на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с представителями российских неправительственных организаций международной направленности, Москва, 14 марта 2012 года


15-03-2012

Уважаемые коллеги, друзья,

Прежде всего, хотел бы приветствовать представителей ведущих российских НПО, активно работающих в сфере общественной дипломатии. В таком формате мы встречаемся уже в девятый раз. И это – не просто хорошая традиция, но и возможность подвести итоги того, что удалось сделать, обменяться мнениями о ходе реализации проектов, уточнить приоритеты совместной работы на перспективу.

Рассматриваем наше взаимодействие, наращивание «двухуровневой» дипломатии как важный элемент общих усилий по эффективной реализации поставленных руководством страны внешнеполитических целей и задач. Мы видим, что наше гражданское общество становится все более зрелым, активным и ответственным, действуя по внутриполитической повестке дня. Исходим из того, что его энергия не только станет главной движущей силой развития Российской Федерации (В.В.Путин 2 февраля с.г. на инвестиционном форуме «Россия-2012»), но и поможет продвинуть интересы нашей страны на международной арене.

Сегодня перед встречей с вами я выступал в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе нового созыва, ответил на многочисленные вопросы депутатов. Интерес к внешней политике России – и в нашем обществе, и со стороны зарубежных партнеров – остается стабильно высоким, тем более в свете завершившихся несколько дней назад выборов Президента Российской Федерации. Итоги выборов наглядно свидетельствуют, что российские граждане хотят видеть нашу страну современной, сильной, независимой, проводящей самостоятельную и предсказуемую внешнюю политику. Оказанная избирателями поддержка такому курсу является надежной гарантией преемственности фундаментальных принципов нашей внешнеполитической деятельности – это прагматизм, открытость, многовекторность, последовательное, но без сползания в конфронтацию, продвижение понятных национальных интересов.

Цели нашей внешней политики имеют стратегический, неконъюнктурный характер. Поэтому наш курс в международных делах будет и впредь оставаться сбалансированным, активным и созидательным, основанным на готовности к развитию полноценного и дружественного диалога и сотрудничества со всеми государствами – в той мере, в какой к этому готовы наши партнеры, на основе равноправия, взаимного уважения и взаимной выгоды. Разумеется, наши внешнеполитические приоритеты будут по мере необходимости корректироваться – в соответствии с требованиями времени и задачами обеспечения благоприятных внешних условий для динамичного развития и комплексной модернизации страны, ее укрепления в качестве одного из ведущих центров силы и влияния современного мира. Но в любом случае мы будем последовательно исходить из собственных интересов, а не продиктованных кем-то решений. Об этом говорит избранный Президент Российской Федерации В.В.Путин в своей статье «Россия и меняющийся мир».

Не буду углубляться в анализ ситуации, которая складывается сегодня на мировой арене. Скажу лишь, что мы являемся свидетелями, по сути, нового исторического этапа, способного привести к радикальным изменениям геополитического ландшафта. Эти перемены сопровождаются возросшей турбулентностью на глобальном и региональном уровнях. Темпы международной жизни ускоряются, а происходящие в международных отношениях процессы приобретают все более сложный и многомерный характер. Ряд аспектов развития событий не могут не вызывать у нас беспокойства. Речь, в частности, идет о действиях внешних игроков в связи с внутригосударственными конфликтами, попытках решать существующие проблемы силовыми методами, в обход международного права и устоявшихся форматов принятия решений.

Вчера я вернулся из поездки в Каир и Нью-Йорк. На встрече с министрами иностранных дел стран-членов Лиги арабских государств и России 10 марта мы согласовали пять принципов урегулирования сирийского кризиса, которые посылают ясный сигнал всем сторонам и призваны способствовать немедленному прекращению кровопролития и насилия, откуда бы оно ни исходило, и началу инклюзивного межсирийского диалога. На заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке и в ходе моих встреч с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и коллегами из США, Великобритании, Германии, Франции подтвердили готовность России содействовать реализации этих целей. В то же время мы и дальше будем твердо проводить линию на недопущение использования СБ ООН для прикрытия операций по смене режимов, против вмешательства извне в дела суверенных государств.

К сожалению, не все зависит от России. Впрочем, в современном мире никакие проблемы не могут быть разрешены по желанию одной страны. Отсюда – все большая востребованность использования всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств и инструментов для продвижения российских интересов, объединения усилий ответственных членов международного сообщества для поиска эффективных решений общих для всех проблем. Среди них – необходимость всеобъемлющего и прочного урегулирования конфликтов и кризисов, создания новой архитектуры безопасности и сотрудничества и в Евро-Атлантике, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в других районах мира на основе универсальных принципов равной и неделимой безопасности.

Важным ресурсом повышения эффективности нашей работы является задействование потенциала «мягкой силы» – комплекса инструментов и методов достижения внешнеполитических целей за счет информационных, культурных и других средств. Рассчитываем, что укрепление и совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества, включая, разумеется, представляемые вами НПО, будет этому способствовать, повысит отдачу от наших усилий на различных направлениях внешней политики страны. Здесь важны активная деятельность, расширение связей с зарубежными партнерами, их широкое участие в проводимых вами мероприятиях. Именно в таком ключе и ведут свою работу многие российские НПО.

При этом мы осуществляем нашу внешнеполитическую деятельность, разумеется, не в вакууме. Россия – часть большого мира. Понимаем, что это подразумевает использование и в отношении нас различных инструментов «мягкой силы». Однако активность «псевдо-НПО», преследующих при поддержке извне цели дестабилизации обстановки в тех или иных странах, недопустима.

Иными словами – мы за свободу слова и нормальную политическую активность, приветствуем цивилизованную работу гуманитарных и благотворительных НПО. Но мы решительно против попыток взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств. Считаем, что влияние на внутреннюю политику и на общественное настроение в других странах должно осуществляться исключительно открыто.

Среди предметных сфер приложения усилий НПО с международным уклоном особое значение приобретает экспертное содействие в подготовке подразделениями МИДа докладов руководству страны и аналитических документов по актуальным вопросам российской внешней политики. Весомую роль играет участие российских экспертных центров в Мировом политическом форуме в Ярославле – важной дискуссионной площадке с участием Президента Д.А.Медведева. Отмечаем практическую ценность аналитических материалов Российского совета по международным делам по различным внешнеполитическим приоритетам, а также подготовленные РСМД фундаментальный труд «Россия в глобальном мире: 2000-2011 гг.» и справочник «Международные исследования в России».

Нашим интересам отвечает более активное задействование потенциала Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, который наряду с РСМД является механизмом государственно-общественного партнерства в области внешней политики. Условие получения грантов по линии Фонда одно – предлагаемые проекты должны максимально работать на решение наших внешнеполитических задач.

Рассчитываем, что в нынешнем году начнут полноценно функционировать Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом и Агентство международного сотрудничества.

За прошедший год целый ряд отечественных НПО последовательно наращивали свой потенциал на различных международных площадках, в первую очередь в системе ООН. Последовательно увеличивается число экспертов неправительственного сектора в составе российских делегаций на сессиях Генассамблеи ООН – на 66-й сессии в наших рядах трудилось 17 представителей гражданского общества. В нынешнем году намерены довести количество НПО, установивших консультативные отношения с ЭКОСОС, до полусотни.

Актуальным является оказание содействия неправительственным структурам из Южной Осетии и Абхазии. Деятельно на этом направлении работает Российский фонд мира, который выступал в качестве «зонтичной» структуры для НПО из Южной Осетии на сессиях Рабочей группы СПЧ в рамках обзора в правочеловеческой сфере в Грузии.

Отрадно, что меняются не только количественные, но и качественные параметры работы наших НПО. Отмечаем постепенный переход от участия в «чужих» мероприятиях к организации собственных, в том числе «на полях» различных международных форумов и конференций. Например, активно выступили представители гражданского общества в состоявшемся в декабре прошлого года в Катаре четвертом Форуме Альянса цивилизаций. Серьезная работа проведена на другой крупной «межцивилизационной» площадке – Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций» на острове Родос.

Призываем энергичнее подключаться к деятельности неправительственного сегмента ОБСЕ. Полезным было бы участие российских НПО в ежегодно проводимом в Варшаве Совещании по выполнению обязательств в области человеческого измерения. Ваш потенциал востребован и в работе обновляемого Руководящего комитета Совета Европы по СМИ.

В целом в том, что касается взаимодействия российского неправительственного сектора с Советом Европы, просматриваются неплохие перспективы. Среди международных организаций, Совет, пожалуй, в максимальной степени обращен к гражданскому обществу. Отечественные НПО с пользой задействуют формат Конференции международных неправительственных организаций при СЕ. Примером успешного сотрудничества стала трехлетняя программа Совета Европы «Укрепление гражданского общества и гражданского участия в Российской Федерации». Видимо, надо подумать о разработке новой программы. МИД поддерживает инициативу Общественной палаты Российской Федерации о создании – в результате увеличения числа молодежных обменов, в том числе по линии СЕ, – координационного совета по международному молодежному сотрудничеству.

Придаем особое значение задействованию потенциала институтов гражданского общества в выстраивании отношений с партнерами на пространстве Содружества Независимых Государств. В фокусе внимания, на наш взгляд, должно быть оказание поддержки российским инициативам по наращиванию интеграционных процессов, прежде всего в формате Единого экономического пространства «тройки» Россия – Белоруссия – Казахстан. Широкое поле деятельности открывает продвижение по пути формирования к январю 2015 года Евразийского экономического союза, который предполагает еще более высокий уровень интеграции, придаст серьезный импульс уплотнению взаимодействия, будет определять будущее наших стран.

Первоочередная задача видится в том, чтобы наши предложения воспринимались не как лозунг, а как конкретный план действий, реализация которого будет способствовать укреплению конкурентных преимуществ наших стран, успешному развитию экономик, а тем самым – и повышению благосостояния наших граждан. Наши гражданские структуры призваны вносить более энергичный вклад и в формирование общего гуманитарного пространства Содружества, расширение человеческих контактов, уплотнение взаимодействия с национальными диаспорами стран СНГ в России.

Среди направлений, которые по праву находятся в поле зрения НПО, – углубленное обсуждение военно-политических вопросов, в частности, нашей инициативы о заключении Договора о европейской безопасности, формирования обновленной архитектуры безопасности в Европе, а также проблематики системы ЕвроПРО. Отмечаем активное подключение к дискуссиям в этих областях Института современного развития, исследовательских центров РАН, МГИМО. В частности, в Афинах при активном участии ряда крупных отечественных НПО была организована международная конференция по проблемам военно-политического измерения.

Поддерживаем готовность НПО принять участие в работе международного форума неправительственного сегмента Сеульского саммита по ядерной безопасности 23 марта нынешнего года.

Отмечаем активность наших НПО по линии Валдайского форума. Изучаем высказанные вами в ходе недавно состоявшейся ближневосточной секции форума оценки и соображения, нацеленные на поиск оптимальных путей преодоления кризисных ситуаций и мирной эволюции дружественных нам государств.

Потенциал отечественных НПО, разумеется, востребован в отношениях с США. Содержательный российско-американский диалог поддерживается на всех уровнях – не только по официальной линии, но и через каналы народной дипломатии. Неоценимый вклад в углубление российско-американских контактов вносит рабочая группа по гражданскому обществу в рамках российско-американской Президентской комиссии, по линии которой продолжалась реализация перспективных совместных проектов.

Устойчивый характер приобрел диалог в формате «групп мудрецов», учрежденных российскими и американскими научно-политологическими центрами. Внимательно следим за практической деятельностью «Центра содействия российско-американскому сближению», а также Института демократии и сотрудничества, имеющего филиал в Нью-Йорке.

Успешно функционирует созданный по инициативе ПИР-Центра и американского Фонда Плаушерс Совет по устойчивому партнерству с Россией. В ходе февральского заседания Совета сформулированы рекомендации по проблеме регионального ядерного нераспространения – ближневосточной проблеме, которые направлены для ознакомления президентам России и США.

Полагаем полезным продолжать практику взаимодействия Министерства с Российским национальным комитетом Азиатско-Тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности. Активная деятельность РНК позволяет нам быть в центре экспертных дискуссий по стратегическим вопросам обеспечения стабильности и безопасности в АТР, открывает дополнительные возможности для продвижения российских подходов к региональной повестке дня. Весомое звучание имеет взаимодействие с гражданским обществом по вопросам углубления интеграции России на пространстве АТР, в т.ч. с учетом нашего текущего председательства в АТЭС. Прорабатываем ваши идеи относительно путей развития партнерства России с Китаем, Индией, по линии ШОС.

МИД активно и плодотворно сотрудничает с НПО на правозащитном направлении. Эта работа в последнее все более время выходит на передний план. Итоги голосования, в частности, по принятой в декабре прошлого года на Генассамблее ООН российской резолюции «Недопустимость отдельных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», подтвердили наметившуюся в странах ЕС тенденцию двигаться в сторону пересмотра и фальсификации итогов Второй мировой войны. Продолжается процесс политически мотивированного исторического ревизионизма, в ходе которого предпринимаются попытки обелить нацизм, отрицать Холокост, пересмотреть решения Нюрнбергского трибунала, уравнять нацизм и коммунизм.

В этой связи особую актуальность приобретает задача мобилизации НПО России и Европы с тем, чтобы они вскрывали конкретные факты и проявления героизации нацизма, направляли добротные фактологические материалы в адрес докладчика СПЧ по современным формам расизма при подготовке докладов для СПЧ и ГА ООН.

Зримым вкладом в дело противодействия фальсификации истории на европейском континенте состоявшаяся в январе в Москве международная конференция «Никогда больше: память о Холокосте и предотвращение преступлений против человечества. Мир без нетерпимости, расизма, экстремизма, негативизма и антисемитизма». Отмечу работу, проводимую фондом «Историческая память» в Литве. Полезный мониторинг неонацистских проявлений проводит Международное правозащитное движение «Мир без нацизма». Большое значение имеет инициатива размещения в Страсбурге европейской штаб-квартиры этого движения. Уверен, что Валерий Викторович (Энгель, заместитель председателя Совета Международного правозащитного движения «Мир без нацизма») расскажет о предпринимаемых его организацией шагах.

Весьма востребованы возможности российских НПО, действующих в области массовой информации. Приветствуем расширение связей представляемых НПО с зарубежными партнерами, их широкое участие в проводимых мероприятиях. Совершенствованию взаимодействия СМИ и государственных структур по вопросам информационного противостояния таким крайне опасным явлениям, как терроризм и экстремизм, способствуют ежегодно проводимые Международной академией телевидения и радио международные конференции по теме «Терроризм и электронные СМИ», которым МИД России оказывает всемерное содействие.

Основными задачами МИД России в сотрудничестве с российскими НПО на внешнеэкономической площадке направлении остаются создание благоприятных условий для деятельности нашего бизнеса на внешних рынках. Цели здесь – более чем объемные и сложные. Главное – с наименьшими издержками достичь плавного вхождения нашей страны в процесс мирохозяйственных связей. Поддержка неправительственных организаций важна в таких вопросах, как недопущение необоснованной дискриминации отечественных экспортеров и инвесторов, установление разветвленных связей с иностранными деловыми кругами.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что мы высоко ценим наше взаимодействие и готовы к наращиванию сотрудничества. Будем поддерживать ваши инициативы, которые способствуют решению внешнеполитических задач, обеспечивающих необходимые условия для динамичного всестороннего развития нашей страны.

Благодарю за внимание.

 

 


Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы депутатов в ходе выступления в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа», Москва, 14 марта 2012 года

516-14-03-2012
Вопрос: Каковы перспективы строительства Союзного государства России и Белоруссии? Как соотносятся эти проекты с Таможенным союзом? Будут ли они существовать параллельно, не пересекаясь, или предполагается взаимная интеграция и учет взаимного опыта?

С.В.Лавров: Нет никакого противоречия или взаимоисключающего аспекта в деятельности по укреплению Союзного государства России и Белоруссии, развитию Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Об этом неоднократно говорили руководители наших стран. Проект Союзного государства продолжается. По целому ряду направлений, прежде всего в сфере выравнивания прав граждан России и Белоруссии, он более продвинутый, чем планы, реализуемые в формате «тройки».

Вопрос: МИД России совместно с компетентными органами готовит предложения по созданию нормативно-правовой базы для запуска упрощенного порядка транзита из Афганистана нелетальных грузов НАТО с использованием аэропорта «Восточный» в городе Ульяновске. Идет ли речь исключительно о коммерческих интересах?

С.В.Лавров: Коммерцию, конечно, нужно учитывать, потому что российские компании активно задействованы в целом ряде международных проектов, в том числе работают и зарабатывают деньги на перевозках для стран-членов НАТО, кстати, не только в Афганистане. Но в этом вопросе мы исходим не только из того, что нужно поддержать наши компании. Главный критерий нашей помощи коалиции, находящейся в Афганистане на основе мандата СБ ООН, – национальные интересы России. Коалиция получила мандат на искоренение в Афганистане угрозы терроризма и наркотрафика. Обе эти угрозы напрямую затрагивают нашу страну и проявляются на территории России и наших ближайших союзников. В российских интересах, чтобы коалиция до своего ухода достигла прогресса и обеспечила способность афганцев защищать свою страну и поддерживать приемлемый уровень безопасности.

Замечу, что в связи с тем, что в СБ ООН был коллективно выдан мандат натовской коалиции, то российская сторона хотела бы выслушать доклад о степени выполнения этого мандата и поставленных в нем задач до вывода коалиционных сил. Нас не устраивают искусственные сроки, объявленные в качестве ориентира для ухода международных сил из Афганистана. Сначала необходимо добиться того, чтобы элементарный порядок в этой стране мог бы поддерживаться афганскими структурами безопасности, в оснащении которых российская сторона принимает участие.

Россия рассматривает транзит, прежде всего, как средство оказать содействие тем, кто взялся обеспечивать в Афганистане искоренение террористической и наркотической угроз. Этот транзит осуществляется на основе межправительственных соглашений с целым рядом стран Европы и США о транзите военных грузов и персонала, а также договоренностей с НАТО как с организацией для доставки нелетальных грузов. Упомянутый Вами проект решения пока еще не вступил в силу – он внесен на рассмотрение правительства. Повторю, что этот договор опирается на логику, о которой я сказал: мы заинтересованы в том, чтобы те, кто пресекает угрозы, создающие проблемы для России внутри Афганистана, эффективно выполняли свои задачи.

Вопрос: Не исключено, что третья мировая война уже началась, подтверждением чему служат не военные конфликты, а полномасштабные войны на Ближнем Востоке. Одна из главных тем сегодня – защита Россией и Китаем Сирийской Арабской Республики. Намерен ли МИД России в дальнейшем помогать Сирии, в том числе военными аргументами, которых в нашей стране большое количество? Считаете ли Вы необходимым противостоять США в Сирии и обеспечить в этой стране российское присутствие?

С.В.Лавров: Не стал бы характеризовать происходящее как начало третьей мировой войны. Россия поддерживает не режим или отдельных персоналий, а международное право, которое требует решать внутренние конфликты без вмешательства извне. Мы выполняем свои контрактные обязательства перед Сирией в том, что касается военно-технического сотрудничества. Оружие, которое мы продаем САР, необходимо для обеспечения национальной обороны и безопасности. Россия не поставляет в Сирию средства ведения боя, которые используются против демонстрантов, мирных граждан и способствуют, к сожалению, расширению конфликта. Мы этим не занимаемся. Повторю, Россия помогает Сирии обеспечить безопасность от внешних угроз.

Что касается Вашего тезиса о «противостоянии Соединенным Штатам в Сирии и обеспечении нашего военного присутствия», то в нем чувствуется подтекст относительно российского военного вхождения в Сирию для участия в боевых действий. Считаю, что это будет противоречить коренным интересам России.

Неверно ставить целью российской политики на Ближнем Востоке удар по авторитету США. Необходимо укреплять свой авторитет, а не «размазывать» чужой. Говоря об авторитете США, в данной ситуации ничего специально делать не надо. Авторитет Америки не укрепился после выхода из Ирака, где ситуация сейчас гораздо хуже, чем была до ввода американских войск. Авторитет США не укрепился и в результате событий в Ливии. Там нет никакого американского влияния. У США там есть, конечно, контакты с отдельными деятелями, но настроения в обществе не могут быть охарактеризованы как проамериканские. Возьмем, к примеру, Египет, где выдвигаются требования к американским представителям прекратить незаконное финансирование неправительственных организаций. Это тоже нельзя назвать проамериканскими действиями. В АРЕ формируется независимый режим, идут процессы, которые, в конечном итоге, будут отражать весь спектр политических сил. К власти в Египте приходят исламистские партии. Мы готовы работать со всеми, тем более, что у нас никогда не было противопоказаний против контактов с такими организациями, как ХАМАС. Я не согласен с Вашей концептуальной постановкой вопроса.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, итоги референдума по статусу русского языка в Латвии. Они еще раз напомнили всему миру, что в этой стране, являющейся членом ЕС, не все в порядке с избирательным правом. Большая часть населения Латвии остается вне избирательного процесса. При этом члены Европарламента регулярно отслеживают ситуацию с правами человека в России. Не считаете ли Вы, что Евросоюз проявляет двойные стандарты?

С.В.Лавров: Продвижение, поддержка и укрепление позиций русского языка за рубежом является одним из наших высочайших приоритетов. Русский язык имеет серьезные позиции в мире, является одним из шести официальных языков ООН и ОБСЕ. Деятельность таких структур, как Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, реализация программы «Русский язык», подготовка программы «Русская школа за рубежом», которая должна завершиться в ближайшее время, деятельность фонда «Русский мир» – все это направлено на укрепление позиций русского языка.

В Латвии более 270 тысяч человек проголосовало за то, чтобы русский язык стал вторым государственным языком. Еще столько же не могли проголосовать, т.к. не являются гражданами этой страны. Считаю, что это позор современной Европы и Европейского союза, который принял Латвию, Эстонию и Литву в свои ряды, несмотря на то, что они не проходили по критериям членства в ЕС, в том числе с точки зрения отношения к правам человека и обеспечения языковых прав национальных меньшинств.

Мы активно поддерживаем инициативу, призванную сделать русский язык языком Евросоюза. В практическом плане готовы и дальше координировать наши действия, использовать имеющиеся у нас каналы для продвижения соответствующей инициативы парламентариев и общественных организаций.

Согласен с тем, что Евросоюз проявляет двойные стандарты. Повторю: ситуация с безгражданством – позор ЕС. Россия не требует больше того, что настоятельно рекомендуют международные организации и структуры – Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, ОБСЕ, Совет Европы. Все они сформулировали конкретные предложения в адрес Латвии и Эстонии в том, что касается необходимости устранения безгражданства. Однако пока ничего не получается. На наши регулярные вопросы мы получаем ответы от ЕС, что эти страны соответствуют так называемым «копенгагенским критериям», что является неправдой. Участие в Евросоюзе никого не освобождает от выполнения решений универсальных организаций – ООН, ОБСЕ и Совета Европы. Будем продвигать такую линию и в дальнейшем. Это – тема номер один в нашем гуманитарном диалоге с Евросоюзом.

Вопрос: Как проходят безвизовый диалог и процесс восстановления дипломатических отношений с Грузией? Как Россия будет реагировать на одностороннее введение Тбилиси безвизового режима с Россией и грузинское предложение о восстановлении дипломатических отношений с нашей страной?

С.В.Лавров: Грузия не предлагала восстановить дипломатические отношения, она их разорвала по собственной инициативе после того, как напала на Южную Осетию и получила «отлуп». Совсем недавно Президент М.Саакашвили заявил, что в одностороннем порядке объявляет о безвизовом режиме въезда российских граждан на территорию Грузии. Это заявление стоит рассматривать в контексте всего того, что грузинская сторона делает на российском направлении.

Напомню, что в прошлом году Президент М.Саакашвили уже объявил о безвизовом режиме въезда россиян, проживающих на территории Северокавказских республик, что однозначно является дискриминацией. Теперь, когда он объявил, что все граждане Российской Федерации могут пользоваться этой «привилегией», то забыл сказать о действующем в Грузии «законе об оккупированных территориях». В соответствии с его положениями любой человек, который за последнее время после начатой М.Саакашвили войны посетил Южную Осетию или Абхазию, подлежит в Грузии уголовному преследованию, и ему грозит от 2 до 4 лет заключения. Двое наших соотечественников уже пострадали и отбывают срок. Мы пытаемся их вытащить оттуда с помощью Швейцарии, представляющей интересы России в Грузии.

Поэтому в ответ мы сказали, что готовы ввести безвизовый режим на взаимной основе, но сначала пусть будет отменен упомянутый закон. Иначе наши граждане должны понимать, куда они едут и что им там грозит. А предложение восстановить дипломатические отношения сделала Россия в ответ на решение М.Саакашвили о безвизовом режиме.

Вопрос: В своих выступлениях Вы неоднократно называли ОДКБ полноценной региональной организацией на постсоветском пространстве, давая ей позитивные оценки. Как Вы можете прокомментировать ее работу на данном этапе?

С.В.Лавров: Я подтверждаю свои позитивные оценки. Процесс укрепления этой Организации набирает силу. Подписаны важнейшие документы, позволяющие ей функционировать как полноценной международной структуре в области безопасности. Прежде всего, это создание Коллективных сил оперативного реагирования, решение, которое уже действует, о создании миротворческих сил ОДКБ для осуществления совместных операций, в том числе, по мандату ООН, а также недавно принятое решение о том, что мы как союзники должны решать вопрос о возможном размещении военных баз третьих государств на территории любой страны-члена ОДКБ только с общего согласия. Это очень серьезные договоренности, которые показывают зрелость этой Организации.

Безусловно, трудности роста еще проявляются, но они, смею заверить, есть у любой многосторонней структуры.

Вопрос: Со стороны стран Балтии, где сконцентрирована мощнейшая группировка войск НАТО, исходит серьезная угроза России. По оценкам российских военных, потенциал этой группировки, в несколько раз превышающий наши возможности по защите, открыто наращивается. Предпринимаются ли какие-либо меры, чтобы остановить усиление присутствия войск НАТО на границе России с этими государствами или для их отвода?

С.В.Лавров: Это нас, естественно, тоже тревожит. В контексте расширения НАТО, вопреки всем заверениям, происходит приближение военной инфраструктуры вплотную к нашим границам. Кстати, страны Балтии не являлись членами Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Тот факт, что этот Договор грубо нарушался западными странами в том, что касается его адаптированной формы, которая уже была приспособлена под ситуацию, когда не стало Варшавского договора, вынудил нас законодательно объявить мораторий на участие в ДОВСЕ.

Для того, чтобы возобновить усилия по сбалансированному подходу к вооруженным силам в Европе, нужны новые переговоры. Надеюсь, они когда-нибудь начнутся. Это будет новый режим контроля над обычными вооружениями в Европе. Мы добиваемся того, чтобы в его основе лежала именно та задача, о которой Вы сказали, – обеспечить условия, при которых никто не имел бы превосходства и чтобы в таком будущем договоре не было каких-либо ограничений, которые в прежнем ДОВСЕ касались размещения вооруженных сил на своей территории, т.н. «фланговые ограничения». Такой подход составляет основу нашей позиции.

К сожалению, США пытаются обусловить начало переговоров неприемлемыми для нас требованиями. Во-первых, они говорят, что мы должны возобновить выполнение ДОВСЕ, хотя в России по закону это невозможно. Во-вторых, чтобы до начала переговоров было принято совместное заявление, в котором будет сказано, что все мы уважаем принцип согласия принимающей стороны на размещение иностранных войск на своей территории. Причем этот принцип должен быть провозглашен или, как они говорят, подтвержден в международнопризнанных границах 1999 г., а это означает, что территория Грузии включает Южную Осетию и Абхазию – что абсолютно исключено. Для нас они являются независимыми государствами, нашими союзниками; российские войска находятся там с согласия этих принимающих сторон на основе межгосударственных договоров. Если искусственные условия, блокирующие весь процесс, будут сняты, тогда будем добиваться решения задач, о которых мы говорим.

Вопрос: Министр обороны России в своем письме сообщает о том, что через транзитный пункт в Ульяновске будут перебрасываться не только имущество, но и людские ресурсы США и других их союзников по НАТО. Почему Вы не говорите об этом? У Вас нет информации или есть какая-то другая причина?

С.В.Лавров: Конечно, я знаю об этом. Когда я сказал о соглашениях между Россией и рядом стран-членов НАТО о военном транзите из Афганистана, то они включают в себя не только оборудование и технику, но и персонал. Уточню, что эти контингенты находятся в Афганистане по мандату СБ ООН, как я уже объяснил.

Что касается Ульяновска, то там не будут размещаться какие-то структуры, там не будут жить контингенты. Речь идет только о транзите нелетальных грузов, их перегрузке с одного транспорта на другой. Еще раз: проект договоренностей не одобрен, он еще будет рассматриваться Правительством, но он отвечает задаче активизации борьбы с теми угрозами, которые есть в Афганистане.

Вопрос: В 2014 г. в Великобритании пройдет референдум по вопросу отделения Шотландии, результаты которого, судя по всему, могут быть беспрецедентными. Учитывая этот факт и то, что в последнее время Великобритания ведет открыто недружественную политику в отношении нашей страны, не стоит ли нам определиться с позицией и начать выстраивать самостоятельные отношения с Шотландией?

С.В.Лавров: Об отношениях с Великобританией скажу, что некоторое время назад они по известной причине прошли через «низшую точку». Мы считаем требования о выдаче российских граждан абсолютно неприемлемыми и подтверждаем готовность рассматривать любые материалы, которые могут быть у британского правосудия. К сожалению, такие материалы в полном объемы нам никто никогда не передавал, но британцы продолжают настаивать на неприемлемом требовании, выполнение которого означало бы нарушение Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, за последние годы, особенно при правительстве Д.Кэмерона, с британской стороны проявляется понимание того, что нужно все-таки выправлять отношения. Мы к этому готовы, и в тех ситуациях, где наши интересы совпадают, мы работаем сообща. Это обусловлено тем, что Великобритания – один из наших крупнейших торговых партнеров, а по инвестициям вместе с Нидерландами прочно удерживает лидирующие позиции.

Что касается Шотландии, то мы ее никогда и не забывали. У нас в Эдинбурге действует Генеральное консульство, которое проводит очень активную работу, включая целый ряд культурных мероприятий. Наши корабли заходят в Шотландию с дружественными визитами и т.д. Это делается, и такая линия будет продолжена.

Референдум мы воспринимаем как внутреннее дело Великобритании. Исходим из того, что здесь, как и в любых других подобных случаях, должны свято уважаться принципы Хельсинкского Заключительного акта (тогда еще Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), один из которых гласит, что границы в Европе нерушимы, если только об ином не договорятся заинтересованные стороны. Как я понимаю, референдум проводится с согласия правительства Великобритании.

Вопрос: 27 февраля была опубликована статья В.В.Путина «Россия и меняющийся мир» - своеобразная программа внешнеполитической и дипломатической деятельности России на обозримый период. Однако, эта программа требует детализации, конкретизации задач со стороны МИД и его подразделений внутри страны и за рубежом. Что в этом плане предпринимается руководством Министерства?

С.В.Лавров: Сейчас мы работаем на основе действующей Концепции внешней политики России, одобренной Президентом Д.А.Медведевым в 2008 г. Когда в свои полномочия вступает новый Президент, концепция внешней политики, естественно, рассматривается на предмет целесообразности уточнения тех или иных ее параметров. В статье В.В.Путина содержится концептуальное видение дальнейших действий России на международной арене. Они в значительной степени идут в русле уже действующих доктринальных установок, тем более, что Концепция 2008 г. стала, по сути, правопреемницей аналогичного документа 2000 г., принимавшегося в год начала первого срока работы В.В.Путина на посту Президента России.

Уверен, и на этот раз будет обязательно обеспечена преемственность, но появятся и определенные нюансы и корректирующие моменты, поскольку международная жизнь не стоит на месте, она меняется и, безусловно, требует повышенного внимания и маневрирования. Думаю, в свете последних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке мы уделим особое внимание еще более настойчивому отстаиванию принципа верховенства права на международной арене. Наши партнеры все время говорят нам, что Россия и другие государства должны обеспечить у себя это верховенство, когда же мы предлагаем записать то же самое в международном контексте, их энтузиазм пропадает.

Вопрос: Как известно, вопрос усыновления иностранными гражданами российских детей приобретает возрастающую актуальность и волнует все большее число наших граждан. В настоящее время Россия подписала соглашения в области усыновления с Италией, Францией и США. Скажите, ведется ли работа по выходу на аналогичные договоренности с другими государствами? Если да, то с какими, и когда ориентировочно их можно ожидать?

С.В.Лавров: Соглашение с Италией вступило в силу. Документ с Соединенными Штатами уже вышел из Правительства и направляется в Государственную Думу. Соглашение с Францией находится в Правительстве и, думаю, в течение марта тоже будет передано на рассмотрение в Госдуму. Из других государств, с которыми ведутся переговоры, отмечу Испанию, Израиль, Ирландию, Великобританию, а также Австралию и Новую Зеландию, где я был недавно с визитами, и где мы почувствовали интерес к подобным договоренностям.

К сожалению, не все страны такую потребность проявляют и, к еще большему сожалению, в этой группе государств находится наш близкий и добрый сосед — Финляндия. Думаю, вы и сами знаете о периодически возникающих в этой стране проблемах с детьми. Например, только на днях удалось урегулировать ситуацию, которая возникла с еще не родившимся ребенком. Поэтому мы будем заниматься этим комплексом вопросов.

Хотел бы добавить, что мы поддерживаем инициативу соответствующего Комитета Госдумы о внесении уточнения в Семейный кодекс, зафиксировав, что вопросы усыновления могут решаться с нашими зарубежными партнерами только в случае наличия с соответствующим государством действующего международного договора. Считаю, что это будет очень правильно.

Вопрос: Не могли бы Вы пояснить, на каком этапе находятся переговоры с Японией о совместном использовании Южных Курил, а также с Китаем и Кореей о долгосрочной аренде территорий?

С.В.Лавров: Переговоры по поводу совместного использования Южных Курил не ведутся. Наши японские коллеги несколько лет назад, еще при одном из предыдущих правительств, предложили создать некую совместную административную структуру для регулирования инвестиций в развитие островов. На это мы ответили, что у России есть собственные законы, которые разъясняют правила инвестиционной и прочей экономической деятельности, предложив японской стороне работать на основе нашего законодательства. Эта позиция не претерпела изменений. Японские коллеги взяли паузу, периодически упоминают об этом вопросе в каких-то выступлениях и в контактах с нами, но никакого реального, практического движения навстречу нашему предложению так и не сделали.

Я не слышал о проектах аренды территорий с Китаем и Кореей. Может быть, речь идет о высказываниях отдельных ученых и политологов. Я перепроверю и направлю Вам соответствующую информацию.

Вопрос: Вы, вероятно, знаете, что, по данным ООН, за время пребывания НАТО в Афганистане производство наркотиков в разы увеличилось. Россия же идет на уступки: предоставляет перевалочную базу в Ульяновске, транзит без досмотра и возможность вывоза военной техники. Какова же позиция России по этой проблеме?

С.В.Лавров: Нарастание потока наркотиков из Афганистана - очень серьезная проблема, от них гибнут наши люди, наши дети. Мы требуем, чтобы коалиционные силы, которые находятся в ИРА по мандату ООН, прежде всего занимались уничтожением посевов. Нам говорят, что бедные афганские крестьяне эти аргументы не воспринимают. Афганские крестьяне, наверное, бедные, но в Колумбии посевы коки просто ликвидируются, и это считается главным методом борьбы с наркотиком, от которого страдают США. Мы хотим аналогичного подхода к борьбе с афганским наркопроизводством, от которого страдают граждане России, стран Центральной Азии и Европы. Требуем, чтобы Североатлантический альянс занимался этим, поскольку именно НАТО возглавляет находящиеся в Афганистане силы.

Пока реакция, признаюсь, слабая, но бороться с блокированием маршрутов бесполезно, если сам источник остается нетронутым.

Что касается транзита, то досмотр предусмотрен во всех соглашениях. По требованию российской стороны он осуществляется согласно всем действующим соглашениям. В документах, которые еще могут быть приняты, данное положение тоже будет присутствовать.

Вопрос: При ратификации ДСНВ, Президент Б.Обама заявил, что США не будут передавать России информацию об испытательных пусках своих противоракет и продолжат разработку и развертывание американской системы ПРО. Какова позиция России?

С.В.Лавров: Договор о СНВ справедливый. В нем ясно сказано, что документ заключается исходя из неразрывной взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. Поэтому, когда Президент Д.А.Медведев 23 ноября 2011 г. выступал с заявлением, он сказал, что если развитие системы американской ПРО в Европе достигнет уровней, которые, по оценке наших военных экспертов и Генерального штаба России, будут создавать риски для нашего стратегического ядерного арсенала, мы будем предпринимать контрмеры.

Вопрос: Через два года в России пройдут Зимние Олимпийские игры. Внимание всего мира приковано к этому региону, а в 30 км от Сочи расположена Абхазия, которую сегодня признали только Россия, Никарагуа, Венесуэла, Тувалу. Очевидно, что хаотичная грузинская политика, включая визовую сферу, будет продолжена. Показательно, что войну Тбилиси развязал как раз в день начала летней Олимпиады в Пекине. Поэтому вопрос оперативного признания независимости Сухума и Цхинвала как никогда актуален – это вопрос стабильности.

Понятно, что переговоры ведут внешнеполитические ведомства Абхазии и Южной Осетии. Но мы же им помогаем. За оставшееся до Олимпиады-2014 время какие еще страны могут признать Абхазию и Южную Осетию? Как Россия увязывает этот вопрос в переговорах со своими партнерами?

С.В.Лавров: Мы таких переговоров не ведем. Этим занимаются наши независимые союзники - Абхазия и Южная Осетия. У них есть свой план внешнеполитической деятельности, они общаются с целым рядом зарубежных государств – не только с теми, кто признал эти две страны, но и с другими странами, в частности в Латинской Америке. Представители Сухума и Цхинвала регулярно наносят визиты в этот регион и, конечно же, такие вопросы обсуждают.

Мы в наших контактах активно поддерживаем их усилия по расширению международной деятельности и связей. Сами же мы ни за кем не бегаем, никаких подачек не даем и никого не уговариваем признавать Абхазию и Южную Осетию. О достижении соответствующих договоренностей, например, с рядом малых стран Тихоокеанского региона - Тувалу, Науру, Вануату - мы узнавали, когда соглашения уже были подписаны.

Естественно, друзей наших друзей мы будем поддерживать и в политическом плане, потому что у них есть немало интересов, в частности, на переговорах по вопросам противодействия изменению климата. Малые островные государства, страдающие от повышения уровня вод Мирового океана, нуждаются в том, чтобы их позиция была отражена и интересы защищены. Мы будем им в этом помогать. Также содействуем им в преодолении последствий стихийных бедствий, которые они все более интенсивно испытывают. Направляем соответствующую помощь по линии МЧС в рамках Всемирной продовольственной программы ООН. Мы поддерживаем эти процессы, но не можем за суверенные государства принимать решения, тем более что они являются нашими близкими союзниками. При обращениях о поддержке мы ее всегда им оказываем.

Однако не стоит полагать, что количество стран, признавших Абхазию и Южную Осетию, будет как-то влиять на воспаленный мозг Президента Грузии и удерживать его от новых авантюр. Начав войну в августе 2008 г., М.Саакашвили напал на российских миротворцев, которые находились под защитой международного соглашения, подписанного Грузией. Но даже это его не остановило. Поэтому надо понимать, что это человек неуравновешенный.

Когда не так давно он был в Вашингтоне, то вышел после переговоров с Президентом Б.Обамой и заявил, что все в порядке, США восстанавливают в полном объеме военное сотрудничество с Грузией и процесс ее движения к членству в НАТО. Я поинтересовался у Госсекретаря Х.Клинтон, с которой на днях встречался в Нью-Йорке, так ли это. Но оказалось, что, как минимум, у грузинского руководителя несколько завышенные ощущения от того, что он услышал, хотя разговор шел по-английски, а он английский язык знает.

Второй вопрос, который я поставил перед Госсекретарем США, серьезнее. Сегодня начинаются и продлятся десять дней американо-грузинские военные учения США-Грузия, причем с сухопутным компонентом – там участвуют, если не ошибаюсь, до 300 американских военнослужащих. «Легенда» учений – подавление некоего восстания. Я привлек внимание Х.Клинтон к тому, что все это выглядит несколько провокационно, и мы надеемся, что подобного рода шаги будут рассматриваться не только в смысле поощрения Тбилиси за сохранение в Афганистане 1,5 тыс. грузинских военнослужащих, но и с точки зрения обеспечения стабильности в этом очень хрупком регионе Южного Кавказа.

Вопрос: В последнее время в ряде западных стран стало модно формировать «черные списки» российских должностных лиц на основании судебных и неправовых оценок. Эти действия можно рассматривать и как попытку вмешательства во внутренние дела России, и как противоправный нажим на российское правосудие. Какие меры может и должна выработать наша страна для того, чтобы поставить на место заморских любителей «охоты на ведьм»?

С.Лавров: Вы абсолютно правы в том, что касается неприемлемости с правовой точки зрения каких-то мер наказания лиц в период рассмотрения соответствующего уголовного дела, да еще до вынесения приговора. Но это не главное. Основное же то, что мы сами должны разбираться со своими делами, и вмешательство такого рода, конечно же, создает серьезные проблемы в отношениях с нашими партнерами. И мы об этом им говорим.

Сейчас, когда в США пытаются отменить поправку Джексона-Вэника – речь о сугубо американской проблеме. Когда Госдума ратифицирует пакет документов о присоединении России к ВТО страдать от сохранения этой поправки будет уже американский бизнес. Американцы пытаются компенсировать предстоящую отмену поправки принятием какого-то нового закона об ограничениях, которые могут вводиться в качестве наказания России за политику в области прав человека. Это неприемлемо, и может отбросить наши отношения с США далеко назад. Конечно же, об этом не говорят представители Администрации США, эти задумки вынашивают в Сенате и Палате представителей. Но Вашингтон должен понимать, что результат все равно серьезно негативно повлияет на двусторонние межгосударственные отношения.

И последний комментарий в связи с темой «черных списков». В принципе, по международному праву любая страна может отказать в выдаче визы любому гражданину иностранного государства без объяснения причин. Поэтому все подобные действия, по большому счету, – чистый «пиар», стремление показать, какие мы крутые: списки составляем, не пустим никого. Не пускайте, это ваше право. Мы тоже этим правом пользуемся.

Вопрос: Вопрос от российских граждан, проживающих либо работающих за рубежом. Вопрос из Шри-Ланки. Не действует норма Федерального закона № 114 «О порядке въезда из Российской Федерации и выезда в Российскую Федерацию» о возможности выдачи виз для въезда членам семьи гражданина России, которые не являются гражданами на основании его заявления, поданного в консульство по месту пребывания.

Еще вопрос от жителей блокадного Ленинграда, проживающих в Латвии. Они полагают, что необходимо заключить договор с Латвией об упрощенном порядке выдачи виз для посещения захоронений.

Пожалуйста, ответьте на эти обращения.

С.В.Лавров: Соглашениям о захоронениях мы придаем большое значение. У нас подобные соглашения подписаны с целым рядом стран. В отношении Латвии соглашение либо на стадии завершения, либо уже подписано. Я обязательно уточню.

Что касается первого вопроса. Руководитель загранучреждения обладает полномочиями в случаях, о которых Вы сказали, выдавать визы. Если гражданин России – не важно, постоянно проживающий или временно находящийся за рубежом, – обращается с заявлением, в котором поименованы его родственники, то виза выдается в посольстве или консульском учреждении. Если кто-то (я не исключаю, что такие случаи могут быть) уходит от своих обязанностей, пожалуйста, направьте мне конкретную информацию, когда такой отказ поступил.

Вопрос: Работает ли МИД на предупреждение военных конфликтов на Ближнем Востоке и во всем мире? Какие меры предпринимаются для недопущения военных действий вблизи российских границ?

С.В.Лавров: МИД России предпринимает определенные меры. Важно, чтобы они находили понимание, в данном случае у той стороны сирийского конфликта, на которую мы имеем влияние, а именно – у правительства Б.Асада. К сожалению, далеко не все наши советы и далеко не всегда своевременно находили практическое отражение в его деятельности. Да, Президент Сирии принял полезные законы, которые обновляют политическую систему и делают ее более плюралистичной, чем существовавшая ранее однопартийная система. Но это делается с большим опозданием, равно как и предложения о начале диалога. А тем временем вооруженное противостояние приобретает собственную динамику. Эта инерция может захватить и поглотить всех. Кто следующий? Надеюсь, что в случае с Сирией российской стороне удастся что-то сделать. Главное, не нарушить многоэтнический и многоконфессиональный характер хрупкого сирийского государства, сделанный в свое время, как говорится, «на живую нитку». Если там убрать существующую конструкцию, то рухнет вся пирамида. События в Сирии связаны также с процессами, проходящими внутри исламского мира, где напряжение между суннитами и шиитами предельно нарастает. Все это может «рвануть» так, что мало не покажется.


***

С.В.Лавров: Хочу сделать дополнение. Когда я говорил о продвижении русского языка и культуры, среди тех структур, которые этим занимаются, непростительно не упомянул Россотрудничество. Думаю, будет уместно сказать об этом сейчас, тем более, что К.И.Косачев приступил к работе на новом месте. Нам очень приятно, что эта работа продолжится в новых формах.

***

С.В.Лавров: В заключение хочу выразить искреннюю признательность всем участникам заседания, особенно тем, кто задавал вопросы и выступил от имени фракций с комментариями.
Полностью согласен с тем, что прогнозированию нужно уделять больше внимания. Мы в этом заинтересованы.

Признателен В.Н.Лихачеву за то, что он прокомментировал наши кадровые проблемы. Действительно, помимо дефицита дипломатов, для того, чтобы создавать новые загранточки, а это требуется - у нас в Анталии на 2,5 млн. туристов приходится 3 человека; в Шарм-аль-Шейхе и Хургаде вообще нет консульского присутствия. Мы сейчас вносим предложение открыть там генеральные консульства. Есть необходимость сделать то же самое в Донецке (Украина), в Усть-Каменогорске (Казахстан). В Гватемале тоже нет дипломатов, а там ежегодно отдыхают десятки тысяч туристов.

Не хватает нескольких сотен должностей для нормального обеспечения безопасности загранучреждений, что связано и с их сохранностью. У нас балансодержателями выступают МИД и Управление делами Президента. Что касается мидовской собственности – Посольств, Генеральных консульств, научно-культурных центров – возможно, было бы интересно установить их стоимость и просто ее знать. Но главное, чтобы эти помещения содержались в достойном виде. Их сохранность также связана со своевременным и достаточным страхованием. Могу заверить, что все эти объекты страхуются российскими компаниями на основе конкурсного отбора, и это обеспечивает бережное отношение к тому, что мы имеем.

В.В.Жириновский затронул тему работы парламентариев за рубежом. Не могу сказать, что мы вправе давать оценки работы наших парламентариев. Вместе с тем, заинтересованы тесно сотрудничать с парламентскими делегациями, направляющимися на различные мероприятия по линии ОБСЕ, Совета Европы, Парламентской ассамблеи НАТО. Готовы это сотрудничество и дальше всячески укреплять путем проведения накануне поездок совместных встреч, подготовки материалов с учетом обновленного состава Государственной Думы.

В этом же ключе, безусловно, поддерживаю идею о более активном развитии общественной дипломатии. Партии могут, наверное, сами решать, какие фонды для международной деятельности им следует создавать. Что касается МИД, мы прошли весь этот путь. Президент России одобрил наши предложения. Второй год работает Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, а с 1 января 2012 г. – Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. На текущий год по линии первого Фонда запланировано порядка 50 мероприятий, в которых хотели бы участвовать российские неправительственные организации. Фонд будет распределять гранты с тем, чтобы наши НПО могли чаще появляться на международных площадках, участвовать в различных форумах, где в отсутствие представителей правительств часто рождаются и обкатываются идеи, которые потом овладевают умами действующих политиков.

Поддерживаю идею А.А.Климова, который до начала сегодняшнего заседания предложил подготовить и провести слушания на тему «Права человека в странах Евросоюза». Считаю, что это верная идея. Мы никогда не считали права человека закрытой темой. Готовы обсуждать и свои проблемы в данной сфере. Это не является нарушением суверенитета, если все делается взаимоуважительно, и при опоре на обязательства, принятые всеми в рамках Всеобщей декларации прав человека и других универсальных инструментов, в которых, повторю, страны добровольно участвуют. Будет очень полезно в дополнение к слушаниям по этой тематике в Европарламенте, провести и наше встречное мероприятие.

Благодарю всех за заинтересованное участие в «Правительственном часе».

 


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС