на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича
 
27 марта 2012 года

Об официальном визите Министра иностранных дел России в Республику Армения

2-3 апреля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Республику Армения с официальным визитом, приуроченным к 20-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами.
Программой визита предусмотрены встречи С.В.Лаврова с Президентом Республики Армения С.А.Саргсяном, Премьер-министром Т.С.Саркисяном, Председателем Национального Собрания С.П.Никояном. Запланированы переговоры с Министром иностранных дел Республики Армения Э.А.Налбандяном.

Заключение 3 апреля 1992 г. Протокола об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения стало важной вехой нового, основанного на современных реалиях этапа развития исторических российско-армянских связей.

Основополагающим документом, определяющим принципы и приоритеты стратегического партнерства наших стран, стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г. В нынешнем году исполняется 15 лет со времени его подписания. Дальнейшее развитие положения Договора получили в Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век, которая была принята 26 сентября 2000 г.

Сегодня между Россией и Арменией поддерживаются интенсивные, заинтересованные контакты на всех уровнях. Мощный импульс российско-армянским отношениям придали государственный визит Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Республику Армения 19-20 августа 2010 г. и государственный визит Президента Республики Армения С.А.Саргсяна в Российскую Федерацию 23-25 октября 2011 г.

Стабильно функционирует целая система совместных органов взаимодействия, включая Межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству и Межпарламентскую комиссию по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения.

Россия выступает в роли ведущего внешнеэкономического партнера Армении. Взаимный товарооборот в 2011 г. составил около 1 млрд. долл. США и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

В прямые хозяйственные и иные контакты с областями и столицей Армении вовлечены около 70 субъектов Российской Федерации. Этот аспект является интересной и важной чертой нашего двустороннего взаимодействия.

Более подробную информацию к визиту мы разместим на сайте МИД.

 

Об официальном визите Министра иностранных дел России в Азербайджанскую Республику

3-4 апреля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит с официальным визитом Азербайджанскую Республику.
С.В.Лавров будет принят Президентом Азербайджанской Республики И.Г.Алиевым. Состоятся его беседы с Премьер-министром Азербайджана А.Т.Раси-заде и Председателем Милли Меджлиса (парламента) О.С.Асадовым. Пройдут обстоятельные переговоры с Министром иностранных дел Э.М.Мамедъяровым.

Визит приурочен к 20-летию дипломатических отношений между нашими странами, установленных 4 апреля 1992 г. Минувший период наглядно продемонстрировал заинтересованность России и Азербайджана в развитии глубокого и содержательного диалога по различным направлениям, способность совместными усилиями находить развязки по самым сложным вопросам двусторонней повестки дня, координировать действия и выступать с общих позиций в региональных и международных организациях.

За два десятка лет достигнут высокий уровень двустороннего сотрудничества, направленного на всестороннее укрепление равноправных, взаимовыгодных и конструктивных отношений в духе традиционной дружбы и добрососедства между российским и азербайджанским народами. Считаем Азербайджан своим стратегическим партнером в Закавказье и в Каспийском регионе.

Стратегический характер российско-азербайджанского партнерства закреплен в базовых двусторонних документах - Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 г., Бакинских (2001 и 2008 гг.) и Московской (2008 г.) декларациях. Важным событием на пути дальнейшего расширения и укрепления двусторонних отношений стало подписание 3 июля 2010 г. Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе.

Нынешний визит С.В.Лаврова рассматриваем как продолжение интенсивного политического диалога в контексте задач по дальнейшему продвижению двустороннего взаимодействия, поставленных главами наших государств в ходе официального визита Президента России Д.А.Медведева в Баку 2-3 сентября 2010 г.

В ходе переговоров С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъяровым будет обсужден весь спектр вопросов двусторонней повестки дня, а также актуальные региональные и международные проблемы.

В том, что касается российско-азербайджанского торгового и экономического сотрудничества, приведу лишь одну цифру: в прошлом году взаимный товарооборот превысил 2,5 млрд. долл. США. Очевидно, что его потенциал гораздо больше. Мы рассчитываем на усиление этой динамики.

Интересна форма взаимодействия наших стран в гуманитарной сфере.

В 2011 г. под патронатом президентов двух стран запущен новый важный проект - Бакинский международный гуманитарный форум. Рассчитываем, что он станет перспективным региональным и международным форматом взаимодействия.

Добавлю, что в ходе переговоров в Ереване и Баку стороны обстоятельно обменяются мнениями по нагорно-карабахской проблематике.

 

О рабочем визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Киргизскую Республику

4-5 апреля пройдет рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Киргизскую Республику, приуроченный к 20-летию установления дипломатических отношений между двумя странами.
За прошедшие два десятилетия проделана масштабная работа по выстраиванию качественно новой модели российско-киргизских межгосударственных отношений. Можем констатировать, что они отвечают интересам народов обеих стран, задачам обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии. В основе взаимодействия с Киргизией - историческая общность наших братских народов, традиционно тесные культурно-гуманитарные связи, уважительное добрососедство.

Интенсивными темпами отличаются контакты между нашими странами на всех уровнях. В этом году уже состоялся визит Президента Киргизской Республики А.Ш.Атамбаева в Москву, проведены переговоры с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, а также две встречи с Председателем Правительства России В.В.Путиным.

Традиционно тесные связи поддерживаются по линии внешнеполитических ведомств. Напомню, что в прошлом году Министр иностранных дел Киргизии побывал в Москве с официальным визитом. Регулярно проводятся политические консультации по различным вопросам и на различных уровнях. Продолжается работа с киргизскими партнерами по линии оборонных, экономических и других ведомств.

Характер торгово-экономического сотрудничества между Россией и Киргизской Республикой - важный показатель развития двустороннего взаимодействия. Россия - ведущий торговый партнер Киргизии. Объем торговли в 2011 г. составил почти 1,5 млрд. долл. (увеличение на 5% по сравнению с 2010 г.).

Реализуется Программа экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики на 2010-2013 гг., предусматривающая расширение двустороннего взаимодействия в электроэнергетике, нефтегазовой отрасли, промышленности, на других перспективных направлениях. Активно работает Межправительственная Российско-Киргизская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству.

В рамках визита С.В.Лаврова в Бишкек запланированы встречи с Президентом Киргизской Республики А.Ш.Атамбаевым, Министром иностранных дел Р.А.Казакбаевым. В повестке дня переговоров - широкий круг вопросов двустороннего взаимодействия в политической, экономической и гуманитарной областях. Предполагается обсудить также актуальные направления сотрудничества в рамках таких региональных интеграционных структур, как ЕврАзЭС, ШОС и ОДКБ. В планах Министра - посещение Киргизско-Российского Славянского университета и Российского Центра науки и культуры.

Запланировано подписание ряда двусторонних документов, в том числе Программы сотрудничества между министерствами иностранных дел на 2012 год.

 

Об участии Министра иностранных дел России в заседаниях СМИД ОДКБ и СНГ в Астане

6 апреля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в очередных заседаниях Советов министров иностранных дел Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств, которые состоятся в Астане (Республика Казахстан).
Главы внешнеполитических ведомств планируют обсудить широкий спектр международных и региональных проблем, включая ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, положение дел в Сирии и Афганистане, актуальные вопросы многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ОДКБ.

На заседании СМИД ОДКБ министры рассмотрят вопросы дальнейшего укрепления и повышения эффективности Организации в контексте выполнения решений декабрьской (2011 г.) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Пройдет интенсивный обмен мнениями по тематике внешнеполитической координации государств-членов ОДКБ, перспективам сотрудничества с ООН в области миротворчества.

В формате СНГ предполагается рассмотреть блок важных документов по развитию коллективного взаимодействия в области безопасности и обороны, урегулирования кризисных ситуаций на внешних границах, а также финансовой разведки. Планируется согласовать проект решения глав государств об объявлении 2013 г. Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ. Ряд внесенных в повестку дня проектов документов нацелен на активизацию связей в области туризма, физической культуры и спорта, контактов по линии молодежных организаций.

Более подробная информация появится в ближайшие дни на сайте МИД.

 

О проведении в Стамбуле встречи «Группы друзей» Сирии

В последнее время много говорится о сирийском сюжете. О концептуальных проблемах говорил Президент России Д.А.Медведев в ходе встречи со Спецпосланником ООН/ЛАГ по Сирии К.Аннаном; Министр иностранных дел С.В.Лавров буквально в ежедневном режиме высказывается по этой теме. Сегодня я хотел бы ответить на вопросы, поступившие к нам накануне брифинга и касающиеся отношения России к очередной встрече «Группы друзей» Сирии, которая планируется на 1 апреля с.г. в Стамбуле.
Первая встреча такого рода прошла 24 февраля с.г. в Тунисе без российского участия. Имеем в виду поступить аналогичным образом и в этот раз, хотя соответствующее приглашение нами получено.

Причины вполне понятны и известны. Они не изменились со времени принятия решения о неучастии в первом заседании «Группы» в Тунисе. Такого рода мероприятия, к сожалению, имеют одностороннюю политическую направленность. Приходится отмечать, что его участники не занимаются налаживанием межсирийского диалога в интересах прекращения конфликта и поиском путей мирного урегулирования ситуации, а напротив, скорее готовят почву для вмешательства извне.

Нельзя не учитывать и тот факт, что встреча в Стамбуле проводится как раз в то время, когда началась и дала первые позитивные результаты миссия Спецпосланника ООН/ЛАГ К.Аннана, нацеленная именно на поиск политических развязок в Сирии и вокруг неё с участием всех сторон конфликта, а не только одной из них.

Убеждены, что сейчас как никогда нужна консолидированная поддержка международным сообществом усилий г-на К.Аннана для скорейшего прекращения насилия, откуда бы оно ни исходило, необходимо решение острых гуманитарных проблем населения в зонах конфронтации и запуск всеобъемлющего политического диалога.

 

О ситуации в БВУ

В палестино-израильских делах ситуация сейчас по-прежнему непростая. В январе с.г. в Аммане при активном содействии Иордании проводились предпереговорные контакты между палестинцами и израильтянами, однако к каким-либо прорывным результатам они, к сожалению, не привели. В настоящее время в мирном процессе сохраняется пауза, политический диалог между сторонами конфликта не ведется.
Конечно, такое развитие событий никого не устраивает. Россия не сидит сложа руки и предпринимает усилия, в т.ч. в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников, по разблокированию тупика в БВУ. Мы активно участвуем в усилиях международного сообщества с целью вернуть палестинцев и израильтян за стол переговоров на известной международно-правовой платформе и в соответствии с планом действий, зафиксированном в заявлении ближневосточного «квартета» от 23 сентября 2011 г.

Напомню, что 12 марта в Нью-Йорке Министр иностранных дел России С.В.Лавров принял участие в неформальных консультациях «четверки» на руководящем уровне, в ходе которых достигнута договоренность о проведении полноформатного министерского заседания «квартета» в первой декаде апреля с.г. в Вашингтоне «на полях» встречи министров иностранных дел «Группы восьми».

В рамках подготовки к вашингтонскому мероприятию специальный представитель Министра по ближневосточному урегулированию, директор Департамента Ближнего Востока и Северной Африки С.В.Вершинин 21 марта в Брюсселе принял участие в заседании спецпредставителей «квартета». На встрече была подробно проанализирована текущая ситуация в мирном процессе, рассматривались конкретные шаги, которые необходимо предпринять для преодоления опасного тупика на палестинском треке.

Наряду с работой на политико-дипломатическом направлении, продолжаются усилия и по оказанию донорского содействия палестинцам. Понятно, что без социально-экономической стабильности вряд ли можно говорить об устойчивом и результативном политическом процессе.

20-21 марта также в Брюсселе С.В.Вершинин принял участие в заседании Временного координационного комитета по оказанию помощи палестинцам, в ходе которого шла речь о тяжелом финансовом кризисе на территориях ПНА и необходимости увеличения объемов донорской помощи для того, чтобы помочь палестинцам сократить растущий бюджетный дефицит, продолжить создание основ палестинской государственности.

 

О развитии военно-политической ситуации в Ираке

Некоторые коллеги из арабских информационных агентств попросили дать оценку текущей ситуации в Ираке, особенно накануне предстоящей 29 марта встречи в верхах ЛАГ.
В Москве с удовлетворением отмечают, что после вывода американских войск из Ирака в конце прошлого года правительству в целом удалось удержать обстановку под контролем. Вместе с тем остаются серьезные проблемы - страна сталкивается с террористической угрозой, что периодически выливается во всплески насилия, жертвами которых становятся представители правительственных и силовых структур, а также мирные жители.

В таких условиях подавляющее большинство иракских политических сил, несмотря на имеющиеся между ними разногласия и противоречия, сходятся во мнении, что поступательное движение к лучшему возможно путем выработки взаимоприемлемой программы дальнейших действий. Именно на это направлена инициатива Президента страны Дж.Талабани по проведению общенациональной встречи, подготовка к которой ведется в настоящее время.

Одновременно руководство Ирака предпринимает шаги по восстановлению международных и региональных позиций страны. В этом плане важным моментом видится предстоящий в Багдаде 29 марта саммит ЛАГ. По имеющейся информации, эту встречу в верхах - первую с момента начала событий, известных как «арабская весна» - планируется провести в течение одного дня. При этом, насколько нам известно, с учетом нынешней специфики региональной ситуации на саммит не приглашаются гости из стран, не являющихся членами ЛАГ, за исключением представителей некоторых международных организаций.

Мы поддерживаем усилия иракского руководства по обеспечению надежной стабилизации обстановки, восстановлению экономики и нормальной жизни населения, урегулированию существующих проблем мирными средствами через национальное примирение и широкий диалог с участием всех политических групп и этноконфессиональных общин страны.

 

О Пятой конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану

В эти дни, 26-27 марта в Душанбе проходит Пятая конференция регионального экономического сотрудничества по Афганистану («RECCA-V»). В мероприятии принимают участие высокопоставленные делегации из порядка 80 стран, международных организаций и региональных структур. «На полях» конференции проводится также бизнес-форум и научный симпозиум ученых и специалистов.
Российскую делегацию возглавляет статс-секретарь - заместитель Министра энергетики Ю.П. Сентюрин.

В числе приоритетных задач нашего участия в работе конференции видим активизацию российско-афганских торгово-экономических связей и привлечение российских компаний к масштабным региональным проектам в сфере энергетики и транспорта, прежде всего, создание систем поставки электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан («CASA-1000»).

 

Об инциденте в Грузии с гражданином России

Нам стало известно о задержании грузинскими властями 17 февраля с.г. гражданина России К.Г.Родионова, 1961 г.р., жителя Московской области. К.Г.Родионов, являясь предпринимателем, прибыл в Тбилиси авиарейсом из Москвы с деловыми целями по приглашению своего грузинского знакомого. В аэропорту он был арестован на основании пресловутого «Закона об оккупированных территориях» по подозрению в посещении Абхазии.
После первоначального задержания на 48 часов тбилисский городской суд отклонил ходатайство адвокатов об освобождении К.Г.Родионова под денежный залог и избрал ему в качестве меры пресечения заключение под стражу сроком на 40 суток. Сейчас российский гражданин содержится в следственном изоляторе №8 г.Тбилиси. По имеющейся информации, следующее судебное заседание назначено на 2 апреля с.г. В соответствии со статьей 322.1 Уголовного кодекса Грузии за «незаконный въезд на оккупированные территории» К.Г.Родионову грозит от двух до четырех лет тюрьмы или крупный штраф.

По линии Секции интересов России при Посольстве Швейцарии в Тбилиси принимаются меры по выяснению ситуации с К.Г.Родионовым и обеспечению консульского доступа к нашему гражданину. На данный момент наши запросы остаются, к сожалению, без ответа. Грузинские власти уклоняются от официального подтверждения факта задержания К.Г.Родионова и характера предъявляемых ему обвинений.

Происходящее в очередной раз подтверждает отсутствие каких-либо гарантий безопасности для посещающих Грузию россиян. Продолжая лицемерно разглагольствовать о гостеприимстве и стремлении к дружбе с народом России, власти Грузии организуют систематические репрессии в отношении посещающих страну российских граждан.

 

О ситуации вокруг членов экипажа судна «Кариб Вижн»

Сегодня хотел бы представить новые факты действий МИД России по освобождению российских граждан, находящихся на борту задержанного грузового задержанного судна «Кариб Вижн».
С самого начала держим под плотным контролем ситуацию с российскими гражданами-членами экипажа. Напомню, судно было блокировано 5 февраля с.г. в Доминиканской Республике (ДР) по подозрению в готовившейся нелегальной транспортировке наркотиков. При этом, как известно, в отношении наших моряков никаких обвинений доминиканскими властями не выдвигается.

Посольство России в Венесуэле (российского дипломатического присутствия в ДР нет, его функции выполняет Посол России в Венесуэле, который аккредитован по совместительству и в Доминикане), поддерживает тесный контакт с капитаном и моряками задержанного судна. Благодаря работе наших дипломатов удалось организовать отправку на Родину 13 членов экипажа.

В настоящее время в ДР остаются четверо моряков - капитан судна В.Широков, старший помощник О.Алферьев, член экипажа Ю.Светлов, которые в соответствии с доминиканским законодательством привлечены к участию в судебном процессе в качестве свидетелей обвинения по уголовному делу против владельца «Кариб Вижн», а также механик А.Малышкин - для решения вопросов жизнеобеспечения судна.

МИД России и Посольство в Каракасе продолжают активно контактировать с доминиканской стороной с тем, чтобы российские моряки смогли в ближайшее время благополучно вернуться на Родину, а в период их вынужденного нахождения в ДР им были бы обеспечены безопасные и достойные условия пребывания.

Обращаю внимание на то, что 23 марта с.г. Генпрокурору ДР передано обращение Генпрокуратуры России с ходатайством о скорейшем получении свидетельских показаний от российских моряков и предоставлении им права на свободу передвижения.

26 марта в МИД России состоялась беседа с послом ДР в Москве, в ходе которой мы вновь настоятельно призвали доминиканскую сторону принять необходимые меры с целью скорейшего разрешения сложившейся ситуации.


Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Во время визита К.Аннана в Москву Президент Российской Федерации Д.А.Медведев выразил надежду, что миссия Спецпосланника ООН/ЛАГ сможет содействовать решению сирийского кризиса. Какова вероятность успеха этой миссии, учитывая, что с вооруженной оппозицией в САР пока не удается договориться?

Ответ: Российское руководство уже комментировало этот вопрос. Мы с самого начала поддержали миссию Спецпосланника ООН/ЛАГ по урегулированию сирийского кризиса. Считаем, что она имеет неплохие шансы на успех при условии, что все сирийские стороны и власти, и оппозиция незамедлительно прекратят вооруженное противостояние, будет обеспечено прекращение огня и всех боевых действий и завяжется общесирийский диалог. Наша активная поддержка миссии К.Аннана нашла отражение в заявлении Председателя Совета Безопасности. Это заявление стало консолидированным импульсом международного сообщества в пользу мирного разрешения сирийского кризиса. Сигналы в пользу прекращения насилия в Сирии должны идти всем сторонам конфликта.

Российская Федерация активно способствовала началу диалога К.Аннана с сирийским руководством. Мы содействовали тому, чтобы миссия получила поддержку правительства САР. Однако диалог должен происходить и с участием всех оппозиционных сил, оказывающих сопротивление в стране. Со своей стороны Россия использует имеющиеся у нее возможности. Мы поддерживали и продолжаем контакты со многими оппозиционными группировками как в Сирии, так и за рубежом. Рассчитываем, что государства, которые имеют гораздо большее влияние на оппозицию и которые пока не очень энергично убеждают ее сесть за стол переговоров с правительством, проявят активность в убеждении сирийцев приступить к политическому урегулированию, как это делает российская сторона. Об этом, кстати, сам К.Аннан сказал журналистам по итогам своего пребывания в Москве.

Хотел бы привлечь ваше внимание к принципиальным оценкам в поддержку миссии, высказанным Президентом России Д.А.Медведевым во время встречи с К.Аннаном. Об этом же шла речь и на встрече Спецпосланника ООН/ЛАГ с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым.

Мы ждем конкретных сигналов от сирийской оппозиции. В контексте того, что я уже сказал о предстоящей встрече «Группы друзей» Сирии, вряд ли стоит рассчитывать на сигналы из Стамбула к сирийской оппозиции прекратить противостояние и приступить к поиску путей политического урегулирования.

С осторожным оптимизмом будем рассчитывать на успех усилий Спецпосланника ООН/ЛАГ, миссия которого предоставляет возможность для прекращения насилия в Сирии и политических реформ, порыв к которым, по образному выражению К.Аннана, трудно не заметить. Очевидно, что «ветер перемен» должен восприниматься всем истеблишментом сирийского общества.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать слова лидирующего кандидата в Президенты США от республиканской партии М.Ромни о том, что «Россия является геополитическом врагом США»?

Ответ: Мне трудно комментировать эмоциональные высказывания кандидатов американской президентской гонки. Совершенно понятно, что эти заявления диктуются конкретной обстановкой и потребностями политической борьбы, происходящей в связи с предстоящими выборами в США.

Принципиальные оценки Президента России Д.А.Медведева и Президента США Б.Обамы нынешнего состояния российско-американских отношений и возможностей взаимодействия в различных областях доступны в развернутых заявлениях лидеров двух стран для прессы по итогам их встречи в Сеуле.

Мы будем судить об искренности и приверженности партнерству, объявленных США в отношении России, не по публичным комментариям, а по конкретным делам.

Вопрос: Только что появилась информация, что сирийские власти одобрили план К.Аннана по урегулированию ситуации в стране. Хотелось бы услышать Ваш комментарий в этой связи.

Ответ: Россия с самого начала исходила из того, что миссия К.Аннана должна найти понимание и поддержку и со стороны сирийского руководства, и сирийской оппозиции. Мы активно работали в этом направлении, используя свои контакты. Могу сказать откровенно, не все получалось позитивно. Это подтвердил г-н К.Аннан во время общения с журналистами, подводя итоги пребывания в Москве. Надеемся, что посылаемые сейчас сирийским руководством сигналы идут в нужном русле.

Поддержанный в заявлении Председателя Совета Безопасности ООН г-на К.Аннана план находит положительный отклик в международном сообществе. Сейчас вопрос заключается в другом - как на это посмотрит противоположная сторона. Пока мы наблюдаем обратный эффект. Публичные заявления Б.Гальюна и других деятелей оппозиции не настраивают на начало диалога. Скорее, они содержат невыполнимые и избыточные требования отставки нынешнего руководства в качестве условия для начала общесирийского диалога.

Россия многократно говорила, что такая линия изначально абсолютно деструктивна и не приведет к запуску инклюзивного диалога в Сирии. К.Аннан также акцентировал, что движение должно происходить с обеих сторон, в то время как его миссия является инструментом, призванным помочь сирийцам найти приемлемую для них формулу диалога о будущем страны.

Вопрос: Как Вы расцениваете заявления Президента России Д.А.Медведева и Президента США Б.Обамы об отсутствии альтернативы дипломатическому разрешению иранского вопроса?

Ответ: Сделанные заявления отражают, во-первых, принципиальный подход российской стороны и, во-вторых, осознание руководством США безальтернативности дипломатического пути разрешения ситуации с иранской ядерной программой.

Вопрос: Как может повлиять встреча «Группы друзей» Сирии в Стамбуле на миссию К.Аннана?

Ответ: Я сегодня уже сделал подробные комментарии на этот счет. Мы не считаем, что подобные группы способны вырабатывать консолидированную позицию международного сообщества. Скорее, наоборот, - они нарушают ритм позитивных изменений, которые мы связываем с миссией К.Аннана.

Вопрос: Прокомментируйте заявление Президента России о том, что миссия К.Аннана – это последний шанс избежать эскалации конфликта в Сирии. Некоторые наблюдатели видят в этом, с одной стороны, сигнал правительству и Президенту Сирии, а с другой - оппозиции, для которой это последняя возможность продолжить действовать в том же русле.

Ответ: Не хотелось бы верить, что это будет последний шанс. На данном этапе, наверное, не стоило бы называть так миссию К.Аннана. Конечно, это серьезный шаг со стороны международного сообщества, и никто не вправе упустить эту возможность. Это реальный путь к прекращению насилия и кровопролития, к задействованию мирных рычагов, которые в других ситуациях дали результаты.

Напомню вам часто приводимый яркий пример - процесс урегулирования в Йемене. Решением Совета Безопасности ООН фактически была одобрена внутрийеменская договоренность, которая позволила урегулировать ситуацию. Хотя по интенсивности применения обеими сторонами тяжелых вооружений насилия и кровопролития там было не меньше, если не больше. Часть представителей руководства парламента и президент страны получили ранения. И все же, в этой ситуации члены международного сообщества применили ответственный подход, заставив йеменцев искать пути урегулирования, в том числе задействуя схему, предложенную Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Эта инициатива, по сути, стала ядром договоренностей, вокруг которых развивался процесс мирного урегулирования.

Главная проблема состоит в том, что необходима политическая воля. Россия в рамках имеющихся возможностей будет продолжать активно работать и с сирийским руководством, и с оппозицией для того, чтобы содействовать миссии К.Аннана в урегулировании сирийского кризиса.

Вопрос: Завтра открывается ежегодный саммит БРИКС. Несмотря на регулярность встреч, не пришло ли время создать некий механизм, типа постоянно действующего секретариата, для более эффективного сотрудничества между странами?

Ответ: Хотел бы обратить внимание, что помощник Президента России А.В.Дворкович накануне саммита провел брифинг и дал подробные разъяснения.

Думаю, у всех членов группы стран, называемой БРИКС, есть единое мнение о необходимости продолжать дискуссии, разговоры, диалог в этом формате, не институализируя его и не создавая различных структур. Смысл этого формата в другом. Существует большая потребность координации позиций по различным аспектам международной и региональной обстановки. Необходима выработка подходов по таким проблемам, как пути преодоления глобального финансового кризиса, развитие ядерной энергетики и др. Этими вопросами будут заниматься лидеры наших стран. Отсутствие структурных звеньев в работе БРИКС не создает помех для общения не только глав государств и правительств, но и министров иностранных дел, отраслевых министров, которые часто проводят встречи. Уверен, что итоги предстоящего в Нью-Дели саммита БРИКС позволят судить о ежегодном повышении эффективности каждой встречи.

Вопрос: Все чаще высказывается мнение о том, что пришло время наделить Францию как сопредседателя Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию есовским мандатом и таким образом активизировать участие Евросоюза в решении этого конфликта. Как Россия отреагировала бы на такую перспективу?

Ответ: Я впервые слышу о ведении таких разговоров. Ни сопредседатель Минской группы от Франции, ни Высокий представитель ЕС по иностранным и политике безопасности подобных вопросов, насколько нам известно, не поднимали. «Тройка» сопредседателей (Россия, США, Франция) работает интенсивно и слаженно.

Если у Вас есть данные, которые свидетельствуют об обратном, необходимо обратиться за уточнением к представителю Франции, участвующему в работе этой группы, либо к руководству ЕС.

Повторю, что «тройка» работает весьма конструктивно. В последнее время, помимо интенсивности контактов, возрос и объем документов, которые согласовываются на разных уровнях, включая высший. Последний пример – министерское заявление «тройки» в поддержку переговорных усилий по нагорно-карабахской проблеме. Оно свидетельствует о том, что здесь есть простор для маневра и влияния на стороны конфликта, а также то, что существует потребность активной реализации Минской группой сигнала, данного сторонами конфликта на встрече с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Сочи 23 января с.г. Они, напомню, заявили о готовности ускорить работу над Основными принципами урегулирования. Эти сигналы дополнительно показывают, что формат сложился и действует. В этом месяце мы отметили двадцатилетие Минской группы ОБСЕ. Это также говорит о том, что ее потенциал далеко не исчерпан.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, решение США о возобновлении поставок оружия в Грузию, которые были приостановлены в 2008 году.

Ответ: Эта тема не нова в российско-американских отношениях в контексте грузинских событий. Ранее Посольство США в Москве информировало о планируемых Вашингтоном поставках грузинскому контингенту в составе МССБ в Афганистане партии карабинов М-4 и бронированных машин «Хаммер». В этой связи 5 сентября 2011 г. нотой МИД России была выражена озабоченность действиями американской стороны.

Само участие в составе МССБ официальным Тбилиси, судя по всему, воспринимается как обоснование продолжающейся ремилитаризации Грузии и еще один повод проталкивания своей страны в НАТО. Считаем принципиально важным, чтобы вооружения, используемые грузинским контингентом в Афганистане, не оказывались в Грузии. Как показали трагические события августа 2008 г., режим М.Саакашвили может использовать их против Абхазии и Южной Осетии, в том числе против проживающих в этих странах российских граждан.

Учитывая нестабильность и безответственность режима М.Саакашвили, любое сотрудничество с Тбилиси в военной сфере чревато тяжелыми последствиями для мира и безопасности на Кавказе. Под этим углом зрения продолжим пристально следить за конкретными формами американо-грузинского сотрудничества в сфере обороны и безопасности.

Именно в таком контексте рассматриваем проведение на территории Грузии 10-24 марта с.г. американо-грузинских полевых учений «Аgile Spirit -2012», основной задачей которых была, как заявлялось, «отработка навыков борьбы с повстанческой деятельностью». Возникает вопрос: с какими конкретно «повстанцами» собираются бороться власти Тбилиси с американской помощью?

Кроме того, мы уже обращали внимание Госдепартамента на участившиеся заходы в порты Грузии кораблей ВМС США, в том числе оборудованных системой «Иджис». Какие бы объяснения этому ни давались, ясно, что заходы восприняты грузинским руководством как поощрение его реваншистских устремлений.

Вопрос: В Израиле с мая 2012 г. начнется подготовка к визиту В.В.Путина, запланированного на июнь этого года и приуроченного к открытию памятника павшим красноармейцам еврейского происхождения. Ведется ли подготовка к этому визиту с российской стороны?

Ответ: Давайте дождемся инаугурации избранного Президента России, а потом будем говорить о его внешнеполитических планах.

Вопрос: Грузинская сторона не удовлетворяет ходатайство относительно российского гражданина К.Г.Родионова и предоставляет крайне ограниченную информацию о россиянине. Какие конкретные шаги будут предприниматься Министерством иностранных дел России для избежания возможного повторения ситуации, сложившейся с российским летчиком В.В.Садовничим, задержанным в Таджикистане в прошлом году?

Ответ: Повторю, мы будем предпринимать все меры для скорейшего освобождения российского гражданина. Аналогии с Таджикистаном здесь неуместны. Во-первых, страны разные. Во-вторых, необходимо учитывать, что между Россией и Грузией по инициативе Тбилиси разорваны дипломатические отношения. Кроме того, ситуация с задержанием совсем иная. Рассчитываем, что нам удастся получить от грузинской стороны внятные ответы и сделать все для освобождения россиянина.

Вопрос: Не могли бы Вы прояснить ситуацию вокруг Посольства России в Зимбабве. Появилась информация, что владелец одного из зданий, арендованного Посольством, подал в суд на дипломатическое представительство, обвиняя его в задолжности (порядка 10 тыс. долларов). Каким образом МИД России будет решать этот вопрос?

Ответ: Я не слышал об этом сюжете. Не готов сразу дать ответ. Мы наведем справки и обязательно проинформируем Вас по существу вопроса.


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС