на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Интервью специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова агентству РИА «Новости»
 
 Москва, 8 июня 2012 года

Вопрос: Изменилась ли позиция Москвы по Сирии, как это отмечают эксперты? Есть ли у России план действий на случай, когда Б.Асад сложит свои полномочия?

Ответ: Мне неизвестно, на каких конкретных экспертов Вы ссылаетесь. Во всяком случае, этим экспертам должно быть известно, что позиция России по Сирии носит принципиальный характер и основывается на объективной оценке ситуации в этой стране и нормах международного права, опирающегося на Устав ООН. В этом смысле ожидания тех, кто, возможно, хотел бы видеть в нашей позиции отход от этих принципов, безосновательны. Мы решительно продолжаем выступать в поддержку суверенитета Сирии, против иностранного вмешательства в ее дела и попыток навязывания извне параметров внутрисирийского решения, за политическое урегулирование сирийского кризиса. Все эти элементы, кстати, заложены в одобренный Советом Безопасности ООН план спецпосланника ООН/ЛАГ К.Аннана.

На данном этапе центральной нам видится задача налаживания совместной работы всех внешних игроков на этой консолидированной основе с тем, чтобы внешние силы своими действиями способствовали выполнению плана К.Аннана, а не мешали этому.
 
Что касается второй части Вашего вопроса, то мне о таких намерениях сирийского Президента ничего не известно.
 
Вопрос: В связи с последними событиями вокруг сирийского кризиса насколько Москва считает необходимой дальнейшую реализацию плана спецпосланника ООН/ЛАГ К.Аннана? Нужно ли внести в него коррективы, на Ваш взгляд?
 
Ответ: Мы считаем, что, по меньшей мере, на нынешнем этапе план К.Аннана представляет собой главный и безальтернативный инструмент для оказания международным сообществом содействия сирийским сторонам в прекращении кровопролития и конфронтации и запуске политического процесса. Данный документ, как известно, был одобрен Советом Безопасности ООН. На его основе единогласно приняты резолюции 2042 и 2043 СБ ООН, обеспечившие развертывание в сжатые сроки Миссии ООН по наблюдению в Сирии. Таким образом, ход выполнения шести пунктов плана спецпосланника в настоящее время находится под непосредственным контролем международных наблюдателей и СБ ООН. В этой связи речь о каких-либо коррективах, на наш взгляд, может идти лишь на основании их оценок и выводов и не в контексте пересмотра положений самого плана, а исключительно в части, касающейся обеспечения оптимальных условий для его выполнения всеми сторонами.
 
Вопрос: США заявили о том, что могут начать военную операцию в Сирии в обход резолюций СБ ООН. Насколько опасна реализация подобного плана для ситуации в регионе в целом и как она скажется на позиции США на Ближнем Востоке? Какие политико-дипломатические механизмы помимо СБ ООН в случае развития событий по негативному сценарию может задействовать Москва?
 
Ответ: Действительно, некоторые обозреватели именно так истолковали высказывания, прозвучавшие в ходе встречи Постпреда США при ООН С.Райс с журналистами 30 мая с.г. Хотя есть и другие заявления американских официальных лиц на этот счет, в частности Министра обороны Л.Панетты.

Для нас очевидно, что военная операция против Сирии в обход СБ ООН была бы катастрофой для всего ближневосточного региона. Ситуация может деградировать до такой степени, что реальностью станет возникновение большой дуги нестабильности от Средиземноморья до Персидского залива. Это страшный кровавый сценарий, способный сдетонировать взрыв проблем и противоречий, которых, к сожалению, немало на этом пространстве, превратить значительную часть Ближнего Востока в территорию, где государственная власть была бы слаба, зато вольготно чувствовали бы себя экстремисты и террористы. Мы откровенно говорим об этом с нашими партнерами, и они признают, что такой сценарий был бы наихудшим. Продолжим делать все от нас зависящее, чтобы избежать его, и шансы для этого, как мы убеждены, сохраняются.
 
Вопрос: Есть ли уже результаты расследования трагедии в сирийском поселке Хула военной комиссией правительства Сирии? Как Россия оценивает заключение сирийских экспертов? Рассматривается ли в Москве возможность отправки в Сирию российских экспертов для расследования ситуации?
 
Ответ: Результаты проведенного сирийскими властями расследования варварского злодеяния в Хуле были оглашены 31 мая. О них упомянул и Президент Сирии Б.Асад в своем выступлении в парламенте страны 3 июня.
 
Должен отметить, что Ваши коллеги, независимые российские журналисты, побывавшие в районе Хулы и близлежащих деревень Тальдо и Шамария, в частности М.Мусин, подтверждают выводы сирийской военно-юридической комиссии. По их сведениям, боевики, захватившие эти населенные пункты, вырезали 3 большие семьи, а затем попытались предъявить эти трупы вместе с телами своих погибших в бою товарищей как жертв обстрела со стороны правительственных сил. Главное слово, конечно, должно быть за наблюдателями, но их группа, направившаяся в Хулу 29 мая с.г., попала под обстрел со стороны членов незаконного вооруженного формирования, которое в настоящее время контролирует этот населенный пункт. Тем не менее, настаиваем на тщательном расследовании трагедии по линии МООННС. Такую задачу поставил перед Миссией Совет Безопасности ООН. Надо ее выполнять. Нужно понять, что там действительно произошло, чтобы не допустить повторения подобных событий. Виновные, кто бы они ни были, должны быть найдены и понести наказание.

Всякое правительство несет ответственность за то, что происходит на территории его страны. Но ситуацию, в которой стала возможной трагедия в Хуле, создало не сирийское правительство или, по меньшей мере, не одно только сирийское правительство. Во многом она стала следствием действий тех, кто не прекращает финансирование незаконных вооруженных формирований, поставляет им оружие, вербует наемников, помогает их переправке через границу и заигрывает с разного рода экстремистами и радикалами ради достижения собственных целей, которые определяются в значительной степени, как можно судить, конфессиональным фактором.
 
Вопрос: Готова ли Москва обсудить в СБ ООН возможность увеличения числа наблюдателей в Сирии или отправки в страну миротворцев ООН?
 
Ответ: Есть принципиальная разница между миссией по наблюдению и миротворческой миссией. Это касается, в том числе, и порядка принятия решения о ее развертывании, а главное – функций, которые такие миссии призваны выполнять. На данный момент в Сирии, как Вы знаете, присутствуют международные наблюдатели. Полномасштабное развертывание МООННС завершилось лишь несколько дней назад. Необходимо время, чтобы убедиться в том, как можно было бы усовершенствовать деятельность Миссии. 300 военных наблюдателей и более 70 гражданских – серьезная сила для того, чтобы определить, кто нарушает режим перемирия. Не исключаем, что при необходимости их число можно увеличить. Вопрос, как представляется, не только в этом. Всеми сторонами, включая и внешних игроков, должна быть проявлена воля к тому, чтобы придать объявленному 12 апреля перемирию устойчивый характер и развернуть ход событий от конфронтации в русло политпроцесса. Этого, к сожалению, пока нет, особенно со стороны политических и военных лидеров оппозиции, то и дело выступающих с угрозами возобновить боевые действия и призывами к иностранной интервенции. Надо, чтобы все, включая, разумеется, правительство САР, действовали в соответствии с логикой плана К.Аннана в интересах мирного урегулирования, а не выдвигали в качестве приоритетов иные задачи, в частности, безоговорочную смену режима в Сирии.
 
Вопрос: Продолжит ли функционирование российская военно-морская база в Тартусе в случае, если военное вмешательство третьих стран в ситуацию в Сирии станет неизбежным?
 
Ответ: Во-первых, военно-морской базы у нас в Сирии нет, а есть пункт материально-технического обеспечения ВМФ. Во-вторых, как явствует из всего того, что я говорил Вам ранее, мы не считаем военное вмешательство третьих стран в Сирии неизбежным и делаем и будем делать все от нас зависящее, чтобы этого крайне опасного сценария избежать.

Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в палестино-израильском урегулировании? Можно ли действительно говорить о прогрессе на переговорах, или происходящее больше сравнимо с ситуацией «затишья перед бурей»?
 
Ответ: Ситуация в палестино-израильском урегулировании сегодня непростая. Предпринимаемые попытки перезапустить субстантивный переговорный процесс пока не увенчались успехом. В апреле-мае с.г. состоялся обмен посланиями между Главой Палестинской национальной администрации М.Аббасом и Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху, однако и он не привел к каким-либо прорывным результатам.
 
Конечно же нельзя допустить того, чтобы затянувшийся застой обернулся очередной бурей. Ситуация требует энергичных усилий международного сообщества с тем, чтобы способствовать восстановлению доверия сторон и, самое главное, обеспечить продвижение к восстановлению мирного процесса. Тем более, что подходящий и проверенный временем механизм для этого есть – международный «квартет» ближневосточных посредников, активным участником которого является Россия.

«Четверка» обозначила план действий в интересах продуктивного продвижения БВУ, а также принципиальные подходы к урегулированию сопутствующих проблем палестинской повестки дня в своих заявлениях в Нью-Йорке 23 сентября 2011 г. и Вашингтоне 11 апреля 2012 г. Эти заявления остаются программой коллективных действий.
 
Убеждены, что палестинцы и израильтяне должны продолжать искать взаимоприемлемую основу для возобновления субстантивного диалога и реализации двухгосударственного решения конфликта. Это, естественно, подразумевает и отказ от любых односторонних, провокационных действий, включая израильское поселенчество, предвосхищающих конечный исход переговоров.

Сейчас нередко можно услышать разговоры о том, что на фоне событий «арабской весны» процессу БВУ не стоит отдавать приоритет: мол, у регионалов сейчас много других, более актуальных внутренних задач, а палестинская проблема может подождать. Россия отталкивается от другой логики. Охватившая арабский регион революционная волна не может использоваться как повод для откладывания «на потом» палестино-израильского урегулирования. Более того, достижение всеобъемлющего справедливого мира на Ближнем Востоке, создание независимого, территориально непрерывного и жизнеспособного палестинского государства в границах 1967 г., сосуществующего в мире и безопасности с Израилем, несомненно, станет весомым вкладом в стабилизацию общей ситуации в регионе.

Вопрос: Есть ли на сегодняшний момент достаточный политический багаж для проведения министерской встречи «квартета» международных посредников по Ближнему Востоку?
 
Ответ: Как я уже говорил Вам, ближневосточный «квартет» является оптимальным работающим в постоянном режиме механизмом международного сопровождения БВУ. Относительно недавно состоялись его министерские встречи: неформальные консультации в Нью-Йорке 12 марта и полноформатное заседание в Вашингтоне 11 апреля.

В центре внимания этих мероприятий были основные проблемные вопросы палестино-израильской повестки дня и подходы к их урегулированию в интересах улучшения социально-экономического положения у палестинцев и скорейшего возобновления двустороннего диалога.
 
В свою очередь обе эти встречи проводились в развитие министерского заседания «четверки» 23 сентября 2011 г. в Нью-Йорке на полях сессии Генассамблеи ООН, в заявлении по итогам которого обозначены ориентиры для перезапуска прямых переговоров между ПНА и Израилем.
 
Все эти решения сохраняют свою актуальность и сегодня, определяют основные цели и задачи действий всех вовлеченных в БВУ сторон, как региональных, так и международных. Соответственно, явной необходимости проведения в ближайшее время полновесного министерского заседания «четверки» не просматривается.

Следующая плановая министерская встреча по уже сложившейся традиции должна пройти во время «министерской недели» на полях очередной сессии ГА ООН в Нью-Йорке в сентябре 2012 г. Сейчас ведется соответствующая подготовительная работа, прежде всего на уровне специальных представителей «четверки», в состав которой, напомню, входят Россия, США, Евросоюз и ООН.
 


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС