на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича
 
9 июня 2011 г.


О проведении в Нижнем Новгороде саммита Россия - ЕС


9-10 июня в Нижнем Новгороде проходит саммит Россия – ЕС. Развернутый комментарий Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по этой теме размещен в статье «Европейский союз: жизнь без виз», опубликованной сегодня в «Российской газете» в спецприложении о темах нашего диалога с Евросоюзом.

 

Об участии Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в предстоящем заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Астане


14-15 июня в Астане состоится заседание Совета глав государств-членов ШОС. Информация появится позже на сайте Президента России.

 

О текущей ситуации в Сирии


В Сирии и вокруг нее сохраняется напряженность, конкретные шаги, предпринимаемые сирийским руководством в направлении продвижения реформ, включая подготовку их законодательной базы, не привели к прекращению в ряде районов страны протестных акций. Успокоению ситуации не способствуют экстремистские призывы в т.ч. со стороны т.н. «зарубежной оппозиции», к «свержению режима и отказу от участия в общенациональном диалоге», организацией которого занимаются сирийские власти. Серьезную обеспокоенность вызывают сообщения о переходе радикальных сил к вооруженной конфронтации с подразделениями армии и силами правопорядка, что ведет к эскалации насилия и невозможности решить назревшие проблемы страны мирным способом.

В этой связи считаем неотложной задачей прекращение насилия, откуда бы оно ни исходило, перевод ситуации в режим диалога. Только на путях поиска общенационального консенсуса без какого-либо вмешательства извне возможно осуществить демократическое обновление сирийского государства и общества, обеспечить устойчивое экономическое развитие страны, соблюдение основных прав и свобод всех ее граждан.

 

О возможном рассмотрении резолюции СБ ООН по Сирии


Хотел бы отреагировать в контексте сирийского сюжета на поступившие от ряда информагентств вопросы (в частности, «Интерфакса», «РИА-Новости» и др.) об отношении России к подготовленному Великобританией и Францией и внесенному на рассмотрение СБ ООН проекту резолюции ООН по Сирии.

Могу подтвердить: в Москве по-прежнему твердо исходят из того, что урегулирование трудной ситуации, сложившейся в Сирии, должно осуществляться самими сирийцами без вмешательства извне, в рамках закона, без применения насилия в отношении мирных граждан, в русле поиска национального согласия на основе широкого диалога. Властями Сирии уже сделан ряд важных шагов по пути осуществления заявленных преобразований. Необходимо дать время для их реализации.

Россия, как неоднократно подчеркивалось, против любой резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии. Ситуация в этой стране не представляет угрозу международному миру и безопасности. Следствием обсуждения антисирийского проекта может стать еще большая эскалация внутренней напряженности, что негативно скажется на обстановке в регионе в целом. Необходимо учитывать, что решение СБ с критикой Дамаска в условиях, когда в Сирии все более активно заявляют о себе вооруженные экстремисты, будет означать косвенную поддержку их действий. Это не соответствует роли СБ ООН. Не можем не учитывать и опыт принятия резолюции СБ 1973 по Ливии и последствия ее расширительного толкования.

 

О текущей ситуации в Йемене


Обстановка в Йемене остается напряженной. Получивший ранения в результате покушения 3 июня Президент А.Салех выехал на лечение в Саудовскую Аравию. Его полномочия временно исполняет Вице-президент А.М.Аль-Хади. С 5 июня действует перемирие между противоборствующими сторонами, которое позволило несколько снизить уровень напряженности.

Мы считаем перемирие шагом в нужном направлении и призываем стороны к его строгому соблюдению. Важно проявлять сдержанность и здравый смысл, чтобы не допустить возврата к губительной для страны вооруженной конфронтации, избежать новых жертв среди гражданского населения.

Исходим из того, что внешнее содействие, в том числе государств региона, может помочь преодолению острого внутрийеменского кризиса на платформе общенационального примирения. Со своей стороны, Россия продолжит вносить вклад в усилия по скорейшей нормализации ситуации в Йемене через широкий диалог всех йеменских сторон.

В нынешних условиях уделяем приоритетное внимание вопросам обеспечения безопасности находящихся в Йемене российских граждан. Проведено сокращение численного состава Посольства в Сане и Генконсульства в Адене. На Родину возвратились члены семей их сотрудников, а также ряд наших специалистов, работавших по контракту с йеменской стороной в сфере технического содействия.

В зависимости от дальнейшего развития ситуации в Йемене могут быть приняты все необходимые дополнительные меры по обеспечению безопасности российских граждан.

 


Об итогах очередного раунда Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье


На состоявшемся 7 июня в Женеве 16-м раунде Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье ярко проявилась возросшая агрессивность грузинской делегации. Она пыталась списать на происки России все неудачи тбилисского руководства во внутренних и международных делах. Грузинская сторона огульно обвинила российские спецслужбы в организации неких «террористических актов» на территории Грузии. Характерно, что очередной арест «диверсанта» около офиса связи НАТО в Тбилиси 6 июня произошел непосредственно накануне проведения многосторонней встречи в Женеве.

Однако факты последних месяцев (проникновения в Абхазию спецназа МВД Грузии, гибель в апреле российского офицера-пограничника, инциденты в Южной Осетии) ясно демонстрируют, кто в действительности подрывает наметившуюся стабилизацию в Закавказье.

Налицо усиление активности грузинских спецслужб вблизи границ. Только с начала года зафиксировано 12 рейдов грузинских диверсионных групп на территорию Республики Абхазия, в основном в Гальском районе. Эти акции органично связаны с антироссийской кампанией шпиономании в Грузии, попытками найти «российский след» в действиях внутренней грузинской оппозиции.

В этой связи в ходе дискуссии российская делегация подчеркнула необходимость более тщательного контроля наблюдателями Евросоюза за действиями грузинских силовых структур в районах, приграничных с Абхазией и Южной Осетией. Еще раз было отмечено, что мандат ММЕСГ на смежные районы новых независимых государств не распространяется.

В том, что касается вопроса перехода к практическим шагам в области мер доверия, транспарентности и обмена информацией, наша позиция остается неизменной. Необходимо подписание между Цхинвалом и Тбилиси, Сухумом и Тбилиси юридически обязывающих соглашений о неприменении силы или угрозы силой. К сожалению, о каком-либо прогрессе здесь говорить не приходится.

Упорное нежелание официального Тбилиси видеть в представителях Абхазии и Южной Осетии равноправных партнеров по переговорам приводит к пробуксовке решения всего комплекса проблем, связанных с возвращением беженцев и перемещенных лиц. В связи с тем, что Грузия вновь внесла соответствующий проект резолюции в ГА ООН, понятно, что без участия абхазской и югоосетинской делегаций дискуссия на Генассамблее ООН может превратиться в политический фарс.

Итоги раунда подтверждают, что грузинская сторона по-прежнему не выдвигает никаких конструктивных предложений по налаживанию связей с Абхазией и Южной Осетией и все больше скатывается к пропагандистской риторике.

 

В связи с выдвижением Грузией проекта резолюции Генассамблеи ООН о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии


В Москве ознакомились с подготовленным Грузией проектом резолюции Генассамблеи ООН о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Никаких сюрпризов в этом документе мы не обнаружили – за исключением ряда технических обновлений, он полностью воспроизводит аналогичную резолюцию предыдущей сессии Генассамблеи ООН. Тбилиси упорно повторяет из года в год один и тот же маневр в надежде привлечь к себе внимание международного сообщества, однако, судя по результатам прошлогоднего голосования, когда большинство членов ООН либо воздержалось, либо не присутствовало при рассмотрении этого вопроса в Генассамблее, грузинам это плохо удается.

Связано это с тем, что контрпродуктивность этой политизированной затеи Тбилиси уже ни у кого не вызывает сомнений. Резолюция якобы нацелена на урегулирование положения внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, а на деле лишь усложняет и без того зыбкий переговорный процесс в рамках Женевских дискуссий, которые на сегодня являются единственным переговорным форматом для представителей Абхазии, Южной Осетии и Грузии, в т.ч. по гуманитарным вопросам и положению беженцев и ВПЛ.

Если грузинская сторона предлагает обсуждать эту тематику в Нью-Йорке, как это следует из проекта резолюции, то туда необходимо пригласить абхазов и осетин. Такое обсуждение имеет смысл только с их участием. Насколько нам известно, они готовы приехать. Однако, судя по всему, затея с проектом на результат не рассчитана.

О каком решении проблем беженцев может идти речь, когда Грузия упорно отказывается мириться с реалиями, сложившимися в регионе, и не идет на заключение юридически обязывающих соглашений с югоосетинской и абхазской сторонами? Из этого можно сделать лишь один вывод: в Тбилиси в очередной раз пытаются раздуть гуманитарный сюжет, при этом нисколько не заботясь о судьбах тысяч грузин, абхазов, осетин и граждан других национальностей, пострадавших в результате его недальновидной и агрессивной политики.

Убеждены, что принятие грузинского проекта Генассамблеей ООН не будет способствовать налаживанию доверия между абхазской, югоосетинской и грузинской сторонами, а лишь отвлечет их от практической работы, проводимой на Женевских дискуссиях. Рассчитываем, что государства-члены ООН воздержатся от одобрения этой явно политизированной инициативы Тбилиси.

 

О рассмотрении Советом ООН по правам человека правозащитной ситуации в Грузии


Хочу обратить внимание, что на сайте МИД России размещен материал о рассмотрении 8 июня в Женеве Советом ООН по правам человека правозащитной ситуации в Грузии в связи с докладом о прохождении Грузией процедуры универсального периодического обзора положения в области прав человека.

 

О проведении Дня русского языка за рубежом


Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал Указ о проведении ежегодно 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина, единого Дня русского языка.

В последние годы в России и за её пределами проводится большое количество мероприятий, направленных на продвижение русского языка как средства межнационального и международного общения, как одного из важнейших инструментов влияния и укрепления позиций России в современном мире. Такие мероприятия проходят по линии Минобрнауки России, Россотрудничества, Фонда «Русский мир», Федеральной целевой программы «Русский язык», Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и др.

6 июня более чем в ста странах мира при участии посольств Российской Федерации, представительств Россотрудничества прошли крупномасштабные акции, посвященные Дню русского языка. Основными площадками стали российские центры науки и культуры (РЦНК) за рубежом, центры и кабинеты Фонда «Русский мир», партнёрские организации (вузы, школы, славянские университеты, организации соотечественников и др.). Проведено более тысячи разноплановых мероприятий.

Они прошли во всех странах Европы, США, Китае, Индии, Вьетнаме. Нашли отклик даже в таких отдаленных точках, как Малайзия, Камбоджа, Бангладеш, Конго, Эфиопия, Бурунди, Танзания, Кения, Мадагаскар, Уганда, практически во всех странах Латинской Америки.

В большинстве государств День русского языка открылся возложением цветов к памятнику А.С.Пушкину как основоположнику современного русского языка.

В ряде стран был проведен конкурс русского языка «От Пушкина до наших дней» по нескольким номинациям, ориентированным на иностранных школьников, иностранных студентов, соотечественников, проживающих за рубежом, зарубежную профессиональную творческую интеллигенцию.

Особое внимание МИД России и Россотрудничеством было уделено проведению акций в странах СНГ. При участии Россотрудничества мероприятия прошли в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, на Украине.

Более подробная информация размещена на сайте МИД России.


Из ответов на вопросы СМИ:


Вопрос: Президент России Д.А.Медведев в ходе посещения Института русского языка им. А.С.Пушкина сообщил, что в ближайшие дни состоится его встреча с Президентом Ирана М.Ахмадинежадом, в ходе которой он обсудит вопросы модернизации двусторонних отношений. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Могу подтвердить, что такая встреча готовится в рамках предстоящего саммита ШОС в Астане. По ее итогам Пресс-служба Президента даст соответствующий комментарий. Если потребуется, мы тоже информируем вас о предстоящем контакте лидеров двух стран.

Как вы знаете, Президент России Д.А.Медведев сказал о модернизации российско-иранских отношений. У наших стран широкая и разнообразная повестка. Так, буквально сегодня в Тегеране на министерском уровне достигнута договоренность о создании рабочей группы по вопросам радиочастот и обмена информацией. Процесс идет, сотрудничество набирает обороты.

Вопрос: Намерена ли Россия воспользоваться правом «вето» при постановке резолюции по Сирии на голосование в СБ ООН?

Ответ: Думаю, я дал исчерпывающий ответ на этот счет. Россия не считает, что сирийская тема является предметом рассмотрения в СБ ООН, тем более заслуживает принятия резолюции. Об этом ясно сказал Д.А.Медведев на пресс-конференции в Сколково. На эту же тему неоднократно высказывался Министр иностранных дел России С.В.Лавров. С соответствующим комментарием в телевизионном эфире сегодня выступил Постоянный представитель России при ООН в Нью-Йорке В.И.Чуркин. На основании всех этих заявлений вы можете сделать вывод о нашей четкой и последовательной позиции.

Вопрос: Просьба прокомментировать высказывания главы подкомитета по ассигнованиям Сената США П.Лихи о том, что у России нет юридического права выйти из СНВ-3 из-за развертывания американской ПРО.

Ответ: Мы не впервые сталкиваемся с попытками американских сенаторов «творчески переосмыслить» понимания, достигнутые (в том числе и на высшем уровне) в ходе переговоров по новому ДСНВ и закрепленные в его положениях.

В частности, в ходе ратификационного процесса по Договору Сенат США уже пытался поставить под вопрос зафиксированную в тексте взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также ее возрастающую важность в процессе сокращения СНВ.

Исходим из того, что к Договору применяются общепризнанные нормы международного права.

Отмечаем в этой связи, что в нем воспроизводится известный правовой принцип неизменности обстоятельств, которые послужили основой для заключения Договора, содержится положение о праве каждой из Сторон прекратить его действие в случае существенного изменения таких обстоятельств.

При заключении нового ДСНВ российская сторона сделала специальное заявление, прямо относящее к подобным обстоятельствам количественное и качественное наращивание возможностей систем ПРО США, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил Российской Федерации. Данное положение отражено и в Федеральном Законе о ратификации Договора.

Таким образом, наша позиция в данном вопросе определяется нормами международного права и требованиями российского законодательства.

Напомним, что США вышли из Договора по ПРО, когда американская сторона решила, что он больше не отвечает ее интересам. Насколько нам известно, Сенат не ставит под вопрос правомерность этого шага.

Вопрос: Вчера состоялось заседание СРН на уровне министров обороны. Прокомментируйте, как прошли переговоры по ПРО? Насколько ситуация является «тупиковой»?

Ответ: Тупиковых ситуаций по определению не бывает. Для этого и существует дипломатия, чтобы находить пути преодоления тупиков.

Думаю, вы знакомы с пресс-конференцией Министра обороны России А.Э.Сердюкова, который дал разъяснения по обсуждавшимся на заседании СРН вопросам и позиции России на этот счет. Наш подход транспарентен и понятен, его изложил Президент Д.А.Медведев на большой пресс-конференции 18 мая. Обстоятельные комментарии не раз давал Министр иностранных дел С.ВЛавров, в частности, по итогам трехсторонней встречи в Калининграде.

Россия готова продолжать диалог по проблематике ПРО, но настаивает на четких юридических гарантиях ненанесения ущерба нашему стратегическому потенциалу. Нужно совместно проработать концепцию создания ЕвроПРО, учитывающую не только интересы РФ, стран-членов НАТО, но и других государств, которые потенциально могут участвовать в этой системе.

Если нам говорят, что система не направлена против России, то мы принимаем этот подход, но считаем необходимым положить его на бумагу, тем более если это не составляет труда для наших партнеров. Отсутствие же готовности зафиксировать такую позицию документально вызывает вопросы. Эти вопросы обозначил Президент России, который неоднократно задавал их своим коллегам из стран-членов НАТО. Думаю, и Министр обороны России не получил внятных ответов от своих натовских партнеров. Все это настораживает. Но, повторю, мы готовы продолжать диалог, искать точки соприкосновения. Не хотелось бы думать о сценарии, при котором в случае отсутствия договоренности Европа вместо строительства единого пространства безопасности откатится на многие годы назад.

Вопрос: В предстоящие выходные в Москве состоится встреча по нагорно-карабахскому урегулированию. Какие надежды российская сторона возлагает на эти переговоры? Готовы ли Армения и Азербайджан подписать какой-либо документ, фиксирующий основные принципы урегулирования?

Ответ: Такая встреча на уровне министров иностранных дел трех стран готовится. Полагаю, она имеет рубежный характер. После принятия в Довиле важного заявления президентов России, США и Франции впервые в истории нагорно-карабахского урегулирования мы имеем совершенно четкую и развернутую позицию сопредседателей Минской группы на высшем уровне.

Надеемся, что диалог приведет к тому, что стороны согласятся с основными принципами урегулирования, после чего начнется работа непосредственно над соглашением. Это нескорый процесс, тем не менее, сейчас имеются большие надежды, что заявление президентов в Довиле поможет сторонам осознать тот рубеж, до которого дошел процесс политического урегулирования. Дальнейшая задача – принятие основных принципов. Откладывать этот процесс и заниматься риторикой контрпродуктивно. Президенты послали четкий сигнал сторонам о необходимости договариваться, принимать принципы и приступать к выработке большого документа, определяющего параметры урегулирования. С такими настроениями С.В.Лавров будет встречаться со своими коллегами из Армении и Азербайджана.

Вопрос: Сегодня появилась информация о том, что грузинская сторона пригрозила выйти из Женевских дискуссий из-за якобы «подрывной деятельности России». Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Думаю, этот вопрос лучше адресовать грузинской стороне. Считаем площадку Женевских дискуссий очень важной. Как я уже сказал, пожалуй, это – единственный формат, предоставляющий странам возможность договариваться по целому ряду вопросов при содействии других государств и международных организаций. Речь, прежде всего, идет о вопросах безопасности региона, безопасности вновь образованных государств – Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

Вопрос: Прокомментируйте итоги поездки М.В.Маргелова в Ливию, учитывая, что 27 июня заканчивается мандат резолюции 1973 СБ ООН. Приблизил ли визит М.В.Маргелова в регион позитивное урегулирование конфликта?

Ответ: Думаю, одной поездкой сложно решить такую крупную и серьезную проблему, как ливийский конфликт. Хочу адресовать вас к первоисточнику. М.В.Маргелов подробно прокомментировал журналистам результаты поездки в Бенгази.

Со своей стороны могу подтвердить, что Россия исходит из необходимости разрешения подобных конфликтов политико-дипломатическими средствами, без вмешательства извне и применения силы. Призываем все заинтересованные стороны неукоснительно соблюдать и выполнять положения резолюций 1970 и 1973 СБ ООН, которые в качестве приоритетной задачи требуют скорейшего прекращения кровопролития и любого насилия, а также поиска политического урегулирования кризиса на путях диалога. Со своей стороны неоднократно подтверждали готовность оказывать содействие политическому процессу. На это направлены недавние контакты Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с представителями сторон и поездка в регион спецпредставителя Президента по сотрудничеству со странами Африки М.В.Маргелова.

Вопрос: Появилась информация, что российский запрет на ввоз овощей из всех стран ЕС идет вразрез с принципами ВТО, куда Россия хочет вступить в ближайшем будущем. Как Вы можете прокомментировать данную ситуацию?

Ответ: Эта тема уже откомментирована нами на различных уровнях, в частности Постпредом России при ЕС В.А.Чижовым, который заявил, что такая защитная мера не противоречит нормам и принципам ВТО.

Напомню, что в одной из статей Устава ВТО записано, что, если те или иные действия или товары представляют угрозу жизни, государство вправе принимать дополнительные меры по защите своего рынка и потребителей и т.д. Здесь нет противоречия, скорее, нам необходимо оперативно получить от Еврокомиссии ответы на наши адресные вопросы – о природе штамма, о том, какие меры принимаются для ограничения его распространения и др. Тогда все вопросы можно решить.

Руководитель Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко проводит рабочие консультации с зарубежными коллегами. Он, к слову, публично опроверг недостоверную информацию, что Россия запретила ввоз ягод из стран Евросоюза.

Мы ждем объяснений и готовы рассматривать различные варианты. Но приоритет здесь – здоровье наших граждан.

Вопрос: В Женеве Г.Б.Карасин обещал изучить переданную Грузией информацию по поводу «терактов». Как представляется, это не является однозначным отрицанием причастности России к ним. Изучала ли российская сторона материалы, переданные грузинскими представителями?

Ответ: Г.Б.Карасин еще не вернулся из командировки в Женеву. Как он заявил журналистам, мы будем готовы изучить то, что было передано, при понимании, что это будут не выдуманные факты, а серьезный материал, поддающийся профессиональному анализу. Если будет необходимо отреагировать, мы это сделаем непременно.

 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС