на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова телеканалу «Вести»
 
11 ноября 2009 года

Вопрос: Сергей Викторович, добрый день! Если позволите, я хочу начать с темы, которая, на мой взгляд, интересует максимальное количество наших зрителей, это перспективы безвизового режима в России и ЕС. На днях голландский министр по делам Европы Франс Тимерманс заявил, что провел некие консультации, и что, по его мнению, это перспектива не двух-трех, как до этого говорили, а пяти-десяти лет. Какие-то есть осложнения, как идут переговоры?

С.В.Лавров: Нам трудно понять наших европейских партнеров, потому что безвизовый диалог является одной из форм нашего сотрудничества, и начат он достаточно давно. Еще в 2004 г. тогдашний председатель комиссии Евросоюза Р.Проди, активно поддержав эту цель, сказал, что к 2008 г. вполне реально обеспечить безвизовый режим поездок для граждан России и Европейского Союза. Но, к сожалению, нынешний состав Еврокомиссии подходил к этому вопросу достаточно забюрократизировано. И пока мы еще не продвинулись к разработке конкретной «дорожной карты», которая позволит нам договориться в обозримый срок, а мы хотим установить такой срок, согласовать договоренность.

Наши предложения находятся на столе переговоров. Безвизовый диалог проводится регулярно, состоялось уже несколько раундов, намечены дополнительные. Но, по нашему убеждению, без установления какой-то конкретной даты и разработки конкретных мер, необходимых для согласования такого режима, трудно будет рассчитывать на результат. Мы добиваемся от наших партнеров в Евросоюзе очень простой вещи: скажите нам, что должна сделать Россия, чтобы вы такую договоренность с нами могли согласовать. Мы, в свою очередь, как неоднократно заявляло российское руководство на протяжении последних трех лет, готовы хоть завтра перейти к безвизовому режиму без каких-либо предварительных условий.

Надеюсь, что добрая воля будет проявлена и на той стороне. Говоря о поездках за рубеж, нужно отметить, что российские граждане ездят не только в Европу. Помимо европейских стран мы ведем порядка двадцати переговоров с нашими партнерами по облегчению визового режима, в том числе в пяти случаях это будет безвизовый режим. Речь идет о Никарагуа, Чили, Эквадоре, Уругвае, Монголии. Так что не только с Европой мы облегчаем условия поездок наших граждан, но и с другими государствами. С европейскими странами пока действует облегченный режим, который распространяет на целый ряд категорий наших граждан довольно льготные условия получения виз, в том числе многолетних, вплоть до пяти лет, и многократных.

Вопрос: Перспектива облегчения или, возможно, введения безвизового режима с теми пятью странами, которые Вы перечислили, это перспектива какого времени?

С.В.Лавров: Речь идет о ближайших месяцах. Что касается Чили, мы рассчитываем буквально на следующей неделе подписать такой договор.

Вопрос: Сергей Викторович, почему до сих пор не подписан базовый договор о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС?

С.В.Лавров: Потому что он просто не готов. Чуть более года назад на саммите Россия – Евросоюз в Ханты-Мансийске было принято решение начать переговоры над новым базовым договором. Задержка с таким решением произошла не по нашей вине. Евросоюз, как Вы помните, по причинам, относящимся к односторонним претензиям к России того или иного своего члена, затягивал с началом этого процесса. Но вот летом 2008 г. в ходе саммита в Ханты-Мансийске эти проблемы были сняты, и переговоры начались. Прошло уже шесть раундов, скоро будет очередной раунд. Переговоры продвигаются неплохо. Хотелось бы ускорить этот процесс, но по существу есть достаточно серьезное понимание того, как этот документ должен выглядеть.

Мы исходим из того, что он, во-первых, должен иметь долговременный характер и задавать направление нашего стратегического партнерства во всех областях: во внешнеполитической сфере, в сфере внутренней свободы и правосудия, в сфере экономики, включая энергетику и др., в сфере культуры, научных обменов, образования. Во-вторых, мы считаем, что, учитывая крупномасштабный характер договора о стратегическом партнерстве, важно, чтобы он был всеобъемлющим и лаконичным. Потому что в одном документе прописать все до деталей невозможно. Мы хотим, чтобы он был лаконичным, емким и дополнялся секторальными соглашениями во всех перечисленных мною областях. В-третьих, он, конечно, должен носить юридически обязывающий характер, чтобы избегать ситуаций, когда он будет интерпретироваться сторонами по-разному, и будут возникать проблемы с реализацией содержащихся в нем положений.

Мы не ставим каких-то искусственных сроков. Убеждены, что так же, как и в случае с нашими переговорами по присоединению к ВТО, главное не время, когда будет достигнут результат, а главное - качество договоренности. Рассчитываем, что мы обеспечим такое качество, которое в полной мере будет учитывать интересы России, и, конечно же, интересы наших партнеров.

Вопрос: В Германии недавно прошли выборы, сформировано новое правительство. Появился Ваш новый коллега. Для российских журналистов это такой человек-загадка, не очень известный, не очень публичный. Какие у Вас личные впечатления, встречались ли Вы, знакомы ли, какие ожидания? И вторая часть этого вопроса: как Вы попрощались со Штайнмайером? Принято считать, что у Вас хорошие личные отношения на уровне приятельских.

С.В.Лавров: С Г.Вестервелле мы уже общались, правда, не очень подробно. В прошлом году он приезжал в составе парламентской делегации Бундестага, и у нас с ним была встреча в Министерстве иностранных дел в Москве. Мы почувствовали его настрой на продолжение традиций свободных демократов. Это партия, которая стояла в свое время у истоков так называемой «восточной политики» в ФРГ, политики, во многом заложившей основы тех отношений, которые мы сейчас имеем. По крайней мере, первые кирпичи в фундамент нынешних отношений закладывались при активном участии свободных демократов. Предшественники Г.Вестервелле на этом посту и Ганс-Дитрих Геншер, и Клаус Кинкель, и Вальтер Шелль - они все были сторонниками углубления партнерства с Российской Федерацией. И, конечно, в том, что мы сейчас имеем в отношениях с Германий, значительный вклад этих политиков. Рассчитываю, что эту традицию продолжит и мой новый коллега.

Что касается Франка-Вальтера Штайнмайера, то мы действительно друзья, у нас очень хорошие личные отношения. Убежден, что они сохранятся и на перспективу, независимо от того, какие должности он будет занимать. Сейчас он возглавляет фракцию социал-демократов в германском парламенте. Мы находили общий язык по практически всем вопросам, которые обсуждались. Отмечу, что Франк-Вальтер Штайнмайер был инициатором очень важного направления в российско-германском партнерстве – модернизации экономических связей. Он активно выступал за то, чтобы параллельно с нашим энергетическим сотрудничеством, а оно очень тесное с Германией, мы развивали взаимодействие в сферах высоких технологий. Причем, не только в экономике, но и в социальных отраслях. Сейчас это одно из официальных направлений нашего взаимодействия, которое полностью поддержано правительством ФРГ и в новом составе. И таким образом, он уже внес свой конкретный вклад в партнерство между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией. Мы с ним общаемся по телефону, я ему направил послание в связи с его письмом на мое имя, в котором выражается благодарность за сотрудничество все эти годы. Уверен, что, как я уже сказал, и в своем новом качестве он будет поддерживать и способствовать развитию наших теплых и тесных отношений.

Вопрос: Еще про конкретных людей, персоналии. Как вы относитесь к присуждению Нобелевской премии мира американскому президенту? Как вы считаете, поедет ли он все-таки за ней?

С.В.Лавров: Мне трудно давать оценку решению Нобелевского комитета. Решение принято, оно воспринято большинством наблюдателей как надежда на улучшение ситуации в мире. Надежда на то, что лозунг перемен, который Б.Обама провозгласил, в том числе и во внешней политике США, будет реализован. Мы в этом искренне заинтересованы.

Налаживаем сейчас новое партнерство с Соединенными Штатами и однозначно ощущаем стремление Б.Обамы и его команды претворить в жизнь установки, которые звучали во время его предвыборной кампании. Установки, которые он излагал на встречах с Президентом России и в Лондоне, и в Москве, и на полях саммита "двадцатки". Два президента абсолютно согласны с тем, что мы должны преодолеть застой в отношениях между Москвой и Вашингтоном, который наблюдался при администрации Дж.Буша, когда хорошие личные отношения никак не трансформировались в нечто действительно партнерское и сопровождались инерцией логики «холодной войны», игры с нулевым результатом и прочее. Б.Обама однозначно хочет преодолеть стереотипы той эпохи. Рассчитываю, что мы с нашими американскими партнерами сумеем выполнить указания, которые нам сформулировали президенты.

Что касается того, поедет ли американский президент получать эту премию, то я не могу за него говорить. Думаю, что мы в ближайшее время об этом узнаем.

Вопрос: После того, как говорили о перезагрузке российско-американских отношений, стали говорить о возможной перезагрузке еще российско-британских отношений. Есть ли в этом необходимость, и есть ли такая возможность?

С.В.Лавров: Сам термин "перезагрузка", конечно, был мгновенно подхвачен журналистами. Это запоминающийся, хороший образ. Не хочу выглядеть нескромным, но нам, собственно говоря, с нашей стороны перезагружаться не надо было. Все то, что мы сейчас делаем с американскими партнерами, были готовы делать и с администрацией Дж.Буша. Какую сферу деятельности ни возьми, везде Россия была к этому готова. Мы неоднократно напоминали прежней администрации о том, что скоро истекает договор о СНВ, но не встречали никакого отклика в том, что касается необходимости разработки нового договора. В экономической сфере мы пошли на очень серьезные шаги в ожидании исполнения обещаний о нашем скором вступлении в ВТО. Никакого отклика не последовало.

Сейчас рассчитываю, что и в случае с СНВ, и в случае с экономическим взаимодействием, и в случае с региональными конфликтами, где мы с американцами сотрудничаем, да и по многим другим вопросам изменение отношений новой администрации к сотрудничеству с Россией позволит придать нашим отношениям новые качества. Но, повторю, мы к этому были готовы еще и при администрации Дж.Буша. Если перемены, которые провозглашены в качестве главной линии Б.Обамы и внутри США, и на международной арене, и в отношении России означают перезагрузку, то мы это только приветствуем.

Похожая ситуация и с Великобританией. Нынешнее состояние отношений, которое не вполне нормальное, обусловлено односторонними действиями наших британских коллег. В ответ на отказ Российской Федерации менять свою Конституцию, как того требовала британская сторона, настаивая на экстрадиции А.Лугового, они пошли на серию мер наказаний, в том числе заморозили переговоры об облегчении визового режима, заморозили контакты с Федеральной Службой Безопасности. Это сделало невозможным продолжение контртеррористического сотрудничества, поскольку именно ФСБ возглавляет национальный антитеррористический комитет в России. Стали достаточно придирчиво изучать визовые обращения простых российских граждан, включая и тех, кто собирается учиться в Англии и уже оплатил свою учебу.

Мы никогда не были сторонниками того, чтобы это совершенно ненормальное положение замораживать навеки. Всегда говорили, что готовы преодолеть этот не очень приятный период в наших взаимоотношениях. И то, что сейчас происходит, отражает, по-моему, готовность официального Лондона пересмотреть свою позицию и действовать прагматично, как, собственно, англичане всегда умели поступать.

На состоявшихся в этом году встречах Президента России Д.А.Медведева с Премьер-министром Г.Брауном мы ощутили понимание того, что нужно искать точки соприкосновения, а не упираться в некие принципы. Тем более что ответы давно были даны, и наши британские партнеры их прекрасно знают. Поэтому визит Д.Милибэнда в Российскую Федерацию был, по моему убеждению, полезным. Россия с Великобританией участвует в решении целого ряда международных вопросов в самых разных форматах. Это и "двадцатка", и "восьмерка", это и "шестерка", которая занимается иранской ядерной программой. Великобритания, конечно же, заинтересована в контактах с нами по другим региональным ситуациям, таким как Афганистан, Ирак, ближневосточное урегулирование. Мы провели достаточно полезные переговоры, по итогам которых даже одобрили три совместных заявления, в том числе по нераспространению ядерного оружия. Эта тема, которая всех волнует.

Думаю, понимание того, что в нынешнем мире без сотрудничества всех основных держав мало какие проблемы поддаются решению, в Лондоне присутствует. Мы это приветствуем. Чем быстрее и глубже на той стороне произойдет перезагрузка, тем будет полезнее и для российско-британских отношений, и для международных отношений с точки зрения решения различных проблем.

Тем временем никогда не прерывались экономические связи. Торговля с Великобританией развивается очень активно. Лондон - один из главных инвесторов в российскую экономику. Буквально неделю назад состоялось очередное заседание межправительственного комитета по торговле и инвестициям, где российскую сторону представлял заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов А.Л.Кудрин. Были достигнуты совершенно конкретные договоренности по дальнейшему углублению сотрудничества и в сфере энергетики, включая энергоэффективность, энергосбережение, и в сфере нанотехнологий, и в других областях. Так что жизнь идет, и я убежден, что политические отношения между государствами должны больше ориентироваться на то, что происходит в базисе, как раньше было принято говорить, т.е. в экономике. А этот базис заставляет договариваться, а не ссориться.

Вопрос: Китай на последнем военном параде продемонстрировал огромное количество своей военной техники. Известно, что до этого подавляющее большинство вооружения в Китае было российского производства. В связи с тем, что Китай начал делать свое оружие, меняется как-то военно-техническое сотрудничество России и Китая?

С.В.Лавров: Наше сотрудничество с Китаем многогранно. И, конечно, военно-техническое взаимодействие является очень важным фактором, который подтверждает особо доверительный характер наших отношений. Разумеется, военно-техническое сотрудничество осуществляется в полном соответствии с международно-правовыми нормами, которые действуют и в сфере перевооружений, и в сфере нераспространения ядерного оружия. Все это строго соблюдается.

Что касается появления китайской техники на параде, то военная сфера не единственная, где Китай демонстрирует свою способность создавать. Это проявляется и в автомобилестроении, и в самолетостроении, и в нанотехнологиях, и в создании компьютеров. Китайский народ - это народ весьма творческий, способный созидать. Мы это наблюдаем в самых разных сферах. Честно говоря, радуемся за успехи нашего стратегического партнера. Намерены всячески углублять наше стратегическое взаимодействие. Это важно и для того, чтобы мы жили в добрососедстве с нашими китайскими соседями, чтобы мы развивали взаимовыгодные проекты, в том числе проекты, направленные на развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири и прилегающих районов Китая. В ходе встречи президентов наших стран на эту тему была принята соответствующая программа.

Заинтересованы в самом тесном скоординированном сотрудничестве с Китаем по международным проблемам, где наши позиции совпадают в подавляющем большинстве случаев.

Вопрос: С другой стороны, некоторые эксперты говорят, что Россия готова пересмотреть военно-техническое сотрудничество со странами НАТО. Якобы уже были сделаны заявления о том, что Россия готова закупать какую-то военную технику за рубежом, например вертолеты. Действительно ли это так?

С.В.Лавров: Мы открыты к военно-техническому сотрудничеству со всеми на условиях взаимности, на условиях равноправия. И в том числе готовы такое сотрудничество развивать с НАТО, тем более что на вооружении многих стран НАТО и, прежде всего, недавно вступивших в этот альянс стран Восточно-Центральной Европы находится техника советского и российского производства.

С целым рядом таких стран мы уже имеем проекты по модернизации этой техники, в том числе по приведению ее в соответствие со стандартами НАТО. Наши специалисты освоили этот вид работы и успешно его применяют, и спрос на такие услуги есть. Одновременно мы хотим развивать такое же военно-техническое сотрудничество, в том числе возможно создание новых образцов техники, с другими странами НАТО и с альянсом в целом. Эти вопросы обсуждаются по линии Министерства обороны. Повторю, здесь нет каких-то непреодолимых проблем, если мы ведем речь о паритете, о взаимной выгоде.

В наших военных и военно-технических связях с отдельными странами НАТО из числа новобранцев есть такой аспект, как безлицензионное производство вооружений, которое началось еще во времена Варшавского договора. Мы хотим в этой сфере навести порядок. Пока только с Венгрией мы урегулировали эти отношения. Подписаны договоренности, которые определяют порядок производства нашей техники таким образом, чтобы она была легально произведена и соответствовала всем тем стандартам, которые для нее были установлены. С рядом других стран переговоры продолжаются, в том числе с Болгарией, со Словакией, с некоторыми другими. Надеюсь, что мы все скоро урегулируем.

Вопрос: С НАТО связана еще одна важная для России тема - возможность расширения альянса на Восток. На днях была информация, что НАТО снабжает Грузию оружием, речь идет об очень крупных поставках. В связи с этим опять заговорили о том, что НАТО рассматривает разные варианты своего расширения. Что вы можете на это сказать?

С.В.Лавров: Мы убеждены, что логика расширения НАТО порочна и абсолютно не соответствует современным реалиям. И вообще, когда исчезал Варшавский договор, тем более когда распадался Советский Союз, у наших западных партнеров, которые возглавляют НАТО, был выбор, по какому пути пойти. Был вариант пойти по пути укрепления общеевропейской безопасности для всех государств, которые на этом пространстве находятся. И тогда нужно было из ОБСЕ делать действительно эффективную организацию, со своим уставом, со своими правилами, с едиными для всех подходами к обеспечению безопасности, которая должна быть равной для всех государств-участников. Но такой выбор сделан не был. Пошли по пути расширения НАТО, расширения механического, которое совершенно не учитывало тектонических сдвигов в геополитике, произошедших на рубеже 90-х годов прошлого столетия. Понимание того, что эта ситуация и этот путь неверные, присутствует у серьезных европейских государств. И именно поэтому мы наблюдаем все больше позитивных откликов на предложение Президента России Д.А.Медведева приступить к разработке нового договора о европейской безопасности, суть которого очень проста.

На рубеже 90-х годов, когда на Западе была эйфория по поводу исчезновения Варшавского договора, распада Советского Союза, когда нам обещали, что мы отныне будем партнерами и будем работать на взаимоуважительной основе, тогда были приняты политические обязательства, в том числе обязательства о неделимости безопасности, согласно которым ни одна страна не должна укреплять свою безопасность за счет безопасности другой страны. Это политическое обязательство легло в основу создания в конце 90-х годов Совета Россия–НАТО. И оно до сих пор действует. Но почему-то это обязательство не воплощается в конкретные дела.

Мы постоянно со стороны наших натовских партнеров видим действия, которые создают риски для нашей безопасности. Мы об этом регулярно говорим. Нас успокаивают, что это не против нас, хотя конкретные военные дискуссии вполне показывают, что нужно что-то с этим делать. Это касается и дававшегося обещания не размещать инфраструктуру НАТО на территории новых членов. Вместо этого создаются новые базы в той же Румынии, Болгарии. Это касается и обещаний не размещать существенные боевые силы на территории новых членов. Непонятно, что подразумевается под существенными боевыми силами. Наше предложение разобраться и договориться, что это такое, пока встречается молчанием.

Поэтому мы и предложили взять политическое обязательство не укреплять свою безопасность за счет безопасности других и сделать его юридическим обязательством в рамках нового договора. И заодно разработать механизм консультаций, созыва конференций в тех случаях, когда любая из стран-участниц этого договора ощущает какую-либо угрозу. Это основная суть нашего предложения. Когда наши партнеры порой делают вид, что им непонятно, о чем идет речь, они прекрасно все понимают. Будем это предложение активно продвигать, в том числе в ходе предстоящих контактов в рамках Совета Россия – НАТО, который состоится на министерском уровне уже в начале декабря.

Что касается вооружения Грузии, то за несколько лет до того, как президент Саакашвили отдал преступный приказ напасть на Южную Осетию, мы предупреждали, что поставки в Грузию вооружений в огромном количестве, особенно наступательных вооружений, кончатся плохо. Нас заверяли, что этого не произойдет, что он не посмеет. Я уже имел как-то раз возможность говорить, что К.Райс мне в какой-то момент сказала: если он посмеет применить оружие, которое мы ему поставляем, он может забыть про членство в НАТО. После того, как он применил оружие, я у нее спросил: что теперь с членством Грузии в НАТО? Она мне ничего не ответила.

Надеюсь, что многие сделали выводы из той ситуации. Хотя, признаюсь, мы получаем информацию из самых разных источников, что отдельные страны по разным сложным схемам все-таки пытаются удовлетворить поступающие запросы грузинского руководства на закупку вооружений, в том числе наступательных, в том числе вооружений, которые, как говорят специалисты, предназначены для ведения боевых действий в населенных пунктах. Это очень тревожит. На каждое такое сообщение мы реагируем – по понятным причинам я не буду говорить, как и в контактах с кем. Но это серьезный вопрос, и мы заостряем его перед нашими партнерами.


 


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС