на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Выступление спецпредставителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.В.Змеевского на международной Конференции контртеррористических контактных пунктов по проблематике условий, способствующих распространению терроризма, и вопросам развития регионального сотрудничества
 
 Женева, 13 июня 2013 года

Уважаемые господа Сопредседатели,

Уважаемые участники конференции,


Прежде всего, позвольте выразить признательность Целевой группе Секретариата по имплементации Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) ООН и правительству Швейцарии за организацию конференции по столь актуальной теме. Сегодня мы обсуждаем меры, которые государствам индивидуально, коллективно, а также во взаимодействии с международными организациями и гражданским обществом следует принимать в целях устранения условий, способствующих распространению терроризма.

По сути, речь идет о разноплановой работе, сочетающей в себе силовой и мягкий антитеррор. Актуальность в таком комплексном подходе к предотвращению терроризма с момента принятия Глобальной стратегии в 2006 г. только возрастает.

Несмотря на меры, предпринимаемые международным сообществом, угроза терроризма не ослабевает. Она остается глобальной, подпитывается серьезным материальным, финансовым, кадровым и идеологическим ресурсом.

Противоречивые процессы в Северной Африке и на Ближнем Востоке дали новый толчок эскалации террористических рисков, повысили угрозы дальнейшего распространения экстремистской идеологии и новой активизации региональных филиалов «Аль-Каиды», а также других террористических структур.

С пугающей быстротой набирает обороты радикализация общественных настроений, усиливаются насильственные экстремистские проявления в государствах «арабской весны». В результате генерируются особые угрозы безопасности в Сахаро-Сахеле, Сирии и граничащих с ней государствах, зоне Африканского Рога.

Некоторые страны в этом регионе превратились в эпицентры международного терроризма. Территории отдельных государств, в т.ч. за пределами региона, используются как дополнительный ресурс для вербовки боевиков и организации финансово-экономической подпитки под предлогом благотворительной деятельности. Новые разноплановые угрозы терроризма проявились в Алжире, Мали, Нигерии, некоторых западных странах.

Сохраняется серьезный взрывоопасный потенциал в афгано-пакистанском регионе, в т.ч. благодаря финансовой подпитке, получаемой от незаконного оборота афганских опиатов.

Укрепляется смычка терроризма с сепаратизмом, возрастают террористические риски для объектов энергоинфраструктуры, налицо эскалация террористических проявлений на межрелигиозной почве, проявляется феномен саморадикализации и террористов-одиночек.

Крайне опасная тенденция – вплетение терроризма в ткань современных региональных конфликтов.

Возможности террористов расширяются за счет связей с преступными группировками, использующими выходящие далеко за региональные рамки устойчивые каналы наркотрафика и контрабанды оружия.

Происходящие процессы являются сложными, многослойными. Очевидно, что в их основе лежит целый комплекс самых разнородных причин, включая обозначенные в первом разделе ГКС.

Одно из принципиальных направлений работы – урегулирование конфликтов, в условиях которых террористы только укрепляют свой потенциал. Здесь недопустимы «двойные стандарты». Ничто не может служить оправданием актов терроризма. Вместе с тем мы констатируем весьма опасную тенденцию - вместо принципиальной и консолидированной линии международного сообщества на противодействие терроризму во всех его формах «двойные стандарты» в этой сфере все-таки проявляются, в частности, применительно к ситуации в Сирии, где укрепляются террористические группы, смыкающиеся с оппозицией. Серьезную озабоченность вызывает поступающая в последние дни информация о наличии в распоряжении действующих в Сирии и некоторых сопредельных с ней стран организаций экстремистского и откровенно террористического толка боевых отравляющих веществ, оборудования, технологий и прекурсоров для их производства. Это объективно ведет к возрастанию террористических рисков и воспроизводству тех условий, в которых распространяется терроризм.

Среди неотложных задач – обеспечение полноценного выполнения принятой по инициативе Российской Федерации резолюции СБ ООН 2017, которая предусматривает комплекс мер по противодействию бесконтрольному распространению ливийского оружия, особенно ПЗРК. Сегодня эта сфера превратилась в крайне опасный источник подпитки террористических и криминальных организаций не только в регионе Сахаро-Сахеля, но и далеко за его пределами.

ГКС ставит вопрос о поощрении диалога, терпимости и понимания между цивилизациями, культурами, народами и религиями. В условиях возрастания террористических рисков, в частности, на межконфессиональной и межэтнической почве, участившихся случаев диффамации той или иной религии в этой сфере требуются особенно энергичные усилия. Один из аспектов этой проблемы – опирающиеся на международное право пределы свободы выражения, в том числе в Интернете.

Россия – многоконфессиональная страна, в которой накоплен опыт мирного сосуществования различных религий. Мы готовы им делиться, продолжим подключаться к важной деятельности предложенного Генеральным секретарем ООН Альянса цивилизаций.

Всецело поддерживаем усилия международного сообщества по недопущению подстрекательства к совершению террористических актов. Следует наладить эффективное взаимодействие с гражданским обществом, чтобы на самых ранних стадиях нейтрализовать проявления насильственного экстремизма и терроризма. Государство и гражданское общество в лице бизнеса, НПО, СМИ – потенциальные союзники. Надо искать в этих вопросах общий интерес и выстраивать наше сотрудничество так, чтобы не дать вбить клин в совместные усилия. Цели здесь совпадают – оградить общество от метастаз терроризма.

Рассматриваем данный элемент превентивной антитеррористической работы в качестве одного из ключевых во всем комплексе мер, направленных на устранение условий, подпитывающих терроризм, как они обозначены в Глобальной стратегии. Более того, ставим эти задачи шире – в контексте противодействия идеологии терроризма, создания в мировом сообществе атмосферы его тотального отторжения. Россия продолжает акцентировать необходимость эффективной реализации резолюции Совета Безопасности ООН 1624 (2005), инициировала в поддержку таких усилий принятие в Контртеррористическом комитете соответствующего плана действий, поделилась своим национальным опытом работы на этом направлении в рамках мониторингового визита в Россию Контртеррористического исполнительного директората (КТИД) КТК.

Первостепенными считаем вопросы профилактики террора, пресечения «воспроизводства» идеологии экстремизма и насилия, в т.ч. через противодействие подстрекательству к терроризму, а также недопущения использования в террористических целях медийного пространства, глобальной сети Интернет.

Крайне важно выработать консолидированные ответы на новые террористические вызовы, в т.ч. в киберпространстве. Практическая работа по выполнению требования Совета Безопасности ООН о запрете пропагандирующих терроризм сайтов, например, информационного рупора террористической организации «Имарат Кавказ» - «Кавказ-Центра», должна дополняться разработкой глобальной договорной основы противодействия использованию киберпространства в террористических и иных криминальных целях, налаживанием практического взаимодействия и укрепления доверия в этой области.

Повышенную угрозу международному миру и безопасности несет терроризм массового уничтожения. Особую актуальность приобретают шаги по предупреждению ядерного терроризма. Необходимо добиваться расширения участия государств в профильных конвенциях ООН и МАГАТЭ, в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, выполнять решения Сеульского саммита по ядерной безопасности. В реализации этих задач важную роль призван сыграть Комитет СБ ООН 1540.

Принципиальное направление работы, поставленное во главу первого раздела ГКС, - социально-экономические проекты, сфера развития, без успехов в которой трудно рассчитывать на сужение питательной среды терроризма, особенно среди молодежи. Рассматриваем социально-экономическую профилактику как один из важнейших приоритетов современного антитеррора, который сегодня немыслим без энергичных адресных мер, нацеленных на заботу о человеке, обеспечение и защиту его прав, в т.ч. на достойное и безопасное существование, адекватное вознаграждение за честный труд. Люди должны видеть альтернативу терроризму и иному криминалу, иметь возможность осознанно делать выбор в пользу развития и созидания.

Свой вклад в реализацию проектов социально-экономического развития могли бы внести не только государства, но и антитеррористические структуры ООН, ее Управление по наркотикам и преступности (УНП) совместно с организациями, специализирующимися на экономическом содействии – ПРООН, ЮНИДО, ФАО, ЕЭК, региональными структурами (ШОС, ОДКБ, СНГ). Такая синергия открывала бы новую страницу международного донорства, сочетающую содействие развитию с борьбой против терроризма и иного криминала.

Считаем особенно важным подключение к этим усилиям бизнес-сообщества. В русле решения задач профилактики терроризма такая работа ведет к ослаблению социально-экономической базы криминала.

Россия – инициатор международного проекта по партнерству государств с бизнесом в борьбе с терроризмом. По предложению российского председательства в «восьмерке» в 2006 г. в Москве состоялась представительная конференция, заложившая основы такого взаимодействия и получившая развитие в виде множества проектов в самой России и на международном уровне.

Считаем актуальной поддержку принятого в апреле 2012 г. по инициативе России решения Комиссии ООН по предупреждению преступности запустить работу по формированию основ международного сотрудничества в обеспечении безопасности туристической сферы от террористических и иных криминальных угроз.

В русле государственно-частного партнерства выстраивается проект под эгидой УНП ООН и Межрегионального научно-исследовательского Института ООН по проблемам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) – пресечение утечек драгоценных металлов в руки криминала.

Необходимо продолжить усилия по отслеживанию и купированию финансовых потоков, подпитывающих терроризм. По инициативе России ФАТФ занимается такой актуальной проблемой, как вскрытие финансовых потоков от незаконного производства и оборота афганских наркотиков, значительная часть которых уходит на финансирование терроризма.

Самого серьезного внимания заслуживают задачи оказания всесторонней поддержки и помощи жертвам терроризма. С момента постановки этой проблемы в ГКС на международном уровне и отдельными странами сделано немало. Россия поддерживает эти усилия, на национальном уровне совершенствуется соответствующая нормативно-правовая база. Для выработки эффективных мер по обеспечению прав жертв терроризма, в т.ч. компенсационных выплат на основе транснациональных схем страхования и перестрахования от мегатерактов, полезным было бы формирование партнерства с бизнесом.

Разумеется, решение перечисленных новых задач ни в коей мере не должно рассматриваться как принижение правоохранительной составляющей антитеррористической работы, в т.ч. обмена информацией, проведения совместных антитеррористических учений и операций, сотрудничества по уголовному преследованию террористов и обеспечению неотвратимости их ответственности, пресечению финансирования, поставок им вооружений и иных форм поддержки, а также содействия в подготовке квалифицированных кадров и совершенствованию национальных законодательств.

В целом в Российской Федерации положения ГКС прочно интегрированы в профильные национальные документы и программы. Стратегия национальной безопасности до 2020 г. и Концепция противодействия терроризму в России уточняют различные аспекты ГКС, включая осуществление профилактических мер. Богатый опыт накоплен по линии Национального антитеррористического комитета (НАК), осуществляющего координацию деятельности по противодействию терроризму и разработавшего специальные программы имплементации ГКС в России. Через механизмы НАК к работе по антитеррору во всех ее аспектах привлечены, в частности, представители законодательный власти и структуры гражданского общества. Практика НАК получила позитивную оценку экспертов по итогам визита КТИД в Россию.

В контексте темы сегодняшней конференции, касающейся вопросов регионального сотрудничества, отмечу вклад России в разработку и реализацию ГКС по линии СНГ, ОДКБ, ШОС. Этими организациями реализуются профильные программы, подготовленные с учетом положений ГКС при энергичном российском участии. Такие усилия СНГ, ОДКБ и ШОС находят отражение и поддержку в документах ООН, резолюциях, принимаемых Генассамблеей ООН.

Наша страна будет продолжать участвовать в выработке действенных схем антитеррористического сотрудничества и на других перспективных региональных площадках, в том числе ОБСЕ, Совета Европы, ОАГ, Совета Россия-НАТО, АТЭС, Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ).

Например, в Специальной группе АТЭС по борьбе с терроризмом в партнерстве с другими странами по инициативе России продвигаются такие актуальные вопросы как противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, обеспечение комплексной транспортной безопасности, а также безопасности крупных общественных мероприятий. В формате АРФ Россия совместно с Австралией и Малайзией взяли на себя лидирующую роль в продвижении темы борьбы с кибертерроризмом.

Ряд региональных решений носит прорывной характер и оказал определяющее влияние на формирование глобальных подходов. Пример – принятая в 2005 г. Советом Европы при активной роли Российской Федерации Конвенция по предупреждению терроризма. Криминализация ею публичного подстрекательства к совершению террористического преступления вылилась в призыв ко всем государствам в резолюции 1624 (2005) СБ ООН законодательно запретить такое подстрекательство, подкрепив его набором превентивных мер.

Продолжение динамичной работы и на площадке Совета Европы остается для нас принципиально важным. С учетом открытого характера Конвенции о предупреждении терроризма выступаем за присоединение к ней новых государств-участников, в т.ч. не входящих в состав СЕ, дальнейшее развитие широкого международного сотрудничества на ее основе. Считаем необходимым поддержку усилий государств по последовательному выполнению Конвенции, в т.ч. в рамках запущенного в рамках Группы государств-участников механизма обзора имплементации Конвенции. Рассматриваем это как реальный вклад в общее укрепление системной ооновской работы по предупреждению терроризма.

Считаем актуальным формирование правовой основы антитеррористического сотрудничества между региональными организациями и профильными структурами ООН. Пример тому – Протокол о сотрудничестве между УНП ООН и Секретариатом региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, открывающий путь к согласованию совместных антитеррористических проектов. Можно было бы подумать и о возможном углублении практических связей и взаимодействия по линии РАТС ШОС и Исполнительного контртеррористического директората КТК СБ ООН, например, подключении экспертов ШОС к проводимым страновым визитам КТИД в соответствующий регион. Полезным было бы наращивание практического взаимодействия между антитеррористическими органами региональных организаций, в т.ч. при содействии ООН.

Поставленные в ГКС задачи могут быть решены только на основе твердой приверженности принципам, заложенным в Уставе ООН, решениях Совета Безопасности и Генассамблеи ООН. Речь, прежде всего, об уважении суверенитета государств, невмешательстве в их внутренние дела, соблюдении прав человека и основных свобод, осуждении терроризма во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты, отказе от любых форм поддержки этой преступной деятельности. Категорически недопустимы какие-либо отступления от принципиальной и консолидированной линии международного сообщества на безоговорочное осуждение терроризма и активное противодействие ему. «Политическая неразборчивость» в этой области объективно ведет к возрастанию террористических рисков.

Борьба с международным терроризмом остается приоритетом российской внешней политики. Акцент и впредь будем делать на укреплении под эгидой ООН комплексного подхода в международном антитеррористическом сотрудничестве. Настроены на продолжение диалога и конструктивного взаимодействия на этом направлении со всеми государствами-членами ООН на основе наращивания доверия и неуклонного следования международному праву.

Благодарю за внимание.

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС