на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко, 24 ноября 2009 года


Об итогах саммита Россия-ЕС


Состоявшийся на прошлой неделе 18 ноября с.г. в Стокгольме саммит Россия-ЕС, по нашей оценке, получился весьма содержательным, его итоги мы оцениваем очень высоко. Была подтверждена общая приверженность дальнейшему развитию стратегического партнерства Россия-ЕС, обозначен курс на партнерство для модернизации. Россия и Евросоюз четко определили круг первоочередных задач - скорейшее заключение нового базового соглашения Россия-ЕС, качественное продвижение безвизового диалога, развитие совместных экономических проектов, в частности, в сфере энергетики и энергобезопасности. Существенное внимание было уделено координации усилий по климатической проблематике в преддверие конференции в Копенгагене.

В качестве конкретных результатов работы можно назвать заключение в ходе саммита пяти соглашений о финансировании программ приграничного сотрудничества Россия-ЕС. Это позволит дать старт реализации большого количества совместных проектов.

Было заявлено о готовности возобновить работу по заключению соглашения Россия-ЕС о сотрудничестве в кризисном регулировании.

Саммит стал знаковым и потому, что на этот год пришлись две годовщины - 20-летие первого двустороннего соглашения между СССР и Европейским экономическим сообществом и 20-летие падения Берлинской стены. К тому же, это последний саммит Россия-ЕС в долиссабонский период развития ЕС.

 

Об итогах заседания Совета глав правительств СНГ


20 ноября с.г. в Ялте прошло очередное заседание Совета глав правительств СНГ. Российскую делегацию возглавлял Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин.

В повестке дня было 25 вопросов, охватывающих широкий спектр актуальных вопросов жизнедеятельности Содружества в экономической и гуманитарной проблематике.

В ходе заседания акцент был сделан на антикризисных задачах. Заслушана информация по этому вопросу заместителя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина. В соответствии с поручением Совета глав государств был рассмотрен и утвержден План реализаций совместных мер государств - участников СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 годы.

С учетом того, что сотрудничество в области энергетики было определено ключевой сферой взаимодействия государств Содружества в 2009 году, итогом работы на этом направлении стало утверждение на заседании Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики. Ставится задача повышения эффективности производства и потребления энергии, надежности энергоснабжения и экологической безопасности потребителей в условиях рыночной экономики, перехода от двусторонних соглашений к многосторонним, осуществления совместных энергетических программ и их финансирования.

По итогам рассмотрения экономического блока подписан ряд соглашений о сотрудничестве в конкретных областях.

В преддверии 2010 года, объявленного в СНГ Годом науки и инноваций, утверждены Основные направления долгосрочного сотрудничества государств СНГ в инновационной сфере. Следует подчеркнуть, что главная задача - добиться перевода развития экономик стран Содружества с преимущественно сырьевого на инновационно-технологический уклад и, тем самым, обеспечить конкурентоспособность и устойчивость развития в условиях новых современных вызовов. Основные направления должны послужить концептуальной основой для разработки Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Принято также решение образовать на базе уже имеющихся структур Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. .

Утвержден Комплексный план первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств - участников СНГ.

Подписаны также решения по Программе совместных действий государств Содружества по борьбе с ВИЧ/СПИД, целью которой является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств СНГ в противодействии эпидемии этого страшного заболевания.

В ходе ялтинской встречи был одобрен ряд международных договоров.

На заседании рассмотрен ряд вопросов организационного и финансового плана.

Очередное заседание Совета решено провести 21 мая 2010 года в Москве.

В заключении подчеркну, что заседание Совета глав правительств СНГ, по нашей оценке, продемонстрировало эффективность данного формата, заинтересованность в развитии и укреплении сотрудничества в Содружестве Независимых Государств.

 

О мероприятиях в рамках ЕврАзЭС и Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств
 

27 ноября 2009 года в Минске состоятся очередные заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств.
В повестки дня этих мероприятий включены вопросы, имеющие основополагающее значение для дальнейшей интеграции государств-членов ЕврАзЭС.

На заседании Высшего органа таможенного союза ответственный секретарь Комиссии таможенного союза С.Ю.Глазьев доложит о ходе реализации Плана действий по формированию таможенного союза в рамках Организации. Высший орган таможенного союза на уровне глав государств примет решения о назначении Председателя Комиссии, утверждение ее членов, Правил процедуры КТС, сметы ее расходов на 2010 год.

Президентам Белоруссии, Казахстана и России предстоит подписать ряд совместных документов. Таким образом, планируется создать условия для того, чтобы с 1 января 2010 года в Сообществе в формате «тройки» Белоруссии, Казахстана и России начал функционировать таможенный союз.

На заседании Межгоссовета под председательством Республики Белоруссия будут рассмотрены вопросы реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса в государствах-членах Сообщества, приоритеты и активизации деятельности Организации в области пограничной политики, выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции международной деятельности, итогов проведения первого фестиваля культур народов ЕврАзЭС.

В соответствии со сложившейся практикой работы Организации предстоит утвердить отчет об исполнении бюджета за 2008 год, а также принять Бюджетное послание Межгоссовета и проект бюджета Сообщества на 2010 год.

Накануне десятилетия учреждения ЕврАзЭС главы государств Сообщества утвердят посвященный этому юбилею План мероприятий.

 

О визите в Россию
Президента Азербайджанской Республики И.Г.Алиева

 

По приглашению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Президент Азербайджанской Республики И.Г.Алиев посещает сегодня Российскую Федерацию с кратким рабочим визитом.

Как известно, Президенты двух государств приняли участие в торжественной церемонии присвоения одной из площадей Ульяновска имени отца нынешнего азербайджанского президента, выдающегося деятеля советской эпохи и современного Азербайджана Г.А.Алиева. Также был открыт памятник Г.А.Алиеву.

Запланирована беседа президентов России и Азербайджана, о содержании которой будет предоставлена развернутая информация.

 

Итоги визита в Москву Вице-канцлера, Министра иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле

 

Расцениваем состоявшиеся в Москве 20 ноября с.г. российско-германские переговоры как полезные и результативные, прежде всего, в плане выстраивания взаимодействия с новым Правительством ФРГ.

Гидо Вестервелле - партнер Федерального канцлера А.Меркель по правительственной коалиции, лидер Свободной демократической партии Германии - впервые посетил Россию в своем новом качестве Вице-канцлера, Министра иностранных дел ФРГ.

Новый глава внешнеполитического ведомства ФРГ был принят Президентом Российской Федерации. Беседа прошла в традиционной для российско-германского диалога дружественной атмосфере и деловом ключе. Д.А.Медведев подчеркнул, что российско-германские отношения носят зрелый и конструктивный характер, развиваются поступательно по всем направлениям интенсивного, разнопланового и взаимовыгодного сотрудничества. В фокусе политического диалога - поиск коллективных ответов на вызовы современности. Россию и Германию сближает общий настрой на формирование на этапе перехода к многополярному миру позитивной повестки дня глобальной и европейской политики. Наши страны тесно координируют подходы в работе по реформированию мировой финансово-экономической системы.

Г.Вестервелле заверил, что новое Правительство ФРГ рассматривает российское направление как одно из приоритетных в своей внешнеполитической деятельности. В Берлине привержены целям стратегического партнерства и заинтересованы в повышении достигнутого высокого уровня взаимопонимания и доверия с Россией. Это касается не только кооперации в области экономики и инвестиций, но всей широкой палитры рассматриваемых совместно тем, включая сотрудничество на международной арене, культурно-гуманитарное взаимодействие, расширение научно-образовательных, молодежных обменов, углубление диалога и связей по линии гражданских обществ.

Более детально эти и другие аспекты широкой повестки дня российско-германского сотрудничества обсуждались в ходе переговоров Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со своим новым германским коллегой. О достигнутых по их итогам взаимопониманиях министры подробно информировали СМИ на совместной пресс-конференции. Можно ознакомиться с ее стенограммой, а также сообщением МИД России о результатах визита, которые были размещены на сайте Министерства.

Резюмируя, еще раз отмечу, что основной итог проведенных в Москве переговоров видим в подтверждении приверженности России и Германии совместному курсу на стратегическое партнерство, расширение взаимодействия и сфер пересекающихся интересов на международной арене, наращивание кооперации в экономике, торговле, в области культурно-гуманитарных, научно-образовательных и молодежных обменов, диалога гражданских обществ и контактов людей.

 

О «деле Б.Т.Хоберта»


В связи с визитом в Москву Министра иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле мне был задан вопрос о том, обсуждалась ли Министрами иностранных дел России и Германии ситуация, сложившаяся вокруг т.н. дела гражданина ФРГ Б.Т.Хоберта, признанного германским судом виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия в Москве 30 ноября 2008 года, повлекшего гибель российских студентов А.Г.Камынина и А.В.Евтеева?

Отвечу. Министр иностранных дел России С.В.Лавров привлек внимание германского коллеги к данному делу, высказав мнение о несоразмерности вынесенного германским судом бывшему сотруднику посольства ФРГ Б.Т.Хоберту приговора тяжести совершенного им преступления. Подтверждено в этой связи намерение российской стороны со всей настойчивостью добиваться справедливости. Будут использованы в этих целях доступные в «правовом поле» средства воздействия, включая возможность обжалования вердикта германского суда с задействованием канала международных следственных поручений. Наряду с этим, будет оказана поддержка гражданско-правовому иску о компенсации материального ущерба, поданному в немецкий суд матерью погибшего А.Г.Камынина.

