на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

КОНСТРУКТИВНЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ЗАСЕДАНИЮ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

17 апреля 2012 года 

Как известно, 17 апреля 2012 года состоялось заседание Открытого Правительства, под председательством Д,А. Медведева, на котором рассматривались очень важные предложения о применении современных информационных технологий для повышения эффективности государственного управления. После просмотра телепередачи осталось двойственное чувство. С одной стороны, очень хорошее впечатление произвела группа специалистов предложивших необходимые технологии. Но с другой стороны, как ни парадоксально это звучит, проделанная работа практически бесполезна. 

С точки зрения специалиста по управлению, можно твёрдо сказать: авторы предложили высокоэффективную технологию для решения задачи, которая не имеет решения в рамках действующей в России системы принятия управленческих решений. Для страны, в которой проживает более 140 млн. человек, которая занимает почти 25% суши, и которая обладает значительной долей всех глобальных природных ресурсов, централизованное управление с помощью решений так называемых ЛПР, - является управленческой патологией и тупиковым путём развития. Показано [1], что если его сохранить, то по мере усложнения потребностей граждан, роста номенклатуры товаров повседневного потребления, развития глобализации, монополизации финансовой сферы, - качество управления будет падать, а стоить оно будет всё дороже. Коррупция будет возрастать, национальное имущество – расхищаться и деградировать, национальный дивиденд - падать, а его распределение будет всё более и более продвигать общество к социальным катаклизмам. Столичный город будет пухнуть от людей занятых исполнением бесполезной, но криминогенной работы. 

Нет иного пути, кроме перехода от централизованного управления к децентрализованному, от эвристического (командно-административного), к научному (процедурно-алгоритмическому). При этом, должна обеспечиваться  бескомпромиссная обратная связь по объективно оцениваемому конечному результату, определяемому как степень приближения к демократически установленной цели управления с учётом затрат. 

Последнее время, абстрактных разговоров о децентрализации у нас хватает, но не все понимают, что децентрализация децентрализации рознь. Дьявол прячется в деталях. Это поясняется, в частности в моей статье в журнале «Самоуправление» №11, 2011 год [2]. Там обобщается мировой опыт, с учётом российской специфики. На наш взгляд, наиболее соответствует российским реалиям опыт США, Под руководством Альберта Гора там с 1993 года

проводилось масштабное исследование NPR (National Performance Review), цель которого: создать систему управления, которая работала бы лучше, а стоила меньше, чем действующая система. Кстати говоря, сами американские специалисты называли свою работу “перестройкой”. Идеология работы описана в [2], а подробное изложение основополагающих идей дано в [3]. К сожалению,  перевода [3] на русский язык нет, а на английском языке её найти непросто. Приведённых в [1,2] сведений для начала вполне достаточно. 

Рассмотрев 36 приёмов повышения эффективности, специалисты  пришли к выводу, что ключевым приёмом является эффективная децентрализация и в её рамках инициативное использование всех перечисленных приёмов на принципе TQM (Total Quality Measurement = Тотальное измерение качества). Мы в Институте проблем управления имеем более, чем 20-летний опыт применения аналогичного приёма, который в наших работах называется индексным управлением. Главное условие эффективной децентрализации – обеспечение экономико-правового согласования конфликта интересов регионального эгоизма и общесистемных интересов страны. 

На Международном форуме МАГ «Мегаполис XXI век» в моём выступлении оценена возможность реализации эффективной децентрализации в конкретных условиях, сложившихся в России и постсоветских странах. Эти материалы и то, что было сказано на Открытом Правительстве 17 апреля, говорят, что рекомендованные в наших работах и в [3] индексное управление и так называемый “новый федерализм”  могут быть легко реализованы, вначале для отдельных “пилотных” городов и регионов, с постепенным вовлечением подавляющего большинства или даже всех российских местных самоуправлений. Пользу нашего подхода легко понять, если, например, перечитать внимательно  [2] и убедиться, что в рамках децентрализации на принципах индексного управления (“новый федерализм”) не потребовалось бы даже создания корпорации развития Дальнего Востока, обладающей колоссальными коррупционными рисками, в смысле [1]. Само местное самоуправление в сочетании с так называемыми федеральными “категорическими грантами” полностью и с минимальными коррупционными рисками решило бы проблему. Нами на базе ИПУ подготовлена публикация: Норкин К.Б. Сагалов Ю.Э. Независимый мониторинг управленческой эффективности структур государственной власти – основа эффективного стратегического индексного управления развитием. В ближайшее время она будет опубликована, а также размещена в данном блоге. При наличии интереса, мы можем немедленно направить рукопись любому желающему. 

Представляется разумным использовать высочайшую квалификацию разработчиков представленных на заседании Открытого правительства 17 апреля 2012 года предложений и слегка скорректировать их для обеспечения эффективной децентрализации через использование индексного управления. Для этого достаточно организовать 30-часовой курс лекций, в соответствии с предложениями, представленными на Форуме: «Мегаполис XXI век». (Это выступление, как уже говорилось, опубликовано в данном блоге). При

необходимости такой курс можно реализовать через Институт проблем управления им. Академика В.А. Трапезникова, либо даже непосредственно на сайте «Политическое образование». 

В заключение хотелось бы, “мелким шрифтом” сказать, что, хотя докладчики и призывали писать на адрес разработчиков замечания и предложения, адреса они не указали. Я пытался найти этот адрес на сайте Открытого правительства, но простым способом мне это не удалось. Поэтому мне пришлось разместить данную ремарку в своём блоге. Конечно, мне могут указать на недостаточное умение в сфере розыска адреса, но я могу лишь напомнить анекдот. 

Некий человек упрекнул свою супругу за то, что не может найти у неё на кухне соль. «Ничего нет проще», - ответила супруга. «Она на полке для посуды, в коробке из-под кофе, на которой написано “карри”». 

Замечу, что сайты мэрии Нью-Йорка, или, управляемого лучше всех в мире городов, Сити оф Ранчо Кордова, или федерального бюджета США мне удавалось найти за 5-7 минут. У нас это требует большего искусства. Более того, это не всегда и полезно. Например, я уже имею опыт направления на сайт Президента своего предложения по децентрализации. Ответом была отписка, почти буквально аналогичная той, которую лет 20 назад мы в ИПУ получили на обращение в ЦК КПСС по поводу стимулирования производства продовольствия. Кстати, это предложение опубликовано в [1] и до сих пор не утратило своей актуальности. 

ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ  ПУБЛИКАЦИИ

1. К.Б. Норкин Системные проблемы борьбы с коррупцией в России, - Калуга, издательство ГП «Облиздат», 2011 – 320 с. 

2. Норкин К.Б. Децентрализация и местное самоуправление: где дьявол прячется. «Самоуправление» №11, 2011 г. Также есть в данном блоге. 

3. Osborn D. and Gaebler T. Reinventing Government (How entrepreneurial spirit is transforming the public sector), A PLUME BOOK, первое издание 1992 г. 

Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС