8 июля 2009 года, Италия, Аквила
Мировая экономика
Экономический и финансовый кризис: на пути к подъёму
Мировая экономика испытывает сейчас сильнейшие экономические и финансовые потрясения, каких не было на протяжении десятилетий. После нескольких лет интенсивного общемирового роста мы сталкиваемся со сложными экономическими условиями, характеризирующимися финансовым хаосом, повсеместным спадом, активным отказом от рискованных операций, резким сокращением международной торговли, а также растущей безработицей и страданиями людей. Несмотря на то, что заметны признаки стабилизации, включая восстановление фондовых бирж, сокращение учетных ставок, укрепление доверия к бизнесу и потребителям, ситуация продолжает сохраняться неопределенной и существуют значительные риски для экономической и финансовой стабильности.
Мы решительно подтверждаем обязательства, взятые на встрече на высшем уровне в Лондоне и касающиеся принятия всех необходимых мер для поддержания спроса, возобновления роста и сохранения финансовой стабильности, включая ужесточение финансового регулирования и укрепление международных финансовых учреждений (МФУ), а также сохранение открытости рынков во всем мире. Мы продолжим быстрое выполнение этих решений и призываем все страны предпринять решительные шаги для укрепления международной экономической и финансовой системы и совместные ответственные действия по смягчению последствий кризиса для других стран.
Мы рассмотрели результаты, достигнутые на сегодняшний день в деле восстановления доверия, стабилизации финансового сектора, предоставлении стимулов для ускорения роста и создания рабочих мест. Несмотря на сложившиеся трудные обстоятельства, мы продолжим решение мировых проблем, в том числе борьбу с нищетой и изменением климата, с целью достижения более сбалансированного и устойчивого роста, опирающегося на прочную экономическую основу и участие всех слоев общества.
Нынешний финансово-экономический кризис вновь ставит на повестку дня необходимость налаживания сотрудничества между основными экономиками в целом. Хайлигендаммский процесс (ХП) – начатый в 2007 году тематический диалог «Группы восьми» с основными странами с формирующейся экономикой (Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой и Южной Африкой) – помог решить эту задачу, послужив платформой для выработки взаимопонимания и осознания общей ответственности за решение проблем мировой экономики, связанных с инвестициями, инновациями, развитием и энергетической эффективностью, что будет иметь важное значение для продвижения вперед мирового экономического роста. Этот диалог помог выработать общее понимание указанных глобальных проблем для поиска надлежащих путей их решения. Мы приветствуем достигнутые на сегодняшний день результаты и призываем расширять этот диалог между равными.
Экономическое стимулирование и финансовая стабилизация
С началом кризиса мы предприняли беспрецедентные по масштабам, согласованные действия по обеспечению подъема и восстановлению наших финансовых систем. Мы координировали наши усилия по реагированию на кризис, затронувший все без исключения страны мира, с партнерами на различных уровнях. Мы приняли действенные и скоординированные меры по созданию стимулов для экономического роста. Кроме того, мы позаботились о восстановлении доверия, оказав всестороннюю поддержку нашим финансовым системам. Хотя в краткосрочном плане эти вынужденные меры негативно отражаются на наших государственных финансах, мы твердо намерены обеспечить финансовую устойчивость в среднесрочной перспективе.
Мы отмечаем некоторые признаки стабилизации экономики наших стран, и мы убеждены в том, что экономический подъем усилится после того, как наши меры начнут в полной мере оказывать воздействие на экономическую деятельность и способствовать росту доверия и ожиданий. Вместе с тем экономическая ситуация остается неопределенной, и финансово-экономическая стабильность по-прежнему подвержена значительному риску. Мы будем на индивидуальной и коллективной основе предпринимать необходимые шаги для возвращения мировой экономики на путь уверенного, стабильного и устойчивого роста, включая дальнейшее создание макроэкономических стимулов при сохранении стабильности цен и обеспечении финансовой устойчивости в среднесрочной перспективе, а также удовлетворение потребностей банков в ликвидных средствах и капитале и принятие всех необходимых мер для обеспечения устойчивости системообразующих институтов.
Мы согласны с необходимостью разработки соответствующих стратегий по свертыванию чрезвычайных антикризисных мер по реагированию после того, как будет обеспечен экономический подъём. Эти «стратегии выхода» будут неодинаковыми в разных странах и будут зависеть от внутриэкономической обстановки, состояния государственных финансов. При этом они должны обеспечить устойчивый подъём в долгосрочной перспективе. Мы положительно оцениваем аналитическую работу МВФ, которая послужит для нас подспорьем в этой деятельности.
Восстановление финансовой системы
Восстановление финансового сектора, в том числе стабилизация финансовых рынков и нормализация банковской деятельности, является первоочередной задачей для обеспечения устойчивого экономического подъема. Мы оперативно выполняем обязательства, принятые на Лондонском саммите, и призываем других поддержать наши усилия по обеспечению глобальной финансовой стабильности и созданию равных международных условий.
Помимо обеспечения доступа к ликвидности, чрезвычайно важно решительно избавляться от «плохих» активов и рекапитализировать жизнеспособные финансовые учреждения. Мы признаем важность дальнейшего международного сотрудничества в решении проблемы необеспеченных активов на основе общих принципов и объективной и прозрачной оценки этих активов и, при необходимости, в оценке достаточности банковского капитала и резервов. Важное значение имеет также четкое согласование принципов, регулирующих государственные вложения капитала, их условия и стимулы для частных интервенций. Мы просим Совет финансовой стабильности (СФС) продолжать отслеживать изменения в финансовых системах и содействовать применению скоординированного подхода сообразно задачам недопущения перекосов в конкуренции и регулятивного арбитража.
Дальнейшие усилия по линии международного сотрудничества в вопросах налогообложения и пруденциального регулирования и в борьбе с незаконным финансированием
В этот трудный период защита нашей налоговой базы и усилия по борьбе с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов приобретают как никогда важное значение, особенно с учетом принятия чрезвычайных финансовых мер для стабилизации мировой экономики и необходимости обеспечить, чтобы экономическая деятельность велась на честной и транспарентной основе. Мы делаем новые шаги в расширении международного обмена налоговой информацией и повышении транспарентности, что способствует более широкому признанию согласованных на международном уровне стандартов обмена налоговой информацией и увеличению числа двусторонних соглашений, подписываемых различными юрисдикциями. Но успокаиваться рано: все юрисдикции должны теперь незамедлительно выполнить свои обязательства. Мы не можем и далее мириться с тем, что значительные объемы капитала укрываются от налогообложения.
Для того чтобы этот новый акцент на обмене налоговой информацией и транспарентности был переведен в практическую плоскость, необходимо принять надлежащий комплекс последующих мер в соответствии с призывом, сформулированным «Группой двадцати».
а. Глобальный форум ОЭСР по вопросам транспарентности и обмена информацией должен ввести в практику процесс независимого равноправного обзора для оценки хода осуществления международных стандартов всеми юрисдикциями и создания объективной и надежной основы для будущих действий;
b. поскольку все страны, в отношении которых Глобальным форумом проводился мониторинг, обязались придерживаться международных стандартов обмена налоговой информацией, теперь следует сконцентрировать усилия на обмене информацией как таковом и увеличении числа, повышении качества и значимости соглашений, соответствующих этим стандартам;
с. необходимо расширять участие в работе Глобального форума;
d. ввиду особенно пагубных последствий уклонения от уплаты налогов для развивающихся стран необходимо сделать конкретные шаги для обеспечения того, чтобы развивающиеся страны могли извлечь пользу из этого нового сотрудничества в области налогообложения, в том числе за счет более широкого участия в работе Глобального форума и изучения возможностей применения многостороннего подхода к обмену информацией;
е. в рамках процесса независимого авторитетного рассмотрения должны быть пересмотрены критерии, применяемые для выявления юрисдикций, которые по существу еще не ввели согласованные на международном уровне стандарты обмена налоговой информацией и транспарентности, с целью обеспечить эффективное осуществление международных стандартов; и
f. необходимо обсудить и согласовать комплекс эффективных мер воздействия на страны, которые не соблюдают международных стандартов в отношении транспарентности налогообложения.
Мы обращаемся к ОЭСР с просьбой оперативно рассмотреть эти проблемы, предложить дальнейшие шаги и представить доклад к следующему совещанию министров финансов «Группы двадцати».
Мы призываем все юрисдикции к соблюдению международных стандартов в области пруденциального регулирования, налогообложения и борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма. С этой целью мы обращаемся к соответствующим органам с призывом об осуществлении и укреплении процедур объективного независимого рассмотрения с опорой на существующие процессы, в том числе Программу оценки финансового сектора (ПОФС).
Мы удовлетворены прогрессом, достигнутым Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ) в совершенствовании стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также прогрессом, достигнутым ОЭСР в разработке международных стандартов транспарентности.
Меры воздействия, принимаемые в отношении несотрудничающих юрисдикций, должны включать в себя также борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также нормы в области пруденциального регулирования. Мы призываем СФС оценивать юрисдикции по международным стандартам надзора и пруденциального регулирования. К сентябрю ФАТФ и СФС должны отчитаться о прогрессе в выявлении несотрудничающих юрисдикций.
Мы отмечаем, что ряд стран придерживаются стратегий добровольного соблюдения для возвращения активов, размещенных в несотрудничающих юрисдикциях, и на повестку дня встает необходимость определения рамок обсуждения для заинтересованных стран.
Общая основа для сбалансированного и устойчивого роста
В дальнейшем нам потребуется стратегия для комплексного решения долгосрочных задач и выведения мировой экономики на путь стабильного, сбалансированного и устойчивого роста. Для достижения социально-экономической стабильности как глобального общественного блага необходимо улучшать управление. Реформа системы регулирования сократит возможности для чрезмерного использования заемных средств и принятия рискованных решений и будет способствовать надежной капитализации финансовых учреждений. Формированию здоровой и устойчивой экономической системы способствуют общие принципы и стандарты правильности, честности и прозрачности при ведении международного бизнеса и финансовых дел. В этой работе также крайне важен социальный аспект экономического роста, который проявляется в расширении возможностей трудоустройства, подготовке и повышении квалификации специалистов и защите наиболее уязвимых через соответствующие сети социальной защиты и предоставление финансовой поддержки.
Для стабильного и устойчивого роста в долгосрочной перспективе потребуется постепенное сокращение диспропорций в платежных балансах. Мы признаем важность совместной работы по внесению необходимых корректив на основании согласованных на многостороннем уровне стратегий, которые предусматривают поддержку активного внутреннего спроса в странах с активным платежным балансом и увеличение нормы сбережений в странах с дефицитом платежного баланса при помощи надлежащих макроэкономических и структурных мер. Новые источники роста должны будут подкрепляться инвестициями в инфраструктуру, инновации и образование для содействия росту производительности труда при обеспечении рационального использования ресурсов в более чистой в экологическом отношении экономике в контексте открытых рынков. Кроме того, для содействия обеспечению того, чтобы бремя перестройки распределялось равномерно, потребуется более тесная координация макроэкономической политики.
Финансовая реформа и реформа системы регулирования
Мы решительно поддерживаем работу, проделанную на саммитах в Вашингтоне и Лондоне в отношении реформирования системы финансового регулирования, МФУ и СФС. Мы всецело привержены своевременному осуществлению этих решений и настоятельно призываем других партнеров присоединиться к нашим усилиям.
Мы подчеркиваем необходимость укрепления глобальных рамок финансового регулирования и контроля, укрепления согласованности стандартов отчетности и пруденциальных стандартов, создания надлежащих инструментов для решения проблемы процикличности, а также обеспечения всеобъемлющего надзора за всеми системно значимыми предприятиями и видами деятельности. Мы обязуемся проводить активную работу, необходимую для обеспечения глобальной финансовой стабильности и равных международных условий, в том числе в отношении компенсационных структур, определения капитала и соответствующих стимулов управления рисками секьюритизации, стандартов отчетности и пруденциальных стандартов, регулирования и надзора за системно значимыми хеджевыми фондами, стандартизации и устойчивости рынков внебиржевых деривативов, создания центральных клиринговых контрагентов для этих продуктов, а также регулирования и транспарентности кредитных рейтинговых агентств.
Мы в полном объёме выполняем обязательства по предоставлению ресурсов Международному валютному фонду (МВФ) и для финансирования торговли. Мы в полном объеме взяли на себя лидерство в усилиях по обеспечению МВФ ресурсами, необходимыми для укрепления его кредитного потенциала, и настоятельно призываем к участию другие страны. Мы также изучаем пути существенного укрепления потенциала льготного кредитования МВФ и рекомендуем Фонду изучить возможность предоставления больших льгот странам с низким уровнем дохода. Мы по-прежнему преисполнены решимости реформировать МВФ, с тем чтобы он мог играть свою решающую роль в современной глобальной экономике. Мы поддерживаем завершение к январю 2011 года пересмотра квот МВФ и реализацию к весенним заседаниям 2010 года договоренности о второй фазе реформы распределения доли голосов и представительства в группе Всемирного банка. Мы приветствуем действия, предпринимаемые Всемирным банком и другими многосторонними банками развития (МБР), которые подчеркивают их важную роль как фактора контрцикличной политики в условиях глобального кризиса. После всестороннего изучения состояния их капитала, включая тщательный анализ ресурсного спроса на основе согласованных средне и долгосрочных стратегий мы готовы рассмотреть дополнительные финансовые потребности. К числу других элементов, требующих рассмотрения, относятся более четкое разделение труда и сотрудничество между учреждениями, повышение гибкости баланса, эффективное управление, улучшение управления рисками, эффективное использование помощи, прогресс в продвижении инноваций, а также уделение должного внимания беднейшим слоям населения в различных странах мира.
Общие принципы и стандарты
Для того чтобы рыночная экономика обеспечивала устойчивое процветание, необходимо соблюдать основополагающие нормы надлежащего поведения, добросовестности и транспарентности в сфере экономического взаимодействия. Масштабы и глубина кризиса продемонстрировали необходимость принятия безотлагательных шагов в этом отношении. С помощью реформ необходимо решительно устранять эти недостатки международной финансово-экономической системы. Для этого потребуется содействовать повышению надлежащих уровней транспарентности, укреплять системы регулирования и контроля, улучшать защиту инвесторов, а также укреплять деловую этику. Для решения этих вопросов мы договорились о целях стратегии создания всеобъемлющей основы – «Рамочной программы Лечче» – на основе существующих инициатив с целью выявить и устранить пробелы в сфере регулирования и содействовать формированию широкого международного консенсуса, необходимого для ее быстрого осуществления. Рамочная программа охватывает такие сферы, как корпоративное управление, чистота рыночных сделок, финансовое регулирование и контроль, сотрудничество в налоговой области и транспарентность макроэкономической политики и данных. В целях обеспечения эффективности Рамочной программы Лечче мы приложим все усилия для максимального участия каждой страны в ее быстром и решительном воплощении. Мы преисполнены решимости совместно с нашими международными партнерами добиваться прогресса в деле вовлечения в эту деятельность более широких форумов, включая «Группу двадцати» и другие структуры.
Мы призываем международные организации, в частности Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирную торговую организацию (ВТО), Международную организацию труда (МОТ) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), укреплять свое сотрудничество и повышать согласованность.
Коррупция
В этой связи мы полны решимости укреплять деятельность по борьбе с коррупцией, которая создает серьёзные проблемы для обеспечения стабильности и безопасности обществ, подрывает государственные институты и ценности демократии, а также ставит под угрозу устойчивое развитие и экономическое процветание. Вновь подтверждая наши прежние обязательства, мы будем наращивать свои усилия по эффективной борьбе с коррупцией во всех странах.
Ратификация и выполнение международных конвенций в этой области являются главным показателем работы в этом направлении. Мы призываем все страны ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции (КООНПК) и осуществлять активную и согласованную последующую деятельность по итогам Балийской конференции, обеспечивая эффективное осуществление КООНПК, в том числе разработку эффективного, транспарентного и инклюзивного механизма обзора. Мы будем содействовать присоединению к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций и её выполнению, а также помогать ее постоянному механизму мониторинга в его работе. Мы будем обеспечивать выполнение в полном объеме наших законов по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств и, в соответствии с национальными правовыми принципами, будем строго расследовать и преследовать в судебном порядке преступления, связанные с подкупом иностранных граждан. Мы призываем другие ведущие экономики как можно скорее присоединиться к Конвенции ОЭСР.
Для достижения эффективных результатов необходимо активизировать международное сотрудничество по борьбе с коррупцией. Поэтому мы обязуемся совершенствовать антикоррупционные инициативы «Группы восьми» и продолжать содействовать работе с другими странами и оказывать им техническую помощь.
Мы подтверждаем свои прежние обязательства отказывать в предоставлении убежища коррупционерам и их незаконно приобретенным активам и не допускать использования коррумпированными государственными служащими плодов своей незаконной деятельности в рамках финансовых систем наших стран. Мы будем стремиться совершенствовать международно-правовое сотрудничество в расследованиях, связанных с возвращением активов, в рамках КООНПК, в частности, путем поиска возможностей по содействию неформальному сотрудничеству, а также поддержки усилий по выявлению и распространению передового опыта. Мы будем наращивать сотрудничество в области возвращения активов, в том числе с помощью Инициативы (Совместной Инициативы Всемирного банка УНП ООН) по возвращению похищенных активов.
Мы призываем международные финансовые учреждения повышать уровень транспарентности деловой практики, в том числе посредством укрепления внутренних мер защиты и расширения мер по содействию сотрудничеству с национальными властями в случаях коррупции.
Мы также приветствуем обновление отчетного доклада «Обзор выполнения «Группой восьми» обязательств по борьбе с коррупцией», который впервые был представлен в Тояко. Мы намерены сделать его постоянным инструментом, который будет служить ориентиром в вопросах борьбы с коррупцией и позволит странам «Группы восьми» придерживаться высших стандартов транспарентности и отчетности. В этой связи мы выражаем признательность ОЭСР за помощь в подготовке наших регулярных докладов об обязательствах по борьбе с коррупцией. Кроме того, мы призываем наших основных партнеров готовить аналогичные доклады о своих обязательствах по борьбе с коррупцией.
Мы по-прежнему поддерживаем Инициативу по обеспечению транспарентности в добывающих отраслях (ИТДО) в целях улучшения управления и сокращения масштабов коррупции в добывающем секторе. Мы будем наращивать усилия по содействию проведению проверок всеми выполняющими её странами и компаниями, работающими в этих странах. Мы также настоятельно рекомендуем странам-кандидатам на подключение к ИТДО завершить процедуру утверждения в согласованные с ними сроки и призываем другие развивающиеся страны и страны с формирующейся рыночной экономикой, а также их компании присоединиться к этой инициативе.
Занятость и социальное измерение
Мы преисполнены решимости заняться социальным измерением кризиса, поставив на первый план проблемы, волнующие людей. Воздействие экономического кризиса на рынки труда может привести к подрыву социальной стабильности. Поэтому разумная макроэкономическая политика должна быть увязана с политикой в области занятости и социальной политикой, направленной на сокращение безработицы, создание условий для быстрого возвращения работников на рынок труда и недопущение социальной изоляции.
Мы поддерживаем выводы, сделанные на Социальном саммите «Группы восьми» в Риме и на Лондонской конференции по проблемам рынка труда, относительно принятия дополнительных согласованных мер в целях уменьшения негативных последствий кризиса для занятости и максимального расширения возможностей для увеличения числа рабочих мест в соответствии со следующими принципами:
a. содействие проведению в жизнь активной политики в отношении рынка труда, направленной на сокращение безработицы, совершенствование работы по повышению квалификации и регулирование наличия рабочих мест с учетом потребностей рынка труда; сохранение пособий для безработных; недопущение снижения уровня занятости, в том числе с помощью программ неполной занятости в сочетании с профессиональной подготовкой, временной работой по гибкому графику или других механизмов, например субсидирования занятости во избежание увольнений;
b. обеспечение жизнеспособности и эффективности систем социальной защиты как механизмов, способствующих укреплению доверия и, следовательно, экономическому подъему и восстановлению занятости;
c. мы предлагаем международным организациям, в частности МВФ, ОЭСР и МОТ, принимать во внимание то, каким образом выносимые ими рекомендации и их сотрудничество с правительствами влияют на трудовую и социальную сферы.
Политика в социальной сфере и в сфере занятости – один из основополагающих элементов новой глобальной структуры. Необходимо принимать меры по предоставлению налоговых скидок на низкий доход отдельным лицам и домохозяйствам и предупреждению долговременной безработицы, делая особый акцент на наиболее уязвимые группы и принимая во внимание гендерные аспекты. Развитые страны, страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, а также международные учреждения должны совместными усилиями обеспечить рост, ориентированный на занятость, и способствовать укреплению социальной сплоченности. Продвижение вперед повестки дня МОТ в области обеспечения достойной работы на основе резолюции МОТ «Выход из кризиса: глобальный трудовой пакт» актуально с точки зрения реагирования на кризис в глобальном масштабе и акцентирования внимания на социальных аспектах глобализации. Правительства и предприятия не должны использовать кризис для оправдания несоблюдения прав работников в полном объеме или снижения уровня их защиты. Мы обязуемся содействовать обеспечению занятости и социальной защиты на глобальном уровне и соблюдению признанных на международном уровне трудовых прав, которые отражены в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах и в последующей деятельности в связи с ней. Мы также обязуемся решить проблему человеческого измерения кризиса и возобновить рост на более прочной основе.
Мы одобряем принятые в Лондоне решения об увеличении объема ресурсов, выделяемых на цели социальной защиты в беднейших странах за счет добровольных и двусторонних взносов, в том в рамочную программу Всемирного банка по оказанию помощи странам, оказавшимся в уязвимом положении.
«Зелёное» восстановление
При принятии чрезвычайных мер реагирования на экономический кризис нельзя упускать из виду возможность содействовать глобальному экологическому возрождению, позволяющему направить наши экономики по пути более устойчивого и уверенного роста. Разработанные нами комплексы мер финансового стимулирования позволяют все активнее инвестировать в механизмы по созданию «зеленых» рабочих мест и обеспечению энергоэффективного и устойчивого роста при низких уровнях выбросов углерода. К ним относятся меры по обеспечению энергетической эффективности, инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта, стимулирование производства экономичных автомобилей, исследования в области альтернативных источников энергии, содействие освоению технологий, основанных на возобновляемых источниках энергии, а также активизация таких видов деятельности по сокращению, переработке и удалению выбросов двуокиси углерода, как улавливание и связывание двуокиси углерода. Мы по-прежнему настроены усиливать экологическую направленность наших бюджетных мер, активизировать усилия по освоению чистых источников энергии и повышать энергетическую эффективность. Продолжая переговоры в рамках ВТО о либерализации экологических товаров и услуг, мы будет активизировать усилия по достижению прогресса в отношении уменьшения или устранения на добровольной основе торговых барьеров для товаров и услуг, непосредственно связанных с борьбой с изменением климата согласно договоренностям, принятым на Саммите в Тояко. В то же время мы обеспечим выработку надлежащих регулятивных и других механизмов, облегчающих переход к эффективному с точки зрения затратности ресурсов и низкоуглеродному росту. В этой связи мы призываем к сокращению субсидий, которые искусственным образом поддерживают потребление углеродоемких видов энергии.
Энергетическая безопасность, глобальные энергетические рынки и инвестиционный климат в энергетическом секторе
Из-за нынешнего финансово-экономического кризиса не нужно откладывать осуществление инвестиций, эффективных с точки зрения затрат, или запланированных энергетических проектов, которые позволяли бы создавать рабочие места, повышать энергетическую безопасность и содействовать ограничению выбросов парниковых газов в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Мы настоятельно призываем все страны и частный сектор выработать долгосрочную концепцию планирования своих инвестиций. Мы намерены способствовать экономическому подъему, внося при этом существенные изменения в модели инвестирования, которые обеспечат ускоренный переход к энергоэффективным и низкоуглеродным моделям роста. Мы особенно приветствуем более оперативное применение множества уже существующих экономически рентабельных технологий в целях повышения энергоэффективности электростанций, зданий, промышленных предприятий и транспорта. Ускоренные темпы инвестирования в низкоуглеродные технологии необходимы для сведения к минимуму такого существующего и возможного явления, как консервация высокой составляющей углерода, которое находит отражение в капитальных затратах жилищно-коммунального хозяйства, предприятий, автомобилей и электростанций.
В этой связи мы подтверждаем нашу твердую приверженность осуществлению в наших странах Санкт-Петербургских принципов обеспечения глобальной энергетической безопасности и призываем других присоединиться к нашим усилиям. Мы призываем основные международные энергетические организации пересмотреть и модернизировать свои программы, осуществлять их с учетом изменения проблем энергетического сектора.
Непредсказуемость энергетических рынков и крайняя неустойчивость цен ставит под угрозу способность промышленного сектора планировать и осуществлять инвестиции в новые объекты инфраструктуры согласно долгосрочной динамике спроса. Как производители, так и потребители заинтересованы в повышении транспарентности и укреплении диалога в целях снижения чрезмерной волатильности рынка. Страны, занимающиеся производством, транзитом и потреблением ископаемых видов топлива, должны сотрудничать в целях повышения стабильности и предсказуемости моделей предложения и спроса и увеличивать объем инвестиций в энергетический сектор, в том числе путем поддержания и дальнейшего развития предсказуемых юридических и регулятивных механизмов. Мы приветствуем достигнутый прогресс и последующие инициативы, одобренные на встречах по энергетическим вопросам в Джидде и Лондоне, по выявлению факторов, препятствующих эффективности энергетических рынков. Мы призываем к усилению координации действий международных учреждений, ускорению и активизации усилий по реализации существующих инициатив по налаживанию более структурированного диалога, ведущегося на основе итогов встречи по энергетическим вопросам в Лондоне, между странами-производителями, транзитерами и потребителями и нацеленного на улучшение инвестиционного климата и повышение энергетической безопасности. С этой целью мы поддерживаем важную работу Международного энергетического агентства (МЭА) и Международного энергетического форума (МЭФ), в том числе деятельность Руководящей группы высокого уровня МЭФ. Мы обращаемся к экспертам МЭФ с просьбой проанализировать различные пути снижения чрезмерной волатильности цен на нефть.
Помимо стабильных и предсказуемых регулятивных механизмов важной предпосылкой уменьшения инвестиционных рисков и неопределенности в странах-производителях и потребителях является наличие прозрачных и эффективно функционирующих энергетических рынков. В этой связи мы подчеркиваем необходимость получения своевременной и достоверной информации о спросе, предложении, запасах, резервных мощностях и инвестиционных планах. С этой целью мы будем и далее твердо поддерживать выполнение под руководством МЭФ Совместной инициативы по нефтяной статистике МЭФ, а также призываем все страны к сотрудничеству в интересах улучшения качества, полноты и оперативности данных. Мы также твердо поддерживаем усилия МЭФ по организации сбора ежегодных данных об инвестиционных планах. Полагаем необходимым усилить транспарентность на газовых рынках. В этой связи призываем МЭФ изучить возможность того, чтобы деятельность, проводимая в соответствии с Совместной инициативой по нефтяной статистике, охватывала и сектор природного газа.
Мы поддерживаем международные инициативы по повышению прозрачности и улучшению функционирования рынков, а также решению проблемы крайней неустойчивости цен на сырьевых рынках. В частности, мы приветствуем рекомендации Международной организации комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) по регулированию рынков финансовых деривативов и надзору над ними, подчеркиваем важность ускорения их реализации национальными властями и дальнейшего сотрудничества между ними, а также обращаемся ко всем странам с просьбой выполнять рекомендации ИОСКО. Мы хотели бы попросить членов Целевой группы ИОСКО по сырьевым рынкам рассмотреть возможность принятия конкретных мер по дальнейшему повышению уровня транспарентности и рыночного надзора за нефтяными фьючерсными рынками, а также возможность принятия конкретных рекомендаций.
Торговля
Мы подтверждаем наше обязательство в отношении сохранения рынков открытыми и свободными и недопущения протекционизма в той или иной форме. В трудные времена мы должны избегать прежних ошибок протекционистской политики, особенно в свете резкого снижения объема мировой торговли в результате экономического кризиса. Для того чтобы восстановление экономики было устойчивым, в нем должен присутствовать такой крупный компонент, как международная торговля, а в соответствующих программах должны полностью соблюдаться взятые нами обязательства по устранению дискриминации в соответствии с соглашениями, заключенными в ВТО, и другими международными документами. Мы максимизируем усилия и меры по поощрению и облегчению условий осуществления торговли и инвестиций.
Мы подчеркиваем важность строгого соблюдения принятого в Лондоне обязательства по воздержанию от применения протекционистских мер и их отмене, включая отказ от принятия решений по повышению действующих тарифов, во избежание дальнейшего спада международной торговли. Мы будем воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций и торговли товарами и услугами, введения новых экспортных ограничений и осуществления непоследовательных мер по стимулированию экспорта, утвержденных Всемирной торговой организацией (ВТО). Мы просим ВТО совместно с другими международными органами, в рамках их соответствующих мандатов, продолжать следить за ситуацией и на ежеквартальной основе представлять публичные доклады о соблюдении этих обязательств.
Мы будем и в дальнейшем стремиться к обеспечению того, чтобы наша часть принятых на Лондонском саммите финансовых обязательств в объеме 250 млрд. долл. США для нужд финансирования торговли оперативно выделялась через наши экспортно-кредитные и инвестиционные агентства, а также через многосторонние банки развития. Мы одобряем согласованный подход к выполнению этого обязательства, в частности на основе рационализации существующих многосторонних положений, и приветствуем обмен информацией о мерах, принимаемых в этой связи. Полагаем, что сотрудничество по линии экспортнокредитных агентств, например, в области укрепления систем перестрахования, будет играть здесь важную роль.
Мы обязуемся обеспечить скорейшее, амбициозное, сбалансированное и комплексное осуществление Дохийской повестки дня в области развития, опираясь на уже достигнутый прогресс в том числе в отношении процедур. С этой целью мы ведем расширенный диалог с нашими основными партнерами и с нетерпением ожидаем дискуссии с ними завтра.
Инвестиции
Нынешний кризис негативно отразился на потоках капитала, в том числе на прямых иностранных инвестициях (ПИИ), которые являются важным источником финансирования и двигателем экономического роста и интеграции. Мы будем стремиться обратить вспять недавно наметившуюся тенденцию к сокращении ПИИ за счет создания открытого и благоприятного климата для иностранных инвестиций, особенно в странах с формирующейся экономикой и развивающихся странах.
Признавая, что рынки, на которых осуществляют операции наши граждане и предприятия, глобальны и что наши действия имеют взаимосвязанные последствия, мы подтверждаем наши обязательства по борьбе с протекционистскими мерами. В этой связи мы приветствуем усилия ОЭСР по отслеживанию мер, ограничивающих инвестиции, и поощряем работу в этой области, начатую Круглым столом ОЭСР по свободе инвестиций (КССИ ОЭСР) совместно с ВТО, Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и МВФ.
С учётом взаимосвязанного характера тех кризисов, с которыми мы сталкиваемся, и того вклада, который могут внести в их преодоление инвестиции – выражающегося, например, в укреплении энергетической безопасности, увеличении объемов сельскохозяйственного производства и передачи технологий и расширении возможностей для развития – необходимо совершенствование базы, регулирующей инвестиции. В ходе встречи на высшем уровне в Тояко был достигнут некоторый прогресс в отношении основных принципов, содержащихся в двусторонних инвестиционных договорах и соглашениях о свободе торговли, которые предусматривают создание условий для привлечения инвестиций. Теперь нам необходимо согласие между более широким кругом стран, которое позволит выработать правовые документы, соответствующие международной обстановке и способствующие обеспечению предсказуемого и стабильного инвестиционного климата; в этой связи мы подчеркиваем тот важный вклад, который внес Хайлигендаммский диалог в достижение согласия относительно необходимости создания открытого инвестиционного климата.
С этой целью мы обязуемся более активно сотрудничать с нашими основными партнерами для согласования принципов, которые послужат основой для более упорядоченного и широкого процесса переговоров о выработке общей многосторонней законодательной базы, которая в долгосрочной перспективе позволит создать предсказуемые и стабильные условия для инвестиций. С этой целью мы обязуемся совместно работать с нашими партнерами в рамках Хайлигендаммского диалога/Хайлигендаммско-Аквильского процесса (ХАП) с тем, чтобы представить через год доклад о достигнутом прогрессе в деле оценки возможных общих мер реагирования, в том числе возможности запуска процесса с широким охватом и участием таких соответствующих международных организаций, как ОЭСР, ЮНКТАД, Всемирный банк, и других основных заинтересованных сторон.
Сознавая тот факт, что государство и частный сектор играют взаимодополняющие роли в обеспечении устойчивого роста, мы призываем активизировать усилия в целях минимизации последствий финансового кризиса и содействия ответственному подходу предприятий. С этой целью мы содействуем распространению международно-признанных стандартов добровольной социальной ответственности корпораций, с тем чтобы проинформировать о них наших граждан, предприятия, правительства и другие заинтересованные стороны. В соответствии с взятыми на себя в Хайлигендамме обязательствами мы будем и впредь популяризировать и поощрять социальную ответственность корпораций путем содействия выполнению соответствующих международно-правовых документов. Мы также приветствуем работу международных организаций, занимающихся этой проблематикой (МОТ, ОЭСР, Глобального договора), по внедрению социальной ответственности корпораций в деятельность компаний и поощрению согласованного сотрудничества между предприятиями для достижения синергетического эффекта с существующими документами в области социальной ответственности корпораций.
Инновации и права интеллектуальной собственности
Инновации и знания являются ключевыми факторами обеспечения восстановления мировой экономики и перевода ее на рельсы более устойчивого роста. Мы намерены активизировать процесс инноваций в целях решения долгосрочных проблем и поощрять развитие новых отраслей, компаний и услуг, что будет иметь решающее значение для создания новых источников роста. Мы преисполнены решимости проводить в своих странах инновационную политику, в частности с помощью пакетов стимулирующих мер. Мы видим свою задачу в содействии научным исследованиям, предпринимательству, развитию человеческого капитала и навыков, внедрению «зеленых» технологий и инвестированию в инфраструктуру, включая создание сетей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Инновации играют важную роль и в решении таких проблем глобальной политики, как охрана окружающей среды, здравоохранение и нищета. Необходимо укреплять международное сотрудничество и повышать эффективность механизмов распространения инноваций во всех их формах как внутри развитых и развивающихся стран, так и между ними, включая модернизацию системы государственного управления. Вэтой связи мы признаем вклад Инновационной стратегии ОЭСР в разработку механизмов мониторинга изменений в инновационном процессе, его распространения и воздействия, а также оценки инновационной политики.
Мы также признаем важный вклад Хайлигендаммского диалога в формирование общего видения приоритетов стран-партнеров, социально-экономических аспектов интеллектуальной собственности и путей повышения эффективности международной системы в интересах всеобщего блага. Диалог улучшил общее понимание странами-партнерами того, что благоприятная политическая атмосфера и предпринимательская деятельность, опирающаяся на уважение прав интеллектуальной собственности, являются необходимыми факторами содействия развитию инноваций, знаний, предпринимательства и творческого подхода.
Одним из путей содействия развитию инноваций является создание эффективной системы обеспечения прав интеллектуальной собственности. Все более широкое использование прав интеллектуальной собственности на международном уровне сделало интеллектуальную собственность ключевым вопросом торговли, промышленной политики, общественного здравоохранения, защиты потребителей и охраны окружающей среды и Интернет. Мы признаем ведущую роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в содействии формированию целостного видения и последовательном развитии международной системы интеллектуальной собственности. Мы также вновь подтверждаем важность Договора о патентной кооперации и глобального механизма гармонизации патентного права, например Договора о материальном патентном праве (ДМПП), и отмечаем расширение международного взаимодействия в патентной области, в том числе такие инициативы по обмену опытом, как создание механизма ускорения процедуры выдачи патента.
Производство контрафактной продукции и пиратство попрежнему представляют угрозу для глобальной экономики, общественного здравоохранения и благосостояния. В этой связи мы приветствуем результаты работы наших экспертов, нашедшие отражение в докладе группы экспертов «Группы восьми» об итогах дискуссии по вопросам интеллектуальной собственности. Мы подчеркиваем важность активизации всестороннего и целенаправленного международного сотрудничества в борьбе с производством контрафактной продукции и пиратством. Переговоры по разработке соглашения о борьбе с торговлей контрафактной продукцией (СКТП), к согласованию которого должны скорейшим образом стремиться партнеры, представляют собой важную возможность укрепления стандартов обеспечения соблюдения ПИС. С этой же целью мы будем и впредь укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество между таможенными органами, посредством системы ИНФО ПИС и обмена информацией, принимая во внимание типовые рамки и работу по наращиванию потенциала в рамках Всемирной таможенной организации (ВТО). Кроме того, мы призываем правительства и представителей деловых кругов участвовать в проводимой ОЭСР работе по дальнейшему изучению экономических последствий производства контрафактной продукции и пиратства на третьем этапе ее исследования.
Интернет и новые технологии создали новые возможности и модели предпринимательской деятельности для выработки и повсеместного распространения цифрового контента, что содействует расширению знаний, развитию науки, образования и свободы слова. В то же время эти технологии используются для цифрового пиратства. Поэтому мы считаем важным более глубокое изучение воздействия Интернета и новых технологий на повсеместное распространение цифрового пиратства и контрафактных товаров в качестве одного из компонентов стратегии, направленной на принятие мер к тому, чтобы информационно-коммуникационные технологии в полной мере служили цели содействия инновациям и устойчивого экономического роста и процветания.
Источник: Президент России |