Вице-канцлер, Министр иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле высказал понимание постановки данного круга вопросов российской стороной и просил передать глубокие и искренние соболезнования родственникам погибших граждан России. Получены также заверения в готовности германской стороны изучить вопрос о предоставлении им компенсации. С учетом юридической ситуации речь может пойти о гуманитарном жесте, подчеркивающим солидарность в связи с тяжелой и невосполнимой утратой. Послу ФРГ в Москве В.Ю.Шмиду будут даны необходимые поручения.

Со своей стороны намерены тщательно отслеживать ситуацию. С учетом мнения Генеральной прокуратуры России определимся с мерами, направленными на обжалование решения германского суда.

 

О рабочем визите в Россию заместителя Премьер-министра,
Министра иностранных дел Республики Мальта Т.Борча

 

Час назад в Москве завершились переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Республики Мальта Т.Борчем, посетившим Москву с рабочим визитом.

Министры обсудили состояние и перспективы сотрудничества России и Мальты по широкому спектру двусторонних вопросов и актуальным темам международной повестки дня.

Оценки состоявшихся переговоров главы дипломатических ведомств России и Мальты высказали в ходе пресс-конференции, стенограмма которой, а также совместное итоговое коммюнике, будут размещены на сайте МИД России.

 

О совместном заседании коллегий МИД России и МИД Белоруссии


В рамках намеченного на 25 ноября с.г. рабочего визита в Москву Министра иностранных дел Белоруссии С.Н.Мартынова пройдет совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии.

Практика проведения совместных коллегий носит регулярный характер и свидетельствует о высоком уровне внешнеполитического взаимодействия наших стран, в основе которого лежит стремление к выработке единых подходов по ключевым вопросам международной повестки дня.

Приоритетное значение дипломатические ведомства двух стран придают работе по углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве, прежде всего, в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ. Сферой особого внимания сегодня является содействие созданию таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана.

Рабочий визит С.Н.Мартынова в Москву и проведение очередного совместного заседания коллегий, несомненно, будут способствовать дальнейшему углублению российско-белорусского внешнеполитического сотрудничества.

 

Об итогах визита в Москву Председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Ж.Соареша
 

На этой неделе в Москве находились Председатель ПА ОБСЕ Ж.Соареш и Генеральный секретарь ПА ОБСЕ С.Оливер. Они приняли участие в заседании 34-й Генеральной ассамблеи ПА ЧЭС. Вчера состоялась встреча Ж.Соареша с Председателем Госдумы Б.В.Грызловым. Собственно там и шел предметный разговор об итогах Генассамблеи, состоявшихся дискуссиях.

23 ноября с.г. с руководителями Парламентской ассамблеи ОБСЕ встретился Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В ходе этой беседы затрагивались актуальные вопросы деятельности ОБСЕ, включая ее вклад в совершенствование архитектуры европейской безопасности. Речь, в частности, шла о российской инициативе о разработке Договора о европейской безопасности, которая обсуждалась и в рамках ПА ОБСЕ на зимней сессии Ассамблеи (19-20 февраля, Вена). Была выражена надежда на то, что потенциал ПА ОБСЕ и дальше будет использоваться для выработки общих подходов к идее ДЕБ.

Что касается самой ОБСЕ, то российский Министр подчеркнул важность придания ее работе, включая, разумеется, и парламентское измерение, более сбалансированного характера, повышения эффективности путем превращения в полноценную межгосударственную организацию, вся деятельность которой строилась бы на четких коллективно согласованных правилах.

Не были обойдены и острые темы. С.В.Лавров привлек внимание к разъединяющему европейские народы эффекту попыток фальсификации истории, недопустимости использования в этих целях трибуны ОБСЕ, призванной помогать взаимопониманию и сотрудничеству. С сожалением констатировали в этой связи принятие на зимней сессии ПА ОБСЕ тенденциозной резолюции «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке,» - документа, который возложил на нацизм и сталинизм равную ответственность за развязывание Второй мировой войны, что вызвало в России негативный общественный резонанс.

Состоялся разговор о перспективах реформирования Организации, нашем видении приоритетных направлении работы ОБСЕ.

Собеседники обменялись мнениями о ходе подготовки к предстоящему заседанию Совета Министров иностранных дел ОБСЕ (Афины, 1-2 декабря).

 

О заседании СМИД ОБСЕ


1-2 декабря с.г. в Афинах пройдет очередное, 17-е заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ, в котором примет участие С.В.Лавров.

В повестку дня предстоящего заседания Совета министров, который является центральным директивным органом ОБСЕ и собирается ежегодно для политических консультаций, Россией, совместно с партнерами по организации, внесен ряд проектов решений по ключевым вопросам, определяющим работу Организации и ее исполнительных структур на ближайшую перспективу.

К министерской встрече было подготовлено совместное заявление стран ОДКБ в поддержку инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о разработке Договора о европейской безопасности.

Россия в соавторстве с США выдвинула проект решения СМИД в Афинах о роли ОБСЕ в борьбе с трансграничными угрозами безопасности и стабильности.

Считаем, что ОБСЕ может быть площадкой для выработки совместных подходов к вопросам кризисного регулирования. В этих целях Россия предложила согласовать на СМИД в Афинах единые принципы предотвращения и урегулирования конфликтов. Их принятие позволило бы избежать повторения ситуаций, подобных грузинской агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года.

В области военно-политической безопасности Россия выступает за начало модернизации Венского документа 1999 года о мерах доверия. К СМИД в Афинах мы выдвинули совместно с Белоруссией соответствующий проект решения на этот счет. Надеемся, что он будет поддержан другими делегациями.

Выступаем за укрепление потенциала ОБСЕ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.

Совместно с рядом партнеров мы внесли к СМИД в Афинах проект решения, представляющий своего рода «дорожную карту» реформы на основе доклада «группы мудрецов» по вопросам повышения эффективности ОБСЕ 2005 года. На столе переговоров остаются наши инициативы о разработке Устава ОБСЕ, базовых принципов организации наблюдения за выборами и другие. Надеемся на их поддержку со стороны партнеров.

В 2010 году председательство ОБСЕ переходит к Казахстану, который являлся коллективным кандидатом стран СНГ на этот пост. На период казахстанского председательства приходятся юбилейные даты 35-летия Хельсинкского Заключительного акта, 20-летия Парижской хартии для новой Европы и Копенгагенского документа по человеческому измерению.

Мы поддерживаем инициативу Астаны о проведении в 2010 году саммита ОБСЕ. Также поддержали предложенные Казахстаном транспортную тематику Экономфорума ОБСЕ в 2010 году и идею созыва конференции высокого уровня по вопросам толерантности.

К СМИД в Афинах Россия в соавторстве с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном выдвинула проект решения о свободе передвижения, направленный на облегчение визовых режимов на пространстве ОБСЕ.

Совместно со странами ОДКБ выдвинули проект министерской декларации о 65-летии окончания Второй мировой войны. Он направлен на сохранение памяти о погибших в этой войне и пресечение попыток фальсификации истории.

«На полях» СМИД ОБСЕ в Афинах планируется ряд встреч С.В.Лаврова с руководством ОБСЕ и главами национальных делегаций.

 

О заседании Совета Россия-НАТО


4 декабря с.г. в Брюсселе состоится заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел - основного политического механизма по координации взаимодействия России и альянса.

Придаем большое значение предстоящей встрече в формате СРН для обсуждения проблемных вопросов отношений с альянсом, а также путей восстановления сотрудничества в интересах укрепления стабильности и предсказуемости военно-политической ситуации на евроатлантическом пространстве. Как известно, деятельность альянса - важный фактор, влияющий на безопасность у наших границ.

В ходе заседания СРН 4 декабря с.г. будут рассмотрены практические вопросы, касающиеся возобновления и дальнейшего развития сотрудничества в рамках СРН, в том числе по военной линии.

Настроены на развитие тех сфер взаимодействия, где интересы России и НАТО объективно совпадают, а сотрудничество может приносить реальную «добавочную стоимость». Речь идет о совершенствовании архитектуры европейской безопасности, укреплении мер доверия, борьбе с терроризмом, распространением ОМУ и средств его доставки, с пиратством, реагировании на природные и техногенные катастрофы, сотрудничестве по Афганистану, в поиске и спасании на море, защите критической инфраструктуры.

В целом, характер нашего сотрудничества с альянсом будет определяться вектором дальнейшей эволюции самой НАТО, готовностью партнеров на практике учитывать интересы и озабоченности России в сфере безопасности, выполнять закрепленные в Римской декларации принципы неделимости безопасности и совместной работы в СРН на равноправной основе.

 

О заседании Межведомственной комиссии Российской Федерации
по взаимодействию с НАТО

 

23 ноября под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоялось заседание Межведомственной комиссии Российской Федерации по взаимодействию с НАТО.

В ходе заседания, в котором приняли участие представители заинтересованных российских министерств и ведомств, обсуждались вопросы дальнейшего развития политического диалога и практического сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО (СРН) на основе принципов, согласованных при его создании.

Результаты состоявшегося предметного обсуждения будут использованы при подготовке к министерскому заседанию СРН в декабре с.г. и обобщены для доклада Президенту Российской Федерации.

 

Об избрании Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой на пост Председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО


23 ноября в Париже состоялась 183-я сессия Исполнительного совета Организации Объединенных Наций по вопросам образовании, науки и культуры (ЮНЕСКО).

На высший выборный пост – председателя Исполнительного совета Организации избрана Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО Э.В.Митрофанова.

Избрание Постоянного представителя России при ЮНЕСКО на столь высокий пост свидетельствует о признании международным сообществом вклада Российской Федерации в международное гуманитарно-культурное сотрудничество, а также вклада России в деятельность ЮНЕСКО.

 

Об избрании Председателя Европейского совета и Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности


Меня попросили прокомментировать избрание на должности Председателя Европейского совета и Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности.

Прежде всего, хотел бы отметить, что мы приветствуем ратификацию и предстоящее вступление в силу Лиссабонского договора ЕС. Мы объективно заинтересованы в сильном и эффективном Европейском союзе, способном продвигать вперед наше стратегическое партнерство.

Надеемся, что избрание Хермана ван Ромпея и Кэтрин Эштон на новые должности положительно скажется на развитии нашего сотрудничества. Хермана ван Ромпея мы знаем как искусного политика, сумевшего многого добиться во время работы на посту премьер-министра Бельгии. С Кэтрин Эштон в качестве еврокомиссара по вопросам внешней торговли российские переговорщики взаимодействовали в формате Россия-ЕС уже давно и всегда высоко отмечали результаты совместной работы.

Желаем им всяческих успехов на новых ответственных постах.

 

О Всемирном Конгрессе соотечественников,
проживающих за рубежом

 

Хотел бы привлечь ваше внимание к тому, что 1-2 декабря с.г. в г.Москве пройдет Всемирный Конгресс соотечественников, проживающих за рубежом.
Перед Конгрессом стоят три основные задачи:

Подтвердить нацеленность руководства Российской Федерации на всестороннюю поддержку соотечественников за рубежом, определить наиболее эффективные и востребованные формы такой поддержки.

Придать дополнительный импульс активности зарубежной российской общины, направленной на сохранение русского, российского этнокультурного пространства в странах проживания, определить ключевые потребности в поддержке этой активности.

Способствовать консолидации зарубежной общины, повышению ее авторитета в странах проживания соотечественников.

В Конгрессе примут участие около 1000 человек, в том числе более 500 делегатов из 90 стран.

Хотелось бы обратить ваше внимание, что более подробную информацию о Конгрессе можно найти в размещенной на сайте МИД России стенограмме брифинга директора Департамента по работе с соотечественниками нашего Министерства А.В.Чепурина, состоявшегося 19 ноября с.г.

 

Об итогах очередного заседания «шестерки»
по иранской ядерной программе

 

Мне задали вопрос, как МИД России может прокомментировать итоги очередного заседания «шестерки» по Ирану, состоявшегося в Брюсселе 20 ноября с.г.
Отвечу. 20 ноября в Брюсселе состоялась очередная встреча политдиректоров стран «шестерки» по иранской ядерной программе. С российской стороны в ней принял участие заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябков.

В ходе встречи было рассмотрено развитие ситуации вокруг иранской ядерной программы, а также вопросы подготовки к сессии Совета управляющих МАГАТЭ, которая пройдет в Вене 26-27 ноября.

Призываю дождаться итогов встречи для того, чтобы делать какие-либо выводы.

 

О перспективе введения специальных санкций в отношении Ирана


Газета «Wall Street Journal» задала мне вопрос, готова ли Россия начать обсуждение специальных санкций, связанных с отказом Ирана от вывоза ядерного топлива в Россию?

Видимо, речь идет о вывозе наработанного Ираном низкообогащенного урана (НОУ) - в обмен на топливо для тегеранского исследовательского реактора. Положение дел здесь следующее. Тегеран сделал запрос на поставку топлива. Он полностью легитимен. Гендиректор МАГАТЭ М.Эль-Барадей предложил схему, в соответствии с которой наработанный в Иране НОУ, которому сейчас нет применения внутри страны, вывозился бы в третью страну для его дообогащения и производства топлива для тегеранского исследовательского реактора. Мы эту схему активно поддерживаем. Считаем, что ее успешная реализация стала бы существенным шагом в восстановлении доверия к исключительно мирной направленности иранской ядерной программы, подтверждением готовности Тегерана к сотрудничеству и позволила бы создать необходимую атмосферу доверия для начала субстантивного диалога по урегулированию всего комплекса вопросов вокруг иранской ядерной программы.

Окончательного официального ответа от Тегерана на этот счет в МАГАТЭ пока не последовало. Выступая в Берлине 20 ноября, М.Эль-Барадей выразил надежду, что до конца этого года Иран даст положительный ответ на его предложение. Мы со своей стороны также рассчитываем на скорейший позитивный ответ Тегерана.

Таким образом, вопрос о принятии каких-то специальных санкций в этой связи не стоит.

 

О перспективах международного признания палестинского государства


Мне задали вопрос, как МИД России может прокомментировать намерение палестинцев добиваться от СБ ООН принятия резолюции с подтверждением принципа «два государства для двух народов» и признанием границы 1967 г. в качестве основы территориального урегулирования с Израилем? Каковы оценки перспектив международного признания палестинского государства?

Отмечу, что принцип двух государств зафиксирован в резолюции Совета Безопасности 1397, принятой в 2002 г. Она стала составной частью той общепризнанной международно-правовой базы урегулирования на Ближнем Востоке, на которой Россия и ближневосточный «квартет» международных посредников активно действуют.

Если же речь идет о высказываниях некоторых палестинских представителей о намерении провозгласить независимое палестинское государство в границах 1967 г., то пока официальных шагов в данном контексте не предпринято.

В принципиальном плане хочу напомнить, что Россия признала провозглашение палестинского государства еще в 1988 г. В Москве действует Посольство Государства Палестина. В этом плане у нас не возникает вопросов. Не раз нами подтверждалась и поддержка создания независимого, жизнеспособного и суверенного палестинского государства в границах 1967 г. при согласованных между сторонами территориальных разменах. При этом оптимальный путь - конечно же, диалог и переговоры, поиск взаимоприемлемых решений, которые будут одобрены и тем самым гарантированы международным сообществом.

 

О «деле П.Блиадзе»


Мы пристально следим за судьбой этого россиянина, ставшего, подобно многим другим, жертвой провокации грузинских спецслужб. По сообщению Секции интересов России в Тбилиси, Тбилисский городской суд признал его «виновным в незаконном приобретении и ношении огнестрельного оружия» и осудил на пять лет лишения свободы.

Грузинская «фемида», как и следовало ожидать, «закрыла глаза» на явно сфабрикованный характер «дела», обстоятельства которого я уже описывал в ходе одного из предыдущих брифингов.

Судебное разбирательство с самого начала шло формально. Ходатайства и протесты стороны защиты отклонялись без объяснения причин. В качестве свидетелей были приглашены только сотрудники МВД Грузии, участвовавшие в задержании Павла Гививича Блиадзе и якобы обнаружившие у него пистолет. Совершенно ясно, что суд исполнял приказ сверху - отомстить нашему гражданину, не пожелавшему «помочь» грузинским спецслужбам в распространении фальшивок о якобы подрывной деятельности России в Грузии.

Адвокат П.Г.Блиадзе намерен подать апелляционную жалобу на вынесенный приговор.

Со своей стороны, вновь обращаемся к грузинским властям с требованием прекратить циничный произвол в отношении наших граждан. Уверен, что эта и подобные ситуации не должны оставаться без внимания и реагирования со стороны международной общественности, правозащитных структур и - не в последнюю очередь - организаций грузинской диаспоры в России.

 

О российской национальной выставке в Чикаго


Российская национальная выставка состоялась 18-21 ноября с.г. в выставочном центр «Маккормик Плейс» в г.Чикаго. Организатором выступил Минпромторг России (председатель оргкомитета - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации И.С.Матеров), оператором - ООО «Интеллектуальные ресурсы».

Мероприятие было организовано при поддержке мэрии Чикаго и мэра Р.Дэйли с участием Американской торговой палаты в России, Торгово-промышленной палаты Чикаго, Американо-российского делового совета, Министерства торговли и экономического развития штата Иллинойс, Делового совета среднеатлантических штатов и России.

Выставка посвящена 200-летию межгосударственных отношений России и США. Мероприятие призвано стать еще одним шагом в направлении развития двустороннего взаимодействия. Его цель - дальнейшее укрепление двусторонних торгово-экономических связей, расширение существующих и создание новых направлений сотрудничества в сфере энергетики, машиностроения, металлургии, сельского хозяйства, здравоохранения и туризма. Особое внимание было уделено сфере образования.


Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Глава Следственного комитета при прокуратуре А.Бастрыкин упрекнул МИД в недостаточной активности в международных судах по делам, связанным с конфликтом на Кавказе 2008 года, выступая в думском комитете по судебным и правовым вопросам. Просьба прокомментировать это заявление.

Ответ: Разумеется, мы прочитали сообщения о выступлении главы СКП А.Бастрыкина. Речь шла о достаточно сложных юридических вопросах. Если говорить конкретно и очень сжато, то нужно отметить, что здесь мы имеем дело с тремя судебными инстанциями. В первую очередь можно сказать о Европейском Суде по правам человека (ЕСПЧ), в который были направлены жалобы граждан Южной Осетии.

В августе 2008 г., в связи с обращением властей Грузии с просьбой о применении в рамках правила 39 Регламента Европейского Суда по правам человека временных мер по обеспечению выполнения властями Российской Федерации обязательств, установленных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и, в частности, ее статьями 2 и 3, Европейский Суд по правам человека принял решение о применении временных обеспечительных мер как в отношении России, так и Грузии, и запросил власти обоих государств представить информацию о принятых мерах, направленных на обеспечение соблюдения положений Конвенции. Российская сторона представила запрашиваемую от нее информацию. 11 февраля 2009 г. из Европейского Суда по правам человека в адрес властей России поступил текст официальной межгосударственной жалобы властей Грузии, касающейся событий в Республике Южная Осетия в августе 2008 г.

Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации приступил к подготовке письменных замечаний по указанным жалобам и к возможному участию в слушаниях.

К настоящему моменту указанные замечания направлены в Европейский Суд с приложением материалов соответствующих уголовных дел, возбужденных российскими следователями по фактам преступлений грузинских военнослужащих против жителей Южной Осетии.

Вчера же г-ном Бастрыкиным была затронута тема о ходе рассмотрения Международным уголовным судом обращений жителей Южной Осетии.

В августе 2008 г., сразу по поступлении первых результатов проведенного СКП при Прокуратуре РФ расследования преступлений, совершенных грузинской стороной в ходе вооруженного конфликта, была организована передача в Офис Обвинителя МУС через российское Посольство в Гааге заявлений лиц, пострадавших в Южной Осетии. В общей сложности на конец сентября с.г. в МУС поступило около пяти с половиной тысяч заявлений. Из них порядка трех тысяч передано через Посольство (остальные поступили напрямую от пострадавших, либо через содействующих им адвокатов).

28 августа 2008 г. Секретариат МУС обратился в российское Посольство в Гааге с просьбой предоставить информацию об обстоятельствах и последствиях августовских событий, включая информацию о проводимых российской стороной расследованиях совершенных преступлений. Имевшаяся у российских ведомств информация по теме была передана МУС в октябре 2008 г.

В настоящее время дело находится на первом этапе - Офис Обвинителя МУС изучает обращения жителей Южной Осетии и предоставленную российской стороной информацию.

Исходя из практики МУС, предварительный анализ югоосетинских материалов может растянуться не на один год.

Российская сторона, через Посольство в Гааге, находится в постоянном контакте с Секретариатом МУС, контролируя ход расследования и оперативно реагируя на любые изменения ситуации.

И последнее – об иске Грузии против России в Международном Суде ООН.

12 августа 2008 г. Грузия обратилась в Международный Суд ООН в Гааге с заявлением о возбуждении в нем разбирательства против России. Иск основан на Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. В нем указывается на якобы многочисленные нарушения Конвенции Россией «на территории Грузии и вокруг нее». Конвенция предусматривает обязательную юрисдикцию Международного Суда, т.е. разбирательство, в отступление от общего правила, не требует согласия государства-ответчика.

8-10 сентября 2008 года в Международном Суде состоялись слушания по вопросу о предписании «временных мер».

Российская делегация отвергла грузинские обвинения, четко обозначила, что ответственность за нынешний кризис лежит прежде всего на развязавшем войну Тбилиси.

«Предварительные возражения» против юрисдикции Суда России предстоит подать ко 2 декабря 2009 г. Материал в целом подготовлен. Основные наши аргументы: отсутствие на момент подачи иска спора по Конвенции о расовой дискриминации; неисчерпанность досудебных средств урегулирования по Конвенции.

У Грузии будет еще три месяца для формулирования возражений на российские аргументы, после чего Судом будет назначена дата новых слушаний.

Все это находится на контроле как МИД России, так и Министерства юстиции России. Это сложная юридическая материя, поэтому к ней нужно относится предельно осторожно, к чему я всех и призываю.

Вопрос: Поможет ли визит Председателя Совета Федерации С.Миронова в Северную Корею решению проблем, связанных с ее ядреной программой?

Ответ: Официальный визит в КНДР Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России С.М.Миронова осуществляется в рамках регулярных контактов между высшими законодательными органами двух стран. Что касается решения проблемы, которую Вы упомянули, то я бы ответил так. Законодатели, разумеется, имеют право обсуждать любые вопросы. Принимать решения по такого рода проблемам необходимо в соответствующем переговорном формате. Поэтому, наверное, тема денуклеаризации Корейского полуострова будет затронута в Пхеньяне, стороны обменяются мнениями на этот счет. Что касается решения данной проблемы, думаю, оно уже будет за политиками и участниками тех переговорных форматов, которые я упомянул.

Вопрос: Каковы комментарии МИД России относительно ситуации с поставками российского газа в Европу и неоднократными заявлениями ряда зарубежных политических деятелей о возможных проблемах с его транзитом в европейские страны?

Ответ: Российская сторона делала и делает все возможное для обеспечения бесперебойных поставок газа в европейские страны в соответствии с контрактными обязательствами. Об этом, кстати говоря, не раз говорили и наш Президент, и наш Премьер-министр. В этом плане с точки зрения поставок его в требуемых объемах мы не видим причин для возникновения каких-либо проблем.

Что касается транзита газа через Украину, то, как Вы знаете, по итогам встречи глав правительств двух государств, об этом я сказал чуть раньше, 19 ноября в Ялте, украинской стороной заявлено, что она «будет очень аккуратно и четко осуществлять функции по транзиту российского газа». Мы приветствуем такую ответственную позицию Премьер-министра Украины Ю.В.Тимошенко.

Хотел бы добавить, что Россия и ЕС также проделали в текущем году немало для того, чтобы обеспечить бесперебойность газового транзита. Так 16 ноября в Москве стороны подписали Меморандум о Механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия-ЕС. Этот документ дает определенный инструментарий для предотвращения кризисных ситуаций с поставками энергоносителей. Кстати говоря, этот документ был очень позитивно оценен на саммите в Стокгольме, о котором я упоминал чуть раньше.

В целом мы полагаем, что ответственная позиция всех вовлеченных в этот процесс сторон, добросовестное выполнение ими взятых на себя обязательств позволят обеспечить надежность и бесперебойность поставок российского газа в европейские страны. Мы находимся также в контакте с нашими европейскими партнерами, которые получают российский газ, и стараемся их держать в курсе того, как эти вопросы обсуждаются, решаются с другими странами, которые имеют отношение как к транзиту газа, так и к его потреблению. Поэтому здесь у нас с ними полное взаимопонимание.

Вопрос: Как МИД России может прокомментировать информацию о ДТП с участием российских граждан в Женеве?

Ответ: Как только появились первые сообщения в СМИ о происшествии, к сожалению, с не очень хорошими последствиями, российское Генеральное консульство в Женеве незамедлительно направило официальный запрос местным правоохранительным органам с просьбой предоставить информацию на этот счет.

Предварительная информация, которую мы получили на данный момент, достаточно ограниченная, с учетом тайны хода разбирательства, проводимого швейцарскими властями. Речь идет о четырех российских гражданах, которые, по той информации, которая была предоставлена нам швейцарскими властями, в настоящее время отпущены под залог и находятся на свободе.

Генеральное консульство продолжает отслеживать эту ситуацию и находится в тесном контакте со швейцарскими коллегами, которые выясняют все обстоятельства произошедшего. В интересах тайны расследования фамилии пока не разглашаются.

Вопрос: Сегодня Япония утвердила в окончательной редакции документ, в котором говорится о незаконной оккупации Россией Южных Курил. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: В Москве обратили на упомянутый шаг Правительства Японии самое серьезное внимание. В настоящее время в Министерстве готовится соответствующий комментарий Департамента информации и печати МИД России, который будет размещен на нашем сайте.

Вопрос: В Косово состоялись выборы в муниципальные органы власти, однако сербское население не смогло принять в них участия. Насколько легитимны, по Вашему мнению, эти выборы и разделяете ли Вы мнение о необходимости аннулирования их итогов?

Ответ: Считаем, что выборы в органы власти муниципалитетов в Косово лишь подтвердили несостоятельность этого самопровозглашенного образования.

О том, что прошедшие 15 ноября выборы провалились, свидетельствуют низкие показатели участия в нем сербского населения края. В северных районах компактного проживания сербов речь идет о фактическом бойкоте выборов, в анклавах центральной и южной части Косово реальная явка также оказалась невысокой. Рассматриваем это как доказательство отторжения неалбанскими жителями навязываемой им схемы урегулирования косовской проблемы на основе односторонне провозглашенной независимости.

Вопрос: Некоторые СМИ сообщают, что подписание соглашений по СНВ может состояться 4 декабря в одной из европейских стран. Соответствует ли эта информация действительности, и где именно может пройти подписание?

Ответ: По состоянию на данный момент российско-американские переговоры по выработке нового договора о СНВ хоть и вышли, по оценке сторон, на финишную прямую, тем не менее, ещё не окончены. В Женеве продолжается восьмой, как мы надеемся, завершающий раунд.

Понятно, что внимание и усилия обеих сторон максимально сконцентрированы на субстанции переговорного процесса, на поиске взаимоприемлемых компромиссов и выходе на окончательные формулировки нового договора. Именно это имеет сейчас важнейшее значение. Что же касается существенных, но все-таки менее значимых организационных вопросов, то прорабатываются различные варианты их решения. Все это будет согласовано в зависимости от результатов переговорной работы.

Вопрос: Может ли МИД прокомментировать заявления бывшего министра обороны Молдавии о том, что В.Воронин организовывал поставки оружия чеченским боевикам?

Ответ: В развернутом виде этого сообщения я не видел. Видел лишь упоминания. Нам придется изучить эти заявления. Тогда мы сможем сделать для себя какие-то выводы.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать состоявшуюся встречу Президентов Армении и Азербайджана?

Ответ: Мы поддерживаем такие контакты и желаем, чтобы они заканчивались весомыми результатами.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать информацию о том, что Иран может обратиться в суд в случае, если Россия не выполнит обязательства по поставке Тегерану зенитных ракетных систем С-300?

Ответ: Мы комментировали этот вопрос на предыдущем брифинге. Было сказано, что мы строго придерживаемся международных правил в этой связи, их не нарушаем. Я ничего не могу добавить к сделанному в прошлый раз комментарию, т.к. там все очень подробно изложено.

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС