ответственности за отрицание «преступлений советского и нацистского режимов». Подобные действия иначе как циничными и аморальными назвать нельзя.

Не случайно также, что вся эта неприглядная возня проходит на фоне заявлений нового литовского руководства о готовности выстраивать с Россией прагматичные добрососедские отношения. Очевидно, кому-то не по душе такая перспектива. Рассчитываем, однако, что в Сейме Литвы возобладают здравый смысл и чувство исторической справедливости и провокационная затея отдельных нечистоплотных политиков не пройдет.

Вопрос: В Харькове состоится встреча С.В.Лаврова и В.Д.Хандогия с руководителями приграничных областей двух стран. Ранее планировалось, что в этой встрече примут участие В.В.Путин и Ю.Тимошенко. Означает это ли это снижение уровня переговоров? Будет ли обсуждаться вопрос вывода российского Черноморского флота?

Ответ: Никто никакие уровни не занижает: наши премьер-министры находятся в контакте и совсем недавно проводили такую встречу. Встреча министров с участием руководителей соседних областей двух стран, как я уже сказал, - очень важная для развития двусторонних отношений встреча, которая позволит решить много вопросов, интересующих как одну так и вторую сторону. В целом, это будет вклад в развитие наших двусторонних отношений.

Что касается Флота, давайте дождемся итогов переговоров С.В.Лаврова и В.Д.Хандогя. Я думаю, что эта тема найдет отражение в разговоре. Могу сказать, что в Нью-Йорке беседа была очень конструктивной, и стороны прошлись по большому списку тех вопросов, которые находятся у нас в повестке дня. Мы их обсуждаем спокойно в конструктивной форме и надеемся, что продвинемся в их решении и снимем с повестки дня.

Вопрос: В Женеве проходят российско-американские консультации по СНВ. Можете ли Вы огласить какие-либо предварительные результаты?

Ответ: У нас имеется понимание с американской стороной продвигаться в решении тех вопросов, находящихся в рамках этой очень серьезной темы, продвигаться без замедления. Переговорщики будут в оставшееся время, до 5 декабря с.г. работать очень энергично, практически без перерывов. И я думаю, что наши переговорщики смогут информировать глав внешнеполитических ведомств обоих государств, США и Российской Федерации, в ходе уже упомянутого визита г-жи Х.Клинтон в Москву. Стороны работают очень интенсивно, обстановка на переговорах конструктивная. Проявляется заинтересованность, повторяю, эти вопросы решить, исходя из тех национальных позиций, которые имеются как у американской делегации, так и у российской.

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС