на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

Незадача: варим яйца всмятку час, варим два, а они всё крутые!

 

 

Норкин Кемер Борисович

Советник Мэра Москвы, профессор

 

Думается, что из заголовка ясно, о чём предлагаемые заметки. Коррупция в России имеет такие масштабы, что есть сторонники называть современный российский общественный порядок клептократией.  Далеко не все согласны, чтобы их дети, внуки и правнуки жили в стране, про которую можно такое  сказать. Можно считать, что изобретатели этого термина преувеличивают, но нельзя не согласиться с теми, кто считает, что в России достаточно только избавиться от коррупции, и после этого можно будет уже смириться со всеми прочими недостатками.

Автор решился на публикацию своих соображений по этой непростой теме лишь потому, что ему кажется, что он, перейдя из академической науки (Институт проблем управления РАН) в систему управления Московским мегаполисом, на основе 20-летнего опыта, увидел коренную причину российских неудач и способ поправить дело. Способ не быстрый, но верный, а по сравнению с многовековым возрастом российской коррупции – практически мгновенный.

Автор не предлагает коренной ломки и разрушения существующей системы, а инициацию некоторых организационных и социальных механизмов, которые сами приведут к нужному результату. Такой способ не является изобретением автора. Во всём мире эффективные государства с невысоким уровнем коррупции возникали именно таким путём. Из-за стихийности процесса он занимал несколько сотен лет. По нашим соображениям, сейчас в России созрели условия, когда этот срок может быть намного короче. Опираясь на мировой опыт и российскую специфику реальные сдвиги можно получить за 20-25 лет, а необратимый характер процессу можно придать за 3-5 лет. При этом предлагаемые преобразования ни на одном шаге не порождают ухудшения существующего положения, не требуют "непопулярных мер". Именно поэтому мы назвали этот приём управляемой эволюционной трансформацией. Конечно, на этом пути будет противодействие, со стороны тех, кому выгодны старые порядки. Но альтернативы такому преобразованию, на взгляд автора, нет, а это противодействие, как мы покажем, вполне преодолимо.

К сожалению, материал получился несколько громоздким. Это связано с тем, что проблема имеет сложнейшие взаимосвязи практически со всеми элементами социально-экономической системы России. Более того, потребовалось привлекать некоторые сведения из психологии, и даже генетики. С целью  сокращения объёма материала и расширения круга читателей, пришлось отказаться от строго научного стиля изложения и придать работе публицистический характер.

Некоторые части текста напечатаны мелким шрифтом. Их следует читать, если сделанные перед ними категорические утверждения кажутся сомнительными. Разумеется, читателю могут показаться сомнительными и некоторые утверждения, после которых нет мелкого шрифта. С этим придётся мириться. Автор готов обсуждать спорные места. В некоторых случаях мелким шрифтом оформлен справочный материал.

Поскольку необходимо было всё время думать о сокращении объёма, приходилось предельно нагружать каждое слово. Например, вместо фразы: “организовать революционный переворот типа октябрьского 1917 года”, сказано: “затащить «Аврору» в Москву-реку”, или даже ещё короче: "затащить «Аврору»". С учётом этой особенности, у автора есть большая просьба к читателю: простить (и, разумеется, учесть при чтении), что вместо скучной и громоздкой детализации автор, часто использовал образное изложение, тем охотнее, что русский язык позволяет за счёт адекватного подбора слов передавать оттенки мысли. Он надеется, что возникающие у читателя ассоциации совпадают с авторскими.

Наконец, главный вопрос: кому адресованы предлагаемые заметки? По смыслу и значимости темы главный адресат высшее руководство страны, которое только одно может начать постепенный процесс реализации предлагаемых реформ. Но это не может произойти, если не сложится общественного мнения, что предложения разумны и их реализация не вызовет большого объёма так называемых "транзакционных издержек" ни материальных, ни социальных. Поэтому, материалы адресуется широкой аудитории, которая, соответствующим образом влияя на высшее руководство, может существенно ускорить начало предлагаемых преобразований, в неизбежности и эффективности которых автор не сомневается.    

1.      Что такое коррупция

Практически все специалисты, в основном, одинаково понимают слово коррупция. По понятным причинам, наибольшее число авторов отталкивается от определения, принятого ООН и размещённого в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: “коррупция это злоупотребление государственной властью ради получения выгод в личных целях”. Однако, авторы, так или иначе, его модифицируют, для того, чтобы уже через само определение выразить часть своей доктрины по лечению этой болезни. В связи с этим, представляется совершенно необходимым указать, какое именно определение принято в данной работе.

В течение последних шести лет автор и его единомышленники пользуются определением, которое практически совпадает с ООН-овским, однако в нём есть некие нюансы. В нашем понимании коррупция – это тайное использование прав, вытекающих из занятия государственной должности, ради удовлетворения собственных интересов.

Главное отличие от определения, принятого ООН, состоит в использовании слова "тайное". Почему включено это слово? Во-первых, опираясь на мудрое китайское изречение, которое утверждает: "если ты не хочешь, чтобы о чём-то знали люди, то не нужно этого делать". Это первая причина. Вторая причина состоит в том, что по нашим убеждениям и мировому опыту, единственное, реальное средство борьбы с коррупцией – это прозрачность, это отсутствие тайны. Как только пропадает тайна, пропадает коррупция. Не последнюю роль играет и то, что занятие государственной должности иногда даёт некоторые дополнительные права, которые можно использовать вполне легально. Это тоже является аргументом в пользу слова “тайное”.

Вместо слов “государственной власти”, мы говорим о “государственной должности” так как слово “власть”, на наш взгляд, слишком серьёзное понятие. Можно спорить о том, какой долей государственной власти обладает мелкий чиновник, но вряд ли кто-то станет спорить, что иногда именно мелкий чиновник играет в коррупционных схемах крупную роль.

Ещё одна особенность нашего определения в том, что мы употребляем слово “интерес” вместо слова “выгода”. На наш взгляд, не  вполне правильно считать, что поведение людей определяется исключительно материальными соображениями, то есть выгодой. Это было бы слишком просто. Например, человек может, даже не имея от этого материальной выгоды, злоупотреблять правами из-за того, что он кого-то любит, ненавидит или одержим паранойей. Поэтому слово интерес представляется более адекватным.

Коррупция применяется для воздействия на должностных лиц в самых разных ситуациях их деятельности. Эти проявления, упрощая, можно разделить на три группы: системная, административная и встроенная (индуцированная). Названия эти не являются общепринятыми, подлежат обсуждению и, возможно, корректировке. Хотя существенные различия между этими видами коррупции в смысле причин и методов снижения очевидны.

Системная коррупция используется при недобросовестном лоббировании законов и нормативов, при  формировании расходных обязательств, при выборе их  исполнителя и при управлении общественным имуществом, прежде всего землёй и недвижимостью (формирование, использование, и продажа). По нашим оценкам, она приносит наибольший ущерб обществу и стране в целом, но, одновременно лучше всего скрыта от общества. Точнее сказать, внимание общества к этой разновидности коррупции не адекватно её последствиям.

Административная коррупция состоит в незаконной доплате за надлежащее исполнение должностными лицами своих прямых обязанностей. Такой “парадоксальный” вид коррупции возникает, когда должностные лица создают невыносимые для клиентов условия получения ответов и реакции на различные обращения, а потом, тем или иным способом, продают возможность успешного или ускоренного хода рассмотрения. Сюда же, симметрично, примыкает оплата за невыполнение должностными лицами своих обязанностей.

Административная коррупция вызывает, пожалуй, наиболее острую реакцию общества, тем более, что размер взятки тем больше, чем больший вред наносит человеку ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей. Представляется очевидным, в каком направлении действует этот стимул на недобросовестных должностных лиц: нужно затруднять людям решение их вопросов как можно больше, но чтобы не превзойти опасного протестного порога. Так и происходит, если некому выявить и пресечь.

Встроенная коррупция возникает, когда в систему предоставления населению бесплатных, в той или иной степени,  социальных услуг вводятся, непрозрачным образом, элементы коммерциализации. В этой ситуации лимит бесплатных услуг практически мгновенно оказывается "исчерпанным", и для того, чтобы получить услугу по цене, существенно ниже коммерческой, используется взятка (откат). Этот вид коррупции возникает практически всегда, когда происходит указанное совмещение. Для себя автор, для данного проявления, использует термин индуцированная коррупция, так как она возникает при таком совмещении столь же автоматически, как напряжение на индукционной катушке в переменном магнитном поле. Можно надеяться, что это понятно для читателя, ещё не забывшего школьный курс физики. Автор заранее извиняется перед читателем, если дальше по тексту где-то проскользнёт слово индуцированная.

Для всех трёх видов коррупции можно наблюдать активное воздействие самих должностных лиц на содержание своих полномочий в целях увеличения коррупционных доходов. Мы, в основном, будем рассматривать первую группу коррупционных проявлений, как наносящих наибольший ущерб. Это не означает, что мы не придаём должного значению искоренению коррупции других групп. Мы приняли такое распределение внимания потому, что для административной и встроенной коррупции речь,  в основном, идёт лишь об усовершенствовании уже известных методов, за счёт более широкого применения механизмов гражданского общества, независимого контроля и информационных технологий. Новых приёмов здесь мало и в последующем изложении они будут затронуты лишь в телеграфном стиле. Впрочем, известные приёмы, если ими активно пользуются –  тоже вполне работоспособны.

Здесь уместно вспомнить интересный диалог, который состоялся у автора с руководителем одного американского города. На вопрос: "какие стимулы вы используете, чтобы добиться хорошей работы своих служащих?", прозвучал краткий, но очень поучительный ответ: "безработицу". По-видимому, и нам полезно более активно применять такой стимул, по крайней мере, для административной и встроенной коррупции. И ещё очень полезно иметь резерв на замещение каждой должности, на случай применения указанного стимула. Эти люди будут, кроме всего прочего, лично заинтересованы в выявлении коррупции.

Вот как ответила на вопрос: «Даёте ли вы взятки?» жительница Германии на «Радио Свобода» 31 мая 2010 г. в программе «Общественное мнение»: «Взяток не даем, потому что не берут. Все функционирует и без взяток, благодаря зарплате и безработице. К тому же, в чиновничьих структурах существует "скамейка запасных", то есть людей, которые и не уволены, и не работают, что, соответственно, не слишком хорошо оплачивается. Они спят и видят, что освободится место, и можно будет нормально работать. Конкуренция на каждое чиновничье место очень высокая, так что контроль - сверху, снизу и от собственных коллег. Коррупция существует лишь на самом верху»
Продолжение следует ...
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС