на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Выступление руководителя делегации Российской Федерации, директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России М.И.Ульянова на совещании государств-участников Конвенции о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия (КБТО)
 
 
 Женева, 11 декабря 2012 года

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация всемерно поддерживает Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Исходим из того, что КБТО является одним из базовых механизмов многостороннего разоружения и нераспространения, играет важную роль в обеспечении глобальной безопасности. Соблюдение обязательств по Конвенции является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.

На Седьмой Обзорной конференции КБТО мы с вами приняли сбалансированный итоговый документ. Считаем, что реализация решений Седьмой Обзорной конференции является основой совместного продвижения по пути укрепления режима КБТО.

Июльская встреча экспертов КБТО по повестке дня межсессионного периода еще раз подтвердила, что общими усилиями мы способны эффективно выполнять поставленные задачи. Российская делегация готова к дальнейшей конструктивной работе.

Господин Председатель,

Кратко остановлюсь на тех четырех направлениях, на которых мы договорились сосредоточить наши усилия в 2012 году.

Первое. Сотрудничество и оказание помощи в соответствии со cтатьей Х.

Выполнение обязательств по статье Х Конвенции рассматривается Россией как важный фактор сотрудничества между государствами-участниками в мирной биологической деятельности, направленного на развитие их потенциала биобезопасности и укрепление тем самым режима КБТО. Такая деятельность должна носить открытый и прозрачный характер. Российская Федерация выступает за предоставление полной информации о целях, задачах и ожидаемых результатах оказываемой помощи.

Cчитаем целесообразным выработать четкие критерии, позволяющие определить, какая именно помощь относится к сфере действия Х статьи. В настоящий момент понятие такой помощи размыто. Не секрет, что некоторые проекты и программы стран-доноров не соответствуют тематике КБТО и ведется «параллельная» отчетность по линии таких международных организаций, как ВОЗ, ВОЗЖ и ФАО. Нам, государствам-участникам в рамках КБТО важно сфокусировать внимание именно на реализации задач самой Конвенции, определенных, прежде всего, в ее статьях I и III: не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не передавать биологическое оружие.

Российская Федерация располагает солидной научной базой, знаниями и средствами для борьбы с инфекционными заболеваниями человека, животных и растений. Мы активно сотрудничаем с заинтересованными государствами и международными организациями в борьбе с такими заболеваниями.

В 2011 году по инициативе России подписаны рамочные меморандумы о сотрудничестве в борьбе с инфекционными болезнями с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Устанавливается порядок оказания этим странам содействия в борьбе с эпидемиями, включая обучение и оказание материально-технической помощи. Информация о заключенных соглашениях размещена на сайтах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В рамках СНГ действуют различные структуры (Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий стран СНГ, Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии СНГ, Координационный совет по карантину растений), в функции которых, среди прочего, входит гармонизация и унификация нормативно-правовой и методической базы по санитарной охране территорий государств-участников, взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического надзора, подготовка специалистов и обмен опытом.

Способствуя развитию межгосударственных обменов оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании биологических материалов в мирных целях, мы отдаем себе отчет в том, что при этом обязаны исключить любую возможность использования биологических агентов и токсинов в оружейных целях. Для достижения требуемого баланса между интересами биотехнологического развития и строгим соблюдением полного запрета биооружия от всех государств-участников международного сотрудничества требуется готовность национального законодательства и исполнительной власти обеспечивать неукоснительное и полноформатное выполнение обязательств по КБТО.

Эти требования определены Конвенцией и решениями обзорных конференций. Вызывает сомнение правомерность выдвижения странами-донорами каких-либо собственных, дополнительных требований.

Кардинальное решение проблемы мы видим, прежде всего, в установлении устойчивого и приемлемого для всех баланса в осуществлении статей Х и III. Необходима постоянная кропотливая работа на этом направлении как на национальном, так и на международном уровнях с привлечением профильных международных организаций. При этом считаем необходимым четко определить общие цели и формы взаимодействия с тем, чтобы деятельность таких организаций не выходила за рамки их мандатов.

Считаем также, что такие инициативы, как призыв к предоставлению участниками КБТО информации о своих нуждах в национальной реализации Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005 г.), не имеют отношения к целям и задачам КБТО. ММСП – инструмент международного гуманитарного сотрудничества в сфере здравоохранения, и содействие внедрению этих правил является задачей ВОЗ.

Важно избегать дублирования и не отвлекать ресурсы КБТО на общебиологические или медицинские направления, не имеющие прямого отношения к вопросам укрепления режима Конвенции.

Российская Федерация намерена продолжать сотрудничество в соответствии со статьей Х в целях обеспечения равной и безусловной безопасности всех государств-участников Конвенции.

Второе. Рассмотрение научно-технологической деятельности, имеющей отношение к КБТО.

Российская Федерация готова к объективному анализу биологических рисков, вызовов и угроз, связанных со стремительным развитием наук о жизни, конвергенцией современных направлений биологии, химии и информатики. Вместе с тем не ясно, что подразумевается под термином «международная система управления рисками» и как подобная система должна быть встроена в международную архитектуру противодействия угрозе разработки, производства и применения биологического и токсинного оружия.

Попытки некоторых государств-участников рассматривать общие тенденции или конкретные биологические исследования кулуарно, без представителей остальных участников Конвенции, а затем делать какие-то выводы, которые могут иметь международные последствия, считаем контрпродуктивными.

У нас вызывает озабоченность вольная трактовка положений Конвенции, позволяющая ряду стран вести научные исследования и разработки под предлогом борьбы с инфекционными болезнями, которые в итоге приводят к созданию новых микроорганизмов с измененными патогенными свойствами – возможными агентами биологического оружия. Заявления о том, что данные о таких потенциально оружейных исследованиях и разработках в конечном итоге публикуются, не снимают вопросов о том, как при всех запретах КБТО такие исследования вообще стали возможны и кем такие работы были профинансированы.

Предлагаем подумать о разработке четких критериев отнесения научных исследований к категории двойного применения и определении уровней их опасности.

Третье. Осуществление КБТО на национальном уровне.

Россия рассматривает имплементацию положений КБТО государствами-участниками на национальном уровне как один из важнейших элементов её укрепления и подтверждает свою приверженность соблюдению своих обязательств по Конвенции. Именно на это ориентированы соответствующие законы Российской Федерации, обеспечивающие пресечение любых попыток нарушения режима КБТО.

В Российской Федерации законодательно запрещены разработка биологического оружия и осуществление биологических программ, противоречащих положениям Конвенции. Уголовным кодексом России установлена ответственность и меры наказания за подобную деятельность.

В Российской Федерации действует эффективная система экспортного контроля. Утверждены и постоянно обновляются контрольные списки патогенов, токсинов, оборудования и технологий, которые имеют потенциал двойного применения. Обращение опасных биологических материалов на национальном уровне, а также операции на мировом рынке с контролируемыми товарами (включая передачу в неосязаемой форме) осуществляются на основе строгого государственного лицензирования.

Приняты и постоянно совершенствуются нормативные документы, определяющие требования к оборудованию, помещениям, квалификации специалистов и условиям их труда, безопасности обращения с патогенами и токсинами, включая хранение, транспортировку и работу с ними.

Действующая система безопасного обращения с микроорганизмами, другими биологическими агентами и токсинами предусматривает ответственность как физических, так и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Подробно о российском законодательстве мы докладывали государствам-участникам Конвенции в ходе межсессионных мероприятий в 2003 и 2007 годах. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, выполняющее функции Национального органа по осуществлению Конвенции, ведёт и поддерживает базу данных о законах и нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность в сфере КБТО. Мы открыты для консультаций и сотрудничества с государствами-участниками Конвенции по любым вопросам ее осуществления.

Убеждены, что скорейшее принятие каждым участником Конвенции национальных мер по полноформатной имплементации положений КБТО будет способствовать повышению уверенности в ее неукоснительном соблюдении всеми государствами-участниками, укреплению авторитета Конвенции, росту числа ее участников.

Четвертое. Участие государств в укреплении мер доверия.

Считаем меры доверия важным инструментом транспарентности, первым неотъемлемым звеном механизма верификации Конвенции. Представление информации о биообъектах и биологической деятельности, имеющей отношение к Конвенции, - политически обязывающее требование уже нескольких наших Обзорных конференций. Их несоблюдение не прибавляет доверия. Считаем важным обеспечить универсальное выполнение данного обязательства.

Мы неоднократно заявляли, что возможность применения международного механизма контроля над выполнением государствами-участниками положений КБТО может значительно повысить уверенность в том, что режим Конвенции не будет нарушен. К сожалению, до сих пор не удается договориться относительно предметного обсуждения вопросов верификации. Данная тема поднимается не только Россией. Мы видим в наших общих настроениях перспективу для поиска подходов к постановке вопроса о верификационном механизме на повестку дня следующей обзорной конференции и последующего межсессионного процесса. Уверены, что чем раньше мы начнем детально обсуждать эту тему, тем скорее мы достигнем существенных сдвигов в плане укрепления режима КБТО.

Обращаем внимание на попытки некоторых стран подменить верификацию некими «добровольными мерами транспарентности». Мы не против повышения открытости как таковой, но не уверены, что предлагаемые и скорее напоминающие ознакомительный тур для политического бомонда меры будут реально на практике способствовать укреплению доверия. Наоборот, при мнимой транспарентности может возникнуть иллюзия, что сама верификация не нужна вообще. Мы не можем с этим согласиться и рассчитываем на конструктивное продолжение дискуссии по данному вопросу.

Спасибо за внимание.


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС