на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Стенограмма интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова афганскому телевизионному каналу «ТОЛО», Москва, 18 марта 2012 года

 19-03-2012
перевод с английского
Вопрос: В первую очередь, спасибо, что нашли возможность уделить нам время. Жители Афганистана хотели бы знать, насколько важное место занимает эта страна во внешней политике России?

С.В. Лавров: Афганистан – наш традиционный сосед. У нас давняя история дружественных и добрососедских отношений. И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы Афганистан был мирным, стабильным, демократическим, нейтральным государством. Мы, естественно, хотим, чтобы угрозы, связанные с терроризмом и торговлей наркотиками, исходящие с территории Афганистана, были нейтрализованы.

Развиваем очень интенсивный политический диалог. Год назад, чуть больше года назад Президент ИРА Х.Карзай впервые посетил Российскую Федерацию с официальным визитом. Он регулярно встречается с Президентом России в рамках различных международных многосторонних форматов, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества, "квартета", который был создан президентами России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. Кроме того, периодически проводятся встречи экономических ведомств. Между парламентами наших стран налажено достаточно позитивное и интенсивное взаимодействие. Я несколько раз был в Афганистане, принимал моего афганского коллегу в Москве. У нас много общих интересов. Мы уверены, что такая общность интересов – лучшая гарантия того, что наши отношения будут устойчивыми и ориентированными в будущее.

Вопрос: Продолжается диалог между афганским правительством и руководством Движения талибов, который поддерживают США. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

С.В. Лавров: Безусловно, национальное примирение – это фактор, который необходим для мирного урегулирования проблем в Афганистане. Мы поддерживаем позицию афганского правительства в контексте национального примирения. Эта позиция была одобрена Советом Безопасности ООН, предполагает ведение диалога с теми, кто не приемлет насилие как способ достижения политических целей, кто не поддерживает никаких связей с "Аль-Каидой" и другими террористическими группировками и кто признает и соблюдает конституцию Исламской Республики Афганистан. Полагаю, на такой основе мы можем активно выступать в пользу усилий по обеспечению национального примирения. И конечно, считаем невозможным поддерживать какие-либо отношения с теми, кто входит в список, составленный Комитетом ООН по санкциям, то есть с "Аль-Каидой" и другими террористическими организациями.

Вопрос: Иными словами, если афганским представителям будет сказано, что они не должны вести переговоры с людьми, перечисленными в списке Комитета ООН по санкциям, то с кем тогда проводить переговоры?

С.В. Лавров: Этот список далеко не исчерпывающий. Туда не входят многие лидеры талибов. Принципы, которые я перечислил, - это принципы, предложенные правительством Афганистана и одобренные Советом Безопасности и многими международными конференциями. Так что есть люди, которые подпадают под эти критерии, и именно они должны быть партнерами правительства по переговорам в ходе процесса национального примирения.

Вопрос: То есть Вы считаете, что какие-то группировки не должны участвовать в процессе диалога?

С.В. Лавров: Нет, я сказал то, что я сказал. Мы не можем диктовать правительству Афганистана извне, каким образом ему следует содействовать продвижению национального диалога и достижению национального примирения. Мы поддерживаем принципы, которые правительство само сформулировало и которых оно придерживается на переговорах с Движением талибов и всеми теми, кто хочет принять участие в диалоге, направленном на достижение национального примирения.

Вопрос: Действительно ли Правительство России поддержало диалог с Движением талибов? Какова будет позиция российского руководства, если талибы вернутся к власти?

С.В. Лавров: Как я уже сказал, мы не можем навязывать суверенному государству представления о том, как нужно управлять страной. Необходимо решить проблему достижения национального примирения. И мы поддерживаем усилия, предпринимаемые в этом направлении законными лидерами Афганистана, которые считаются приемлемыми и которые основаны на конституции ИРА и на необходимости вести диалог с теми, кто прямо осуждает террористическую деятельность.

Вопрос: В Афганистане есть отдельные группировки и оппозиционно настроенные лидеры, которые выступают категорически против такого диалога, поскольку считают, что правительство Афганистана и Движение талибов заключили своего рода «сделку», которая может подорвать демократию в Афганистане.

С.В. Лавров: Россия не может давать оценок политическим дискуссиям, которые ведутся внутри Афганистана. Мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран. Я понимаю, что мы не единственные, кто принимает участие в обсуждении различных аспектов ситуации в Афганистане и вокруг него. Но в отличие от других, мы не диктуем правительству то, каким образом ему следует вести процесс национального восстановления. Мы знаем, что, помимо пуштунов, в стране проживают узбеки, таджики, хазарейцы. Все они должны стать частью политической системы таким образом, чтобы смогли почувствовать свое соучастие процессу, а не остались бы в изоляции. Вот основные принципы. Но не нам указывать властям Афганистана, как применять их на практике.

Вопрос: Недавно правительство Соединенных Штатов объявило о начале сокращения численности войск, находящихся в Афганистане. После этого афганцы начали выражать обеспокоенность в связи с тем, что постепенный вывод военных контингентов из ИРА может привести к дестабилизации ситуации в стране. Каково Ваше мнение по этому поводу?

С.В. Лавров: Мы рассматриваем это с позиций международного права. Присутствие в Афганистане международных стабилизационных сил санкционировано Советом Безопасности ООН. Поставленная при этом задача ясна - они должны выполнить свой мандат до того, как покинут страну. И, конечно же, до окончательного вывода они должны доложить СБ ООН о выполнении своего мандата.

Понятно, что к моменту, когда международные силы покинут Афганистан, правительство ИРА должно иметь собственные возможности для поддержания закона и порядка и быть в состоянии решать проблемы, связанные с обеспечением безопасности внутри страны. Поэтому мы считаем, что эти два процесса должны идти одновременно. До тех пор, пока правительство Афганистана, сами афганцы не будут обладать потенциалом для поддержания закона и порядка, я не думаю, что будет целесообразно выводить международный контингент до полного выполнения их мандата.

Кроме того, довольно странно, что Вашингтон настаивает на том, что американские войска (и я полагаю, войска НАТО) должны быть выведены в 2014 г., при этом весьма целенаправленно обсуждая с Афганистаном вопрос о создании после этого срока четырех или пяти военных баз. Я не понимаю, почему это надо делать именно так. Если военное присутствие в стране необходимо сохранять, тогда следует продолжать выполнять мандат Совета Безопасности. Если кто-то не желает выполнять мандат, полагая, что уже выполнил его, но при этом намерен развернуть и сохранять военные базы, то это нелогично. Кроме того, считаю, что территория Афганистана не должна использоваться для создания тех или иных военных объектов, которые бы вызывали обеспокоенность третьих стран.

Вопрос: Все же, как с российской точки зрения, выполнили ли американские военные контингенты свои задачи и действительно ли 2014 г. представляется тем сроком, когда им следует уйти?

С.В. Лавров: Не думаю, что задачи решены. Ясно, что проблемы в Афганистане сохраняются, а теракты не прекращаются. Мы особенно обеспокоены тем, что террористы проявляют себя на севере Афганистана, там, где еще три года назад обстановка была относительно спокойной. Террористов, по сути, вытесняют на север ИРА, откуда они проникают на территорию центральноазиатских государств, соседствующих с Российской Федерацией, и это не способствует стабильности в регионе. Поэтому считаем, что мандат должен быть выполнен в полной мере, а Совету Безопасности ООН необходимо представить доклад о том, как он был выполнен.

Вопрос: Афганское правительство всегда обращалось к международному сообществу с просьбой принять меры для ликвидации центров подготовки талибов на территории Пакистана. Что Вы об этом думаете?

С.В. Лавров: Деятельность террористов должна рассматриваться беспристрастно, независимо от того, откуда они родом. Мы полагаем, что территория Пакистана, которая действительно используется террористическими группировками, также требует нашего внимания. Мы решительно поддерживаем стремление пакистанского правительства искоренить эту угрозу и развивать прямой диалог между Афганистаном и Пакистаном по данной проблеме. Такой диалог уже ведется, и, по нашему мнению, необходимо его поощрять.

Вопрос: Вопрос о долгосрочных обязательствах по Афганистану. Между правительствами ИРА и США есть договоренность о долгосрочных отношениях и присутствии американских войск в Афганистане после 2014 г. Какова позиция России?

С.В. Лавров: Я только что говорил об этом, отвечая на Ваш предыдущий вопрос. Я сказал, что, по нашему мнению, мандат МССБ выполнен не был. Думаю, американцам нелогично говорить, что к 2014 г. все, мол, будет сделано, но мы останемся на военных базах еще на какое-то время. Непонятна цель таких военных баз, и, кроме того, Соединенные Штаты ведут еще переговоры с центральноазиатскими странами на предмет долгосрочного военного присутствия. Мы хотели бы понять причину и цель таких усилий. На наш взгляд, это не будет способствовать стабильности в регионе.

Вопрос: Господин министр, какой вклад может внести Россия в работу предстоящей Чикагской конференции, посвященной Афганистану, особенно в плане помощи НАТО?

С.В. Лавров: Нас не пригласили на Чикагскую конференцию, поэтому я не могу это комментировать. Мы помогаем Международным стабилизационным силам в Афганистане, предоставляя возможности для транзита через российскую территорию. Россия активно участвует в функционировании так называемого “северного маршрута”, и я считаю, он стал крупным маршрутом снабжения МССБ в Афганистане. Думаю, по нему осуществляется две трети поставок. Полагаем, что в этом заключается наш вклад в осуществление мандата, который международные силы получили от Совета Безопасности ООН, и мы имеем право требовать, чтобы этот мандат, выполнению которого мы содействуем, был реализован до завершения всей операции. Безусловно, такие действия должны координироваться с афганским правительством.

Вопрос: Наркопроблема остается одной из самых серьезных для афганского правительства. Каким образом Россия планирует сотрудничать с афганским руководством в области борьбы с наркопроизводством в Афганистане?

С.В. Лавров: Мы активно работали с целью решения этой проблемы, поскольку объемы незаконного производства и оборота наркотиков растут. Данные, предоставляемые ООН, вызывают большое беспокойство. Мы были инициаторами принятия так называемого Парижского пакта. Совместно с Францией собрали группу стран, заинтересованных в устранении наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Месяц назад, в феврале этого года, в Вене прошла Третья конференция Парижского пакта, на которой был подтвержден очень важный принцип о том, что борьба с производством и оборотом наркотиков должна быть комплексной. Она должна включать все элементы наркобизнеса: выращивание мака, нарколаборатории, прекурсоры, которые незаконно доставляются в Афганистан, прежде всего из Европы, и, конечно, маршруты поставок.

Этот комплексный подход был подтвержден в документе, принятом на конференции Парижского пакта в Вене. Кроме того, мы сформулировали основу для сотрудничества в формате ШОС, где Афганистан является наблюдателем, точнее, "специальным гостем". Эта Организация также осуществляет специальные проекты, направленные на уменьшение наркотической угрозы. В дополнение к этому ОДКБ регулярно проводит операции по перехвату наркотических караванов из Афганистана (операция "Канал").

В течение целого ряда лет мы предлагали НАТО сотрудничать с ОДКБ в режиме реального времени, чтобы обнаруживать и перехватывать караваны с наркотиками. Пока ответа от НАТО не поступило, но более половины отдельных членов Североатлантического альянса участвуют в данной операции в качестве наблюдателей. Надеюсь, в скором времени НАТО также изменит свою позицию.

Вопрос: В СМИ появилась информация, что глава Государственного антинаркотического комитета России говорил о готовности помочь Пакистану наносить удары по нарколабораториям на территории Афганистана. Согласно ли с этим афганское правительство?

С.В. Лавров: Мы не делаем ничего без поддержки афганского руководства. Все наши усилия, направленные на решение наркопроблемы и любой другой проблемы внутри Афганистана, обязательно согласовываются с правительством ИРА.

Вопрос: Будет ли Россия оказывать содействие в подготовке афганской армии и обеспечении ее необходимым оборудованием?

С.В. Лавров: Мы оказывали такую поддержку в прошлом и в значительном объеме. Несколько лет назад совместно с Германией мы бесплатно предоставили МВД Афганистана два вертолета для целей медицинской эвакуации. Регулярно осуществлялись поставки стрелкового оружия и боеприпасов. Мы выполняем контракт с Соединенными Штатами о поставке 21 вертолета для нужд афганской армии. Ежегодно готовим несколько сотен специалистов для афганских правоохранительных органов. Каждый год мы обучаем десятки военнослужащих и наркополицейских. Это содействие, безусловно, продолжится.

Вопрос: Некоторые западные СМИ предпочитают характеризовать позицию России в отношении Афганистана как весьма сложную, даже в сравнении с подходами к Ирану. Считаете ли Вы, что они понимают ее неправильно?

С.В. Лавров: Я не слышал таких оценок в отношении позиции России. Считаю, что в декабре прошлого года в Бонне мы приняли правильный документ, и если у Вас есть конкретные вопросы в этой связи, я с удовольствием отвечу на них. Но до сих пор я не слышал конкретной критики применительно к позиции России.

Вопрос: То есть Ваша позиция заключается в том, что, если международное сообщество примет какое-либо решение в отношении Афганистана, Вы поддержите его?

С.В. Лавров: Вы спрашиваете, поддержит ли Россия меры, принятые международным сообществом? Вы полагаете, что Россия не является его членом? Международное сообщество – это все страны, это - ООН, и если международное сообщество договаривается о чем-либо, в выработке решения принимают участие все его члены. Поэтому когда принимаются решения, основанные на общих представлениях, по определению все должны их выполнять.

Вопрос: Западные страны опасаются, что Иран может вести разработку ядерного оружия. Считаете ли Вы эти опасения обоснованными?

С.В. Лавров: Я считаю, что информация по этому вопросу доступна для всех желающих, и те, кто интересуется этим вопросом, должны ознакомиться с этой информацией и сделать свои выводы.

В Иране работает МАГАТЭ. Эксперты Агентства и специальное оборудование осуществляют контроль за всеми ядерными объектами в Иране, на которых производится ядерное топливо, а также там, где идет обогащение урана для производства медикаментов и в других гуманитарных целях, в том числе и на Тегеранском научно-исследовательском реакторе. МАГАТЭ сообщает, что не находит военной составляющей в этой программе. В то же время, у специалистов Агентства до сих пор остаются вопросы, на которые иранцы должны ответить. Эти ответы помогут со стопроцентной уверенностью сказать, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер.

Как только это будет сделано, санкции в отношении Ирана будут отменены, так как Тегеран выполнит все требования международного сообщества. В своих заявлениях представители Пентагона и американских разведывательных служб - а они неоднократно выступали с публичными заявлениями - ясно давали понять, что у них нет информации относительно принятия руководством Ирана приняло политического решения о начале производства ядерного оружия. Эта информация широко доступна, и мне кажется, Вам необходимо учитывать ее.

Вопрос: Совсем недавно Премьер-министр Израиля выступил с инициативой нанести удары по ядерным объектам Ирана. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

С.В. Лавров: Считаем, что это будет огромной ошибкой. Надеемся, что такого никогда не произойдет. Мы отметили, что в ходе недавнего визита Премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в Вашингтон Президент США четко заявил о необходимости найти политическое решение. Это мудрый подход. Любое применение силы в регионе приведет к катастрофическим последствиям.

Вопрос: В течение последних нескольких лет Россия активно вовлечена в дела Афганистана. Для афганцев важно понять, существует ли в России какая-то обеспокоенность относительно того, что произойдет случае возвращения к власти талибов? В настоящий момент правительство принимает ряд мер социального характера: например, женщинам надлежит покрывать платком голову, им следует выходить из дома только в соответствующей одежде. Если Движение талибов вернется к власти, как Вы думаете, что изменится?

С.В. Лавров: Я считаю, что афганский народ достаточно мудр, чтобы найти способ решения своих внутренних проблем. Мы не вмешиваемся в дела Афганистана или других государств. Наши действия сводятся к оказанию любого возможного содействия Афганистану в налаживании мирной жизни.

Несколько дней назад состоялось первое заседание Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Был подписан Меморандум о взаимопонимании по восстановлению Кабульского домостроительного комбината. Есть еще ряд важных проектов, представляющих интерес как для России, так и для Афганистана. Я имею в виду реконструкцию туннеля через перевал Саланг, нескольких предприятий в Мазари-Шарифе, небольших ГЭС и т.д. Во времена Советского Союза в Афганистане при нашей поддержке осуществлялись порядка 150 различных проектов, реализация большинства из них могла служить интересам афганского народа. Мы готовы вернуться к этим проектам, которые способствовали бы восстановлению афганской экономики, решению социальных проблем населения. Безусловно, хотим и далее поддерживать и обогащать наши культурные и гуманитарные связи. Мы восстановим разрушенный культурный центр в Кабуле, который, уверен, станет символом нашей продолжающейся дружбы.

Вопрос: Вы упомянули туннель Саланг, широко использующийся для транспортировки, доставки товаров из России и других стран. Это крупный проект, реализация которого займет около десяти лет. Над ним работают различные страны.

С.В. Лавров: Как я только что сказал, сейчас мы обсуждаем этот вопрос с афганским правительством. Туннель проектировали советские инженеры. У нас сохранилась вся документация. Поэтому участие российских компаний в восстановлении могло бы быть весьма эффективным. Разумеется, необходимо решить вопрос с финансированием проекта. Этот вопрос мы также обсуждаем с афганской стороной и донорами. Здесь могла бы идти речь о коллективном проекте.

Вопрос: Сельское хозяйство - важная отрасль для афганского населения. Есть ли у российской стороны заинтересованность в развитии сотрудничества с ИРА?

С.В. Лавров: Разумеется, внимание будет уделяться всем конкретным обращениям. Как я уже упомянул, мы создали Межправительственную комиссию именно в целях удовлетворения потребностей афганского правительства. И если наши афганские друзья предложат конкретный проект в области сельского хозяйства, мы, несомненно, его рассмотрим.

Вопрос: Какой Вы видите ситуацию в Афганистане после 2014 года?

С.В. Лавров: Вообще говоря, я не занимаюсь прогнозированием. Мы бы, разумеется, предпочли, чтобы войска международных миротворческих сил были выведены тогда, когда афганцы смогут сами обеспечивать безопасность внутри страны. Мы, понятно, хотели, чтобы по окончании этого периода - когда будут сняты террористическая и наркотическая угрозы на территории Афганистана – эта страна стала мирной и нейтральной.

В конце концов, Афганистан в какой-то период своей истории оставался нейтральной страной. Думаю, было бы весьма разумным рассмотреть такую возможность. Пусть решение останется за самими афганцами. Мирным, процветающим, дружественным, нейтральным Афганистан сам по себе не станет. Для достижения этой цели необходимы всеобщие усилия, усилия всех друзей Афганистана. И мы будем оказывать решительную поддержку правительству и народу Афганистана на пути к такому светлому будущему.

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС