на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

Незадача: варим яйца всмятку час, варим два, а они всё крутые! 

 

Норкин Кемер Борисович
 
Продолжение ... 
 
3.      Коррупционные риски при организации функциональ-ных и региональных сообществ и государств, аксиома Мэдисона

Автору не известны примеры функциональных и региональных сообществ,  тем более, государств, стабильное и результативное существование которых не требовало бы изъятия у членов таких сообществ (поданных, граждан) денежных или натуральных платежей либо исполнения ими определённых трудовых повинностей. Создаётся впечатление, что известный тезис о том, что человек – общественное существо, реально всего сильнее проявляется именно в существовании этого феномена. Обоснование такого общественного порядка может быть самым различным. На одном полюсе лежит “естественное” право власти эксплуатировать (облагать данью) подданных, подкрепляемое силовым принуждением, сложившимися порядком и ментальными нормами. На другом полюсе – прагматические последствия “общего хозяйства”, проявляющиеся в  снижении издержек воспроизводства населения и в увеличении производительной силы среды обитания, то есть в дополнительном повышении производительности труда благодаря наличию общей инфраструктуры и снижению удельной стоимости общественных услуг из-за роста масштабов их производства. Мы детализируем сказанное несколько позже, а сейчас отметим одно важное обстоятельство.

Процесс формирования и использования, изымаемых у членов сообщества средств и ресурсов, всегда требует участия определённого количества исполнителей, выполняющих, в основном, чисто служебные и  технические функции, но, строго говоря, не заинтересованных напрямую и бескомпромиссно в целевом использовании собираемого. Однако, они неизбежно наделяются правами принимать определённые решения, затрагивающие не только общественные, но и частные интересы. Например, они могут в некоторых пределах корректировать какие-то платежи или расценки. Например, иногда ГАИ может назначить штраф 500  рублей, а иногда, в тех же условиях, 2000 рублей. Представляется, что чисто по генетическим причинам у многих появляется желание использовать такое удобное положение в своекорыстных целях. Это ведётся испокон веков.Ещё за 2600 лет до нашей эры властитель шумерского города-государства Лагаш, Урукагина, возмущённый гигантскими поместьями, образовавшимися у его чиновников, издал, возможно, самые первые законы о пресечении злоупотреблений госчиновников и монополистов. Это звучит очень по-современному, хотя, насколько известно автору, монопольным положением во времена Урукагины злоупотребляли не коммерческие структуры, не “естественные” монополисты, а служители культов. Для тех, кто захочет подробнее посмотреть про эти события в ИНТЕРНЕТ, отметим, что некоторые историки считают, что этого царя  правильнее называть Уруинимгина.

Заметим, как говорится, в скобках, что явление аналогичное коррупции возникает, когда наёмные служащие наделяются распорядительными полномочиями относительно имущества частного лица. Эта опасность особенно велика для крупных компаний и транснациональных корпораций. В этом случае такие действия можно квалифицировать как воровство и дело хозяина имущества его пресекать. Мы не будем рассматривать эту ситуацию, хотя, строго говоря, некоторые принципы борьбы с коррупцией могут оказаться полезными и для частного сектора, как и наоборот.

Коренные причины, по которым лица, осуществляющие технологическое распоряжение общественными средствами и ресурсами, склонны к злоупотреблениям, выше названы генетическими. Это, конечно, не более, чем гипотеза. Строгое выяснение её справедливости выходит за рамки нашего рассмотрения. Однако, поскольку такая склонность проявлялась и проявляется во все века и во всех странах, мы примем её наличие за аксиому. Чтобы её чётко сформулировать, изобретать ничего не нужно. Достаточно вспомнить мудрое высказывание Джеймса Мэдисона, одного из отцов-основателей США, избранного Президентом США в 1808 году. Он сказал: "Если бы люди были ангелами, не было бы необходимости в правительстве. Если бы людьми управляли ангелы, то не было бы необходимости во внешнем, и внутреннем контроле деятельности правительства". Вся система принятия решений и контроля в США построена с учётом аксиомы Мэдисона. Достигнутые за 200 лет, в рамках этой системы результаты и по уровню коррупции и по общему уровню развития страны вполне удовлетворительны, хотя, во многих случаях, решения, например, в российском государстве принимаются существенно быстрее и проще, чем в США. Но от этого, к сожалению, они лучше, как правило, не становятся.

Из аксиомы Мэдисона следует, что невозможно отказаться от некоторой  степени принуждения при формировании общественных ресурсов, средств и имущества, и что исполнение распорядительных функций требует, либо размещения на всех постах распорядительной системы “ангелов”, либо изощрённого, грамотно институционализи-рованного контроля. Абстрактно говоря, можно также рассмотреть вариант полного отказа от использования общественных средств и имущества. Позже мы покажем нерациональность такого решения. Сначала попробуем оценить возможности подобрать достаточное количество “ангелов” для выполнения рассматриваемой распорядительной работы.

В США существует «Институт права и поведенческих исследований», созданный и много лет возглавлявшийся, биополитиком и юристом Маргарет Грутер. Она внесла в работу Института так много интереснейших идей и методик, что институт часто называют Грутеровским, либо Институтом Грутер. Автор – член этого Института и активно взаимодействовал с ним в 1997-2003 гг. Одно из основных направлений исследований Иститута Грутер - генетические факторы, определяющие социальное поведение людей. В работах членов института научно доказано, что генетические факторы оказывают на это поведение большое, если не сказать,- решающее,- влияние. Кроме этого, точно установлено, что в любой популяции приматов есть и альтруисты (ангелы по Мэдисону) и эгоисты. Соотношение эгоистов и альтруистов есть генетическая характеристика вида. Кстати говоря, оказывается, что при конкуренции двух видов приматов за ограниченный локальный ресурс, побеждает тот вид, где альтруистов больше. Не исключено, что обширность территорий, принадлежащих России следствие этой особенности российского народа: в популяции встречается относительно большее, чем у других народов, число особей, склонных к альтруизму, ориентированных на примат государственного (общего) интереса.

Не только в России, но и в общем случае, у приматов вида Homo Sapiens количество альтруистов достаточно велико, однако укомплектовать распорядительные структуры исключительно из альтруистов, к сожалению, в принципе, невозможно. Такая система, при наличии в популяции не только альтруистов, но и эгоистов – неустойчива. Известно строгое математическое доказательство этого утверждения, но сейчас мы ограничимся наглядным примером.

Действительно, если в системе, укомплектованной исключительно альтруистами окажется всего один эгоист – он без особых проблем превратит всю систему в коррупционную. Напротив, если в системе, состоящей исключительно из эгоистов, появляется альтруист, он не только не повредит делу, но даже улучшит работу системы. Впрочем, как правило, такой альтруист либо постепенно сам превращается в эгоиста, либо вытесняется из системы.

Совершенно очевидно, что любая общественная система, построенная на предположении о безусловной и тотальной добросовестности должностных лиц, работающих в органах власти принципиально нежизнеспособна.

Однако, учитывая статистический характер и генетических факторов, и исторических условий, нельзя не признать, что как бы плохо не были реализованы “внешний и внутренний” контроль действий правительства, есть определённая вероятность, что сформируется правительство, которое, на каком-то интервале времени, будет работать абсолютно добросовестно. Позже мы рассмотрим условия, когда такое событие становится вполне вероятным. Тем не менее, строить государство, в расчёте на такую случайность было бы недальновидно, а если такое вдруг произойдёт, то всего правильнее было бы использовать это обстоятельство для радикального реформирования патерналистских отношений народа и власти и придания системе стратегической (многовековой) устойчивости. Об этом мы поговорим в следующих разделах. 

Итак, сравнивая различные системы принятия нормативных и распорядительных решений для различных государств и регионов, следует учитывать, что тотальная коррупция в каждой конкретной, даже слабо защищённой от неё, системе отнюдь не обязательное явление и что уровень коррупции подвержен некоторым случайным вариациям. В этой связи представляется полезным познакомиться, например, через ИНТЕРНЕТ, с деятельностью Фьорелло Ла Гвардия, мэра Нью Йорка во времена Великой депрессии и мировой войны (1934-1945), иди с деятельностью мэра Сингапура (1965-2000), Ли Куан Ю, автора сингапурского экономического чуда, написавшего книжку: «Сингапурская история. Из третьего мира в первый». В городах, где условия для коррупции были совершенно стандартными, то есть – благоприятными, им удалось практически полностью её искоренить и добиться серьёзных достижений в развитии своих городов, в основном лишь за счёт собственной позиции, не меняя радикально общее устройство городской системы. Почти наверняка на посту мэров вместо них могли быть люди совсем иного склада, и коррупция могла цвести пышным цветом. Поэтому разумно использовать такое понятие, как коррупционный риск.

Конечно, не может быть абсолютно не подверженных коррупционным рискам систем. Выявлять именно риски коррупции даже важнее, чем оценивать её реальный уровень. Системы должны удовлетворительно (не обязательно безупречно) работать, даже если 100% должностных лиц не являются ангелами. Это не должно выводить из строя систему, хотя реально нужно всеми способами стремиться к сокращению числа таких людей на ответственных постах.

Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС