на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко
 
18 декабря 2009 года


О заседании Высшего Госсовета Союзного государства


10 декабря 2009 г. в Москве состоялось второе в текущем году заседание Высшего Госсовета Союзного государства. Оно было приурочено к знаменательной дате в российско-белорусских отношениях - 10-й годовщине подписания Договора о создании Союзного государства.

По случаю юбилейной даты принята совместная декларация, в которой получили отражение как основополагающие итоги прошедшего десятилетия, так и перспективные задачи в сфере союзного строительства. Были также подписаны Договор о развитии военно-технического сотрудничества и Соглашение об учреждении культурно-информационных центров.

В ходе заседания подробно обсуждалась проблематика интеграционного сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической и финансовой сферах. Рассматривались также вопросы внешнеполитического и военно-технического взаимодействия, обеспечения равных прав граждан России и Беларуси. Утвержден бюджет Союзного государства на 2010 г. Высшим Госсоветом принято решение о присуждении премий Союзного государства в области литературы и искусства за 2009-2010 гг.

Заседание прошло в деловой и конструктивной обстановке. По его итогам президенты России и Беларуси провели пресс-конференцию для представителей СМИ, о чем Вы уже информированы.

 

Заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств


11 декабря в Санкт-Петербурге состоялся Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Эта структура является одновременно высшим органом таможенного союза (ВОТС) Белоруссии, Казахстана и России. Российскую делегацию возглавлял В.В.Путин.

Ключевым элементом санкт-петербургского мероприятия стало проведение встречи глав правительств «тройки», на котором были обсуждены и приняты решения, необходимые для старта с 1 января 2010 года таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС.

На заседании ВОТС главами правительств государств, формирующих таможенный союз, в целях создания условий для свободного движения товаров на таможенной территории таможенного союза был подписан ряд международных документов, касающихся регулирования взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, сферы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в таможенном союзе, а также системы передачи данных статистики внешней и взаимной торговли в Центр таможенной статистики Комиссии таможенного союза.

ВОТС на уровне глав правительств определил, что российская сторона (в частности, ФТС России) будет осуществлять техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза.

Сделан очередной шаг по обеспечению следующего, после таможенного союза, интеграционного этапа - Единого экономического пространства (ЕЭП). Исходя из необходимости завершения формирования ЕЭП Белоруссии, Казахстана и России в срок от 12 до 24 месяцев, главы правительств одобрили проект соответствующего плана по созданию ЕЭП, который предполагается утвердить на предстоящем 19 декабря с.г. в Алма-Ате совещании лидеров государств «тройки».

В формате «пятерки» Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Совета по финансово-экономической политике государств-членов ЕврАзЭС А.Л.Кудрин проинформировал членов Межгоссовета ЕврАзЭС о реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса в государствах-членах Сообщества.

Отдельно главы правительств государств-членов Сообщества рассмотрели вопрос создания Евразийской инновационной системы и утвердили соответствующую Концепцию. Она будет содействовать развитию национальных инновационных систем путем интеграции научно-технического и промышленно-технологического потенциала, кооперации в инновационной сфере, использованию достижений в области высоких технологий в рамках Организации.

Принято решение о реализации в период 2011-2015 годов инициированной белорусской стороной межгосударственной целевой программы «Инновационные биотехнологии», которая станет одним из инструментов реализации стратегии и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в государствах-участницах, будет способствовать координации межгосударственных и межотраслевых связей в сфере разработки биотехнологий и производства биопродукции и, как следствие, устойчивому росту эффективности экономики, уровня жизни и благосостояния населения участвующих стран.

Главы правительств обсудили сотрудничество государств-членов Организации в сфере образования. Подписано закладывающее нормативно-правовую базу взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в этой области соответствующее Соглашение о сотрудничестве.

Согласованы и приняты концепции: продовольственной безопасности ЕврАзЭС; создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах государств-членов Сообщества; межгосударственных целевых программ «Рекультивации территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» и «Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС».

В целях осуществления координации деятельности по достижению международного признания результатов работ по подтверждению соответствия органов по сертификации и испытательных лабораторий, приведения национальных систем аккредитации государств-членов ЕврАзЭС в полное соответствие с требованиями и рекомендациями международных стандартов и общепринятой мировой практикой Межгоссовет ЕврАзЭС принял решение создать региональную Ассоциацию органов по аккредитации ЕврАзЭС.

Следующее заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств пройдет 21 мая 2010 года в Москве.

 

О предстоящей неформальной встрече глав государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в Алма-Ата, 19 декабря 2009 г.


19 декабря 2009 года в Алма-Ате состоится совещание глав государств-членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Предполагается, что в ходе этого мероприятия будут рассмотрены вопросы, имеющие основополагающее значение для дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве ЕврАзЭС.

 

Об итогах рабочего визита в Москву Президента Республики Хорватии С. Месича


13-14 декабря в Москве с рабочим визитом находился Президент Республики Хорватии С.Месич. Состоялись его беседы с Президентом нашей страны Д.А.Медведевым и Председателем Правительства В.В.Путиным. Глава хорватского государства выступил также с лекцией в рамках проекта «Золотая коллекция» журнала «Международная жизнь».

Президенты рассмотрели состояние и перспективы развития российско-хорватских отношений. Констатировано, что залогом их дальнейшего подъема являются прочная договорная основа, заинтересованность обеих стран в поддержании открытого, интенсивного политического диалога и расширении взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

Выражено удовлетворение наметившейся в 2009 году активизацией двусторонних отношений. Президенты указали на необходимость скорейшей реализации достигнутых договоренностей, прежде всего в торгово-экономической сфере. Они согласились с тем, что особое значение в этом плане будет иметь выход на качественно новый уровень партнерства в энергетике.

Состоялся обмен мнениями по актуальным международным темам. Подтверждена близость подходов по ряду ключевых глобальных и европейских проблем.

В ходе беседы В.В.Путина с хорватским Президентом состоялся обстоятельный разговор по актуальным вопросам торгово-экономического сотрудничества России и Хорватии, в особенности в сфере энергетики и инфраструктуры, диверсификации товарооборота. Подчеркнута важность обеспечения благоприятной атмосферы и равных с другими хозяйствующими субъектами условий для российских инвесторов в Хорватии. Отмечена необходимость более эффективного задействования механизмов Межправительственной Российско-Хорватской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Констатирована обоюдная заинтересованность в укреплении договорно-правовой базы отношений двух стран.

 

Об итогах рабочего визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Правительства Вьетнама Нгуен Тан Зунга


По приглашению Председателя Правительства Российской Федерации Премьер-министр Правительства Вьетнама Нгуен Тан Зунг посетил Россию с рабочим визитом 14-15 декабря.

Он был принят Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, провел переговоры с В.В.Путиным, в ходе которых был подробно обсужден комплекс мер по дальнейшему продвижению российско-вьетнамского стратегического партнерства на перспективных направлениях взаимодействия, прежде всего в нефтегазовой, энергетической, включая мирное использование атомной энергии и военно-технической сферах.

В рамках своего пребывания в Москве Нгуен Тан Зунг посетил ОАО «ВПК «НПО машиностроения», Российский научный центр «Курчатовский институт», провел встречу с руководителями ряда крупных российских компаний, принял участие в церемонии открытия дочернего подразделения совместного Вьетнамо-Российского банка - ООО «ВРБ Москва».

В ходе бесед и переговоров Премьер-министра Правительства СРВ с руководством Российской Федерации отмечался поступательный характер развития двусторонних отношений в последние годы, значительный потенциал для расширения взаимодействия двух стран в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной областях.

Подчеркнут обоюдный настрой на последовательное укрепление российско-вьетнамского партнерства по широкому спектру направлений, приверженность дальнейшему наращиванию координации на международной арене, прежде всего взаимодействия в таких региональных структурах, как АТЭС и АРФ, сотрудничества по линии Россия-Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), где в следующем 2010 году будет председательствовать СРВ, с прицелом на проведение в следующем году в Ханое второго саммита Россия-АСЕАН.

Подписан весомый пакет документов, включая соглашения и контракты по линии хозяйствующих субъектов России и СРВ. Результаты обсуждения вопросов российско-вьетнамской повестки дня и задачи на перспективу отражены в Меморандуме глав двух правительств.

 

Об итогах рабочего визита в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Новой Зеландии М.Маккалли


17 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры с Министром иностранных дел Новой Зеландии М.Маккалли, находившемся в Москве с рабочим визитом.

Состоялись весьма содержательные переговоры, в ходе которых был обсужден широкий круг вопросов двусторонней и международной повестки дня.

Министры констатировали успешное развитие российско-новозеландских связей по многим направлениям, включая политический диалог, выразили удовлетворение достигнутым уровнем взаимопонимания и взаимодействия как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форумов. Отмечено наличие хороших возможностей для дальнейшего углубления сотрудничества между двумя странами, прежде всего в торгово-экономической и инвестиционной сферах.

Более подробная информация имеется на сайте МИД РФ.

 

Об итогах визита в Москву Генсека НАТО А. Фога Расмуссена


15-17 декабря состоялся рабочий визит в Москву Генерального секретаря НАТО, председательствующего в Совете Россия-НАТО А.Фога Расмуссена.

Генсекретарь НАТО был принят Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым и Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным. Состоялись переговоры А.Фога Расмуссена с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, а также встречи с Секретарем Совета Безопасности России Н.П.Патрушевым, Председателем Совета Федерации ФС РФ С.М.Мироновым и Председателем Государственной Думы ФС РФ Б.В.Грызловым. Генсекретарь альянса выступил в МГИМО (У) на тему «Россия и НАТО - партнеры ради будущего».

В ходе встреч и переговоров был обсужден весь спектр вопросов отношений Россия-НАТО, включая проблемные (расширение альянса, ситуация в вокруг ДОВСЕ, приближение военной инфраструктуры к нашими границам), пути восстановления доверия после паузы в наших отношениях, связанной с событиями в Закавказье в августе прошлого года.

Особое внимание было уделено вопросам активизации сотрудничества в интересах укрепления доверия, стабильности и предсказуемости военно-политической ситуации в Евро-Атлантике, более эффективного реагирования на общие для России и стран НАТО вызовы безопасности. Состоялся обмен мнениями по предложениям Президента Российской Федерации о совершенствовании архитектуры европейской безопасности в соответствии с закрепленным в Римской декларации 2002г. принципом неделимости

Позитивная оценка дана результатам состоявшегося 4 декабря в Брюсселе заседания мининдел стран-членов Совета Россия-НАТО, принятым на нем важным документам о совершенствовании деятельности Совета и проведении совместного обзора общих вызовов в XXI веке, Программе работы СРН на 2010 г. Рассмотрены конкретные направления и проекты практического взаимодействия в борьбе с терроризмом, распространением ОМУ и средств его доставки, наркотрафиком, пиратством, последствиями природных и техногенных катастроф.

Важное место заняло обсуждение вопросов сотрудничества по Афганистану, в том числе задействования российской транспортной авиации, в сфере транзита. Обсуждались возможности расширения успешно действующего проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров для Афганистана и стран Центральной Азии.

Генсекретарь НАТО поделился конкретными соображениями о возможном российском содействии в поставках вертолетной техники, запчастей и топлива, подготовке пилотов, обучении кадров для полицейских сил в дополнение к тому вкладу, который Россия уже вносит в решение проблем Афганистана.

С российской стороны обращено внимание на необходимость более тщательных действий ведомых альянсом Международных сил содействия безопасности в Афганистане в борьбе с наркоугрозой, налаживания практического взаимодействия в этой сфере между НАТО и ОДКБ, более активного участия России в различных форматах на «брюссельской площадке», где обсуждается афганская проблематика.

 

О визите Министра иностранных дел России С.ВЛаврова в Египет


20-21 декабря состоится рабочий визит в Египет Министра иностранных дел России С.В.Лаврова.

Планируется,что в ходе пребывания в Каире Министр будет принят Президентом АРЕ Х.Мубараком, проведет переговоры с Министром иностранных дел А.Абуль Гейтом и встретится с Генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) А.Мусой.

Эта поездка идет в развитие итогов состоявшегося в июне этого года официального визита Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Египет, в рамках которого был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Египтом. Переговоры российского Министра с египетским руководством будут нацелены на продвижение реализации договоренностей, достигнутых на этом саммите относительно дальнейшего развития внешнеполитического взаимодействия между нашими странами, прежде всего в региональных делах, наращивания двустороннего сотрудничества по различным направлениям.

В центре внимания переговоров в Каире, разумеется, будет ближневосточная проблематика, в первую очередь ситуация в арабо-израильском урегулировании. Динамика событий и высокая активность России и Египта на этом направлении диктуют необходимость постоянной координации их усилий, нацеленных на выправление палестино-израильской ситуации и разблокирование мирного процесса в целом. В Москве высоко оценивают усилия египетского руководства по преодолению раскола в палестинских рядах.

Во время посещения штаб-квартиры ЛАГ российский Министр иностранных дел России и Генеральный секретарь ЛАГ А.Муса имеют в виду подписать Меморандум об учреждении Российско-Арабского форума сотрудничества. Данный акт нацелен на то, чтобы вывести взаимодействие между Россией и государствами - членами Лиги на новый, более продвинутый уровень.

 

О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Республику Узбекистан


21-22 декабря С.В.Лавров будет находиться с официальным визитом в Республике Узбекистан.

Он проводится для полноформатного обмена мнениями с узбекской стороной на высшем и высоком уровне по всему комплексу двусторонних связей между Россией и Узбекистаном в контексте подготовки предстоящего российско-узбекского саммита в Москве, который планируется провести в начале наступающего 2010 года.

В повестку дня предстоящих встреч и переговоров включен, в частности, обмен мнениями о сотрудничестве Сторон в ходе председательства Узбекистана в ШОС, председательства России в СНГ в 2010 году, о ситуации в Афганистане. Предполагается также обсудить вопросы, связанные с обеспечением региональной безопасности и стабильности, взаимодействие двух стран в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС.

Развитие российско-узбекских отношений носит поступательный и многоплановый характер. Поддерживается регулярный политический диалог на высшем и высоком уровнях. Напомню, что 22-23 января текущего года состоялся государственный визит Президента Российской Федерации в Республику Узбекистан. В текущем году Д.А.Медведев и И.А.Каримов неоднократно встречались в рамках многосторонних мероприятий по линии СНГ, ОДКБ и ШОС.

По завершении переговоров планируется подписание Программы сотрудничества между МИД России и МИД Узбекистана на 2010 год.

 

Об участии российской делегации в работе Конференции ООН по изменению климата


Поступающая из Копенгагена информация свидетельствует о том, что работа по согласованию текста итоговых документов Конференции ОНН по изменению климата идет достаточно сложно. В ходе практически двухнедельной работы экспертов так и не удалось достичь компромисса между представителями развитых и развивающихся стран по основным параметрам будущего посткиотского режима международного сотрудничества по противодействию глобальному изменению климата.

Усилия российской делегации на переговорах сконцентрированы на достижении широкого консенсуса с целью придания новому климатическому режиму всеобъемлющего по сути и универсального по кругу участников характера. Мы убеждены, что основным итогом Конференции должно стать достижение амбициозного политического соглашения как будущей основы юридически обязательного документа, определяющего дальнейшие меры международного сотрудничества по сокращению антропогенной нагрузки на климатическую систему планеты.

Вчера был дан старт сегменту высшего уровня Конференции, для участия в котором в Копенгаген прибыли более 110 глав государств и правительств.

Российскую делегацию на климатическом саммите возглавил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

Ожидается, что сегодня к концу дня лидеры стран смогут согласовать проекты итоговых документов Конференции в виде пакета политически весомых решений. Принципиально важно, чтобы в нем были отражены индивидуальные количественные обязательства развитых стран и измеряемые, подотчетные и проверяемые действия развивающихся стран, а также план действий («дорожная карта»), определяющий содержательное наполнение и график дальнейшего переговорного процесса для детализации основных элементов будущего соглашения. Обязательства государств в новом соглашении необходимо формировать с учетом справедливого и сопоставимого характера нагрузки на национальную экономику и индивидуальных особенностей стран.

Россия будет стремиться определить для себя экономически и технологически реалистичный ориентир сокращения выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990 годом. Мы готовы зафиксировать его в юридически обязательном международно-правовом формате при условии, что всеми другими основными странами в рамках будущего режима будут также приняты юридически закрепленные обязательства.

 

Об итогах президентских выборов в Абхазии


Мне задали вопрос, как МИД России оценивает итоги состоявшихся в Абхазии президентских выборов.

Как известно, 12 декабря 2009 г. в Республике Абхазия состоялись президентские выборы, первые в истории существования независимого и признанного Российской Федерацией и рядом других стран абхазского государства.

В списки для голосования было внесено пять кандидатов, среди которых действующий президент С.В.Багапш. Уже в первом туре С.В.Багапш одержал уверенную победу, набрав 59,4% голосов. За него проголосовало 60 417 избирателей из 101 756 человек, принявших участие в выборах. Его ближайший соперник Р.Д.Хаджимба получил 15,44%.

Таким образом, С.В.Багапш был переизбран президентом Республики Абхазия на второй срок.

14 декабря избранному Президенту Абхазии было направлено поздравительное послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. В телефонном разговоре его также поздравил Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин.

Избрание С.В.Багапша президентом и оказанное ему абхазским народом доверие свидетельствуют о поддержке гражданами республики курса на построение независимого, демократического, правового государства, на укрепление его безопасности и восстановление экономического потенциала.

Присутствовавшие на выборах международные наблюдатели от ЦИК России, Федерального Собрания России, российских и международных НПО дали высокую оценку состоявшимся выборам с точки зрения их соответствия демократическим стандартам, констатировали отсутствие серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление избирателей.

В настоящее время, когда российско-абхазские отношения вышли на новый уровень, последовательно и активно формируется договорно-правовая база наших отношений, уверены, что традиционно дружественное общение и конструктивное взаимополезное сотрудничество, поистине братские связи между народами наших стран будут и далее поступательно совершенствоваться и расширяться на благо России и Абхазии, в интересах мира и стабильности в закавказском регионе.

 

О признании Республикой Науру независимости Абхазии и Южной Осетии


Накануне брифинга я получи вопрос, что Вы могли бы сказать по поводу поступающих сообщений о признании Республикой Науру независимости Абхазии и Южной Осетии. Действительно, 15-16 декабря небольшое островное государство Республика Науру заключила с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия договоренность об установлении дипломатических отношений.

Этот шаг наших тихоокеанских партнеров дополнительно укрепляет международно-правовое положение Абхазии и Южной Осетии. Он также будет способствовать расширению круга международных контактов молодых республик, укреплению стабильности в закавказском регионе.

Мы, естественно, были информированы о готовящемся новом признании. Считаем, что это нормальный суверенный выбор каждого государства. Делегация Науру во главе с Министром иностранных дел, торговли и финансов К.Кеке на пути в Цхинвал и Сухум посетила Москву. Она была принята, в частности, главой российского внешнеполитического ведомства С.В.Лавровым. Речь шла о возможностях развития двусторонних отношений.

Более подробная информация на сайте Министерства.

 

К двадцатилетию отношений между Россией и ЕС


18 декабря 1989 года было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и Европейскими сообществами, с другой. Данное событие может рассматриваться в качестве отправной точки официальных отношений нашей страны с Европейским союзом, который, в соответствии со вступившим в силу 1 декабря с.г. Лиссабонским договором, стал правопреемником Европейского сообщества. Таким образом, отношениям России и ЕС исполняется двадцать лет.

В 1994 году было подписано и в 1997 году вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом. С тех пор это партнерство вышло на высокий стратегический уровень. Евросоюз стал крупнейшим торгово-экономическим и важнейшим внешнеполитическим партнером России, с которым нас связывают экономическая взаимодополняемость, общая ответственность за стабильность на европейском континенте, за решение глобальных проблем современности, в том числе таких, как преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса и предотвращение климатических изменений.

С 2005 года Россия и ЕС активно ведут совместную работу по формированию четырех Общих пространств - экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты.

В 2008 году начата работа над Новым базовым соглашением Россия - ЕС, призванным наполнять дополнительной конкретикой понятие стратегического партнерства и создать эффективные механизмы для его реализации. На данный момент стороны провели семь раундов переговоров, существенно продвинувшись в согласовании ряда положений будущего документа.

Дополнительный импульс сотрудничеству придал состоявшийся 18 ноября 2009 года в Стокгольме двадцать четвертый саммит Россия-ЕС. Стороны подтвердили готовность продвигаться к установлению между ними безвизового режима поездок граждан, к созданию новой, более прочной, равноправной и эффективной основы для взаимодействия в сфере энергетики и обеспечения энергобезопасности, активно добиваться совершенствования архитектуры европейской безопасности. В центр взаимодействия России и ЕС встают вопросы «партнерства для модернизации».

По случаю двадцатилетия отношений России и Европейского союза 17 декабря 2009 года в Постоянном представительстве России при ЕС в Брюсселе был проведен прием для сотрудников Еврокомиссии, Генерального секретариата Совета ЕС и других структур Евросоюза, участвующих во взаимодействии с российской стороной, а также представителей миссии стран-членов ЕС.

 

Об итогах седьмого раунда переговоров по новому базовому соглашению Россия – ЕС


16 декабря в Брюсселе проведено пленарное заседание, которое подвело итоги работы в рамках седьмого раунда переговоров по новому базовому соглашению Россия – ЕС.

По оценке сторон, седьмой раунд оказался продуктивным. Растет количество положений будущего документа, по содержанию которых налицо высокий уровень взаимопонимания или имеется согласие по тексту. Работа по отдельным разделам соглашения продвигается в целом сбалансированно. Сохраняющиеся разногласия и разночтения имеют объективный характер и обусловлены прежде всего всеобъемлющим характером разрабатываемого документа.

Следующий раунд переговоров состоится в конце февраля – начале марта 2010 года, что соответствует ранее достигнутым договоренностям относительно темпа переговорного процесса.

 

О ситуации вокруг урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова


Мы с удовлетворением отмечаем постепенное нарастание обнадеживающих моментов в ситуации вокруг ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП). Прежде всего, получил дальнейшее развитие позитивный импульс, приданный развитию событий китайскими партнерами в ходе переговоров в Пхеньяне члена Госсовета КНР Дай Бинго и премьера Госсовета Вэнь Цзябао в сентябре-октябре прошлого года. В итоге недавней поездки в КНДР специального представителя США по политике в отношении Северной Кореи Стивена Босуорта стороны подтвердили общее понимание важности шестисторонних переговоров и - что, как видится, наиболее существенно - необходимости реализации их базового документа - Совместного заявления от 19 сентября 2005 года. Напомним, что оно предусматривает полный отказ КНДР от всего ядерного оружия и ядерных программ, скорейшее возвращение в ДНЯО и режим гарантий МАГАТЭ.

Разумеется, еще остается немало достаточно чувствительных проблем, которые ожидают своей развязки. В этой связи от всех сторон требуется гибкость, выдержка, умение нащупать оптимальный баланс интересов, учитывающий не только потребности региональной безопасности, но и общую ответственность в контексте укрепления глобального режима ядерного нераспространения. Однако главное - никто не ставит под сомнение безальтернативность политико-дипломатического урегулирования в рамках шестистороннего процесса.

Россия со своей стороны прилагает активные усилия к возобновлению шестисторонних переговоров. 14 декабря в МИД России состоялись консультации с С.Босуортом. Вчера Москву посетил глава делегации РК на шестисторонних переговорах зам. мининдел РК Ви Сон Нак. Он провел консультации с заместителем министра иностранных дел России А.Н.Бородавкиным. Состоялся развернутый обмен мнениями относительно перспектив политико-дипломатического урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП). Стороны с удовлетворением констатировали, что ситуация постепенно возвращается в переговорное русло. Особо отмечено, что в результате последних контактов с представителями Северной Кореи была подтверждена необходимость реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 года, в котором, в частности, зафиксировано обязательство КНДР отказаться от всего ядерного оружия и ядерных программ и вернуться в ДНЯО и режим гарантий МАГАТЭ.

В контексте задачи денуклеаризации Корейского полуострова выражено общее понимание важности формирования в регионе многосторонних институтов безопасности, которые базировались бы на принципе равной безопасности для всех расположенных в нем государств. Российская сторона подтвердила готовность продолжить работу возглавляемой ею Рабочей группы по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии вслед за возобновлением шестисторонних переговоров.

Напомню также, что в конце ноября ЯПКП обсуждалась северокорейскими и китайскими партнерами. Поддерживаются контакты и с японскими коллегами.

Исходим из того, что одной из важнейших предпосылок и составляющих процесса денуклеаризации Корейского полуострова является формирование в регионе институтов взаимной безопасности, которые базировались бы на принципе равной безопасности всех сторон. Как известно, Россия председательствует в Рабочей группе по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, созданной в рамках шестисторонних переговоров. Мы готовы к продолжению ее работы вслед за возобновлением переговорного процесса по ЯПКП в целом.

 

Об итогах состоявшихся в Международном Суде ООН в Гааге слушаний по одностороннему провозглашению независимости Косово


Мне задан вопрос: «Как бы Вы могли прокомментировать итоги состоявшихся в Международном Суде ООН в Гааге слушаний по вопросу о том, соответствует ли международному праву одностороннее провозглашение независимости временными органами самоуправления Косово?»

11 декабря в Международном Суде ООН в Гааге завершились слушания по делу о независимости Косово.

В пользу одностороннего провозглашения независимости (ОПН) Косово выступили представители 14 государств и косоварская делегация. «Против» - также 14 государств, включая Россию.

Основные аргументы сторонников независимости сводились к тому, что декларации независимости как таковые, равно как и отделение от «материнского» государства международным правом не регулируются и, следовательно, ОПН Косово международному праву не противоречит; Резолюция СБ ООН 1244 по Косово не исключает его независимость; и если все возможности договориться исчерпаны, то отделение - единственный жизнеспособный вариант.

Противники ОПН, в т.ч. Россия, стояли на том, что, во-первых, в свете современного международного права принцип самоопределения народов не давал права населению Косово отделиться от Сербии. Даже если о так называемом «отделении во спасение» теоретически и можно было вести речь, то лишь в 1999 г, но никак не в 2008 г. Во-вторых, Резолюция СБ ООН 1244 фиксировала презумпцию территориальной целостности Сербии и недопустимость односторонних действий для окончательного урегулирования косовской проблемы. В-третьих, выдвигался довод и о выходе временных органов самоуправления Косово за пределы своих полномочий.

Суду ООН предстоит проанализировать позиции государств по косовскому вопросу. Их письменные комментарии были представлены в Суд в апреле и июле с.г., а устные - высказаны в ходе слушаний в декабре с.г.

По итогам Суд вынесет консультативное заключение. Оно не является юридически обязательным для государств, но консультативные заключения Суда широко используются как авторитетные источники, отражающие содержание международно-правовых норм. Вынесение такого заключения по Косово ожидается не ранее марта 2010 г.

 

О задержании гражданки России грузинскими пограничниками


Мне задали вопрос: «Как Вы можете прокомментировать ситуацию в связи с сообщением СМИ о задержании гражданки России Мадины Махмадовой грузинскими пограничниками?»

Мы обратили внимание на информацию о том, что при пересечении турецко-грузинской границы грузинскими пограничниками на КПП «Сарпи» была задержана упомянутая гражданка России. Наши консульские сотрудники в Тбилиси разбираются в ситуации. По итогам мы Вас проинформируем.

 

В связи с разрушением в Кутаиси памятника воинам Великой Отечественной войны


И еще один сюжет на тему Грузии. Из грузинского города Кутаиси приходят сообщения о том, что там начат снос мемориала воинам Великой Отечественной войны.

Расцениваем эти действия нынешних тбилисских правителей как неуважение к героическим подвигам всех тех, кто в смертельной схватке с фашизмом отстоял родную землю. Это и попытка вычеркнуть из памяти сотен тысяч сыновей и дочерей Грузии, которые плечом к плечу с представителями других братских народов самоотверженно сражались на фронтах, отдавая свои жизни. Мы имеем дело с актом откровенного цинизма в отношении ветеранов, предпринятым в канун 65-летия Великой Победы.

В России разделяют негодование грузинской общественности и ветеранских организаций по поводу разрушения мемориала.

 

В связи с конференцией «К новой архитектуре евробезопасности»


9 декабря в Лондоне заместитель Министра иностранных дел России А.В.Грушко выступил на состоявшейся в Лондоне конференции «К новой архитектуре европейской безопасности», организованной лондонским Международным институтом стратегических исследований совместно с Советом по внешней и оборонной политике, дискуссионным клубом Валдай и РИА Новости. В конференции приняли участие представители правительств России, США, Великобритании, международных организаций, эксперты и политологи. Обсуждались вопросы совершенствования архитектуры европейской безопасности, предложенный Россией проект Договора о европейской безопасности.

Как отметил российский заместитель Министра иностранных дел, «формируется широкий международный консенсус в пользу того, чтобы все-таки начать реальное движение в сторону более справедливой системы безопасности, которая отвечала бы чаяниям всех и которая создавала бы более благоприятные условия для объединения усилий на подлинно коллективной основе в решении общих для всех нас задач». Он обозначил ключевые для евроархитектуры безопасности сферы, по которым можно добиться прогресса с целью выработки единой для всех повестки дня по вопросам безопасности - принципы, регулирующие взаимоотношения государств в сфере безопасности - уважение территориальной целостности, суверенитета, неприкосновенности границ, отказ от использования силы. Кроме того - это контроль над вооружениями и меры доверия; налаживание взаимодействия между всеми организациями и факторами, действующими в сфере евроатлантической безопасности; выработка общих подходов к урегулированию конфликтов, а также к противодействию глобальным угрозам безопасности.

Российские и западные эксперты сошлись во мнении, что российские предложения - основа для развития конструктивного диалога по проблематике безопасности, который становится более системным во многом благодаря тому, что произошла переоценка ценностей: растет понимание, что нынешние механизмы принятия решений, да и сама система безопасности, нуждаются в реформировании.

Выступление размещено на сайте РИА Новости.

 

О торжественной церемонии, посвященной началу российского донорства в ЭСКАТО


17 декабря с.г. в Бангкоке состоялась торжественная церемония, посвященная началу российского донорства в Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Символический чек на сумму 1,2 млн.долл. вручен российскими представителями Исполнительному секретарю Комиссии Н.Хейзер .

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации, наша страна осуществляет в 2009-2010 гг. добровольный взнос в ЭСКАТО в размере 1,2 млн.долл. ежегодно.

 

О визовой практике ФРГ в отношении детей от расторгнутых браков


В МИД России обратили внимание на публикацию «Российской газеты» в номере от 16 декабря с.г. статьи «Берлинская стена» об ужесточении Посольством ФРГ визовой практики в отношении несовершеннолетних детей от расторгнутых браков, выезжающих в Германию для воссоединения с родителем. Ранее жалобы российских граждан на это новое визовое требование Посольства ФРГ уже поступали в МИД России. Сожалеем, что вынуждены сталкиваться с новыми барьерами, воздвигаемыми на путях межчеловеческих контактов в Европе.

Мы запросили у германской стороны необходимые разъяснения, имея в виду сомнительности правомерности требования о лишении по суду родительских прав другого родителя ребенка, остающегося в России, как предпосылки для выдачи визы. Будем добиваться от германской стороны взаимоприемлемого урегулирования данного вопроса с учетом соответствующих норм международного права. Намерены при этом руководствоваться, прежде всего интересами защиты прав ребенка, а также гуманитарными соображениями.

 

О «деле Б.Т.Хоберта»


В связи с прозвучавшим на предыдущем брифинге комментарием МИД России по т.н. «делу г-на Хоберта» (бывший преподаватель школы при Посольстве ФРГ, «приговоренный» судом г.Мюнстер к одному году условного заключения, лишению водительских прав сроком на один месяц и штрафу в размере 5000 евро за совершение дорожно-транспортного происшествия в Москве 30 ноября 2008 года, в результате которого погибли российские граждане Андрей Камынин и Александр Евтеев) ряд средств информации откликнулся на ситуацию, сложившуюся как в правовой, так и моральной «плоскостях», когда иммунитет от уголовной юрисдикции, которым в России пользовался немецкий учитель, обернулся фактически залогом безнаказанности в Германии.

Приветствуем стремление журналистов и общественности разобраться в обстоятельствах этого дела, поддержать, как говориться, «словом» родственников погибших российских граждан, отстаивающих свое право на справедливое судопроизводство в непростых отношениях с германской Фемидой. Убеждены, что несправедливость должна оставаться в поле зрения общественности до тех пор, пока она не будет устранена. Как образно написала «Время новостей», приходится бить в колокола - это задача «четвертой власти». При этом МИД России на всех этапах, со своей стороны, уделял и будет уделять приоритетное внимание справедливому урегулированию последствий этой трагедии в интересах родственников погибших российских граждан. Утверждения об обратном не соответствуют действительности.

Разочарование решением германского суда в нашей стране было велико и единодушно. Большего ожидали мы и от адвокатов потерпевших. Неприятие решения германского суда по этому делу было высказано Министром иностранных дел России С.В.Лавровым Вице-канцлеру, Министру иностранных дел Г.Вестервелле на переговорах в Москве 20 ноября с.г. В развитие достигнутых в Москве взаимопониманий 10 декабря с.г. на имя Вице-канцлера Германии С.В.Лавровым направлено послание с целью еще раз привлечь внимание к данному важному для российской стороны вопросу.

Исходим из того, что, хотя суд г. Мюнстер и принял формальное решение по делу Б.Т.Хоберта, которое германская сторона склонна рассматривать как окончательное, справедливого разбирательства по нему, учитывающего интересы потерпевших российских граждан, не произошло, а, следовательно, его рано списывать с повестки дня российско-германских отношений.

 

О нападении на российского политолога А.Князева в Бишкеке


9 декабря в Бишкеке было совершено нападение на известного политолога, доктора исторических наук, профессора Киргизско-Российского Славянского университета, гражданина Российской Федерации Александра Князева.

Обращает на себя внимание тот факт, что это уже не первый случай подобного рода. В ноябре 2007 г. А.Князев также стал жертвой нападения.

В этой связи МИД России обратился к Государственному Министерству иностранных дел Киргизской Республики с просьбой содействовать тщательному, всестороннему и беспристрастному расследованию данного преступления.

 

О ситуации вокруг западносахарской активистки Аминату Хайдар


Я получил вопрос о том, как МИД России может прокомментировать положение дел с западносахарской активисткой А.Хайдар.

В Москве внимательно следили за развитием ситуации вокруг западносахарской активистки Аминату Хайдар, которая свыше месяца проводила голодовку на территории Испании (Канарские о-ва). По информации, поступившей по каналам СМИ, в ночь на 18 декабря она была доставлена на борту спецсамолета в центр Западной Сахары г.Эль-Аюн и завершила голодовку.

Российская сторона, которая разделяла обеспокоенность мирового сообщества относительно состояния ее здоровья, с удовлетворением воспринимает урегулирование этой проблемы с учетом ее гуманитарной составляющей и в контактах между всеми затронутыми и заинтересованными странами.

При этом полагаем важным, чтобы были продолжены переговоры под эгидой Генерального секретаря ООН в целях достижения справедливого, долговременного и взаимоприемлемого политического решения проблемы Западной Сахары. А это, как известно, было подтверждено единогласно принятой СБ ООН 30 апреля с.г. резолюцией 1871, в которой также подчеркивается, что прогресс на переговорах окажет позитивное воздействие на качество жизни народа Западной Сахары во всех ее аспектах.

 

Об открытии в Испании памятника советским летчикам-добровольцам


12 декабря 2009 года на кладбище городка Санта Kруc де ла Сарса (провинция Толедо) состоялась церемония открытия памятника на месте захоронения советских военных летчиков, погибших во время гражданской войны 1936-1939 гг. На расположенном в окрестностях города: аэродроме в тот период базировались две советские эскадрильи штурмовиков.

Памятник сооружен Посольством России в Испании на средства российского государства. Инициатива в его создании принадлежала мэрии и населению города. Главной причиной послужила сохранившаяся здесь добрая память о наших летчиках, которые в те трудные времена проявили исключительно дружеское отношение к жителям, а некоторым из них спасли жизнь.

Рассматриваем согласие испанцев на установку памятника как хороший пример бережного и ответственного отношения к нашей общей истории и яркое проявление чувств дружбы и взаимных симпатий, традиционно связывающих народы наших стран.

 

Информация об открытии РЦНК в Иордании


Хотел бы Вас проинформировать о том, что 16 декабря в столице Иордании Аммане в торжественной обстановке открылся Российский центр науки и культуры.

Российский центр науки и культуры в Аммане станет седьмым представительством Россотрудничества в арабских странах. В настоящее время РЦНК функционируют в Египте (Каир, Александрия), Марокко, Тунисе, Ливане и Сирии.


Из ответов на вопросы СМИ:


Вопрос: СМИ активно обсуждают задержание в Бангкоке самолета с нелегальным оружием на борту. Как МИД может прокомментировать эту ситуацию?

Ответ: Внимательно отслеживаем ситуацию вокруг задержания в Бангкоке транспортного самолета Ил-76, который, по информации таиландских властей, следовал из Северной Кореи в третью страну с крупной партией нелегального оружия и взрывчатых веществ на борту. По некоторым неофициальным, подчеркиваю, неофициальным данным, которые мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, это - грузинский самолет, который направлялся на Украину. Не скрою, подозрения относительно вовлеченности этих государств в нелегальную торговлю оружием не могут не вызвать особого беспокойства в силу хорошо известных причин.

Удовлетворены тем, что, как показал этот случай, введенные резолюцией Совета Безопасности ООН 1874 санкции, запрещающие экспорт оружия из КНДР, эффективно работают. Убеждены, что любые попытки вывоза из этой страны продукции военного назначения в нарушение действующего санкционного режима будут пресекаться международным сообществом.

Исходим из того, что власти Таиланда после проведения тщательного объективного расследования продолжат работу, направленную на то, чтобы получить результаты, которые связаны с деятельностью Комитета по санкциям СБ ООН 1718.

Вопрос: Как обстоят дела с подписанием договора по СНВ?

Ответ: В соответствии с поручением президентов России и США по скорейшему выходу на итоговый документ переговоры ведутся в непрерывном режиме, в том числе и в выходные дни. Переговорными командами проделана огромная работа. Рассчитываем, что остающиеся вопросы будут урегулированы в самое ближайшее время, если даже не сказать часы.

Ход переговорного процесса и перспективы его завершения запланированы к обсуждению в рамках сегодняшней встречи президентов России и США в Копенгагене.

Буквально за несколько минут до начала брифинга я получил сообщение со ссылкой на агентство «Интерфакс», что переговорщики в Женеве в основном завершили работу над новым российско-американским договором по СНВ. Будем надеяться, что это найдет подтверждение уже в официальном плане, и тогда мы вас проинформируем.

Вопрос: Недавно глава британской спецслужбы МИ-6 фактически обвинил Россию в том, что из-за ее неконструктивных действий западные страны были вынуждены начать войну в Ираке. Прокомментируйте это высказывание.

Ответ: Мы, разумеется, обратили внимание на эти сообщения. Заявление г-на Дж.Сойерса по меньшей мере вызывает недоумение, если не сказать больше. У нас в России есть хорошая поговорка "С больной головы на здоровую".

Предложенные британцами летом 2001 г. т.н. "умные санкции" не привели бы к какому-либо существенному улучшению катастрофического положения иракского населения и были направлены, по сути, на увековечивание санкционного режима под предлогом того, что Ирак якобы продолжал работу по запрещенным программам разработки ОМУ.

При обсуждении иракского вопроса в СБ ООН мы неоднократно заявляли о том, что Совету нельзя руководствоваться непроверенной информацией о наличии у Ирака ОМУ при принятии решений о введении новых санкционных мер против этого государства. Мы, в том числе и на высшем уровне, неоднократно подчеркивали, что у России нет достоверных данных, свидетельствующих о наличии в Ираке ядерного оружия.

Вместо этого Россия предложила решить проблему по существу -направить в Ирак инспекторов ООН и определиться по результатам их работы.

Однако мнение Москвы было проигнорировано американским и британским правительствами. Не были услышаны и наши предупреждения о неизбежности тяжелых последствий войны в Ираке, развязанной к тому же в нарушение резолюций Совета Безопасности.

Что же касается экономических интересов России, "из-за которых было сорвано мирное решение иракской проблемы", как утверждается в заявлениях, на которые Вы ссылаетесь, то хотели бы задать ответный вопрос г-ну Дж.Сойерсу, а какими действительно интересами руководствовались союзники по Силам коалиции, начиная войну в Ираке? Что это означает на деле, Вы прекрасно видите в информационных сообщениях, которые передаются ежедневно как по телевидению, так и мировыми СМИ.

Вопрос: Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков заявил о том, что молдавские пограничники и власти отбирают паспорта у российских и украинских граждан при пересечении границы Приднестровья – Молдавии при отсутствии у российских граждан-жителей Приднестровья вида на жительство в Молдавии, подвергают их, соответственно, административной ответственности. Может ли МИД РФ прокомментировать это, и собирается ли он решать данную проблему?

Ответ: Мы обязательно прокомментируем данную тему после того, как получим исчерпывающую информацию на этот счет. Мы видели эти сообщения, и наше посольство в Молдавии сейчас занимается выяснением всех обстоятельств данной проблемы. Я думаю, что в ближайшее время, получив общую картину происходящего, мы сможем дать соответствующие оценки.

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС