на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова "Чего ждать от саммита ОБСЕ", "Фигаро", 1 декабря 2010 года

01-12-2010
 
На днях в Астане состоится саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ.

В столицу Казахстана, председательствующего в ОБСЕ, съедутся руководители 56 государств-участников этой организации, а также приглашенные – представители 12 стран-партнеров ОБСЕ по сотрудничеству и нескольких десятков других международных организаций. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев первым поддержал инициативу Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева о созыве саммита ОБСЕ.

Сам факт созыва этой встречи – уже серьезное достижение, несомненный успех казахстанского председательства ОБСЕ. Подчеркну, что это первый саммит, который пройдет за пределами географической Европы, тем самым символизируя неразрывную связь между азиатскими и европейскими участниками ОБСЕ. Со времени предыдущей встречи в верхах прошло долгих 11 лет. Конечно, подобная пауза не случайна и свидетельствует о том, что ОБСЕ стала переживать непростые времена, своего рода «кризис идентичности».

Как мне видится, в условиях все шире осознаваемой потребности в создании в Евро-Атлантике и Евразии общей системы безопасности для всех расположенных здесь государств ОБСЕ может обрести новую востребованность. Очевидно и то, что именно предложение Президента Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности «разбудило» ОБСЕ и стимулировало широкую дискуссию о ее роли в решении назревшей задачи приведения архитектуры евробезопасности в соответствие с требованиями времени. Вклад ОБСЕ в данном случае мог бы быть весьма весомым, учитывая ее прошлые достижения. В Заключительных рекомендациях многосторонних консультаций в Хельсинки в 1973 году в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, из которого и выросла ОБСЕ, было специально оговорено: «Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов».

Уместно вспомнить, что самые крупные прикладные достижения ОБСЕ были связаны с прорывными договоренностями в военно-политической

сфере – базовой для международной безопасности и укрепления взаимного доверия. Были приняты Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и соглашение о его адаптации, Венский документ переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе и его обновленные варианты. Отрадно, что подготовка к саммиту ОБСЕ в Астане ознаменована общим стремлением договориться о новой модернизации Венского документа, о путях преодоления тупика в вопросе о контроле над обычными вооружениями в Европе, сложившегося в связи с нератификацией членами НАТО адаптированного ДОВСЕ. Позитивный отклик встретило в ОБСЕ российское предложение принять Программу дальнейших действий в области контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности.

Из новой повестки дня полезным было бы наращивание вклада ОБСЕ в международные усилия по противодействию терроризму, наркотрафику, торговле людьми и другим видам трансграничной оргпреступности. Россия и США выдвинули в ОБСЕ инициативу по обеспечению безопасности туристической сферы от террористических угроз, а также – совместно с Арменией, Белоруссией, Киргизией, США, Таджикистаном и Турцией – проект концепции ОБСЕ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и химических прекурсоров. Конечно, остается слишком мало времени, чтобы согласовать все соответствующие договоренности. Поэтому огромное значение имел бы импульс со стороны лидеров на форуме в Астане для продолжения этой работы, поручение привести ее к позитивному результату.

В поле зрения ОБСЕ, вполне естественно, находится проблематика урегулирования региональных конфликтов на ее пространстве. По линии Организации осуществляются немаловажные посреднические функции в данной области. Дело это хлопотное и деликатное. В столицах размышляют, как лучше его поставить. Россия внесла предложения о согласовании единых принципов разрешения конфликтов, которые, разумеется, применялись бы с учетом специфики каждого из них. Это позволило бы избежать двойных стандартов. Активно участвуем в работе конкретных переговорных форматов, стремясь помочь сторонам конфликтов сблизить позиции, укрепить взаимное доверие, выйти на мирное политическое урегулирование. Иного разумного пути просто нет, и любые попытки искусственно форсировать процесс извне, что-то навязывать, решать проблемы за счет интересов одной из конфликтующих сторон, игнорировать существующие реалии контрпродуктивны, а порой и попросту чреваты обострением ситуации. Нельзя все время наступать на грабли. Мы, к сожалению, не раз были свидетелями того, как, казалось бы, достигнутый компромисс в результате неосторожных движений в угоду политической конъюнктуре буквально рассыпался на глазах, и процесс урегулирования откатывался назад, порой даже дальше исходных позиций.

Кроме того, в отношении к различным конфликтным ситуациям на пространстве ОБСЕ наблюдается странная тяга к селективным подходам – акцент на некоторых из них и полное молчание по другим. Не думаю, что это справедливо.

Работа ОБСЕ в данной области знала и откровенные сбои, которые нуждаются в тщательном анализе, извлечении уроков. В августе 2008 года наблюдатели ОБСЕ в зоне тогдашнего грузино-югоосетинского конфликта докладывали о готовящемся грузинском нападении и его начале, но их доклады почему-то так и не дошли до Постоянного совета ОБСЕ. Россия предложила тогда провести внутреннее расследование, чтобы выявить проблемы с циркуляцией информации внутри аппарата ОБСЕ. В решении проблем отсутствия транспарентности и четких правил в данной области кроется серьезный резерв повышения эффективности антикризисных усилий ОБСЕ. На этом фоне большое сомнение вызывают предложения о придании инструментарию ОБСЕ «еще большей гибкости», об «ускоренных» мерах по разрешению конфликтов за счет внедрения в ОБСЕ неконсенсусных механизмов. Реализация таких сценариев вела бы к разрушению ОБСЕ, да и к ослаблению ответственности самих государств за сохранение мира и безопасности. К тому же действия казахстанского председательства в период трагических событий в Киргизии показали, что при наличии воли своих членов ОБСЕ вполне в состоянии приходить к консенсусным решениям, способствующим успокоению ситуации и переводу ее в русло поиска политических и правовых решений.

В Москве видят ключ к решению вопроса о повышении эффективности ОБСЕ в дальнейших решительных шагах по превращению ее в полноценную межгосударственную организацию. Для этого необходимо создать чёткую нормативную базу всей ее работы. Наши предложения, включая проект Устава ОБСЕ, остаются на переговорном столе.

Непреходящее значение для всего пространства ОБСЕ имеют обязательства в области прав человека, укрепления демократии. Здесь нужен постоянный доверительный диалог, обмен «лучшей практикой», а не менторство. Никто в этом мире не совершенен, и примеров тому немало на всем пространстве ОБСЕ.

ОБСЕ – это прежде всего форум для диалога, поиска совместных решений ключевых проблем безопасности, обеспечения выполнения коллективно одобренных политических обязательств, причем во всей их совокупности. Репутация ОБСЕ не выигрывает от попыток выборочного подхода к выполнению таких обязательств, когда некоторые из них оказались как бы забыты. Наглядный пример – провозглашенная во многих решениях ОБСЕ либерализация визовых режимов вплоть до их полной отмены. Думаю, было бы правильным не только напомнить об этом в итоговых документах саммита ОБСЕ, но и принять меры по воплощению этого обязательства в жизнь.

Предстоящий саммит ОБСЕ открывает для всех входящих в эту организацию государств «окно возможностей». Речь идет о том, чтобы восстановить культуру политического диалога в ОБСЕ на высшем уровне, наметить пути к построению на пространстве ОБСЕ общего и неделимого сообщества безопасности, перевода в новое качество взаимодействия в реагировании на общие для всех нас вызовы XXI века. Россия настроена на продуктивную работу.

 


 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС