на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Республики Судан А.Карти
 
Москва, 30 апреля 2012 года

Уважаемые дамы и господа,
В ходе встречи с суданским коллегой А.Карти мы уделили главное внимание вопросам преодоления нынешней опасной фазы в отношениях между Республикой Судан и Южным Суданом. Недавние события в Хеглиге поставили межсуданские отношения на грань масштабного военного противостояния и создали реальную опасность возникновения нового очага конфронтации, несущей угрозу миру и безопасности в субрегионе. Эта тема вызывает серьезную озабоченность в мировом сообществе, включая Африканский союз, «Группу восьми» и Совет Безопасности ООН.

Убеждены, что основа для прекращения эскалации между Хартумом и Джубой имеется. Это – заявление Председателя СБ ООН от 12 апреля с.г. В нем сформулированы требования к обеим суданским сторонам, реализация которых позволит вернуть ситуацию в русло переговорного процесса. По крайней мере, условия для этого созданы.

Первое из этих требований, на котором настаивала Россия, – немедленный отвод южносуданских войск из района Хеглиг – выполнено. Это позволило разрядить обстановку в районе границы. Теперь важно выполнить другие пункты заявления Председателя Совета Безопасности ООН, включая прекращение военных действий, провокаций, бомбардировок, отказ от враждебной риторики, невмешательство во внутренние дела друг друга и недопустимость поддержки вооруженной оппозиции.

Мой коллега заверил сегодня в готовности суданской стороны – при условии адекватной реакции Джубы – незамедлительно реализовать требования Совбеза ООН и продолжить активную работу в рамках посреднических усилий Африканского союза, который в рамках Совета мира и безопасности недавно одобрил «дорожную карту» нормализации ситуации и возобновления переговорного процесса.

Афросоюз обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой поддержать эту «дорожную карту». В настоящее время в Нью-Йорке рассматривается соответствующий проект резолюции в поддержку инициативы африканцев.

Россия заинтересована, чтобы обе стороны в полной мере соблюдали обязательства по выполнение Всеобъемлющего мирного соглашения и соответствующих решений Совбеза ООН и действовали исключительно на основе норм и принципов международного права.

Российская сторона также отметила прогресс, пусть не очень значительный, но, тем не менее, осязаемый в отношении ситуации в Дарфуре. Министр иностранных дел Судана А.Карти сказал, что политический процесс продвигается вперед на основе подписанного в мае 2011 г. Документа о мире в Дарфуре.

Мы сегодня отметили хорошее сотрудничество Хартума с миротворческой Миссией, работающей в Дарфуре (ЮНАМИД), и подтвердили российскую позицию о том, что нужно убедить заставить непримиримые группировки, пока не присоединившиеся к мирному соглашению, подписать его и включиться в политический процесс.

Выразили заинтересованность в дальнейшем диалоге с Республикой Судан. Между нашими странами неплохо развиваются двусторонние отношения. В феврале с.г. прошло заседание российско-суданского Рабочего комитета высокого уровня, на котором были намечены перспективы дальнейшего развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В настоящее время готовится второе заседание, которое состоится в Российской Федерации, скорее всего, в течение нынешнего года.

Мы провели полезную встречу, по завершении которой А.Карти передал Послание Президента Республики Судан О.аль-Башира Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву. В нем изложены оценки нынешнего положения дел в отношениях между двумя суданскими государствами. Послание будет доложено, и после изучения высказанных оценок мы направим соответствующий ответ в Хартум.

Спасибо.

Вопрос (С.В.Лаврову): Обсуждаемый в СБ ООН проект резолюции требует от обеих сторон суданского конфликта реализации инициативы Афросоюза. Он в то же время предусматривает санкции в случае ее невыполнения. Поддержит ли Россия подобную формулировку о санкциях или будут внесены предложения по ее корректировке?

С.В.Лавров: Работа над проектом резолюции Совбеза ООН продолжается. Он буквально ежедневно претерпевает изменения. Наша линия направлена на то, чтобы обеспечить объективное отражение происходящего на земле. Это касается и событий в Хеглиге, включая разрушение нефтяной инфраструктуры в этом важном нефтедобывающем районе, и необходимости прекращения военных провокаций, вооруженных действий, бомбардировок и т.д.

Мы добиваемся объективного отражения фактов в решении Совета Безопасности ООН, которое будет адресовано обеим сторонам. Мониторинг выполнения ими своих обязательств, в том числе по Всеобъемлющему мирному соглашению, должен осуществляться непредвзято, с учётом практических действий каждой из сторон.

Российская сторона уже включила соответствующие формулировки в текст проекта резолюции, работа над которым продолжается. Он должен быть сбалансированным и справедливым, потому что Совет Безопасности не может в своих решениях записывать положения, которые не отражают реально произошедших или реально происходящих в данный конкретный момент событий.

Напомню, что основой для такой работы (я уже упоминал об этом) является заявление Председателя Совета Безопасности ООН от 12 апреля с.г., которое было посвящено проблеме Хеглига и в котором четко было сказано, что первым и неотъемлемым шагом должен быть вывод южносуданских войск из данного района, принадлежащего Республике Судан. Это было сделано, однако недопустимо продолжение вооруженные провокаций, которыми, к сожалению, по-прежнему занимаются многие группы оппозиции на суданской территории.

Иными словами, российская позиция по резолюции в том, что она должна реально отражать то, что делает или не делает каждая из сторон.

В своем вопросе Вы упомянули санкции. Проект резолюции не содержит упоминания о санкциях и даже об угрозе санкций. В тексте лишь сказано, что Совет Безопасности ООН рассмотрит действия сторон и, в зависимости от того, как выполняется эта резолюция, Совет намеревается обсудить возможные дальнейшие шаги, в том числе предусмотренные 41-ой Статьей Устава Организации Объединенных Наций. Эта Статья не предусматривает никаких силовых действий. Да, могут быть задействованы меры экономического принуждения и воздействия. Но, повторю, это не автоматическое решение, а лишь намерение, зависящее от того, как будет выполняться резолюция.

И последнее. Резолюция отнюдь не может толковаться (как некоторые пытаются это делать) в качестве этапа, прекращающего посреднические усилия Африканского союза и передающего все полномочия Совету Безопасности ООН. Это совсем не так. Мы неизменно добиваемся решения проблемы Африканского региона с опорой на позиции, оценки и идеи самих африканских стран. В данном случае Африканский союз – и этот закреплено в проекте резолюции – остается ведущим игроком в посреднических усилиях, а Совет Безопасности ООН его поддерживает.

И именно в поддержку посреднических усилий Африканского союза направлено поручение Генеральному секретарю ООН регулярно информировать Совет Безопасности о ходе выполнения резолюции, в случае ее принятия.

Вопрос: Сергей Викторович, по поступающей из Ливии информации, завтра, 1 мая, должен состояться суд над россиянами, задержанными новыми властями этой страны и обвиненными в том, что они работали наемниками прежнего режима. Какое участие принимает Россия в решении судьбы этих людей для их вызволения из Ливии? Мог бы Судан, учитывая его тесные отношения с новыми ливийскими властями, оказать содействие?

С.В.Лавров: Мы принимаем самое непосредственное и повседневное участие в разрешении этого вопроса. Сразу по поступлении информации о задержании российских, а также украинских и белорусских граждан одной из вооруженных группировок, не подчиняющейся центральным властям, мы предприняли ряд мер, которые в итоге позволили обеспечить передачу задержанных под контроль действующих властей в Триполи. С момента установления с ними контакта их регулярно посещают консульские работники, передаются продукты питания и необходимые медикаменты.

Судебное заседание, упомянутое Вами, будет не первым, оно станет уже третьим. В ходе всех предыдущих слушаний на них присутствовал консул Посольства России а Триполи. Он будет присутствовать и на третьем заседании, которое, по нашим данным, не окажется последним. Работа и слушания продолжаются. У задержанных есть ливийский адвокат, но российская сторона предоставляет дополнительные услуги нашим гражданам. Вся работа проводится в координации с украинскими и белорусскими коллегами. Будем продолжать усилия, чтобы россияне поскорее оказались на Родине.

Спасибо за внимание.

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС