на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  

Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «К миру, стабильности и устойчивому экономическому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

05-10-2013

    Последние годы отмечены серьезными геополитическими сдвигами, кардинально изменившими общую картину мира. На фоне масштабных процессов глобальной трансформации существенным фактором, который определяет и, скорее всего, в обозримой перспективе будет определять магистральный вектор развития международных отношений, становится укрепление Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве влиятельного полюса складывающейся архитектуры полицентричного мироустройства.

    Хотя в условиях нынешнего состояния мировой экономики и финансов темпы движения государств АТР по восходящей траектории несколько замедлились, регион по-прежнему демонстрирует энергию роста и остается двигателем глобального прогресса. Сегодня АТР – жизненно важный центр хозяйственного развития и возрастающего политического влияния, притягательная арена сотрудничества, где переплетаются интересы ключевых держав и ведущих многосторонних институтов.

    Разумеется, наращивает свое присутствие в АТР и Россия, которая всегда была его неотъемлемой и органичной частью. Для нас это имеет принципиальное значение. Повышение участия в делах регионального сообщества – важная предпосылка для обеспечения поступательного развития страны, социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

    Сильный, стабильный, безопасный и процветающий АТР является для нас абсолютным императивом. Усиление работы на «восточном» азимуте, развитие двусторонних связей с государствами региона, участие в деятельности межгосударственных объединений – среди приоритетных направлений внешнеполитического курса нашей страны. Это зафиксировано в утвержденной Президентом В.В.Путиным 12 февраля нынешнего года новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации.

    Политику России в АТР отличает взвешенный и сфокусированный характер, нацеленность на достижение подлинно стабильного равновесия сил, на выработку объединительной повестки дня региональных отношений. В реализации этих целей опираемся на прочный фундамент двусторонних отношений с государствами региона, со многими из которых нас связывают проверенные временем узы дружбы и многопланового сотрудничества. На уровень стратегического партнерства вышли отношения с Китаем, Индией и Вьетнамом. На солидной взаимовыгодной основе развиваются связи со странами АСЕАН, США, Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией, Австралией, Канадой.

    Ключевое значение придаем наращиванию роли России в рамках межгосударственных организаций и диалоговых форматов – Шанхайской организации сотрудничества, форуме БРИКС, Региональном форуме АСЕАН по безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалоге по сотрудничеству в Азии, тройке «Россия-Индия-Китай», Восточноазиатском саммите, диалоговом форуме «Азия-Европа». Перспектива налаживания продуктивных связей между данными структурами неотделима от решения долгосрочной задачи формирования прочной разветвленной системы регионального и международного взаимодействия.

    Логика линии России в АТР опирается на признание принципиальной важности создания в регионе продвинутой, отвечающей современным реалиям конфигурации межгосударственных отношений. Такая система должна одновременно обеспечивать широкие возможности для продвижения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, купировать существующие многомерные вызовы безопасности, препятствовать возникновению новых угроз и работать в интересах интегрированного экономического и политического пространства.

    Региону требуется такой порядок, при котором обеспечивались бы равноправный характер сотрудничества, подлинный баланс сил и гармония интересов. Необходимо, чтобы каждая страна в равной мере с другими партнерами участвовала в выработке новой повестки дня региональных отношений и решении неотложных задач развития. Выступаем за формирование недискриминационного регионального устройства, где не будет места для навязывания односторонних подходов, разделения на ведущих и ведомых, где основой межгосударственного общения станут доверие и взаимное уважение.

    Государства АТР сделали крупный шаг в этом направлении. На встрече министров иностранных дел стран-участниц Восточноазиатского саммита принято решение о запуске многосторонних консультаций по региональной безопасности. Фактически достигнут консенсус в отношении необходимости выработки оптимальных подходов к укреплению безопасности и развитию взаимодействия, достижения договоренностей о взаимоприемлемых правилах игры.

    Россия считает, что такая архитектура должна основываться на неделимости безопасности, мирном урегулировании споров, неприменении силы или угрозы силой, отказе от конфронтации и сотрудничества, направленного против третьих стран, налаживании партнерских связей между многосторонними объединениями.

    Достижению этих целей призвано способствовать и укрепление экономической интеграции, в котором приоритетное значение мы отводим форуму Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество.

    В 2012 году Россия впервые председательствовала в АТЭС и, по оценкам партнеров, успешно с этим справилась. Главное – предложенные нами приоритеты работы, что называется, «попали в яблочко». Напомню, что помимо традиционных задач торгово-инвестиционной либерализации и региональной экономической интеграции мы акцентировали тематику обеспечения продовольственной безопасности, совершенствования производственно-сбытовых цепочек и поощрение инновационного роста в регионе. Продвигали также актуальные для региона вопросы энергетики, здравоохранения, борьбы с терроризмом, противодействия коррупции, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях. Соответствующие российские предложения уже реализуются.

    В преддверии очередного саммита на о. Бали 7-8 октября полагаю необходимым отметить, что Индонезия – нынешний председатель АТЭС –обеспечила должную преемственность приоритетов в деятельности форума.

    Ключевыми задачами по-прежнему являются поддержка многосторонней торговой системы и продвижение к Богорским целям. Важнейшим подспорьем здесь служит развитие сети соглашений о свободной торговле. Россия внимательно отслеживает динамику сотрудничества на данном направлении в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, Транстихоокеанского партнерства и иных форматов. Считаем важным обеспечивать соответствие таких соглашений принципам ВТО и их максимальную открытость для всех. Выстраивать зоны свободной торговли, игнорирующие интересы других стран, тем более соседей по региону, – занятие контрпродуктивное.

    Именно такому подходу привержены в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. К настоящему времени мы существенно продвинулись в становлении мощного центра регионального развития – Единого экономического пространства с перспективой выхода на формирование к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, выковывая тем самым соединительное звено между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По нашему мнению, налаживание взаимодействия между Таможенным союзом и АТЭС отвечало бы общим интересам.

    Россия готова внести вклад в предложенную индонезийским председательством дискуссию по проблематике устойчивого роста на справедливой основе. Считаем приоритетным курс на формирование оптимальных финансовых, регулятивных и иных условий для развития бизнеса, особенно малого и среднего, создание новых качественных рабочих мест, наращивание инфраструктурного развития и инвестирования.

    Неотъемлемая часть новой модели устойчивого развития и справедливого роста – равноправный доступ всех участников экономической деятельности, всех экономик АТЭС к материальным и технологическим ресурсам. Россия готова к дальнейшему сотрудничеству в обеспечении продовольственной безопасности, налаживании взаимовыгодных обменов в сфере науки, технологий и инноваций. Намерены и впредь принимать активное участие в этой работе.

    Особого внимания заслуживает проблематика энергетической безопасности в регионе АТЭС. В рамках форума продолжается конструктивная дискуссия по ее «зеленой», экологической составляющей. Это, безусловно, важно. В то же время представляется актуальным обсуждение таких аспектов, как совершенствование регулятивных мер в сфере энергетики, обеспечение прозрачности и предсказуемости энергетических и сырьевых рынков. Необходимо диверсифицировать энергобалансы экономик региона, в том числе за счет увеличения в них доли экологически чистого природного газа и атомной энергии.

    Продолжаем линию на наращивание взаимодействия по другим аспектам безопасного развития в регионе, в первую очередь в рамках принятой в АТЭС консолидированной стратегии борьбы с терроризмом и обеспечениябезопасности торговли. Важно наладить кооперацию в пресечении коррупции, нелегальной торговли и иных видов организованной преступности. Мы будем активно участвовать в мерах по облегчению условий для трансграничного передвижения персонала и техники в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Рассчитываем на активизацию связей между национальными центрами управления в кризисных ситуациях с перспективой их объединения в эффективную региональную сеть.

    Широкие возможности для сотрудничества в АТЭС предоставляет еще один приоритет индонезийского председательства – укрепление региональной взаимосвязанности с прицелом на создание всесторонне интегрированного азиатско-тихоокеанского сообщества. Россия считает своевременной и обоснованной постановку такой задачи.

    Полностью поддерживаем настрой на принятие конкретных мер по обеспечению прозрачности экономики, совершенствованию налоговых систем. Россия готова участвовать в насыщении конкретным содержанием плана обеспечения материально-технической взаимосвязанности экономик региона, в том числе на основе реализации наших инициатив в транспортно-логистической сфере.

    В интересах обеспечения инновационного развития намерены энергично участвовать в согласовании мер содействия трансграничному передвижению студентов, научных исследователей и поставщиков образовательных услуг. Мы также заинтересованы в обсуждении возможностей облегчения условий для туристических обменов в регионе.

    В нынешнем году Россия стала полноправным участником успешно действующей системы карт для деловых поездок в регионе АТЭС, которая предоставляет льготы в решении визовых вопросов. Рассчитываем, что это приведет к расширению общения между бизнесменами и официальными лицами, курирующими экономический блок, а значит, – к наращиванию торгово-экономического сотрудничества между Россией и остальными экономиками-членами форума.

    Словом, Россия предлагает региону прозрачную повестку дня как в сфере политики, так и экономики. Наша цель – равноправное сотрудничество всех без исключения стран в интересах укрепления мира, развития и процветания в АТР.

Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС