на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Выступление заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова на заседании 27-го Азиатско-Тихоокеанского «круглого стола» по безопасности, Куала-Лумпур, 5 июня 2013 года 

06-06-2013


Уважаемая госпожа Йовоно,

Уважаемые коллеги,

Я рад возможности обратиться к участникам и гостям 27-го Азиатско-Тихоокеанского «круглого стола» по безопасности.

Хотел бы, прежде всего, поблагодарить малайзийских хозяев за отличную организацию мероприятия. Особо признателен за предложение провести отдельную тематическую сессию, посвященную России. Вижу в этом признание роли, которую наша страна играет в АТР, и стремление узнать побольше о нашей политике в регионе.

Сразу отмечу – активная работа на «восточном» азимуте, развитие двусторонних связей с государствами региона, участие в деятельности основных региональных многосторонних структур – все это приоритеты российской внешней политики. Эта линия зафиксирована в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», который В.В.Путин подписал 7 мая 2012 года – в день своего вступления в должность.

Признание азиатско-тихоокеанского направления ключевым вектором внешней политики России в XXI веке – не дань конъюнктуре, а четко выверенная линия, которая реализуется нами последовательно и системно.

Нам нет необходимости «возвращаться» в регион. Мы были и продолжаем оставаться его неотъемлемой частью на протяжении веков. Отношения России со многими государствами региона уходят вглубь времен, имеют богатую и насыщенную историю. Наша страна всегда оставалась их надежным другом и партнером. И мы по праву гордимся помощью, которую оказали народам Азии в обретении независимости и становлении государственности.

Разумеется, у России в регионе были, есть и будут многоплановые интересы, особенно сегодня, когда перед нами стоит масштабная задача социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Вполне естественно, что, решая ее, мы смотрим на регион, который утвердился в качестве локомотива мирового развития.

Без сомнения, глобальная политическая и экономическая роль региона усиливается. Отсюда естественное стремление России, как и других государств, расширить свое участие в происходящих здесь интеграционных процессах.

Какова геополитическая картина, наблюдаемая сегодня в АТР - формирующемся мощном центре влияния? Мы видим нарастающую активность ключевых государств и многосторонних структур, прежде всего Китая, Индии, ряда стран АСЕАН, да и России. Стратегическое «возвращение» сюда осуществляют США, растет внимание к региону Евросоюза.

Понятно, что все игроки стремятся обеспечивать в первую очередь свои национальные интересы. В связи с этим становится все актуальнее задача упорядочения растущей политической активности в регионе, придания ей системности. Первым шагом здесь, на наш взгляд, должно стать создание атмосферы сотрудничества, доверия и взаимопонимания, недопущение соперничества и конфронтации. Двигаться к этой цели необходимо через активизацию и углубление политического диалога, форсирование совместных усилий по поиску решений на перспективу.

Позвольте остановиться на том, какой вклад вносит Россия в эту работу. Мы исходим из необходимости развития отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, проявляющими встречное стремление. В этом контексте особо хотел бы выделить, прежде всего, наши отношения с Китаем. Между двумя странами сложилась атмосфера подлинного доверия и взаимопонимания, настоящее равноправное партнерство, не направленное против какой-либо третьей стороны и способное стать образцом межгосударственных отношений двух крупных соседних держав в 21 веке.

Как следствие, мы наблюдаем бурный рост наших экономических связей. В прошлом году двусторонняя торговля выросла на 5,2%, составив рекордные 87,5 млрд. долл. США. Мы уверены, что в скором времени этот показатель превзойдет рубеж в 100 млрд.долл. США.

Российско-китайское сотрудничество в международных делах носит глобальный и подлинно стратегический характер, становится все более весомым фактором мировой политики. Особый характер российско-китайских отношений проявился в том, что свой первый зарубежный визит недавно избранный Председатель КНР Си Цзиньпин совершил в Россию.

Отношения с Индией выстраиваются в русле привилегированного стратегического партнерства. С 2000 года объем двусторонней торговли увеличился в шесть раз, превысив 11 млрд. долл. США, и такую позитивную динамику удавалось поддерживать, даже несмотря на финансовые потрясения в мире последнего времени. Москва и Нью-Дели координируют подходы по широкому кругу международных вопросов, вместе с Китаем являются членами такого авторитетного объединения как БРИКС.

На уровень всеобъемлющего стратегического партнерства вышли наши отношения с Вьетнамом. Динамично развиваются взаимовыгодные связи с Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией, Австралией и, разумеется, государствами АСЕАН.

После присоединения к ВТО мы вплотную занялись вопросом подключения к процессу формирования системы преференциальной торговли в АТР. Сегодня ведутся переговоры по подготовке соглашений о свободной торговле с Новой Зеландией и Вьетнамом. Внимательно отслеживаем также реализацию проектов Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Эти задачи решаем с учетом реалий, складывающихся в контексте наших обязательств в рамках Единого экономического пространства Россия-Белоруссия-Казахстан и формирующегося Евразийского экономического союза.

Еще один ключевой элемент политики России в АТР – участие в межгосударственных объединениях и форумах на азиатско-тихоокеанском пространстве, таких как АТЭС, АРФ, механизм Восточноазиатских саммитов, Диалог по сотрудничеству в Азии, форум «Азия – Европа». Они уже накопили солидный опыт работы, стали заметным явлением региональной и мировой политики. Исходя из их потенциала, считаем необходимым выстраивать в АТР партнерскую сеть многосторонних взаимосвязанных диалогов. Не секрет, что на различных форумах, действующих в регионе, зачастую рассматривается, пусть и в различных ракурсах, одна и та же проблематика – вопросы энергетической и продовольственной безопасности, чрезвычайное реагирование, здравоохранение, образование, финансы и т.д. Важно не только уйти от ненужного дублирования, но и обеспечить синергию и взаимодополняемость между многосторонними диалоговыми площадками.

Хотел бы особо остановиться на механизме Восточноазиатских саммитов. Мы видим в нем ведущую региональную площадку для диалога лидеров. Выступаем за то, чтобы в ВАС была весомо представлена политическая составляющая, прежде всего, проблематика региональной стратегической стабильности, принципиальные вопросы экономического развития. Данная диалоговая платформа предназначена для формирования объединительной повестки дня, а ее работу следует подкреплять усилиями других форумов.

Особенное значение придаем Шанхайской организации сотрудничества, которая доказала свою востребованность в качестве стабилизирующего фактора на широком пространстве Центральной Азии и в целом региональной архитектуры безопасности.

Хотел бы выделить также форум АТЭС. Сегодня на пространстве АТР – это самый представительный механизм консультаций, совместного обсуждения ключевых вопросов регионального и международного экономического сотрудничества. Наше председательство в АТЭС в прошлом году было сфокусировано на углубление торгово-инвестиционной либерализации и региональной экономической интеграции, обеспечение продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, инновационное взаимодействие. Нам удалось добиться одобрения около шестидесяти конкретных российских инициатив и предложений, реализация которых придаст новое содержание и дополнительную динамику основным направлениям работы АТЭС. Сейчас активно взаимодействуем с индонезийским председательством форума в целях обеспечения преемственности.

Еще один приоритетный вектор нашей региональной политики – диалоговое партнерство с АСЕАН, играющей центральную роль в региональных интеграционных процессах. Важное значение придаем наполнению сотрудничества с Ассоциацией практическим содержанием в экономической, научно-технической, гуманитарной сферах. Прорабатываем перспективные совместные проекты в области космоса, нанотехнологий и энергетики с привлечением финансового фонда диалогового партнерства с «десяткой». В середине мая с.г. провели в Москве первый Молодежный саммит Россия-АСЕАН, который был весьма интересным и полезным событием. Через две недели в Санкт-Петербурге состоится деловой форум Россия - АСЕАН, в центре внимания которого будут такие темы, как наращивание инвестиций в инновационные и инфраструктурные проекты, расширение сотрудничества в сфере промышленности, энергетики и коммуникаций.

В рамках АРФ наращиваем усилия в противодействии новым вызовам и угрозам, особенно киберпреступности. В прошлом году по нашей инициативе было принято министерское заявление АРФ по кибербезопасности, заложившее основу для эффективной работы форума на этом направлении. Мы также активно участвуем в деятельности механизма Совещаний министров обороны стран-членов АСЕАН и диалоговых партнеров – Россия вместе с Таиландом взяла на себя кураторство Экспертной рабочей группы «СМОА плюс» по военной медицине.

Уважаемые коллеги! Мы видим возможность формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе прочной системы безопасности и сотрудничества при сохранении центральной роли АСЕАН в интеграционных процессах. Высокая динамика региональной интеграции должна дополняться такой системой межгосударственных отношений, которая создавала бы условия для поддержания в долгосрочной перспективе стабильности и высоких темпов экономического роста.

Это особенно актуально с учетом значительного конфликтного потенциала, накопившегося в регионе. Хорошо известен широкий спектр традиционных и нетрадиционных вызовов и угроз, присутствующих в АТР, среди которых – ситуация на Корейском полуострове, многочисленные территориальные споры, вызовы ядерному нераспространению, терроризм, незаконный оборот наркотиков, трансграничная преступность, киберпреступность, пиратство, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и так далее. Эти факторы потенциально способны дать мощный всплеск военно-политической напряженности и привести страны к открытой конфронтации.

Самое серьезное беспокойство вызывает развитие обстановки на Корейском полуострове. Сейчас ситуация там такова, что любое неосторожное движение может вызвать лавинообразное обрушение обстановки. В подобных обстоятельствах необходимо проявлять максимальную сдержанность и выверенность в шагах всех вовлеченных сторон. В любом случае, политико-дипломатическое урегулирование не имеет разумной альтернативы. Иные сценарии чреваты риском глубинных потрясений в Северо-Восточной Азии. Убеждены, что выход из нынешнего тупика нужно искать не на рельсах консолидации существующих в СВА военных альянсов и «закачивания» в субрегион новых и новых вооружений, а путем формирования надежных международно-правовых механизмов мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества, которые являлись бы одним из составных элементов новой архитектуры безопасности в АТР.

Важнейшее значение для России приобретает ситуация в Афганистане, особенно в свете предстоящего в 2014 году вывода основной части иностранного военного контингента. Угрожающие масштабы сохраняет незаконный оборот афганских наркотиков. Очевидно, перед нами встают новые вызовы: противодействие дальнейшему распространению терроризма и экстремизма с территории Афганистана, особенно если мы говорим об эскалации напряженности в северных провинциях этой страны, которая может перелиться к нашим соседям – государствам Центральной Азии.

Внимательно следим за проблематикой территориальных споров в Южно-Китайском море. Россия не является их участником и не будет в них втянута. Исходим из того, что все вовлеченные государства должны строго следовать принципу неприменения силы или угрозы силой, продолжать настойчивый поиск путей политико-дипломатического урегулирования имеющихся проблем на основе норм международного права, зафиксированных, прежде всего, в Уставе ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Консультации и переговоры по территориальным проблемам ЮКМ должны вести непосредственные участники споров в определенном ими самими оптимальном формате. Поддерживаем усилия государств АСЕАН и Китая по выработке юридически обязывающего Кодекса поведения в ЮКМ на основе асеановско-китайской Декларации о поведении сторон 2002 года, а также согласованных в 2011 году принципов ее реализации.

Уважаемые коллеги, в ходе 7-го Восточноазиатского саммита в Пномпене в ноябре 2012 года Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выдвинул идею запуска многостороннего диалога по вопросам формирования в АТР устойчивой и надежной архитектуры безопасности и сотрудничества. Речь идет о выработке рамочных принципов выстраивания межгосударственных отношений. Это подразумевает мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой, отказ от конфронтации и сотрудничества, направленного против третьих стран, налаживание партнерских связей между действующими на азиатско-тихоокеанском пространстве многосторонними объединениями, и, разумеется, неделимость безопасности, то есть недопустимость укрепления собственной безопасности за счет других государств. Нами подготовлен и сейчас обсуждается с партнерами по Восточноазиатским саммитам проект такого документа.

При этом мы опирались на действующие международные и региональные инструменты в сфере безопасности, использующие общепризнанные международные нормы, а также принципиальные положения Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года и Декларации 6-го Восточноазиатского саммита о принципах взаимовыгодных отношений. В текст инкорпорированы также основные идеи совместной российско-китайской инициативы по укреплению безопасности в АТР, выдвинутой в 2010 году.

Главная цель, достижения которой мы добиваемся, – запуск широкого диалога по вопросам формирования будущей региональной архитектуры. Убеждены, что востребованность общего инструмента обеспечения безопасности в АТР будет неуклонно возрастать по мере повышения роли региона в глобальных делах. Поэтому мы и предлагаем дополнить принципы взаимоотношений, разработанные применительно к Юго-Восточной и Восточной Азии, и распространить их на все тихоокеанское пространство. В практическом плане принятие декларации можно было бы подкрепить «дорожной картой» ее реализации. Перспективной задачей видим выход на юридически обязывающий договор о безопасности в «большом АТР».

Мы не идеалисты и понимаем, что сделать это будет непросто, и процесс может занять много времени. Но убеждены, что настало время начать эту работу на площадке Восточноазиатских саммитов – наиболее подходящего формата для дискуссии по такому принципиальному вопросу.

Будем приветствовать подключение к согласованию проекта документа о рамочных принципах безопасности возможно большего числа игроков и рассчитываем на их субстантивный вклад. В итоговом документе должны быть синтезированы идеи и соображения, учтены интересы всех государств региона. Он должен стать продуктом коллективного творчества всех участников ВАС.

Дамы и господа! В заключение еще раз хотел бы подчеркнуть, что наращивание участия в региональных делах – наш осознанный выбор, не имеющий альтернативы. Россия открыта к взаимодействию со всеми заинтересованными партнерами в интересах обеспечения здесь мира и стабильности. Нам нужен сбалансированный, безопасный и процветающий Азиатско-Тихоокеанский регион, живущий во внутренней гармонии и тесно связанный с остальным миром

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС