 |
Стенограмма выступления и ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Государственным секретарем – Министром иностранных дел Казахстана К.Б.Саудабаевым
17 ноября 2009 года,
Москва
Уважаемый Канат Бекмурзаевич, уважаемые коллеги,
Нам очень приятно принимать в Москве Государственного секретаря - Министра иностранных дел Республики Казахстан. Это первый официальный визит в этом качестве Каната Бекмурзаевича за границу, и мы усматриваем в этом знак, который подчеркивает особый характер наших отношений – отношений союзничества, стратегического партнерства, добрососедства, доверительности, отношений, которые охватывают практически все, без исключения, области.
Мы сегодня обсудили наши двусторонние дела, прежде всего, в контексте реализации Плана совместных действий Российской Федерации и Республики Казахстан на 2009-2010 годы, констатировали его успешное выполнение, договорились продолжать контролировать ход дальнейшей реализации предусмотренных в этом документе важных мероприятий. Мы, разумеется, говорили и о нашем взаимодействии в различных международных организациях, и в СНГ, и в ОДКБ, ЕврАзЭс, ШОС, в том числе с учетом возрастающих задач укрепления региональной стабильности, безопасности, совместных шагов по противодействию последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Вы знаете, что в рамках ЕврАзЭС приняты соответствующие решения, и они подкрепляют усилия, предпринимаемые нашими странами на национальном уровне с тем, чтобы минимизировать последствия нынешнего кризиса.
Казахстан на протяжении всех этих лет является одним из наиболее последовательных сторонников укрепления интеграционных процессов. Мы сегодня вместе с Белоруссией стоим на пороге начала функционирования Таможенного союза, это наиболее продвинутая на сегодняшний день форма интеграции на постсоветском пространстве. Мы придаем большое значение этому проекту, намерены продолжать с нашими казахстанскими друзьями самое активное взаимодействие на этом направлении с участием, разумеется, и Белоруссии.
Россия в будущем году будет председательствовать в СНГ, а Казахстан – в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и мы договорились о координации наших действий в обеих этих организациях.
Достаточно подробно мы обсудили вопросы урегулирования правового статуса Каспийского моря. Сложности сохраняются, но в рамках пятисторонних переговоров по Каспию наблюдается определенный прогресс по многим аспектам правового статуса Каспия, и позиции России и Казахстана близки или совпадают. Мы договорились о продолжении консультаций на эту тему в рамках предстоящих в будущем году переговорных раундов.
Сегодня мы были свидетелями подписания важного Соглашения о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур». А подписанный также План мероприятий между МИД России и МИД Казахстана на следующий год отражает весь спектр региональной и международной проблематики, двусторонних взаимоотношений. Мы уверены в том, что, как в предыдущих такого рода документах, этот План будет в полной мере выполнен и позволит продвинуть наше партнерство.
Я благодарю моего коллегу и предоставляю ему слово.
Вопрос: Вопрос обоим министрам, если можно, более подробно о становлении Таможенного союза, и каковы его перспективы?
С.В.Лавров: Я уже касался темы Таможенного союза. Исходим из того, что все решения, необходимые для того, чтобы он заработал, приняты на высшем уровне. Поставлена задача обеспечить начало его функционирования 1 января будущего года, и у меня нет оснований сомневаться в том, что она будет выполнена. Прежде чем передать слово Канату Бекмурзаевичу, я бы хотел сделать маленький комментарий: мы не видим никакого кризиса в работе над согласованием правового статуса Каспия, вопросы эти непростые, работа продвигается, в ней есть определенный прогресс, и с точки зрения правового урегулирования морской глади, и с точки зрения вопросов, которые призваны помочь решать проблемы обеспечения безопасности силами прикаспийских государств.
Вопрос: Вы сказали, что Казахстан будет в следующем году председателем ОБСЕ. Россия будет председательствовать в СНГ. Какие совместные инициативы в этом плане предполагаются обеими странами? Это первый вопрос. Второй вопрос: известно, что во время председательства Казахстана в ОБСЕ будет подниматься вопрос о замороженных конфликтах. Будет ли какая-то согласованность действий между Казахстаном и Россией по разрешению «замороженных» конфликтов в Кавказском регионе? Спасибо.
С.В.Лавров: Россия в качестве страны, которая в СНГ будет председательствовать в следующем году, подготовила концепцию своего председательства, план ее реализации. В центре работы будет проблематика науки и инноваций. Именно этому будет посвящена главная тема следующего года. В гуманитарной сфере это будет год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, окончания Второй мировой войны, и в СНГ это будет Годом ветеранов. На этот счет приняты решения главами государств на саммите в Кишиневе в прошлом месяце, и это уже коллективная позиция, так что мы с Казахстаном будем, я уверен, активно выполнять намеченные и одобренные главами государств мероприятия.
Точно так же мы формируем нашу совместную позицию по отношению к ОБСЕ. У нас регулярно проводятся и двусторонние консультации с нашими казахстанскими друзьями, и консультации в рамках ОДКБ по выработке подходов к дальнейшему укреплению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Мы рассмотрели в таком формате программу председательства Казахстана в этой организации на следующий год. Мы ее поддерживаем. Это общая позиция стран – членов ОДКБ. Будем делать все, чтобы помогать нашим казахстанским друзьям в работе в будущем году, включая вопрос о созыве саммита ОБСЕ. Мы сегодня это с Канатом Бекмурзаевичем подробно обсудили. Что касается конфликтов, то, как и в любом регионе мира, конфликты на пространстве ОБСЕ должны урегулироваться в рамках тех форматов, которые для этого были созданы. Стороны должны эти форматы уважать, а все остальные должны эти форматы поддерживать. Это тоже общая позиция России и Казахстана – стран ОДКБ. Позиция, которая сформирована и подтверждена в рамках деятельности наших представителей в Вене – штаб-квартире Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это касается и нагорно-карабахского урегулирования, и приднестровского урегулирования, и Закавказья, и Косово, и Кипра, и любой другой кризисной ситуации. Мы убеждены, что Казахстан будет на посту председателя ОБСЕ ответственно подходить ко всем своим обязанностям, включая обязанность председателя поддерживать работу в действующих форматах и создавать условия для того, чтобы она была максимально эффективной. По этому вопросу у нас тоже есть договоренность о проведении тесных консультаций.
Вопрос: Вопрос по СНВ Сергею Викторовичу. С чем, по Вашему мнению, связано заявление представителя администрации США мистера Макфола о том, что к 5 декабря подписать новый договор по СНВ не удастся?
С.В.Лавров: Он этого не говорил. Я это могу со всей ответственностью заявить. Майкл Макфол сказал, что не удастся ратифицировать новый договор к 5 декабря, и это абсолютно понятно, потому что процесс ратификации и у нас, и у американцев занимает какое-то время. Есть твердая договоренность президентов сделать все на переговорах, которые проходят в Женеве, чтобы подписать новый договор к моменту истечения договора нынешнего, а он истекает 5 декабря. Процесс ратификации займет какое-то время, я уже об этом говорил, но ничего страшного в этом я не вижу, потому что, согласно Венской конвенции «О праве международных договоров», стороны после подписания соглашения, договора воздерживаются от каких-либо действий, которые противоречат предмету и цели подписанного ими документа. Ну а когда происходит ратификация, то уже договор вступает в полную силу. Так что было какое-то недопонимание того, что сказал Майкл Макфол. Он не говорил, что мы не успеем подписать договор к 5 декабря.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете ситуацию в связи с заявлением Министра энергетики России Сергея Шматко о том, что АЭС в Бушере не будет запущена до конца года с учетом того, что в Иране это восприняли с некоторым удивлением, а на Западе некоторые стали это увязывать с ситуацией вокруг отсутствия ответа Ирана на предложение по дообогащению? Вы недавно говорили, что есть еще время политико-дипломатическими средствами урегулировать ситуацию вокруг Ирана, есть ли какой-то у России deadline, когда уже времени этого не будет, и будем говорить о санкциях?
С.В.Лавров: По первому вопросу: никакой связи с тем, что происходит на переговорах с Ираном по иранской ядерной программе, и вопросом о строительстве АЭС в Бушере не существует. Здесь нет никакой политики, идет нормальный рабочий процесс, решаются сложные, но сугубо технологические вопросы. И если какие-то из них требуют небольшого дополнительного времени, то исключительно для того, чтобы сделать все качественно, обеспечить высокий уровень работы и обеспечить эффективное функционирование атомной электростанции в Бушере. Еще раз повторю – никакой политики здесь нет, решаются технологические вопросы.
Ну а что касается необходимости мирного урегулирования иранской ядерной программы, здесь наша позиция не изменилась. Мы работаем вместе с европейскими странами, Соединенными Штатами, Китаем, иранской стороной и, конечно же, с руководством МАГАТЭ. Работаем над тем, чтобы принципиальные договоренности, которые были достигнуты в прошлом месяце в Вене на встречах наших представителей, были в полном объеме выполнены. И именно на это сейчас нацелены все наши усилия. Пока говорить о том, что эти усилия не увенчались успехом, я бы считал преждевременным.
Источник: МИД России |
 |
|