на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Выступление директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России, представителя Российской Федерации М.И.Ульянова в Первом комитете 67-й сессии ГА ООН, Нью-Йорк, 11 октября 2012 года

12-10-2012


Уважаемый господин Председатель,

От имени российской делегации позвольте поздравить Вас с избранием на этот ответственный пост и пожелать Вам и всем нам успеха в предстоящей нелегкой работе.

Прежде всего, хотелось бы подтвердить приверженность России действующим под эгидой ООН механизмам многостороннего разоружения, включая женевскую Конференцию по разоружению (КР), наш нынешний форум – Первый комитет Генассамблеи ООН, а также Комиссию ООН по разоружению.

Мы, конечно же, разделяем озабоченность мирового сообщества тем, что эта «триада» уже долгие годы не приносит реальных плодов в копилку многостороннего разоружения. Вместе с тем у нас есть серьезные расхождения с теми, кто видит причину такой ситуации в якобы «несовершенстве» ооновских механизмов и предлагают заняться их «реформированием». Мы с таким подходом в корне не согласны. Эксперименты с «реформированием» чреваты сломом существующих структур, но не дают никаких гарантий, что с их помощью удастся построить нечто новое и более эффективное, чем существующая «триада».

Для нас очевидно, что причина стагнации процесса разоружения кроется не в том, что какие-то структуры якобы «несовершенны». На самом деле в основе стагнации лежат политические факторы. Прежде всего, они связаны с атмосферой стратегической неопределенности, которая характерна для международных отношений в последние годы. Турбулентность вместо стабильности на мировой арене, широко практикуемые двойные стандарты, силовые акции в обход Совета Безопасности ООН отнюдь не способствуют созданию атмосферы, благоприятствующей ощутимому прогрессу в сфере разоружения. Как результат, представления государств о путях обеспечения национальной, региональной и международной безопасности и месте разоруженческих механизмов в этом процессе зачастую существенно расходятся. Никакими организационными новациями эту фундаментальную проблему не решить. Здесь нужен кропотливый поиск точек совпадения позиций и взаимоуважительный диалог.

В этой связи Россия призывает все государства подойти прагматично к решению имеющихся проблем и, отказавшись от излишних политических амбиций, договориться о начале субстантивной работы одновременно по всем четырем основным пунктам повестки дня в рабочих группах с консультативным мандатом. На наш взгляд, это тот максимум возможного, на который могли бы пойти все государства-участники Конференции по разоружению. Такое прагматичное решение могло бы сдвинуть процесс с мертвой точки и открыть дверь для возможных более серьезных шагов в будущем.

Г-н Председатель,

Бесспорным приоритетом является укрепление режима ДНЯО и выполнение принятой в 2010 году Программы действий. Твердо убеждены, что все современные риски и угрозы глобальному режиму ядерного нераспространения могут и должны устраняться на основе ДНЯО. Под эгидой этого Договора действует прочная сеть эффективных механизмов, сдерживающих как расползание самого ядерного оружия, так и чувствительных ядерных материалов, которые могут оказаться в руках террористов и использованы в оружейных целях.

Необходимо обеспечить успех очередного обзорного процесса ДНЯО. Одним из важнейших в этом плане должно стать выполнение поручения о созыве в текущем году конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ и средств его доставки (ЗСОМУ). Это поручение мы вместе с США, Великобританией и Генсекретарем ООН получили от Обзорной конференции ДНЯО 2010 года. Многое уже сделано. Вместе с другими «соучредителями» решаем оргвопросы и стремимся обеспечить содержательное наполнение конференции. Выступаем за консенсусные решения. Страны региона должны, прежде всего, подтвердить политическую волю к созданию ЗСОМУ и продемонстрировать способность договариваться между собой. Никто за них эти задачи решить не сможет. Одной из насущных задач является обеспечение участия в конференции всех государств Ближнего Востока. Еще раз призываем те страны, которые этого еще не сделали, подтвердить свое участие в этом важнейшем мероприятии. Обращаемся также ко всем заинтересованным государствам предпринять максимум усилий для того, чтобы конференция состоялась в декабре и имела позитивный результат.

Поддерживаем создание зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (ЗСЯО в ЮВА). Готовы подписать соответствующий Протокол к Бангкокскому Договору с нашими традиционными оговорками, обеспечивающими интересы нашей собственной национальной безопасности.

Поддерживаем усилия Монголии, направленные на укрепление своего безъядерного статуса. Со своей стороны внесли весомый вклад – присоединились к совместной декларации стран ядерной «пятерки» по безъядерному статусу Монголии, подписанной здесь «на полях» 67-й сессии ГА ООН.

Важно завершить процесс оформления ЗСЯО в Центральной Азии. Считаем необходимым интенсифицировать консультации с целью скорейшего подписания ядерными державами протокола к соответствующему Договору.

Г-н Председатель,

Одним из немногих реально значимых достижений в сфере контроля над вооружениями за последнее десятилетие явилось подписание, вступление в силу и начало имплементации российско-американского Договора о СНВ. Теперь это – «золотой стандарт» договоренностей в сфере разоружения на принципах равенства и неделимости безопасности.

Некоторые, правда, говорят, что «этого мало». На самом же деле Россия и США на данный момент в области СНВ сделали максимум возможного. Теперь стоит задача полностью выполнить обязательства по ДСНВ.

Подписание этого Договора породило надежды на скорейшее согласование дальнейших шагов в области ядерного разоружения. Россия, разделяя цели достижения безъядерного мира, относится к подобным ожиданиям с пониманием и симпатией. Но реальность такова, что перспективы достижения новых соглашений становятся все более иллюзорными. В сфере стратегической стабильности происходят тектонические сдвиги, связанные с поспешной реализацией односторонних планов создания глобальной ПРО. По сути речь идет о попытке обеспечить собственную безопасность за счет безопасности других вразрез с основополагающими принципами европейской и международной безопасности. Пагубные последствия этого пока еще не всеми осознаны, но фактически речь идет о тенденции, способной в скором будущем перечеркнуть всякие надежды на углубление процесса разоружения. Более того, односторонние шаги по развертыванию систем ПРО, предпринимаемые без каких-либо ограничений и без учета общего международного контекста и законных интересов других государств, неизбежно повлекут за собой ответные меры, создавая тем самым опасные предпосылки для конфронтации и даже, возможно, нового витка гонки вооружений. Важнейшей и первоочередной задачей является предотвращение такого развития событий.

В работе на этом направлении следует исходить из того, что вызовы ракетного распространения носят глобальный характер и что ответы на них необходимо искать совместно. При определенных условиях одним из средств реагирования может стать противоракетная оборона. Важно, чтобы она была адекватна характеру реальных, а не мнимых угроз и не вела к еще большей разбалансировке международных отношений. Каждая страна или группа стран вправе самостоятельно определять наиболее эффективные средства обеспечения безопасности, однако это не должно делаться в ущерб безопасности соседей.

Российская Федерация не закрывает дверь для диалога по противоракетной тематике. Приоритетом должна стать совместная разработка адекватной существующим ракетным вызовам архитектуры ПРО, которая не будет вызывать озабоченностей ни у одной из сторон. Мы готовы к такой работе.

Другой наш приоритет - предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве. Мы считаем, что именно эта тема наиболее востребована и подготовлена к переговорной работе на КР. Мы намерены добиваться дальнейшей консолидации усилий международного сообщества для решения этой проблемы и рассчитываем на скорейшее начало практической коллективной работы над российско-китайским проектом Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве (ДПРОК). Считаем КР оптимальной площадкой для этого. Призываем все заинтересованные государства активно содействовать предметному обсуждению проекта Договора.

В качестве первого шага к заключению ДПРОК призываем все ответственные государства, занимающиеся освоением космоса, последовать примеру Росси и других стран ОДКБ и подкрепить свое стремление к обеспечению безопасности космической деятельности принятием политического обязательства не размещать первыми оружие в космосе.

Неотъемлемой частью международных усилий по ДПРОК является разработка мер транспарентности и доверия в космической деятельности. Приветствуем начало работы Группы правительственных экспертов ООН по МТДК, призванной углубленно проработать этот вопрос и представить рекомендации по внедрению таких мер в международную практику к следующей сессии Генассамблеи ООН. В случае международной поддержки не исключаем возможности в последующем придания отдельным МТДК юридически обязывающего характера, что способствовало бы повышению ответственности государств за свою деятельность в космическом пространстве.

Призываем все заинтересованные страны к коллективному, планомерному и последовательному созданию благоприятных условий для дальнейшего развития процесса многостороннего разоружения. Российская сторона к такой работе готова, в т.ч. в ходе текущей сессии Первого комитета ГА ООН.

 

 

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС