на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Н.Бородавкина «Азиатский вектор политики России и модернизация страны», «Международная жизнь», №8 2010 года

 

14-09-2010

Вопрос: Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, страны АТР отличала и отличает позитивная динамика развития экономик. Россию, имеющую с государствами АТР растущие экономические связи, не может не волновать политический климат в регионе. Здесь множество тлеющих конфликтов: Корейский полуостров, Тайвань, напряженность между Таиландом и Камбоджей, территориальный спор в Южно-Китайском море. В каком качестве и какой степени российский ресурс может быть полезен и востребован для поддержания стабильности в регионе?

А.Н.Бородавкин: В АТР сохраняется значительный конфликтный потенциал: ядерная проблема Корейского полуострова, тайваньская проблема, застарелые межгосударственные конфликты и территориальные споры, например в отношении акваторий и островов в Южно-Китайском море, терроризм, опасность распространения ОМУ, наркотрафик, организованная преступность, религиозный экстремизм, изменение климата, пиратство, пандемии и т.п. Вспышка любого из «дремлющих» конфликтов способна подорвать благоприятную экономическую динамику региона в гораздо большей степени, чем потрясения на глобальном финансовом рынке.

На передний план выдвигается необходимость укрепления основ безопасности и стабильности в АТР как предпосылки развития и процветания. К сожалению, за все послевоенные годы здесь так и не сложилось единой, стройной конфигурации региональных механизмов безопасности. В результате вспышки напряженности и наращивания вооружений в АТР не сдерживаются ни правовыми, ни институционными рамками. В регионе отсутствует действенный механизм конфликтного урегулирования. Последние примеры - ситуация с гибелью южнокорейского корвета «Чхонан», резко обострившая отношения между Сеулом и Пхеньяном, эскалация территориального спора между Камбоджей и Таиландом, обернувшаяся вооруженным столкновением на границе.

Поэтому важно, чтобы все государства АТР подтвердили свою приверженность принципу неделимости безопасности, другим общепризнанным принципам международного права и одновременно на практике реализовывали в отношениях друг с другом меры доверия в военной и других областях, развивали механизмы урегулирования споров и превентивной дипломатии.

Возвращаясь к ситуации на Корейском полуострове, надеемся, что принятие заявления председателя СБ ООН по вопросу о трагической гибели южнокорейского корвета «Чхонан» приведет к значительному снижению градуса напряженности на Корейском полуострове. Российская сторона совместно с нашими китайскими коллегами выступает за «закрытие дела» «Чхонана». То, что нам удалось не допустить эскалации конфронтации, дает ответ на вопрос о востребованности и полезности российского ресурса для поддержания стабильности в регионе.

Россия, будучи соседним с КНДР и Республикой Корея государством, заинтересована в восстановлении диалога и сотрудничества между Сеулом и Пхеньяном. Это могло бы принести немалые экономические дивиденды и нашему государству - я имею в виду реализацию проекта соединения железных дорог Кореи и России, прокладку газопровода и линии электропередач с территории нашей страны через КНДР до Южной Кореи.

Вопрос: В международном лексиконе прочно устоялась идиома «новые разделительные линии». Есть они и на пространствах АТР. Каковы механизмы их преодоления именно с учетом региональной специфики?

А.Н.Бородавкин: В АТР сохраняются застарелые геополитические разломы, восходящие еще к началу эпохи холодной войны. Таким примером может служить ситуация на Корейском полуострове, где сегодня, более полувека спустя после окончания Корейской войны 1950-1953 годов, по-прежнему отсутствуют элементарные гарантии регионального мира и стабильности. Новые разделительные линии вычерчиваются и в наше время. В качестве примера можно привести предпринимаемые попытки международной изоляции Мьянмы.

Главная задача для АТР - преодолеть существующие в регионе «водоразделы», из имеющихся «несущих опор» и «кирпичиков» выстроить целостную «архитектурную конструкцию», добиться создания единого пространства безопасности и сотрудничества. Эффективность будущей архитектуры может быть обеспечена только тогда, когда учет законных интересов всех государств станет нормой региональной жизни. АТР нужна многомерная, многослойная архитектура безопасности и сотрудничества, которая основывалась бы на началах коллективности, равноправия и транспарентности, на общепринятых принципах международного права.

Вопрос: Алексей Николаевич, в чем вы видите возможный вклад России в интеграционные процессы в АТР?

А.Н.Бородавкин: Хотел бы начать с того, что проблематика полномасштабного подключения нашей страны к азиатско-тихоокеанской интеграции занимала одно из центральных мест в повестке дня совещания по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и укрепления позиций России в АТР 2 июля этого года в Хабаровске с участием Президента Российской Федерации, руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока.

На этой встрече президентом поставлена двуединая задача - использовать потенциал АТР для комплексной модернизации и диверсификации российской экономики, ее перехода к инновационной модели развития, с одной стороны, и продвигать на региональные рынки российскую конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию - с другой.

