на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Интервью Постоянного представителя Российской Федерации при НАТО А.В.Грушко радиокомпании «Голос России», 6 марта 2013 года

07-03-2013

Вопрос: Александр Викторович, хотелось бы узнать, каковы основные мероприятия, намеченные по линии Совета Россия-НАТО на этот год.
А.В.Грушко: Этот год начался с достаточно интенсивной политической работы, политических контактов на высоком уровне. В декабре состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел в неформальном режиме, в январе успешно прошло заседание Совета Россия-НАТО на уровне начальников генеральных штабов.

У нас впечатляющая программа на предстоящие месяцы. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы определить дату возможного нового заседания Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел в апреле. В мае запланировано еще одно заседание на уровне начальников генеральных штабов. В этот контекст вписывается приглашение, которое было передано генеральному секретарю НАТО, председателю Совета Россия-НАТО Андерсу Фог Расмуссену принять участие в московской конференции по европейской безопасности, которая проводится по линии Министерства обороны России в конце мая.

Это свидетельствует о том, что политический диалог набирает обороты. Это очень важно, поскольку на повестке дня Совета Россия-НАТО стоят большие вопросы, связанные с обеспечением безопасности в новых условиях.

Вопрос: Как Вы оцениваете возможность достижения договоренности по ПРО между Россией и НАТО?

А.В.Грушко: Надо признать, что шансы минимальны. Мы почти выработали возможности для продвижения вперед в разработке документов, которую наши лидеры поручили Совету Россия-НАТО в Лиссабоне. Без фундаментальных перемен, без фундаментального изменения в позиции наших западных партнеров движения вперед не просматривается.

Главный узел противоречий связан с неготовностью США предоставить Российской Федерации гарантии ненаправленности создаваемой системы против стратегических ядерных средств Российской Федерации.

Вопрос: Как развивается сотрудничество по Афганистану? Не секрет, что генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен постоянно отмечает, что данное взаимодействие идет вполне успешно. Какова оценка российской стороны?

А.В.Грушко: Действительно, сотрудничество по Афганистану развивается достаточно успешно. У нас есть целый ряд проектов по такому сотрудничеству, которое призвано обеспечивать национальные интересы Российской Федерации с привлечением ресурсов, сотрудничеством с НАТО.

Наиболее важный проект - это совместная подготовка антинаркотических кадров для соответствующих служб Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии. Эта подготовка осуществляется на российской базе в городе Домодедово, на объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Проект себя очень хорошо зарекомендовал. По существу, он сейчас является одним из главных направлений по борьбе с наркоугрозой из Афганистана. У всех членов Совета Россия-НАТО есть стремление продолжать эту работу.

Второй проект связан с обеспечением российского парка вертолетов, которые стоят на вооружении афганских сил безопасности и афганской национальной армии, вертолетов советского, российского производства Ми-17. В Новосибирске мы осуществляем подготовку наземных афганских техников для обслуживания этих вертолетов. Кроме того, создан специальный фонд по поставке сертифицированных запасных частей.

Это еще один пример, что сложение усилий всех членов Совета Россия-НАТО дает ощутимый результат. Мы не исключаем, что могут появиться новые перспективные темы, но это будет зависеть от характера миссии НАТО в Афганистане после 2014 года. На сегодняшний день именно этот вопрос становится одним из главных в повестке дня работы Совета Россия-НАТО, он обсуждается практически ежемесячно.

Для нас важны два момента. Первый - это сохранение надежной правовой основы сотрудничества. Как известно, нынешняя операция Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF) проводится по мандату Совета Безопасности ООН, в частности, резолюции 1386 Совета Безопасности. Российская Федерация заинтересована в том, чтобы и будущая операция была осуществлена по решению Совета Безопасности. Для нас важно сохранить правовую основу взаимодействия с НАТО.

Во всех транзитных соглашениях, которые Российская Федерация заключила со странами НАТО, а это Италия, США, Франция, Германия, Испания - резолюция 1386 рассматривается как основа для соответствующего сотрудничества. Мы в работе с партнерами откровенно ставим этот вопрос и прямо указываем, что в интересах всех членов международного сообщества, чтобы действия международных игроков в Афганистане опирались на прочную международную основу.

Второй аспект не менее важен. Для сотрудничества необходимо четкое понимание стратегических задач, которые международное сообщество намерено решать в Афганистане. Если речь идет о стабилизации ситуации, о борьбе с терроризмом, о поддержке государственных структур и процесса госстроительства, то, конечно, открывается перспектива для взаимодействия. Такое взаимодействие будет отвечать интересам всех.

Мы добиваемся того, чтобы процесс планирования натовской операции был для нас прозрачным. Этот вопрос обсуждается и в рамках посольских заседаний Совета Россия-НАТО, и в специализированных рабочих группах. Мы будем исходить из следующего: если наши стратегические установки применительно к Афганистану будут совпадать, если у НАТО не будет собственной повестки дня в сфере безопасности, которая бы отличалась от той, которая будет выработана всем международным сообществом, то возможности для продолжения сотрудничества есть.

Вопрос: В НАТО заявляют о заинтересованности в расширении транзитных договоренностей с Россией. Что имеется в виду? Есть ли какие-то цифры по числу афганских техников и антинаркотических кадров, подготовленных в России?

А.В.Грушко: Число антинаркотических кадров уже приближается к 2 тысячам. Что касается техников, уже подготовлены две группы. В настоящее время мы решаем вопросы с финансированием третьей группы техников.

Более того, мы также задумываемся над тем, чтобы повысить качество их подготовки - есть несколько градаций. Все это находится в сфере самого плотного внимания Совета Россия-НАТО, мониторится, отслеживается и обеспечивается необходимой политической, а также материальной поддержкой.

Второй вопрос касается транзита. Сейчас в принципе решены все вопросы с точки зрения обеспечения нормативной базы для такого транзита. Перевозка вооружений и техники, а также личного состава, осуществляется на основе двусторонних соглашений между государствами, участвующими в Международных силах содействия безопасности в Афганистане, и Российской Федерацией. Из стран-нечленов НАТО такое соглашение было недавно ратифицировано со Швецией.

Что касается нелетальных грузов - речь идет фактически обо всех грузах, кроме вооружений, боеприпасов, взрывчатых веществ - их транспортировка осуществляется на основе договоренностей между Российской Федерацией и НАТО. Они не предполагают изменений в российском законодательстве, лишь требуют улучшения административных процедур для того, чтобы обеспечивать бесперебойные перевозки.

«Северный маршрут» становится все более важным каналом. Статистика впечатляющая. Если говорить о потребностях в дальнейших перевозках, речь идет о десятках тысяч контейнеров и десятках тысяч единиц колесной техники, которая должна быть выведена из Афганистана.

Мы не должны забывать о том, что транзитные пути в Афганистан - это не только пути, обеспечивающие ISAF. После того, как операция будет завершена, после того, как международное присутствие будет сокращено, Афганистан будет нуждаться в мирных грузах, поэтому транзитные пути, которые сформировались в результате операции ISAF, будут востребованы для обычных коммерческих грузов.

Перевозки осуществляются не на основе договоренностей между государствами, государства только создают рамки, а на основе коммерческих контрактов соответствующих транспортных компаний. Эти транспортные компании уже отработали все необходимые схемы сотрудничества, которые пригодятся в будущем.

Вопрос: НАТО по-прежнему отказывается от контактов с ОДКБ, или же, по вашему мнению, уже появились точки соприкосновения?

А.В.Грушко: Точки соприкосновения объективно существуют, поскольку ОДКБ выполняет очень важную работу по обеспечению безопасности на внешних периметрах границ Афганистана в районе Центральной Азии, а НАТО работает внутри Афганистана. Поэтому все объективные предпосылки для налаживания взаимодействия и контактов имеются.

К сожалению, до сих пор превалирует идеологическая позиция, суть которой заключается в том, что НАТО политически не желает установления системных контактов с ОДКБ. Я думаю, что, в конечном счете, возобладают интересы безопасности. Мы исходим из того, что роль ОДКБ применительно к ситуации в Афганистане будет объективно возрастать и, следовательно, будет возрастать заинтересованность стран НАТО в поддержании нормального взаимодействия с этой организацией.

Недавно Николай Николаевич Бордюжа, генеральный секретарь ОДКБ, посетил Брюссель. Он провел немало встреч, в ходе которых я еще раз убедился в том, что, во-первых, существует потребность для такого взаимодействия. И второе - ОДКБ действительно вносит очень существенный вклад в обеспечение безопасности, обладает очень развитым инструментарием для решения проблем, которые связаны с возможным развитием ситуации в Афганистане, проблем, которыми не занимается ISAF - это борьба с наркоугрозой.

Именно эту деятельность осуществляет ОДКБ. Ежегодно проводится операция «Канал», к участию в которой приглашаются наблюдатели из многих стран, в том числе представители стран НАТО. Эта операция очень эффективна, позволяет перехватывать огромное количество наркотиков из Афганистана.

Это лишь одно из направлений. Есть и другие, которые, на наш взгляд, вполне могут стать сферой взаимодействия между ОДКБ и другими организациями, действующими в сфере безопасности.

Вопрос: Обоюдные заявления последних лет на встречах разного уровня о готовности к партнерству и сотрудничеству между Россией и НАТО стали уже неким ритуалом. Однако разногласия, причем по наиболее острым и болезненным для России вопросам, остаются неизменными.

Что, с Вашей точки зрения, могло бы изменить в лучшую сторону балансирование на политических качелях? Есть ли хотя бы какие-то признаки того, что блок НАТО действительно может начать трансформироваться с учетом реалий XXI века, когда меркнут воспоминания о «холодной войне»?

А.В.Грушко: Непростой вопрос. В сфере отражения общих угроз взаимоотношения, сотрудничество с НАТО в целом развивается в правильном направлении. В Лиссабоне лидеры государств Совета Россия-НАТО договорились о том, что в области борьбы с пиратством, противодействия распространению оружия массового поражения, применительно к ситуации в Афганистане, в борьбе с терроризмом мы будем развивать взаимодействие.

По всем этим направлениям действительно есть реальные успехи. Я уже рассказал о двух проектах в Афганистане, которые мы осуществляем совместно с НАТО. В области борьбы с терроризмом нам удалось создать систему «Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве», в которой участвует целый ряд стран НАТО. Она позволяет нам выявлять в сопредельном воздушном пространстве России и НАТО самолеты, которые не подчиняются командам с земли, то есть самолеты, которые захвачены террористами.

Этот проект позволяет в реальном режиме времени передавать информацию о них, а также осуществлять мероприятия, которые позволяют отвести угрозу. Два года назад состоялись успешные учения, задействовавшие ВВС целого ряда стран, в этом году в черноморском регионе планируются соответствующие военные мероприятия.

Вопрос: Речь идет о «живых» учениях?

А.В.Грушко: Да, с задействованием боевой авиации, систем управления воздушным движением. Все это - реальный вклад в безопасность в обширных регионах соприкосновения России и НАТО. И это хороший пример того, что Совет Россия-НАТО, проекты, которые осуществляются в рамках Совета Россия-НАТО, имеют «добавленную стоимость», самое главное - реально улучшают безопасность в целом ряде критически важных областей.

Неплохо развивается сотрудничество в сфере борьбы с пиратством. Борьба с пиратством становится сферой, где отрабатываются новые схемы взаимодействия государств в сфере общих интересов. Такое сотрудничество осуществляется не на иерархической основе.

Нам комфортно работать с операцией «Океанский щит», которая осуществляется НАТО. Одновременно мы очень тесно взаимодействуем с операцией «Аталанта», осуществляемой Евросоюзом. Также взаимодействуем с другими группировками, которые находятся в морских районах.

Операции и сотрудничество осуществляются на основе резолюций Совета Безопасности ООН, все государства объединены общей философией, они оказывают друг другу все необходимое содействие. Формы этого содействия постоянно развиваются. Так, например, с НАТО мы ведем переговоры о возможности дозаправки судов, используя наши и натовские ресурсы. Мы также используем совместимые средства связи, обмена информацией.

Есть договоренность о том, чтобы и дальше двигаться по этому пути, здесь действительно очень хорошие перспективы. А самое главное - неплохие результаты, потому что число нападений сокращается. Это результат эффективности действий международного сообщества на подлинно коллективной основе и на основе уважения норм международного права.

А что касается концептуальных проблем в наших отношениях, то все они обозначены и в концепции внешней политики Российской Федерации, и в указе Президента Российской Федерации, в котором содержатся директивы по работе с НАТО. Там говорится, что Россия заинтересована в выстраивании прагматических, предсказуемых отношений с НАТО при готовности НАТО учитывать, уважать российские интересы в области безопасности, уважать нормы международного права.

Эти проблемы являются ключевыми для отношений России и НАТО. Отношения могут развиваться в правильном направлении, только если НАТО будет соблюдать нормы международного права. Это фундаментальное положение записано во всех основополагающих документах Совета Россия-НАТО, для нас это база, которая позволяет нам сотрудничать с альянсом.

Мы по-разному смотрим на расширение НАТО. Считаем, что этот проект полностью себя исчерпал. Никакие реальные проблемы безопасности он не решает, он лишь создает в Европе дополнительные разделительные линии, ненужное напряжение и генерирует подходы «холодной войны» не только в виде политического поведения государств, также это выражается в военном строительстве.

Мы видим, что к российским рубежам приближается военная инфраструктура НАТО, этот фактор мы должны учитывать в нашем оборонном планировании, поскольку военное дело должно учитывать не только политические намерения государств, но и потенциалы, которые могут размещаться или размещаются вдоль рубежей страны.

Военный фактор всегда будет определяющим для отношений России и НАТО, поскольку НАТО - это военная организация по своей сути. Мы обратили внимание, что в чикагских документах делается очень сильный упор на роль ядерного оружия и в военной доктрине НАТО, и в целом в наборе военных средств, которые имеет НАТО. В частности, там говорится, что альянс будет оставаться ядерным до тех пор, пока в мире будет существовать ядерное оружие, и мы, естественно, должны это учитывать.

Точно так же мы должны учитывать и то, что сейчас альянс вступает в новую фазу. Объявлено, что это будет уже не альянс для проведения операций, а альянс по накоплению потенциалов, поскольку в 2014 году предстоит радикальное сокращение присутствия в Афганистане. Видимо, постепенно будет сокращаться военное присутствие в Косово.

Основной упор в НАТО будет сделан на повышение мобильности сил и средств, на повышение уровня совместимости в условиях, когда многие страны вынуждены идти на сокращение военных бюджетов. Но одновременно нисколько не понижается поставленная в Чикаго планка амбиций. Альянс готовится к проведению одновременно нескольких операций, в том числе на удалении, без поддержки принимающего государства.

Это свидетельство того, что и в новых условиях безопасности альянс стремится быть эффективным, обладать всем набором инструментов, которые позволяли бы парировать любые угрозы. Поэтому военно-политическая реальность будет во многом определяться тем, какую роль альянс видит для себя в новых условиях безопасности.

Отношения России и НАТО будут во многом зависеть от того, способен ли альянс интегрироваться в коллективные усилия, либо, как и было раньше, будет пытаться навязывать односторонние подходы и действовать, не принимая в расчет нормы международного права.

Это фундаментальные вопросы, которые стоят на повестке дня. На саммитах Россия-НАТО они обсуждаются, они имеют стратегическое значение для будущего отношений между Россией и НАТО.

Вопрос: Вы уже сказали о том, как Россия относится к расширению НАТО в целом. Хотелось бы узнать, каковы перспективы расширения НАТО на Балканах? Является ли НАТО фактором стабильности в этом регионе, или, напротив, членство в этом блоке чревато проблемами для балканских стран?

А.В.Грушко: Мы убеждены, что членство балканских стран в НАТО не решит проблемы, которые перед ними стоят. Все эти страны озабочены социально-экономическими проблемами. Во многих странах существуют проблемы, связанные с межэтническими, межнациональными проблемами, которые необходимо решать. Кроме того, не существует прямых военных угроз.

Мы считаем, что расширение НАТО в данном случае ничего не добавит, но может привнести элементы абсолютно ненужной напряженности в этом регионе, который и так подвергался войнам, нестабильности. В конце концов, не будем забывать 1999 год, когда НАТО бомбило бывшую Югославию.

Что касается ситуации, она различна. Если говорить о каждой из стран-кандидатов - Босния и Герцеговина пока не может решить проблему разграничения военной собственности, в Македонии не решена проблема с госнаименованием, в Черногории абсолютное большинство населения выступает против членства в НАТО. Это, кстати говоря, является примером того, что такие проекты не добавляют элементов, необходимых для консолидации общества, а скорее разрывают единое пространство безопасности на Балканах. Ключевое государство Балкан - это Сербия, у которой нет никаких планов по вступлению в альянс.

Вопрос: По приглашению польской стороны американские солдаты на постоянной основе базируются на польской территории. По мнению министра национальной обороны Польши Томаша Симоняка, это лишь первый шаг по развитию тесных отношений между Польшей и США. Как нам следует реагировать на присутствие американских военных баз вблизи границ России? Может ли американская база в Польше стать вторым Рамштайном?

А.В.Грушко: Вторым Рамштайном, думаю, уже не может стать, поскольку времена, когда на территории Германии стояли друг против друга миллионные группировки, уже в прошлом. Я убежден в том, что к этим временам уже невозможно будет вернуться по разным причинам, в том числе и потому, что в 1980-1990-е годы были предприняты огромные усилия для того, чтобы демонтировать инфраструктуру «холодной войны».

Только по Договору об обычных вооруженных силах в Европе было уничтожено более 100 тысяч единиц тяжелых вооружений, танков, бронированных машин, артиллерийских систем, вертолетов, самолетов. Мы живем в другой военно-политической реальности.

Когда-то многие коммюнике НАТО начинались с оценки военных угроз, исчислявшихся днями, которые могут потребоваться для Советского Союза и Варшавского договора для того, чтобы начать широкомасштабную наступательную операцию. Сейчас ситуация другая, но, тем не менее, мы должны проявлять бдительность в военной сфере.

НАТО остается крупнейшим военным блоком в мире. На долю НАТО приходится более половины всех совокупных военных бюджетов всех государств мира, и эта реальность будет существовать в обозримой перспективе. В военном деле не бывает мелочей.

Мы должны учитывать потенциалы, и мы видим, что многие натовские инфраструктурные проекты осуществляются на польской территории. Это нас беспокоит по многим причинам, в частности потому, что страны НАТО убеждают нас в том, что угроза исходит с южного направления - Северная Африка, Ближний Восток - там действительно большие проблемы, которые, так или иначе, оказывают влияние на безопасность в Европе.

Но одновременно мы видим, что военные приготовления ведутся и в восточной части зоны НАТО, на территории новых членов, и этот факт мы должны учитывать в нашем военном строительстве. Я убежден в том, что нами будут предприниматься все необходимые политические и военные меры для того, чтобы эти опасности были нейтрализованы.

Кроме того, мы постоянно ведем разговор с НАТО о необходимости соблюдения всех обязательств, которые брал на себя альянс в рамках основополагающих документов. Эти обязательства касаются и ядерной сферы. Страны НАТО взяли на себя обязательство не размещать оружие на территории новых членов, не создавать для этого военную инфраструктуру. Также они взяли на себя обязательство не размещать существенные боевые силы на постоянной основе на территории этих государств, и диалог по этим вопросам будет продолжаться.

Мы исходим из того, что в настоящее время безопасность зависит от способности к коллективному реагированию на угрозу, и любые попытки отгородиться, используя односторонние подходы, механизмы, которые мы унаследовали из прошлого, не будут давать результаты, потому что они будут создавать излишнее напряжение. Они не будут способствовать укреплению доверия между государствами.

В сфере военного строительства необходимо также переходить на новые подходы, которые требуют изменения самой философии отношения к общим угрозам, с которыми мы сталкиваемся.


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС