на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко агентству ИТАР-ТАСС

29-06-2011


Вопрос: В декабре 2010 года в Астане после одиннадцатилетнего перерыва состоялся саммит ОБСЕ. С ним связывались надежды на оживление этой организации. Произошло ли это? Если судить по СМИ, она вновь оказалась в тени. Каково сейчас состояние дел в ОБСЕ?

Ответ: Вы абсолютно справедливо подметили скользящий вниз «информационный» рейтинг ОБСЕ, хотя, казалось бы, структура с заявленным «всеобъемлющим подходом» к вопросам безопасности и широким географическим охватом «от Ванкувера до Владивостока» (а в нее, напомню, входит 56 государств) должна не сходить с первых полос газет и интернет-изданий. Однако этого не происходит, и причин тому несколько.

Главная из них состоит в том, что некоторые наши коллеги разуверились в политических и практических возможностях Организации, не видят перспектив для реального многостороннего взаимодействия в ее рамках, либо заинтересованы лишь в избирательном использовании инструментария ОБСЕ – в отношении отдельных стран-участниц и по отдельным темам.

В России, тем не менее, считают, что на ОБСЕ рано «ставить крест», а нужно совместными усилиями раскрывать и использовать ее потенциал в качестве форума для равноправного, уважительного диалога государств-участников по широкому спектру вопросов безопасности, а также коллективной выработки консенсусных решений, которые отвечали бы интересам всего сообщества ОБСЕ, а не отдельных групп или стран. Ведь, если вспомнить историю, Организации есть чем гордиться. В частности, разработкой ряда важных соглашений в области контроля над вооружениями, вкладом в стабилизацию обстановки в отдельных регионах Европы. Разумеется, непреходящее значение имеют разработанные в СБСЕ/ОБСЕ принципы межгосударственных отношений, в т.ч. принцип неделимости безопасности.

Затухание Организации связано, на наш взгляд, и с тем, что она оказалась неготовой взять на себя решение новых задач уже в XXI веке. В отличие от упомянутых 80-х и 90-х годов, когда доминировали традиционные проблемы в сфере безопасности (внутри- и межгосударственные конфликты), сегодня речь идет о принципиально новых угрозах стабильности, имеющих скорее не межгосударственный, а трансграничный характер – терроризм, распространение наркотиков, треффикинг, организованная преступность, пиратство. Параллельно Организация все больше концентрировалась на тематике прав человека, что уводило ее в сторону от главного предназначения – быть инструментом укрепления стабильности и безопасности.

Требуется новая повестка дня ОБСЕ в области безопасности. Саммит Организации в Астане сделал обнадеживающий шаг в этом направлении. Впервые за последние несколько лет удалось принять важный политический документ – обращенную в будущее итоговую Декларацию. В ней поставлена стратегическая цель по формированию «сообщества безопасности», свободного от разделительных линий, конфликтов и зон с различным уровнем безопасности, что идет в русле инициативы Президента России Д.А.Медведева о разработке Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Выполнение этой долгосрочной задачи действительно могло бы объединить все государства-участники ОБСЕ. Сейчас важно поддержать этот импульс, преобразовать его в конкретные документы, способные собрать консенсус. Россия к серьезной работе по воплощению в жизнь итогов саммита готова. Ждем от наших партнеров такого же конструктивного подхода.

Определенные ожидания связываем с предстоящей Конференцией по обзору проблем в области безопасности (Вена, 29 июня – 1 июля 2011 года), где, как мы надеемся, вопросы создания упомянутого «сообщества безопасности» получат дальнейшее развитие и конкретизацию. Интерес подогревается тем, что в ЕКОБ-2011 примут участие Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев и Генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен.

Вопрос: Одним словом – извините, если я излишне пессимистично смотрю на вещи – качественных изменений внутри ОБСЕ и в ее практической деятельности пока нет, как нет и уверенности, что они произойдут в обозримом будущем. Что предлагает в этой ситуации Россия? Поддерживают ли наши приоритеты и инициативы другие государства-участники?

Ответ: Поиск места ОБСЕ в новой архитектуре евроатлантической безопасности явно затянулся. Повышение ее политического профиля и востребованности в международных делах невозможно без давно назревшего завершения институционального строительства, адаптации повестки дня к динамично меняющимся мировым реалиям. Строго говоря, ОБСЕ так и не превратилась в полноценную международную организацию, а продолжает оставаться «региональным соглашением», сохраняя атрибуты Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), переименованного в 1995 году в нынешнюю ОБСЕ. На этом старом багаже далеко не уехать.

Именно поэтому Россия предложила программу реформирования ОБСЕ, в основу которой заложены выработка и принятие юридически обязательного Устава (которого у СБСЕ/ОБСЕ никогда не было) с четко прописанными полномочиями для коллективных директивных органов государств-участников, Действующего председательства, исполнительных структур, включая Секретариат и институты ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ), Представителя по свободе СМИ. Напомню, проект Устава ОБСЕ подготовлен Россией совместно с партнерами по ОДКБ и с сентября 2007 года находится на столе переговоров. Ожидаем, что Действующее литовское председательство и западные партнеры наконец-то решатся начать предметные консультации на этот счет.

В числе российских приоритетов в ОБСЕ – укрепление военно-политической стабильности, борьба с новыми вызовами и угрозами.

Активно поддерживаем модернизацию «Венского документа (ВД) по мерам укрепления доверия и безопасности», не обновлявшегося с 1999 года. В ОБСЕ есть общее понимание важности утверждения новой редакции ВД на очередном Вильнюсском СМИД в декабре 2011 года.

Предлагаем принять подготовленную российской стороной «Концепцию работы ОБСЕ на антинаркотическом направлении». В соавторы проекта вошли также США, Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Турция.

В рамках совместной российско-американской инициативы по продвижению государственно-частного партнерства выступаем за организацию в Вене в текущем году семинара по безопасности в сфере туризма перед лицом террористических угроз.

Считаем полезным продолжить, в том числе в ОБСЕ, диалог по энергобезопасности, включая обсуждение российского проекта «Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности», разработанного на основе идей, высказанных в апреле 2009 года на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Предлагаем подумать о возможной роли ОБСЕ в сфере чрезвычайного реагирования на природные и техногенные катастрофы. Россия поддержала организованный недавно в Вене экспертный семинар по данной проблематике. Рассчитываем, что эта дискуссия выведет на подготовку имеющего прикладной характер документа ОБСЕ.

У нас по-прежнему вызывает серьезную озабоченность сохраняющаяся дискриминация русскоязычного населения в странах Прибалтики. Убеждены, что ОБСЕ должна активнее стимулировать власти Латвии и Эстонии на решение проблемы безгражданства, включая наделение русскоязычного меньшинства равными правами с людьми говорящими в этих странах на государственном языке.

Ожидаем, что на предстоящем Совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения (Варшава, 26 сентября – 7 октября 2011 года) состоится профессиональный, неполитизированный обмен мнениями, с участием специалистов консульских и миграционных служб, по вопросу о выполнении государствами-участниками принятых еще на начальном этапе развития СБСЕ/ОБСЕ обязательств по либерализации визовых режимов, которые, к сожалению, были незаслуженно забыты и выпали из поля зрения Организации.

Вопрос: Продолжает ли Россия выступать за реформу БДИПЧ?

Ответ: Будем и дальше выводить партнеров на принятие единых, коллективно согласованных правил наблюдения за выборами со стороны БДИПЧ ОБСЕ. Это – единственная возможность устранить разногласия, постоянно возникающие в ОБСЕ вследствие различной трактовки немногочисленных положений о компетенции Бюро в данной сфере. Соответствующие предложения сформулированы в «Базовых принципах организации наблюдения за общенациональными выборами по линии ОБСЕ», подготовленных в 2007 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Рассчитываем, что в текущем году будет проведен сравнительный анализ избирательного законодательства государств-участников ОБСЕ.

Вопрос: В последнее время много разговоров о том, что эффективности ОБСЕ «мешает правило консенсуса». Невозможно, мол, в рамках 56-ти государств-участников договориться абсолютно по всем проблемам.

Ответ: Убеждены в императивности сохранения и укрепления консенсусных основ работы ОБСЕ. Принцип консенсуса является краеугольным камнем Организации, и мы продолжим выступать самым решительным образом против любых предложений, способных подорвать его, а также против идей и призывов считать исполнительные структуры ОБСЕ, включая БДИПЧ и ВКНМ, «автономными».

Разумеется, остаются в силе российские предложения принять единые принципы предотвращения и урегулирования конфликтов в регионе ОБСЕ. Проект соответствующего документа распространен нами в ОБСЕ в 2010 году.

Вопрос: ОБСЕ прославилась – не всегда в позитивном смысле этого слова – повышенным вниманием, если не сказать зацикленностью, на тематике выборов. Будет ли она наблюдать за предстоящими парламентскими выборами в нашей стране?

Ответ: К гуманитарной «корзине», которая год от года становится все более объемной, относится и мониторинг за избирательными процессами в государствах-участниках. Очевидно, что избирательное законодательство и практика не являются совершенными ни в одном из них. Серьезных недостатков хватает и на Востоке, и на Западе сферы ответственности Организации, в том числе в странах Евросоюза, и в США. Проблема наблюдения за выборами и подготовки заключений на них со стороны БДИПЧ состоит, однако, не в наличии таких недостатков, а в отсутствии консенсусной, то есть приемлемой для всех нормативной базы. Так, до сих пор не существует объективных критериев для формирования мониторинговых миссий. Например, на парламентские выборы в Великобритании в мае 2010 года были направлены 10 экспертов Бюро, на парламентские выборы в Германии в сентябре 2009 года – 15, на парламентские выборы в Испании в марте 2008 года – 10, на парламентские выборы в Финляндии в апреле 2011 года – 7, на президентские выборы в Австрии в апреля 2010 года – 11.

Даже в государствах-членах Евросоюза – Латвии и Эстонии, где существуют кричащие проблемы, связанные с лишением сотен тысяч так называемых «неграждан» избирательных прав, полноформатное наблюдение не осуществляется. В частности, на парламентских выборах в Латвии в октябре 2010 года присутствовали 13 экспертов «ограниченной миссии по наблюдению», а на парламентских выборах в Эстонии в марте 2011 года – «миссия по оценке» в составе 14 человек.

В некоторых государствах-участниках мониторинг вообще не осуществляется: Литва – президентские выборы в мае 2009 года, Чехия – парламентские выборы в мае 2010 года, Швеция – всеобщие выборы в сентябре 2010 года, Португалия – президентские выборы в январе 2011 года, Ирландия – досрочные парламентские выборы в феврале 2011 года.

Для сравнения: на парламентские выборы в Азербайджане в ноябре 2010 года приехало 443 наблюдателя Бюро, на президентские выборы в феврале 2008 года, в Армении – 294, на президентские выборы в Белоруссии в декабре 2010 года – 394, на досрочные президентские выборы в Казахстане в апреле 2011 года – 314, на парламентские выборы в Киргизии в октябре 2011 года – 286, на парламентские выборы в Таджикистане в феврале 2010 года – 226.

Надо решительно заканчивать с практикой «мониторинговых дисбалансов», о которой я говорил выше, и руководствоваться принципом суверенного равенства в ОБСЕ. Если наблюдать за выборами, то во всех государствах Организации, если готовить заключения об избирательных процессах, то на основе понятных критериев – соответствия Документу Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 года в части, касающейся выборов, а не на базе внутренних инструкций БДИПЧ, не утверждавшихся межправительственными органами. Консервация же этой практики будет только ослаблять Организацию, сохранять внутри нее разделительные линии, а, в конечном счете, снижать ее востребованность для государств-участников.

Разумеется, мы не выступаем за полную уравниловку. Есть страны большие и малые, есть разные демократические традиции. Наконец, могут быть и разные потребности в наблюдении – почему бы их не удовлетворить, если об этом просят сами страны-участницы. Но общая «система координат» все же должна быть.

Теперь о возможном мониторинге ОБСЕ за планируемыми на конец текущего года очередными выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Нелишне напомнить, что на протяжении всей своей современной истории наша страна подавала пример открытости в плане наблюдения за выборами, в том числе и со стороны международных организаций и институтов.

Согласно Документу Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению 1990 года, заложившему принцип проведения избирательных кампаний и наблюдения за ними, и более поздним решениям ОБСЕ Россия взяла на себя политическое обязательство приглашать наблюдателей от других стран-участников ОБСЕ, БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Это обязательство будет выполнено. Тот же Копенгагенский документ гласит, что при организации наблюдения государства-участники должны руководствоваться национальным законодательством. Что мы, разумеется, и будем делать. Российским национальным законодательством определяются, например, сроки такого приглашения – только после официального назначения даты голосования (от 110 до 90 дней до выборов), а также права иностранных наблюдателей.

Еще раз отмечу, «методология» наблюдения, применяемая БДИПЧ, с государствами-участниками не согласовывалась. По сути дела это –внутренняя инструкция Бюро. Мы же выступаем за разработку консенсусного «стандарта».

Вопрос: Есть ли и, вообще, может ли быть у ОБСЕ какая-то собственная роль в контексте происходящего в Южном Средиземноморье, на Ближнем Востоке или, например, в Афганистане?

Ответ: Названные Вами регионы не входят в зону ответственности ОБСЕ, мандат Организации не позволяет ей заниматься такой региональной проблематикой. При этом некоторые государства являются т.н. партнерами ОБСЕ по сотрудничеству – средиземноморскими (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис) и азиатскими (Австралия, Афганистан, Монголия, Республика Корея, Таиланд, Япония), – что предполагает, среди прочего, их участие в отдельных мероприятиях по линии ОБСЕ без права «голоса» при согласовании и принятии документов. На разовой основе, причем исключительно с согласия принимающей стороны и по решению директивных органов Организации, с ними может осуществляться определенное взаимодействие. Так, например, ОБСЕ оказывает содействие властям Афганистана в контексте реагирования на исходящие с территории ИРА нарко- и террористические угрозы и в становлении государственных институтов.

Вопрос: Разрешите в заключении задать, возможно, несколько наивный, но, на мой взгляд, имеющий с точки зрения неискушенного в политике человека право на существование вопрос. Кто «главнее» в Европе – НАТО, Европейский союз, ОБСЕ, Совет Европы? Кто из них важнее для России?

Ответ: Главнее – Совет Безопасности ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности, в том числе на европейском континенте, и наделенный правом принятия обязательных к исполнению для всех государств-членов резолюций.

Использование ресурсов организаций, членами которых мы являемся, и наращивание взаимодействия с теми, где мы не участвуем, – неотъемлемая часть внешнеполитического курса России, призванного обеспечить максимально благоприятные условия для внутреннего развития нашей страны. Поэтому Россия будет продолжать инвестировать в каждый из этих форматов, добиваясь уважения наших законных интересов.

Компетенции перечисленных Вами общеевропейских и евроатлантических организаций порой пересекаются – они действуют на одном политико-военном, экономическом и гуманитарном поле. Так сложилось исторически, поэтому приходится следить, в первую очередь им самим, чтобы усилия не дублировались, не возникало ненужной конкуренции. Мы же каждый раз тщательно взвешиваем, в каких форматах, через какие механизмы общеевропейского и евроатлантического сотрудничества российские интересы могут быть реализованы наилучшим образом и в гармонии с законными интересами наших партнеров.

Сегодня ни одно государство не может позволить себе «распылять» усилия. Огромный массив российских интересов в самых различных областях связан с региональными организациями – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенным союзом.

Вместе с тем, мы убеждены, что настало время всем задуматься над тем, как улучшить взаимодействие всех перечисленных Вами организаций, с максимальной отдачей использовать их сильные стороны в решении общих для всех задач. И ОБСЕ может стать основной площадкой для налаживания такого межинституционального диалога. Именно на это нацеливает документ «Платформа безопасности на основе сотрудничества», принятый на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года.


 


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС