на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.А. Сазонова
 
14 апреля 2011 г.


Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Совета Россия-НАТО


15 апреля с.г. в Берлине Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в неформальном заседании Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне мининдел.
На встрече планируется провести «сверку часов» в отношении хода выполнения решений лиссабонского саммита СРН (20 ноября 2010 г.) с участием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и, прежде всего, выстраивания подлинно стратегического и модернизированного партнерства Россия-НАТО, формирования единого пространства мира, безопасности и стабильности для более эффективного реагирования на реальные вызовы безопасности наших стран.

Особое внимание будет уделено проблемным вопросам и перспективам налаживания сотрудничества в области противоракетной обороны. Министры рассмотрят состояние дел с подготовкой совместного анализа будущих рамочных условий сотрудничества в сфере ПРО. Исходим из того, что сопряжение потенциалов России и стран НАТО позволило бы эффективно и адекватно реагировать на будущие ракетные вызовы. При этом программы размещения в Европе противоракетных средств НАТО не должны подрывать стратегическую стабильность, создавая риски для российских сил ядерного сдерживания. Данный проект становится тестом на готовность партнеров в СРН на деле двигаться в сторону обеспечения неделимости безопасности, выстраивать сотрудничество на равноправных началах.

Будут обсуждаться шаги по укреплению взаимного доверия, предсказуемости и транспарентности. Считаем важным проработать меры по обеспечению ненаправленности военного планирования друг против друга, продолжать диалог по военным доктринам, обмен опытом реформирования оборонных секторов, преодолевать политические преграды на пути развития военно-технического сотрудничества.

Министры не обойдут вниманием тему Ливии. С учетом роли России как постоянного члена Совета Безопасности ООН руководство альянса намерено проинформировать о предпринимаемых ведомой НАТО коалицией мерах по обеспечению выполнения резолюции 1973 СБ ООН. Ожидаем, что действия НАТО будут строго соответствовать положениям данной резолюции.

На встрече будут обсуждаться вопросы взаимодействия по Афганистану – расширение сотрудничества в подготовке кадров для силовых структур и их оснащении, выход на оперативное взаимодействие в борьбе с наркоугрозой, реализация лиссабонских договоренностей об обеспечении железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ в/из Афганистан(а). Планируется принять решение о создании Трастового целевого фонда СРН с целью подготовки наземного персонала и поставки запчастей для обслуживания имеющейся у афганской армии вертолетной техники российского производства.

С учетом высокого уровня террористических угроз нашим странам особое внимание будет уделено наращиванию сотрудничества в борьбе с терроризмом - в отношении защиты объектов критической инфраструктуры, при проведении массовых мероприятий, совместной разработки технологий детекции взрывчатых веществ.

 

О переносе встречи ближневосточного «квартета»


Могу подтвердить появившиеся сообщения в СМИ о переносе встречи «ближневосточного квартета», запланированной на 15 апреля в Берлине. Россия считает, что время для такой встречи безусловно пришло, особенно с учетом общей неспокойной ситуации в регионе. Мы прилагали все усилия для того, чтобы она состоялась в Берлине 15 апреля. Однако все решения в формате «четверки» принимаются консенсусом, а его в этой связи достичь так и не удалось.

 

О текущей ситуации в Ливии


На театре военных действий в Ливии сохраняется тупиковое положение. Бои с переменным успехом идут в районе г.Аждабия, однако ни лояльным Триполи войскам, ни повстанческим силам, несмотря на массированную поддержку их действий авиацией коалиции НАТО, не удается переломить ситуацию в свою пользу.

В подобной обстановке в Москве вновь подтверждают невозможность урегулирования ливийского кризиса силовым путем, важность незамедлительного прекращения огня и насилия, урегулирования конфликта политическими средствами.

Такие подходы были закреплены в принятой сегодня саммитом БРИКС в китайском г.Санья декларации. В ней подчеркнута необходимость избегать применения силы и уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность каждого государства. В документе акцентируется, что все стороны должны урегулировать свои разногласия мирными средствами путем диалога, в котором ООН и региональные организации должны сыграть соответствующую роль. Выражается поддержка инициативе Африканского союза по Ливии.

Как позитивный шаг в Москве восприняли сообщение о направлении в Ливию и о встречах с представителями обеих конфликтующих сторон миссии Специального комитета высокого уровня Афросоюза, уполномоченной посредничать с целью скорейшего прекращения кровопролития и преодоления кризиса, о поддержке которой мы неоднократно и твердо заявляли. Рассчитываем, что, несмотря на возникшие трудности, обусловленные различием подходов Триполи и Бенгази к путям разрешения проблемы, Афросоюз продолжит активно продвигать свою мирную инициативу.

Видим главную задачу международного сообщества в том, чтобы всемерно способствовать скорейшему восстановлению в Ливии мира на основе принятых решений СБ ООН и ее переходу на рельсы преобразований и демократического развития.

13 апреля в Дохе состоялась встреча Контактной группы по Ливии, участники которой приняли решение создать специальный финансовый механизм помощи одной из сторон вооруженного конфликта - Переходному национальному совету. В этой связи призываем все заинтересованные стороны к необходимости неукоснительно следовать духу и букве резолюции 1973 СБ ООН, которая требует немедленного установления режима прекращения огня и полного прекращения насилия, а также активизации усилий по изысканию решения для выхода из кризиса. Согласно этой резолюции, все действия, предпринимаемые государствами и организациями по ее реализации, должны рассматриваться в СБ ООН.

 

О текущей ситуации в Сирии


В Москве внимательно следят за происходящим в Сирии - одной из ключевых стран Ближнего Востока, которая является нашим давним другом и партнером.

Поддерживаем подтвержденный Президентом Сирийской Арабской Республики Б.Асадом курс на проведение политических реформ, решение назревших социально-экономических проблем, усиление борьбы с коррупцией. Рассчитываем, что их успешная реализация в намеченные сроки позволит сохранить в стране гражданский мир и обеспечить ее устойчивое и демократическое развитие.

Одновременно особую озабоченность вызывают сообщения о локальных беспорядках и вооруженных столкновениях, в результате которых гибнут люди. Важно, чтобы принимаемые властями страны меры по поддержанию законности и порядка, недопущению противоправных действий обеспечивали продвижение реформ без насилия на пути диалога и общественного согласия. На наш взгляд, это имеет приоритетное значение для успеха начатых в Сирии преобразований. При этом внешнее вмешательство в сирийские дела, откуда бы оно ни исходило, должно быть исключено.

 

О текущей ситуации в Кот-д’Ивуаре


Мы регулярно освещаем в СМИ нашу позицию относительно событий в Кот-д’Ивуаре. 13 апреля состоялось заседание СБ ООН в Нью-Йорке. СБ ООН призвал президента Кот-д’Ивуара А.Уаттару сформировать представительное правительство, восстановить правопорядок и не допускать дальнейших нарушений прав человека в стране. Члены Совета Безопасности призвали все ивуарийские стороны воздержаться от репрессий, мести и провокаций, а также проявлять максимальную сдержанность и сотрудничать в целях продвижения национального примирения и восстановления мира путем диалога и консультаций. Члены Совета призвали власти тесно сотрудничать с независимой международной комиссией по расследованию грубых нарушений прав человека в стране. Она была утверждена Советом ООН по правам человека. СБ призвал обеспечить безопасность бывшего главы государства и его окружения. Члены СБ ООН потребовали, чтобы все незаконные вооруженные формирования немедленно сложили оружие и отказались от насилия.

 

Об обращении ЛАГ в СБ ООН с целью введения бесполетной зоны над сектором Газа


Мне поступил вопрос относительно решения ЛАГ обратиться в СБ ООН с целью введения бесполетной зоны над сектором Газа.

О таком намерении действительно было заявлено Лигой арабских государств по итогам внеочередного заседания Совета ЛАГ на уровне постоянных представителей в Каире 10 апреля. Пока соответствующее официальное обращение в Совет Безопасности ООН не поступало. Когда это случится, будем, как и другие члены СБ ООН, рассматривать данный вопрос.

В связи со складывающейся вокруг Газы ситуацией мы неоднократно выражали глубокую озабоченность вспышками насилия, имея в виду как ракетные обстрелы палестинскими экстремистами израильской территории, так и израильские удары по сектору Газа. Посягательства на жизни мирных израильтян и палестинцев недопустимы и должны быть прекращены. На это направлены усилия России.

Неотложная цель сегодня - восстановление и закрепление режима «затишья» по периметру Газы, что может стать первым шагом к стабилизации обстановки и созданию благоприятной атмосферы в интересах политико-дипломатического урегулирования палестино-израильского конфликта.

 

О принятии СБ ООН резолюции по пиратству у берегов Сомали


11 апреля с.г. Совет Безопасности ООН единогласно принял инициированную Россией и Францией резолюцию 1976 (2011), соавторами которой выступили еще десять государств-членов СБ ООН. Принятая резолюция предусматривает целый комплекс мер, направленных на стабилизацию политической, социальной и экономической ситуации в Сомали и на борьбу с пиратством у берегов этой страны.

В частности, резолюция 1976 (2011) предусматривает необходимость срочного рассмотрения вопроса о создании специализированных антипиратских национальных судов в Сомали и специализированного «экстерриториального» сомалийского суда с международным компонентом на территории третьего государства. Россия неоднократно указывала на необходимость создания подобного международного механизма. Генеральному секретарю ООН поручено в течение двух месяцев подготовить и представить Совету Безопасности предложения о параметрах таких механизмов судебного преследования. На основании такого доклада Совет примет дальнейшее решение по этому вопросу.

Российская Федерация рассматривает новую резолюцию Совета Безопасности ООН как принципиально важный документ, направленный на создание необходимых условий для эффективного противодействия пиратству у берегов Сомали, для борьбы с его корневыми причинами. Мировое сообщество еще раз подтверждает, что оно не намерено мириться с ситуацией, когда пираты остаются безнаказанными из-за несовершенства правовых механизмов привлечения морских разбойников к суду. Российская сторона продолжит активно участвовать в деятельности международного сообщества по пресечению пиратства и обеспечению безопасности международного судоходства.

 

О статье Р.Голдстоуна, главы Комиссии ООН по установлению фактов нарушения прав человека во время конфликта в секторе Газа


В Москве обратили внимание на недавнюю статью Р.Голдстоуна, главы Комиссии ООН по установлению фактов нарушения прав человека во время конфликта в секторе Газа в декабре 2008 - январе 2009 гг.

По мнению ряда экспертов, Р.Голдстоун в своей статье пересматривает итоги работы действовавшей под его руководством Комиссии и признает, что некоторые оценки и выводы подготовленного ею доклада были не вполне выверенными. Вместе с тем глава Комиссии лишь констатирует, что на момент подготовки доклада у них не было исчерпывающей информации от израильской стороны, что, в свою очередь, не позволило составить четкую картину действий израильской армии.

Российская Федерация с самого начала призывала все стороны конфликта, включая, естественно, и Тель-Авив, тесно сотрудничать с учрежденной основным правозащитным органом ООН - Советом ООН по правам человека - международной комиссией по расследованию. Тем не менее, израильские власти сделали иной выбор. Со ссылкой на якобы заведомо предвзятую позицию и предрешенные выводы Комиссии Р.Голдстоуна они отказались от сотрудничества с ней.

На завершившейся в конце марта с.г. в Женеве 16-й сессии Совета ООН по правам человека была принята очередная резолюция по данному вопросу. Обсуждение этого сюжета будет продолжено в Нью-Йорке. Российская Федерация в ходе дальнейшего рассмотрения указанной тематики будет определять свою позицию с учетом совокупности всех факторов. Хотели бы подчеркнуть, что мы продолжаем исходить из недопустимости применения насилия в отношении мирного населения и выступаем за то, чтобы все виновные в таких преступных действиях привлекались к установленной законом ответственности.

 

О ежегодном докладе МИД Великобритании «Права человека и демократия – 2010»


Внимательно изучили очередной ежегодный доклад МИД Великобритании о соблюдении прав человека и демократии в мире в 2010 г., в том числе пассажи о России.

Мы открыты для конструктивного и взаимоуважительного диалога по правочеловеческой тематике с нашими зарубежными партнерами, но не для нравоучений и приклеивания ярлыков. Рассматривая ситуацию в России, как, кстати, и в любой другой стране, важно отдавать себе отчет, что проблемы, возникающие в процессе развития государства и общества, могут и будут решаться эволюционно, с учетом существующих реальностей. Как неоднократно отмечал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, мы будем их решать самостоятельно на основе демократического выбора, который наша страна сделала для себя раз и навсегда. В этой связи хотелось бы порекомендовать нашим коллегам в Форин Оффисе не путать наличие таких проблем с нежеланием преодолевать их.

В свою очередь, британцам неплохо бы более предметно разобраться с собственными недочетами и упущениями в правозащитной сфере, включая те, на которые обратил внимание Совет ООН по правам человека в рамках проведения Универсального периодического обзора. Надеемся, что британские партнеры прислушаются к вынесенным Советом рекомендациям.

Упоминая в докладе о двусторонних консультациях по правочеловеческой проблематике, наши британские коллеги предпочли замолчать тот факт, что в ходе их очередного раунда в январе 2011 г. им пришлось отвечать на вопросы российской стороны относительно грубых нарушений Великобританией прав человека в ходе борьбы с терроризмом, тотального контроля со стороны государства за всеми сферами общественной и частной жизни с использованием современных телекоммуникационных технологий, практики применения т.н. предписаний о надзоре и высылки в зарубежные страны под дипломатические гарантии лиц, подозреваемых в терроризме. Без вразумительного ответа остались и наши обращения за разъясниями ситуации, созданной вокруг российской гражданки Е.Затуливетер.

 

В связи с публикацией доклада Государственного департамента США о соблюдении прав человека в мире в 2010 году


Хочу обратить ваше внимание на Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно публикации доклада Государственного департамента США о соблюдении прав человека в мире в 2010 г., размещенном на сайте МИД России 11 апреля.

 

Об инициативе группы стран по запуску т.н. «Московского механизма» ОБСЕ в отношении Белоруссии


Мне был адресован вопрос о позиции России в связи с инициативой группы государств-участников ОБСЕ по запуску в отношении Белоруссии «московского механизма» 1991 года.

«Московский механизм» - один из инструментов ОБСЕ по урегулированию кризисных ситуаций в правочеловеческой сфере. Создан он на состоявшемся в Москве в период с 10 сентября по 4 октября 1991 года Третьем Совещании Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), как тогда называлась ОБСЕ. Отсюда и его определение в названии - «московский». Данный механизм предполагает возможность оказания государствам-участникам содействия в выполнении имеющихся перед ОБСЕ обязательств правочеловечевского характера путем направления специальной группы докладчиков для изучения непосредственно на месте случаев нарушений основных прав и свобод человека и подготовки отчетов с предложениями и рекомендациями по решению проблем и дальнейшим действиям по выправлению ситуации.

Среди четырех вариантов задействования «московского механизма» есть и неконсенсусный - возможность направления по инициативе не менее десяти государств-участников миссии докладчиков в страну, в которой, по мнению этой группы, выполнение обязательств в области человеческого измерения находится под угрозой. При этом согласие принимающей стороны не требуется.

До настоящего времени неконсенсусные рычаги «московского механизма» задействовались три раза: в 1992 г. - в отношении Хорватии и БиГ, в 1993 г. - в отношении государственного сообщества Сербии и Черногории, в 2002-2003 гг. - в отношении Туркмении. Кстати, в последнем случае туркменская сторона не пустила к себе в страну докладчиков ОБСЕ. Кроме того, дважды докладчиков приглашала к себе принимающая сторона, что называется, по собственной инициативе: в 1992 г. - Эстония и в 1993 г. - Молдавия.

Что касается непосредственно «белорусского» случая, то 6 апреля 2011 года группа из 14 стран-участниц ОБСЕ (десять - члены Евросоюза: Великобритания, Дания, Германия, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция, а также Исландия, Канада, Норвегия, США) активировала «московский механизм» ОБСЕ, направив уведомительное письмо на имя постпреда Белоруссии при этой Организации. В письме говорится о том, что положение с правами человека в Республике Беларусь представляет «серьезную угрозу» выполнению обязательств ОБСЕ в правочеловеческом измерении, что делает необходимым создание и направление в эту страну миссии докладчиков для изучения ситуации на месте и подготовки «беспристрастного» доклада с изложением фактов и предложений. Уже подобран один докладчик - француз Эммануэль Деко.

Как видите, мы внимательно следим за развитием ситуации. У российской стороны вызывает большие сомнения целесообразность задействования «московского механизма» ОБСЕ 1991 года в отношении Белоруссии. Его запуск в нынешних условиях ничего, кроме всплеска напряженности, не даст и будет вести к деградации Организации и снижению ее востребованности в глазах стран-участниц. Мы - против такого развития событий.

Не совсем понятна логика действий наших партнеров, инициировавших «московский механизм». Дело в том, что в Минске с согласия белорусских властей уже работают эксперты Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которые занимаются мониторингом судебных процессов в отношении задержанных в ходе известных беспорядков, произошедших после президентских выборов 19 декабря 2010 года. Указанные судебные разбирательства проходят в открытом режиме, что позволяет дипломатам из США и стран-членов Евросоюза отслеживать их непосредственно на месте.

По субстанции предполагаемой работы докладчиков также есть вопросы. Какой новый «продукт» они могут произвести, когда страны-инициаторы нынешнего задействования «московского механизма» уже дали свои оценки ситуации в Белоруссии и приняли в отношении этой страны санкционные меры? Вряд ли стоит ожидать, что миссии докладчиков позволят отклониться от уже сделанных известных заявлений на этот счет представителей Евросоюза и США.

Сегодня в ОБСЕ надо думать над тем, как сохранить и приумножить тот положительный задел, который усилиями наших глав государств и правительств удалось обеспечить на саммите Организации в Астане 1-2 декабря 2010 года, не проводившемся, кстати сказать, одиннадцать лет. В принятой итоговой декларации ставится долгосрочная, стратегическая цель - формирование «сообщества безопасности», свободного от разделительных линий и зон с различным уровнем безопасности. Ее реализация действительно могла бы объединить все государства-участники на конструктивной основе. Поэтому в настоящее время так важно поддержать переговорную динамику в ОБСЕ и трансформировать позитивные подвижки в конкретные договоренности и документы, способные собрать консенсус.

Убеждены, что любые неконсенсусные действия, в т.ч. в отношении Белоруссии, способны затормозить политический диалог в ОБСЕ, блокировать работу над воплощением в жизнь положений упомянутой Астанинской декларации.

 

О встрече формата «5+2» по проблематике Приднестровского урегулирования в Вене


4-5 апреля с.г. в Вене прошла очередная неофициальная встреча по проблематике Приднестровского урегулирования в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье - стороны конфликта, ОБСЕ - посредник, Россия и Украина - страны-гаранты, ЕС и США - наблюдатели).

В ходе встречи внимание было сосредоточено в основном на возможности разблокирования работы «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках процесса приднестровского урегулирования», возобновления переговоров в официальном формате. Обсуждались также вопросы дальнейших шагов по созданию и укреплению мер доверия между двумя берегами Днестра.

Участники встречи проанализировали нынешнюю ситуацию, складывающуюся в приднестровском урегулировании и условились провести следующую встречу в Москве в июне с.г.

 

О пятой региональной конференции российских соотечественников, проживающих в странах Европы


8 – 9 апреля на Мальте прошла пятая европейская конференция российских соотечественников, открывшая серию региональных встреч, проводимых в 2011 году при содействии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и МИД России. В форуме приняли участие руководители координационных советов российских соотечественников из 31 европейской страны, представители МИД России.

В адрес конференции поступило приветственное послание Президента Мальты Дж.Абелы, который высоко оценил вклад российских соотечественников в экономику и культуру европейских стран. На открытии выступил Министр иностранных дел Т.Борч.

Делегаты конференции были ознакомлены с планами разработки новой трехлетней федеральной Программы работы с соотечественниками и приняли решение обсудить предложения к проекту документа на заседаниях координационных советов и страновых конференциях.

18-19 апреля в Москве в развитие этого диалога пройдет заседание Всемирного координационного совета соотечественников, участники которого встретятся с председателем Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, с руководителями ряда министерств и ведомств.

 

О ситуации вокруг Дипломатической академии МИД РФ


Как учредитель Дипакадемии Министерство постоянно отслеживает ситуацию в этом важном высшем учебном заведении системы МИД России.

При этом главным для нас является сохранение Дипакадемии как уникального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки дипломатических кадров, а также представителей других министерств и ведомств, задействованных в международной деятельности.

Ключевой вопрос также - поддержание нормальной рабочей и творческой атмосферы в этом высокопрофессиональном научно-дипломатическом коллективе.

Руководствуясь именно такими целями и с учетом обращений членов коллектива Дипакадемии, руководством МИД, в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, принято решение о досрочном прекращении трудового договора с избранным в декабре 2010 года ректором В.Б.Лаптевым. И.о. ректора назначен известный ученый в области международных отношений, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, проректор по научной работе Дипломатической академии Е.П.Бажанов.

 

О ситуации вокруг Г.Бостанидиса


В СМИ появилась информация о том, что Г.Бостанидис, спровоцировавший ДТП с участием машин кортежа генпрокурора РФ Ю.Чайки, якобы является студентом Дипломатической академии МИД РФ.

По информации Дипакадемии, Г.Бостанидис в ДА не учился и не обучается.

Разовый пропуск в ДА, который был изъят у Г.Бостанидиса, позволяет предположить, что, возможно, он посещал одну из коммерческих структур, с которыми в настоящий момент разбирается руководство вуза.

 

Об оказании МИД России и РЗУ помощи в развитии российскому бизнесу за рубежом


В ряде российских СМИ МИД России подвергся критике за якобы недостаточное использование международного, например американского, опыта при оказании содействия отечественному бизнесу за рубежом.

Мы стараемся в полной мере использовать полезный международный, в том числе и американский опыт защиты экономических интересов национального бизнеса, хотя, к сожалению, не всегда располагаем для этого адекватной ресурсной базой.

Дипломатическое сопровождение деятельности российских компаний за рубежом осуществляется на системной основе по линии департаментов Министерства, российских посольств и торговых представительств в различных формах. Среди них, например, противодействие введению против российских компаний дискриминационных мер, помощь в организации переговоров по крупным контрактам, участии в зарубежных тендерах, выходе на новых партнеров, поиске перспективных активов.

Важное значение имеет целенаправленная работа с торгово-экономическими ведомствами в странах пребывания, участие в международных экономических конференциях и бизнес-форумах. Хотелось бы только, чтобы отечественные деловые структуры своевременно обращались к нам за поддержкой, чтобы мы могли оказать ее на ранних стадиях продвижения их экономических интересов.

 

О последствиях теракта в Минске 11 апреля


Российские консульские сотрудники оказывают всю необходимую помощь российским гражданам, пострадавшим в результате взрыва в минском метро 11 апреля.

Среди пострадавших – 5 граждан Российской Федерации. Двоим из них, которые отказались от госпитализации, была оказана амбулаторная помощь. Трое россиян проходят лечение в медицинских учреждениях Минска и в ближайшее время уже могут быть выписаны.


Из ответов на вопросы СМИ


Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать информацию о том, что МИД Литвы направил в адрес России ноту в связи с тем, что был оставлен без ответа ряд их вопросов о строительстве АЭС в Калининградской области?

Ответ: Да, нам поступила нота из МИД Литвы, в которой выражена обеспокоенность в связи со строительством Балтийской АЭС в Калининградской области. По информации из Литвы и ряда европейских стран можно сделать вывод о том, что часть литовских политиков пытается использовать ситуацию вокруг аварии на АЭС в Японии для того, чтобы начать чинить новые препятствия проекту по строительству Балтийской АЭС. Вильнюс не впервые старается поставить под вопрос как безопасность российских технологий, так и саму целесообразность появления такого объекта, в то время как сама Литва под давлением Брюсселя пошла на закрытие Игналинской АЭС, не имея при этом никаких замещающих мощностей. Мотивы литовской стороны нам абсолютно понятны, но мы никак не разделяем избранную ей линию поведения. Как представляется, трагедия на АЭС «Фукусима-1» не может и не должна использоваться в чьих-то меркантильных интересах.

Насколько нам известно, Госкорпорация «Росатом», в ведении которой находится вопрос строительства Балтийской АЭС, находится в постоянном контакте с литовскими властями и дает компетентные разъяснения по всем возникающим вопросам. При этом наши атомщики регулярно в деликатной форме напоминают партнерам, что речь все-таки идет о создании мирной ядерной инфраструктуры на российской территории. Связанные с этим международные обязательства полностью соблюдаются.

Что касается безопасности наших атомных технологий, то она неоднократно подтверждалась экспертами на международном уровне, в том числе МАГАТЭ. За последние десятилетия нами проделана огромная работа по повышению безопасности АЭС, внедрению на них мер, предотвращающих тяжелые аварии. В России, имеющей развитую инфраструктуру атомной энергетики, этот вопрос традиционно находится под пристальным вниманием.

Вопрос: Что Вы можете сказать о ситуации вокруг гражданки России Р.Салонен?

Ответ: Мы не в первый раз комментируем ситуацию с Р.Салонен и ее ребенком. Достойно сожаления, что на днях суд финского города Пори отклонил обращение Риммы Салонен о восстановлении ее прав опекунства над сыном Антоном. По-прежнему исходим из того, что поиск решения вопроса об опеке родителей над Антоном Салоненом, как и в других подобных случаях, должен вестись строго в правовом поле с максимальным учетом прав и интересов ребенка. Р.Салонен может использовать как вышестоящие судебные инстанции Финляндии, так и соответствующие международные институты, включая Европейский суд по правам человека.

Надеемся, что в конечном итоге будет принято решение, учитывающее интересы Р.Салонен и ее сына. Со своей стороны готовы и дальше оказывать поддержку Р.Салонен как гражданке Российской Федерации.

Одновременно хотели бы напомнить, что в марте с.г. прокуратура Финляндии ответила отказом на обращение Генпрокуратуры России о возбуждении уголовного дела против финляндского гражданина Пааво Салонена, в апреле 2009 г. забравшего несовершеннолетнего сына Антона на территории России у матери и затем незаконно перевезшего мальчика в Финляндию, а также лиц, оказавших ему в этом содействие, прежде всего бывшего сотрудника Генконсульства Финляндии в Санкт-Петербурге, который тайно перевез П.Салонена и А.Салонена через границу в багажнике машины с дипломатическими номерами.

Данное решение прямо противоречит международно-правовым обязательствам Финляндской Республики, в частности, части 2 статьи 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. (в случае отказа в выдаче своих граждан передать уголовное дело по их обвинению своим компетентным органам для осуществления судопроизводства), а также статье 26 нашего двустороннего Договора о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. (возбудить в отношении граждан Финляндии, подозреваемых в совершении преступления на территории Российской Федерации, уголовное дело).

В этой связи Посольством России в Финляндии направлена нота в МИД Финляндии с просьбой дать разъяснения по существу вопроса.

Будем внимательно следить за развитием ситуации.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать сообщения СМИ о том, что на прошлой неделе началась повторная загрузка топливных стержней в реактор АЭС в Бушере, которая должна завершиться на следующей неделе? В какие сроки состоится пуск этой АЭС?

Ответ: Технические аспекты и временные параметры было бы корректно уточнять у тех, кто отвечает непосредственно за запуск АЭС. К вопросам внешней политики эта информация не относится.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать договоренности, достигнутые на прошедшем в Китае саммите БРИКС? Какое значение он будет иметь для двусторонних отношений России и Китая?

Ответ: В последнее время МИД России уделял большое внимание освещению тематики БРИКС. Мы полностью раскрыли значение организации для России. Она имеет очень большое будущее, и будет оказывать влияние на процессы глобального характера.

Мы пока не видели подписанных документов и сделанных заявлений, поэтому не можем их детализировать. Готовы прокомментировать их, когда будем полностью владеть ситуацией.

Вопрос: Соответствует ли действительности информация СМИ о том, что МИД Израиля выразил протест Посольству России в Тель-Авиве в связи с тем, что ракеты, использованные боевиками в секторе Газа и выпущенные по автобусу с детьми, были изготовлены в России?

Ответ: Подобный упрек со стороны Израиля в адрес России звучит не впервые. До сих пор подтверждения таких ситуаций не было. Думаю, этот раз не станет исключением.

Вопрос: Состоится ли встреча С.В.Лаврова с главой Госдепартамента США Х.Клинтон в рамках заседания Совета Россия-НАТО в Берлине?

Ответ: У меня нет информации о такой встрече.

Вопрос: Какие темы обсуждались в ходе встречи первого заместителя министра иностранных дел А.И.Денисова с Послом Японии в России М.Коно, возвращающимся на родину?

Ответ: Мне пока неизвестно об этой встрече. Если она состоялась, мы обязательно сообщим о ее итогах через сайт МИД России.

Вопрос: Как Вы оцениваете российско-японские отношения в период работы посла М.Коно?

Ответ: Этот вопрос требует детального рассмотрения и организации отдельного брифинга. За это время произошло много событий. Мы неоднократно докладывали свои позиции.

Сейчас нас больше всего беспокоит ситуация на атомной станции «Фукусима-1». Мы не только сопереживаем Японии и беспокоимся о возможной радиационной угрозе для России, но и участвуем в решении этой общей для мирового сообщества проблемы.

У наших отношений есть большие экономические и политические перспективы, мы будем выстраивать их, невзирая на все проблемы.


 


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС