Государственный долг США превысил 9 триллионов долларов. Разрастается кризис ипотеки в США и Англии, что может вызвать цепную реакцию банкротств финансовых учреждений. (Только за 4 года с 2000 по 2004 – США напечатали долларов столько же, сколько с 1913 года – года передачи выпуска долларов из казначейства США в Федеральную Резервную систему – после чего прекратилось информирование об эмиссии долларов вообще, что более чем ясно указывает на неминуемость дефолта).
Учитывая, что инфляция в России обусловлена как внешними (резкое обесценивание доллара по отношению к Евро, золоту, нефти, зерну), так и внутренними (несбалансированностью денежно-кредитной политики с нуждами производства и сельского хозяйства) данную проблему надо решать комплексно и оперативно.
«Исследователи из CEMI-EHESS провели работу в 2006-2007 годах на основе данных Центробанка России. Результаты оказались весьма удручающими для любого экономиста, придерживающегося монетаристских воззрений. Из 18 тестировавшихся связей периода 2000-2007 годов десять порождали отрицательную корреляцию (то есть обратную связь между денежной массой и инфляцией), а четыре – результат, близкий к нулю.Из наших результатов можно сделать важный вывод - не об отсутствии взаимосвязи между денежной массой и инфляцией в сегодняшней России, а о том, что если такая взаимосвязь существует, то она безусловно заслоняется гораздо более значимыми социальными факторами".
Структурный компонент инфляции имеет большое значение в России по двум причинам:
Первая - состоит в накопившемся инвестиционном отставании в период «большого спада» 90−х годов. В зависимости от ряда предпосылок это отставание может быть оценено в 60–80% ВВП 2006 года. Инвестиционное отставание подразумевает, что часть структуры российских капиталов, как частных, так и государственных, устарела и не подлежит адекватной замене, что впоследствии приводит к сильному инфляционному давлению за счет высоких затрат и экономической неэффективности.
Вторая причина вытекает из текущего состояния российской банковской системы. Вследствие недостаточной развитости банков и их неспособности активно финансировать инвестиционный процесс России (за исключением энергетического сектора) последний осуществляется в основном за счет собственных средств компаний. Увеличение нормы прибыли является, соответственно, ключом к увеличению инвестиций, а это, в свою очередь, оказывает дополнительное инфляционное воздействие. Разумеется, можно предположить, что усиление конкуренции уменьшило бы возможность для предприятий повышать цены. Но тогда и возможность заработать средства для инвестиций уменьшилась бы. Когда ИЦПП (индекс цен промышленных производителей), как сегодня в России, значительно выше ИПЦ (индекс потребительских цен), это обычно явный признак того, что предприятия скованы в принятии инвестиционных решений слишком низкой нормой прибыли. Подобная ситуация нередко возникала во Франции в 50–60−х годах прошлого века и была причиной относительно высокого уровня инфляции того времени.
Очевидно, существуют и другие важные факторы, определяющие сегодняшнюю российскую инфляцию -
Цены на продовольственные товары (особенно импорт) росли быстрыми темпами в связи с ситуацией на мировых рынках, где цены на эти товары повышаются намного быстрее, чем ИПЦ. Цены на энергоносители и непродовольственные товары также оказывают влияние, в основном потому, что производственные процессы часто неэффективны с энергетической или материальной точки зрения, что само по себе есть результат инвестиционного отставания, о котором говорилось выше.
В такой ситуации с инфляцией следовало бы бороться при помощи динамичной инвестиционной политики вкупе с реструктуризацией российского банковского сектора, сделав его более эффективным для поддержания инвестиций на предприятиях.
По мере того, как доллар США быстро падает в сравнении с российскими рублевыми ресурсами, накопленными в Стабилизационном фонде, они были бы лучше защищены, будучи вложенными, по крайней мере частично, в производственную инфраструктуру и ЖКХ внутри страны.
Создание государственной корпорации, способной закупать передовое оборудование и сдавать его в аренду малым и средним предприятиям, нуждающимся в модернизации, но не способным ее финансировать или ощущающим неуверенность рынка в отношении специфических вложений (как это было сделано в Японии корпорацией Jetro в конце 50−х и в 60−е годы прошлого века), также могло бы повысить эффективность российского производства и снизить барьер структурной инфляции.
Предоставление российскому банковскому сектору больших возможностей в поддержке производственных инвестиций также снизило бы нагрузку на норму прибыли и могло бы ослабить инфляционное давление для данного уровня инвестиций.
Далее, "как показал послевоенный опыт Франции, введение гибкой регулирующей системы цен товаров, важных в создании технологических цепочек, могло бы оказаться полезной временной мерой до становления рыночной системы поддержания экономической эффективности.» - пишет известный французский экономист Жак Сапир (журнал «Эксперт» № 47 от 17.12.2007г.)
В России, в отличие от мировой экономики, главным фактором инфляции является не рост денежной массы (как в США), а рост издержек производства, повышающих стоимость продукции. В данной ситуации намного эффективнее воспользоваться рецептами Дж.Кейнса, выведшими экономику США из Великой Депрессии, и выйти из парадигмы искаженного монетаризма, навязанного России представителями МВФ.
Учитывая, что второе значение иероглифа "Кризис" - это возможности", можно предложить систему стратегических мероприятий, включающую:
- реорганизацию экономического блока правительства;
- становление трехуровневой банковской системы;
- национализацию (путем выкупа) ключевых предприятий;
- выпуск новых финансовых инструментов;
- антимонопольные меры;
- а также экстренные, тактические меры для минимизации последствий мирового кризиса.
I. Для минимизации последствий мирового кризиса необходимо:
- срочно избавляться от излишних валютных резервов в необеспеченных валютах, особенно в долларе США. Можно порекомендовать увеличение доли резервов в швейцарских франках, как в валюте наиболее обеспеченной золотыми резервами;
- резко нарашивать резервы в ценных металлах;
- разработать программу защиты отечественного фондового рынка от последствий мирового кризиса, вплоть до прямых интервенций ЦБ РФ на рынке акций. В конце концов, акции Газпрома или Роснефти, куда более надежный и обеспеченный актив, чем доллар США, и вполне могут быть составной частью резервов ЦБ;
- разработать программу защиты отечественных банков от кризиса, для чего активно обеспечивать их необходимой ликвидностью, через механизмы рефинансирования и переучета векселей;
- в условиях, когда мировая торговля может резко сократиться, разработать программу защиты производителей от сокращения внешнего спроса, для чего стимулировать спрос внутренний, а также, путем предоставления межгосударственных кредитов, стимулировать спрос на российские товары в странах СНГ.
II. Стратегические мероприятия :
1.Стимулирующая денежно-кредитная и экономическая политика -
Необходимы экономические механизмы, направляющие стремление людей к выгоде на развитие страны, объединяющие разнонаправленные вектора. И такие механизмы уже давно выработаны – внутри корпораций используется стремление людей к выгоде для роста корпораций. Чубайс, проводя приватизацию, доказал высокую эффективность государственной системы, если чиновники, в данном случае Госкомимущества, лично заинтересованы, В приведенных ниже предложениях учтены механизмы личного стимулирования чиновников различных уровней, а также интересы отдельных корпораций согласовываются с интересами суперкорпорации – государства Российского. В таком случае, Центробанк РФ и его сотрудники будут заинтересованы в успехах Газпрома, Роснефти, экономики в целом и соответственно изменится денежно-кредитная политика.
Важнейшим фактором повышения издержек являются высокие процентные ставки по кредитам и их недоступность для малого бизнеса - ставки по кредитам в рублях для российских предприятий могут и должны быть не выше ставок в США и Еврозоне (5-7% годовых). Это позволит существенно простимулировать производителей и снизить их издержки. В настоящее время источником кредитных ресурсов банков являются валютные поступления от экспортеров. Практически не производится рефинансирование банков Центробанком РФ. Ставка рефинансирования 10% годовых существенно выше ставок, по которым берут кредиты наши компании за рубежом, плюс денежной массы в стране явно недостаточно для ускорения роста ВВП, и это вторая причина обращения наших компаний за кредитами за рубеж.
Для решения задач по эффективному обеспечению экономики дешевыми кредитными ресурсами, а также для предотвращения нецелевого использования выделяемых ЦБ РФ кредитов, предлагается провести реорганизацию банковской системы, используя модель трехуровневой банковской системы США:
- часть крупнейших банков приобретает более высокий статус- категория А, уполномоченные системообразующие банки, банки –агенты ЦБ РФ;
- через эти банки создаются каналы распределения денежной эмиссии – они получают право получать рефинансирование из ЦБ РФ, а также права на переучет векселей, газовых и нефтяных сертификатов;
- контрольный пакет акций этих банков выкупается государством;
- государство оплачивает контрольные пакеты газовыми и нефтяными сертификатами;
- контрольные пакеты этих банков передаются в траст в Министерство Финансов;
- представители Банков входят в Национальный банковский комитет, разрабатывающий параметры денежно-кредитной политики;
- целесообразно создать отраслевые банки (по типу Газпромбанка, Россельхозбанка), через которые будет определяться кредитование для целых отраслей экономики;
- плановые отделы отраслевых банков обьединяются в Комитет планирования при ЦБ РФ, и разрабатывают параметры денежно-кредитной политики (согласование обьемов денежной массы росту ВВП, на текущий год и перспективу);
- на основе Комитета планирования при ЦБ РФ и Министерства экономического развития создается ГОСПЛАН РФ, согласующий планы роста ВВП с параметрами денежно-кредитной политики. Таким образом, Россия переходит к полностью суверенной денежной системе, основанной на управлении денежным предложением в зависимости от нужд экономики. Это будет особенно важно в период после дефолта доллара и острой нехватки ликвидности в мировой экономике.
В предложенных мерах, уже встроены механизмы сдержек и противовесов для усиления взаимного контроля и рабочей конкуренции между ведомствами. Также может быть предусмотрена возможность встроить механизмы легального экономического стимулирования должностных лиц - в зависимости от результатов работы.
2. Демпфирование влияния кризиса Мировой Финансовой Системы на Российскую экономику, и использование новых возможностей, предоставляемых Кризисом МФС -
Предстоящий неминуемо кризис уникален тем, что в отличие от предшествующих, когда происходили падения на отдельных фондовых или валютных рынках, проверяться на устойчивость будут все основополагающие институты МФС. Для мировой экономики будут потеряны ценовые ориентиры и товарообменные операции будут нарушены. Это связано с важнейшей функцией денег – Мерой стоимости.
В таком случае альтернативой может служить мера стоимости, вызывающая всеобщее доверие и привязанная к реальным ценностям. Поскольку возврат к золотому стандарту не обеспечит мировую экономику необходимой ликвидностью, необходима выработка нового энергетического стандарта, что для России представляется наиболее выгодным.
Наилучшим инструментом перехода к новому энергетическому стандарту может стать «Газовый или нефтяной сертификат», что по сути, явится складской распиской ( ст.912 ГК РФ), выдаваемой инвестору, в которой обозначен объем газа или нефти, и по которому можно получить денежный эквивалент по ценам на момент реализации. Таким образом , будет создано резервное платежное средство, не подверженное инфляции, и способное обеспечить функционирование экономики в случае краха МФС.
Помимо этого государство получит:
- пополнение резервов ЦБ РФ, которые не будут обесцениваются в результате инфляции (как в случае с валютами),
- повышение доверия к национальной валюте,
- антикризисный инструмент (сработает в случае подрыва доверия ко всем основным валютам),
- инструмент связывания (стерилизации) излишней рублевой массы (в случае необходимости, для борьбы с инфляцией),
- стимулирование фондового рынка (новый инструмент по объемам возможной эмиссии сравним с денежной массой России),
- надежное обеспечение инновационной деятельности,
- возможность выкупа контрольных пакетов акций системообразующих предприятий,
- продажа сертификатов исключительно за рубли, создаст условия для придания рублю статуса мировой резервной валюты.
Выгоды для нефтяных и газовых компаний от внедрения нефтяных и газовых сертификатов:
- увеличение привлекаемых денег, без увеличения кредиторской задолженности,
- стимулирование геологоразведки и нефтегазопереработки,
Для граждан России :
- реальное сохранение сбережений от инфляции.
3. Стимулирование производства -
Поскольку в основе роста цен на товары лежит монопольный рост цен на сырье и энергоносители (а отнюдь не излишек денежной массы, как нас пытается уверить господин Кудрин), необходимо ужесточить деятельность Антимонопольного Комитета. Внутренние цены на важнейшее сырье и энергоресурсы, а также квоты на вывоз за рубеж, должны регулироваться административно и учитываться при разработке перспективных планов экономического развития и денежно-кредитной политике. Рекомендации по уровням цен на монопольные товары должны выдаваться Госпланом, совместно с ЦБ РФ.
4. Госмонополия на алкоголь (и пиво) и создание госкорпорации -
В СССР за счет высоких цен на алкогольную продукцию удавалось удерживать низкие цены на жизненно-важные, социальные группы товаров – хлеб, молоко и т.д. Цена водки была примерно в 25 раз выше цены хлеба, сейчас - только в 3-4 раза.
Целесообразно ввести госмонополию на алкоголь, путем создания Госкорпорации РОСАЛКО, и сверхприбыли от производства алкогольной продукции направлять на дотирование сельского хозяйства, для госзакупок зерна и другой с.х. продукции. Госмонополия на алкоголь поможет прекратить производство некачественных товаров, подрывающих здоровье народа, что существенно улучшит и демографическую ситуацию в стране.
Внедрив указанную программу , Россия может успеть заблаговременно уйти от Мирового Финансового кризиса, и превратить Энергетическое лидерство в Экономическое и Финансовое.
Р.Сильный