на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Международные отношения в зоне турбулентности – где точки опоры?»,
«Дипломатический ежегодник» за 2011 год

29-12-2011
 
Сегодня мир стремительно меняется. Этот процесс развивается непросто, нелинейно. Катализатором перемен стал глобальный финансово-экономический кризис, который убедительно – даже для тех, у кого в этом оставались сомнения – продемонстрировал, что речь идет о завершении 500-летнего периода доминирования Запада и создании новой полицентричной международной системы, отвечающей реалиям ХХI века и опирающейся на общие для всех «правила игры».

В уходящем году международные отношения вступили в зону турбулентности. Непростая ситуация сложилась на международных финансовых рынках – экономики ряда стран, включая государства еврозоны, сталкивались с неизжитыми последствиями кризиса, среди которых – накопление в непомерных объемах государственных долгов. Назревшее обновление политических и социально-экономических систем в различных районах мира, прежде всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сопровождалось вспышками вооруженного противостояния и насилия. Все более рельефно в качестве насущной задачи практической политики обозначалась необходимость недопущения межцивилизационных разломов, столкновений на межэтнической, межкультурной, межрелигиозной основе. При этом никуда не исчезли трансграничные вызовы и угрозы безопасности, противодействовать которым можно только солидарными усилиями мирового сообщества.

Происходящие глобальные сдвиги способствуют формированию более гибких, неблоковых механизмов многостороннего взаимодействия, многовекторной сетевой дипломатии, основанных на равноправии и взаимном учете интересов. Тем самым открывается новое «окно возможностей» для развития международных отношений на основе очищенного от интеллектуальной инерции в духе стереотипов «холодной войны» прагматичного сложения усилий, деидеологизированного, творческого поиска солидарных ответов на общие для всех вызовы. Их накопление в международных отношениях подталкивает ведущие государства к работе в рамках позитивной, объединительной повестки дня.

Наглядным примером такого механизма служит БРИКС – объединение пяти крупных стран с быстро растущими рынками и сходными взглядами на проблемы мира, которое сегодня стало фактором глобального значения. Его деятельность вносит значительный вклад в реформу мировой экономики и финансов. Взаимодействие в данном формате приобретает все более конкретный и интенсивный характер. При этом нашей целью не является конфронтация с кем-либо – БРИКС лишь стремится предложить новую модель отношений, призванную способствовать углублению продуктивного многостороннего равноправного взаимодействия в интересах решения актуальных проблем современности.

Сегодня повсеместно признается, что одной из примет развития международных отношений является укрепление регионального уровня глобального управления. И в этом контексте совершенно естественно, что главным приоритетом внешней политики России было и остается пространство СНГ. Упрочение здесь интеграционных структур – наш общий вклад в обеспечение устойчивости складывающегося нового мироустройства. Исходим из того, что реализация принятых недавно Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном важнейших решений о переходе с 1 января 2012 года к качественно новому этапу интеграции – Единому экономическому пространству и о начале формирования Евразийского экономического союза определит будущее наших стран на обозримую перспективу.

Мировому сообществу сегодня особенно необходимы ясные ориентиры в работе по укреплению механизмов глобального управления. Убеждены, что такими ориентирами должны быть, прежде всего, уважение основополагающих норм и принципов международного права, четкое, строгое и ответственное отношение к положениям Устава ООН, укрепление роли Всемирной организации в качестве безальтернативного форума, обладающего всеобъемлющим мандатом и общепризнанной легитимностью, повышение эффективности ее структур и механизмов в интересах адекватного реагирования на все многообразие современных рисков и угроз.

Именно такой подход продвигаем в контактах с нашими западными партнерами. В отношениях с НАТО исходим из того, что Североатлантический альянс является реальным фактором, во многом определяющим безопасность в Евроатлантическом регионе и у наших границ. В интересах России – придание взаимодействию с НАТО стабильного, предсказуемого характера.

На состоявшемся в декабре 2011 года очередном заседании Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел проанализировали ход выполнения решений, достигнутых на саммите СРН в Лиссабоне в 2010 г. Тогда лидерами стран-участниц была поставлена задача выстраивания стратегического партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Обозначена перспектива – выйти на общее пространство мира, стабильности и равной для всех безопасности в евроатлантическом регионе.

За истекший год удалось немало сделать. Мы продвинулись в противодействии общим рискам и угрозам, связанным с терроризмом, пиратством, природными и техногенными катастрофами, ситуацией в Афганистане. Считаем важным придать новый импульс совместным усилиям в сфере противодействия наркотрафику – «на столе» наше предложение об установлении взаимодействия между НАТО и ОДКБ. Россия вносит существенный вклад в Трастовый фонд для обслуживания вертолетов афганской армии, подготовку кадров для антинаркотических ведомств в Домодедово и под Санкт-Петербургом, проект обнаружения взрывчатых веществ «Стандекс». Проведены полезные учения по спасанию экипажей аварийных подлодок, реагированию систем контроля воздушного движения, ВВС и ПВО на захват самолета террористами. Военные корабли России и стран альянса наладили оперативное взаимодействие в Аденском заливе. Обеспечиваем надежный упрощенный транзит для контингентов МССБ.

Но эти несомненные достижения недостаточны для перехода к новому качеству отношений. К сожалению, по ряду фундаментальных вопросов, затрагивающих коренные интересы безопасности наших стран, партнеры пока не готовы к серьезному сотрудничеству. На первое место выходит проблема противоракетной обороны.

Президент Д.А.Медведев 23 ноября с.г. исчерпывающе изложил наш подход к проблеме ПРО. Мы готовы к диалогу при взаимном учете законных интересов всех сторон. Но нам необходимы четкие гарантии, что развертываемые противоракетные средства не будут работать против российского стратегического потенциала. Такие гарантии должны основываться на объективных критериях, позволяющих оценивать соответствие создаваемой ПРО заявленной цели – противодействию ограниченным ракетным вызовам, источники которых находятся за пределами Европы. Простые заверения, что России не о чем беспокоиться, нас не устроят.

Не должно быть иллюзий – если российские озабоченности не будут приняты во внимание, Россия предпримет адекватные меры, исходя из развития событий на каждом этапе осуществления американского фазового адаптивного подхода к ПРО. Наш главный интерес – сохранение стратегической стабильности в условиях создания системы противоракетной обороны. Считаем, что для нахождения взаимоприемлемого решения еще есть время.

Формирование отвечающей современным реалиям архитектуры европейской безопасности на коллективных, демократических началах является для России приоритетом. Военно-политические реалии в Евро-Атлантике далеко отстали от современных экономических, технологических, торгово-инвестиционных и иных процессов укрепления взаимозависимости. Всем нам нужна стабильность и доверие в военной сфере, которые в полной мере сохраняют значение как материальная основа безопасности. На повестке дня крайне остро стоит вопрос перевода в юридически обязывающую форму политических деклараций о неделимости безопасности всего евроатлантического региона. В этом – суть российской инициативы о заключении Договора о европейской безопасности. При этом неделимая безопасность – это не меню, из которого можно выбрать понравившееся блюдо и отказаться от того, что не подходит.

В логику нашей инициативы вписывается сформулированная год назад на саммите ОБСЕ в Астане стратегическая цель формирования евроатлантического и евразийского сообщества безопасности, которое основывалось бы на общих для всех интересах и ценностях, в первую очередь на принципе неделимости безопасности, и гармонично встраивалось в глобальную систему. На недавнем Вильнюсском СМИД ОБСЕ подтвердили готовность российской стороны всемерно способствовать реализации данной цели. И не наша вина в том, что ключевые задачи, ради осуществления которых создавалась эта организация – обеспечение безопасности и развитие прочного сотрудничества в Евро-Атлантике, – порой приносятся в жертву популистским шагам, рассчитанным на зарабатывание пропагандистских очков, или попыткам навязывать партнерам свои стандарты.

Ключевым условием для достижения прогресса на этом направлении считаем обеспечение верховенства права. Убеждены, что отход от этого принципа, какими бы благовидными предлогами он ни обставлялся, будет неминуемо ослаблять глобальную и региональную безопасность, разрушать фундамент, на котором зиждется вся система международных отношений.

Не скрываем своего отношения к произошедшему в Ливии, тому, как НАТО выполняло соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. При принятии этих решений в СБ ООН мы исходили из того, что будет обеспечено четкое следование их духу и букве. Однако операция по обеспечению оружейного эмбарго и бесполетной зоны обернулась действиями по смене режима с шокирующим финалом, сопровождалась боевой поддержкой с воздуха одной стороны в гражданской войне и многочисленными жертвами среди мирного населения в результате ракетно-бомбовых ударов.

У нас тем более возникают вопросы, когда отмечаем высказывания о превращении событий в Ливии в модель действий применительно к другим региональным ситуациям. Некоторые политики утверждают, что для решительных военных мер якобы не нужен и мандат СБ ООН. Такая трактовка идей «ответственности по защите» – которые, кстати, не были оформлены в ООН в качестве полновесной концепции – поощряет часть оппозиции в охваченных кризисами странах делать ставку на внешнюю силовую поддержку. Не хотелось бы думать, что есть замысел превратить Североатлантический альянс в «глобального хирурга», пытающегося осуществлять радикальное вмешательство там, где происходят сложные внутренние конфликты.

Весь ход международных событий подтверждает историческую истину: оборотная сторона применения силы – признание собственного бессилия, прежде всего в том, что касается способности добиваться взаимоприемлемых решений цивилизованными, политическими методами. В эпоху глобализации это верно двойне: любое применение силы контрпродуктивно и служит свидетельством заведомого ограничения горизонта политико-дипломатических усилий. Силовые действия не могут обеспечить долгосрочного и надежного урегулирования внутригосударственных конфликтов, которые, как правило, вообще не имеют простых решений. Со стороны внешних игроков требуется кропотливая, последовательная работа по содействию диалогу с участием всех вовлеченных в тот или иной кризис политических сил. Намерены и далее внимательно отслеживать имплементацию на практике новой стратегической концепции НАТО.

Тревожит нас и состояние дел с контролем над обычными вооружениями в Европе – мы так и не можем выйти из тупика, который был создан в результате отказа государств НАТО ратифицировать в свое время соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Наши предложения, которые нужно обсуждать в формате переговоров над новым юридически обязывающим соглашением о контроле над обычными вооружениями в Европе, хорошо известны.

Считаем важным концентрировать усилия на укреплении объединительной повестки дня международных отношений, на формировании консенсуса через взаимный учет интересов. Когда этим руководствуются в практической работе, удается выходить на практически значимые и реализуемые решения. Так, среди важных итогов СМИД ОБСЕ в Вильнюсе – принятие новой редакции Венского документа по мерам укрепления доверия и безопасности, который не обновлялся с 1999 года, а также решений по легкому и стрелковому оружию.

Примером того, как должны выстраиваться наши отношения с партнерами, считаем заключение российско-американского Договора о СНВ, который вступил в силу в начале 2011 года. Это, без преувеличения, – «золотой стандарт», который может быть взят в качестве эталона для всей последующей работы. При его подготовке обе стороны руководствовались принципами равноправия, соблюдения принимаемых на себя обязательств.

Такой подход обеспечил конкретные результаты в наших отношениях с США и по ряду других направлений. Среди них – вступление в силу Соглашения о сотрудничестве в сфере мирной атомной энергетики, урегулирование вопросов присоединения России к ВТО, целый ряд обоюдовыгодных коммерческих и инвестиционных проектов. Активно и продуктивно работает российско-американская Президентская комиссия. Практически все федеральные ведомства наладили контакт в рамках рабочих групп, приступили к реализации конкретных инициатив.

Мы готовы к формированию нормальных конструктивных отношений с США, намерены на взаимоуважительной основе искать приемлемые пути решения всех проблем. Исходим из того, что улучшение сотрудничества возможно только на основе честности и предсказуемости. Разумеется, темпы продвижения по этому пути будут напрямую зависеть от нахождения развязок по трудным вопросам российско-американской повестки дня, в первую очередь по проблеме размещения американского потенциала ПРО в Европе.

Среди традиционных приоритетов внешнеполитического курса России – дальнейшее углубление стратегического партнерства с Евросоюзом. Стремимся продвинуться в наших отношениях как можно дальше, вывести их на качественно новый уровень, охватить максимально широкий спектр вопросов.

В торгово-экономической сфере ЕС прочно занял место крупнейшего партнера России, стал основным рынком экспорта российских энергоносителей, важным источником технологий и инвестиций. Мы активно взаимодействуем в двустороннем формате и в рамках «Группы двадцати» в стабилизации глобальной финансово-экономической системы. Исходим из того, что присоединение России к ВТО самым позитивным образом скажется на наших торгово-экономических связях, облегчит доступ для экономических операторов из Евросоюза не только на российский рынок, но и на рынки Белоруссии и Казахстана как членов Таможенного союза.

Позитивные сдвиги последнего времени, в частности, улучшение отношений с рядом европейских стран, начинают благотворно сказываться на двустороннем практическом взаимодействии и общем комплексе нашего диалога с ЕС. Итоги состоявшегося 14-15 декабря в Брюсселе саммите Россия-ЕС способствуют дальнейшему углублению взаимодействия в целом ряде областей.

Важнейшей задачей для нас является реализация инициативы «Партнерство для модернизации». Запущены проекты по таким актуальным для нашей страны темам, как создание диверсифицированной и низкоуглеродной экономики, облегчение и либерализация мировой торговли, усиление сотрудничества в области инноваций, совершенствование правого, инвестиционного и социального климата, укрепление диалога с гражданским обществом.

Наиболее чувствительной темой для нас является отмена визовых ограничений для краткосрочных поездок в страны Евросоюза. На саммите Россия-ЕС дан зеленый свет реализации перечня совместных шагов, имплементация которых позволит перейти к выработке соглашения о безвизовом режиме. Предстоит совместно решить значительный объем технических задач, в том числе связанных с обеспечением непроницаемости границ для оргпреступности, торговли людьми и наркотрафика. Россия к свободе передвижения граждан наших стран готова. Надеемся, что и ЕС проявит конструктивный подход, отвечающий духу нашего стратегического партнерства.

Россия готова брать на себя свою долю ответственности за положение дел в мире. Сохранение очагов конфликтов и кризисных ситуаций ни в коей мере не отвечает нашим интересам, отвлекает ресурсы, которые необходимы для создания максимально благоприятных внешних условий для осуществления комплексной модернизации страны, обеспечения ее динамичного всестороннего развития, радикального повышения конкурентоспособности России в мировой политике и экономике.

Как и наши западные партнеры, заинтересованы в скорейшем урегулировании в «горячих точках». В то же время, как показывает практика, методы давления, введения односторонних санкций не могут быть панацеей, а лишь затрудняют поиск решений. В XXI веке при их урегулировании надо добиваться вовлечения в сотрудничество, а не изоляции отдельных стран.

Именно этим мы руководствуемся в нашем подходе к вопросам иранской ядерной программы, международная напряженность вокруг которой сохраняется. Выступаем за то, чтобы Иран самым тесным образом и в полной мере сотрудничал с экспертами МАГАТЭ для восстановления доверия международного сообщества к сугубо мирному характеру иранской ядерной программы. Для нас неприемлемы попытки перевести ситуацию из переговорного русла к прямой конфронтации с новыми санкциями и угрозами применения военной силы. Убеждены, что найти взаимоприемлемое решение возможно только через диалог при обеспечении надежности режима нераспространения ядерного оружия и уважения прав и обязанностей членов Договора о нераспространении ядерного оружия.

Недопущение подрыва режима нераспространения для нас имеет первостепенное значение. Выступаем за универсализацию ДНЯО, вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Как один из главных инициаторов созыва в 2012 году Конференции по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки, Россия будет продолжать активно работать над подготовкой этого важного форума. Намерены и впредь содействовать продвижению других региональных инициатив по безопасности, включая поддержку Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, вносить свой вклад в обеспечение безопасности в зоне Персидского залива.

В целом Россия последовательно проводит курс на развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, которые выражают к этому встречную готовность. Будем и впредь руководствоваться такими фундаментальными принципами нашей внешнеполитической деятельности, как прагматизм, открытость, многовекторность, последовательное, но без сползания в конфронтацию, продвижение понятных национальных интересов. Они не просто сохраняют свою востребованность, но и фактически становятся универсальными в международных отношениях.

Россия остается открытой для контактов с нашими партнерами, мы не прячем своих мыслей и намерений. Убеждены, что на крутом повороте исторического процесса возможности наращивания сотрудничества по всему комплексу вопросов, поиска оптимальных ответов на глобальные вызовы XXI века необходимо максимально использовать. Залог успеха – добрая воля и объединение усилий.


 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС