на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

Незадача: варим яйца всмятку час, варим два, а они всё крутые!

 

 

Норкин Кемер Борисович
Заключение...

10.      Научное обоснование расходных обязательств как главное средство уменьшения коррупционных рисков

Какие  бы стимулы мы ни изобретали для того, чтобы повысить заинтересованность лиц, принимающих решения (ЛПР) в приоритетном учёте общественного интереса, мы должны, прежде всего, ясно объяснить, в чём конкретно этот интерес состоит. Вряд ли можно рассчитывать, что каждый конкретный человек будет обладать достаточным объёмом знаний и информации для того, чтобы принять научно обоснованное решение, как можно более близкое к оптимальному варианту. Особенно если эту оптимальность нужно гарантировать в стратегической перспективе порядка 25-30 лет. На первый взгляд, это можно было бы простить ЛПР, но если вдуматься, то, разрешив принимать недостаточно обоснованные решения, мы приоткрываем ворота для коррупционных злоупотреблений. Недаром незабвенный В.С. Черномырдин говаривал: “Хотели как лучше,,,” Так может, в нужный момент, сказать всякий, кто принял плохое решение не потому, что ошибся, а потому, что коррумпирован.

Очевидно, что для обеспечения подконтрольности и эффективности работы правительства, процесс принятия решений  должен всегда опираться на использование знаний специалистов высшей квалификации по стратегическому прогнозированию  и планированию. Соответствующие структуры не должны обязательно входить в органы исполнительной власти. Более того, обязательно должны существовать и поддерживаться мощные, независимые профессиональные прогностические школы. Необходимое взаимодействие с ними должно быть устроено таким образом, чтобы было невозможно принимать решения без учёта научных рекомендаций по их стратегическим последствиям, чтобы существовала ответственность за качество прогнозов и стимулы накопления соответствующих знаний для их улучшения. При этом должны быть предусмотрены процедуры преобразования выводов из прогнозов в императивные расходные обязательства для исполнительной власти, а также механизмы сравнительной стратегической оценки инициативных предложений исходящих от предпринимательских структур или органов власти.

В этой связи можно упомянуть американский Институт Катона (The Cato Institute). Это известный во всём мире научный центр, активно привлекаемый органами власти США для экспертной оценки стратегических последствий решений и нормативных документов. По публикациям, у автора сложилось мнение, что экспертиза в Институте Катона предписана какими-то нормативными актами. Каково же было его удивление, когда, посетив этот институт, он узнал, что это частное, независимое учреждение, а частое его привлечение для экспертиз всего лишь результат его колоссального авторитета и подтверждаемости его оценок в ретроспективе. Автор не вполне согласен с некоторыми принципиальными установками Института Катона. Они имеют сильный уклон в хрематистику. В частности, в некоторых работах специалистов института доказывается, что в странах с высоким уровнем экономической свободы коррупция способствует росту производства. Это, пожалуй, справедливо, если признать хрематистику полезной. 

В идеале, все расходные обязательства должны формироваться не в результате решений, а в результате прогностических расчётов. Образование расходных обязательств в рамках такой системы в США защищёно от недобросовестного лоббирования, поскольку там действует закон о комитетах советников. Это очень важный и мудрый закон. Его суть в том, что привлекаемый научный консультант, под угрозой уголовного наказания обязан сообщить о ситуации конфликта интересов, если таковая возникает при проработке им конкретного вопроса. Такое сообщение не означает, что данный специалист не будет привлечён к работе, однако, очевидно, что обязанность делать такое сообщение чрезвычайно затрудняет недобросовестное лоббирование. Этот опыт может быть успешно перенесён на российскую почву.

Лидерство в разработке методик прогнозирования, прогностических моделей и в использовании прогностических расчётов для повышения качества стратегического управления, бесспорно, принадлежит США. Можно предположить, что экономическая и военная мощь США, их ведущее положение в области инноваций и применения информационных технологий, высочайшая конкурентоспособность американской экономики, всё это следствие того, что расходные обязательства и бюджетные решения принимаются с достоверным учётом их стратегических последствий.

Подавляющая часть прогностической деятельности в США носит частный характер, но финансирование этой работы в значительной части производится за счёт бюджетных грантов и на конкурентной основе. В литературе автору встречались оценки, согласно которым стратегическим прогнозированием занимается до 45 миллионов экономистов-аналитиков. Если учесть, что численность экономически активного населения США около 240 млн. человек,  данная оценка представляется завышенной. Впрочем, легко так определить понятие прогнозирование, что цифра получится даже больше. Ведь можно считать, что, например, человек, который просто выбирает способ безопасного перехода улицы, тоже занимается прогнозированием. Но даже если эта цифра завышена на два порядка, всё равно это свидетельствует о том, какое большое значение придаётся в США этой работе. Нельзя также исключить, что завышенной эта цифра кажется лишь по контрасту с российской ситуацией и вполне возможно, что эта цифра действительно отвечает потребностям мощной экономики для научного принятия решений с учётом их стратегических последствий. 

В США функционируют десятки серьёзных прогностических комплексов, обслуживающих порядка 50 технологических направлений. Такое обширное предложение со стороны частных организаций объясняется наличием спроса и обеспечивает серьёзную конкуренцию среди прогнозистов. Для того, чтобы грамотно взаимодействовать с этим сонмом поставщиков прогностических услуг во властных структурах тоже необходимы  соответствующие специалисты. Только в Пентагоне работает порядка 1500 специалистов по Форсайту. В некоторых государственных структурах для этой цели даже предусматриваются специальные подразделения. Наиболее известные и значимые из них:

-   Совет экономических консультантов при Президенте США;

-   Совет управляющих при Федеральной резервной системе;

- Специальный департамент в Административно-бюджетном управлении.

Все перечисленные подразделения в государственных структурах укомплектованы первоклассными специалистами, однако они вряд ли могут самостоятельно вести системные и крупномасштабные разработки. Их главная задача, говоря образно, вести грамотный аутсорсинг, привлекая для конкретных задач специализированные организации, у которых, по ретроспективе, были наилучшие прогнозы. Для этой цели государственные структуры,  кроме всего прочего, могут пользоваться информацией, размещённой на 1500 сайтах и услугами 150 тыс. ИНТЕРНЕТ-аналитиков.

Все сказанное представляет разительный контраст с ситуацией, которую можно наблюдать в России. Разделения функций и профессиональной компетенции между наукой и исполнительной властью практически не было, да и сейчас нет. В большой степени это объясняется тем, что марксизм-ленинизм считался единственным подлинно научным учением, а значит те, кто им владел, практически не нуждались в дополнительных научных разработках, кроме межотраслевых балансов, планирования и приукрашенной статистики. В особо трудных случаях, для повышения научного уровня решений иногда на руководящие посты назначались крупные учёные, которые, очень часто, садились “не в свои сани”, а иногда научным организациям поручалась разработка каких-то программ. Эти традиции взаимодействия власти и науки – типичный пример лоскутного подхода. К сожалению, заметных изменений до сих пор нет. Предположительно и здесь имеет место интуитивный сговор. Создаётся впечатление, что учёных не подпускают к принятию решений, чтобы не потерять коррупционные доходы. А эта потеря неизбежна, либо за счёт уменьшения произвола ЛПР, либо за счёт того, что с учёными придётся делиться.

В США, напротив, взаимодействие законодательной и исполнительной власти с наукой поставлено на системную основу. С органами власти США систематически взаимодействует несколько сотен комитетов советников, а “правила игры” (Закон о комитетах советников) прописаны таким образом, что не позволяют власти игнорировать профессиональные научные рекомендации и одновременно повышают ответственность учёных за качество рекомендаций и препятствуют возможностям недобросовестного лоббирования.  

Итак, можно считать практически доказанным, что, из-за отсутствия институционального взаимодействия исполнительной власти с научным сообществом, а также из-за недостаточного развития научных методов прогнозирования, в России не в полной мере, если не сказать резче, используется существенный резерв снижения коррупционных рисков. При возникновении политической воли начать движение к эффективному государственному устройству, первоочередным мероприятием должна стать программа поддержки прогностических исследований, опирающаяся на российские экономические школы с использованием мирового опыта. Разумеется, это венчурный проект, но не более рискованный, чем поручение человеку, который во всеуслышание обещал, что ваучер будет стоить как две «Волги» возглавить работы по нанотехнологиям. А стоят предлагаемые исследования, приблизительно, на два  порядка дешевле.

 

Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС