на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на торжественном заседании «Германо-Российского форума», Берлин, 15 мая 2013 года

16-05-2013

Уважаемый господин Министр, дорогой Гидо,
Уважаемый доктор фон Штуднитц,

Уважаемые дамы и господа, друзья,

Прежде всего, хотел бы присоединиться к словам приветствия в адрес участников торжественного собрания и поздравить с юбилеем – 20-летием «Германо-Российского форума», пожелать его руководству, всем сотрудникам и участникам успехов в дальнейшей работе на благо народов наших стран.

За два десятилетия своего существования Форум по праву завоевал заслуженный авторитет, стал неотъемлемой частью российско-германского общественного взаимодействия, важной дискуссионной площадкой, где рождаются идеи, нацеленные на развитие двусторонних отношений.

Все эти годы Форум отличался стремлением вести диалог во взаимоуважительном, равноправном, конструктивном ключе. Это способствовало запуску целого ряда взаимовыгодных проектов в интересах укрепления стратегического партнерства между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией.

Широкий спектр рассматриваемых в рамках деятельности Форума вопросов отражает насыщенную повестку дня российско-германских отношений. Проводящиеся под его эгидой или при его содействии мероприятия помогают налаживать контакты между людьми, в целом способствуют сближению россиян и немцев. Трудно переоценить его роль в развитии диалога между российскими и германскими НПО.

Форум вносит весомый вклад в работу «Петербургского диалога» – уникальной биржи инициатив, направленных на обогащение российско-германских связей. Отрадно, что в мероприятиях «Петербургского диалога» участвует все больше молодых людей. Это означает, что проекты и планы, которые мы вместе сегодня выстраиваем, будут иметь продолжение. В этом огромная заслуга сопредседателей «Петербургского диалога» В.А.Зубкова и Л.де Мезьера.

Тесное переплетение исторических судеб наших стран оказало огромное влияние на развитие всего европейского континента. Как полагают некоторые исследователи, определяющее влияние. В летопись нашего совместного прошлого вписаны разные, в том числе трагические страницы. Но главное в нашем взаимодействии – это совместные успехи и достижения.

Обращение к истории позволяет лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. Это в полной мере актуально для динамично развивающихся российско-германских отношений начала XXI века. После катастрофических изломов первой половины прошлого столетия, казалось бы, надолго разлучивших русских и немцев, благодаря кропотливой работе государственных мужей, политиков, дипломатов, благодаря доброй воле граждан двух стран и ответственному отношению к прошлому стало возможным историческое примирение между двумя народами.

Сегодня наши страны вышли на курс стратегического партнерства. Совместными усилиями мы пишем новую главу нашей истории, стремимся создать прочный задел на будущее для процветания народов России и Германии.

Зачастую говорят, что возможности нашего взаимодействия далеко не исчерпаны. Хотел бы уточнить – они неисчерпаемы.

Основа двустороннего сотрудничества – торгово-экономические связи. Неуклонно увеличивается взаимный товарооборот – он достиг рекордного уровня, почти 80 млрд. долл. Уверенно растут инвестиции - германские в России и российские в Германии.

Эффективно действуют рабочие механизмы по секторальным направлениям. Успешно реализуется масштабная программа «перекрестных» Годов России и Германии под символичным девизом «Вместе строим будущее». Плотную ткань наших отношений обогащают межпарламентский диалог, молодежные и студенческие обмены, взаимодействие на региональном уровне, по линии гражданских обществ.

К слову, создание двадцать лет назад «Германо-Российского форума» было отчасти обусловлено вопросом, которым тогда задавались некоторые наши партнеры: «А есть ли в России гражданское общество?» Надеюсь, сегодня ответ для всех очевиден – гражданское общество в нашей стране есть, оно функционирует активно и инициативно, в полный голос заявляя о своих интересах. Российское руководство стремится создавать максимально благоприятные, комфортные условия для деятельности многочисленных некоммерческих организаций. Естественно при обеспечении транспарентности такой деятельности, как это положено в любой демократической стране.

Особо актуальной является задача максимального облегчения режима взаимных поездок граждан наших стран. Они должны получить возможность путешествовать свободно и беспрепятственно – без виз. Согласитесь, в этом случае диалог между гражданскими обществами наших стран и контакты между людьми шли бы гораздо интенсивнее. Мы к этому готовы. Слово – за нашими партнерами в Евросоюзе. Убежден, что общественность здесь на нашей стороне. Хочу выразить искреннюю признательность в связи со стремлением Германии ускорить решение этого вопроса, о чем только что сказал Г.Вестервелле.

Мы заинтересованы во всемерном наращивании наших связей. Россия и Германия обладают уникальным набором взаимодополняемых преимуществ, сопряжение которых является залогом успеха в сегодняшнем высококонкурентном мире.

Всем нам надо без предубеждений взглянуть на то, что мешает продвижению ориентированных в будущее двусторонних отношений, отказаться от отживших идеологических стереотипов и догм, предвзятых оценок, надуманных претензий. Еще великий Гёте говорил, что «нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение». Убежден, в основе сотрудничества России и Германии должны лежать лишь принципы равноправия и взаимной выгоды.

Уважаемые дамы и господа,

Наша цивилизация сталкивается с новыми вызовами. Мир переживает беспрецедентный переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил на мировой арене, турбулентностью в сферах экономики, политики и в целом в международных отношениях, которые становятся все более сложными и все менее предсказуемыми. В процессе становления находится новая полицентричная международная система. Происходящие сдвиги носят поистине тектонический характер и требуют объективной оценки во всей их сложности и многозначности.

В современных условиях повышается значение фактора цивилизационной идентичности. С одной стороны, эта тенденция объективно отражает чаяния народов, их уважение своих исторических корней, с другой – на ней пытаются спекулировать проводники экстремистских подходов, провоцирующие межкультурные, межконфессиональные столкновения. Этим попыткам надо противопоставить солидарные действия в пользу наращивания взаимоуважительного диалога и продвижения к партнерству цивилизаций.

Обеспечить устойчивое развитие глобальной системы мироустройства сегодня можно только через конвергенцию идей, гармонизацию интересов, отказ от блокового мышления и разделительных линий, где бы то ни было.

В оценках и подходах ведущих государств к решению актуальных проблем современности все-таки больше общего, чем расхождений. Особенно в том, что касается стратегических целей: все мы заинтересованы в том, чтобы урегулировать многочисленные конфликты, угрожающие европейской и глобальной безопасности, выбить почву из-под ног террористических и экстремистских группировок, наркомафии и в целом организованной преступности. Для успеха этих усилий предстоит преодолеть индивидуальный или групповой эгоизм, осознать всеобщую ответственность за судьбы нашей цивилизации и четко определить приоритеты.

Главный критерий легитимности – безусловное уважение верховенства международного права и центральной роли ООН. Размывание этих принципов приведет лишь к усилению хаоса в мировой политике. В этом за последние несколько лет все мы могли убедиться на примере целого ряда стран Ближнего и Среднего Востока, Севера Африки. Мы не хотим повторения этих печальных уроков в Сирии. Безопасность неделима – этот принцип, провозглашенный в Евро-Атлантике в документах ОБСЕ и Совета Россия-НАТО, должен, наконец, воплотиться в жизнь. Тем более, что сегодня никто не может обеспечить свою безопасность за счет ущемления безопасности других.

Цели внешней политики России имеют стратегический, неконъюнктурный характер. Она полностью соответствует реалиям взаимозависимого мира XXI века. Самостоятельный внешнеполитический курс нашей страны носит безальтернативный характер. При этом самостоятельность не отрицает, а, наоборот, предполагает самое активное участие в мировых делах при прочной опоре на международное право. Мы будем и впредь проводить созидательную, объединительную повестку дня, наращивать сотрудничество и партнерство со всеми, кто к этому готов, на основе равноправия, взаимного учета интересов и взаимной выгоды.

Именно на этой основе мы работаем на европейском направлении – одном из ключевых для внешней политики нашей страны. Подлинное равноправие и взаимный учет интересов – залог дальнейшего углубления нашего стратегического партнерства с Евросоюзом. И здесь трудно переоценить роль и значение российско-германского партнерства. Рассчитываю, что «Германо-Российский форум» будет и впредь генерировать идеи, способствующие решению общеевропейских проблем, развитию и процветанию наших стран и народов в рамках единого стабильного европейского континента. От этого выиграют все в Европе и за ее пределами.

Еще раз поздравляю вас с юбилеем, желаю всего самого хорошего.

 
Ответы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе дискуссии на торжественном заседании «Германо-Российского форума»

Вопрос: Важным элементом российско-германского диалога является программа «Партнерство для модернизации». Что бы Вы хотели еще решить в рамках этого формата? Какие Вы видите следующие этапы его реализации?
 
С.В.Лавров: Прежде всего, хотелось бы, чтобы в рамках «Партнерства для модернизации» правительства не вмешивались в сотрудничество компаний, занимающихся инновациями и их промышленным внедрением. Правительства должны, как это и происходит, создавать правовые рамки, максимально комфортный режим для такого сотрудничества, а решать должны профессионалы, каждый в своей области. Чем больше будет контактов в рамках «Партнерства для модернизации», тем более весомых результатов мы будем достигать в виде готового продукта, рабочих мест, дополнительных прибылей компаний в России и Германии. Думаю, это в общих интересах, особенно на фоне не самых радужных событий в мировой и европейской экономике.
 
Что касается Вашего предыдущего вопроса, на который отвечал Г.Вестервелле, а именно - в каких областях российско-германского сотрудничества необходим больший прогресс, то позволю себе нарушить дипломатическую процедуру и процитирую памятку, которую использовал сегодня на переговорах с моим коллегой. На передний край вышла не какая-то проблема, которую нужно срочно решать, а задача обеспечить качественную подготовку к беспрецедентному количеству двусторонних мероприятий на высшем и высоком уровнях, которые запланированы до конца нынешнего года. Я имею в виду встречу руководителей Администрации Президента России и Ведомства Федерального канцлера ФРГ; участие, как мы надеемся, Федерального канцлера в Петербургском экономическом форуме, встречи Президента России и Федерального канцлера «на полях» саммита «Группы восьми» в июне в Эннискиллен (Северная Ирландия) и на саммите «Группы двадцати» в сентябре в Санкт-Петербурге; предстоящая в начале июля церемония закрытия «перекрестных» Годов России и Германии на уровне руководителей парламентов двух стран; встреча министров обороны, которые будут присутствовать на открытии последнего из десяти созданных в России (в поселке Духовщина Смоленской области) сборных кладбищ немецких военнослужащих, и многое другое.
 
Конечно, рассчитываем, что после предстоящих в сентябре с.г. выборов в Германии, мы сможем до конца года провести очередной раунд беспрецедентных по своему формату Межгосударственных консультаций. Президент и Канцлер возглавляют делегации, в которые входят до 15 министров. По сути, правительства целиком встречаются и предметно рассматривают вопросы, которые требуют решений для углубления и дальнейшего обогащения двустороннего партнерства.
 
Сегодня мы с Г.Вестервелле обсудили все, о чем я сейчас говорил, подробно поговорили и о Сирии. У меня сложилось ощущение, что мы весьма близки в оценке ситуации. По крайней мере, в части задач, которые предстоит решать для созыва международной конференции, у нас совпадающие взгляды. Рассчитываю, что наши подходы будут востребованы.
 
Напомню, 10 лет назад Россия и Германия были едины в оценках войны в Ираке. Думаю, что наши нынешние подходы к ситуациям в целом ряде других стран Ближнего Востока и Северной Африки, где имело место внешнее вмешательство, также совпадают. А то, что мы хотим видеть этот и все другие регионы мира стабильными, мирными, без всяких конфликтов, тоже объективный факт. У любого министра, который занимается внешними делами, наверняка, есть свое, не всегда совпадающее с другими видение того, как двигаться к поставленной цели. Но в стратегическом плане у России и Германии нет абсолютно никаких расхождений по основным международным проблемам.
 
Вопрос: Не считаете ли Вы, что Запад не достаточно понимает Россию, что Европа уделяет слишком много внимания западному вектору и слишком мало – восточному?
 
С.В.Лавров: Вы говорите «Европа» и подразумеваете ее без России и еще целого ряда стран. Думаю, прав был Ганс-Дитрих Геншер - и очень ценю, что Г.Вестервелле продолжает исповедовать его философию – когда говорил, что расширенная Европа – это далеко не только её восточное крыло. Географически Европа простирается до Урала, цивилизационно – до западного побережья Америки и восточного побережья Российской Федерации. Несколько лет назад, во время проведения саммита Россия-Евросоюз в Хабаровске, Председатель Еврокомиссии Ж.М.Баррозу восхищался тем, что, пролетев 12 часов из Брюсселя, оказался в абсолютно комфортной для европейца среде.
 
Поэтому давайте не смешивать два понятия – Европейский союз и Европа. Наверное, здесь сказывается некое бюрократическое высокомерие, когда термин «Европа» применяется только к тем, кто входит в Евросоюз. Это неправильно.
 
К сожалению, у нас и так сохраняется немало разделительных линий, а если еще и постоянно подчеркивать, что «Мы - Европа, а вы - посмотрим», то так будет неправильно, не по-европейски. Если мы будем спрашивать, (как это прозвучало в Вашем вопросе к Г.Вестервелле - есть ли у России шансы «встроиться» в Европу, то давайте вспоминать историю. Вспомним Первую мировую войну, когда сколько жертв было принесено, извините за циничное выражение, «бесплатно». Вспомним Вторую мировую войну, события 200-летней давности.
 
В связи с возникшей дискуссией приглашаю всех желающих посетить великолепную выставку в Посольстве России в Берлине, посвященную Русско-прусскому союзу. После этого, наверное, ни у кого не возникнет вопрос о том, как «встроить» Россию в Европу. Примеры можно продолжить.
 
Стремление создать социальное государство, социально ориентированную экономику во многих странах Европы (а эта модель в условиях нынешнего кризиса подвергается некоторой ревизии) было продиктовано желанием найти ответ на идеологический вызов, который в то время бросал Советский Союз на основе всеобщего равенства, братства, пусть и «уравниловки». Социальность государства в Советском Союзе на Западе однозначно воспринималась как вызов, и ответом на него стало создание весьма успешно функционирующих социально ориентированных экономик с оговоркой, что сейчас, повторю, это стало предметом широких дискуссий в условиях кризиса в еврозоне.
 
Вопрос: Если ли у России желание увидеть какие-то действия со стороны Евросоюза в течение ближайших лет? Что ЕС должен ещё сделать в своём развитии?
 
С.В.Лавров: Мы не можем диктовать Европейскому союзу какие-то пожелания и просьбы в том, что касается развития самого ЕС. Но мы точно желаем ему успехов. Это я говорю без всяких преувеличений и оговорок. Хотя бы потому, что Россия заинтересована в собственном развитии, а Евросоюз – наш крупнейший партнер. Больше половины торгового оборота России приходится на страны ЕС, и примерно такая же доля – на инвестиции. У нас налажено огромное количество связей в гуманитарной, образовательной, научной областях, по линии человеческих контактов. Поэтому мы не можем желать ЕС ничего, кроме успеха и процветания.
 
Что касается отношений Россия-ЕС (если выходить за рамки темы направления движения Европейского союза), то мы хотим более интенсивного партнерства. Сейчас есть целый ряд ключевых проектов, которые мы стремимся поскорее реализовать. Об одном из них - безвизовом режиме - я уже сказал. Полтора года назад был согласован совместный перечень абсолютно конкретных шагов, которые ЕС и Россия должны предпринять для создания условий к переходу на безвизовой режим. Они касаются введения биометрических паспортов с соответствующей защитой, обеспечения на взаимной основе подобающего контроля на границах, других конкретных и проверяемых вопросов. Эти шаги выполняются: эксперты Европейского союза приезжают в Российскую Федерацию, мы посещаем страны ЕС и наблюдаем, как все происходит. Убежден, что нет каких-то непреодолимых технических проблем, и в самое ближайшее время согласованные шаги удастся реализовать полностью. Полагаем, что тогда не будет причин, препятствующих переходу к безвизовому режиму.
 
Второй крупный проект, о котором сегодня уже говорили, - «Партнерство для модернизации». У нас есть двусторонние договоренности с Германией и большинством других стран-членов ЕС о «Партнерстве для модернизации». Но имеются и двусторонние декларации о модернизационном взаимодействии между Россией и большинством государств ЕС. Это очень важное направление. Мы хотим на практике осуществлять как можно больше инновационных проектов между Россией и странами ЕС. Тем более, что есть взаимная заинтересованность в использовании российских инноваций в виде идей и опыта Евросоюза по внедрению этих идей в производство продуктов и товаров.
 
Третье направление также касается стратегического подхода к тому, как дальше России и ЕС вести дела. Мы уже достаточно долго находимся на этапе переговоры о новом базовом соглашении. Оно практически готово применительно к подавляющему большинству разделов. Возникла заминка, связанная с тем, что Россия вступала в ВТО. Мы не могли окончательно зафиксировать параметры в экономическом, торговом, инвестиционном разделах нового базового соглашения с ЕС, пока не узнали условия окончательного присоединения нашей страны к ВТО. Теперь они известны. Думаю, есть шансы активизировать эту работу и в обозримом будущем подготовить соглашение к подписанию.
 
Еще одно направление, касающееся наших с Г.Вестервелле обязанностей, – внешняя политика и сотрудничество по международным делам. У нас налажен регулярный диалог с Единой внешнеполитической службой Евросоюза, дополняющий, а не заменяющий теснейшие дипломатические и политические контакты с отдельными странами ЕС, включая в числе приоритетных партнеров Германию, по крупным мировым проблемам. Мы хотим, чтобы Россия и ЕС использовали наработанный опыт в сфере урегулирования кризисов.
 
Несколько лет назад, когда ЕС по просьбе соответствующих африканских стран проводил миротворческую операцию в ЦАР и Чаде, Европейская комиссия обратилась к нам с просьбой предоставить для этих целей вертолетное звено, даже, кажется, два звена. Мы тогда заключили соответствующую договоренность, и вертолеты работали в упомянутых странах. Эта совместная операция увенчалась успехом. Уже потом эстафету переняла ООН. Мы сотрудничали с ЕС также в миротворческих усилиях на Балканах. Сейчас военно-морские силы наших стран вместе работают по обеспечению антипиратской операции в районе Африканского Рога. Убежден, этих конкретных примеров достаточно для заключения соглашения между Россией и Евросоюзом о взаимодействии в кризисном регулировании, миротворчестве и т.д.
 
Я перечислил лишь ключевые направления, но в рамках каждого из них имеется огромное количество конкретных, весомых и значимых для промышленности, бизнеса и наших людей проектов.

 
Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС