на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко
 
18 марта 2010 года

Встреча с Королём Иордании Абдаллой II


11 марта Москву с официальным визитом посетил Король Иордании Абдалла II. В ходе визита состоялись переговоры с Президентом РФ Д.А.Медведевым. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной сферах, особое внимание было уделено теме ближневосточного урегулирования.

Подробная информация о состоявшемся визите размещена на сайте Президента РФ.

 

Об итогах визита В.В.Путина в Индию


12 марта с.г. по приглашению Премьер-министра Индии М.Сингха Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин посетил Индию с рабочим визитом. Состоялись его обстоятельные переговоры с главой Правительства Индии М.Сингхом, а также встречи с Президентом Индии П.Патил и председателем партии Индийский национальный конгресс С.Ганди.

Основное внимание на переговорах было уделено практическим аспектам развития российско-индийского сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, прежде всего совместным проектам в атомной энергетике, в оборонной промышленности и в производстве телекоммуникационного оборудования. В целом, в ходе визита подписано 14 документов (включая контракты) на общую сумму более 10 млрд. долларов США.

Наиболее важные договорённости были достигнуты в сфере мирного использования атомной энергии. Заключено межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. В подписанной по завершении переговоров Дорожной карте серийного сооружения в Республике Индии атомных электростанций определены согласованные сторонами шаги по дальнейшему развитию двустороннего взаимодействия на перспективу.

Стороны подтвердили намерение продвигать российско-индийское ВТС. В развитие договорённостей, достигнутых на переговорах Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Премьер-министром Индии М.Сингхом в Москве в декабре 2009 г., подписан пакет контрактных документов на ремонт и модернизацию ТАВКр (тяжелый авианесущий крейсер) «Адмирал Горшков» и на поставку Индии 29 истребителей палубного базирования МиГ-29К/КУБ. Обсуждались вопросы дальнейшей работы по созданию истребителя пятого поколения и многоцелевого транспортного самолёта.

В плоскость практической реализации переходит сотрудничество в сфере спутниковой навигации с использованием системы ГЛОНАСС, включая реализацию совместного проекта по производству в Индии наземной аппаратуры для приёма сигнала ГЛОНАСС.

На долгосрочную основу переводятся поставки в Индию минеральных удобрений и российских алмазов. ОАО «ФосАгро» заключило крупный контракт на поставку диаммония фосфата (1,5 млрд. долларов США), а АК «АЛРОСА» - три контракта на поставку алмазного сырья.

Широкие возможности открываются для совместных проектов между российскими и индийскими компаниями в нефтегазовой сфере. На переговорах в Нью-Дели достигнута договоренность подготовить межправительственное соглашение о добыче и переработке углеводородов в России, Индии и третьих странах. Стороны выразили заинтересованность в расширении сотрудничества в области фармацевтики.

С удовлетворением отмечалось успешное проведение Года России в Индии в 2008 г. и Года Индии в России в 2009 г. В ходе переговоров было согласовано, что будет подготовлено межправительственное соглашение о взаимном признании документов о высшем образовании.

 

Об итогах заседания Совета Министров Союзного государства


16 марта 2010 года в Бресте состоялось первое в этом году заседание Совета Министров Союзного государства с участием глав правительств России и Белоруссии В.В.Путина и С.С.Сидорского. На заседании предметно рассмотрен широкий спектр актуальных вопросов двустороннего интеграционного сотрудничества, в том числе в контексте формирования Единого экономического пространства и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Подведены итоги торгово-экономического взаимодействия в 2009 году, проанализирован ход выполнения Плана совместных действий правительств двух стран по минимизации последствий финансового кризиса. В этой связи с удовлетворением отмечалась эффективность реализации указанного Плана, что позволило добиться заметного роста взаимного товарооборота в начале текущего года на 17%.

Были обсуждены также вопросы, связанные с дальнейшим развитием договорно-правовой базы Союзного государства в экономической сфере. На заседании утверждены балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2010 год и прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства.

Стороны рассмотрели ход выполнения программы Союзного государства по унификации трудового законодательства и социальных гарантий в России и Белоруссии, обсудили процесс формирования единого информационного пространства, деятельность таможенных и транспортных органов России и Белоруссии.

На заседании были приняты решения по ряду союзных программ в области разработки новых технологий и их промышленного использования.

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне стороны обсудили ход подготовки к празднованию юбилея, в частности, работу над созданием совместного фильма «Брестская крепость», премьера которого намечена на 4 утра 22 июня 2010 года в Бресте, что символично.

 

О визите С.В.Лаврова в Туркменистан


15-16 марта Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил Туркменистан с рабочим визитом.

С.В.Лаврова принял Президент Туркменистана Г.М.Бердымухамедов. Состоялась беседа с заместителем Председателя Кабинета министров, Министром иностранных дел Р.О.Мередовым.

Главной темой переговоров были вопросы российско-туркменских отношений. Обсуждены состояние и перспективы расширения взаимовыгодных экономических связей, наращивания товарооборота, активизации сотрудничества субъектов Российской Федерации с Туркменистаном. Отмечена позитивная роль в развитии двустороннего взаимодействия Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству.

Более подробная информация о состоявшемся визите размещена на сайте МИД России.

 

О переговорах С.В.Лаврова с К.И.Грищенко


16 марта состоялись переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Украины К.И.Грищенко.

Встреча прошла в деловом и конструктивном ключе. На ней были рассмотрены наиболее актуальные вопросы многогранного российско-украинского взаимодействия.

В практическом плане был обсужден политический диалог между Россией и Украиной, конкретный график с учетом договоренностей, достигнутых президентами двух стран в ходе официального визита Президента Украины В.Ф.Януковича в Москву. Начата подготовка третьего заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии и визита на Украину Президента России Д.А.Медведева.

С.В.Лавров и К.И.Грищенко подписали план взаимодействия между МИД России и МИД Украины на текущий год. Предстоит, в частности, провести в апреле с.г. заседание Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгоскомиссии, в рамках его подготовки – заседания соответствующих рабочих органов, таких как подкомиссии по пограничным вопросам, по вопросам Азово-Керченского урегулирования, по вопросам консульского сотрудничества, борьбы с новыми вызовами и угрозами, по вопросам сотрудничества в международных организациях, по вопросам урегулирования региональных конфликтов.

В планах министерств – организация традиционной встречи двух министров иностранных дел с главами приграничных регионов наших стран и представителей профильных ведомств, проведение консультаций на уровне заместителей министров по проблематике общеевропейской безопасности.

Будет продолжена работа Подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации и его пребывания на территории Украины. Предстоит проведение экспертных консультаций по проблемам информационного сопровождения внешней политики, по проблематике разоружения и нераспространения, по взаимодействию в ООН, по тематике СНГ.

В конструктивном ключе состоялся обмен мнениями по отдельным аспектам гуманитарно-исторической проблематики, прежде всего, в связи с празднованием 65-летия Великой Победы.

Стороны затронули также ряд наиболее актуальных международных проблем, в том числе различные аспекты обеспечения европейской и региональной безопасности, деятельности СНГ. Было уделено внимание приднестровскому урегулированию.

Состоявшийся обмен мнениями был весьма полезным для выработки практических решений стоящих перед министерствами иностранных дел Российской Федерации и Украины задач в целях поступательного развития российско-украинских отношений.

 

О визите в Москву Пан Ги Муна


Час назад закончилась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, прибывшим с визитом в Москву, в том числе для участия в заседании «квартета» международных посредников ближневосточного урегулирования на министерском уровне, которое, как известно, пройдет завтра.

Оценки состоявшейся беседы прозвучали в ходе совместной итоговой пресс-конференции, стенограмма которой будет размещена на сайте МИД России.

 

О визите в Москву Х.Клинтон


Сегодня Государственный секретарь США Хиллари Клинтон прибыла в Москву с рабочим визитом, где пробудет до 19 марта, для участия в министерском заседании «квартета» международных посредников ближневосточного урегулирования.

Помимо совместного участия в работе «квартета» Госсекретарь США Х.Клинтон и Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведут 18 марта двусторонние переговоры, в ходе которых планируется рассмотреть ключевые вопросы, стоящие на повестке дня российско-американских отношений, а также обменяться мнениями по актуальным международным проблемам.

Переговоры начинаются в 16:00. По их итогам состоится совместная пресс-конференция.

 

О встрече Г.Б.Карасина с Ф.Гордоном


17 марта статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасин принял заместителя Государственного секретаря США Ф.Гордона, прибывшего в рамках рабочего визита Государственного секретаря США Х.Клинтон в Россию.

В ходе встречи были обсуждены ситуация вокруг Грузии, а также перспективы развития двусторонних отношений России и США с Украиной, Белоруссией и Молдавией. Отдельно были рассмотрены проблемы, связанные с нагорно-карабахским урегулированием.

 

О министерском заседании ближневосточного «квартета»


Созываемое в Москве по инициативе России министерское заседание ближневосточного «квартета» международных посредников будет проходить в очень острый для мирного процесса и всего региона момент. В результате объявления Израилем планов нового масштабного строительства в Иерусалиме обстановка сильно накалилась. Поэтому коллективные действия и реакция «четверки» сейчас более чем востребованы. Будем вместе с нашими партнерами искать пути выхода из сложившегося опасного тупика в мирном процессе.

Главная цель заседания – направить четкий и сильный сигнал о том, что международное сообщество в лице «четверки» стоит за скорейшее возобновление переговоров между палестинцами и израильтянами с конечной целью установления справедливого и прочного мира в регионе. Сегодня чрезвычайно важно не допустить дестабилизации в регионе и, напротив, попытаться найти путь к компромиссу в отношении восстановления палестино-израильского диалога.

Одним из важных итогов заседания должно стать подтверждение известной международно-правовой основы урегулирования – «дорожной карты», соответствующих резолюций ООН, мадридских принципов и арабской мирной инициативы. Только на этой базе можно добиться всеобъемлющего прочного мира на Ближнем Востоке, который возможен при условии переговоров также на сирийском и ливанском треках.

По итогам Московского заседания планируется принять заключительное заявление с изложением подходов «квартета» по всем обсуждавшимся вопросам.

 

Об итогах XV заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России


17 марта с.г. в Москве под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоялось XV заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

В работе Совета приняли участие президенты Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Чеченской Республики, губернатор Курской области, представители администраций Краснодарского края и Тюменской области, а также руководящие работники Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел, Министерства регионального развития, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, Министерства культуры, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федерального агентства по туризму.

Заседание было посвящено вопросам взаимодействия российских регионов с международными организациями системы ООН и задачам по более активному использованию возможностей субъектов Российской Федерации в работе по обучению в российских вузах иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

С докладом об опыте взаимодействия с организациями системы ООН выступил Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов. Совет рассмотрел перспективы сотрудничества субъектов Российской Федерации с оперативными фондами, программами, а также спецучреждениями системы ООН и констатировал целесообразность перевода этих отношений в плоскость равноправного партнерства с учетом перехода России в категорию стран-доноров содействия международному развитию. Важную роль при этом призвана сыграть более тесная координация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с МИД России и другими профильными министерствами и ведомствами в вопросах экспертизы и мониторинга проектов ООН в Российской Федерации.

Выступившие на заседании с докладами заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Н.Фридлянов, губернатор Курской области А.Н.Михайлов и руководитель Россотрудничества Ф.М.Мухаметшин высказались за наращивание взаимодействия соответствующих федеральных органов исполнительной власти с субъектами Российской Федерации в вопросах организации приема в российские вузы иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. Было решено содействовать более активному участию российских регионов в экспорте образовательных услуг.

Также была заслушана информация МИД России о ходе реализации предложений совещания «Восток России и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе», состоявшегося в июле 2009 года в Москве.

По обсуждавшимся вопросам Совет принял соответствующие рекомендации.

 

О заседании СМИД СНГ


Нам поступил следующий вопрос от РИА «Новости»: какова повестка дня и основные темы намеченного на 26 марта с.г. СМИД СНГ?

26 марта 2010 года в Москве состоится очередное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) СНГ. Оно пройдет под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации как страны, председательствующей в СНГ в течение 2010 года. В повестке дня предстоящего заседания 18 вопросов, касающихся различных направлений многостороннего взаимодействия в рамках Содружества.

Особое место займет тематика 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Министры иностранных дел рассмотрят проект Обращения глав государств-участников Содружества Независимых Государств к ветеранам фронта и труженикам тыла государств-участников Содружества в связи с празднованием годовщины Победы. В случае принятия соответствующего Решения СМИД документ будет представлен главам государств на предстоящем 8 мая с.г. неформальном саммите СНГ в Москве. Планируется также обсудить вопросы содействия действующим в странах Содружества ветеранским организациям в решении стоящих перед ними общественно-значимых социальных задач и проведения в образовательных учреждениях государств-участников СНГ единого урока (дня), посвященного Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Важное место в повестке дня занимает тема внешнеполитического взаимодействия государств СНГ. Панируется провести углубленный обмен мнениями по актуальным вопросам международной политики, в частности, касающимся деятельности ОБСЕ в контексте председательства Казахстана в этой Организации в 2010 году, а также продвижения российской инициативы по Договору о европейской безопасности. Министры рассмотрят итоги реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ на 2009 год и утвердят План на 2010 год.

По традиции значительное внимание предполагается уделить гуманитарному сотрудничеству. В частности, в рамках развития взаимодействия в образовательной сфере министры рассмотрят проект Решения о придании федеральному государственному учреждению «Московский государственный университет геодезии и картографии» статуса базовой организации государств-участников СНГ по подготовке кадров в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли.

Солидный блок вопросов связан с проблематикой обеспечения безопасности и сотрудничества по линии правоохранительных органов стран Содружества. В частности, министры рассмотрят проекты государств-участников СНГ о межгосударственном розыске лиц и противодействии коррупции, а также о внесении изменений и дополнений в Положение о Координационном совете генеральных прокуроров Независимых Государств.

Будет обсужден проект Протокола о внесении изменения в Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств участников Содружества Независимых Государств.

В рамках совершенствования военного сотрудничества предполагается рассмотреть проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств-участников проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Предусмотрено обсуждение работы СНГ в сфере мониторинга выборов в государствах Содружества, путей совершенствования деятельности наблюдательных миссий СНГ и Межпарламентской ассамблеи СНГ как важного фактора обеспечения объективности и сбалансированности международного наблюдения за выборами на постсоветском пространстве.

Министры рассмотрят промежуточные итоги выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденной главами государств в октябре 2007г. В этой связи планируется обменяться мнениями относительно внесения в План возможных коррективов, направленных на его актуализацию в свете задач совершенствования работы Содружества и его механизмов.

Министры должны согласовать вопросы, касающиеся сроков проведения предстоящих заседаний Советов глав государств и правительств, а также принять некоторые решения организационного и кадрового характера.

 

О разоруженческой проблематике


Нам поступил целый ряд вопросов от немецкой радиостанции «Дойчландфунк» по разоруженческой проблематике.

Так нас спрашивают: Президент Д.А.Медведев предлагает концепцию единой зоны безопасности от Ванкувера до Владивостока. Как это может способствовать разоружению?

Естественно, продолжение разоруженческого процесса возможно лишь в условиях снижения напряженности в международных отношениях, когда создается атмосфера равной безопасности для всех его потенциальных участников. Выдвинутая Президентом России инициатива формирования единой зоны безопасности от Ванкувера до Владивостока, первым шагом на пути реализации которой должен стать Договор о европейской безопасности (ДЕБ), призвана, в том числе, создать предпосылки для более глубоких сокращений как обычных, так и ядерных вооружений на многосторонней договорной основе.

Следующий вопрос касался намерения Президента США Б.Обамы значительно ограничить арсеналы ядерного оружия, при этом не отказываясь от развития собственной системы ПРО. Каково отношение МИД России к такой позиции?

Могу сказать, что взаимосвязь наступательных (в том числе ядерных) и оборонительных вооружений - истина, не требующая доказательств. Ничем не ограниченное развертывание одним государством или военно-политическим блоком систем противоракетной обороны способно подорвать международные усилии по реальному ядерному разоружению. Поэтому мы предлагаем совместные усилия в области коллективной системы ПРО с равным доступом к eе управлению и ресурсам. Первым шагом на пути создания такой системы ПРО должна стать совместная оценка ракетных вызовов. Такая работа проводится Россией с США и НАТО.

Меня также попросили прокомментировать то, как мы понимаем понятие «ядерное разоружение», используемое в ходе переговоров по СНВ. Означает ли это всего лишь отделение боевых зарядов от ракет или полную утилизацию боевых зарядов? Какую интерпретацию понятия поддерживаете Вы?

Отвечая на этот вопрос, могу сказать, что в ходе переговоров по СНВ опираемся на понятие «ядерное разоружение», рассматриваемое в контексте статьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Речь идёт о комплексной долгосрочной стратегии сбалансированного и поэтапного сокращения ядерных арсеналов при соблюдении принципа равной и неделимой безопасности для всех.

Россия вносит значительный вклад в процесс ядерного разоружения. В соответствии с договоренностью Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Президента США Б.Обамы от 6 июля 2009 года продолжаются переговоры по выработке новой полноформатной договоренности по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ, где и будут зафиксированы более низкие предельные уровни для ядерных боезарядов и средств доставки (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков), а также процедуры их ликвидации. В целом, по нашим оценкам, переговоры вышли на завершающий этап - согласована большая часть текста документа. Настрой с обеих сторон - обеспечить возможность подписания нового договора в самое ближайшее время.

И еще один вопрос от немецкой радиостанции, который звучит следующим образом: «Высокообогащенный уран из советских боевых зарядов в настоящее время в США стал значительным энергоносителем, составляющим 10% энергобаланса страны. Поддерживаете ли Вы подход, в соответствии с которым обновленный российско-американский контракт ВОУ-НОУ, выгодный для обоих партнеров, сыграет роль на переговорах по СНВ?

На этот вопрос могу ответить следующим образом. Действительно, около 10% от общего производства электроэнергии в США вырабатывается из НОУ, получаемого в рамках реализации российско-американского соглашение ВОУ-НОУ от 1993 года.

На настоящее время в России более 350 метрических тонн ВОУ переведено в НОУ, что в эквиваленте составляет порядка 14 тыс. ядерных боезарядов.

Мы завершим выполнение данного Соглашения, как и намечено, в 2013 году. Сейчас идут переговоры и заключаются коммерческие контракты на поставку в США НОУ после 2013 года. Контракты в рамках реализации Соглашения ВОУ-НОУ не связаны с ведущимися переговорами по выработке нового Договора о СНВ.

Что касается вопроса относительно понятия «global zero» (глобальный ядерный ноль), то мы комментировали его в ходе недавнего брифинга от 4 марта, материалы которого размещены на сайте МИД в разделе «Брифинги».

 


О событиях в Риге 16 марта 2010 года


Состоявшаяся 16 марта с.г. в Риге акция - шествие бывших латышских легионеров «Ваффен СС» и их сторонников не может не вызывать законного возмущения. И хотя государственные деятели Латвии накануне этого события всячески демонстрировали, что официальная Рига не поддерживает идеологические установки нацистских коллаборационистов, а лишь «обеспечивает реализацию права на свободу собраний», ангажированность властей в том числе Министра внутренних дел Л.Мурниеце, в «защиту» марша наглядно показала цену этим заявлениям.

Надеемся, что авторитетные международные организации, такие как ОБСЕ, Совет Европы, да и руководство Евросоюза, декларирующие свою приверженность борьбе с неофашизмом, ксенофобией и расизмом, не будут оставаться в стороне, а дадут, наконец, объективную оценку ежегодно происходящего в Риге марша. Это нельзя квалифицировать иначе как глумление над памятью десятков миллионов мирных жителей, замученных, сожженных заживо в печах фашистских концлагерей, миллионов погибших на полях сражений за освобождение народов Европы от коричневой чумы.

 

О внутриполитической ситуации в Афганистане


Ситуация в Афганистане по-прежнему далека от стабильной. Экстремисты, несмотря на усилия афганских вооруженных сил и иностранных военных присутствий, расширяют сферу своей деятельности, в том числе в Кабуле и ранее относительно спокойных северных провинциях Афганистана.

Серия терактов в городе Кандагар, в результате которой погибло свыше 30 человек, в том числе 13 афганских полицейских и один гражданин Пакистана, стала очередным проявлением подрывной активности террористов.

Эти теракты вызвали ответные действия со стороны афганских властей. Согласно заявлению руководства МВД Афганистана президент ИРА Х.Карзай отдал распоряжение о направлении в Кандагар дополнительных подразделений национальных сил безопасности.

На весну с.г. намечена крупномасштабная совместная контртеррористическая операция в провинции Кандагар с участием воинских подразделений Афганской национальной армии и Международных сил содействия безопасности по аналогии с операцией в провинции Гильменд, активная фаза которой завершилась в начале марта с.г.

 

О ситуации с пиратством у берегов Сомали


Мы получили следующие вопросы от «Российской газеты». Что, с точки зрения МИД России, необходимо сделать для того, чтобы в корне изменить критическую ситуацию с сомалийскими пиратами? Когда и кем может быть разработана единая правовая база для того, чтобы можно было законно и справедливо судить сомалийских пиратов за содеянное?

Отвечу. 1. Сомалийские пираты действительно становятся все активнее. Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры, количество пиратских нападений в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, лишь возросло. Более того, пираты распространили свою деятельность далеко за пределы Аденского залива - на обширную акваторию северо-западной части Индийского океана. Совершая нападения на небольших быстроходных катерах, в качестве плавучих баз они используют захваченные ранее суда.

Государства и их объединения, являющиеся участниками международной антипиратской коалиции, намерены наращивать усилия в целях обеспечения безопасности морского коммерческого судоходства в регионе Африканского Рога. С этой целью туда направляются все новые и новые военно-морские корабли, шире применяется авиация, совершенствуются координация и взаимодействие между развернутыми там кораблями военно-морских флотов и их объединениями, отрабатываются каналы связи.

Однако, согласно доминирующей точке зрения, одних только силовых мер на море недостаточно. Практически общепризнанно, что бороться с пиратами надо и на берегу. Имеются в виду не только силовые действия против, скажем, используемых пиратами портовых сооружений и т.п., но и комплексная, широкая профилактическая работа, направленная на ликвидацию причин, способствующих возникновению и распространению феномена пиратства.

А среди таких причин - двадцатилетняя война в Сомали, практически приведшая к распаду государства, в том числе и его силовых структур, и утрате федеральным правительством контроля над значительной частью территории страны. Конечно, тяжелая социально-экономическая ситуация является серьезным фактором, подталкивающим сомалийцев к занятию пиратством.

Многие государства оказывают сомалийскому правительству разнообразную помощь. Речь идет о содействии по многим направлениям, включая обучение и экипировку сотрудников силовых структур сомалийского правительства, которые были бы в состоянии взять на себя первоочередную задачу по профилактике пиратства на берегу.

Бесспорно также то, что оказание экономической помощи целесообразно только в той ситуации, когда страна в целом вернется из состояния хаоса и беззакония под более-менее упорядоченное управление. Другими словами, по мере укрепления законности и правопорядка Сомали будет оказываться помощь, нацеленная на устойчивое социально-экономическое развитие страны. В совокупности все эти усилия должны привести к полной победе над пиратством.

Отвечая на вторую часть вопроса, могу сказать следующее. Проблема привлечения подозреваемых в совершении актов пиратства лиц к суду обусловлена рядом факторов, из которых основными являются установление государствами своей юрисдикции и совместимость уголовно-процессуальных норм. Как вы знаете, ряд государств, направивших свои военно-морские соединения для противодействия сомалийским пиратам, заключили с некоторыми региональными государствами двусторонние соглашения о передаче в эти страны задержанных пиратов в целях отправления правосудия. Практика показывает, однако, что путь заключения двусторонних соглашений не является надежным и долгосрочным решением проблемы привлечения пиратов к суду.

Позиция Российской Федерации в этом отношении строится на том, что желательно иметь универсальное решение, которое, очевидно, должно иметь многосторонний характер. Наверное, Организация Объединенных Наций является наиболее подходящей международной площадкой для разработки и принятия соответствующих решений. Могу также добавить, что эта тема обсуждалась сегодня в ходе встречи С.В.Лаврова и Пан Ги Муна.

 

О гибели кипрского полицейского, участвовавшего в операции по спасению российской семьи


Как Вам известно, в ночь с 15 на 16 марта с.г. недалеко от города Пафос (Кипр) штормовой волной перевернуло яхту, на борту которой находилась российская семья (предположительно из г.Ярославль): супруги Алексей и Людмила Заварзины, а также их 3-летний сын и 10-месячная дочь.

Входе спасательной операции, в результате которой Алексей Заварзин и двое его детей были спасены (Людмила Заварзина до сих пор не найдена и считается без вести пропавшей), погиб один из ее участников - кипрский полицейский 29-летний Андреас Георгиу.

В связи с этим трагическим происшествием Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров направил телеграмму в адрес Министра иностранных дел Республики Кипр М.Киприану с соболезнованиями родным и близким погибшего, проявившего героизм и отвагу, ценой своей жизни спасая других.

 

О положениях Визового кодекса ЕС

Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что на сайте МИД России размещен текст Визового кодекса ЕС, который содержит информацию об условиях получения шенгенских виз для российских граждан.


О принятии Европарламентом резолюции, осуждающей ситуацию с правами человека в Белоруссии


На прошлом брифинге мне был задан вопрос корреспондентом ИА «Регнум», относительно резолюции Европарламента, осуждающей ситуацию с правами человека в Белоруссии.

Хотел бы ответить на заданный вопрос следующее. Принципиальная позиция Российской Федерации заключается в том, что вопросы поощрения и защиты прав человека не должны использоваться в качестве инструмента политического давления на отдельные государства. Мы категорически против практики «наказания» государств так называемыми страновыми резолюциями, которая приводит лишь к их дальнейшей самоизоляции от участия в международном сотрудничестве в правозащитной сфере.

Позитивной альтернативой страновым резолюциям является учрежденная Советом ООН по правам человека процедура Универсального периодического обзора, обязательная для всех государств-членов ООН. В ходе обзора происходит комплексный отчет государства о состоянии дел с правами человека и выполнении своих международных обязательств в данной области. Что касается Белоруссии, то она пройдет процедуру Универсального периодического обзора в мае 2010 года.

Что обращает на себя внимание, так это неподдельный интерес со стороны Европейского парламента к обсуждению правозащитной проблематики в третьих странах и активное использование при этом практики «двойных стандартов». Так, например, Европарламент ничего не делает для того, чтобы решить застарелую проблему массового безгражданства во входящих в его состав Латвии и Эстонии. Характерный пример - опубликованные 2 марта 2010 года Европейской комиссией против расизма и нетерпимости при Совете Европы доклады о ситуации с правами человека в Эстонии, Австрии, Великобритании и Албании. Доклад по Эстонии убедительно свидетельствует о систематическом ущемлении прав русскоязычного меньшинства в этой стране. Однако эти документы так и остались незамеченными «радетелями» за права человека из Европарламента. Такой избирательный подход к проблеме, на наш взгляд, неконструктивен и не способствует развитию доверительных партнерских отношений с Европейским союзом.


Из ответов на вопросы СМИ:


Вопрос: Как МИД России оценивает ситуацию в Греции, которая в последнее время переживает серьезные политические и финансовые трудности?

Ответ: Действительно, ситуация в Греции непростая. Мы это видим по сообщениям СМИ.

Могу лишь сказать, что Греция была, есть и остается не только традиционно дружественной России страной, но и нашим важным международным партнером в том числе в торгово-экономической сфере. Последствия острого финансово-экономического кризиса, который переживает мир сегодня, сказываются на всех странах, в том числе и на Греции. Искренне желаем нашим друзьям и партнерам скорейшего решения имеющихся у них проблем. И будем надеяться, что Правительство Греции с этим справится.

Вопрос: Как развивается ситуация вокруг дела Р.Ранталы?

Ответ: Перед брифингом мы уточнили последнюю информацию о развитии ситуации у нашего Посольства. В настоящее время для содействия в разрешении ситуации с семилетним российским мальчиком Робертом Ранталой, которого органы социальной опеки г.Турку поместили в приют в феврале с.г., а также для изучения иных аналогичных случаев в Финляндии находится Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахов.

Для П.А.Астахова организованы встречи с Уполномоченной по правам ребенка в Финляндии М.К.Аула и представителями Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, с Робертом Ранталой и его родителями Ингой и Вели-Пеккой Рантала, руководством социальной службы г.Турку, Уполномоченным по правам человека при Парламенте Финляндии П.Яаскеляйненом, а также помощником Президента Финляндии по юридическим вопросам Ю.Линдстедтом.

Разумеется, наши Посольство и Генконсульство продолжают находиться в тесном контакте как с П.А.Астаховым, так и с финскими властями в интересах разрешения ситуации.

Считали бы правильным более подробно прокомментировать данный вопрос с учетом итогов этих встреч.

Вопрос: Вы сказали, что договор СНВ будет подписан в ближайшее время. Также упоминали, что препятствием для его подписания было несовпадение позиций России и США по вопросу ПРО. Означает ли это, что теперь вопрос с ПРО снят с повестки?

Ответ: Я не говорил ни про какие препятствия. Тема ПРО мною была изложена в ответах на конкретный вопрос немецкой радиостанции.

Несколько раз Министр иностранных дел России С.В.Лавров говорил по проблематике подписания договора СНВ. К этому я больше ничего добавить не могу.

Вопрос: Вы упомянули о встрече Г.Б.Карасина с Ф.Гордоном, а также о том, что была затронута тема Грузии. Можете ли рассказать о деталях?

Ответ: Более подробной информацией я не располагаю.

Вопрос: Сегодня одна из польских газет опубликовала статью о том, что Премьер-министр В.В.Путин в ходе предстоящей встрече с Д.Туском в Катыни 7 апреля намерен передать список 4 тысяч польских граждан, расстрелянных в 1940-ом году НКВД. Якобы такие документы хранятся в Москве. Так ли это?

Второй вопрос касается того, поступало ли официальное заявление от Президента Польши Л.Качинского посетить Катынь 10 апреля?

Ответ: Что касается списков, не могу сказать ничего конкретного. Могу сказать, что упомянутые Вами встречи активно готовятся. Пока я не располагаю информацией об их конкретном наполнении в части, касающейся этой трагедии. Но подготовка идет.

По второму вопросу пока не располагаю информацией.

Вопрос: Намерена ли Россия на завтрашнем заседании «квартета» повторить предложение о проведении в Москве конференции по БВУ?

Ответ: Не исключаю, что эта тема будет завтра обсуждаться. Давайте дождемся окончания дискуссии. Пока есть только обозначенные намерения, о которых я уже подробно рассказал.

Вопрос: Какие именно пункты включает в себя план взаимодействия, подписанный между Россией и Украиной?

Ответ: На эту тему было опубликовано достаточно много информации. Советую обратиться к источникам, где эта проблематика подробно изложена: сайт Президента РФ и сайт МИД РФ.

Вопрос: Что было самым главным препятствием для подписания договора СНВ?

Ответ: Ни российская, ни американская стороны не говорили о том, что существуют какие-то «главные», «вторые» или «третьи» препятствия. Речь шла о том, что мы с американскими коллегами обсуждали все те вопросы, которые представляли интерес для каждой из сторон. Все это делалось во взаимоуважительном ключе, интенсивно, поскольку Президенты двух стран следили за ходом переговорного процесса. Руководители делегаций регулярно докладывали о достигнутых результатах. Шла нормальная, интенсивная, энергичная работа с намерением выйти как можно скорее на достижение общей договоренности. Как уже отмечал С.В.Лавров, основная часть документа согласована. Возникали отдельные технические вопросы, которые переговорщики устраняли. Это и работа над очень емким приложением к договору, это и перевод (необходимо сверять русский и английский тексты). Повторяю, документ объемный и, безусловно, важный, он будет иметь историческое значение. Эта работа сейчас завершается.

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС