на главную
 
  Искать Написать в редакцию Добавить в избранное   Колонка редактора Обзоры Без комментариев Новости Официально Документы
 
  
Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании Форума гражданских обществ
 
Рим, 25 ноября 2013 года


Приветствую участников заседания Форума гражданских обществ. Считаю, что это очень полезное начинание. То, что именно с этого мероприятия начинается насыщенная программа визита Президента России В.В.Путина в Италию, является весьма символичным. Как и то, что вторая его часть – Бизнес форум будет венчать эту программу, подчеркивая многопрофильный характер нашего сотрудничества, в котором участвуют государственные институты, бизнес, гражданское общество, СМИ, молодежь. Ценим вклад, который российское гражданское общество вносит в реализацию внешнеполитического курса нашей страны, его формирование. Регулярно встречаемся с представителями НПО, которые проявляют интерес к вопросам, обсуждаемым в международном пространстве, на площадках международных организаций. Министр иностранных дел России, его заместители, директора соответствующих департаментов в течение года на регулярной основе проводит такие встречи. Поэтому даже когда нам просто задают вопросы, мы чувствуем новое измерение старой проблемы, на которую можно взглянуть по-новому. Часто нам задают вопросы не просто о нашей линии, позиции, а привносят идеи, продиктованные стремлением быстрее решить какой-то вопрос, более эффективно продолжить переговоры. Многие из этих идей также помогают нам мыслить творчески. Государство стремится сделать так, чтобы гражданское общество активнее участвовало в этих процессах, в международном диалоге по волнующей людей повестке дня. В частности, был создан Российский совет по международным делам – структура, призванная служить внешнеполитическому диалогу между обывателями и специалистами, политологами. С той же целью был создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова. Как известно, К.И.Косачев, возглавляет Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), призванное по государственной линии развивать взаимодействие, прежде всего, с нашими соседями, а также и со всеми странами мира. Работает Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом - тех наших граждан, которые по тем или иным причинам оказываются в сложных ситуациях.

Знаю, что Форум отмечает в этом году десятилетний юбилей. Хотел поздравить вас и его сопредседателей с этим прекрасным событием. Считаю, что это очень хорошая, востребованная площадка для развития сотрудничества между нашими гражданскими обществами. Что касается наиболее острой темы, обсуждаемой сегодня в мире, которую вы выбрали для дискуссии, – положение на Ближнем Востоке и Севере Африки, то для всех нас нормализация в этом регионе является приоритетной задачей. От того, как пойдут дела на этом обширном пространстве, простирающемся на два континента, какие способы будут использоваться при урегулировании различных конфликтов в этом регионе, как бурлящих, так и тлеющих, зависит не только будущее Ближнего Востока, Севера Африки и конкретных государств, но и международная стабильность в целом, а также и то, как будет в дальнейшем восприниматься международное право и те нормы, на которых зиждется ООН. Мы, как и наши итальянские друзья, увидели в переменах, охвативших регион, устремление арабских народов к лучшей, более свободной жизни, экономическому благополучию. Пока, к сожалению, происходящие события эти надежды не оправдывают. Но подтверждается вывод, который делали мы и многие другие на заре «арабской весны» о том, что преобразования лучше осуществлять не революционно, а эволюционно, постепенно. Не через раскол обществ и нагнетания конфронтации, а через национальный диалог, избегая резких движений и, конечно, насилия. Причем мы настаивали и продолжаем настаивать, что решение своих проблем народы региона должны, прежде всего, искать сами – сами определять судьбу свою и своих стран, а внешние игроки должны исключить попытки вмешиваться в эти процессы, навязывать свои рецепты, не учитывающие исторических, религиозных и других традиций этих народов. Люди в состоянии определять свою судьбу сами, без вмешательства извне. С этим регионом нас связывают традиционно дружественные отношения. Заинтересованы в том, чтобы Ближний Восток был процветающей частью мира.

Э.Бонино только что говорила о нарастании противоречий в регионе. Общая цель должна объединять нас всех, но пока мы не наблюдаем начала движения к процветающему мирному стабильному Ближнему Востоку. Множатся противоречия: межэтнические, межконфессиональные, между арабами, курдами, мусульманами, христианами. Нас волнует судьба христиан, которые бегут сейчас из той же Сирии. Двухтысячелетняя история проживания христиан на Ближнем Востоке не должна прерваться. Мы обязаны предпринимать необходимые для этого шаги. Поддерживаем инициативу РПЦ о проведении в будущем году международной конференции духовных лидеров православного христианства, ислама и иудаизма, чтобы говорить на темы совместного проживания на земле, являющейся святой для всех этих религий. Как только что было правильно сказано, обострились противоречия и внутри ислама. Причем не только между суннитами и шиитами, но и внутри суннитского лагеря, где, согласно поступающим сообщениям, «Братья мусульмане» и салафиты уже неодинаково подходят к сирийскому кризису и т.д. В свое время, лет 8-10 назад, в столице Иордании состоялась представительная конференция ведущих мусульманских богословов, на которой была принята Амманская декларация, суть которой была очень простой – все мусульмане едины, равны. Убежден, что в наших общих интересах, чтобы исламский мир вернулся к этой философии и внутренние противоречия были преодолены. Ислам – одна из великих, ключевых монотеистических религий. Заинтересованы в диалоге цивилизаций, культур, религий, всячески стремимся этому помогать. Оселком нашей способности не допустить такого меж- и внутрицивилизационного разлома является ситуация в Сирии и наша способность ее урегулировать. Первые шаги сделаны – химическое оружие САР ликвидируется. Работа идет прагматично, без какой-либо политизации. Эксперты со знанием дела определяют шаги, которые необходимо предпринять, и время, которое необходимо отвести на те или иные шаги. Уже уничтожено т.н. «железо» – это станки по производству химоружия, что уже является немаловажным шагом. Сейчас решаются практические аспекты, связанные с сосредоточением всех запасов отравляющих веществ, транспортировкой и вывозом их за пределы страны. Решаются, как известно, и вопросы о том, где и каким образом за пределами страны уничтожать эти отравляющие вещества. В том, что идет успешная работа по выполнению решений как Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), так и резолюции СБ ООН, ни у кого сомнений нет, как и в том, что эта работа будет успешно завершена. Несколько раз слышал оценки о том, что только с принятием резолюции в поддержку решения ОЗХО об уничтожении химического оружия СБ ООН преодолел «паралич». Совбез принял несколько решений по сирийскому кризису. Самое первое из них было инициировано Россией в августе 2011 г. Это было развернутое заявление Председателя Совета Безопасности, в котором содержался призыв к сторонам срочно прекратить насилие и сесть за стол переговоров. К сожалению, стороны не послушались. Затем СБ ООН поддержал инициативу ЛАГ, которая с согласия Правительства САР, полученного при нашем содействии, приняла на своей территории наблюдателей от ЛАГ. Через месяц работы, к сожалению, этих наблюдателей оттуда убрали. Тем, кто их туда направлял, не понравилось, что они стали писать свои доклады более-менее объективно, не «забрасывать мячи и шайбы только в ворота Правительства САР». Потом Совбез принял резолюцию в поддержку плана К.Аннана, а затем еще одну резолюцию о направлении наблюдателей ООН в Сирию для содействия в реализации плана из шести пунктов, который выдвинул К.Аннан. Так что Совет Безопасности не был парализован. В развитие плана К.Аннана при нашем активнейшем участии 30 июня 2012 г. была созвана женевская конференция и принято Женевское коммюнике, которое все сейчас считают «путеводной звездой» на пути к урегулированию и призывают выполнить его в полном объеме. После этого мы принесли это коммюнике в СБ ООН и предложили его утвердить в том виде, в котором оно было согласовано консенсусом с участием всех пяти постоянных членов Совбеза, ЛАГ, ЕС, Турции и ООН, наши западные партнеры сказали, что утверждать его не хотят, потому что необходимо добавить, что Президент САР Б.Асад должен уйти, а также санкции против режима. Но этого не было в Женевском коммюнике ровно по той причине, что любые конфронтационные подходы только усугубляли бы ситуацию. Более полугода понадобилось, прежде чем в мае с.г., когда Госсекретарь США Дж.Керри приехал в Москву, удалось снова вернуться к идее реализации Женевского коммюнике. Была провозглашена российско-американская инициатива о созыве с этой целью конференции «Женева-2». Но по состоянию на час назад не было даже даты предлагаемой конференции, однако теперь она появилась – 22 января 2014 г. Дата была предложена Генеральным секретарем ООН. Но можно было сделать это гораздо раньше, если бы оппозиция ощущала ответственность за свою страну и не выдвигала бы предварительные условия, когда мы собирались созвать конференцию еще в сентябре, затем – в октябре, ноябре, декабре. Каждый раз были условия: «Б.Асад должен исчезнуть», «нам нужно восстановить военное превосходство «на земле»», «дайте точную дату капитуляции Правительства САР». Это забота не о судьбе своего народа и своей страны, а политический эгоизм. В наших контактах (а мы контактируем с правительством на регулярной основе и со всеми оппозиционными группами) мы пытаемся донести очень простую мысль о том, что им нужно сесть и договариваться.

Знаю, что далеко не всем по нраву сама идея конференции, предпринимаются попытки (как и раньше и, наверняка, еще будут) затруднить или даже сорвать ее подготовку. Однако дальше медлить с объявлением даты нельзя. Оппозиция и ее спонсоры, как и Правительство САР, должны осознать ответственность перед своим народом. Заявления о том, что собирать конференцию бессмысленно и нужно дальше вести войну с режимом, продолжают звучать, в том числе в эти дни. Нам говорят о бесполезности этой инициативы, поскольку стороны никогда ни о чем не договорятся. В Женевском коммюнике записано, что они должны определить, как жить дальше на основе общего согласия, то есть у правительства и оппозиции есть вето, и им никогда не прийти к согласию. Ситуация очень сложная, страсти накалены до предела, позиции антагонизированы. Но пока мы не заставим стороны сесть за стол переговоров и не скажем, что им необходимо договариваться, мы не будем знать, сработает этот шанс или нет. Но шанс есть, и пренебречь им было бы колоссальной ошибкой. Дальнейшее затягивание переговоров лишь множит число жертв, позволяет международным террористам укреплять позиции в Сирии и в регионе в целом, вынашивать планы халифата, который, по сути, распространяется на весь Север Африки. Конечно, это продолжает усугублять гуманитарный кризис, о чем также говорила Э.Бонино. СБ ООН работал над резолюцией, предполагающей специальное решение по гуманитарному кризису. Эта работа была приостановлена нашими западными коллегами в Совбезе после инцидента 21 августа с.г. Непонятно, зачем было прерывать эти важные переговоры. В итоге, лишь в начале октября было принято развернутое заявление, в котором изложены все задачи, которые необходимо решать для облегчения участи мирного населения. Так же как в случае с химическим оружием, когда подтасованные либо недостоверно подобранные факты использовались для того, чтобы выдвигать требования к Западу начать войну против режима, есть желающие преподносить ситуацию в гуманитарной сфере в САР таким образом, чтобы сделать из этой темы предлог для вмешательства извне. Мы очень серьезно к этому относимся. Сегодня в Женеве идет очередная российско-американская встреча с участием спецпредставителя по Сирии Л.Брахими с последующим подключением других членов СБ ООН, Турции, ЛАГ по согласованию организационных моментов конференции. 5 ноября состоялась предыдущая встреча, после которой наша делегация пригласила руководителей всех гуманитарных агентств, работающих в САР. Никто из них не производил впечатление человека, столкнувшегося с неразрешимой задачей. Ни у кого не было проявления какой-либо паники. Они профессионально, честно говорили о проблемах в Сирии, как они их решают, где правительство им помогает (а помогает, по их оценке, во многих случаях удовлетворительно), а где от правительства требуется нечто большее. Эти сигналы мы передали сирийцам, как делаем это всегда. Совсем недавно были приняты дополнительные меры по облегчению выдачи виз для сотрудников гуманитарных учреждений, процедур доставки помощи через границу с тем, чтобы не каждый раз возить ее в Дамаск и т.д. Говорю об этом не потому, что хочу приуменьшить остроту гуманитарного кризиса – вовсе нет. Сейчас насчитывается порядка 2 млн. беженцев и еще больше - перемещенных лиц внутри страны. Но, например, на встрече, о которой я говорю, представитель Международной организации миграции сказал, что, по их статистике, в районы, освобожденные от террористов, начинают возвращаться беженцы. Несколько десятков тысяч вернулись из Иордании. Можно, конечно, нагнетать эмоции, страсти, но я уважаю людей, которые решают реальные проблемы. Пару недель назад была истерика по поводу того, что в Сирии разразилась эпидемия полиомиелита, и туда срочно нужно вводить интервенционный корпус, оцеплять госпитали и т.д. То есть, оккупировать, но уже в медицинских целях. Мы тут же проверили в ВОЗ – оказывается было всего десять случаев. Но, несмотря на их незначительное количество, туда тут же были направлены вакцины, которые даются детям. Так нужно работать, если мы действительно хотим думать о мирных гражданах.

Ценим принципиальную позицию Рима в том, что касается бесперспективности попыток силового вмешательства, а также неприятие подключения к вооружению экстремистских группировок. Будем продолжать обмениваться с итальянскими партнерами мнениями, сопоставлять позиции, стараться совместно продвигать конструктивные подходы. Хотя на сто процентов никогда наши позиции не совпадут, как не совпадают ни у кого, поскольку у каждой стороны будут свои нюансы. В любом случае, исходим из того - и здесь мы снова солидарны с Италией - что сирийская проблема, при всей остроте, не может и не должна заслонять другие проблемы в регионе, прежде всего, палестино-израильский, арабо-израильский конфликты. Убеждены, что неурегулированность палестинской проблемы в течение многих десятилетий является самой главной причиной того, что продолжают пополняться ряды экстремистов, террористов, продолжается вербовка молодежи джихадистами под лозунгом несправедливого отношения к палестинскому народу, мол, в 1947 г. было решено создать два государства: одно создали, а второе никогда не создадут. Молодежь из бедных семей в условиях безработицы поддается на эту пропаганду и пополняет ряды тех, с кем потом приходиться бороться, причем не только в регионе, но и в Италии, России, США, других странах Запада. Наша общая задача – сделать так, чтобы начавшийся при посредничестве США прямой переговорный процесс между палестинцами и израильтянами увенчался успехом. Мы активно поддерживали деятельность американцев, по их просьбе затормозили на полтора года деятельность т.н. «квартета», что не добавило ему репутации. Но мы доверяли предпринятым усилиям. Процесс возобновился, но идет он туго. О деталях говорить непринято, но палестинские переговорщики даже публично грозились уйти в отставку. Не знаю, реализовали ли они свою угрозу или нет. Но в любом случае нам нужно как можно скорее эту проблему решать не путем изоляции Сектора Газа, как некоторые пытаются делать, а через содействие усилиям, в том числе Египта, по восстановлению палестинского единства. Потому что решение, которое будет достигнуто единым палестинским народом, будет гораздо устойчивее, долгосрочнее в том числе с точки зрения интересов безопасности Израиля, нежели то, которое будет отвергнуто Сектором Газа, где правит ХАМАС. В России попытки исключить кого-либо из переговорного процесса никогда не встречают понимания. Мы - за политику вовлечения в урегулирование конфликтов. ХАМАС должен быть вовлечен в этот процесс. Мы должны помочь восстановить палестинское единство на платформе Организации освобождения Палестины, Арабской мирной инициативы, что предполагает признание государства Израиль в контексте всеобъемлющего урегулирования. Точно также метод вовлечения, а не изоляции, позволил договориться о химическом оружии в Сирии. Этот же метод сработал, наконец, и в отношении ИЯП, когда «шестерка» международных посредников перестала полагаться исключительно на угрозы, давление и санкции, а вовлекла Иран в реальный, а не показной переговорный процесс. Мы этому активно способствовали, выступали за это все эти годы. Убеждены, и это записано во внешнеполитической Концепции России, что урегулировать иранскую ядерную проблему можно через признание неотъемлемого права ИРИ на мирный атом, включая его право на обогащение урана, при условии, что он закроет свои проблемы с МАГАТЭ и поставит свою мирную ядерную программу под жесткий контроль Агентства. Эта формула открывает документ, одобренный сейчас в Женеве. Второе, чего мы добивались и продвигали в рамках «шестерки», это принятие принципа поэтапности и взаимности в решении ИЯП. Иными словами, не делать пакет, который сразу, как бы за один мах, все вопросы снимет. Это нереально, потому что доверие было достаточно серьезно подорвано. Необходимо «действие за действие»: Иран делает то, что просит от него международное сообщество в лице МАГАТЭ и СБ ООН, а другая сторона облегчает санкционное бремя. Этот принцип поэтапности и взаимности тоже закреплен в документе.

Терпение и отказ срываться и нервничать - также качества дипломатов. Мы очень ценим, что наши партнеры по «шестерке» эти качества проявили и выдержали многочасовой, почти суточный марафон. Но все-таки мы смогли путем взаимного уважения, стремления понять реальные законные интересы каждой стороны, путем вовлечения Ирана, достичь этого результата. Думаю, что полная реализация этой договоренности, которую еще предстоит выполнить, предельно конкретна и проверяема, позволит обеспечить и законные права Ирана, укрепит режим нераспространения ядерного оружия, и повысит безопасность всех стран региона, включая Израиль, что для нас очень важно. Мы вновь подтвердили свою позицию в ходе прошедшего на днях визита в Россию Премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху. Так же как и сирийское химическое разоружение, решение проблемы ИЯП будет действовать в направлении давно поставленной международным сообществом задачи – создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ. Если будет реализована договоренность по Ирану, то отпадет и причина, которая сейчас приводится в качестве предлога для создания европейского сегмента глобальной противоракетной обороны. На этом конкретном вопросе многое завязано. Интересы многих могут быть задеты, учитывая, какие «круги могут пойти» в случае позитивного развития ситуации на основе договоренности (а договоренность – прорывная). Может быть это позволит лучше понять, почему переговорам по ИЯП было оказано такое сопротивление в некоторых частях света. Повторю, мы убеждены в том, что эта договоренность выгодна всем: в результате ее реализации будет установлен самый жесткий контроль, предусмотренный МАГАТЭ над ИЯП, и обеспечен исключительно мирный ее характер. Мы хотим, чтобы безопасность в регионе укреплялась и будем этого добиваться, включая безопасность Израиля. Это ключ к стабильности всего региона. Иначе этого не добиться.

Этот же метод вовлечения стран и сторон, который помог решить проблему сирийского химоружия, договориться по ИЯП, нужно применить при подготовке женевской конференции по Сирии. Прежде всего, широко должны быть представлены сирийцы. В резолюции СБ ООН записано, что должны быть представлены все слои сирийского общества, диалог между ними должен быть по-настоящему репрезентативный. Во-вторых, круг внешних участников, которые по задумке должны присутствовать на открытии конференции, а потом оставить сирийские стороны с Л.Брахими, чтобы они начинали договариваться напрямую, должен быть исчерпывающим. Все те, кто влияет на ситуацию, конечно же, должны быть приглашены. Особенно это касается таких стран, как Иран и Саудовская Аравия, в том числе и потому, что с этими двумя государствами ассоциируется углубляющийся раскол внутри ислама. Говорить что, ИРИ будет представлен сирийским правительством, потому что оно делает то, что от него хочет Иран, честно говоря, несерьезно. Будем выступать за то, чтобы на конференции были представлены все, кто реально влияет на ситуацию. Перейду к роли СМИ в современном мире – она неоднозначная. Есть проблемы, связанные с доступом к информации, который, порой, лишает интереса иметь доступ к знаниям. Это на самом деле серьезная проблема. Как соотносятся свобода выражения мнений и конфиденциальность, этические аспекты информационного общества? Мы осваиваем нормы цивилизованного регулирования деятельности СМИ. У нас их более 88 тыс. Считаю, что необходимо всегда стремиться к обеспечению высоких стандартов в журналистике. Отечественная журналистская школа имеет богатейшие традиции, которые, слава Богу, живы. Должна присутствовать ответственность за информацию, укрепляться безопасность журналистов при исполнении ими своей деятельности. У нас сейчас в Госдуме рассматриваются дополнительные меры на этот счет. Выступаем за то, чтобы обеспечивались основные права человека в глобальном информационном пространстве, как это предусмотрено в Конституции Российской Федерации и других законах при обеспечении неприкосновенности частной жизни, тайны переписки и защиты персональных данных. Надо ответственно использовать новейшие инструменты интерактивного общения людей. Свобода в информационном пространстве, включая Интернет, отнюдь не исключает, а предполагает его регулирование, закрепление основных прав и обязанностей, как пользователей, так и организаторов. Интернет все равно регулируется. Но на многолетних заседаниях в рамках Международного союза электросвязи тема демократического решения вопроса об урегулировании Интернета продвигается очень медленно. Но продвигается. Мы поддерживаем предложение по выработке под эгидой ООН и ее специализированных учреждений своего рода кодекса этики для информационного общества. В этом русле идет германо-бразильская инициатива, которую сейчас делегации этих двух стран продвигают на Генеральной Ассамблее ООН. Было бы идеально, если бы представители гражданского общества внесли вклад в формирование нового информационного порядка, который опирался бы на принцип, заключающийся в том, чтобы осуществление прав и свобод одним субъектом общественных отношений не должно наносить вред и ущерб правам и законным интересам других. Россия стремится именно к такому устройству. В российском законодательстве недавно были приняты изменения, направленные на защиту интересов детей в сети Интернет. Как и в сфере безопасности, когда мы в ОБСЕ и Совете Россия-НАТО договариваемся, что она неделима, и никто не будет укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других, так же надо относиться и к свободе в информационном пространстве. Кто-то из великих сказал, что свобода есть следование закону. Может, эта фраза открыта для критики, но что-то в ней есть. По крайней мере, опыт человечества говорит о том, что договоренности помогают жить в мире и избегать конфликтов. Мы всячески приветствуем укрепление молодежных контактов. От них зависит, насколько прочными будут наши отношения в будущем, насколько мы сможем передать преемственность этих дружеских связей. Отрадно, что молодежь проявляет интерес к взаимным контактам. У нас действует неплохая правовая база: еще в 2001 г. подписано Соглашение о сотрудничестве по делам молодежи, на основе которого в контактах участвуют порядка двадцати российских регионов. Важную роль должно сыграть и подписанное в конце 2009 г. Соглашение о взаимном признании документов об образовании, которые выдаются в российских и итальянских университетах. Россия его ратифицировала в 2010 г. Надеемся, что скоро завершится ратификация и в Италии, поскольку это позволит выпускникам наших университетов поступать в ваши для продолжения обучения, подготовки диссертаций, получения ученых степеней и т.д. На поощрение стремления молодежи изучать языки друг друга нацелены и другие документы. У нас есть Соглашение об изучении русского языка в Италии, а итальянского – в России, Меморандум об организации в школах наших стран двуязычных классов с преподаванием на русском и итальянском языках. Так что правительства двух стран создали хорошие правовые рамки для того, чтобы молодежь могла реализовывать свое стремление к взаимному общению. И мы с Министром иностранных дел Италии Э.Бонино вас к этому активно призываем.


Источник: МИД России
Новости
117 15.07.2014 Владимир Путин принимает участие в работе саммита БРИКС

подробнее
116 14.07.2014 Россия приняла эстафету проведения чемпионата мира по футболу

подробнее
архив новостей
Официально
46 14.07.2014 Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров

подробнее
45 12.07.2014 Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров

подробнее
архив новостей
Документы
3 15.07.2014 ФОРТАЛЕЗСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (принята по итогам шестого саммита БРИКС)

подробнее
2 20.05.2014 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия

подробнее
архив новостей
Полезные ссылки



Арт-школа "Одарёные дети мира"

8 (495) 567 06 16


http://www.youtube.com/watch?v=GvmOA91OOyk


Новогодний мюзикл
"Сердце Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU +



Новогоднее представление
"В гостях у Снегурочки"

WWW.SNOWMAIDEN.NGMC-CINEMA.RU






Поддерживая плюрализм мнений, редакция не несет ответственности за содержание материалов рубрики "Без комментариев"

АСЕАН, АТЭС, ЕВРАЗЭС, Единая Россия, ОПЕК, СНГ, ШОС