на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Ассоциации европейского бизнеса в России, Москва, 13 сентября 2010 года

 

14-09-2010

Уважаемые дамы и господа,

Наши регулярные встречи каждые два года – а нынешняя уже четвертая – можно с уверенностью отнести к добрым традициям сотрудничества Россия-ЕС. Рад новой возможности выступить перед представителями Ассоциации европейского бизнеса в России по актуальным вопросам отношений Россия-Европейский союз. Тем для обсуждения накопилось немало – с декабря 2008 года, когда мы встречались в последний раз, произошло много важных событий.

Надо признать, что прошедшие два года были сложными как для России, так и для Евросоюза. Прежде всего, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, ударившего по нашим экономикам с 2008 года – сначала по ЕС, потом по России. Этот кризис до сих пор еще окончательно не преодолен. Вы лучше меня знаете об опасениях деловых и научных кругов в связи с резким ростом бюджетных дефицитов и государственной задолженности в странах Евросоюза, США и многих других государствах мира. В бизнес-сообществе появились сомнения и относительно сохранения темпов развития китайской экономики. Так что проявившиеся в прошлом году тенденции возобновления экономического роста пока еще не обрели устойчивость и необратимость. Но хорошо уже то, что такие тенденции набирают силу, и бизнес почувствовал оживление спроса.

В текущем году прогнозируется увеличение мирового ВВП почти на 2,5%, России – более чем на 3%, примерно на 1% вырастет ВВП ЕС. По итогам первого полугодия товарооборот Россия-ЕС вырос более чем на 40%, в основном за счет российского экспорта. Есть основания ожидать таких же – или даже лучших – результатов за весь 2010 год – тогда темпы роста торговли между Россией и ЕС могут в 8-10 раз превысить показатели по международной торговле (оценка на нынешний год: +5%).

Стабилизация и начало восстановления мирового хозяйства являются в значительной степени результатом скоординированных коллективных действий ведущих стран, направленных на противодействие финансово-экономическому кризису. Как никогда прежде, перед лицом кризиса укрепилось понимание необходимости отказа от блокового мышления и конфронтационных подходов и объединения усилий. Заметно возрос спрос на коллективные действия и в Европе.

Кризис также помог осознать – во всяком случае, мы на это не без оснований надеемся, – что безопасность и успешное развитие неделимы и не могут быть обеспечены за чужой счет. Задача поиска солидарных ответов на общие вызовы диктует объединительную повестку дня, предполагающую развитие широкого международного сотрудничества, гармонизацию отношений между государствами на основе сближения и взаимопроникновения экономик и культур.

Все это время Россия принимала самое активное участие в работе по преодолению кризиса и его последствий, которая ведется в международных форматах «двадцатки», «восьмерки», а также по линии диалога Россия-ЕС. Можно сказать, что сотрудничество между Россией и ЕС в преодолении глобальных вызовов прошло серьезную проверку на прочность. Мы еще больше укрепились в убеждении в том, что стратегическое партнерство с Европейским союзом является надежным залогом не только успешного экономического развития наших стран, но и решения многих других глобальных задач, с которыми сталкивается сейчас человечество.

Не буду подробно останавливаться на антикризисных мерах, принимавшихся и российским правительством, и в ЕС. Иногда они доставляли сторонам не очень приятные эмоции и вынуждали обмениваться достаточно жесткими оценками. Сообщения о размерах госдотаций в Евросоюзе, например, вызвали множество вопросов у наших экспертов как по финансовой, так и по торговой политике – как показало дальнейшее развитие событий, далеко не безосновательных. Уверен, вы это знаете не хуже меня.

Сегодня я хотел бы подробнее поговорить о том, какие новые положительные моменты появились в наших отношениях с Евросоюзом за последние два года, и как это влияет на решение стоящих перед нами общих задач.

Вступление в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2009 года привело в движение процесс реформирования внутренних структур Евросоюза, который пока еще не завершен, однако это не повлияло на глубину и широту охвата российско-есовского диалога, который идет в целом успешно. Он включает практически все вопросы: мировой политики, экономики, науки и техники, юстиции и внутренних дел.

На нашей предыдущей встрече мы говорили о запуске переговоров по Новому базовому соглашению Россия-ЕС, призванному заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС 1997 года.

Хочу напомнить, что новое соглашение – наша инициатива. Мы выступили с ней, потому что при всех своих положительных сторонах СПС не соответствует спектру и глубине отношений Россия-ЕС на нынешнем уровне их развития. Говорить о его потенциале для реализации стратегических задач вообще не приходится. Соглашение заключалось на 10 лет и за этот период во многом исчерпало свой ресурс. Цель нового соглашения – заглянув на 10, 20, 50 лет вперед, постараться понять, куда Россия и Евросоюз придут за это время в выстраивании партнерства, и заложить для этого надежный правовой фундамент.

За последний год мы существенно продвинулись в работе над новым соглашением. В июле в Брюсселе прошел десятый раунд переговоров, следующий этап запланирован на октябрь. Мы в целом удовлетворены ходом переговорного процесса. Рассчитываем на сохранение его высокой динамики, конечно, не в ущерб содержанию документа.

Дополнительное ускорение работе над новым соглашением может придать скорейшее завершение переговоров о присоединении России к ВТО, и мы, как представляется, достаточно близки к этому результату. На данном этапе все большую роль играет наличие политической воли у наших основных партнеров, в первую очередь Евросоюза и США. Важно, что наши собеседники поняли, что созданный тройственный Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии отнюдь не снимает с повестки дня вопрос о вступлении России в ВТО.

Но и независимо от решения вопроса о присоединении к ВТО нам, если мы партнеры, надо учиться учитывать законные интересы друг друга при определении экономических приоритетов. В этом контексте следует упомянуть о некоторых достаточно острых, на наш взгляд, проблемах экономических отношений Россия-ЕС – например, о принимаемых в последнее время в Евросоюзе ограничительных инвестиционных мерах. К нашему большому сожалению, эти меры, как мы и предупреждали партнеров из ЕС, в ряде случаев уже наносят ущерб интересам российских экономических операторов. Это в полной мере относится к так называемому «Третьему энергетическому пакету» ЕС, который создает угрозу сделанным ранее российским инвестициям в энергосектор стран-членов Евросоюза и существенно затруднит такие инвестиции в будущем.

До неприличия затянулось решение вопроса о введении безвизового режима между Россией и ЕС. Анахронизм времен «холодной войны» в виде визовых ограничений деструктивно сказывается на всех сферах нашего сотрудничества. Дальнейшее развитие человеческих контактов, экономических и культурных связей невозможно без отмены виз для краткосрочных поездок.

Опасения некоторых стран относительно того, что отмена виз может привести к росту нелегальной миграции и преступности, не имеют под собой никаких серьезных оснований. С 2007 года мы ведем безвизовый диалог с Евросоюзом, и его итоги ясно говорят: Россия и ЕС не представляют миграционной опасности друг для друга. Более того, мы не собираемся отказываться от контроля за пересечением внешней границы между ЕС и Россией или сворачивать наши контакты по линии правоохранительных органов, продолжится и реализация соглашения Россия-ЕС о реадмиссии. Так что угроза для безопасности России и ЕС с этой стороны, мягко говоря, преувеличена. Да и сам опыт существования безвизовых режимов в отношениях России практически со всеми странами Центральной и Восточной Европы до их вступления в ЕС однозначно свидетельствует о том, что в данном вопросе «не так страшен черт, как его малюют».

Вообще, если посмотреть на список стран, с которыми у Евросоюза уже действует безвизовый режим, становится очевидно, что каких-либо причин для сохранения между Россией и ЕС визового режима не остается.

Еще раз подтверждаю, что во имя развития действительно стратегического сотрудничества с Евросоюзом Россия готова пойти на отмену виз для взаимных поездок граждан «хоть завтра». Но без встречных шагов со стороны ЕС это вряд ли возможно. Сейчас мы ждем реакции от наших партнеров на российский проект соглашения об отмене виз, который был передан на саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону. Рассчитываем, что она будет скорой и конструктивной. Надеемся, что на основе этого проекта нам удастся договориться о параметрах перехода к безвизовому режиму, тем более, что он учитывает ряд пожеланий со стороны ЕС, включая упрощение процедур постановки иностранцев на миграционный учет.

Параллельно совместно с заинтересованными странами-членами ЕС – Италия, Испания – мы не оставляем попыток найти развязки в рамках действующей правовой базы. Речь идет о выдаче гражданам многократных виз на срок от 2 до 5 лет. При этом исходим из того, что это будет вынужденная мера, которая будет носить сугубо временный характер.

Что же касается трудовой миграции, то здесь российская сторона проявляет более либеральный подход, чем наши партнеры из ЕС. Совсем недавно – в мае нынешнего года – Президент Д.А.Медведев подписал Федеральный закон, направленный, в том числе, на уменьшение количества административных процедур для высококвалифицированных иностранных специалистов. Мы готовы двигаться дальше, но эта дорога имеет и встречную полосу, на которой движение пока отсутствует.

После всех войн, разделительных линий, которые изнуряли нас на протяжении ХХ века, мы должны наполнить реальным содержанием концепцию общего пространства Большой Европы. Важный шаг в этом направлении – объединение ее научно-исследовательского и технологического потенциала. Тогда мы сможем сообща удержать свои позиции в глобализирующемся и быстро меняющемся мире. Хорошо известно, насколько сильны наши конкуренты. Без совместного научно-технологического рывка Европа может постепенно превратиться в огороженную территорию с высокой концентрацией музейных экспонатов под открытым небом. Убежден, наше будущее – в совместном и взаимовыгодном развитии и преодолении вызовов современности. Мы готовы сотрудничать открыто и прагматично.

Именно на это направлена инициатива «Партнерство для модернизации». На саммите в Ростове-на-Дону мы приняли совместное заявление, запускающее практическую работу в данном направлении. «Партнерство для модернизации» призвано в ближайшие годы занять центральное место в наших отношениях с Евросоюзом, и мы рассматриваем его реализацию в качестве приоритетного направления развития сотрудничества.

Для нас комплексная модернизации страны, диверсификация экономики и ее перевод на инновационную, высокотехнологичную модель развития является ключевой задачей. Она имеет масштабное внешнеполитическое измерение, предполагающее максимальное задействование – в самом широком смысле – внешних источников модернизации. Разумеется, решать ее мы будем прежде всего в интересах своей страны, но мы готовы к самому широкому взаимодействию с нашими европейскими и другими международными партнерами, которые в этом заинтересованы и видят выгоду для себя в таком взаимодействии.

В выступлении на совещании российских послов и постпредов в МИД России 12 июля Д.А.Медведев подчеркнул, что современная Россия стремится стать страной новых возможностей, открытой для партнерства с каждым, кто готов к совместной работе. Открытой и для инвестиций, и для торговли, и для совместных проектов в любой сфере общественной жизни.

Уже более года работает Комиссия по модернизации и технологическому развитию России, где рассматриваются общие вопросы формирования модернизационной политики нашей страны, координируется деятельность органов власти на разных уровнях. Естественно, с участием предпринимательского и экспертного сообщества. Цель – выработать действенный подход к развитию наукоемких секторов нашей экономики, сформировать необходимые правовые условия для стимулирования инновационного роста, определить набор основных технических, финансовых и организационно-правовых параметров.

Понятие модернизации вышло за рамки только экономики. Социальная стабильность, надежность институтов гражданского общества – это те составляющие, которые будут способствовать росту авторитета России как развивающегося быстрыми темпами современного государства. Предпринимаются энергичные усилия по реформе судебной системы в России, совершенствованию работы правоохранительных органов, противодействию коррупции.

Работа по модернизации в России во многом совпадает с усилиями ЕС, направленными на реализацию положений Лиссабонского договора и недавно принятой коллективной экономической стратегии ЕС. Поэтому «Партнерство для модернизации» – один из центральных элементов сближения России и Европейского союза. Мы, по сути, решаем схожие, а зачастую – одни и те же задачи, движемся в одном направлении и, конечно же, рассчитываем на обмен с Евросоюзом опытом, идеями и мнениями.

Вместе с тем, пока «Партнерство для модернизации» – лишь форма, сфера сотрудничества, которая должна быть наполнена реальным содержанием. Обращаюсь к вам сегодня как к тем, кому предстоит реализовывать эту инициативу на практике, с призывом «вдохнуть жизнь» в этот весьма перспективный проект. Именно вам, а не тем деятелям от политики, которые погрязли в стереотипах теории и практики времен «холодной войны», как говорится, и «карты в руки».

Нам есть что предложить взамен. Потенциал внутреннего развития нашей страны огромен. Российский рынок испытывает нехватку современных производственных процессов, готов к освоению крупных инвестиций в самые разные отрасли экономики, и, следовательно, обещает инвесторам хорошую отдачу на их капиталовложения. Поле для синергии вполне очевидно и продиктовано самой логикой приоритетов развития наших стран.

Уверен, что присущие деловым людям предпринимательская жилка, стремление заглянуть за горизонт и воспользоваться открывающимися возможностями сыграют свою роль в принимаемых вами решениях.

Наша сегодняшняя встреча проходит в сентябре, в начале рабочего года, когда уместно строить планы на будущее. Обычно после летних отпусков все испытывают прилив творческих и управленческих сил и с новой энергией принимаются за составление планов и графиков.

Но времени для раскачки мало: в декабре текущего года пройдет очередной саммит Россия-ЕС – на этот раз в самом «сердце» Европы, в Брюсселе. На февраль будущего года запланирована встреча в формате Правительство Российской Федерации – Европейская комиссия. Естественно, каждое из этих событий нуждается в тщательной подготовке с учетом как обзора состояния отношений Россия-ЕС, выявления проблем и путей их решения, так и общих направлений развития нашего сотрудничества, включая пути придания ему характера подлинно стратегического партнерства.

В этой связи позвольте в заключение отметить следующее. Решая текущие задачи, будь то урегулирование проблем в торговле, заключение нового базового соглашения, имплементация важнейших совместных инициатив или что-то еще, чрезвычайно важно не потерять стратегическое видение общего будущего, к которому должны стремиться Россия и ЕС. А это будущее должно быть именно общим, иначе обе стороны окажутся проигравшими. Мы не можем позволить себе «проспать» происходящие сейчас в мировой экономике и политике фундаментальные, можно сказать, тектонические сдвиги. Надо ставить перед собой стратегические задачи, в решении которых не будет места ведущим и ведомым. Только постановка таких задач и совместное равноправное их решение дадут нам нужный результат – единую, мирную и процветающую Европу. И здесь вклад бизнес-сообщества будет востребован по максимуму.

Благодарю за внимание.

 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС