на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко
 
 4 февраля 2010 года


О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова при МИД России и некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам»


2 февраля Президентом России Д.А.Медведевым подписаны Распоряжения о создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова при МИД России и некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам». Речь идет о практических шагах по реализации одного из положений Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года), а именно о вовлечении во внешнеполитический процесс институтов гражданского общества и экспертного сообщества. В этом видится один из крупных резервов нашей внешнеполитической работы - в полном соответствии с требованиями времени и практикой наших ведущих международных партнеров, а также императивами развития российского общества, включая задачи модернизации страны. Предполагается, что обе структуры будут финансироваться из бюджета и внебюджетных источников, включая средства спонсоров. Ожидается, что их организационное становление будет завершено в ближайшие три месяца.
Фонд имени А.М.Горчакова будет действовать под общим руководством МИДа России в качестве грантодающей организации - по аналогии с такого рода фондами, действующими при дипломатических ведомствах ведущих стран мира, прежде всего западных. Его основная задача - содействие вовлечению российского НПО - сообщества в международное сотрудничество по широкому спектру вопросов, особенно там, где институты гражданского общества играют значительную роль, в том числе генерируют идеи, которые затем реализуются на межгосударственном уровне.

Совет по международным делам видится как неправительственный центр исследований и образовательных программ в сфере внешней политики и международных отношений. Создание Совета приобретает особое значение с учетом нынешнего переломного момента в мировом развитии, который требует научного осмысления и прикладного анализа, в том числе с точки зрения интересов практической дипломатии. Интеллектуальный обмен, дискурс о путях посткризисного развития мира становится важным потоком международной жизни. О своевременности такой постановки вопроса говорит и успех состоявшейся 14 сентября 2009 года в Ярославле Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность». Разумеется, в соответствии с общепринятой международной практикой представители МИД России намереваются активно участвовать в деятельности Совета. Рассчитываем, что в программе его работы, включая исследования, будут учитываться внешнеполитические приоритеты страны.

 

О встрече С.В.Лаврова с М.К.Джиоевым


1 февраля в Москве состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Южной Осетии М.К.Джиоевым.
В ходе встречи были обсуждены вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений, налаживания полноформатного межгосударственного взаимодействия, выполнения Меморандума о взаимопонимании между МИДами двух стран, оказания помощи Южной Осетии в социально-экономической сфере и сотрудничества в международных делах.

Стороны также обменялись мнениями по итогам очередного раунда Женевских дискуссий по стабильности и безопасности в Закавказье.

Министры подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран. Этим документом устанавливается режим наибольшего благоприятствования для развития экономических, деловых и гуманитарных обменов.

 

О визите в Москву Й.Стёре

 

3 февраля по приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова Министр иностранных дел Норвегии Й.Стёре посетил Москву с рабочим визитом. Обсуждались ключевые аспекты российско-норвежских отношений, включая развитие политического диалога, совершенствование договорно-правовой базы, продвижение торгово-экономического взаимодействия, сотрудничества в сфере энергетики, рыболовства, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности.

Констатировано динамичное развитие добрососедских российско-норвежских отношений, обоюдное стремление к дальнейшему продвижению интенсивного политдиалога и практического сотрудничества. Министры подробно обсудили ход подготовки визита Президента России Д.А.Медведева в Норвегию, намеченного на весну с.г.

Министры выразили заинтересованность в дальнейшем углублении взаимодействия в многосторонних форматах регионального сотрудничества – Совете Баренцева/Евроарктического региона, Совете государств Балтийского моря, Арктическом совете.

В ходе переговоров обсуждена также тематика укрепления европейской безопасности. Состоялся обмен мнениями по ряду региональных проблем, включая ближневосточное урегулирование, ситуацию в Афганистане и вокруг иранской ядерной программы.

Более подробная информация о визите Й.Стёре размещена на сайте МИД России.

 

О визите в Москву Х.Машааля


Меня попросили прокомментировать визит в Москву Х.Машааля. В начале следующей недели Председатель политбюро движения ХАМАС Х.Машааль приедет в Москву и проведет консультации в МИД России.

Предстоящие встречи пройдут в контексте политического диалога, который Россия проводит с влиятельными силами палестинского общества, для содействия решению задачи по возобновлению палестино-израильских переговоров на известной и общепризнанной международно-правовой основе. Напомню, что недавно в России принимали с рабочим визитом Главу ПНА М.Аббаса, легитимного общепризнанного лидера всех палестинцев. Его переговоры с Президентом России Д.А.Медведевым подтвердили совпадение взглядов и подходов к задачам преодоления кризиса в мирном процессе на Ближнем Востоке.

Одной из главных тем, которые будут обсуждаться с Х.Машаалем, будет преодоление межпалестинского раскола. Россия поддерживает предпринимаемые с этой целью усилия, в частности руководством Египта, и в этой связи использует любые возможности, чтобы содействовать достижению палестинского единства.

Хочу подтвердить нашу убежденность в том, что именно такое единство на базе приверженности принципам политического урегулирования, Хартии Организации освобождения Палестины и арабской мирной инициативы является залогом реализации бесспорного права палестинцев на собственное независимое жизнеспособное государство, призванное быть фактором обеспечения безопасности и мира в регионе.

 

Об участии С.В.Лаврова в Мюнхенской конференции по вопросам безопасности


5-7 февраля с.г. в Мюнхене состоится очередная, 46-я Международная конференция по вопросам безопасности, в которой предполагается участие заместителя Председателя Правительства России С.Б.Иванова, Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, заместителя Председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Председателя Российского газового общества В.А.Язева, Председателя Комитета Государственной думы по международным делам К.И.Косачева.

Мюнхенская международная конференция является одной из наиболее представительных дискуссионных «площадок» по актуальным проблемам политики безопасности в Европе и Евро-Атлантике.

Организаторы заявили широкий спектр тем к обсуждению на нынешнем Форуме, в частности - «Энергетическая безопасность и смена глобальной расстановки сил», «Будущее европейской и глобальной безопасности», «Будущее контроля над вооружениями и ДНЯО. Возможен ли «глобальный ноль?».

В выступлении С.В.Лаврова «Вопросы европейской и глобальной безопасности в контексте инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности» будут развернуто изложены подходы России к вопросам обновления архитектуры евроатлантической безопасности на основе принципов неделимой и равной безопасности, примата международного права в формирующейся многополярной реальности XXI века, дальнейшего наращивания широкого международного взаимодействия на базе равноправия и уважения интересов друг друга.

 

О визите С.В.Лаврова на Кубу


11-13 февраля 2010 года состоится официальный визит на Кубу Министра иностранных дел С.В.Лаврова, который также возглавит представительную межведомственную делегацию на церемонии открытия XIX Гаванской международной книжной ярмарки (ГМКЯ), где Россия примет участие в качестве страны - почетного гостя.

Запланированы встречи и беседы С.В.Лаврова с представителями кубинского руководства, переговоры с Министром иностранных дел Кубы Б.Родригесом, в рамках которых предстоит обмен мнениями по актуальным вопросам международной, региональной и двусторонней повестки дня. Визит призван обеспечить поддержание интенсивного политического взаимодействия, способствовать активизации двусторонних связей в различных областях.

В России рассматривают Кубу в качестве ключевого партнера в латиноамериканском регионе. Усилия обеих сторон направлены, прежде всего, на закрепление стратегического характера российско-кубинского партнерства в русле договоренностей, достигнутых в ходе встреч руководителей двух стран в Гаване и Москве в конце 2008 - начале 2009 годов.

Регулярный и доверительный характер носит двусторонний политический диалог, в том числе на высшем и высоком уровнях. Прочным фундаментом для этого является близость или совпадение позиций наших стран по большинству ключевых проблем современности, что позволяет нам плотно сотрудничать в их решении в рамках ООН и других международных организаций.

Активно осуществляются межпарламентские обмены, поддерживаются связи по линии руководителей различных ведомств, налажена практика проведения межмидовских консультаций по широкому спектру вопросов. Наша страна последовательно выступает за нормализацию положения вокруг Кубы, ее полноценную реинтеграцию в региональные и мировые процессы. Россия ежегодно поддерживает на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы», придерживается линии на недопустимость применения односторонних мер экстерриториального характера в международных отношениях.

По итогам переговоров министры планируют подписать Совместные заявления по случаю 50-й годовщины восстановления дипломатических отношений между нашими странами, о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны, а также План проведения политических консультаций между МИД России и Кубы на 2010-2011 годы.

 

О визите С.В.Лаврова в Никарагуа


14 февраля 2010 г. в рамках поездки Министра иностранных дел С.В.Лаврова по странам Латинской Америки состоится его официальный визит в Республику Никарагуа, который станет первым в истории двусторонних отношений посещением руководителем российского внешнеполитического ведомства этой центральноамериканской страны.

В результате выполнения договорённостей, достигнутых в ходе переговоров Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Президентом Республики Никарагуа Д.Ортегой в Москве 18 декабря 2008 года, удалось существенно продвинуться вперёд на различных направлениях российско-никарагуанского взаимодействия.

Активно развивается политический диалог между нашими странами на высоком уровне. Визиты Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина в Никарагуа в 2008 и 2009 годах стали, по существу, определяющими для перевода двустороннего сотрудничества в практическое русло. Продуктивными были встречи министров иностранных дел двух стран С.В.Лаврова и С.Сантоса «на полях» сессий Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2008 и 2009 гг., а также в Москве (рабочий визит 1 ноября 2008 года). Весьма актуальным был визит в Манагуа Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации С.К.Шойгу в ноябре прошлого года.

В результате этих и других контактов созданы серьёзные заделы по наполнению российско-никарагуанского взаимодействия новым содержанием с последующим его выводом на уровень стратегического партнёрства. Запущен механизм функционирования Межправительственной Российско-Никарагуанской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, что должно также наполнить конкретным содержанием двусторонние связи. Достигнута договорённость о возобновлении работы в Республике Никарагуа Торгового представительства Российской Федерации.

В российских ведомствах прорабатываются вопросы продолжения оказания безвозмездной технической помощи Никарагуа в форме поставок автотранспортной и другой техники. Наблюдаются успехи в развитии двустороннего технологического сотрудничества. Укрепляется двусторонняя договорно-правовая база.

 

О визите С.В.Лаврова в Гватемалу


15 февраля с.г. в рамках поездки по ряду стран латиноамериканского региона состоится официальный визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Гватемала, который станет первым в истории посещением главой российского внешнеполитического ведомства этой центральноамериканской республики.

В последние годы российско-гватемальские контакты на различных уровнях характеризуются растущим динамизмом и интенсивностью.

В июле 2007 г. в увязке с участием в состоявшейся в г.Гватемала 119-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК), на которой г.Сочи был выбран столицей XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года, В.В.Путин совершил рабочий визит в Гватемалу. Его встреча с тогдашним Президентом О.Берже способствовала выводу российско-гватемальских отношений на более высокий уровень и развитию связей в отдельных областях.

В том же 2007 году в Гватемале, которая до недавнего времени оставалась в числе немногих стран Латинской Америки, где Россия не имела постоянного представительства на уровне посла, было открыто наше посольство.

Регулярно проводятся межмидовские политконсультации между заместителями Министров иностранных дел и директорами профильных департаментов, осуществляются межведомственные контакты.

Активизируется политический диалог между нашими странами. Позиции России и Гватемалы по основным вопросам и проблемам мировой повестки дня во многом схожи или совпадают. Обе страны выступают за формирование демократического многополярного мироустройства, уважение принципов международного права, суверенитета и учёта законных интересов всех стран, укрепление роли ООН как универсального механизма сохранения мира и стратегической стабильности.

В ходе беседы С.В.Лаврова с его гватемальским коллегой А.Родасом планируется обсудить перспективы активизации двустороннего взаимодействия в различных областях, от торгово-экономической до гуманитарной, а также обменяться мнениями по широкому кругу вопросов международной и региональной проблематики.

 

О визите С.В.Лаврова в Мексику


15-16 февраля 2010 года Министр иностранных дел С.В.Лавров посетит с официальным визитом Мексику. Предусмотрены его встреча с Президентом Мексики Ф.Кальдероном, а также переговоры с мексиканской коллегой П.Эспиноса по широкому кругу актуальных проблем мировой политики, вопросам развития двусторонних связей. Визит, который будет проходить в юбилейный год 120-летия установления российско-мексиканских отношений, призван содействовать дальнейшему укреплению политического диалога между нашими странами, практическому продвижению взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

В России считают Мексику традиционно дружественным нам государством, серьезным и доверительным партнером на международной арене. Отношения с ней являются одним из главных направлений российской внешней политики в латиноамериканском регионе. Мексиканские власти исходят из признания возрастающей роли России в международных делах, высказываются за поступательное развитие двустороннего сотрудничества, партнерский политический диалог.

Мексика принимает все более заметное участие в международных делах, в частности, на период 2009-2010 гг. входит в состав СБ ООН в качестве непостоянного члена, активно работает в финансовой «двадцатке», с 2008 г. по февраль 2010 г. является временным председателем в Группе Рио. Она имеет схожий с нами потенциал социально-экономического развития, является государством со средним уровнем дохода на душу населения, участвует в деятельности ВТО, ОЭСР, АТЭС, многих других международных и региональных структур.

Российско-мексиканские отношения в политической области характеризуются в последние годы устойчивой положительной динамикой. Регулярно осуществляются двусторонние контакты на различных уровнях.

Россию и Мексику объединяет стремление к осуществлению на практике демократических принципов в решении актуальных международных проблем, строгому соблюдению международного права, прежде всего Устава ООН, укреплению центральной роли Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН как универсального инструмента по поддержанию мира и урегулированию конфликтных ситуаций, в частности вокруг Ирака, на Ближнем Востоке и в Афганистане. Близки позиции сторон и по основным вопросам правозащитной тематики, многим аспектам разоруженческого процесса.

Обе страны едины в том, что серьезную угрозу всеобщей безопасности представляют такие явления, как международный терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм. Москва и Мехико заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия в интересах противодействия новым угрозам и вызовам современности, прежде всего незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности.

Наши страны уделяют заметное внимание проблематике преодоления глобального финансово-экономического кризиса и в этих целях активно взаимодействуют в многостороннем формате в интересах реформирования международных финансовых институтов, повышения эффективности регулирования и транспарентности финансового сектора. Позиции России и Мексики близки и в отношении климатической проблематики, основываются на общем понимании того, что как развитые, так и развивающиеся страны в равной степени несут ответственность за ее решение.

Помимо вопросов политического взаимодействия большое внимание на предстоящих переговорах будет уделено активизации двусторонних торгово-экономических связей, которые в последнее время, в условиях глобального экономического кризиса, заметно застопорились. Приоритетные задачи на данном этапе - увеличение и диверсификация товарооборота, поиск новых прогрессивных форм взаимовыгодного сотрудничества, в частности в энергетической, нефтегазовой сферах, устранение искусственных преград, мешающих торговле. В данном контексте будет также отмечена важность практической реализации итогов 4-го заседания Российско-Мексиканской Смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству, которое состоялось в декабре 2009 г. в Москве.

Традиционным динамизмом отличаются наши культурно-гуманитарные связи. На регулярной основе проводятся Дни России в Мексике и Дни Мексики в России, обеими странами накоплен богатый опыт по обмену культурными ценностями, в частности в организации художественных и музейных выставок, гастролей артистических, в том числе фольклорных коллективов. В Мексике на контрактной основе работает много российских ученых, осуществляются совместные научно-исследовательские проекты, в российских вузах ведется подготовка мексиканских специалистов.

По итогам визита планируется подписание Совместного заявления министров иностранных дел России и Мексики.

 

Об итогах заседания Рабочей группы по гражданскому обществу


27 января с.г. в Вашингтоне под сопредседательством Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ В.Ю.Суркова и Специального помощника по России Президента США М.Макфола состоялось первое заседание Рабочей группы по гражданскому обществу Российско-Американской Президентской комиссии. В нем приняли участие представители официальных структур России и США, а также различных НПО двух стран.

На повестке дня стояли вопросы роли гражданского общества и НПО в деле борьбы с тремя общими для наших стран проблемами: коррупция, преступления против детей, взаимные негативные стереотипы. Обсуждение этих вопросов прошло в доброжелательной и заинтересованной атмосфере. В ходе состоявшегося диалога стороны вышли на следующие решения:

- по коррупции: создать специальную рабочую подгруппу и с помощью приглашенных экспертов и организаций согласовать общую методику оценки критериев коррумпированности и координации выполнения обязательств по международным антикоррупционным конвенциям; подключить к обсуждению этой тематики бизнес-сообщество;

- защита детей: подгруппа по данному вопросу должна подготовить предложения по общественно-государственному партнерству в области защиты детей и борьбе с детской порнографией, которые могли бы быть реализованы прямым взаимодействием ответственных ведомств и НПО;

- негативные стереотипы: создать подгруппу из представителей интеллектуальной элиты двух стран для подготовки справочника «Стереотипы и мифы взаимного восприятия России и США» для совмещения восприятия различных периодов двусторонних отношений и ухода от тенденциозного освещения исторических фактов.

Следующее заседание Рабочей группы имеется в виду провести весной с.г. в одном из российских регионов. На этот раз будут обсуждаться два новых вопроса – нелегальная миграция и положение заключенных.

 

О планах интеграции севера Косово


Наше внимание привлекла т.н. «Стратегия для северного Косово» - план интеграции в административную систему самопровозглашенной «Республики Косово» сербонаселенных районов на севере края, проект которого получил огласку некоторое время назад.

Насколько нам известно, этот документ был разработан офисом спецпредставителя ЕС в крае Питера Фейта, рассматриваемого государствами-сторонниками косовской независимости также в качестве «международного гражданского представителя».

Следует напомнить, что руководящая роль в косовском процессе закреплена за Советом Безопасности ООН. Это четко прописано в его резолюции 1244, продолжающей действовать в полном объеме. В самом крае контрольные функции за осуществлением международного гражданского присутствия возложены на главу Миссии ООН. Совет Безопасности не наделял спецпредставителя ЕС полномочиями по выработке и продвижению практических решений по Косово. Не считаем легитимным институт «международного гражданского представителя», который базируется на «плане Ахтисаари» - документе, не одобренном Советом Безопасности и не имеющем юридической силы.

Кроме того, судя по комментариям наших европейских партнеров, упомянутая «Стратегия для северного Косово» не согласовывалась и не утверждалась даже в рамках Евросоюза.

Речь, таким образом, идет о сугубо частной инициативе, не являющейся основанием к действию или рекомендацией для находящихся в крае международных структур.

В то же время общая направленность «стратегии» вызывает серьезную озабоченность. Похоже, покровители Приштины не оставляют надежд в обход установленных международно-правовых процедур изменить сложившийся в крае «статус-кво», навязать местным сербам не мытьем, так катаньем концепцию независимого Косово.

Подобный подход, на наш взгляд, содержит в себе немалый конфликтный потенциал. Возможные попытки властей самопровозглашенного государства установить контроль в северных районах Косово, вдохновленные упомянутым планом, вновь поставили бы под угрозу и без того хрупкую стабильность в крае.

Призываем все заинтересованные стороны ответственно подойти к ситуации и принять необходимые меры для того, чтобы исключить такую перспективу развития событий.

 

Об осложнении ситуации в Йемене


Меня просили прокомментировать сообщения об осложнении ситуации в Йемене. Ситуация в Йемене, действительно, остается напряженной и требует повышенного внимания мирового сообщества.

После проведения 27 января в Лондоне встречи высокого уровня по Йемену важно добиться эффективной консолидации международной помощи Йеменской Республике в отражении угроз ее безопасности, обеспечении внутренней стабильности и решении социально-экономических проблем. В этих целях в Лондоне была создана «Группа друзей Йемена», в которую вошла Россия.

Исходим из того, что меры по содействию Йемену в различных сферах будут предприниматься по согласованию с его правительством, исключая вмешательство во внутренние дела этой страны в каких-либо формах.

В этой связи Россия, подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Йемена, планирует предоставить гуманитарную помощь временно перемещенным лицам, будет развивать торгово-экономическое сотрудничество, продолжит оказывать содействие в укреплении вооруженных сил этой страны.

 

О заявлении М.Ахмадинежада о готовности Ирана вывезти свой низкообогащенный уран для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора


Меня попросили высказаться в связи с заявлением Президента Ирана М.Ахмадинежада о готовности Ирана вывезти свой низкообогащенный уран для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора.

Помимо того, что говорил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, могу сказать, что в последнее время из Тегерана на этот счет звучало много заявлений. В начале января Иран официально передал в МАГАТЭ дополнительные соображения по предложенной Агентством схеме вывоза его низкообогащенного урана для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора. Главное условие, которое выдвигал Тегеран, - одновременный обмен урана на топливо на территории Ирана, что не совпадало с проектом Агентства. Если же сейчас у Ирана появилось намерение двигаться по пути предложенной МАГАТЭ схемы, как об этом заявил президент страны М.Ахмадинежад, то было бы крайне важно, чтобы Тегеран официально сообщил об этом в Агентство, после чего мы могли бы детально изучить новые иранские предложения. Такой шаг мы не могли бы не приветствовать. О важности реализации известно схемы по Тегеранскому исследовательскому реактору мы неоднократно говорили.

 

Об оказании российской гуманитарной помощи Монголии


2 февраля с.г. в Улан-Батор прибыл грузовой состав ОАО «Российские железные дороги» из 34 вагонов с гуманитарной помощью (продукты питания, медикаменты, теплая одежда, комбикорма, горюче-смазочные материалы) для жителей отдаленных аймаков, пострадавших от стихийного бедствия - дзуда (сильных морозов и снежных бурь). Все расходы - около 15 млн. рублей - по оказанию помощи монгольским аратам взяли на себя российские железнодорожники.

В фонд помощи поступили также средства от коллективов российско-монгольских совместных предприятий «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «Улан-Баторская железная дорога».

 

Из ответов на вопросы СМИ:


Вопрос: Обсуждался ли на этой неделе в Конгрессе США вопрос об отмене «поправки Джексона-Вэника», принятой в 1974 г.? Почему вообще этот анахронизм дожил до наших дней?

Ответ: Сначала немного об истории вопроса. Т.н. «поправка Джексона-Вэника», инкорпорированная в главу IV ныне действующего американского закона о торговле 1974 г., увязывает предоставление США отдельным странам режима наибольшего благоприятствования (или, в американской терминологии - режима нормальных торговых отношений, РНТО) с их рыночным статусом и обеспечением в них свободы эмиграции.

В 1994 г. Администрация США официально опубликовала заключение о полном соответствии эмиграционной политики России требованиям IV главы закона о торговле. На этой основе России был предоставлен временный РНТО, и введена практика приостановления действия поправки в отношении нашей страны на базе ежегодных представлений Белого дома Конгрессу, не требующих утверждения последнего. В 2002 г. Россия была официально признана в торговом законодательстве США в качестве страны с рыночной экономикой.

Тем не менее, формально для вывода России из-под действия «поправки Джексона-Вэника» на постоянной и безусловной основе требуется отдельное решение Конгресса США. Предыдущая американская Администрация неоднократно подтверждала свое намерение решить этот вопрос, однако реальных шагов так и не предприняла из опасений активного сопротивления со стороны тех законодателей, которые видят в поправке потенциальный рычаг воздействия для обеспечения определенных, в первую очередь экономических, национальных интересов. Параллельно с законотворческими инициативами периодически выступают отдельные члены Конгресса США, лоббированием вопроса занимаются представители американских деловых кругов и общественных организаций. Как мы знаем, пока также безрезультатно.

МИД России не располагает информацией о рассмотрении в Конгрессе США в последние недели вопроса об отмене действия «поправки Джексона-Вэника» в отношении нашей страны. Одновременно хотел бы отметить, что данная тема является регулярным объектом обсуждения в ходе наших контактов с американской стороной на самых различных уровнях, включая межпарламентские связи. Вопрос поставлен и в повестке дня Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям недавно созданной Российско-Американской президентской комиссии.

Будем надеяться, что Администрация Б.Обамы сдвинет, наконец, с мертвой точки этот застарелый вопрос.

Вопрос: Завтра в Канаде состоится заседание министров финансов и глав Центробанков в рамках G7. Почему избран такой формат, в котором не участвует Россия? Как Вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию?

Ответ: Действительно, российская сторона не получила приглашения на очередную встречу министров финансов и директоров Центробанков, которая состоится в Канаде. Руководство Министерства финансов России уже давало комментарии по данному вопросу.

Российская сторона неоднократно высказывала свое мнение, в том числе и нынешнему - канадскому - председательству в «восьмерке», по поводу отсутствия полноформатного участия России во встречах подобного рода. Считали и считаем, что это неверный подход, отражающий старые политические стереотипы.

Однако надо иметь в виду и другое. На фоне становления «двадцатки» как основного международного форума для обсуждения финансово-экономических проблем значение мероприятий более узкого состава тоже меняется. Стратегические решения по вопросам финансово-экономической архитектуры мира теперь невозможно принимать без участия ведущих игроков, к которым относятся государства БРИК, включая Россию, ведущие развивающиеся страны.

Вопрос: Прокомментируйте сделанное помощником Госсекретаря США Филиппом Гордоном заявление о том, что США сомневаются в эффективности выдвинутых Россией инициатив в сфере европейской безопасности. Получается, США даже не скрывают того, что вмешиваются в процессы Евробезопасности?

Ответ: Эти высказывания мы уже взяли на заметку и проанализировали. США на протяжении многих лет являются неотъемлемой частью процессов евроатлантической безопасности. Они участвуют в двух ведущих организациях в этой области - ОБСЕ и НАТО - и во многом определяют складывающуюся здесь ситуацию и направления ее развития. Поэтому Вашингтон по определению имеет не меньшее право на собственный голос в сфере евробезопасности, чем любая европейская страна.

Теперь что касается высказываний помощника госсекретаря Ф.Гордона. Мы обратили на них внимание, и нас удивило, что изложенные высокопоставленным американским дипломатом оценки явно диссонируют с тональностью и содержанием российско-американского диалога по этой важной проблеме, который ведется между двумя странами, в том числе на высшем уровне. Из личных контактов, а также посланий президентов двух стран мы вынесли впечатление, что Администрация США заинтересованно отреагировала на российские предложения и демонстрирует готовность к дальнейшему разговору и совместной конструктивной работе в этой области, в том числе под углом зрения инициативы по ДЕБ. Сам факт того, что инициатива уже более года обсуждается на различных международных площадках, например в рамках «корфуских дискуссий», где, кстати, полноформатно участвуют и США, служит одним из свидетельств ведущейся здесь работы.

Высказывания Ф.Гордона не только не вписываются в эти реалии, они выбиваются из общего ряда формирующегося взаимопонимания между нашими странами, вселяя сомнения в характере поступающих из Вашингтона сигналов. Получается, то линия США в столь принципиальных вопросах, как евробезопасность, определяется, вопреки заверениям руководства страны, всего лишь логикой политических реверансов и ведется с заведомо предрешенных результатом.

Мы, конечно же, будем держать такие странные оценки в уме, но при этом в повседневной работе предпочитаем ориентироваться на четкие указания президентов России и США расширять двусторонний диалог и сотрудничество по всем аспектам создания подлинно неделимого пространства безопасности в Евро-Атлантике.

Вопрос: Как МИД России может прокомментировать статью мининдел Польши и Швеции, в которой они обратились к США и России с просьбой сократить количество ядерных вооружений, размещенных на границах с Евросоюзом или на его территории?

Ответ: Подобная постановка вопроса (т.е. его подача в контексте отношений Россия-ЕС) вызвала у нас определенное удивление, так как она, по сути, противоречит более ранним заявлениям представителей Евросоюза. ЕС регулярно отказывался обсуждать с российской стороной любые вопросы размещения элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии, ссылаясь на то, что это предмет двусторонних отношений между этими странами и США.

Это элемент нашей принципиальной позиции при обсуждении всего комплекса проблем ядерного разоружения. Вопросы дальнейшего ядерного разоружения, включая ТЯО, необходимо рассматривать не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими видами вооружений, включая обычные вооруженные силы в Европе и системы противоракетной обороны.

Кроме того, Россия последовательно выступает за размещение ядерного оружия исключительно на территории тех государств, которым оно принадлежит. В данном контексте приветствовался бы вывод американских ТЯО, развернутого в Европе, на территорию США. Причем это должно сопровождаться полной и необратимой ликвидацией всей инфраструктуры, обеспечивающей развертывание такого оружия в Европе.

Хотелось бы получить от авторов статьи необходимые разъяснения - означает ли их мнение подвижки в общеесовской позиции и, следовательно, готовность к более плотному, открытому и обстоятельному диалогу по всем аспектам европейской безопасности, в том числе с учетом инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности. Мы к такой работе готовы.

Вопрос: Сегодня в газете «Московский комсомолец» появилась статья о том, что МИД РФ был вынужден направить в адрес абхазского руководства ноту, в которой выразил «серьезную озабоченность многочисленными случаями отчуждения у российских граждан их собственности в Абхазии». Могли бы Вы подтвердить эту информацию? Как Вы можете прокомментировать ситуацию в целом?

Ответ: Естественно, мы обратили внимание на упомянутую Вами публикацию.

Могу Вас заверить, что никаких нот на этот счет не направлялось. Но мы знаем от наших абхазских коллег, что отдельные случаи, связанные с проблемами собственности граждан России, возникают. Об этом известно и нам, и нашим абхазским коллегам. Эти вопросы мы поднимаем в ходе наших контактов и пытаемся решать их в спокойном и взаимоуважительном ключе. Нужно понимать, что постконфликтное урегулирование – сложная вещь, возникают вопросы, требующие определенного терпения и уважения при их решении.

Вопрос: МИД России уже прокомментировал инцидент с японскими рыболовными судами, однако в настоящее время в Японии продолжается расследование, появляются новые факты. Изменилась ли позиция МИД России по данному инциденту на сегодняшний момент?

Ответ: Обстоятельства инцидента с японскими рыболовными судами «Така мару 58» и «Киеми мару 63» в акватории о. Кунашир были достаточно подробно изложены в комментарии Департамента информации и печати МИД России от 1 февраля с.г. Он выставлен на сайте МИД РФ, и, думаю, нет необходимости его целиком воспроизводить. Данная тема находится на заметке российских СМИ.

Указанные суда нарушили положения российского законодательства, а также условия промысла, предусмотренного межправительственным Соглашением о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 г. Факт нарушения зафиксирован средствами объективного контроля, и в настоящее время российские правоохранительные органы продолжают расследование этого инцидента. Поэтому я не хотел бы касаться связанных с ним технических деталей, которые сейчас уточняются.

Что касается протеста японской стороны, то он был отклонен как необоснованный и неприемлемый. Более того, этот демарш вызывает недоумение, поскольку находится в явном противоречии с реалиями и наносит ущерб позитивной атмосфере двусторонних отношений. Хотел бы в этой связи напомнить, что мы ожидаем от японской стороны соответствующих энергичных шагов по обеспечению неукоснительного соблюдения японскими рыбаками условий упомянутого Соглашения.

Вопрос: По мнению иранцев, США милитаризируют зону Персидского Залива. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Мы не можем комментировать такие вопросы, которые не относятся к нашей непосредственной компетенции. Если будут установлены реальные факты, то тогда мы сможем сделать заключения и довести до вашего внимания.


 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС