на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Интервью статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина агентству ИТАР-ТАСС
 
 
Москва, 12 декабря 2011 года

Вопрос: Григорий Борисович, 15 октября 2008 года в Женеве начались международные встречи по Закавказью. Прошло три года. Что сегодня можно сказать о результатах этой работы?

Г.Б.Карасин: Польза от начавшихся осенью 2008 года Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье очевидна. Напомню, что они были созваны на основе договоренностей президентов России и Франции «по горячим следам» грузинской агрессии против Южной Осетии. Как известно, в женевских встречах на равной основе участвуют представители Абхазии, Грузии, Южной Осетии, России, США, а также ООН, ОБСЕ и ЕС. И это очень важно, поскольку создана площадка для прямого и равноправного диалога, прежде всего представителей Абхазии и Южной Осетии с Грузией по важным для них вопросам.

Главный из них по-прежнему тот же, что и в 2008 году – безопасность в Закавказском регионе. Там сложилась новая ситуация, и от этого никуда не деться, хотят того некоторые наши партнеры в Женеве или нет. Альтернативой переговорному процессу, учитывающему новые политико-правовые отношения в регионе, может являться только новая война. Надеюсь, что это осознают везде, в том числе и в Тбилиси. Правда, на деле грузинское руководство по-прежнему отказывается закрепить мирное сосуществование с соседями в виде четких соглашений с Абхазией и Южной Осетией о неприменении силы. Впрочем, взаимные заявления трех столиц по этому поводу сдвинули процесс с мертвой точки.

Реальным результатом наших встреч стало налаживание регулярной работы т.н. совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты в районах абхазо-грузинской и югоосетино-грузинской границ.

Эти практические инструменты доверия и безопасности на практике доказали свою нужность и востребованность – как для правоохранительных структур, действующих в приграничье, так и для местных жителей, которые почувствовали себя в значительно большей безопасности. Стало больше порядка, больше контактов между людьми, проживающими по разные стороны границы.

Есть подвижки и на гуманитарном треке. В Женеве с участием профильных международных организаций заинтересованно обсуждаются проекты социально-экономической реабилитации приграничных зон, решаются вопросы оказания гуманитарного содействия местному населению, упорядочения пересечения границ и другие полезные практические дела.

Вопрос: Каковы российские приоритеты на предстоящем раунде Женевских дискуссий?

Г.Б.Карасин: Наша позиция проста и базируется на уже упомянутых договоренностях Д.А.Медведева и Н.Саркози в 2008 году. Там зафиксировано, что международное обсуждение будет посвящено вопросу обеспечения «прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии». Именно на это и направлены основные усилия российской дипломатии.

Во-первых, мы поддерживаем требования Сухума и Цхинвала о заключении с Тбилиси юридически обязывающих соглашений о неприменении силы. Абхазы и югоосетины считают, что сделанного в Европарламенте в ноябре прошлого года заявления М.Саакашвили недостаточно. Это недоверие вполне обоснованно, учитывая агрессивную риторику и призывы «любой ценой» восстановить территориальную целостность Грузии, которые продолжают раздаваться из Тбилиси.

Во-вторых, мы уже неоднократно говорили, что готовы стать гарантами мирных обязательств, например, вместе с Евросоюзом и Соединенными Штатами.

В-третьих, Россия на базе двусторонних договоров с республиками Абхазия и Южная Осетия помогает им в обеспечении обороны и безопасности, включая охрану внешних границ. Это соответствует нормам международного права и является важнейшим фактором спокойствия в этом регионе.

Что же касается часто повторяемого требования Грузии к России, чтобы и мы приняли на себя обязательство не применять силу, то, согласитесь, оно неадекватно. Россия неукоснительно соблюдает свои обязательства по Уставу ООН, Хельсинкскому Заключительному акту и другим основополагающим документам международного права, в том числе – о неприменении силы. Чего никак нельзя сказать о грузинской стороне – достаточно вспомнить август 2008 года.

Вопрос: В последнее время значительное внимание привлекают события в Южной Осетии. Как Вы полагаете, насколько они отразятся на ходе Женевских дискуссий и – в более широком плане – на ситуации в регионе?

Г.Б.Карасин: Возможно, наши югоосетинские партнеры, если сочтут возможным, проинформируют других участников дискуссий о происходящих в их стране процессах. В принципе внутриполитическая ситуация в государствах региона не является предметом обсуждения в Женеве.

Мы желаем дружественному народу Южной Осетии как можно скорее преодолеть непростой этап на пути становления современного общества и демократической политической системы. Искренне надеемся, что в Южной Осетии удастся сохранить конституционный порядок, спокойствие и единство общества, обеспечить необходимые условия для успешного поступательного развития страны. Найденные сейчас компромиссные развязки в выборных делах создают хорошие возможности для этого.

Мы четко выполняем свои договорные обязательства в области обеспечения внешней безопасности Южной Осетии и не допустим какого-либо вмешательства в эти процессы со стороны третьих государств.

Вопрос: Есть ли в нынешних условиях перспективы нормализации российско-грузинских отношений? Судя по грузинским высказываниям, это невозможно без отзыва Россией признания независимости Абхазии и Южной Осетии и возвращения этих республик в состав Грузии.

Г.Б.Карасин: В Тбилиси отказываются признавать суть и необратимый характер изменений, произошедших в регионе. Независимость Абхазии и Южной Осетии выстраданы их народами через вооруженные конфликты и жестокую блокаду со стороны Грузии. После августа 2008 года их суверенный статус закреплен актами официального признания со стороны России и ряда других государств, а также надежно защищен благодаря дислоцированным на их территории российским военным и пограничникам.

Вероломно напав на Южную Осетию, М.Саакашвили собственными руками поставил крест на территориальной целостности своей страны. И винить за это он должен только себя. Сегодня Тбилиси изо всех сил старается представить белое черным и наоборот. Очередную безуспешную попытку добиться, чтобы в международном документе Абхазия и Южная Осетия были обозначены в качестве грузинских территорий, предприняла делегация Грузии на недавней встрече министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ в Вильнюсе.

Для нынешнего тбилисского руководства создание «образа врага» в лице России – это способ уйти от ответственности перед собственным обществом за развал страны, отвлечь внимание от непростой социально-экономической и финансовой ситуации, нарушений демократических свобод в Грузии. Грузинская официальная пропаганда исказила в откровенно конфронтационном ключе даже смысл договоренности на российско-грузинских переговорах по таможенным и торговым вопросам в контексте вступления России в ВТО, которая, казалось бы, могла бы стать отправной точкой для улучшения атмосферы в двусторонних отношениях. Похоже, и этот шанс упущен.

И все же в той мере, в какой этому не мешают злонамеренные политики, между нашими странами и народами удается сохранять традиционные связи. Восстановлены прямое автомобильное и воздушное сообщение, общаются деятели культуры и науки, развиваются гуманитарные связи. Я верю, что в Тбилиси со временем появятся здравомыслящие и ответственные руководители, которые сделают возможным полномасштабное возрождение российско-грузинского добрососедства.



 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС