на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Правительственный уполномоченный Кабинета Министров Украины по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениям; д.э.н, профессор, член-корр. НАН Украины Валерий Мунтиян


Будущее за Евразийским экономическим союзом.

Время в очередной раз подтвердило житейскую истину – сила наша в правде и единстве. Так если для нас истина – это спасение, а ложь – погибель, не пора ли прекратить тратить свое драгоценное время на ложные речи разных мастей продажных политиков, ведь наступила не просто пора, а роковая черта, когда необходимо стать на путь истины и  больше не сходить с него и перестать проводить заранее  обреченные эксперименты на себе и на своем народе.  

Теперь посмотрим на Евразийскую экономическую интеграцию в ракурсе двух факторов: правды и единства. Перед нами четыре пути выбора. Путь первый – оставить все как есть. При таком варианте перспектив на развитие просто не видано, мы обречены на деградацию и саморазрушение. Путь второй – Запад. Зачем делать такой выбор, когда сам Запад обречен на разложение. И это произошло не сегодня и не вчера, целенаправленная политика краха Запада была заложена более 50 лет назад. Путь третий – Восток, с гегемонией Китая. Уже сейчас четко прослеживается, что этот путь для нас может закончиться  в лучшем случае полуколонией Китая, в худшем – его колонией. Четвертый путь – возрождения. Это наш исконно-праведный путь. И глупо сейчас в очень не устойчивый период, когда время возвращается на круги своя, вести споры: а не возродим ли Российскую империю или СССР? Империю создавать никто не собирается, а возродить исконно нашу цивилизацию как целостную систему, гармоничную форму общества, обеспечивающего стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции, необходимо. Как можно отказаться от славяно-русской цивилизации, Киевской Руси, христианской цивилизации, как можно уничтожить цивилизационную память? Да, в нашей цивилизации была и империя и был СССР, но центр не все забирал, а и давал. Была общая история, в которой были и тяжелые времена и светлые, но вместе мы сохранились и выжили, потому, что были сильными, и дружными, когда многие цивилизации и

народы прекратили свое существование. Как бы кто не преукрашивал ситуацию, что жизнь стала лучше и мы приобрели полную независимость, факты эти лозунги политиканов не подтверждают. Во-первых, после развала СССР мы все стали слабее, понесли колоссальные потери, упустили 20 лет своего развития, чтоб возвратиться на уровень лишь 1990 года, а мир то ушел далеко вперед. Во-вторых, еще рано праздновать, победу потому что на прочность у нас еще не было настоящих испытаний и неизвестно как мы сами с ними справились бы и вышли бы вообще победителями? Наоборот, Бог дал нам  время, что б мы стали мудрее, а мы его преступно растратили. В-третьих, большинство объективных критериев подтверждает, что мы незаметно скатились в зону неоколониализма – форму современного экономического империализма, когда сильные нации ведут себя как колониальные силы империализма, бесцеремонно вмешиваются в дела более слабых стран, используют их ресурсы и осуществляют экономический контроль, а порой и диктат разными способами и формами.

В научной среде существуют такие дисциплины как мировая экономика и международные отношения, геоэкономика, геофинансы, геополитика, глобалистика и другие, которые дали миру целый ряд современных познавательных процессов, показали пути решения глобальных проблем, а также научные прогнозы и тенденции развития, которые нельзя бездоказательно игнорировать.

Так, например, в концепции нового регионализма существуют кардинально противоположные взгляды на критерии образования регионов.

 При определении региона новаторски звучит понятие «пространство», которое в данном прочтении не имеет ярко выраженных территориальных констант и может вбирать в себя новые характеристики региона, не привязанные к географической карте. Пространство есть структура, наполняющая регион в процессе регионализации (что особенно актуально при формировании «глобальных регионов»), но пространство может превосходить территориальную основу региона, и нельзя не учитывать эту возможность, рассматривая понятие «глобальный регион». На наш взгляд, регион можно определить как некую целостность без жесткой замкнутости в территориальных

рамках. Исходя из данного определения, можно говорить о глобальном измерении региона, что подразумевает:

- трансграничную природу региона;

- его участие в качестве единого целого в мирополитических процессах.

Фактически на смену территориально-государственному принципу интеграционного объединения приходит принцип пространственной взаимосвязи в глобальном масштабе. В XXI веке наблюдается трансформация классической формы территориальной интеграции государств (в форме международных регионов), руководствовавшихся исключительно национальными интересами, в глобально-региональную интеграцию основных факторов мировой политики и экономики, где на первый план выходят уже надгосударственные (наднациональные) интересы.

Таким образом, глобальная регионализация рассматривается в качестве одной из основных тенденций современного мирового развития, результатом которой является формирование глобальных регионов. Новые региональные формы представляют собой пространства, подразумевающие разнообразные виды взаимодействий государственных и негосударственных факторов в различных сферах и на различных уровнях. Другими словами, наблюдается переход от региональных интеграционных группировок к глобальным наднациональным институтам, основанным на взаимодействии государств, бизнес структур и гражданского общества, что представляет собой качественно новое состояние современных интеграционных процессов и может быть определено как «конгломерационная» форма интеграции.

Планетарный уровень характерен для работ А.Г. Дугина, который рассматривает евразийство в условиях глобализации как антипод однополярного глобализма (атлантизм). Один из основных его тезисов сводится к признанию объективности глобализации, что рассматривается как конец эпохи«национальных государств». На смену им в рамках многополярной глобализации приходят «меридиональные зоны», простирающиеся с севера на юг (атлантическая, евроафриканская, российско-среднеазиатская и тихоокеанская). Таким образом, концептуально обосновывается идея интеграции как единство в многообразии в противовес вестернизационной, атлантической (унификаторской) интеграционной схеме.[5]

Существует также Общая теория систем, и теория целостности, которые помогают познать нам неизвестные ранее явления и закономерности развития

природы и общества.

Итак закономерность существования целостных систем – первый закон гармонии природы.

Закономерность внутрисистемной гармонии – второй закон гармонии природы.

Закономерность Всемирной гармонии – третий закон гармонии природы.

Таким образом, целостность выступает условием существования системы (в данном случае – Евразийского экономического союза), выражением всех иных признаков, ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубокое, что свойственно системе как систем, обуславливает ее целостность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д. 

Целостность Евразийского экономического союза возникает  в результате углубленной интеграции между отдельными государствами Содружества, другими государствами, социально-политическими системами, при взаимодействии их свойств, признаков, функций и т.п., но в рамках единого, общего, целого.

Целостность – первичный доминирующий и детерминирующий фактор как целого, как системы. Нужно честно признать, что во многих странах происходит кризис основополагающих нравственно-правовых ценностей общества, духовной нищеты, политической стагнации, экономического застоя, идеологического догматизма, что грозит в конечном итоге развалом общества и государственности. На словах мы провозглашаем, что интеграция приведет к потере независимости, а на практике игнорирование интеграционных процессов, в первую очередь с государствами Содружества, реально ускоряет зависимость из-за потери стратегических эффектов и мощи государства. Поэтому мы имеем уникальный шанс при вхождении в Евразийский экономический союз избавиться от негативных свойств прежней системы, которые должны в новой системе рассеяться, а остаться те, которые качественно преобразуются и адаптируются к своему новому состоянию.

Во-первых, в социально-политической и экономической системе

объективно необходим центр-сила (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов.

Во-вторых – целостная социо-эколого-политико-экономическая система – единственно возможная форма существования Евразийского экономического союза.

Потеря целостности граничит с деградацией.

Принимая судьбоносное для наших стран и народов решения, нельзя также игнорировать теории национальной безопасности, теории развития народов, теории управления, не учитывать вопросы войны и мира и отрицать при этом закон борьбы каждой нации за жизненное пространство. 

Исходя из теории и практики, мирового экономического разможно сделать главный вывод, что в настоящий период складывается благоприятная ситуация, когда необходимо ускорить процесс создания Евразийского экономического союза, внедрить проект нового монетарного инструмента, обеспечить переход российского рубля на региональную валюту. Тогда Россия сможет о себе заявить как центр-сила на Евразийском континенте. А государства Содружества получат реального лидера? способного мобилизовать вокруг себя государства по возрождению новой цивилизации на базе этноэкономической транснационализации, на ноосферных принципах и законах гармонии. Для этого необходимо принять на высшем уровне политическое решение и утвердить план мероприятий по реализации данной стратегической цели, тем более, что уже существует утвержденная Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года

Срочность разработки указанных мероприятий объясняется создавшимися на данный период времени благоприятными предпосылками для осуществления качественного прорыва России на мировой арене, как внутренней, так и внешней ситуацией, вызывается мощными мотивационными силами и следующими основными условиями: внутреннее социально – экономическое и политическое напряжение, вызванное структурными диспропорциями, требует немедленной разрядки; исчерпал себя потенциал производственных мощностей, благодаря которым происходило оживление

производства при улучшении экономической конъюнктуры; накопившиеся ожидания государств Содружества в отношении центральной объединяющей роли России достигло апогея – или Россия станет центром-силой и сохранит единое этноэкономическое пространство Содружества, или оно будет разорвано другими центрами – силы; благоприятная для России мировая конъюнктура; макроэкономическая стабилизация и финансовая устойчивость государства, громадные международные золотовалютные резервы; смена технологических укладов; мировые геополитические процессы; системный кризис мировой финансово-экономической системы; глобальные угрозы планетарного масштаба, с которыми без привлечения ресурсов и потенциала России мировому сообществу не справиться, вопросы безопасности и территориальной целостности без России уже тоже не решить.

В условиях громадного дефицита ресурсов, являясь сокровищницей мира, Россия априори не может быть периферийным государством, а только центром. 

Как бы ни старались исказить действительность и запугать нас зарубежные конкуренты, проведенные научные прогнозы и экспертные оценки подтверждают, что в среднесрочной перспективе не предвидится резких изменений в структуре потребляемых ресурсов. Не прогнозируется также масштабного сокращения роли углеводородов, металлов, химических удобрений и т.п. Как следствие, не изменится глобальная архитектура финансовых потоков, связанных с топливом, энергией, конструкционными материалами, продовольствием, транспортными перевозками. А в таких странах как Япония, Германия  и др., которые отказались от атомной энергетики, доля экспорта традиционных углеводородов увеличится на 25-28%. Поэтому Россия, как самая мощная в мире сокровищница природных ресурсов, будет формировать большую часть своих финансовых ресурсов за счет сырьевого экспорта, одновременно наращивая рост инвестиций в инновации.

Россия обладает огромным запасом природных ресурсов, составляющих 15-20% мировых запасов,  что предопределяет сырьевую ориентацию России в мировой экономике на ближайшее десятилетие. Европа не может существовать без российского сырья. Но сможем ли мы сырьевую модель  экономики сразу

заменить на инновационную? Нет, не сможем. Сразу поменять сырьевую модель не то что сложно, а нереально. Но и использовать ресурсы без инноваций сегодня расточительно и уже преступно. Поэтому на инновационных принципах будут функционировать все сферы национальной экономики, финансов и госуправления. 

Начать следует с повышения стоимости и капитализации ресурсов, увеличения природной ренты, чтобы обеспечить эквивалентный обмен и получить доступ как к формированию, так и распределению мирового дохода. А для этого нужна новая денежно-кредитная и ценовая политика.  Но формировать эту политику нужно не в Лондоне и Нью-Йорке, а уже в Москве. Еще раз обращаю внимание на то, что успех может быть обеспечен если цены на ресурсы будут определять страны собственники этих ресурсов.

Реализацию стратегического замысла планируется осуществить в два этапа: этап выживания и этап возрождения. Поэтому срочно необходимо разработать стратегию выживания в переходной период. Главными задачами для этого периода должны стать: переоценка и индексация национального богатства;  капитализация национальной экономики; внедрение системы эквивалентного внешнеэкономического обмена; прекращение несанкционированного оттока капитала из страны, экспорта капитала за рубеж и инвестирования зарубежных стран; создание конкурентоспособного, платежеспособного и защищенного внутреннего рынка; создание благоприятных условий для возвращения и привлечения мозгов и внутреннего инвестирования; превращение рубля в расчетную, деверсификационную, свободно конвертированную и региональную резервную валюту; вхождение создаваемого Евразийского экономического союза в мировую геофинансовую систему на новых принципах.

Если не предусмотреть переходный период, то эффективно трансформировать социально-экономическую систему будет нереально, со временем за счет cил инерционности она откатится в исходное положение. К этому нужно тщательно готовиться, чтобы не допустить ошибок, не растерять потенциал, не упустить исторический шанс и не быть втянутым в чужие игры

мировой закулисы. 

Необходимо провести всеобщую инвентаризацию финансовых и материальных ценностей, национального богатства, осуществив их реальную оценку в мировых ценах. Также следует сохранить уже устоявшееся место в системе международного разделения труда, сберечь завоеванные ниши на мировых рынках сырья, энергоресурсов, продовольствия, машиностроения, военно-технической продукции, но и нельзя дальше мириться с высокими регулятивными издержками, при которых невозможно осуществить инновационный прорыв.

Основную нагрузку в регулировании данных процессов должно взять на себя государство. Как бы Запад не захлебывался в измышлениях, призывая нас забрать у государства функции управления и регулирования и отдать на откуп рынку, следует четко понимать что это путь к хаосу. Государство не должно быть в стороне, когда интересы собственников превалируют над общегосударственными и общественными, когда олигополистическая структура производства и высокие страновые риски подталкивают к тому, чтобы сохранялась сырьевая модель российской экономики как операционного центра для производства добавочной стоимости и вывоза ее за рубеж, как базы для зарубежной экспансии крупных собственников при минимизации прибыли во внутренней экономике. [1]

Кроме того, без влияния государства невозможно обеспечить справедливое распределение национального дохода и защиту малоимущих слоев населения.

Сложившуюся в России типичную модель развивающейся экономики, настроенной на вывоз сырья, денежного и человеческого капитала необходимо срочно менять. В экономической конструкции, составляющими которой являются крупная концентрированная собственность, олигополия, масштабные потоки сырья и связанные с ними денежные ресурсы, высокие регулятивные издержки, все официальные усилия государства, направленные на усиление инновационной составляющей, неизбежно останутся подчиненными частным интересам, не изменяющим главное в экономике и ее финансовой системе.

И как следствие – сохранение сырьевой финансовой системы, зависящей от мировых цен на сырье, с основными денежными потоками и финансовыми институтами, базирующимися на добыче, транспортировке и экспорте нефти, газа, металлов, удобрений, древесины и т. п. Т.е. необходимо построить принципиально иную модель на качественно новой природе современных финансов.

Необходимо также развеять существующие из вне мифы насчет нашей нерадивости, ущербности, несостоятельности и бесперспективности, ведь наши недруги только и ждут, чтобы мы совершили ошибку, поддались клеветникам и пошли по ложному пути. Тогда они и зайдут на нашу суверенную территорию и завладеют национальными богатствами наших стран. Как известно, на осуществление этой операции брошены громадные ресурсы. Хотелось бы напомнить слова из выступления перед Конгрессом США в 1945 году директора ЦРУ Аллена Даллеса.. «Мы бросим все , что имеем, - все золото, всю материальную мощь, ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменениям. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить...»

Разве можно согласиться с мнением, что Россия инвестиционно не привлекательная страна? Наоборот, как в современных условиях, так и на перспективу она может и должна стать центром инвестиционной и инновационной активности, одним из крупнейших и перспективных рынков Евразии. Для этого Россия обладает всем необходимым, нужна только политическая воля, чтобы это все собрать и  организовать. Россию ждет неизбежный приток инвестиций во все виды активов с последующим ростом стоимостной оценки активов и капитализации рынков, а также инноваций в прорывные секторы ее национальной экономики.

Циклический подъем после третьей волны мирового финансово-экономического кризиса неизбежно распространится на Россию не только как на один из ключевых поставщиков сырья на мировые рынки, а прежде всего как на государство, которое может предложить миру новую экономическую модель

и новый монетарный инструмент. 

По существу сегодня не существует в мире дефицита финансовых ресурсов, наоборот их излишек, так называемое дрейфующее инвестиционное ядро уже превысило 40 трлн. долл. США, но оно пока не задействовано потому, что не может найти надежного пристанища. Убеждены, что наиболее подходящей площадкой для этого ядра должно стать СНГ, но к этому необходима соответствующая подготовка и эта роль отводится Евразийскому экономическому союзу, который будет способен принять минимум 1 трлн. долл. США прямых инвестиций.

Откуда источники такого оптимизма? Во-первых; исходя из оценки основных общепринятых 9 параметров мощи любого государства: Россия по 3-м таким как территория, природные ресурсы и вооруженные силы является сверхдержавой, а по остальным 6-ти – управлению, населению, экономике, культуре и религии, науке и образованию, внешней политике – великой державой. Нижний порог численности населения для современной сверхдержавы составляет 300 млн. человек, понятно, что достичь этого порога можно только со всеми государствами Содружества. Это свидетельствует, что Россия, как великая держава, способна объединить возле себя региональные и малые государства.

Во-вторых, геополитическая и геостратегическая роль России в новой системе мировых координат, ее новое позиционирование в глобальном пространстве как страны с формирующимся постиндустриальным обществом, стремящейся войти в развитый Север, растет. Россия увеличивает свою прочность и значение в мирохозяйственной системе. Так, она уже на сегодня является членом G-8 и заняла в нем 6-е место по паритету покупательной способности (ППС).

Россия является активным участником G-20 – стран, которые производят 80% мирового ВВП. Кроме того, она является членом АТЭС – стран, которые производят 2/3 ВВП мира, и в текущем году она председательствовала в этой организации.

Российская Федерация является активным членом и в БРИКС. Через 10


лет объем ВВП входящих в это объединение стран будет превышать вдвое ВВП США. Из пяти стран – членов БРИКС в рейтинге ВВП по ППС Россия занимает 3-е место.

Она также входит в Е-7 (страны, которые быстро развиваются, – Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Турция). По результатам прогнозов на основе базового сценария к 2050г. экономика стран Е-7 будет на 64% больше, чем текущий масштаб экономик G-7 в долларовом выражении по рыночным обменным курсам (РОК) и в 2 раза превысит по ППС. 

В-третьих, потенциал экономического роста России оценивается в 2- 2,5 раза выше, чем в индустриальных странах и реальные темпы экономического роста также будут выше, несмотря даже на то, что характер их будет неравномерным из-за эксцессии в динамике мирового спроса на сырье, колебаний мировых цен на сырье и стагнации экономики ЕС – самого крупного на сегодня рынка для России. 

В-четвертых, находясь на первом месте в мире по территории и шестом по численности населения, современная Россия, как и прежний СССР, занимает лидирующее место в мире по запасам ключевых видов сырьевых ресурсов (электроэнергии, нефти, газа, леса, воды). Почти половину (45%) территории Российской Федерации занимают леса, 4% – водоемы, 13% –сельскохозяйственные угодья, 19% – оленьи пастбища и 19% – прочие земли, около 70% площади занято равнинами, остальные 30% приходятся на горы и реки.

На территории страны около 120 тыс. рек длиной более 10 км каждая, их суммарная протяженность – 2,3 млн. км, в стране примерно 2 млн. пресных и соленых озер. А ведь проблема пресной питьевой воды вышла на первое место в мире. Сегодня из-за недостатка пресной воды гибнет в 10 раз больше людей, чем от войн и военных конфликтов. Кроме того, Россия является одной из самых крупных в мире страной, щедро обеспеченной пресной водой; также здесь добываются все виды минерального топлива, из них основную массу составляют уголь, нефть и газ.[2]

Россия самая обеспеченная и, следовательно, самая богатая запасами

полезных ископаемых страна мира.

Только разведанными богатствами недр обеспечена на 50-75 лет, тогда как развитые страны совокупными запасами – всего на 15-16 лет. [2] Большие запасы полезных ископаемых в России – основа основ, своеобразный надежный фундамент ее экспорта, за счет чего Россия покрывает более 70% всех валютных поступлений.

Природно-ресурсный потенциал России по объемам запасов полезных ископаемых не имеет аналогов в мире. Отсюда и оптимизм, поэтому и прогнозируется, что Российская Федерация, как одна из важнейших сырьевых экономик в международном разделении труда, станет крупнейшим получателем иностранных инвестиций.

Но нам нужны не портфельные и спекулятивные инвестиции, а реальные и в  реальный сектор для создания инновационной экономики.

В-пятых, громадные резервы роста за счет повышения эффективности использования ресурсов, производительности труда и уменьшения энергоемкости продукции. При российских запасах полезных ископаемых, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза – по лесу), и практически на порядок больше, чем в Европе (в том числе в 34,9 раза больше по нефти, 17,9 раза –  по газу, 15,8 раза – по углю и в 26,6 раза – по лесу). Но очень важен вопрос, а какая же эффективность использования этих ресурсов? Общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России в 4,5 раза больше (в этом случае – хуже), чем в США, в 6,4 раза больше, чем в странах ОЭСР, в 8 раз больше, чем в странах ЕС и в 10,6 раза – чем в Японии. Соответственно, Россия на единицу общих энергозатрат получает лишь 0,63 единицы ВВП, тогда как США – 2,9, страны ОЭСР – 4, страны ЕС – 5, а Япония – все 6,7 единиц, т.е. на целый порядок больше.[2] То есть также большой резерв, в вопросах не эффективного использования ресурсов, уменьшении энерго и материалоемкости продукции в проведении общегосударственной и общенародной политики бережного отношения к национальному богатству, к окружающей природной среде.

В-шестых, российские активы составляют примерно 60% финансовых

активов Центральной и Восточной Европы, 80-90% – постсоветского пространства. Россия имеет активное сальдо торгового баланса в 200 млрд. долл. США.

Все эти аргументы – за региональное будущее рубля. Но также существует и другая сторона медали, т.е. вопросы, без решения которых региональную валюту не создашь.

Российская экономика, чтобы стать базой одной из 2-3 региональных валют, должна формировать по международным экспертным критериям не менее 5% мирового ВВП. По данным МВФ за 2011 год мировой объем ВВП по ППС составил 78,9 трлн. долл. США, а России – 2,4 трлн. долл. США, или 3,04% от мирового ВВП.[4]

Постоянно активный торговый баланс недостаточен. Сырая нефть, нефтепродукты и природный газ составляют 63-65% товарного экспорта России, металлы – 11-13%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 3-4%. Поставки машин, оборудования и транспортных средств не превышают 13-16% экспорта. Сырьевая, ориентированная на вывоз ресурсов, экономика, подверженная конъюнктурным колебаниям в ценах, объеме и структуре спроса, не может создать устойчивую региональную валюту. Такая валюта – индикатор признания уровня технологий, способности к устойчивому росту на базе масштабных инноваций. Она может появиться только в результате глубокой модернизации экономики России. Поспособствовать этому должно объединение ресурсов и усилий государств Содружества. Поэтому и необходима углубленная интеграция, направленная на создание Евразийского экономического союза. Так удельный вес СНГ в мире: территория – 16%, население – 4%, ВВП – 5,1%.[7] Как видно, это тот необходимый минимум, который дает возможность занять определенную нишу в мирохозяйственной системе, сохранить жизненно важное пространство, участвовать как в формировании, так и распределении мирового дохода, учитывая геоэкономическую природу трансграничних финансовых потоков. Выжить в этих сложных условиях современности, а тем более противостоять глобальным угрозам ни одной отдельно взятой стране Содружества просто нереально.

Оценка реальных событий и финансово-экономических тенденций мирового развития и России позволяют сделать следующие выводы. Посткризисные темпы восстановления мировой экономики резко замедлились. После роста в 2010 году на 5,2% в 2011 году мировой рост снизился до 3,7%. Динамика развитых стран снизилась вдвое – с 3,2% до 1,6%, торможение развивающихся стран и стран с переходной экономикой было меньше: темпы снизились с 7,5% в 2010 году до 6,2% в 2011 году.

В 2012 году торможение экономики продолжилось. Темпы роста США снизились во 2 квартале до 1,7%. Вошла в рецесию экономика Европейского Союза. Больше всего усугубилась ситуация в зоне евро, так как уже 4 квартала подряд рецессия усиливает свое влияние. Наиболее сильным во 2 квартале был спад в экономиках проблемных стран: ВВП Португалии снизился на 1,2%, Италии – на 0,7%, Испании – на 0,4 процента. Экономика Франции четыре квартала подряд фиксирует нулевые темпы роста. Позитивную динамику среди ведущих стран монетарного союза пока сохраняет экономика Германии – 0,3% во 2 квартале 2012 года.

Вне зоны евро спад наиболее сильно затронул Великобританию, экономика которой находится в рецессии также  4 квартала подряд и во 2 квартале 2012 г. по отношению к предыдущему кварталу сократилась на 0,5 процента.

Среди развивающихся стран более сильным, чем ожидалось, стало торможение экономики Китая: по отношению к предыдущему кварталу темпы роста ВВП составили в 1 квартале 2012 г. 1,6% и во 2 квартале 1,8%, что на 0,6 пп. ниже прошлогодних показателей.

Согласно оценкам, рост мировой экономики в 2012 году будет находиться в пределах 3-3,2%, динамика развитых стран снизится до 1,4%, это в два раза ниже необходимого уровня.

В 2012 году и среднесрочной перспективе глобальная экономическая конъюнктура будет оставаться нестабильной под влиянием роста суверенного долга развитых стран, увеличения стоимости обслуживания долга проблемных стран зоны евро, усиления политической нестабильности и рисков перебоев с

поставками нефти из основных нефтедобывающих регионов, прежде всего Ближнего и Среднего Востока. Сохраняются риски сильного фискального сжатия в США, неплатежеспособности нескольких стран зоны евро и сопряженными с ними рисками сдутия финансовых пузырей на рынках развивающихся стран, обвала их производства и экспорта.

Прогнозируется период достаточно высоких рисков, обусловленных как объективными факторами большой величины накопленных долгов, так и особенностями национальных правовых систем США, стран зоны евро, статуса и полномочий созданных и создаваемых антикризисных институтов. В США для временного «замораживания» требований Закона о бюджетном контроле 2011 года пока не сложилось политических предпосылок. Согласно оценкам Бюджетного управления Конгресса США, в случае реализации негативного сценария масштаб бюджетной консолидации в США достигнет 4% ВВП, а темпы роста американской экономики с 2013 г. по 2014 г. станут отрицательными на уровне 0,3-1%.

В зоне евро реализация Европейским Центральным Банком полномочий, необходимых для прямой поддержки рефинансирования долгов проблемных стран, может быть блокирована странами, которые сочтут подобные меры  ущемлением их национальных интересов. В итоге сразу несколько стран в 2012-2013 гг. будут продолжать балансировать на грани дефолта, что приведет к подавлению деловой активности в большинстве стран региона. Темпы сокращения ВВП Еврозоны в 2012 году составят 0,6%, а в 2013 году спад усилится до 1,0%.

Базовый сценарий предполагает снижение темпов роста мировой экономики в 2013 году до 2,5% и восстановление мирового выпуска до уровня, превышающего 3%, только к 2015 году.

Важное значение для российской экономики будет играть ситуация на мировом рынке нефти.

Прогноз цены нефти до 2015 года будет определяться разнонаправленными факторами: сдержанными темпами восстановления мировой экономики, активной позицией Организации стран-экспортеров нефти

(ОРЕС), усилением влияния финансовых инвесторов, возможными геополитическими рисками.

В основных вариантах прогноза цены на нефть в 2013-2015 гг. будут оставаться на достаточно высоком уровне. Динамика мировой экономики обеспечит устойчивый рост потребления нефти населением и индустриальным сектором.

Значительную поддержку ценам на нефть будет оказывать стимулирующая денежно-кредитная политика ведущих центральных банков: ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии и Банка Англии, Народного Банка Китая, которые планируют продолжение нынешней политики практически свободного предоставления ликвидности вплоть до конца 2014 года. Кроме этого в ближайшие годы следует учитывать фактор отсутствия гарантий стабильных поставок из стран Арабского региона и Ирана – из-за эмбарго.

В соответствии с консенсус-прогнозом цена на нефть будет удерживаться в диапазоне 105-107 долларов за баррель на протяжении прогнозного периода до 2015 года.

Однако в целом, по оценкам Международного Энергетического Агентства, для периода 2012-2015 гг. будет характерно превышение динамики предложения нефти над динамикой спроса. В 2012-2013 годах спрос на нефть возрастет на 0,8-1% в год, что обусловлено низкими прогнозируемыми темпами роста мировой экономики. В то же время производство в этот период будет увеличиваться почти вдвое быстрее – на 1,6-2,1% в год. С 2014 года рост мирового потребления нефти сбалансирует динамику спроса и предложения.

Вместе с тем рынок нефти в 2012-2015 гг. будет подвержен весьма серьезным и легко реализуемым рискам как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Существенно возросла вероятность затяжной рецессии европейской экономики, когда странами-должниками и странами-донорами не будут приняты эффективные меры по выработке единой тактики выхода из кризиса, усилится ограниченность собственных финансовых ресурсов стержневых стран Еврозоны: Германии и Франции. Повышается вероятность жесткой бюджетной

консолидации в США, что усилит европейские проблемы и приведет к замедлению восстановления экономик по всему миру, сократятся возможности для роста экономики Китая.

Со стороны предложения в среднесрочной перспективе факторами быстрого снижения цен на нефть могут стать существенный рост добычи сланцевой нефти в США и значительное сокращение импорта нефти со стороны США. Риски реализации падения цен на нефть поддерживаются возможностью интенсивного роста предложения за счет полномасштабного выхода на рынок иракской нефти и сохранения высоких квот добычи странами ОПЕК.

Реализация этих рисков может потребовать существенных корректировок цен на нефть и другие сырьевые ресурсы.

В условиях реализации сценария расширения локального кризиса в Еврозоне с учетом сужения возможностей роста мировой экономики в 2013 году возможно более значительное, по сравнению с базовым вариантом, снижение цен на нефть – до 80 долларов за баррель; в 2014-2015 годах цены на нефть в этом варианте в реальном выражении останутся на уровне 2013 года.

Правительство России разработало два основных сценария:

– негативный – характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя он и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов за баррель, в 2014-2015 гг. предполагается небольшой рост цены на нефть на 1-2% в год.

Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски для устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Прогнозируется замедление роста российской экономики в 2013 году до 0,5% при значительном ослаблении курса рубля и возобновление роста до 2,2-3,0 в 2014-2015 гг.;

– оптимистичный – отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть – в 2013-2014 гг. на уровне

110-115 долл. США за баррель с ускорением роста до 120 долларов за баррель в 2015 году. Темпы роста ВВП в 2013-2015 гг. могут быть выше базового сценария на 0,2 п.п. и оцениваются на уровне 3,9-4,6% в год. Эти темпы выше общемировых но ниже реального потенциала России и темпов роста определенных Стратегией. Громадный потенциал в увеличении объема экономического роста находится прежде всего в эффективности использования внутреннего рынка и расширение внутреннего спроса, а также в ускорении процессов по углублению и расширению экономической интеграции.

Само собой напрашивается, во-первых логический вопрос, раз все сценарии Российской экономики привязаны и разработаны на основе прогноза роста  цен на нефть почему бы не привязать валюту к энергоресурсам? Тогда было бы возможно ликвидировать спекулятивные ножницы и сдуть финансовые пузыри. Во-вторых, пессимистический сценарий снижений цены на нефть до 80 долл. США маловероятен, потому что это не выгодно в условиях кризиса нарушать ценовую устойчивость мировых товаров 7-й группы, что может спровоцировать конъюнктурный шок мировых рынков. Кроме того, если снизить цены, то не существует других товарных групп которые способны связать денежную массу, эмиссированную ФРС США. Если же США развяжут торговую войну и создадут условия для снижения цены на нефть, что ударит по экономике РФ, то это бумерангом ударит по самим США. Дело в том, что в РФ золотовалютных резервов на 14,7 месяца критического импорта, 10% в которых – монетарное золото, в Китае такая же пропорция, а вот в ЕС-27, резерв – 1,7 месяца, то есть упадет сначала ЕС, за ним через 3, максимум 6 месяцев обвалится экономика США, Китая, а Россия выстоит.[6]

Для получения объективной информации и чистоты умозаключения просчитаем для России отдельно основные финансово-экономические параметры, которые оказывают значительное влияние на обеспечение финансово-экономической безопасности и динамику экономического развития.

Безопасность общества характеризуется прежде всего как взаимосвязь следующих составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства. Сегодня Россия все это

обеспечивает и проводит политику укрепления этих составляющих.

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, руководство страны обеспечило политическую стабильность, которая является основой экономического роста. Она также является основой для благоприятного действия всех других факторов.

Второй фактор – экономическое развитие и благоприятная экономическая конъюнктура.

Третий фактор – обороноспособность, постепенное восстановление позиций высокотехнологического комплекса в связи с увеличением финансирования армии и флота, увеличением экспорта оружия. Это объясняется не только выделением суммы в объеме 23 трлн. руб. на оборону на период до 2020 года, но и связано с большой реалистичностью и сбалансированностью внешней политики в отстаивании национальных интересов России. Без инновационной экономики мы не сможем удержать свои позиции в военно-технической сфере в которой происходит технологическая революция.

Четвертый фактор – увеличение реальных доходов населения, улучшение финансирования расходов, предусмотренных в бюджете, а также расширение финансовых ресурсов корпораций и банков, способствующих формированию платежеспособного спроса как у населения, так и в корпорациях.

Номинальная заработная плата в Российской Федерации по состоянию на июль текущего года составляет 27 219 руб., а рост реальной заработной платы к соответствующему периоду предыдущего года – 110,7%. Среднемесячная заработная плата на одного работающего в России самая высокая среди государств Содружества – 838 долл. США, тогда как, для примера, в Украине – 394 долл. США.[4]

Анализ четырех вышеуказанных основополагающих факторов подтверждает наличие как экономических резервов, так и политической стабильности, необходимых для организации Евразийского экономического союза и создания площадки для инновационного прорыва.

Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС