на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича
 
 
21 июня 2012 года


О Петербургском международном экономическом форуме


21-23 июня в Санкт-Петербурге пройдет очередной XVI Петербургский международный экономический форум. В его работе примет участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров и первый заместитель Министра иностранных дел А.И.Денисов.
 
На Форуме предстоит рассмотреть ключевые вопросы развития глобальной экономики, а также обсудить меры по укреплению энергетической безопасности, регулированию финансовых рынков, повышению социальной ответственности бизнеса. Особое внимание будет уделено проводимым в России масштабным реформам, технологическому и инновационному развитию, совершенствованию инновационной политики.
 
Наряду с главами крупнейших компаний и корпораций гостями Петербургского форума в этом году станут Президент Финляндии Саули Ниинистё, Премьер-министр Македонии Никола Груевски, Премьер-министр Кении Райла Амоло Одинга, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Более тридцати стран будут представлены на уровне министров.
 

 


О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Х.Клинтон


29 июня в Санкт-Петербурге пройдет встреча Министра иностранных дел С.В.Лаврова с Госсекретарем США Х.Клинтон. Планируется обстоятельно рассмотреть вопросы российско-американской повестки дня, обсудить наиболее актуальные международные и региональные проблемы. Госсекретарь США примет участие в форуме АТЭС «Женщины в экономике».
 


О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с мининдел Туниса Р.Абдессалямом


По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 27-30 июня Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел Тунисской Республики Рафик Абдессалям. Переговоры пройдут 28 июня в Особняке МИД России.

Рассматриваем предстоящий визит как новый важный шаг на пути дальнейшего укрепления отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, традиционно связывающих наши страны.
 
Придаем большое значение дальнейшему углублению двустороннего политического диалога, наращиванию взаимодействия с Тунисом, в том числе на площадке ООН, особенно с учетом того, что позиции наших стран по многим ключевым международным и региональным проблемам близки или совпадают.
 
Учитывая роль Туниса как «пионера» начавшихся на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки революционных событий, его авторитет в арабо-исламском мире и в Средиземноморье, в ходе переговоров С.В.Лаврова с Р.Абдессалямом будет предметно обсуждаться ход политического процесса в этой стране, вопросы укрепления мира и безопасности в регионе, борьбы с международным терроризмом, другие актуальные сюжеты международной и региональной повестки дня, прежде всего, обстановка в Сирии, а также положение в Ливии, ближневосточное и западносахарское урегулирование, другие представляющие взаимный интерес темы.
 
Центральное место на переговорах займет проблематика двусторонних отношений. Тунис входит в число ведущих торговых партнеров России в арабском мире. Объем взаимного товарооборота в 2011 г. превысил 1,2 млрд. долл. США. Активно развивается сотрудничество в областях туризма, культуры, высшего образования, здравоохранения.
 
В ходе визита Р.Абдессаляма в Москву предполагается также обстоятельно обсудить состояние и перспективы работы по совершенствованию договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, подписать межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам.
 


О российском председательстве на 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО


С 24 июня по 6 июля в Санкт-Петербурге пройдет важное мероприятие – 36-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Комитет состоит из 21 государства-участника Конвенции ЮНЕСКО (1972 г.) об охране всемирного культурного и природного наследия. На прошлой сессии этого руководящего органа в Париже Россия была единогласно избрана его Председателем.
 
Конвенция является одним из наиболее эффективных международно-правовых документов и объединяет на сегодняшний день 189 стран. Уникальность документа в том, что он сочетает в себе меры по защите как культурного, так и природного наследия.
 
Россия впервые принимает у себя этот крупнейший международный форум. В нынешней сессии примут участие представители свыше 180 стран-членов Конвенции как на высоком государственном, так и экспертном уровнях. Впервые общественность и СМИ смогут следить за дебатами в режиме прямой трансляции через Интернет.
 
В Санкт-Петербурге Комитет решит судьбу 31 объекта на право включения в Список всемирного наследия, в том числе первой российской серийной номинации «Кремли России» в составе архитектурных памятников Астрахани, Углича и Пскова, а также «Национального парка «Ленские столбы»», находящегося на территории Республики Саха (Якутия). Впервые свои объекты номинируют Катар, Конго, Палау, Палестина и Чад.
 
Будут также рассмотрены ход реализации деятельности по сохранению 35 объектов, входящих в Список всемирного наследия, находящихся под угрозой, а также отчеты о состоянии сохранности 105 объектов в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
 


Об итогах московского раунда переговоров по иранской ядерной программе


В дни проведения переговоров 18-19 июня на базе МИД России функционировал международный Пресс-центр, в котором работало большое количество российских и иностранных журналистов. По итогам раунда прошли две раздельные пресс-конференции Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон и Секретаря ВСНБ Ирана С.Джалили. С учетом состоявшихся в ходе переговоров дискуссий и в дополнение к уже сделанным заявлениям и комментариям участника переговоров с российской стороны, заместителя Министра иностранных дел С.А.Рябкова, хотел бы высказать следующие оценки.

Прошедшие в Москве переговоры в формате «шестерка» - Иран стали продолжением завязавшегося в последнее время диалога с Тегераном. Никогда частота переговоров с Ираном по его ядерной программе не была выше, чем сейчас. Это само по себе существенное достижение, учитывая предысторию вопроса и серьезное отсутствие доверия между сторонами.

Но интенсивность контактов представляет собой и определенный вызов, поскольку повышает планку ожиданий и ставит перед всеми переговорными командами задачу очень хорошо готовиться к каждому раунду. Пока все ожидания в этом плане реализуются. Каждый раунд из трех последних – стамбульский, багдадский и московский – проходил более обстоятельно и глубоко, чем предыдущий, и степень подготовленности делегаций Ирана и «шестерки» тоже идет по нарастающей.

Не будет преувеличением сказать, что уже сейчас мы имеем большой объем материала, которым обменялись стороны, требующий дополнительной обработки и обсуждения, в том числе на уровне технических экспертов. Отсюда одно из важных достижений раунда – договоренность о проведении экспертной встречи технических специалистов 3 июля с.г. в Стамбуле. Здесь существенно то, что пауз практически нет - встреча состоится буквально через две недели после московского раунда. Так что времени остается лишь на отработку имеющихся позиционных идей. Все это является отражением реальной политической воли сторон к тому, чтобы двигаться дальше.

Нельзя не сказать и о том, что по сути и содержанию рассматриваемых проблем позиции сторон весьма существенно расходятся. Московский раунд подтвердил исключительную сложность задачи нахождения «узелков», связав которые, мы сможем попытаться «потянуть веревочку» и продвинуться в направлении взаимоприемлемого решения.

Если в обобщенном виде сказать о существе имеющихся проблем, то оно сводится к различиям в приоритетах сторон на переговорах и восприятии задач, стоящих перед ними, а также в довольно сложной совместимости подходов сторон к последовательности шагов – что надо делать в первую очередь, а что во вторую и т.д. Вокруг этого идет главная дискуссия, и московский раунд, к сожалению, не привел к подвижкам на данном направлении. Хотя все главные вопросы, включая необходимость восстановления доверия (в том числе через работу по проблеме 20-процентного обогащения урана в Иране), признание права Ирана на обогащение, проблемы, связанные с пониманием термина «взаимность» (reciprocity) в контексте этих шагов, и как сбалансировать встречные шаги – все эти проблемы обсуждались на пленарных заседаниях и в ходе многочисленных встреч в других форматах.

Работа должна быть продолжена, ведь речь идет о кропотливом процессе. Но пока, к сожалению, именно на данном главном направлении сдвигов практически нет. Мы вынуждены это признать, и подобная констатация ставит перед переговорщиками сложные задачи на будущее. После экспертной встречи в Стамбуле планируются контакты между заместителем Секретаря ВСНБ ИРИ А.Багери-Кяни и заместителем Высокого представителя ЕС Х.Шмид, а затем между К.Эштон и С.Джалили. Таким образом появится повод оценить ситуацию и договориться о продолжении переговоров уже в полном формате делегаций.

Российская сторона выступает в пользу такой схемы действий. Пауза не должна затягиваться. Вопросов накопилось много, и нельзя терять время, учитывая всю совокупность факторов и сложную обстановку в регионе и вокруг ИЯП. Мы будем и дальше прилагать все возможные усилия, способствующие нахождению взаимоприемлемых развязок.

Россия, участвуя в «шестерке», действует транспарентно и понятно для всех. У нас есть свои идеи и подходы, о которых мы говорим подробно, открыто и откровенно внутри группы «5 плюс 1» и с иранской стороной. Мы действуем, исходя из своего понимания логики переговорного процесса. Рассчитываем, что это поможет нахождению общего для всех взаимоприемлемого результата.
 
В основе российской позиции лежит наше предложение о модели урегулирования, изложенное В.В.Путиным в статье «Россия и меняющийся мир». В силе и выдвинутое С.В.Лавровым предложение – известный план на основе поэтапности и взаимности. Мы считаем, что участники «шестерки» и Иран могли бы с учетом этих российских идей вновь взвесить ситуацию и оценить пределы возможного. Считаем, что на такой основе можно и нужно вести поиск компромиссных решений.

 

О праздновании 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Канадой


Хотел бы сказать несколько слов об отмечаемой в этом году важной вехе в истории связей между Россией и нашим добрым северным соседом – Канадой.
 
12 июня исполнилось 70 лет со времени установления российско-канадских дипломатических отношений. Это произошло в 1942 г., когда наши страны вместе сражались против общего врага. Министр иностранных дел С.В.Лавров в послании своему канадскому коллеге Джону Бэрду, которое опубликовано на сайте МИД, отметил, что «мы с благодарностью вспоминаем канадских моряков, сопровождавших морские конвои с оружием и снаряжением для героической Красной Армии, и тех канадцев, кто высаживался в Нормандии». С.В.Лавров выразил уверенность, что «пронизывающий российско-канадское сотрудничество дух партнерства будет и впредь способствовать укреплению добрососедства России и Канады на благо народов наших стран в непростых условиях современного мира».
 
В этот же день по случаю Дня России и 70-летия дипотношений состоялся прием в российском Посольстве в Оттаве. На нем присутствовал Министр иностранных дел Канады, который передал Послу России Г.Э.Мамедову послание по поводу юбилея и выступил с приветственной речью.
 
Дж.Бэрд подчеркнул, что «в мире, который спустя семьдесят лет изменился до неузнаваемости, российско-канадские связи продолжают укрепляться». «Как соседи по Арктике и торговые партнеры Россия и Канада развивают двустороннее сотрудничество, которое уже принесло ощутимые результаты народам двух стран. Еще более сблизило Россию и Канаду партнерство в международных форумах таких, как «Группа восьми», «Группа двадцати» и АТЭС». Наши связи, отметил канадский министр, «распространяются далеко за пределы сугубо дипломатической вежливости, ведь национальные хоккейные сборные двух стран во имя любви к этой игре на протяжении десятилетий соперничают на турнирах всех уровней».
 
МИД Канады выпустил специальный пресс-релиз с заявлением Дж.Бэрда по случаю 70-летия дипотношений.
 
Добавлю, что в России и Канаде прошел целый ряд приуроченных к юбилею мероприятий. Упомяну научно-практическую конференцию в Москве, организованную Российским обществом изучения Канады, Институтом США и Канады РАН и Посольством Канады. На торжественном приеме в канадском Посольстве выступили первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.И.Денисов и Министр международной торговли Канады Эдвард Фаст.
 
В Оттаве в Парламенте Канады в честь 70-й годовщины установления дипломатических отношений были организованы слушания, в которых приняли участие канадские законодатели и Посол России.
 
В целом празднование юбилейной даты прошло в атмосфере добрососедства и взаимопонимания, характерных для современного этапа российско-канадских отношений.
 


О подходах России к некоторым вопросам повестки дня 20-й сессии Совета ООН по правам человека


18 июня в Женеве начала работу 20-я сессия Совета ООН по правам человека (СПЧ). Российскую делегацию возглавляет Постоянный представитель Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.Н.Бородавкин.
 
Придаем важное значение межгосударственному сотрудничеству в области поощрения и защиты прав человека, закрепленных в универсальных международных договорах. Убеждены, что достичь установленных в этих документах целей можно лишь путем конструктивного международного диалога при уважении национальных, культурных, социальных и экономических особенностей каждого государства.
 
В качестве члена Совета Россия активно работает над тем, чтобы СПЧ стал эффективным и действенным инструментом поощрения и защиты прав человека во всем мире, и над интеграцией в его работу фундаментальных принципов универсальности, неизбирательности, объективности, равного отношения ко всем категориям прав человека и уважения к культурному и цивилизационному разнообразию.
 
В своей работе в СПЧ мы исходим из необходимости снижения конфронтации в межгосударственном сотрудничестве в области прав человека. Принятие политизированных критических резолюций СПЧ по ситуации с правами человека в отдельных странах не способствует установлению конструктивного диалога с ними. Считаем, что эти решения тем более неуместны на фоне успешного функционирования процедуры Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека, второй этап работы которой начался в мае с.г. Осуждаем практику использования правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств.
 
Активно выступаем за дальнейшее укрепление роли СПЧ и сохранении его межгосударственного характера. Рассматриваем как недопустимые попытки навязать через решения СПЧ однобокую и расширительную интерпретацию норм международного права в области прав человека и, тем более, использовать Совет для подрыва целей и принципов Устава ООН, включая принцип суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела.
 
Российская делегация в ходе 20-й сессии СПЧ внесет проект резолюции «Права человека и произвольное лишение гражданства», в котором со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека и другие основополагающие международные договоры по правам человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на гражданство, и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.
 
К сожалению, продолжают возникать ситуации, при которых право на гражданство становится объектом нарушений со стороны государств в различных частях мира. При этом особое беспокойство вызывают случаи, когда такие нарушения носят массовый и системный характер, имеют четко выраженную дискриминационную составляющую. Именно на борьбу с такими явлениями направлена российская инициатива.
 
В ходе ежегодной запланированной дискуссии по тематике предотвращения насилия в отношении женщин, в том числе средств правовой защиты, проинформируем международное сообщество о проводимой в Российской Федерации комплексной работе по профилактике и предупреждению насилия, реабилитации лиц, пострадавших от насилия, а также об имеющихся средствах правовой защиты.
 
В своем выступлении на тематической дискуссии по вопросу поощрения и защиты прав человека в контексте мультикультурализма планируем поделиться уникальным российским опытом межконфессионального и межэтнического согласия, а также сообщить о принимаемых в России мерах по укреплению толерантности в обществе и осудить возникающие в ряде стран тенденции к интеграции идей расового, религиозного, этнического и национального превосходства в политические платформы партий и общественных объединений.
 
Предусмотренные в ходе сессии интерактивные диалоговые форматы со специальными процедурами СПЧ будем выстраивать в зависимости от содержания представленных ими на обсуждение докладов и рекомендаций, а также исходя из соответствия их деятельности Кодексу поведения спецпроцедур СПЧ.
 
Российская делегация примет активное участие в подготовке и принятии выносимых на обсуждение Совета проектов резолюций.
 


О ситуации в Сирии


Обстановка в САР по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. Как известно, в условиях роста насилия временно прекращена активная работа персонала Миссии ООН по наблюдению в Сирии. В некоторых пригородах Хомса в результате непрекращающихся боестолкновений правительственных войск с боевиками оказались блокированы несколько сотен мирных жителей. Считаем необходимым и неотложным обеспечить жизнь и безопасность граждан САР, не допустить их страданий. Все необходимые меры должны быть приняты для их эвакуации при содействии представителей Международного Комитета Красного Креста и Сирийского Красного Полумесяца.
 
В этой связи МИД России вновь напоминает о действующей рекомендации российским гражданам воздерживаться от посещения Сирии без особой необходимости.
 
На прошлой неделе российская сторона активно продолжала усилия по поиску путей международного содействия мирному урегулированию сирийского кризиса на основе плана К.Аннана. Проводились экспертные консультации и с нашими партнерами, имеющими влияние на развитие ситуации в Сирии, и с Дамаском. Мы последовательно продвигаем российскую концепцию созыва международной конференции по Сирии, призванную обеспечить консолидированную позицию международного сообщества по поддержке деятельности спецпосланника ООН/ЛАГ К.Аннана. Соответствующие подготовительные контакты состоялись 19-20 июня в Женеве. Они будут продолжены в ближайшие дни.

О модальностях и формате конференции подробно говорил Министр С.В.Лавров в ходе пресс-конференции 9 июня. Напоминаю, что с полным текстом стенограммы пресс-конференции можно ознакомиться на официальном сайте МИД России.

 

К вопросу о ВТС с Сирией


В связи с поступившими к нам многочисленными запросами хотел бы сегодня прокомментировать сюжет, который буквально «взорвал» медийное пространство, относительно ситуации вокруг судна «Алайед» и транспортировке на его борту вертолетов Ми-25 для Сирии.

Должен сразу сказать, что наша принципиальная позиция по вопросам ВТС с Сирией хорошо известна и не раз высказывалась публично. Сохраняем свои военно-технические связи с Сирией, воздерживаясь однако от поставки туда вооружения, которое может быть использовано против мирных демонстрантов. Об этом не раз говорил Министр иностранных дел С.В.Лавров. Кстати, хотели бы призвать и другие страны, которые осуществляют поставки военной продукции в этот и другие регионы, где существует риск использования такого оружия против мирных людей, последовать примеру России.
 
Судно «Алайед» под флагом Кюрасао вышло в рейс 11 июня с.г., имея на борту, в том числе вертолеты Ми-25, которые являются собственностью сирийской стороны и должны быть возвращены в САР после своего ремонта. При переходе из Северного моря в Атлантику судовладелец был информирован о прекращении действия страховой ответственности судна перед третьими лицами, а также о требовании Классификационного общества, в котором находится судно (оно, напомню, имеет флаг Кюрасао), зайти в любой порт на досмотр. Во избежание возможного задержания судна было принято решение о его заходе в порт Мурманск, где оно ожидается в субботу для смены флага на российский.
 


Об эскалации ситуации вокруг сектора Газа и на юге Израиля


Информационное агентство ИТАР-ТАСС попросило прокомментировать сообщение о том, что палестинское движение ХАМАС якобы объявило о готовности пойти на перемирие с Израилем при посредничестве Египта. Хотел бы использовать данный информационный повод для прояснения нынешней ситуации вокруг сектора Газа и на юге Израиля.

В последние дни наблюдается обострение обстановки вокруг сектора Газа и в южных районах Израиля. 18 июня в результате вооруженного нападения на границе между Израилем и Египтом погиб один и ранены двое израильских строителей. Позднее нападавшие были убиты огнем израильских пограничников. В тот же день начался обмен ракетными ударами между боевиками в Газе и Израилем, в результате которого к настоящему времени погибли восемь палестинцев и еще примерно столько же получили ранения. Пострадали также пятеро израильтян.
 
В Москве очередной всплеск насилия воспринят с большой тревогой. Призываем все вовлеченные стороны проявлять сдержанность и ответственность, приложить необходимые усилия для скорейшего восстановления затишья. Применение любого насилия, от которого страдает палестинское и израильское гражданское население, совершенно недопустимо и должно быть исключено.
 
Особое беспокойство вызывает тот факт, что вооруженная конфронтация происходит в момент, когда мировое сообщество, прежде всего в лице ближневосточного «квартета» международных посредников с активным участием России занято поиском путей возобновления субстантивного переговорного процесса между палестинцами и израильтянами на общепринятой международно-правовой основе. С учетом того, что расстыковки в позициях сторон остаются существенными, любое новое обострение значительно затрудняет нахождение общих знаменателей между ними.
 
Выражаем надежду, что предпринимаемые в настоящее время усилия, в частности, египетской стороной, в интересах прекращения насилия увенчаются успехом и существовавший ранее режим затишья вновь вступит в силу.
 


Об итогах президентских выборов в Египте


16-17 июня в Египте состоялся второй тур голосования в рамках кампании по выборам нового президента страны. Официальные итоги должны быть объявлены в ближайшие дни. В соответствии с принятой 1 апреля 2011 г. Конституционной декларацией новый глава государства должен быть приведен к присяге до 30 июня с.г. Избрание Президента АРЕ призвано стать важным рубежом в процессе передачи власти от переходного военного руководства гражданским институтам через процедуры всеобщих и свободных выборов.
 
Как известно, Конституционным судом АРЕ принято решение о роспуске Народного собрания. Внесены также серьезные корректировки в Конституционную декларацию, в том числе по прерогативам будущего президента. Таким образом, политическая повестка дня переходного периода, который в соответствии с Конституционной декларацией должен завершиться к июлю с.г., остается далеко не исчерпанной. Впереди - повторные выборы в нижнюю палату парламента, разработка и принятие новой конституции страны. Важно, чтобы решение этих задач было осуществлено в разумные сроки, позволило бы поддержать необходимый темп политических преобразований и на их основе обеспечить стабильность и гражданский мир, соблюдение фундаментальных прав и свобод человека, включая интересы религиозных и этнических меньшинств в Египте – дружественной и ключевой стране региона.
 


О текущей ситуации в Йеменской Республике


Складывающаяся в Йемене обстановка еще далека от устойчивой стабилизации. На масштабные операции по восстановлению правительственного контроля над рядом населённых пунктов страны боевики группировки «Аль-Каида» на Аравийском полуострове отвечают терактами и диверсиями. Крайне тревожно развивается ситуация в гуманитарной сфере, с подачей электроэнергии и водоснабжением, обеспечением населения продовольствием и топливом.
 
В этой неспокойной военно-политической атмосфере особенно востребованы настойчивые и последовательные усилия руководства Йемена и партийных объединений по подготовке к широкому национальному диалогу в стране, призванному найти решение ключевых вопросов переходного этапа. Уверены, что следует и далее предпринимать шаги с целью сформировать соответствующий подготовительный комитет, в состав которого вошли бы представители всех ведущих йеменских фракций. Россия как сопредседатель профильной Рабочей группы вместе с другими гарантами договоренностей о мирной передаче власти от 23 ноября 2011 г. готова и далее оказывать энергичное внешнее содействие консолидации йеменского общества в интересах решения стоящих перед страной неотложных задач.
 
В этом контексте мы поддержали принятие Советом Безопасности ООН резолюции 2051, в которой подчеркивается, что наилучший выход из сложившейся в Йемене ситуации заключается в организации мирного, всеохватного, упорядоченного и ведомого самими йеменцами политического переходного процесса, отвечающего их стремлению добиться мирным путем перемен и проведения серьезных политических, экономических и социальных реформ.
 


О встрече мининдел Азербайджана и Армении по нагорно-карабахскому урегулированию

18 июня в Париже прошла встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении, посвященная нагорно-карабахскому урегулированию (НКУ). Это был плановый контакт, организованный сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Ему предшествовали встречи, проведенные посредниками отдельно с каждой из сторон в течение последних месяцев.
 Министры обменялись мнениями по вопросам, связанным с подготовкой рамочной договоренности по НКУ.
 
С учетом недавнего обострения ситуации на азербайджано-армянской границе и линии соприкосновения были обсуждены возможные варианты работы, направленной на снижение напряженности в зоне конфликта, а также подходы сторон к расследованию вооруженных инцидентов.
 
Принимая во внимание сочинскую договоренность, достигнутую в январе с.г., были уточнены позиции относительно дальнейших усилий по развитию гуманитарных контактов.
 
Положительно рассматриваем состоявшееся мероприятие. Считаем, что оно демонстрирует готовность Армении и Азербайджана к продолжению политического диалога в соответствии с духом заявления президентов России, США и Франции по НКУ, сделанном в тот же день на саммите «Группы двадцати» в Лос-Кабосе.
 
Сопредседатели намерены продолжить контакты со сторонами в ходе их очередного визита в регион, запланированного на июль.
 
Информация о парижской встрече содержится в заявлении для печати, размещенном на сайте ОБСЕ.
 


О ситуации с задержанными в Ливии сотрудниками МУС


К разрешению ситуации с задержанием в Ливии сотрудников Международного уголовного суда активно подключилась Организация Объединенных Наций. 15 июня по инициативе России Совет Безопасности ООН принял заявление для прессы с четким и ясным требованием немедленно освободить задержанных в Ливии сотрудников МУС. Совет также подчеркнул правовое обязательство Ливии полностью сотрудничать с этим органом и предоставлять ему всю необходимую помощь в соответствии с резолюцией СБ ООН 1970.
 
МИД России, посольства России в Ливии и Гааге (как известно, в Нидерландах расположена штаб-квартира МУС), Постпредство России при ООН в Нью-Йорке в координации с представителями других заинтересованных стран, ООН и МУС продолжают прилагать все необходимые усилия для освобождения удерживаемых в Ливии сотрудников Суда, в числе которых советник по внешним связям секретариата МУС А.Г.Ходаков - российский гражданин, в прошлом кадровый дипломат, руководитель Правового департамента МИД России, Посол нашей страны в Нидерландах.
 


О Международной конференции «Соотечественники - потомки великих россиян»


18-19 июня в Москве по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и при поддержке МИД России состоялась вторая Международная конференция «Соотечественники - потомки великих россиян» с участием 32 делегатов из 15 стран мира - представителей известных династий, имеющих глубокие исторические корни, связанные с Россией, в т.ч. с историей Отечественной войны 1812 г.
 
В адрес конференции поступили приветствия Министра иностранных дел Российской Федерации, Председателя Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом С.В.Лаврова (текст опубликован на сайте МИД России), Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко и Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона.
 
С российской стороны в мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Россотрудничества, Общественной палаты, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и ряда общественных организаций.
 
По итогам конференции принято заявление с призывом способствовать дальнейшей консолидации зарубежного Русского мира, основываясь на преемственности поколений и сохраняя культурно-историческое наследие. В документе отмечается исключительная важность продолжения работы по возвращению в Россию исторических ценностей, документов и реликвий, связанных с именами выдающихся деятелей прошлого, высказана поддержка организациям российских соотечественников, проживающих в Европе, по продвижению инициативы о придании русскому языку официального статуса в Европейском союзе. Поддержана также и идея создания в Москве мемориала русским воинам, погибшим в ходе Первой мировой войны, к предстоящему в 2014 г. 100-летию со дня ее начала.
 


О важном назначении в МИД России


9 июня В.И.Кузьмин назначен Послом по особым поручениям МИД России, ответственным в Министерстве за координацию работы по вопросам подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, а также по проблематике международного спортивного сотрудничества.
 
Это назначение - свидетельство внимания, которое МИД России уделяет содействию успешной подготовке предстоящей Олимпиады в г.Сочи всем задействованным в этом важнейшем деле министерствам, ведомствам и организациям. Деятельность В.И.Кузьмина на этом посту призвана послужить дальнейшему укреплению позиций нашей страны в сфере спортивного сотрудничества с иностранными государствами, а также способствовать более эффективному использованию международного опыта, накопленного в области подготовки Олимпийских игр.
 

 


Из ответов на вопросы СМИ:

 

Вопрос: В комментарии Вы упомянули, что вертолеты Ми-25 принадлежат Сирии, и Россия обязана их вернуть. Означает ли это, что будет предпринята еще одна попытка доставить их в САР? Как будут развиваться события после захода корабля в порт Мурманска?

Ответ: Я упомянул, что в Мурманске предстоит сменить флаг, а каковы дальнейшие планы в отношении корабля – этот вопрос должен быть адресован не к МИД России. Сегодня я использовал возможность, чтобы немного снять возрастающее с каждым днем напряжение вокруг этой темы. Больше мне добавить нечего.
 
Вопрос: Учитывая, что Россия неоднократно выступала против военной интервенции в САР, даст ли она согласие на одобрение военного вторжения под видом миротворческой миссии?
 
Ответ: Выступление Президента России В.В.Путина на пресс-конференции в Лос-Кабосе и многочисленные заявления Министра иностранных дел С.В.Лаврова говорят о том, мы не можем допустить такого сценария. Совет Безопасности ООН никогда не даст санкцию на военное вмешательство в Сирию. Интервенция противоречит принципам Устава ООН, один из главных который – невмешательство во внутренние дела других государств.
 
Сейчас речь идет о другом – заставить сирийские стороны как можно быстрее сесть за стол переговоров, прекратить насилие, с чьей бы стороны оно ни исходило, и наладить взаимодействие внешних игроков по реализации плана спецпосланника ООН/ЛАГ К.Аннана. Для этого мы и предлагаем созвать международную конференцию по Сирии. Сейчас активно отрабатываются содержательное наполнение и круг ее участников. Надеюсь, в скором времени мы сможем более подробно и предметно поговорить на эту тему.

Хотел бы еще раз привлечь внимание к стенограмме брифинга Министра С.В.Лаврова 9 июня в Пресс-центре МИД России, в ходе которого он детально изложил суть нашей инициативы, еще раз затронул ситуацию в САР и ответил на многочисленные, покрывающие все интересующие аспекты этой темы, вопросы участников пресс-брифинга.
 
Вопрос: Появилась информация, что Иран налаживает резервные финансовые каналы в странах СНГ, в частности с Арменией. Поощряет ли Россия подобные контакты?
 
Ответ: Этот вопрос затрагивает интересы двустороннего сотрудничества между Ираном и Арменией и должен быть адресован к обеим сторонам. Мы в принципе выступаем за развитие региональных и двусторонних контактов в Закавказье. Открытость экономического, инвестиционного и иного взаимодействия будет, наоборот, закреплять тенденцию к установлению стабильности в этом регионе и прекращению попыток раздувания конфликтов.
 
Вопрос: Международная встреча, которая пройдет 30 июня в Женеве, является ли воплощением российской инициативы о созыве международной конференции по Сирии или инициативы К.Аннана о созыве «Контактной группы»? Будет ли Россия принимать участие в этой встрече?
 
Ответ: В предварительном плане скажу, что встреча в Женеве задумывается на уровне министров иностранных дел. Формат и круг участников, как я уже сказал в сегодняшнем комментарии, отрабатываются. Вы знаете, что есть российская инициатива о созыве международной конференции по Сирии, а также идея спецпосланника ООН/ЛАГ К.Аннана о создании некой «контактной группы». Взаимосвязь этих двух идей хорошо обозначил Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе пресс-конференции 9 июня. Добавить к этому нечего. Сейчас идут интенсивные контакты по согласованию параметров встречи в Женеве. На данном этапе ограничился бы изложенным комментарием в связи с событиями в Сирии и деятельностью по усилению взаимодействия международных игроков на этой площадке.
 
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, мнение некоторых зарубежных аналитиков о том, что после возможного свержения сирийского режима следующей целью станут Россия и Китай. Считает ли Вы, что заявление Госсекретаря США Х.Клинтон о том, что природными богатствами страны должны пользоваться все государства в равной степени, был намеком в т.ч. и на природные богатства России? Как Вы считаете, стоит ли Россия на пороге передела мира, и с какими угрозами могут столкнуться ее граждане?
 
Ответ: Отреагирую кратко. Эксперты высказывают свои точки зрения в разных форматах. В ходе брифинга официальный представитель МИД России, как правило, не комментирует персональные соображения специалистов.

То, что сирийская проблема затрагивает основы будущего миропорядка – совершенно определенно. Мы не раз говорили, что от того, как она будет разрешена – международно-правовыми нормами или в ущерб их, – во многом будет зависеть то, как будет складываться новая архитектура международной безопасности и ситуация в мире в целом. Наша позиция на этот счет известна: применительно к Сирии должны использоваться исключительно политико-дипломатические меры в строгом соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Речь идет о невмешательстве во внутренние дела. Президент России В.В.Путин в Лос-Кабосе определил вектор урегулирования сирийского кризиса – ни у кого нет права навязывать модели развития извне и заставлять народы решать свои внутренние проблемы по каким-то лекалам. В этом вопросе мы стоим принципиально и во многом имеем поддержку большого количества государств.

Есть и другие концепции и мнения. Например – концепция «ответственности по защите» и т.д. Наша позицию по ним хорошо известна. Во главе угла современного и будущего мироустройства по-прежнему должны стоять исключительно нормы международного права, прежде всего, принципы Устава ООН. В этом «корень» нашей позиции, которую мы будем отстаивать, в том числе и на предстоящей 67-ой сессии Генеральной Ассамблеи в ООН в Нью-Йорке.

Что касается Ваших размышлений о России и Китае, то оставлю этот вопрос на совести экспертов.
 
Предложил бы повнимательнее вчитаться в совместное заявление президентов России и США, принятое в Лос-Кабосе на двусторонней встрече В.В.Путина и Б.Обамы, в котором предельно четко сказано о многих совпадающих пунктах повестки дня и подходах наших стран по Сирии, другим актуальным проблемам.
 
Мы открыты к налаживанию многостороннего взаимодействия, в том числе и в природноохранной сфере. Существует много международных проектов инновационного характера, которые Россия реализует при финансовой и технической поддержке международных партнеров, как крупных, так и более скромных по финансовому влиянию. Это абсолютно нормальный вектор международного сотрудничества, который будет выдерживаться и продолжаться с опорой на то, что основную ответственность за освоение своей территории все-таки должно нести само государство. Если есть финансово-технический интерес разрабатывать крупные и масштабные энергетические и другие программы – это предмет для переговоров и обсуждений при строгом уважении норм национального законодательства.
 
Вопрос: По сообщениям западных, в частности британских СМИ, страховая компания Великобритании отозвала страховку судна по требованию или под давлением американцев. В ряде западных газет, например в «Дейли Телеграф», приводились подтверждения этому британских официальных лиц. Будет ли Россия реагировать на происходящее? Существуют ли какие-либо гарантийные инструменты, чтобы в следующий раз корабль дошел до места назначения?
 
Ответ: Мне нечего добавить к тому, что я уже сегодня сказал по этому сюжету. Мы достаточно его осветили, чтобы не реагировать на различные измышления, появляющиеся в тех или иных СМИ. В нашем комментарии вполне достаточно сведений о том, как развивались события. Что касается дальнейших действий то это уже выходит за рамки компетенции МИД. Надеюсь, той информации, которой мы поделились, будет достаточно, чтобы сделать правильные выводы.
 
Вопрос: Разрешите поблагодарить Вас от имени Гостелерадио Ирана за хорошую организацию Пресс-центра в ходе проведения в Москве переговоров по ИЯП. В этом раунде Россия, как и всегда, играла конструктивную и позитивную роль. Западные страны не желают признавать право Ирана на обогащение урана, следующее из положений ДНЯО. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Учитывая повышенный интерес в теме переговоров, скажу, что комментарий, который я сегодня озвучил, многокомпонентен, он дополняет те оценки, которые уже были даны нашим переговорщиком, заместителем Министра иностранных дел С.А.Рябковым, и будет размещен на сайте МИД сразу после брифинга.

Хотел бы обратить внимание, что С.А.Рябков подробно осветил этот аспект по итогам переговоров, в том числе в эксклюзивном комментарии агентству ИТАР-ТАСС. Вряд ли сегодня я могу добавить что-то к тому, что уже сказал заместитель Министра. Единственное, еще раз напомню, что наши соображения, о которых я сегодня упомянул, та модель урегулирования, которую мы продвигаем и о которой говорится в статье Президента России В.В.Путина, по поэтапному и взаимному движению к сближению позиций, - это и есть те решения, на основе которых можно было бы договориться о решении этой очень сложной проблемы. Еще раз повторю, что здесь - целый комплекс вопросов, и вся трудность заключается в том, что позиции сторон очень равноудалены. Пока не будет налажен диалог говорить о правах и обязанностях очень сложно. В последнее время он уже серьезно налаживается. Предстоит решить очень много технических, специальных вопросов, которые требуют дополнительной глубокой экспертизы. Ради этого соберутся эксперты в Стамбуле.
 
Вопрос: Россия выступила с инициативой проведения международной конференции по Сирии. Представляется, что идея такой конференции отвечает интересам и чаяниям сирийского народа. Не могли бы Вы уточнить, когда состоится конференция и состав ее участников?

Ответ: Наша идея, инициатива и соображения об участниках очень подробно изложил Министр иностранных дел С.В.Лавров 9 июня. Не вижу необходимости еще раз говорить об этом. Предлагаю внимательно ознакомиться со стенограммой пресс-конференции, где Вы найдете ответы на все вопросы.

Вопрос: В заявлениях, сделанных по итогам встречи президентов России и США В.В.Путина и Б.Обамы, нет упоминания о Б.Асаде. Известно, что США настаивает на том, что он должен покинуть руководящий пост. Есть ли в этом ослабление американской позиции? Изменился ли подход США к данному вопросу во время встречи?
 
Ответ: Мне не с руки комментировать позицию США - ее изложил Президент Б.Обама в Лос-Кабосе в ходе пресс-конференции, где он заявил, что не видит путей решения сирийской проблемы при сохранении у власти нынешнего Президента Сирии Б.Асада.

Хотел бы подтвердить нашу позицию, о которой подробно говорил Президент России. Если и будет какой-то переход власти в Сирии, то он должен быть осуществлен конституционным путем. А об условиях такого перехода должны договориться сами сирийцы. Никто не может заставлять народы ставить кого-то у власти, кого-то убирать или предлагать некие рецепты, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Все, что сейчас делается, направлено на сплочение международных игроков и оказание помощи по скорейшему выполнению плана К.Аннана, который является безальтернативным инструментом урегулирования в Сирии.

Для этого Россия предлагает четко и конкретно договориться в рамках предлагаемой международной конференции об оказании равномерного давления на все стороны – правительство и оппозицию – для скорейшего прекращения насилия и перехода к политическим консультациям и переговорам о будущем страны. Но, повторю, это должны делать сами сирийцы.
 
В этом логика совместного заявления президентов России и США. Она предельна понятна и не нуждается в дополнительных комментариях. Но если журналисты именно в этом видят дополнительные аргументы для критики Администрации США, то это уже ваша ответственность. Заявление президентов сильное, стимулирующее и, я бы сказал, позволяющее рассчитывать на то, что нам удастся договориться о международных механизмах взаимодействия по реализации плана спецпосланника ООН/ЛАГ.

Вопрос: Готовится ли Россия к возможной эвакуации своих граждан из Сирии?

Ответ: Я видел эти сообщения, в том числе в российских СМИ. Думаю, Вы имеете в виду газету «Ведомости», которая ссылается на некие источники и прогнозирует различные сценарии.

Хотел бы обратить внимание, что пресс-служба Министерства обороны дала соответствующее опровержение по кораблям. Что касается планов эвакуации, естественно, в любой ситуации, особенно в такой напряженной, как сирийская, есть планы, которые отрабатывают соответствующие сценарии. Но, как Вы знаете, решение принимается высшим политическим руководством страны. Мне пока не известно о запуске подобных планов. Скорее всего, это - выдача желаемого за действительное, попытка предугадать или перегреть ситуацию, которая и так отличается особой напряженностью. В то же время, повторю, главная забота любого государства охранять своих граждан, особенно в таких горячих точках, какой сейчас является Сирия.


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС