Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Польши Р.Сикорским
Москва, 14 декабря 2011 года
Уважаемые дамы и господа,
Сегодня мы с моим польским коллегой Р.Сикорским подписали очень важный документ – Соглашение о порядке местного приграничного передвижения, которое будет обеспечивать безвизовой режим взаимных поездок для жителей Калининградской области и сопоставимых по территории приграничных районов Польши.
Сразу после ратификации этого документа парламентами наших стран и вступления его в силу наши граждане, проживающие в Калининградской области, и граждане Республики Польша – жители значительной части Верминско-Мазурского и Поморского воеводств – смогут пересекать границу без виз, используя разрешительные документы, которые будут выдаваться на два года, а потом и на пять лет. Тем самым для калининградцев и соответствующих граждан Польши открываются новые широкие возможности для деловых контактов, туризма и просто человеческого общения.
Хотел бы поблагодарить Р.Сикорского за его настойчивость и личный вклад в достижение такого результата в рекордные сроки, учитывая бюрократические процедуры, которые пришлось преодолевать. Мы также признательны нашим партнерам из Евросоюза, которые проявили конструктивный подход и гибкость.
Надеемся, что подписание и вступление в силу Соглашения станет предтечей скорого перехода к режиму взаимных безвизовых поездок между всеми гражданами России и стран ЕС-участниц Шенгенской зоны. Безвизовый режим – цель, имеющая для нас принципиальное значение, т.к. мы рассматриваем наше партнерство с Европейским союзом как стратегическое и перспективное. На открывающемся сегодня саммите Россия-ЕС будет объявлено о согласовании списка «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС», выполнение которых позволит сразу приступить к переговорам по соглашению о безвизовом передвижении.
В двусторонних российско-польских отношениях наблюдается устойчивое продвижение по всем направлениям, идет плодотворный и насыщенный политический диалог. Растет уровень товарооборота - за первые девять месяцев 2011 г. он увеличился более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составил почти 20 млрд. долл. Учитывая последствия кризиса, это хороший результат. Работают все механизмы нашего двустороннего сотрудничества. На днях в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание Группы по сложным вопросам истории российско-польских отношений. На повестке дня подготовка очередной сессии Форума регионов, действующего под эгидой руководителей верхних палат парламентов наших стран. Планируем в следующем году провести очередное заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польских отношений, который возглавляют министры иностранных дел.
Сегодня мы также обсудили международные проблемы, включая предстоящий саммит Россия-ЕС и его значение для развития нашего партнерства с европейскими соседями. На прошлой неделе мы вместе участвовали в министерских заседаниях Совета Россия-НАТО и ОБСЕ. Регулярно обмениваемся мнениям с польским коллегой по всем международным делам.
В ходе переговоров затронули вопросы безопасности в евроатлантическом регионе и в Евразии, говорили о влиянии дискуссий вокруг планов размещения ПРО в Европе на нынешнее состояние дел в этой области. Продолжаем обсуждать возможность недопущения нагнетания страстей, а также поиска решений, которые будут отвечать интересам безопасности всех без исключения государств евроатлантического пространства.
Достигнута договоренность о встречах между академическими центрами России, Польши, Германии и Франции для проведения международного многостороннего научного анализа проблем, связанных с формированием в Евро-Атлантике и Евразии единого пространства безопасности без разделительных линий.
Кроме того, проходят контакты на уровне министров и заместителей министров иностранных дел в формате Россия–Польша–Германия. Очередная такая министерская встреча состоится в первом квартале 2012 г. Регулярно встречаются исследователи из России, Польши и Германии. Надеемся, что они также внесут интеллектуальный вклад в поиск путей формирования единого и неделимого пространства безопасности.
Я перечислил далеко не все вопросы, стоящие на повестке дня наших регулярных контактов. Но из сказанного можно сделать вывод о насыщенности двустороннего диалога и взаимном стремлении его углублять.
Благодарю моего коллегу за сотрудничество и передаю ему слово.
Вопрос: Когда и каким образом Россия намерена реабилитировать жертв Катыни? Когда Польша может ожидать передачи всех документов по «катынскому» уголовному делу?
С.В.Лавров: Президент Российской Федерации недвусмысленно высказался на этот счет. Д.А.Медведев дал соответствующее поручение о передаче документов по «катынскому» уголовному делу польской стороне, которое уже выполняется в беспрецедентных объемах.
В политическом плане мы считаем реабилитацию состоявшейся – российское руководство сделало соответствующее заявление, приняты документы Государственной Думой. Сейчас речь идет о юридической реабилитации. Действующая в России законодательная база затрудняет утверждение необходимых решений, но мы отрабатываем формулировки, которые, находясь в правовом поле, помогут удовлетворить требования семей погибших.
Вопрос (обоим министрам): Польша располагает одним из крупнейших в мире месторождений газосодержащих сланцев. Есть ли какие-то международные планы по освоению этих месторождений? Сможет ли Россия участвовать в этих проектах?
С.В.Лавров (отвечает после Р.Сикорского): Добавлю несколько слов. Россия не видит препятствий для развития сотрудничества с Польшей в различных сферах энергетики. Р.Сикорский упомянул о некоторых формах нашего взаимодействия. Если профильные компании России и Польши будут заинтересованы в разработках сланцевого газа, взаимный интерес вполне может быть реализован на практике.
Поддерживаю стремление моего коллеги к устойчивости газовых поставок. Проекты, которые Россия реализует сейчас с рядом европейских партнеров («Северный поток» и «Южный поток»), договоренности с Белоруссией по газотранспортной системе этой страны направлены на то, чтобы уйти от проблем, возникших в прошлом в связи с позицией «транзитных» стран. Убежден, что объем поставок будет возрастать. Что касается цен, то компании договариваются с учетом общемировой формулы.
Уверен, что сотрудничество между Россией и Евросоюзом в сфере энергетики будет и далее развиваться. Эта тема стоит в повестке дня саммита Россия-ЕС в Брюсселе, который откроет свою работу завтра.
Вопрос (обоим министрам): Каково отношение Польши как председателя ЕС к прошедшим в России парламентским выборам, которые подверглись критике как в России, так и за рубежом?
С.В.Лавров (отвечает после Р.Сикорского): Как Вы справедливо отметили, критика состоявшихся в нашей стране выборов звучит и внутри России. Эти критические оценки важны, прежде всего, для нас, потому что это наша страна, и мы хотим, чтобы выборы проходили максимально свободно и честно. Президент России уже дал поручения органам прокуратуры и внутренних дел провести расследование по всем поступившим жалобам. Это будет сделано, и с результатами смогут ознакомиться российская и международная общественность.
Убеждены, что парламентские выборы – это внутреннее дело России. В то же время мы не прячемся от международных наблюдателей. На состоявшихся выборах присутствовали наблюдатели от организаций, в которых Россия принимает участие. Речь идет о Совете Европы, ОБСЕ, Межпарламентской ассамблее СНГ, Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Действительно, в отчете Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) содержится критика, касающаяся процесса голосования. Она будет учтена в расследованиях, которые проводит российская сторона. Замечу только, что БДИПЧ выиграло бы и обрело более солидную репутацию, если бы западные партнеры в ОБСЕ перестали уходить от нашего предложения разработать на межправительственном уровне правила, которыми Бюро будет руководствоваться в своей деятельности. Пока таких правил нет. У всех стран-участниц ОБСЕ есть обязательство приглашать наблюдателей в соответствии с национальным законодательством. Россия его свято соблюдает. Но еще важно иметь общепонятные критерии работы наблюдателей. Почему, к примеру, на выборы в Латвию и Эстонию, где сотни тысяч жителей являются «негражданами» – что само по себе позор для ЕС – не имеют права голосовать и даже избирать муниципальную власть, БДИПЧ направляет либо десять человек, либо вообще никого не направляет? Это вызывает закономерный вопрос: почему страны ОБСЕ избегают разговора о согласовании понятных для всех, открытых, а не подковерно разработанных критериев?
Источник: МИД России |