Очевидно, что Россия должна «врастать» в региональную интеграцию своими восточными районами, являющимися неотъемлемой частью АТР. Успех этого «национального мегапроекта» напрямую зависит от того, как быстро в Сибири и на Дальнем Востоке появится модернизированная, инновационная экономика с конкурентоспособными производствами, благоприятным инвестиционным климатом и диверсифицированными внешнеэкономическими связями. В движении к этой цели необходимо эффективно, с отдачей использовать имеющиеся в АТР широкие модернизационные и финансово-инвестиционные возможности.

В данном контексте хорошие перспективы открывают успешно развивающиеся двусторонние отношения с нашими стратегическими партнерами, прежде всего с Китаем и Индией, налаживание альянсов для модернизации с развитыми государствами АТР - Японией, Республикой Корея, Сингапуром, Австралией и Новой Зеландией, - прочные позиции России в таких многосторонних объединениях, как ШОС, АТЭС, диалоговое партнерство с АСЕАН.

В последние годы доминирующим форматом в развитии региональной экономической интеграции стало заключение преференциальных торговых соглашений. На совещании в Хабаровске была отмечена недопустимость «выпадения» России из этой магистральной тенденции. На данном этапе имеется в виду заняться проработкой вопросов сотрудничества в этой сфере для начала с относительно «легкими» партнерами - Новой Зеландией, Сингапуром, Вьетнамом. Разумеется, с тщательным изучением всех издержек и выгод, а также учетом наших обязательств в рамках Таможенного союза.

Одновременно исходим из понимания того, что препятствием для интеграции в АТР являются не только торговые барьеры, но и серьезные инфраструктурные проблемы. Обладая значительным энергетическим и транспортным потенциалом, Россия готова вносить свой весомый вклад в их решение.

Наша страна с ее богатейшими запасами углеводородов и передовыми технологиями в области нефтегазовой промышленности, электроэнергетики и мирного атома уже играет существенную роль в обеспечении энергетической безопасности в АТР. Подтверждение тому - прокладка магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, реализация газовых проектов на Сахалине, масштабная программа российского содействия развитию атомной энергетики в странах региона.

Совершенствование транспортной инфраструктуры на российском Дальнем Востоке сопрягается с развитием транспортных систем сопредельных стран. Совместно с китайскими, корейскими и японскими партнерами прорабатываются проекты трансконтинентальных маршрутов с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали и Северного морского пути, которые должны кратчайшим путем соединить АТР с Европой и Ближним Востоком.

Представляющие взаимный интерес области взаимодействия не ограничиваются энергетикой и транспортом. В АТР востребованы российские ноу-хау в таких сферах, как космические исследования, освоение морских ресурсов, коммуникационные и нанотехнологии.

Многие страны региона не скрывают надежд и прагматических расчетов на то, что Россия сможет стать важным фактором устойчивого экономического развития на азиатско-тихоокеанском пространстве. И у нас есть все необходимое, чтобы занять достойное место в формирующейся новой архитектуре регионального сотрудничества.

Вопрос: В сентябре в Сеуле состоится очередной саммит «двадцатки». Несмотря на то что это большой экономический сбор, без политики не обойтись. Есть опасность, что от России вновь потребуют участия в усилении и без того жестких для КНДР экономических санкций. Есть ли в запасе иные инструменты урегулирования корейской проблемы в рамках «шестерки»?

А.Н.Бородавкин: Даже если по инициативе Сеула на предстоящей встрече лидеров двадцати стран и будет затронут вопрос о положении на Корейском полуострове, то ни о каких дополнительных санкциях не может быть и речи. Резолюция СБ ООН 1874, принятая после проведения в КНДР второго ядерного испытания

в 2009 году, носит беспрецедентно жесткий характер. Необходимо выполнять ее положения, а не думать о введении новых санкций, в том числе односторонних.

Считаем шестисторонний диалоговый механизм по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП) исключительно важным, фактически незаменимым. Полагаем, что взаимоприемлемые развязки всех назревших вопросов безопасности в Северо-Восточной Азии следует искать именно в рамках «шестисторонки» и ее различных рабочих групп.

Речь должна идти не только о решении в ходе переговоров с помощью МАГАТЭ центральной проблемы - ЯПКП, но и о создании механизма, который бы надежно обеспечивал безопасность для всех государств Северо-Восточной Азии, включая КНДР, политико-дипломатическими методами, за счет применения мер доверия и транспарентности, а также безусловного следования принципу неприменения силы и другим общепризнанным нормам международного права.

Вопрос: Алексей Николаевич, есть мнение, что тормозом для урегулирования северокорейской проблемы является непоследовательность Вашингтона, в частности отсутствие единой позиции в отношении ядерной программы КНДР. В руководстве США есть сторонники позиции силы, есть прагматики, осознающие необходимость договариваться с Пхеньяном, есть циники, оправдывающие развертывание американской системы ПРО наличием у КНДР ядерного оружия. Какова позиция Российской Федерации?

А.Н.Бородавкин: Убеждены, что создание стратегических систем ПРО на односторонней или блоковой основе чревато дестабилизацией международной обстановки. Необходимо реагировать на реально существующие ракетные вызовы, а не мнимые «угрозы».

Альтернативой ПРО, в том числе в этом регионе, могло бы стать создание многостороннего режима безопасности, так называемого «противоракетного пула» заинтересованных государств и организаций для отслеживания ситуации с ракетным распространением в мире, адекватного и своевременного реагирования на возникающие вызовы и угрозы в этой сфере.

Вопрос: Алексей Николаевич, с чем Россия выходит на второй саммит Россия - АСЕАН осенью этого года в Ханое? Как расставлены наши приоритеты?

А.Н.Бородавкин: Намеченный на конец октября саммит Россия - АСЕАН станет этапным событием в наших отношениях с Ассоциацией, подведет итог их развития за пятилетний период после первой встречи на высшем уровне в Куала-Лумпуре, наметит новые ориентиры на перспективу.

Главное достижение российско-асеановского партнерства за последние годы - переход от деклараций и намерений к практическому взаимодействию по широкому кругу вопросов. В частности, за счет средств учрежденного российской стороной специального финансового фонда реализованы совместные взаимовыгодные проекты в области энергетики, науки и технологий, образования, туризма. Открыт Центр АСЕАН в МГИМО (У). В оставшееся до саммита время планируем провести еще ряд мероприятий, в том числе семинар для асеановцев по атомной энергетике, призванных обеспечить позитивный фон для встречи в верхах.

Фундаментом для выстраивания долгосрочных партнерских отношений России с «десяткой» должны стать торгово-экономическая и инвестиционная сферы, энергетика, наука и технологии, чрезвычайное реагирование. Сейчас основная задача - перейти от одноразовых проектов к реализации долгосрочных программ. Для этого к ханойскому саммиту предполагается подготовить Рабочую программу Россия - АСЕАН по сотрудничеству в области энергетики на 2010-2015 годы и рабочий план взаимодействия в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий. Большое значение придаем расширению гуманитарных связей. Базой для их развития станет российско-асеановское соглашение о сотрудничестве в области культуры, подписать которое имеется в виду на саммите.

Россия рассматривает АСЕАН как один из системообразующих элементов региональной архитектуры. Вокруг Ассоциации концентрируются разноформатные интеграционные объединения. Поэтому вопросы совершенствования безопасности и развития сотрудничества в регионе, основанные на коллективных, внеблоковых началах, общепризнанных нормах и принципах международного права, учете законных интересов всех расположенных здесь государств, будут в фокусе внимания предстоящей встречи лидеров.

Согласованные подходы сторон предполагается зафиксировать в совместном заявлении, которое будет подписано по итогам саммита. Тем самым будет сделан важный шаг в реализации задачи укрепления позиций России в АТР, поставленной Президентом Российской Федерации на совещании в Хабаровске, который позволит утвердить российско-асеановское партнерство в качестве одного из ключевых факторов региональной интеграции.

Вопрос: Важнейшим внешнеполитическим событием, связанным с процессом интеграции России в АТР, станет российское председательство в АТЭС в 2012 году. Алексей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как идет подготовка к этой важной миссии России?

А.Н.Бородавкин: Российское руководство уделяет самое серьезное внимание подготовке к председательству нашей страны в АТЭС. Достаточно напомнить, что организация итогового мероприятия российского председательства - встречи глав государств и правительств во Владивостоке в 2012 году - признана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации одним из «важнейших инструментов, организующих развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе».

Подготовка к выполнению этой ответственной миссии координируется Организационным комитетом, возглавляемым первым заместителем председателя правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым.

На данном этапе усилия в основном сосредоточены на создании инфраструктуры, необходимой для проведения саммита во Владивостоке. В настоящее время производятся работы, связанные со строительством

49 комплексных объектов. В их числе - Дальневосточный федеральный университет, здание конференц-центра, грузовой терминал для транспортировки строительных материалов и объекты электроэнергетики на острове Русский, мостовые переходы через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог, очистные сооружения Артемовского гидроузла, центральная система канализации и водоснабжения Владивостока, аэропортовый комплекс «Кневичи». Несмотря на экономический кризис, расходы на эти цели не сокращаются.

Параллельно разворачивается работа по содержательному наполнению российского председательства в АТЭС в 2012 году. В этом контексте в целях обеспечения преемственности на главных направлениях атэсовского сотрудничества тесно взаимодействуем с японскими и американскими коллегами как председателями форума в 2010 и 2011 годах.

Председательство в АТЭС - не только большая честь, но и колоссальная нагрузка. В течение года нам предстоит провести на своей территории, в том числе на востоке страны, порядка сотни различных мероприятий. В то же время это прекрасная возможность продемонстрировать потенциал районов Сибири и Дальнего Востока, направить ресурсы партнеров на нужды их развития, сделать весомую заявку на полноценное участие России в механизмах региональной экономической интеграции. Причем по самому широкому спектру вопросов, включая сотрудничество в наукоемких и высокотехнологичных областях. И мы просто обязаны максимально использовать этот уникальный шанс - кардинально изменить имидж Владивостока и восточной части России в целом, открыть перед этим регионом новые широкие перспективы.

 

 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС