 |
Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ
Пекин, 6 июня 2012 года
Вопрос: Каковы итоги двусторонних встреч Президента России В.В.Путина в рамках государственного визита в КНР? С.В.Лавров: Завершилась программа двустороннего государственного визита Президента России В.В.Путина в Китайскую Народную Республику. В.В.Путин провел серию переговоров с Председателем КНР Ху Цзиньтао, Премьером Государственного совета Вэнь Цзябао, заместителем Председателя КНР Си Цзиньпином, Вице-премьером Ли Кэцяном и Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Визит зафиксировал новое качество российско-китайского стратегического партнерства и взаимодействия. С обеих сторон были высказаны самые высокие оценки достигнутого уровня в двусторонних отношениях во всех без исключения сферах. Думаю, главный секрет такого поступательного неуклонного развития российско-китайского партнерства заключается в системном подходе. Ведется регулярный политический диалог, несколько раз в год проходят встречи на высшем уровне, по линии премьеров и руководителей парламентов. Все это задает необходимый политический тон практическим проектам в различных областях. Экономика, безусловно, является одной из несущих опор нашего сотрудничества. Особую роль в двусторонних экономических отношениях играет энергетика. Сегодня было подтверждено наличие конкретных планов и намерений по развитию энергетического взаимодействия, включая нефть, газ, уголь, атомную энергетику и новые возобновляемые источники энергии. Конкретные проекты готовятся к очередному заседанию глав правительств, которое состоится в России осенью с.г. и на котором будут согласованы документы к очередному саммиту, о дате которого предстоит еще договориться. Особое внимание было уделено не только энергетическим областям сотрудничества, но и высоким технологиям с упором на необходимость их совместной разработки, в частности в авиастроении, космосе и в информационно-коммуникационной сфере. Задача поставлена, и, как я уже сказал, рубежным событием станет осенняя встреча глав правительств России и Китая, на которой соответствующие отраслевые ведомства должны будут доложить о продвижении по указанным направлениям. Двум министерствам иностранных дел было также дано соответствующее поручение о придании дополнительного импульса межрегиональным связям в контексте реализации Программы сотрудничества между районами Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Северо-Восточным Китаем. Президент В.В.Путин сегодня отметил, что в этих планах особая роль будет отведена созданному в России Министерству по развитию Дальнего Востока. Была отмечена важность дальнейшего углубления гуманитарного сотрудничества. У нас стало хорошей традицией стимулировать его различными мероприятиями наподобие перекрестных «годов». Сначала прошли годы России в Китая и Китая в России, затем Год русского языка в Китае и Год китайского языка в России, сейчас проходит Год российского туризма в Китае, а следующий год будет Годом китайского туризма в России. Подобного рода договоренности создают хорошие рамки для творческого подхода и стимулирования контактов между людьми – считаем это очень важным. Готовится и программа действий по дальнейшему углублению гуманитарного сотрудничества на десятилетний период. Отмечали сегодня устойчиво развивающееся военно-техническое сотрудничество, а также взаимодействие между нашими военными. Вслед за состоявшимися некоторое время назад сухопутными учениями вооруженных сил Китая и России в этом году прошли первые в истории военно-морские учения наших стран. Лидеры двух государств отметили, что стратегическое партнерство России и Китая в полной мере распространяется и на взаимодействие на международной арене. Обсудили согласованность наших действий в ООН, «Группе двадцати», БРИКС, ШОС, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где мы будем продолжать продвигать инициативу, выдвинутую Россией и Китаем по созданию в АТР архитектуры безопасности, основанной на равноправии и других основополагающих принципах международного права. Согласованы дальнейшие действия по различным кризисным ситуациям, которые сейчас привлекают особое внимание в мире. Условились координировать шаги и далее по проблематике Ближнего Востока и Северной Африки, включая ситуацию в Сирии и вокруг нее, по вопросам иранской ядерной программы, ядерной проблеме Корейского полуострова, по Афганистану и другим актуальным темам. С обеих сторон особо подчеркивалось, что это взаимодействие имеет особую ценность не только потому, что помогает поиску справедливых решений того или иного конкретного кризиса, но и потому, что оно нацелено на обеспечение верховенства права в международных делах и такого мироустройства, которое было бы равноправным, сбалансированным, устойчивым и многополярным.
Вопрос: Обговаривались ли дальнейшие военные учения России и Китая?
С.В. Лавров: Договорились продолжать эту практику.
Вопрос: Обсуждалась ли в ходе состоявшихся встреч иранская проблематика?
С.В.Лавров: По Ирану мы условились действовать на основе подходов, продвигаемых группой «5 плюс 1», в которую входят Россия и Китай, в том числе готовиться к предстоящей 18-19 июня с.г. в Москве очередной встрече «шестерки» с иранскими представителями.
Вопрос: Есть ли подвижки по газу?
С.В.Лавров: Даны поручения подготовить конкретные предложения по решению соответствующих нефтегазовых вопросов к очередной встрече руководителей правительств России и Китая осенью текущего года.
Вопрос: Каковы ожидания российской стороны от московской встречи «шестерки» по Ирану, учитывая относительную неудачу переговоров в Багдаде и Стамбуле, а также заявления США о намерении усилить санкционное давление на Тегеран? С.В.Лавров: Мы готовимся к встрече в Москве и хотим продолжения конструктивного разговора. Эта встреча важна не только и не столько для российской стороны, сколько для всей группы «5 плюс 1», для Ирана и всего мирового сообщества. Перевод ситуации из переговорного русла в формат силовых, санкционных действий не отвечает ничьим интересам. Дополнительные санкции мы считаем контрпродуктивными. Санкции в отношении Ирана уже приняты не только Советом Безопасности ООН, но и отдельными государствами в одностороннем порядке, что, на наш взгляд, подрывает коллективные действия. Россия выступает против каких-либо дальнейших односторонних принудительных мер. На столе переговоров имеются конкретные предложения. Они основываются на предложенном Россией подходе, который опирается на принципы поэтапности и взаимности. Согласно этому подходу мы ждем первого шага со стороны Ирана, и как группа «5 плюс 1», как представители мирового сообщества будем готовы отвечать взаимностью, делать соответствующие шаги навстречу Ирану, прежде всего в плане непринятия новых и «замораживания», ослабления действующих санкций. Это общий концептуальный подход к тому, что нам предстоит. Он был одобрен «шестеркой», и на его основе иранцам переданы конкретные предложения. Они будут рассматриваться на московской встрече.
Я бы не стал квалифицировать предыдущие встречи в Багдаде и Стамбуле как неудачные, потому что мы достигли немалого – возобновили прерванный почти на два года переговорный процесс. У нас есть основания полагать, что, если мы все будем добросовестно подходить к этому переговорному процессу и не будем пытаться преследовать свои национальные узкоэгоистические цели, которые не имеют ничего общего с задачей нераспространения ядерного оружия, то сможем договориться о дальнейших встречах. Конечно, переговоры в Москве не смогут решить все и сразу.
Вопрос: Каковы подходы России и Китая по вопросу урегулирования сирийского кризиса?
С.В.Лавров: Мы подтвердили намерение координировать наши действия по Сирии, а также то, что сейчас самое главное – выполнять план К.Аннана и резолюции Совета Безопасности ООН, которые одобрили этот план. Мы не приемлем попыток представлять дело таким образом, будто эти резолюции уже можно не выполнять, как это недавно заявила сирийская оппозиция в лице «Сирийской свободной армии» и «Сирийского национального совета». Важно понимать, что оппозиция разношерстна, и среди непримиримой оппозиции есть разные группы. Причем те, которые находятся внутри Сирии, категорически против иностранного вмешательства, а группы оппозиционеров, находящиеся за пределами САР, все чаще призывают мировое сообщество разбомбить режим Б.Асада и сменить его. Это рискованный путь, который приведет регион к катастрофе. Надеюсь, что те, кто покровительствуют подобным оппозиционным группировкам, это понимают и удержат их от безрассудных призывов. Россия считает принципиально важным выполнять план К.Аннана, резолюции СБ ООН, одобряющие этот план. Полагаем необходимым собрать встречу государств, которые реально влияют на различные оппозиционные группы. Их не так много. Конечно, речь идет о постоянных членах СБ ООН, ведущих странах региона, Турции. Нельзя забывать и об Иране, Лиге арабских государств, Организации исламского сотрудничества. Думаю, свой вклад мог бы внести и Евросоюз. Цель такой встречи, в отличие от встреч «Группы друзей Сирии», посвященных поддержке только «Сирийского национального совета» и его радикальных требований, заключалась бы в том, чтобы все внешние игроки (на первом этапе без сирийцев) договорились по-честному и без двойных стандартов выполнять поддержанный всеми план К.Аннана; чтобы все «навалились» на соответствующие сирийские стороны, на которые каждый из нас имеет влияние, и убедили их прекратить любое насилие и сесть за стол переговоров в соответствии с пунктом упомянутого плана о необходимости начала политдиалога между правительством и всеми оппозиционными сирийскими группами.
Будем двигаться в таком направлении. Не знаю, насколько к этому будут готовы все, от кого это зависит. Но у России и Китая есть четкое понимание, что подобный шаг был бы принципиально важным на нынешнем этапе, когда есть немало желающих словами и подрывными действиями сорвать выполнение плана К.Аннана.
Источник: МИД России |
 |
|