 |
Совместная пресс-конференция сопредседателей совещания министров иностранных дел и министров торговли экономик-участниц АТЭС С.В.Лаврова и А.Р.Белоусова
Владивосток, 6 сентября 2012 года
С.В.Лавров: Уважаемые дамы и господа!
Только что завершилась встреча министров иностранных дел и министров торговли участников АТЭС, которая стала последним этапом подготовки к встрече лидеров экономик АТЭС 8-9 сентября. Мы обсудили ключевые мировые и региональные экономические проблемы, подвели итоги сотрудничества в текущем году по различным направлениям и наметили основные цели и задачи на будущее.
Согласованные подходы отражены в совместном министерском заявлении, которое доступно и, надеюсь, вы с ним ознакомитесь.
Мы подтвердили приверженность либерализационной повестке дня. Был выражен общий настрой на то, чтобы добиваться улучшения условий для торговли и инвестиций, не допуская искусственного протекционизма.
Все представители экономик АТЭС высказались за углубление региональной экономической интеграции как основного средства продвижения к созданию системы свободной открытой торговли. Была подчёркнута важность дальнейших совместных мер по совершенствованию транспортно-логистических систем и устранению узких мест в региональных цепочках поставок, намечены конкретные шаги и согласованы конкретные меры для достижения этой цели.
В ходе совещания признана также необходимость более энергичных действий для обеспечения продовольственной безопасности. Мы признательны нашим партнёрам за поддержку российских предложений и по этой теме. Речь идёт о повышении стабильности продовольственных рынков, расширении доступа к продовольствию для социально уязвимых слоёв населения, о привлечении инновационных технологий в сельское хозяйство, борьбе с незаконной добычей и торговлей морскими ресурсами.
Мы убедились в богатом потенциале такого направления региональной интеграции как содействие инновационному росту. Россия инициировала диалог по этой теме с участием представителей правительств, бизнеса, науки и в рамках завершившегося заседания Делового консультативного совета, возглавляемого в этом году российскими представителями. Было решено сформировать государственно-частное партнёрство по политике в области науки, технологий и инноваций.
Мы также отметили, что крупным шагом станет реализация российских идей по формированию Единого образовательного пространства в регионе АТЭС. Речь идет о налаживании комплексного сотрудничества между ведомствами, исследовательскими центрами, учебными заведениями и бизнесом, а также о закреплении в практике АТЭС различных секторальных диалоговых форматов по данной проблематике.
Мы высоко оцениваем итоги совместной работы в рамках форума в 2012 году. По общей оценке, нам удалось сохранить преемственность в деятельности АТЭС и одновременно придать ей дополнительную динамику.
Уверен, что все присутствующие ознакомились со статьёй Президента Российской Федерации В.В.Путина ("Владивосток-2012: российская повестка для форума АТЭС", опубликована в азиатском издании «Уолл-стрит джорнэл»), которая посвящена открывающемуся завтра саммиту экономик АТЭС. В ней убедительно подчёркивается, что Россия будет и впредь энергично участвовать в интеграционных процессах, в том числе подключаясь к формирующимся в этом регионе механизмам. Это наш принципиальный выбор, и мы будем его реализовывать, основываясь на согласованных подходах и, конечно, на интересах, согласованных с нашими партнёрами по Таможенному союзу. Убеждён, что координация интеграционных усилий на евразийском, азиатско-тихоокеанском пространствах принесут пользу всем эти регионам.
Благодарю вас за внимание и предоставляю слово Андрею Рэмовичу Белоусову.
А.Р.Белоусов: То, что происходит в эти дни, - это кульминация года председательства Российской Федерации в АТЭС. И сейчас мы можем предварительно говорить уже о тех результатах, которые нам удалось всем вместе, 21 экономике-участнице АТЭС, достичь.
Безусловно, прорывным результатом является формирование так называемого списка экологических товаров. Речь идет о товарах, которые существенно связаны с охраной окружающей среды, оценкой природных рисков, контролем качества воды и воздуха, которые, по сути дела, помещаются в зону практически беспошлинной торговли, то есть экономики АТЭС, руководители АТЭС в случае, если этот список будет одобрен лидерами, берут на себя обязательства к 2015 г. снизить таможенные пошлины на эти товары до 5%. В некоторых экономиках эти пошлины сейчас достигают 30% и более, то есть практически открывается новый рынок для товаров, которые определяют качество окружающей среды.
Почему я называю это прорывным результатом? Потому что задача формирование такого списка была поставлена в рамках ВТО еще в 2001г. В течение 10 лет страны-члены ВТО не смогли договориться по этому списку, то есть результат практически нулевой. За год под председательством России экономикам-участницам АТЭС удалось сформировать список: в нем сейчас 54 позиции.
Хочу сказать, что накал страстей был колоссальный. Вчера список, который удалось согласовать, достигал 20 позиций. В ходе вчерашних совещаний он был увеличен до 25 позиций. Было признано, что такой список выносить лидерам нельзя: это просто стыдно, 25 позиций - очень мало. Буквально за сутки, но, безусловно, опираясь на те наработки, которые были сделаны ранее, опираясь на некоторые уже готовые решения, с которыми приехали разные экономики на сегодняшнее мероприятие, список удалось довести до весьма значимого набора товаров - 54.
Решение в АТЭС принимается консенсусом: если хотя бы одна экономика против, то список не принимается. Сегодня все экономики одобрили этот список. Это, безусловно, на мой взгляд, выдающийся результат, тем более на фоне усиления протекционизма в мировой торговле, о чем сегодня многие говорили, на фоне весьма сложных проблем, которые сейчас происходят с ВТО в рамках Дохийского раунда.
Это, безусловно, не единственный результат. Есть и другие результаты. По инициативе России была принята модельная глава по транспарентности в соглашениях о зонах свободной торговли. Я должен сказать, что сегодня АТЭС стал своеобразной площадкой, где вырабатываются как двусторонние, так и многосторонние модели новых взаимоотношений между экономиками. И не случайно многие экономики АТЭС имеют десятки соглашений о зонах свободной торговли.
Приведу пример. Чили имеет 58 соглашений такого рода, и несколько десятков имеет Вьетнам - практически открытые экономики. Там вырабатываются новые варианты, новые модели такого рода соглашений. И для России это очень существенно. Во-первых, наша страна сейчас очень активно участвует в переговорах и в других стадиях проработки соглашений о зонах свободной торговли. Всего Российская Федерация получила сегодня 35 предложений о формировании зон свободной торговли с разными экономиками, в том числе странами БРИК, такими как Китай и Индия. Вчера, как вы, может быть, знаете, было подписано соглашение между ЕЭК в лице Андрея Александровича Слепнева и Министром промышленности и торговли Вьетнама о готовности к началу переговоров по зоне свободной торговли с Вьетнамом - Таможенного союза и Вьетнама. Хочу здесь подчеркнуть: это уже не прерогатива России, это прерогатива трех стран.
Вот эта модельная глава по транспарентности важна тем, что в рамках наших обязательство по ВТО мы приняли на себя достаточно важные обязательства, связанные с публикацией проектов нормативных актов, законов, постановлений правительств, решений министерств и ведомств, которые касаются торговли, о их публикации до введения в действие. Это положение очень важно, и сегодня принятие этой главы АТЭС означает, что все экономики АТЭС готовы взять такого рода вещи, такого рода публикацию нормативных актов в качестве стандарта своей деятельности при формировании свободной торговли.
Безусловно, очень важные решения были приняты в области продовольственной безопасности - принята декларация о продовольственной безопасности в качестве одного из приложений к декларации лидеров. Это очень важный пункт, который касается, прежде всего, обеспечения доступа к продовольствию всех слоев населения, всех экономик.
Принято, что экономики АТЭС договорились или, точнее, договариваются о коллективных действиях, для того чтобы стимулировать инвестиции в сельское хозяйство, инфраструктуру, хранение сельскохозяйственных товаров, создание механизмов быстрого реагирования в случае продовольственных кризисов.
Безусловно, важным пунктом как для Российской Федерации, так и для экономик АТЭС являются вопросы, связанные с формированием надежных цепочек поставок. Для нашей экономики эти решения очень важны, потому что они дают новые возможности для развития трансконтинентальных транспортных коридоров, таких как Северный морской путь, Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали. Сегодня экономики-участницы АТЭС договариваются о мерах, которые потенциально дают возможность для реализации наших стратегических геоэкономических преимуществ.
Также существенным был целый ряд решений, которые зафиксированы в виде приложений к декларации лидеров о развитии разных систем для обеспечения инновационного роста. АТЭС представляет собой комплексную и сложную систему разного рода взаимодействий между экономиками-участницами этого форума по разным поводам, в том числе в рамках инновационного взаимодействия были приняты решения, которые касаются развития образовательного потенциала в экономиках-участницах АТЭС, повышения мобильности образовательного потенциала, студентов, перемещения студентов между экономиками.
Это важно в том числе и потому, что место, где мы сегодня находимся, - это университет, который еще должен стать университетом. Помещения для него есть, университета как такового еще нет. Развитие образовательного потенциала, в том числе на Дальнем Востоке, очень важно с точки зрения развития России. Условия для этого были также приняты в ходе министерской встречи. Есть еще некоторые решения. О них готов сказать, если будут соответствующие вопросы.
Вопрос А.Р.Белоусову: Вы упомянули, что был принят некий перечень экологически чистых, «зеленых» товаров, даже назвали их количество. Не могли бы Вы назвать хотя бы несколько основных позиций, и какие из этих основных товаров, с Вашей точки зрения, мы можем производить в России?
А.Р.Белоусов: Я сразу хотел бы уточнить. Речь идет не о «зеленых» товарах, не об экологически чистом продовольствии, а, прежде всего, о тех товарах, которые обеспечивают экологический рост. В качестве примера приведу некоторые пункты этого списка: измерительные приборы для контроля качества воды и воздуха, специальные системы мониторинга и контроля состояния окружающей среды, печи и другие виды оборудования для сжигания мусора, ветрогенераторы, генераторы переменного тока и так далее. То есть речь идет об оборудовании, которое обеспечивает контроль качества состояния окружающей среды.
Вопрос С.В.Лаврову: Поднималась ли в ходе совещания министров иностранных дел и торговли АТЭС тема создания так называемой биржи технологий и ее сроков?
С.В.Лавров: Как я уже отмечал, эта тема обсуждалась в рамках деятельности Делового консультативного совета, где российские председатели (от России участвуют три крупные компании) выдвинули инициативу создания Партнёрства в области технологий. Несколько лет назад было создано Партнёрство по политике в области продовольственной безопасности. Партнёрство по проблемам технологического, инновационного развития, обеспечения прав интеллектуальной собственности, сформированное по инициативе российских бизнесменов, было согласовано практически за год, потому что впервые была выдвинута на предыдущем саммите в рамках Делового консультативного совета АТЭС.
В рамках этого партнёрства будут созданы три рабочие группы - по инновациям, интеллектуальной собственности и технологиям. Идея Фонда фондов, которую обсуждали в рамках этой дискуссии, остаётся в проработке. Но, повторю, уже созданы рамки для того, чтобы государственно-частное партнёрство с привлечением науки заработало, и у наших деловых кругов с их коллегами из других экономик есть конкретный график функционирования упомянутых трёх механизмов.
Вопрос (обоим министрам): Сегодня на встрече обсуждались логистика и цепочки поставок. Есть ли понимание после переговоров, готовы ли азиатские партнеры инвестировать в развитие российских регионов, в частности Дальнего Востока, в развитие инфраструктуры для облегчения и развития доставок из Азии на Запад?
А.Р.Белоусов: Я сразу должен отметить, что инвестировать будут не наши партнеры, не экономики, а частные компании. Но для того, чтобы эти инвестиции пошли, а мы в них заинтересованы, должны быть созданы определенные, я бы сказал, весьма специфические условия логистики. Эти условия обсуждались, и по ним принимались следующие решения.
Во-первых, это определенные стандарты информации, определенные требования к цифровым технологиям, информационному обеспечению движения грузов. Должен сказать, что у нас здесь появились определенные преимущества в связи с созданием системы ГЛОНАСС. В последнее время эта система заработала, после того как была развернута спутниковая группировка, и она дает принципиально новые возможности для отслеживания движения грузов по территории Российской Федерации и других экономик. Во-вторых, к ним относятся определенные стандарты качества сохранения грузов, движения, логистики и т. д. Третьим условием является обеспечение интермодальности. Все эти вопросы находились в фокусе обсуждений, и по ним принимались соответствующие решения, как экономики-участницы АТЭС будут способствовать развитию этих пунктов. Все они находятся, естественно, в зоне наших интересов.
С.В.Лавров: Добавлю, что подробные рекомендации по направлениям, о которых сказал Андрей Рэмович, были сформулированы в ходе специального совещания министров транспорта, состоявшегося в прошлом месяце в Санкт-Петербурге. Эти меры (с ними можно ознакомиться) нацелены на то, чтобы выполнить задачу, которую лидеры экономик АТЭС поставили в Йокогаме в 2010 году, - повысить эффективность региональных транспортных перевозок на 10% к 2015 году.
По подсчётам Cекретариата АТЭС, если это будет сделано, то все участники АТЭС сэкономят около 20 млрд долларов в год. Так что есть, за что побороться.
Вопрос: США сейчас активно продвигают программу транстихоокеанского партнерства (ТТП). Как российская сторона оценивает роль ТТП? Планирует ли Россия присоединиться к этой программе?
А.Р.Белоусов: Я должен сказать, что в перспективе мы, безусловно, видим присоединение России к ТТП. Это важная стратегическая инициатива, но скорость нашего движения в этом направлении, естественно, будет определяться складывающимися условиями и обстоятельствами. Я думаю, что это вопрос не самого ближайшего времени.
Вопрос А.Р.Белоусову: Каким образом будет решаться вопрос с РЖД, инфраструктуры которой не хватает для того, чтобы обеспечить транспортировку больших объемов грузов в экономики АТР?
А.Р.Белоусов: Во-первых, я бы не сказал, что инфраструктуры не хватает, хотя ограничения здесь есть. Дело даже не столько в том, что есть ограничения, сколько в том, что они будут реализовываться в перспективе. Сейчас основные возможности расширения инвестиционного потенциала РЖД, для того чтобы они строили новые железные дороги, связаны с созданием специальных инвестиционных документов, таких как, например, инфраструктурные облигации под гарантии государства. Это нужно и для того, чтобы можно было задействовать длинные ресурсы (это пенсионные деньги, деньги Фонда национального благосостояния) через механизмы наших институтов развития, прежде всего через ВЭБ. Такие задачи поставлены, и Правительство сейчас этим занимается очень активно.
Проблемы здесь мы видим. Это касается и создания скоростных железных дорог, в том числе для продвижения грузов, и изменения топологии наших железных дорог, что связано, в частности, с формированием московского транспортного узла, для того чтобы не все грузы шли через Москву, и так далее. Очень капиталоемкий, дорогостоящий проект, но решаться эта проблема будет таким образом, как я сказал.ных дорог, в том числе для продвижения грузов, это касается и изменения топологии наших железных дорог, что связано, в частности, с формированием московского транспортного узла, для того чтобы не все грузы шли через Москву, и так далее. Очень капиталоёмкий, дорогостоящий проект, но решаться эта проблема будет таким образом, как я сказал.
Вопрос А.Р.Белоусову: Как понимается механизм быстрого реагирования на продовольственный кризис? И можно ли считать это важной составляющей в инициативах Российской Федерации о создании продовольственного союза, которые несколько лет тому назад были выдвинуты?
А.Р.Белоусов: Понимается это в контексте информационного обмена, то есть как информирование друг друга о возникающих продовольственных проблемах. Но сегодня некоторыми экономиками, целому ряду экономик ставились вопросы о создании соответствующих общих страховых фондов, например резервного фонда риса на случай кризиса.
Для АТЭС эта проблема очень важна, потому что в мире голодает примерно около миллиона человек. Из них, по разным оценкам, я так назову среднюю цифру, где-то до 600 тыс. человек приходится на экономики АТР, поэтому эта проблема является крайне важной. Но пока, я говорю, создание каких-то инфраструктурных элементов вроде таких фондов - это дело будущего, это вопрос, требующий специальных решений, специального обсуждения. Пока речь идет об информировании друг друга.
Вопрос: Как обстоят дела с созданием свободного союза?
А.Р.Белоусов: Это тоже одна из задач. Задача такая ставится, это один из ориентиров, к которому мы идем, но пока скорость тоже будет зависеть от обстоятельств.
Вопрос: Вы говорили о рациональном использовании географических преимуществ. В начале года китайские компании приняли участие в тендере по созданию высокоскоростной железной дороги в России. Идет ли речь о совместной разработке развития инфраструктуры с экономиками-участницами АТЭС?
А.Р.Белоусов: Я думаю, нам сначала нужно создать эту инфраструктуру. Мы прорабатываем целый ряд механизмов, которые позволили бы привлечь иностранные инвестиции в такого рода проекты. Кроме того что я сейчас сказал, речь идет о разного рода страховых механизмах, которые позволили бы сделать привлекательными инфраструктурные проекты таких фондов, как, например, Российский фонд прямых инвестиций, в котором сосредоточены весьма значительные ресурсы. Позднее может идти разговор и о совместном использовании подобного рода проектов.
Вопрос: Мой вопрос о транспортировках из Азии в Европу, потенциале России. Много говорят об инфраструктуре, но эксперты, которые критикуют, говорят о других проблемах - проблемах с таможнями, бюрократией, коррупцией и так далее. Что вы делаете в этом плане?
А.Р.Белоусов: Я должен вам сказать, что сейчас развернута довольно большая работа в этом направлении. В декабре прошлого года нынешний Президент России В.В.Путин, тогда Председатель Правительства, выдвинул инициативу, которая получила название «Национальная предпринимательская инициатива», суть которой состоит в том, чтобы решать вопросы инвестиционного климата, в том числе и вопросы таможенного администрирования. Они там стоят на первом месте, прежде всего, силами самого бизнеса, то есть к решению этих вопросов подключаются наши крупнейшие бизнес-объединения.
Разрабатываются дорожные карты, по которым принимаются решения, которые становятся, по сути дела, нормативными документами, потому что они утверждаются распоряжениями Правительства, становятся обязательными для всех участников. Первая дорожная карта в этой области, которая была утверждена в мае и уже начала выполняться, - это дорожная карта по улучшению таможенного администрирования. Должен сказать, что в качестве конкретных целей, конкретных целевых ориентиров взяты показатели Мирового банка из рейтинга Doing Business, то есть по этой дорожной карте к 2018 г. Россия должна войти в первую двадцатку экономик с лучшим таможенным администрированием. Там прописаны совершенно конкретные действия, которые уже реализуются, и я вас уверяю, что буквально через год вы российскую таможню не узнаете.
Вопрос (обоим министрам): 2-4 сентября с.г. во Владивостоке прошёл Молодёжный форум АТЭС. Это была одна из российских инициатив, реализованных в этом году. Дошли ли до вас декларация и идеи, которые продвигали молодые лидеры, и как вы вообще относитесь к перспективе сотрудничества с молодёжью? Есть ли планы создания каких-то конкретных механизмов взаимодействия? Молодые лидеры могут предложить нестандартные решения, например, в сфере поддержки малых и средних предприятий или развития человеческих ресурсов, с которыми они сталкиваются каждый день, а с министерского или даже экспертного уровня всего не увидеть.
С.В.Лавров: Мы, конечно, хотим не сотрудничать с молодёжью, а ощущать молодёжь как органичную часть нашего общества. Своим вопросом Вы сразу переводите нас в другую возрастную категорию. Тот факт, что традиция проведения молодёжных форумов АТЭС укрепилась и устоялась, является отражением общей тенденции.
Такие же молодёжные форумы проводятся и при подготовке к саммитам «восьмёрки». Это была российская инициатива. Перед саммитом («Группы восьми») в Санкт-Петербурге такой форум состоялся, как, кстати, и мероприятие в рамках парламентского измерения той же «восьмёрки». Согласованные на форумах рекомендации выносятся на рассмотрение лидеров, и, смею Вас заверить, реакция обязательно следует. Всё, что излагается, отражает чаяния молодых людей, которые населяют этот бурно развивающийся регион. И, конечно же, лидеры должны принимать во внимание то, чем дышит и о чём думает молодёжь. Уверен, что так оно и будет.
А.Р.Белоусов: Даже ощущать молодежь в себе.
Вопрос (А.Р.Белоусову): Пресс-конференция задержалась на два часа. Было ли это вызвано несогласованностью по списку товаров, о котором Вы говорили? Если да, можете ли Вы сказать, в чём состояли противоречия, в чём был конфликт? По каким позициям не удалось договориться? Какие экономики противились расширению этого списка и по каким позициям? Вошли ли в этот список автомобильные двигатели, работающие на неископаемом топливе, велосипеды? Что не попало в конечный список?
С.В.Лавров: А Вы раньше следователем не работали?
Вопрос: Это предложение о работе?
С.В.Лавров: Я не из той конторы, как Вы можете догадаться.
А.В.Белоусов: Просто коллега вчера брал у меня большое интервью, и, видимо, это вопросы, которые остались «на полях».
Дело в том, что АТЭС и понятие «конфликт» несовместимы. Это особая организация, где все решается на основании консенсуса. Экономики, которые, безусловно, конкурируют между собой на разных рынках, в разных геополитических, геоэкономических проектах в этой организации ведут себя по-другому. Здесь другой дух именно потому, что все должны приходить в конечном счете к консенсусу. Поэтому конфликта изначально никакого не было.
Но дело в том, что экономики АТЭС очень разные. АТЭС в этом смысле уникальная организация по спектру решений и по качественным различиям между участниками процесса принятия решений. Она включает в себя и развитые экономики, такие как Соединенные Штаты Америки, Канада, и развивающиеся экономики. Она включает в себя и быстрорастущие экономики с большим населением, такие как Китай, например, или Индонезия, а они включают в себя и так называемые малые страны, у которых проблемы другого качества - проблемы преодоления бедности основной части населения.
Выработать консенсус между этими экономиками - задача очень сложная. Действительно, последние два часа мы занимались исключительно обсуждением вопросов списка экологических товаров, но это не было конфликтом. В дискуссии участвовало большое количество экономик, это отнюдь не какие-то две-три экономики. У многих были чувствительные позиции, вырабатывались общие решения, общие подходы.
Вопрос (С.В.Лаврову): У Москвы и Сеула есть много очень интересных экономических проектов, но, как мы знаем, между этими странами расположено ещё одно государство, которое не входит в состав АТЭС. Как решаются вопросы сотрудничества между тремя государствами, которые к тому же являются и близкими соседями?
С.В.Лавров: У всех трёх названных Вами стран - Российской Федерации, Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Кореи - имеется интерес к реализации трёхсторонних проектов. На этот счет уже ведутся практические дискуссии. В прикладном плане обсуждаются три проекта. Первый - строительство газопровода в Южную Корею через Северную Корею, второй - аналогичная линия электропередач, и третий - соединение железных дорог Северной и Южной Кореи с Транссибирской магистралью. Проекты находятся в разной стадии продвинутости, и по всем темам идут конкретные разговоры.
Естественно, политическая напряжённость на Корейском полуострове (как это происходит сейчас) не способствует тому, чтобы занимающиеся этими проектами деловые люди могли успешно двигаться вперёд. Но ни один из проектов пока не похоронен. Наоборот, есть интерес к каждому.
Спасибо.
А.Р.Белоусов: Спасибо.
Источник: МИД России |
 |
|