на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Государственным секретарем США Х.Клинтон,
Вашингтон, 13 июля 2011 года

14-07-2011
Прежде всего, хотел бы сказать, что мы осуждаем теракт в Мумбаи, его организаторов и выражаем полную солидарность с правительством Индии.

Борьба с терроризмом занимает особое место в российско-американском партнерстве, и мы будем её наращивать везде, включая Афганистан, регион Ближнего и Среднего Востока и др.

Хочу также выразить искреннюю признательность за высказанные Х.Клинтон соболезнования в связи с трагическим инцидентом на Волге. Мы ценим эти чувства руководства и народа США.

Благодарны за гостеприимство, оказанное российской делегации во время нынешнего весьма насыщенного визита в США. Состоялись беседа с Президентом США Б.Обамой, переговоры с Государственным секретарем США Х.Клинтон. Вчера я провел встречу с членами Комиссии по международным делам Сената США, пообщался также с «русскими американцами», у которых есть много интересных проектов, призванных способствовать сближению народов двух стран. Дал интервью радиостанции «Голос России», открывшей студию в Вашингтоне и вещающей здесь на английском языке.

Еще раз хочу поблагодарить американских коллег за оказанное содействие.

Разделяю позитивные оценки Х.Клинтон в отношении работы Президентской комиссии. Это очень эффективный механизм, созданный главами наших государств и координируемый Министерством иностранных дел России и Госдепартаментом США. 18 рабочих групп полностью включились в разработку конкретных проектов сотрудничества. Созданы еще две новые группы - по инновациям и правовым вопросам.

Мы рассмотрели текущие приоритетные вопросы двусторонних отношений, включая ситуацию вокруг скорого, надеюсь, завершения процесса присоединения России к ВТО. Недавно Вашингтон посетила Министр экономического развития и торговли России Э.С.Набиуллина. На состоявшейся у меня сегодня встрече с Президентом Б.Обамой мы полностью согласились с необходимостью в самое ближайшее время закрыть вопросы, остающиеся на пути России в ВТО. Для этого есть все возможности и, как я понял по итогам беседы в Белом доме, политическая воля руководства США. Теперь дело за экспертами, которые должны этот политический импульс переложить на бумагу на язык практических договоренностей.

Значительное внимание мы уделили обсуждению проблематики стратегической стабильности, констатировали успешное выполнение нового Договора о СНВ. Механизм ДСНВ в виде двусторонней Консультативной комиссии функционирует достаточно эффективно. Уже предпринят целый ряд практических шагов, предусмотренных в Договоре и его приложениях.

Конечно, мы обсуждали значение, которые могло бы иметь скорейшее нахождение взаимоприемлемых развязок по ПРО. Мы отметили, что Президент США Б.Обама однозначно подтвердил свою договоренность с Президентом России Д.А.Медведевым о необходимости скорейшего создания надежных политических рамок для начала практического сотрудничества в этой важной сфере.

Хотел бы особо отметить подписание сегодня ряда документов. Прежде всего, это Соглашение о сотрудничестве в области усыновления. Наши переговорные команды работали очень хорошо. Российскую сторону представляли Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки, а также присутствующий здесь Уполномоченный Президента по делам ребенка П.А.Астахов. Думаю, скорейшее вступление в силу этого Соглашения поможет устранить раздражители, которые оправданно возникали в общественном мнении относительно ряда случаев, связанных с судьбой усыновленных в США российских детей. Признательны нашим американским партнерам за достижение юридически обязывающей договоренности.

Мы также подписали два документа, связанных с жизнедеятельностью каждого человека. Первый - касается минимизации рисков радиоактивного загрязнения окружающей среды. Второй – относится к Соглашению по плутонию, которое является серьезным вкладом наших государств в решение проблемы укрепления режима нераспространения и ядерной безопасности.

Завершили работу над договоренностью об упрощении визового режима. Она будет оформлена в ближайшее время. Все уже готово и согласовано. Думаю, это откроет путь к развитию нашего диалога о продвижении к безвизовым поездкам. Такая цель упоминалась в ходе визита Вице-президента США Дж.Байдена в Москву. Хотя еще пару лет назад подобная задача могла показаться немыслимой, сегодня мы видим, что в двусторонних отношениях имеются все возможности для продвижения к этой цели, являющейся уже предметом практических переговоров между Россией и ЕС. На сегодня более ста государств, включая, кстати сказать, Израиль, вышли с нашей страной на безвизовый режим.

Уверен, что по двусторонним делам мы сегодня сделали очень важный шаг по выполнению договоренностей и поручений президентов наших двух стран, согласованных во время их последней встречи в Довиле. Речь о вопросах усыновления и облегчения визового режима.

В международном блоке мы подробно обсудили не только конкретные вопросы, но и системные проблемы применительно к новой ситуации в мировых делах, возникающие в различных регионах и связанные с применением в сфере международной политики принципов демократии, верховенства международного права. Очень полезным был разговор о роли в этих процессах Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности. Как постоянные члены СБ ООН мы с американскими партнерами подтвердили заинтересованность в укреплении авторитета и репутации этого главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности.

Подробно рассмотрели ситуацию вокруг ядерной программы Ирана, ядерной проблемы Корейского полуострова. Эти вопросы имеют важное значение в контексте укрепления режима нераспространения и недопущения новых острых конфликтов в соответствующих регионах. Мы также говорили о Ливии, положении в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, об обстановке в Афганистане, где наши страны все более тесно сотрудничают в самых разных областях. Затрагивали ближневосточное урегулирование в свете состоявшегося 11 июля в Вашингтоне заседания «квартета», по итогам которого наши эксперты готовят соответствующий документ.

Рассмотрели тематику обычных вооружений в Европе. Россия и США заинтересованы в нахождении общеприемлемой базы для достижения договоренности о новом режиме контроля над обычными вооружениями в этом важном регионе.

Хочу отметить полезный разговор о перспективах российско-американского и международного сотрудничества в Арктике и Антарктике.

Переговоры показали возможность сближения позиций в тех областях, где у нас сохраняются разногласия. Такие вопросы имеются, они касаются отдельных аспектов двусторонних отношений и отдельных международных проблем. В отличие от прошлых лет мы воспринимаем это как естественный процесс. У двух крупных государств всегда есть сферы, где их интересы не во всем совпадают. В подавляющем большинстве случаев мы преследуем общие цели и ведем диалог о том, как эффективнее можно к ним продвигаться.

В заключение хочу отметить один символический момент. Сегодня - 13 июля. Именно в этот день в 1728 г. стартовала первая Камчатская русская экспедиция Витуса Беринга, доказавшая, что евразийский и американский континенты разделяет пролив. Кстати, в эти дни группа россиян и американцев плывет через Беренгов пролив по случаю такого исторического события. А послезавтра - 15 июля - мы будем отмечать другую круглую дату: 270 лет со дня, когда команда корабля «Св.Павел» под командованием Алексея Чирикова достигла побережья Аляски в ходе второй Камчатской экспедиции.

Мы сегодня много говорили об этом регионе. Есть принципиальное решение президентов двух стран о необходимости развивать сотрудничество через Беренгов пролив, и в ходе переговоров мы рассмотрели конкретные проекты и мероприятия, представляющие интерес для жителей Чукотки и Аляски. В этом, я думаю, проявляются новые качества двусторонних отношений, когда мы говорим не только о стратегических проблемах, но все больше думаем о том, что важно гражданам наших стран. В этом - залог партнерства на долгие годы.

Вопрос: По сообщениям СМИ, М.Каддафи пытается выбраться из Ливии. Обсуждалась ли сегодня ливийская проблематика? Каковы позиции сторон?

С.В.Лавров: Ситуация вокруг Ливии - тот случай, когда позиции России и США не вполне совпадают. Прежде всего, это касается выполнения резолюций СБ ООН, хотя отмечу, что по данной теме у нас с Соединенными Штатами заметно меньше разногласий, чем с некоторыми европейскими странами. Тем не менее, мы едины в необходимости скорейшего начала политического процесса. По различным каналам, включая неофициальные, мы работаем над созданием соответствующих условий.

Мы неоднократно излагали российскую позицию по этой проблеме. Специальный представитель Президента России по сотрудничеству со странами Африки М.В.Маргелов активно работает в регионе, взаимодействует с обеими сторонами конфликта.

Надеюсь, что совокупность мер, предпринимаемых и членами НАТО, и Россией, и странами региона, а также Африканским союзом, инициативу которого мы поддерживаем, приведет к договоренности о прекращении военных действий и запуске переговоров. Другого пути решения как этой, так и любой другой проблемы в современном мире нет.

Вопрос: Почему Россия блокирует принятие санкционной резолюции СБ ООН в отношении Сирии, осуждающей Президента Б.Асада?

С.В.Лавров: Дипломатия существует не для того, чтобы только осуждать и сиюминутно набирать политические очки. Она призвана решать проблемы. Одним осуждением без конструктивной повестки дня мы ничего не добьемся ни в Сирии, ни где-либо еще.

Считаем, что образцом подхода мирового сообщества к серьезнейшим проблемам на Ближнем Востоке и в Северной Африке является наше общее отношение к событиям в Йемене. Никто ведь не предлагает там кого-то осуждать и принимать резолюции СБ ООН в поддержку одной или другой стороны. И США, и Россия, ЕС, и ООН, и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива настаивают на том, чтобы правительство и оппозиция сели за стол переговоров и начали договариваться на основе взаимоприемлемой «дорожной карты». Убежден, что для судеб региона, интересов международных отношений принципиально важно, чтобы такой же ответственный, а не рассчитанный на сиюминутную конъюнктуру подход возобладал и в отношении Сирии.

Мы сегодня подробно говорили об этом. Мне кажется, наш подход встречает понимание.

Вопрос: Сегодня подписано Соглашение об усыновлении. Почему работа над этим документом велась так долго? Москве и Вашингтону удалось ведь быстрее договориться по вопросу о ДСНВ, чем по упомянутой гуманитарной проблеме.

С.В.Лавров: Статистически говоря, не вполне правильно утверждать, что стороны работали над Соглашением дольше, чем над Договором о СНВ.

Первый документ такого рода по вопросам усыновления Россия заключила с Италией, и на его подготовку ушло четыре года. Достаточно длительный период времени мы ведем переговоры с Израилем по аналогичному соглашению.

Конечно, с Соединенными Штатами мы не сразу достигли договоренности, поскольку приходилось учитывать особенности правовой системы США, которая отличается от российской, итальянской и израильской. Здесь эти вопросы находятся в компетенции штатов, а не федерального правительства. Даже для запуска переговорного процесса потребовалось серьезное политическое решение наших американских коллег. В итоге Соглашение получилось по-настоящему справедливым и равноправным. Оно содержит надежные гарантии, подтверждающие психическую и психологическую устойчивость усыновителей, которые должны проходить через «фильтры» компетентных уполномоченных Правительством США органов. Документ гарантирует, что усыновители обеспечивают необходимый доступ к детям российских дипломатов. Это основные компоненты Соглашения.

В Соединенных Штатах документ не подлежит ратификации, а в России оно должно быть ратифицировано. Поэтому мы согласовали ряд технических деталей, позволяющих ускорить этот процесс.

Вопрос: Выступая вчера перед политологическим сообществом США, Вы прокомментировали российский подход к иранской ядерной программе, рассказали, каким образом Иран может реализовать требования МАГАТЭ. С другой стороны, Вы говорили об облегчении международных санкций в отношении этой страны. Не могли бы Вы прокомментировать шаги, которые необходимо предпринят руководству Ирана для нормализации ситуации?

С.В.Лавров: В российско-американской повестке дня есть проблемы, по которым наши конечные цели совпадают. Речь идет о недопущении нарушения режима нераспространения ядерного оружия. Одновременно у наших стран - индивидуальные подходы к осуществлению этой цели. Хотя и здесь ряд моментов в наших позициях совпадает. Так, имеется коллективный документ «шестерки», поддержанный Россией и США и содержащий предложения Ирану о том, как урегулировать остающиеся вопросы, чтобы международное сообщество убедилось в исключительно мирном характере ядерной программы ИРИ и восстановило бы права этой страны как неядерного члена ДНЯО.

Этот документ был передан иранской стороне пару лет назад. В нем и изложены шаги, которые необходимо предпринять Тегерану. Документ доступен для ознакомления и не содержит никаких сенсационных откровений. Все, что иранская сторона должна сделать, базируется на требованиях МАГАТЭ, которые хорошо известны и поддержаны Совбезом ООН.

Когда Россия говорит о необходимости поэтапного и одновременно обоюдного процесса, то никоем образом не подвергает ревизии совместную позицию «шестерки». Мы предлагаем по каждому требованию МАГАТЭ, которое должен выполнить Иран, составлять «дорожную карту», начиная с более простых вопросов и заканчивая теми, решение которых может потребовать больше времени. Убеждены, что в ответ на каждый конкретный, а не декларативный шаг Ирана важно делать шаг навстречу в виде замораживания санкций и, по мере движения вперед, их сокращения. Российские предложения сформулированы и находятся на рассмотрении американских, европейских и китайских партнеров по «шестерке». Сегодня мы обсуждали этот вопрос и договорились, что наши эксперты дополнительно его изучат.

Вопрос: Как Вы сказали, в ходе сегодняшних переговоров достигнута договоренность о подписании в ближайшее время соглашения об облегчении визового режима. Не могли бы Вы конкретизировать сроки? Видите ли Вы какие-то препятствия на пути подготовки документа?

С.В.Лавров: Это произойдет в текущем году, причем гораздо раньше католического Рождества.

Что касается препятствий, то их не существует. Соглашение полностью готово. Осталось провести его юридическое оформление - это технический вопрос.

 

 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС