на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича
 
 4 октября 2012 года

О рабочем визите в Москву Министра иностранных дел Киргизии

7-8 октября состоится рабочий визит Министра иностранных дел Киргизской Республики Э.Б.Абдылдаева в Российскую Федерацию. Это его первое посещение России после назначения в сентябре с.г. на пост главы внешнеполитического ведомства Киргизии.

Визит осуществляется в рамках интенсивного российско-киргизского политического диалога, отражающего высокую динамику отношений союзничества и стратегического партнерства между двумя странами. В текущем году состоялось семь встреч президентов России и Киргизии в двустороннем формате и в рамках мероприятий по линии интеграционных объединений.

На переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Э.Б.Абдылдаевым будет проведен предметный обмен мнениями по вопросам многопланового российско-киргизского сотрудничества в контексте совместной работы по реализации принципиально важных договоренностей, достигнутых в ходе официального визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Бишкек 19-20 сентября с.г.

Значительное внимание будет уделено тематике обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, процессам экономической интеграции на евразийском пространстве, координации подходов к основным международным и региональным проблемам.

Запланирована встреча Э.Б.Абдылдаева с руководством МГИМО(У) МИД России и студентами из Киргизии, обучающимися в этом вузе.

Исходим из того, что визит Э.Б.Абдылдаева в Москву будет способствовать дальнейшему наращиванию российско-киргизских связей в различных областях, совершенствованию взаимодействия между внешнеполитическими ведомствами двух стран.


О встрече С.В.Лаврова с членами Ассоциации европейского бизнеса в России

8 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит перед членами Ассоциации европейского бизнеса в России. Встречи в таком формате проводятся раз в два года (последняя - в сентябре 2010 г.) и уже стали доброй традицией подключения представителей деловых кругов к обсуждению приоритетных тем в диалоге Россия-ЕС.
Мероприятие посвящено текущему состоянию дел в отношениях Россия-ЕС, включая проблематику и перспективы дальнейшего развития взаимодействия с Евросоюзом в контексте членства нашей страны в ВТО и набирающих обороты интеграционных процессов на евразийском пространстве. Особое внимание будет уделено вкладу деловых кругов в продвижение взаимовыгодного партнерства между Россией и Евросоюзом.

По окончании выступления Министр ответит на вопросы аудитории, включая представителей СМИ.


О предстоящем визите в Москву Министра иностранных дел Южной Осетии

8-9 октября с официальным визитом Российскую Федерацию посетит Министр иностранных дел Южной Осетии Д.Г.Санакоев.
В ходе переговоров 9 октября между главами внешнеполитических ведомств пройдет обмен мнениями по актуальным вопросам двусторонней повестки дня, прежде всего в контексте подготовки к предстоящему официальному визиту в Российскую Федерацию Президента Республики Южная Осетия Л.Х.Тибилова. Стороны также обсудят региональную ситуацию, пути укрепления российско-югоосетинского взаимодействия на международной арене, включая участие делегаций наших стран в Женевских дискуссиях по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье.


О выступлении С.В.Лаврова на «правительственном часе» в ходе пленарного заседания Совета Федерации

10 октября Министр иностранных дел России С.В.Лавров приглашен на пленарное заседание Совета Федерации, где в рамках «правительственного часа» выступит на тему «О роли Российской Федерации в укреплении системы европейской безопасности».
Министра иностранных дел регулярно приглашают в верхнюю палату парламента. Встречи с руководством и членами Совета Федерации стали доброй традицией и служат для «сверки часов» в целях повышения эффективности продвижения российских интересов на международной арене и обеспечения проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации.

С.В.Лавров проинформирует об усилиях российской дипломатии по модернизации архитектуры европейской безопасности в соответствии с современными геополитическими реалиями, динамично развивающимися торгово-инвестиционными, технологическими и культурно-гуманитарными связями. Особое внимание будет уделено проблемным вопросам и перспективам развития взаимодействия в рамках ОБСЕ, с НАТО, Евросоюзом в реагировании на общие вызовы в сфере безопасности.


О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместителем Председателя Европейской комиссии К.Эштон и министрами иностранных дел стран-членов Евросоюза

В соответствии с графиком политдиалога Россия-ЕС 14 октября в Люксембурге пройдет встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместителем Председателя Европейской комиссии К.Эштон и главами внешнеполитических ведомств стран-членов Евросоюза.
Встречи в формате «1+27» проводятся на регулярной основе и являются важным элементом в структуре российско-есовского взаимодействия.

Предполагается затронуть ряд приоритетных тем сотрудничества Россия-ЕС, включая укрепление механизмов политического диалога, развитие торгово-экономических отношений, продвижение к безвизовому режиму поездок граждан России и ЕС, активизацию взаимодействия в сфере внешней безопасности.

Кроме того, планируется обсудить наиболее актуальные международные и региональные проблемы.


К аресту в США российских граждан

Мы внимательно следим за ситуацией, складывающейся вокруг арестованной в США (г. Хьюстон) группы лиц, среди которых есть российские граждане. По поступающей информации, их обвиняют в незаконных поставках в Россию изделий микроэлектроники. От американской стороны получены разъяснения, что обвинения носят уголовный характер и не касаются какой бы то ни было разведывательной деятельности. Переданные нам материалы этого дела сейчас изучаются.
Между тем вызывает серьезные вопросы то обстоятельство, что американские власти не уведомили должным образом российские консульские учреждения о факте ареста наших соотечественников. В настоящее время российское Посольство в Вашингтоне и Генконсульство в Хьюстоне, где содержатся обвиняемые, добиваются консульской встречи со всеми арестованными россиянами. До сих пор российскому консулу удалось кратко поговорить только с одним из арестованных в зале суда, где принималось решение об избрании меры пресечения.


К ситуации с изъятиями социальной службой Финляндии детей из семей проживающих в Финляндии граждан России

Продолжаем следить за ситуацией вокруг изъятия финской социальной службой четырех детей из семьи проживающей в Финляндии гражданки России А.Завгородней.
3 октября состоялась встреча А.Завгородней и ее адвоката с представителями финской социальной службы, в которой принял участие консульский сотрудник Посольства России в Финляндии.

По итогам А.Завгородней разрешено совместное проживание с ее детьми в одном из финских центров социальной защиты. При этом время своего пребывания в специализированном заведении она сможет определять самостоятельно. Окончательное решение о возможности совместного проживания А.Завгородней с детьми планируется принять 7 ноября с.г.

В последние дни внимание российских СМИ было привлечено также к недавнему изъятию социальными работниками, двух несовершеннолетних детей, один из которых имеет российское гражданство, у проживающей в Финляндии гражданки России А.Касаткиной. Наше Посольство в Хельсинки находится с ней в контакте. А.Касаткина пока не видит необходимости в оказании ей дополнительного содействия и стремится урегулировать сложившуюся ситуацию при помощи адвоката.

На днях финская сторона передала нам список лиц в компетентных ведомствах и службах Финляндии в целях осуществления прямых и оперативных контактов между представителями властей двух стран в сфере семейно-правовых вопросов. Рассчитываем, что этот шаг наших партнеров приведет к формированию постоянно действующего диалогового механизма в этой важной гуманитарно-правовой сфере, на чем давно настаивает российская сторона.


О беспорядках в Киргизии

С обеспокоенностью восприняли сообщение об имевших место 3 октября в столице Киргизии г.Бишкеке беспорядках, инициированных некоторыми лидерами местной оппозиции.
Исходя из заинтересованности в сохранении политической стабильности в дружественной нам стране, считаем важным, чтобы все возникающие вопросы решались в правовом поле, исключающем любые попытки силового давления на органы государственной власти.

Предприняты необходимые меры по обеспечению безопасности сотрудников российских загранучреждений в Бишкеке и членов их семей.

Продолжаем внимательно следить за развитием ситуации.


Об инциденте на сирийско-турецкой границе

В последние дни резко возросла напряженность на сирийско-турецкой границе, вдоль которой происходят боестолкновения между сирийскими правительственными силами и незаконными вооруженными формированиями, ранее захватившими несколько контрольно-пропускных пунктов. 3 октября, по сообщениям СМИ, в результате взрыва выпущенного с сирийской территории артиллерийского снаряда в приграничной турецкой деревне Акчакале погибли 2 женщины и 3 детей, ранено около 10 человек. Вечером того же дня турецкая артиллерия обстреляла ряд целей на территории Сирии.
В Дамаске объявлено о проведении расследования случившегося, в том числе с учетом все возрастающей вооруженной активности бандформировании в данном районе.

В Брюсселе по инициативе Анкары состоялось внеочередное заседание представителей НАТО на уровне послов, на котором подтверждена солидарность с Турцией как членом альянса.

В Совете Безопасности ООН проводятся консультации в связи с инцидентом.

В Москве с самой серьезной обеспокоенностью воспринято резкое обострение напряженности на сирийско-турецкой границе. Выражаем искренние соболезнования в связи с гибелью турецких мирных граждан.

Считаем необходимым объективно и в полной мере разобраться со всеми обстоятельствами опасной эскалации. Должны быть приняты исчерпывающие меры, чтобы впредь исключить повторение подобных опасных эксцессов. Призываем обе стороны к сдержанности, безусловному соблюдению суверенитета и территориальной целостности друг друга, решительному противодействию любым террористическим проявлениям. Считаем важным, чтобы такой взвешенный, основанный на реальных фактах подход был проявлен в СБ ООН, а также в позициях ведущих международных и региональных игроков.

Выражаем надежду, что не будут предприниматься какие-либо шаги, способные привести к дальнейшей эскалации напряженности в этом районе.


О текущей ситуации в Сирии

В Сирии сохраняется напряженная обстановка. Не прекращаются боестолкновения между правительственными войсками и незаконными вооруженными формированиями оппозиции. Гибнут люди, в том числе мирные жители. Многие тысячи сирийцев вынуждены покидать родные дома, искать приют либо на территории Сирии, либо за ее пределами. К этому их подталкивает не только угроза жизни и безопасности, но и нарушение нормального ритма жизни, разрушений, экономические трудности вследствие тяжелейших экономических санкций, введенных в одностороннем порядке рядом государств и региональных объединений.
Особенно тяжело приходится жителям Алеппо, который вот уже 2 месяца является главным фронтом вооруженного противостояния. Анонсированное оппозиционерами в прошлый четверг «последнее и решительное» наступление с целью овладеть городом, захлебнулось. Ряду городских кварталов, в том числе Старому городу, входящему в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, нанесен невосполнимый ущерб. Выгорел средневековый восточный базар. Стороны обвиняют в случившемся пожаре друг друга. В Москве разделяют глубокую обеспокоенность ЮНЕСКО угрозой утраты многих исторических памятников и объектов.

В рядах вооруженной оппозиции все чаще заявляют о себе силы, которые применяют самые кровавые методы борьбы: теракты, нападения на мирных граждан. Десятки ни в чем не повинных людей погибли в результате подрывов заминированных автомобилей в Алеппо 3 октября, были убиты бандитами в деревнях Хейдария и Гассания под Хомсом.

Моральная и материальная поддержка боевиков из-за рубежа продолжается. Как продолжаются и незаконные поставки оружия сирийским незаконным вооруженным формированиям. Корреспонденты многих западных СМИ, таких, например, как «Гардиан», «Дейли Телеграф» засвидетельствовали присутствие в рядах вооруженных оппозиционеров иностранных наемников и инструкторов, в том числе из европейских стран, джихадистов, связанных с «Аль-Каидой» и другими международными террористическими сетями.

Подходы России к сирийскому урегулированию остаются неизменными. Мы продолжаем отстаивать на всех уровнях необходимость незамедлительного прекращения вооруженного насилия, откуда бы оно ни исходило, и мирного урегулирования кризиса самими сирийцами, как это предусматривается резолюциями 2042 и 2043 СБ ООН и Женевскими договоренностями. Вели соответствующую работу в ходе 67-й сессии ГА ООН, продолжим ее на других международных форумах и в двусторонних контактах.


О российской помощи Палестинской национальной администрации

Россия уделяла и продолжает уделять большое внимание палестинской проблеме. Наряду с работой на политико-дипломатическом направлении, продолжаем усилия по оказанию донорского содействия палестинцам.
Помощь Палестинской национальной администрации (ПНА) оказывается по самым разным направлениям. Это финансовое содействие, гуманитарные поставки и иное содействие. За последние годы решениями Правительства Российской Федерации палестинцам было выделено в качестве гуманитарного финансового содействия на нужды бюджета ПНА в сферах образования и здравоохранения три транша по 10 млн. долларов.

С учетом высокой потребности ПНА в высококвалифицированных кадрах по гражданским специальностям Россия продолжает свое традиционное содействие палестинцам в сфере образования. Ежегодно палестинским студентам предоставляется 150 мест в российских вузах за счет федерального бюджета. Сейчас в России обучаются более 500 палестинских студентов. Кроме того, в текущем году планируется сдача в эксплуатацию средней общеобразовательной школы для палестинцев в Вифлееме.

Россия придает большое значение наращиванию туристических потоков из нашей страны на Святую Землю. Ежегодно палестинские территории посещают около 300 тысяч российских туристов.

Наша страна участвует и в многосторонних форматах оказания содействия палестинцам. Так, по линии Всемирной продовольственной программы (ВПП) на средства, выделенные Россией в 2012 г. (2 млн. долл.), было закуплено порядка 2 тыс. тонн пшеничной муки, которые 27 сентября были доставлены представителями ВПП и Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) на Западный берег р. Иордан (ЗБРИ). По информации ооновцев, российская мука распределяется среди жителей бедных бедуинских деревень на ЗБРИ, а также в сиротские приюты и дома престарелых. В число реципиентов также входит православная школа для девочек в Вифании (пригород Иерусалима) при монастыре Святой Марии Магдалины (РПЦЗ).

Кроме того, в июле с.г. Правительство Российской Федерации также

приняло решение внести единовременный добровольный взнос в объеме 2 млн. долл. в бюджет БАПОР на 2013 г.

Нами активно поддерживается работа Временного координационного комитета по оказанию помощи палестинцам, последнее заседание которого прошло 23 сентября при нашем участии «на полях» 67-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.


О внутриполитической ситуации в Йемене

Ситуация в Йеменской Республике (ЙР) продолжает оставаться сложной. Сохраняют свою остроту многие проблемы как в области обеспечения безопасности, так и в социально-экономической и гуманитарной сферах.
На этом фоне с удовлетворением отмечаем настрой властей и большинства ведущих политобъединений ЙР на реализацию подписанного 23 ноября 2011 г. в Эр-Рияде межйеменского соглашения о мирной передачи власти. Приоритетное внимание в настоящее время уделяется подготовке намеченной на ноябрь с.г. Конференции по национальному диалогу, которая рассмотрит ключевые для страны вопросы — принятие новой конституции и избирательного законодательства, проведение президентских и парламентских выборов, определение основных направлений дальнейших политических и социально-экономических преобразований.

Конструктивные усилия йеменцев отмечены и в заявлении Совета Безопасности ООН по итогам состоявшегося 27 сентября «на полях» 67-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке четвертого министерского заседания «Группы друзей Йемена», в котором приняла участие Россия. В документе подтверждается важность проведения в ЙР максимально инклюзивного, транспарентного и содержательного национального диалога с активным участием не только основных политических игроков, но и представителей всех влиятельных групп йеменского общества, включая молодежные и женские организации. Особо подчеркивается неприемлемость любых попыток саботажа мер Правительства национального согласия Йемена по продвижению политического процесса в стране, необходимость скорейшего прекращения там насильственных действий и нарушения прав человека в целом.

Исходим из того, что справедливое и долгосрочное урегулирование сохраняющихся проблем возможно только на путях широкого национального диалога при полном учете интересов и чаяний йеменского народа, его авторитетных и ответственных представителей. Готовы и далее оказывать необходимое содействие выполнению данной приоритетной задачи как в рамках нашего кураторства тематики национального диалога в Группе десяти государств-свидетелей и гарантов реализации эрриядских договоренностей, так и в других международных форматах.


О ситуации с осужденными в Ливии российскими гражданами

Ситуация с осуждёнными в Ливии российскими гражданами А.Ф.Шадровым и В.В.Долговым продолжает находиться на постоянном контроле в Консульском департаменте МИД России и Посольстве России в Ливии.
С момента задержания российских граждан в Триполи в августе 2011 г. Посольство России уделяет их судьбе первостепенное внимание, в том числе гуманитарному аспекту ситуации. В частности, в ходе регулярных встреч с осужденными россиянами консульские сотрудники Посольства передают им свежие продукты питания, предметы личной гигиены, а также, если требуется, и медикаменты.

Благодаря усилиям российского Посольства удалось добиться улучшения условий содержания А.Ф.Шадрова и В.В.Долгова в месте заключения: повысилось качество питания, в помещении установлен кондиционер, осужденным россиянам разрешены ежедневные прогулки.

После вынесения в июне 2012 г. в отношении россиян обвинительного приговора незамедлительно была подана апелляция в Высший военный суд. В настоящее время Посольством России прилагаются усилия для скорейшего пересмотра вынесенного приговора А.Ф.Шадрову и В.В.Долгову, а также разрешения ситуации, в которой они оказались.


О намерениях шведских властей депортировать гражданку России Г.Петухову

МИД России внимательно следит за ситуацией вокруг возможной депортации из Швеции нуждающейся в постоянном уходе пожилой гражданки России Г.Петуховой, которой шведская миграционная служба не разрешает остаться в семье ее дочери И.Огрен, проживающей в Швеции. Ожидается решение Верховного миграционного суда Швеции по данному вопросу.
Посольство России в Стокгольме привлекло внимание шведских властей к этой сугубо гуманитарной ситуации, поддерживает контакт с И.Огрен в целях оказания возможного содействия.

Рассчитываем на уважительное отношение шведских властей к праву Г.Петуховой и И.Огрен жить одной семьей, что позволило бы дочери обеспечить необходимый уход за матерью.

Ответы на вопросы СМИ:

Вопрос: Судя по Вашему комментарию, американская сторона задержала россиян по уголовному обвинению. Однако по информации СМИ, задержанные граждане являются «агентами российского правительства» и обвиняются в шпионаже. Не могли бы Вы уточнить, что именно сказали российской стороне американские партнеры и почему обе стороны считают, что это не шпионаж, а уголовное дело?

Ответ: Мы с Вами работаем на разных уровнях: вы - со СМИ, а мы – с официальными представителями Вашингтона. В моем сообщении предельно четко сказано - американская сторона дала нам разъяснения, что обвинения носят уголовный характер и не имеют отношения к разведывательной деятельности. Домыслы СМИ и рассуждения журналистов на этот счет я бы оставил на их совести. К тому, что я сказал, мне добавить нечего. Это вся информация. Думаю, что на первом этапе этого вполне достаточно. Будем дальше прояснить ситуацию.

Вопрос: Правоохранительные органы США называют задержанных россиян «агентами российского правительства». Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление.

Ответ: Повторяю, мы разбираемся в этой ситуации. Полученной вами сегодня информации достаточно на первом этапе в качестве реакции со стороны российских властей. Мы разберемся в том, что реально произошло и какие обвинения предъявляются нашим гражданам.

Вопрос: Как Вы считаете, не является ли инцидент на сирийско-турецкой границе провокацией, организованной для того, чтобы втянуть Североатлантический альянс в авантюрные операции на Ближнем Востоке, в частности, против САР?

Ответ: Рассчитываем, что никакие провокационные действия предприняты не будут, чтобы не усложнять и без того тревожную и сложную обстановку не только в приграничном районе, но и в Сирии в целом. Мы озабочены тем, что произошло вчера. Министр иностранных дел России С.В.Лавров сегодня в Исламабаде особо подчеркнул, что российская сторона рассчитывает на публичные заявления сирийских властей в том, что этот эпизод – трагическая случайность и впредь такие действия предприниматься не будут. Сирийские партнеры нас заверили, что это была случайность. Надеемся, что так оно и есть. Указанный инцидент добавляет сложности в ситуацию, требующую от всех сирийских сторон и внешних игроков скорейших мер, ответственных и конкретных практических действий по реализации достигнутых в Женеве договоренностей о прекращении насилия и скорейшем начале переговоров о политическом урегулировании в Сирии.

Вопрос: Известно, что Б.Иванишвили, победивший на выборах в Грузии, совершит свой первый визит в Вашингтон, поскольку «Москва его не поздравила и не пригласила». Как Вы это прокомментируете? Можно ли ожидать, что Б.Иванишвили приедет в Москву?

Ответ: Оставляю этот вопрос пока открытым, потому что еще идет подсчет голосов. В комментарии МИД России от 3 октября отражены наши ожидания. Посмотрим, как будет действовать новая конфигурация власти. После этого будем делать какие-то выводы. Ожидания перемен в Грузии наблюдаются не только в России, но и во многих странах мира.

Вопрос: Как разрешился вопрос об аукционе по принудительной продаже служебно-жилого здания Торгового представительства Российской Федерации в Швеции?

Ответ: Подробный комментарий, включающий юридическую аргументацию российской стороны, размещен на сайте МИД России. Предлагаю еще раз с ним ознакомиться. Мы по-прежнему озабочены этой ситуацией и будем добиваться справедливого решения в отношении российской собственности.

Вопрос: Как российская сторона относится к созданию совместной комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с системным характером изъятия детей из-под опеки живущих в Финляндии родителей-россиян?

Ответ: Я думаю, что это очень важно. Напомню, что вопрос о создании механизма по семейно-правовым делам ставил Министр иностранных дел С.В.Лавров в ходе бесед с финским руководством во время своего недавнего визита в Хельсинки. Нам показалось, что финские коллеги задумались над этим вопросом. Мы и дальше будем на этом настаивать. Похожие случаи участились. Необходим двусторонний механизм, который бы регулировал такие ситуации. Уверены, что только через четкие двусторонние правовые рамки можно решать возникающие проблемы. Надеюсь, мы придем к этой цели в той или иной форме.

Мы, конечно, не навязываем свои рекомендации и предложения. Но понятно, что без таких механизмов подобные случаи могут множиться, а это омрачает наши двусторонние отношения. А этого категорически не хотелось бы допускать.

Вопрос: Вчера Министр информации Сирии назвал турецкий народ братским и дружественным. Учитывая необычно быструю реакцию со стороны вооруженных сил Турции, НАТО, Совбеза ООН на произошедший инцидент, не считаете ли Вы, что это было провокацией?

Ответ: Я постарался обрисовать ситуацию и дать наши оценки. Не хотел бы «наклеивать ярлыки», тем более что сейчас идут плотные консультации в Совете Безопасности ООН. Очевидно, что всем поступил тревожный сигнал к тому, чтобы срочно заняться политическим урегулированием ситуации. Видно, что конфликт уже приобрел серьезное трансграничное измерение.

Хотел бы обратить Ваше внимание и на другой аспект этого трансграничного измерения. Оно выражается в участившихся террористических актах на территории САР, которые, к сожалению, не получают должной квалификации со стороны международного сообщества и, прежде всего, СБ ООН. Наши западные коллеги либо не реагируют, либо реагируют неадекватно, отклоняя призывы России к Совету Безопасности, который всегда четко действовал в отношении любых террористических актов, проявить позицию по этому вопросу в тех или иных заявлениях и документах. Очередная попытка, к сожалению, вновь не увенчалась успехом. Расцениваем это как серьезное предупреждение о том, что наши партнеры могут менять подходы к проблеме глобальной террористической угрозы. Это еще один аспект в пользу скорейшего прекращения насилия и начала общесирийского диалога для политического урегулирования ситуации. На это обратил особое внимание С.В.Лавров в ходе состоявшейся сегодня в Исламабаде пресс-конференции по итогам встреч с главой МИД Пакистана.

Вопрос: Почему заявление МИД России от 4 сентября с.г. по делу азербайджанского военнослужащего Р.Сафарова прозвучало очень мягко и запоздало? Почему реакция России опиралась на решение Минской группы ОБСЕ? Во время пресс-конференции для журналистов, состоявшейся 2 сентября с.г., Посол Армении в Москве был вынужден «отдуваться» за российские власти, которые молчали три дня после инцидента. Посол также выразил сомнение в том, что будет принят первым заместителем Министра иностранных дел России.

Как бы Вы могли прокомментировать тот факт, что две страны-члена СНГ, одна из которых состоит также в ОДКБ и на территории которой находится российская военная база, были на грани войны, а российские власти молчали несколько дней?

Ответ: Я не поддерживаю Вашу агрессивную манеру постановки вопроса. Призываю выражать свою точку зрения корректнее в ходе официального брифинга, тем более что речь идет о стратегических отношениях между Россией и Арменией. Не могу разделить Ваши оценки, поскольку Россия, в качестве участника «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ, высказала конкретную тревогу и позицию, которой мы придерживались и продолжаем придерживаться в рамках этой группы.

Как Вам известно, на этой позиции было выстроено и заявление сопредседателя Минской группы. Относиться к нашему комментарию как к «недостаточному» – Ваше личное право. Но наши контакты с армянскими партнерами показали, что реакция российской стороны была четкой и достаточной.

Напомню, что Посол Армении в Москве был оперативно принят первым заместителем Министра иностранных дел России А.И.Денисовым, что вписывается в рамки наших стратегических связей с армянскими коллегами. Ваши же попытки сказать, что О.Е.Есаян «отдувался», находятся за гранью эмоциональности. Беседа прошла в хорошей и дружественной обстановке. О.Е.Есаяну были даны заверения, что публичная реакция России последует незамедлительно, что и произошло в тот же день. Для оценки случившегося необязательно сразу, через полчаса выходить к прессе. Нужно сопоставить факты, посоветоваться. Мы работаем не как журналисты, а как дипломаты и профессионалы.

Вопрос: Считаете ли Вы, что реакция МИД России была адекватной?

Ответ: Считаю ровно так, как это произошло на самом деле. Подобного рода заявлений со стороны армянских коллег мы не слышали. Возможно, это Ваша личная журналистская трактовка. Повторю, не надо переносить свое восприятие событий на всю Армению.

Вопрос: Президент ИРИ М.Ахмадинежад впервые заявил о готовности Ирана остановить обогащение урана до 20%, если МАГАТЭ поставит в Иран необходимое количество топлива для производства медицинских изотопов. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: Последние события на треке контактов Ирана и МАГАТЭ, принятие резолюции Совета его управляющих, которая, по сути, была соавторством всей «шестерки», показывают, что при уважительном диалоге можно находить решения по всем принципиальным расхождениям и снимать любые проблемы, возникающие в той или иной области. Призываем не делать паузу в этом переговорном процессе, искать развязки именно через диалог по линии Иран-МАГАТЭ, Иран-«шестерка». В этом состоит философия российских подходов, которые были отражены в последней резолюции Совета управляющих МАГАТЭ.

Рассчитываем, что Иран и Агентство в ближайшее время смогут согласовать график таких контактов. Об этом мы прямо сказали на прошедшем в Нью-Йорке министерском заседании по иранской ядерной программе.

Исходим из того, что пауз не будет, и мы сможем найти динамику, которая обеспечит принятие решения путем переговоров. Считаем, что только политико-дипломатическими методами можно развеять озабоченности, которые сохраняются в отношении ИЯП. Как вам известно, в основе российских подходов по урегулированию проблемы иранской ядерной программы лежат базовые принципы поэтапности и взаимности.

Вопрос: 2 октября с.г. Парламентская ассамблея Совета Европы после активного обсуждения доклада о выполнении обязательств, взятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы в 1996 г., одобрила резолюцию. При этом проект рекомендации ПАСЕ о подключении Комитета министров СЕ к мониторингу России не получил требуемых 2/3 голосов.

Какие последствия будут иметь результаты голосования для практического взаимодействия России в рамках Совета Европы?

Ответ: Как правило, МИД России не комментирует события на международных парламентских «площадках». Однако с учетом резонанса по принятой резолюции и страстей в Страсбурге вокруг этого решения могу констатировать, что по итогам дебатов позиции сторонников конструктивного взаимодействия с Российской Федерацией не только в ПАСЕ, но и в целом в Совете Европы упрочились. Не буду комментировать содержание самой резолюции - многие ее элементы, как подчеркивало руководство нашей парламентской делегации в Страсбурге, выходят далеко за рамки взятых Россией обязательств при вступлении в СЕ, что только подчеркивает ее политизированный характер.

Небольшая группа стран в нарушение установленных процедур добивалась принятия такой рекомендации ПАСЕ о мониторинговой роли КМСЕ, ратовала за непосредственное подключение КМСЕ к мониторингу России. По сути, была предпринята попытка превратить этот механизм в инструмент политического влияния и вмешательства во внутренние дела.

Такая постановка вопроса, разумеется, абсолютно неприемлема. Она противоречит и главной функции СЕ - способствовать единению европейских народов. Учитывая такие резолюции и подобное отношение к члену СЕ, вряд ли можно рассчитывать, что такое единение может происходить.

Отмечу, что аргументы представителей обеих палат Федерального Собрания в составе российской делегации в ПАСЕ и ответственных представителей ряда стран были услышаны, и по вопросу о рекомендации возобладал здравый смысл.

Многие и в Парламентской ассамблее, и в СЕ хорошо осознают, что голосование в ПАСЕ 2 октября «по России» на самом деле было голосованием по вопросу о месте и роли Совета Европы в системе европейских и трансатлантических институтов. И, по большому счету, верх взяли сторонники укрепления роли СЕ в европейских делах. Важно, что российским членам ПАСЕ удалось убедить многих своих коллег в том, что сохранение результативного межпарламентского мониторингового диалога в рамках ПАСЕ и с учетом существующих процедур намного важнее удовлетворения чьих-то амбиций.

Убеждены, что такой результат сделает возможным дальнейшее сближение народов Европы на основе принципов недискриминации, взаимного уважения и доверия даже в таких непростых вопросах, как выполнение обязательств перед Советом Европы всеми, а не только Россией, государствами - членами этой Организации.

Повестка дня нашей работы в СЕ весьма широка. Уже в ближайшее время предстоит продолжить с руководством Совета Европы консультации в рамках подготовки проектов программ сотрудничества Россия-СЕ на 2013-2014 гг.

Вопрос: Сегодня прозвучала информация о том, что российские дипломаты провели встречу с одним из россиян, обвиняемых властями США в продаже микроэлементов. Вы также отметили, что сотрудники Посольства в Вашингтоне и Генконсульства в Хьюстоне будут добиваться встречи с остальными обвиняемыми. Сколько человек из них имеют российское гражданство?

Ответ: Вряд ли смогу что-то добавить к тому, что уже сказал. Я упомянул, что консульским сотрудникам удалось поговорить в зале суда с одним из обвиняемых. Будем добиваться консульского доступа и к другим задержанным. На сегодняшний день это исчерпывающая информация, которую я могу предложить вашему вниманию.

Вопрос: Не могли бы Вы уточнить причину, по которой Министр иностранных дел России С.В.Лавров не участвовал в министерской встрече «шестерки» международных посредников по иранской ядерной программе в Нью-Йорке, а Российскую Федерацию представлял Постоянный представитель при ООН В.И.Чуркин?

Ответ: Люди, которые знакомы с графиками министров на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, хорошо представляют, что в последний момент всегда возникают большие сложности при стыковке программ, согласованных ранее. Не стоит здесь искать каких-то подводных камней. Важно, что Россия участвовала в этой встрече, которая собралась на таком уровне после длительного перерыва и на которой обсуждались важные вопросы, наметились определенные шаги по интенсификации диалога. Поэтому персоналии не столь важны. В очень многих министерских форумах министрам не всегда удается участвовать лично. Наш Постоянный представитель при ООН - компетентный и знающий человек, наделенный соответствующими полномочиями. Во многих отношениях Россия является локомотивом в «шестерке». Наши подходы гарантируют эту динамику тем более, что инициативы последнего времени так или иначе выстраивались именно вокруг российских предложений о применении принципов поэтапности и взаимности к урегулированию ИЯП.

Вопрос: Известно, что главный вопрос в отношениях России и Грузии – оккупированные территории. В каком формате могут начаться переговоры по этим вопросам? Были ли какие-то консультации?

Ответ: Этот неадекватный документ – предмет разговоров в грузинском политистеблишменте. Это внутренний законодательный акт Грузии. Мы не собирались и не будем вести никаких переговоров на этот счет.

Мы не оперируем термином «оккупированные территории» - есть понятие новые независимые государства, которые появились после агрессии режима М.Саакашвили: Республика Южная Осетия и Республика Абхазия. Россия продолжает активный диалог с этими субъектами международного права. Многие пока еще этого не осознали. Должно пройти время, чтобы все поняли, что с появлением новых независимых государств в Закавказье возникли новые геополитические реалии.

Вопрос: Как будут выстраиваться отношения с новым правительством Грузии?

Ответ: Пока требуется осмыслить результаты выборов. Будем судить не по заявлениям, а по поступкам грузинских политиков, как мы всегда делаем в отношениях с другими государствами. Мы веками дружили с грузинским народом. Напомню, что не Россия инициировала разрыв дипломатических отношений, а М.Саакашвили. Надеемся, что с учетом итогов этих выборов наступят конструктивные перемены, которые позволят нормализовать не только двусторонние отношения, но и ситуацию в Закавказье в целом.

Вопрос: Что удалось выяснить консульским сотрудникам во время беседы с одним из задержанных американскими властями россиян?

Ответ: Понятно, что я не могу сказать, о чем там говорили. Все идет в русле прояснения ситуации. Нам нужно получить полную картину произошедшего и после этого уже делать какие-то выводы. Мой сегодняшний комментарий дает общее представление о нашем подходе к этому делу.

Вопрос: На сессии ПАСЕ Румыния подняла вопрос о «возвращении временно эвакуированных в Москву в ходе Первой мировой войны сокровищ Румынии». Как Россия оценивает демарш Румынии, которая поднимает такие вопросы уже не на уровне двусторонних переговоров, а использует для этого платформы международных форумов?

Ответ: Румынские парламентарии не в первый раз пытаются интернационализировать давно утратившую актуальность тему «румынских сокровищ». У нас вызывает сожаление, что для подобных идей и целей задействуется и площадка такого авторитетного органа как Совет Европы – структуры, призванной способствовать формированию единого гуманитарного пространства на нашем континенте на основе беспристрастного подхода к истории отношений между европейскими странами и народами, их освещению в корректном, благожелательном духе.

Что касается темы «румынского золота», в современной повестке дня нашего политдиалога с Бухарестом такой проблемы нет. Имеется понимание того, что ее нужно оставить историкам наряду с другими сложными вопросами, связанными с историей наших двусторонних отношений. Как известно, с этой целью и на основании Совместного заявления министров иностранных дел России и Румынии от 4 июля 2003 г. была создана совместная общественная комиссия историков. Кстати, на конец октября намечается очередная встреча ее сопредседателей.

Мы считаем, что попытки ворошить прошлое в современных условиях контрпродуктивны, способны лишь возбуждать ненужные эмоции, отвлекать внимание от решения актуальных конкретных вопросов двустороннего сотрудничества – их, как Вы знаете, немало.

Вопрос: Какова будет реакция России, если НАТО, ссылаясь на статью 5 Вашингтонского договора, все-таки решит вмешаться в сирийский конфликт?

Ответ: Это - страшный гипотетический прогноз. В наших контактах с коллегами из НАТО нас уверяли, что таких планов в отношении Сирии не имеется. Я бы не стал заниматься предположениями. В моем сегодняшнем комментарии по этой теме акцентирована мысль - мы рассчитываем и надеемся, что действия, которые усложняли бы и без того трудную ситуацию в сирийском урегулировании и подлили бы масла в огонь эскалации этого конфликта, предприниматься не будут. Думаю, это понятный и четкий сигнал всем, у кого, как говорится, «руки чешутся».

 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС